Теософия» Е.П.Блаватской 2 страница



Придавая большое значение религии в истории человеческого общества, Живая Этика на современном этапе отводит основную роль такой форме познания как наука: «Наука должна укрепить пути к высшему познаванию. Наступило время, когда древние символы знания должны претвориться в научные формулы». Живая Этика в своём понимании мира и человека предполагает научное объяснение в будущем всем явлениям мироздания. «Наука пусть шире ведет к познанию неограниченному». Эти идеи Живой Этики схожи с программой Тейяра де Шардена, который считал, что «удовлетворительное истолкование универсума, даже позитивистское, должно охватывать не только внешнюю, но и внутреннюю сторону вещей, не только материю, но и дух. Истинная физика та, которая сумеет включить всестороннего человека в цельное представление о мире».

Согласно Живой Этике, важнейшей задачей эволюции на современном этапе является переход от вражды, конфронтации и разъединения к согласию, единению и сотрудничеству. Человечеству необходимо стремиться к равенству всех людей независимо от пола, национальных, расовых или социальных различий. Во всех сферах деятельности должно преобладать нравственное начало. Без искоренения несовершенства и невежества невозможно установить справедливую жизнь на Земле. Поэтому каждый человек должен стремиться к совершенствованию: изживать самость, эгоизм (во всех его видах), утверждать и развивать самоотверженность и терпимость в отношениях между людьми. В этом процессе человеку необходимо выполнять свой долг перед семьей, страной и всем человечеством и действовать во имя общего блага. Нет необходимости отдаляться от мира, уходить от людей, замыкаться в себе. Живая Этика утверждает активную жизненную позицию каждого члена общества.

Живая Этика называет наступающую эпоху Эпохой Женщины. Женщине предстоит сыграть важную роль в процессе становления высококультурного общества. Она должна осознать своё космическое предназначение, восстановить свои «попранные права», внести в мир начала любви, согласия и высокой духовности. «Идущее время снова должно предоставить женщине место у руля жизни, место рядом с мужчиной, её вечным сотрудником. Ведь все величие Космоса зиждется на этих двух Началах. Основа Бытия есть величие двух Начал. Как же возможно умаление одного из них? Все переживаемые и грядущие бедствия и космические катаклизмы имеют в основании причину — унижение женщины».

«Прогрессивные» мысли Рерихов, проясняются, однако, при углубленном изучении Живой Этики. Согласно Агни-Йоге, Бог (Дух) тождественен миру; таким образом зло, существующее в мире, присуще богу, оно законно и необходимо, так как имеет божественную санкцию. «В Абсолюте зла как такового не существует, но в мире проявленном все противоположения налицо – свет и тьма, дух и материя, добро и зло. <…> Добро на низшем плане может явиться злом на высшем, и наоборот. Отсюда и относительность всех понятий в мире проявленном» (Е.И. Рерих).

«Дар распознавания <…> был жертвенно дарован Силами Света. Потому первоначальное имя такого вестника и было Люцифер-Светоносец. Но с веками на Западе великий смысл этой легенды был утерян. <…> Сатана, когда его перестают рассматривать в суеверном, догматическом и лишенном философии духе церквей, вырастает в величественный образ того, кто создает из земного человека – божественного; кто дает ему на протяжении долгого цикла Махакальпы закон духа Жизни и освобождает его от греха неведения…» («Живая Этика»).

Соответственно, христианский Бог – «демон мстительный, несправедливый, жестокий и тупой, … небесный тиран, на которого христиане так щедро расточают свое раболепное обожание» (Письма махатм, 57). Аналогично и об Аллахе и др.: «Существуют «Коганы тьмы» – несовершенные «разумы», которые никогда не войдут в число «строителей» Вселенной, чистых планетных Разумов… «Мамо Коганы» и их разрушительный разум – те боги, которым индусские, христианские, магометанские и все другие фанатические религии и секты поклоняются. Мамо являются олицетворением вроде Шивы, Иеговы и других выдуманных чудовищ …» (Письмо 153).

Сами Рерихи заверяли, что трактаты цикла Агни-Йоги они пишут не сами, а записывают "космический диктант". Это известный феномен автоматического письма, когда сам человек находится в медитативно-полубессознательном состоянии, а карандаш пишет сам по себе, исполняя волю некоего духа, «вышедшего на контакт».

«Когда колесница направлена ко благу, то возница не отвечает за раздавленных червей»; Е. Рерих уточняет: «Конечно, изречение о колеснице оставьте для себя, иначе много соблазна может произойти...». Здесь утверждается возможность убийства в целях, выгодных для распространения этой секты. Еще один пример: «Фундаментальные трактаты живой этики допускают необходимость убийства во имя торжества своих идеалов» (Трактат «Община»).

«Христос уничтожил свое тело» (Е.И. Рерих). Христос не воскресал, но мессия придет и уже пришел в Европу в период захвата власти фашистами!

Н. К. Рерих, раскрывая учение «Агни-йога» писал в 1926 г.: «Ни философия наша, ни мы сами не верим в Бога, менее всего в Того, местоимение которого требует прописной буквы» (цит.по [27, с.50]).

Агни-Йога проповедует установление нового мирового порядка. По мнению Рерихов, «Евангелие не соответствует истинному учению Махатмы Иисуса» (совсем, как у М.А.Булгакова), а значит и Евангелие и вся христианская литература будут по их плану изъяты из библиотек. Предположения рерихианцев на будущее включают такие мероприятия как: уничтожение кладбищ, как рассадников эпидемий; отмена денежной милостыни; в новой общине нужно забыть о доброте, ибо доброта не есть благо; народности с их историей и культурой должны быть отменены.

Религиозно-философские идеи Рерихов привели к образованию во многих странах мира обществ и организаций, основывающих свою деятельность на наследии семьи Рерихов. Современными последователями Агни-Йоги все иные формы религии рассматриваются как неполноценные проявления религии истинной – Агни Йоги. Христианство – лишь «логический и исторический результат развития Абсолютной Духовности» (В.И. Мурашов, один из современных идеологов Агни-Йоги).

В книге «Космическая Педагогика Эпохи Огня» (автор В.И. Мурашов) идеи Агни-Йоги предлагаются к внедрению в современное образование: «Живая Этика учит накоплению огненных элементов бессмертия. Чтобы до конца понять Учение Жизни и превратить его в практическое мировоззрение, надо достичь духовной ступени Владык Света». Е.И. Рерих объявлена «спасительницей», имеющей оккультно-божественное происхождение: «У нас, у Сынов Разума – руководителей планеты, говорит Великий Владыка, есть на нашей планете доверенная, испившая чашу опыта», это – «Великий Дух», который «в наиболее критический момент эволюции Земли был послан для надземного подвига»; «Дочь Великого Владыки, стоящего во главе Иерархии нашей планеты, воплотилась среди людей»; «Опыт Матери Агни Йоги был … искуплением человечества, испитием всех ужасных ядов, которые наводнили планету до такой степени, что угрожали ей взрывом». «Великий Дух, давший это Учение России через русскую женщину, был в своем прошлом воплощении Великим Святым Земли русской – Сергием Радонежским» (В.И. Мурашов). До такого еще никто не додумывался …

«Эволюция нашей планеты проходит точку равновесия духа и материи. Человечество движется навстречу огненной стихии, откуда оно когда-то по дуге инволюции снизошло в материю». «Огненные энергии в страшном напряжении устремлены к Земле, и, неосознанные и непримененные, они будут вызывать и уже вызывают разрушительные землетрясения и другие космические пертурбации, так же как и революции, войны и новые эпидемии. Мы находимся у самого преддверия нового века, новой расы, и потому наше время может быть приравнено к последним временам Атлантиды…» (В.И. Мурашов).

«Нужно приучать всех семилетних помнить Иерархию, ибо после семи лет сознание уже приобретает неизгладимый след для всей жизни»; «противоречие между духом ученика, как тускло мерцающей искрой космического Огня, погруженной в плотные оболочки материи и полыхающим пламенем Божественного Огня» преодолевается в процессе «вдохновенного труда, медитации… через… огненную трансмутацию и слияние духа ученика с духом Учителя, с Иерархией Света, с Мировым Духом» (В.И. Мурашов, «научная» терминология оставляется на совести автора).

Вице-президент Международного центра Рерихов Людмила Шапошникова утверждает, что Агни-Йога находится как бы «вне»: вне конфессий, вне традиционного эзотеризма и вне официальной философии, строя на их основе, на достижениях научной мысли, на достижениях русской философии Серебряного века новое оригинальное мировоззрение, называемое «Философией космической реальности».

Признание Рерихами приоритетной роли культуры в развитии человечества получило своё практическое развитие в общественно-культурной деятельности Н. К. Рериха, который, являясь масоном и крупнейшим «агентом влияния» в Евразии, стал основателем нескольких культурных и научных центров и институтов, инициатором международных культурных движений «Мир через культуру» и «Знамя мира». Знамя Мира — символ Международного Пакта охраны культурных ценностей, предложенного Н. К. Рерихом в 1929 г. и подписанного в 1935 г. странами американского континента (в том числе США). В 1954 г. на основе этого Пакта была принята Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта.

Хорошо известны большевистские пристрастия Рерихов; ниже приводится Послание Махатм, переданное Рерихами Советскому правительству: «На Гималаях мы знаем совершаемое вами. Вы упразднили церковь, ставшую рассадником лжи и суеверий. Вы уничтожили мещанство, ставшее проводником предрассудков. Вы разрушили тюрьму воспитания. Вы уничтожили семью лицемерия. Вы сожгли войско рабов. Вы раздавили пауков наживы. Вы закрыли ворота ночных притонов. Вы избавили землю от предателей денежных. Вы признали, что религия есть учение всеобъемлемости материи. Вы признали ничтожность личной собственности. Вы угадали эволюцию общины. Вы указали на значение познания. Вы преклонились перед красотою. Вы принесли детям всю мощь космоса. Вы открыли окна дворцов. Вы увидели неотложность построения домов для общего блага! Мы остановили восстание в Индии, когда оно было преждевременным, также мы признали своевременность вашего движения и посылаем вам всю нашу помощь, утверждая единение Азии! Знаем, многие построения совершатся в 28-31-36 годах. Привет вам, ищущим общего блага!».

В СССР Рериховское движение как таковое начало активно развиваться только в период «перестройки» в конце 1980-х гг. Но его фундамент заложил ещё Ю. Н. Рерих (1902—1960), известный востоковед, старший сын Н. К. и Е. И. Рерихов. Начиная с 1960-х гг. сформировались группы по изучению и разработке рериховского наследия. Новый импульс развитию Рериховского движения придал проживавший в Индии известный художник и общественный деятель С. Н. Рерих (1904—1993) — младший сын Е. И. и Н. К. Рерихов. По его инициативе в 1989 г. в Москве был создан Советский Фонд Рерихов (с 1991 г. - Международный Центр Рерихов), в который С. Н. Рерих передал культурное наследие своих родителей. Основная установка многочисленных рериховских организаций, которых концу прошлого века насчитывалось более 5000, делается на решение насущных проблем современности, улучшение окружающего мира, личного самосовершенствования и развитие гражданского самосознания.

Влияние идей Живой Этики в искусстве неоспоримо. Композитор Игорь Стравинский справедливо писал о своем друге Н.К.Рерихе: «… картины которого возрождали российское язычество». Зарождение идеи балета «Весна священная» и его написание происходило в имении известной либеральной меценатки княгини Тенишевой, совместно с Рерихом; сам балет явился триумфом Стравинского, Рериха и Нижинского. (Радио «Россия», 25.07.07, программа «Причалы»).

В 1921 г. в Берлине вышел сборник стихов Н. К. Рериха «Цветы Мории», ставший единственным прижизненным поэтическим изданием художника. Стихи «Цветы Мории», как и картины Н. К. Рериха (около 7000), пронизаны идеями учения Живой Этики и могут рассматриваться как пролог к этому учению. В основе эстетических взглядов Рерихов лежит философское учение о преобразующей силе искусства (аналогия с антропософией). Среди первых представителей этого направления в искусстве исследователи творчества Н. К. Рериха называют группу художников «Амаравелла». Новый расцвет космизма в художественном творчестве начался в конце 1980-х гг. С момента своего окончательного открытия в 1997 г. музей имени Н. К. Рериха, регулярно предоставляет свои залы современным художникам-космистам. Известный ученый и писатель И.А.Ефремов использовал тексты Учения Живой Этики в своём романе «Туманность Андромеды», описывающем общество будущего.

Русская православная церковь относит «Живую этику» к новым религиозным движениям оккультно-теософского характера, являющегося продолжением учения Е. П. Блаватской «Тайная доктрина». РПЦ справедливо заявляет об опасном проникновении учения в государственные, общественные организации, в систему образования. Позиция Русской православной церкви в отношении учения Живой Этики была сформулирована на Архиерейском соборе 2 декабря 1994 г.(приведены выдержки):

«5. … Возродилось язычество, астрология, теософские и спиритические общества, основанные некогда Еленой Блаватской, претендовавшей на обладание некоей «древней мудростью», сокрытой от непосвящённых. Усиленно пропагандируется «Учение живой этики», введенное в оборот семьей Рерихов и называемое также Агни Йогой.

13. освящённый Архиерейский Собор, следуя апостольской традиции, свидетельствует: все вышеперечисленные секты и «новые религиозные движения» с христианством несовместимы. Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви».

Новый мировой порядок, который предлагает Агни-Йога, в корне противоречит христианскому миропониманию. Поэтому Архиерейский Собор РПЦ ясно определил Агни-Йогу как религиозное течение антихристианского характера. В 1994 г. семья Рерихов и их последователи отлучены от церкви Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. «Вражеский закон отживших сознаний» «проявился в мыслях, словах и делах современных иерархов Православия, которые не только не признали Агни Йогу, но и отлучили Рерихов от Церкви» (В.И. Мурашов). «Ни одно Учение не входило в жизнь без противодействий. Так и Новое Учение должно войти при криках и нападках отживших сознаний» (Е.И. Рерих).

Характерно, что часть современных псевдохристианских движений использовала имя Рерихов как символ причастности к оккультно-теософской доктрине. Например, руководитель Белого Братства Мария Деви Христос назвала себя воплощением Е. И. Рерих.

И последнее. Рерихов и их последователей всегда отличала нетерпимость к иным, чем их собственные, идеям, религиозным убеждениям, книгам (планируемая чистка библиотек в условиях нового мирового порядка), умалчивание о тоталитарном характере рериховской Общины, в которой управление людьми должно осуществляться путём психического зомбирования. Вчитываясь в тексты «теософии» и Живой Этики, приходим к выводу, что они только на первый взгляд повышают значимость индивида, на деле же все обстоит совершенно иначе. Учение, провозглашая тезис о безграничных возможностях человека и санкционируя его духовное совершенствование, в то же время полностью лишает его свободы. Каждая мысль индивида контролируется. Ни одно действие не остаётся без оценки. Самое существование его зависит от решений «Высшего Разума». «Эволюция» души человека протекает под неусыпным контролем «высших сил», начиная с «первого воплощения». Так, свободолюбивые мечты о высоком метафизическом достоинстве человека, о его светлой миссии во Вселенной оборачиваются максимальной несвободой — глобальной космической тюрьмой, из которой некуда бежать.

Международный Центр Рерихов продолжает вести активную деятельность в направлении представления учения Живой Этики как части нового «космического мышления», «новой теории познания», при этом привлекаются метафизические и псевдонаучные идеи, которые позиционируются в качестве научных. Пресловутое Знамя Мира было вывешено в здании Госдумы РФ.

6.4. Бахаи́

Еретическое направление в исламе (шиизм), постепенно начавшее претендовать на новую мировую религию. По словам известного историка и философа А. Дж. Тойнби: «Бахаи — это независимая религия наравне с исламом, христианством и прочими признанными мировыми религиями. Бахаи — это не секта; это отдельно существующая религия, имеющая тот же статус, что и остальные признанные религии». В 1925 г. исламский суд Египта определил веру бахаи как отдельную религию, но не секту ислама.

Однако, по мнению, в частности, евангелисткого проповедника Уолтера Мартина (Walter Ralston Martin), «вера Бахаи является иранским трансплантатом в Соединённых Штатах, синкретической религией, нацеленной на объединение всех вероисповеданий во всемирное братство и дающей в результате людям право соглашаться или нет с тем, что в бахаи считается второстепенными вопросами, но придерживаться основных великих истин мировых религий, почитая Бахауллу как Мессию нашего времени».

Бахаи, бахаизм, по словам бахаистов, религия Единства, ибо ее цель – объединить всех людей земли без различия рас, национальностей, религий. Основатель – Мирза Хусейн Али Нури,известный под именем Баха Улла (арабск. «слава, блеск божий», 1817—1892). Истоки бахаизма связаны с другим религиозным учением – бабизмом, созданным Бабом в 1840-х гг. в Иране, объявившим себя махди (мессия в шиизме). Шиитское духовенство враждебно встретило проповедь Баба и использовало своё влияние на правительство для организации преследования Баба и его приверженцев. Баб был арестован, заключён в тюрьму и, наконец, в 1850 г. расстрелян на площади в Тебризе. За период с 1844 по 1863 гг. было казнено около 20 тыс. его последователей по всей Персии.

Баха Улла почитается бахаистами как последний из ряда «Богоявлений», который, помимо него, включает Авраама, Моисея, Будду, Заратустру, Кришну, Иисуса Христа, Мухаммада, Баба и другие подобные фигуры.

Учение бахаи основано на вере в то, что Баха Улла и его предтеча Баб были воплощениями Аллаха. Основные догматы бахаизма – единство всех религий и единство всех людей. Бахаисты верят, что все основатели мировых религий были воплощениями бога и исполняли его волю. Несмотря на различия, все мировые религии проповедуют одну и ту же истину. Бахаисты стремятся искоренить расовые, классовые и религиозные предрассудки. Бахаизм уделяет огромное внимание общественной этике; институт священства и ритуалы упразднены.

Мирза Хусейн Али Нурибыл одним из первых и самых ревностных сторонников Баба. В своей основе бахаисты оставались религиозно-политической организацией, как и бабиды, но более умеренного характера. Баха Улла выступил за примирение с властью шаха, за ненасилие, братство всех людей и народов, призывал к созданию царства справедливости исключительно мирными средствами.

У бабизма, преемником которого стал бахаизм, было немало поклонников среди европейских ученых и писателей; в их числе был и Лев Толстой, считавший, что «учение бабистов, перешедшее в бахаизм … представляет из себя одно из самых великих и честных религиозных учений…». Во взглядах бахаитов Л.Н.Толстого привлекали идеи отрицания духовенства, отсутствие церквей и богослужения в традиционном религиозном понимании, запрет иконопочитания и крещения, аллегорическое толкование рая и ада, Воскресения, Страшного суда, уклонение от службы в армии с оружием в руках, идеи гармонии веры и разума, исключение крайних полюсов богатства и бедности, отказ от любых предрассудков в поиске истины и многое другое. Однако основными принципами в бахаизме, импонировавшими Л.Н.Толстому, были положения о необходимости распространения единой мировой «истинной религии» через разрушение национальной государственности и традиционного общественного уклада на пути создания мирового государства, объединяющего народы в единое сообщество. Бабидов, таким образом, Толстой мог рассматривать как героев, бросивших вызов своему правительству и прежним религиозным убеждениям, разрушавших свое государство во имя мировой религии и всемирного государства. Известно, что «из древне-еврейских легенд, сообщенных ему друзьями-евреями, Толстой особенно ценил сказание “О плаче патриархов” за оптимистическую веру в близость той поры ”когда народы, распри позабыв, в великую семью объединятся”» [17].

Концепция Бога в вере бахаи строго монотеистична и трансцендентна. Учение бахаи считает всякие попытки познать сущность Бога бесполезными. Единственной связью между Богом и людьми бахаи считают Посланников Бога (Пророков, Явителей), которых они называют «Богоявлениями».

Учение Баха Уллы говорит о том, что различия в существующих ныне великих религиях, по сути второстепенны, что между всеми религиями - теснейшая связь, историческое единство, и каждая из них дополняет другую. Основы всех религий находятся в полном согласии с наукой и разумом; то, что противоречит науке и разуму – это накопившиеся суеверия и ненужные ритуалы. Каждый человек должен сам искать истину; чтобы ее постичь, надо отказаться от подражания авторитетам, освободиться от предрассудков и предубеждений, следовать велению разума и совести.

Не нужно отказываться от своей религии, бахаизм принимает все вероисповедания, не отрицая и не умаляя их, отказываясь только от нетерпимости и любого фанатизма – религиозного, национального, патриотического, расового, политического. Но для всеобщего мира нужно быть готовым поступиться рядом частных, национальных выгод в пользу общечеловеческих интересов и всеобщего блага.

Когда бахаи говорят, что все религии составляют одно целое, это не означает, по их мнению, что различные религиозные учения похожи друг на друга. Они верят, что существует одна вера и все Посланники Бога раскрывали её сущность. Согласно доктрине бахаи, «Для бахаи индуистского происхождения Бахаулла является новой инкарнацией Кришны. Для бахаи, являющихся выходцами из среды христиан, Бахаулла воплощает обещание Христа возвратиться „во славе Отца“, соединить всех людей, чтобы были „одна паства и один пастырь“».

Говоря о человеке и его предназначении, бахаи учат, что физическое тело есть форма существования людей на Земле, но изначальная сущность каждого человека — это душа, которая и отличает людей от животных. Жизнь в этом мире, по мысли Бахауллы, подобна жизни ребёнка во чреве матери: нравственные, интеллектуальные и духовные качества, которые человек с помощью Бога воспитывает в себе, будут «органами и конечностями», необходимыми для развития его души в мирах за пределами земного существования. После того, как тело умирает, душа продолжает жить. Она отправляется в путь к Богу через множество миров или плоскостей существования. Успешное духовное путешествие к Богу в традиционных терминах подобно жизни в раю. В случае неуспеха душа остаётся вдалеке от Бога, и её существование становится адом. В свою очередь, душа развивается и крепнет только через отношения человека с Богом, которые осуществляются посредством молитв, медитаций, изучения откровений Пророков, моральной самодисциплины и служения человечеству в той сфере, где каждая личность может наилучшим образом реализовать свои способности.

Важнейшим принципом вероучения Баха Уллы является самостоятельный поиск истины каждым верующим (к чему это ведет мы видим на примере саентологии).

Священными текстами бахаизма считаются сочинения Баба, Баха Уллы и его сына Абд эль-Бахи. Членом общины может стать всякий, кто верит в Баха Уллу и принимает его учение. Каждый бахаист обязан ежедневно молиться, соблюдать строгий пост 19 дней в году, воздерживаться от приема наркотиков, алкоголя и любых других средств, изменяющих сознание, вступать в моногамный брак только с согласия родителей, отмечать Праздник Девятнадцатого Дня в первый день каждого месяца по бахаистскому календарю. Во время этого праздника бахаисты собираются для совместной молитвы, чтения писаний и обсуждения проблем общины. Религиозная служба сводится к чтению священных писаний различных конфессий.

Начиная с 1960-х гг. бахаистское учение начало завоевывать широкую популярность в США, Канаде, Европе и на других континентах. Сегодняшняя деятельность бахаистов направлена на создание вокруг молитвенных домов гуманитарных и общественных учреждений, училищ и больниц, библиотек и приютов для сирот, домов для престарелых и страдающих. Деньги в фонд бахаи может вносить только человек, принадлежащий к этой религии. Молитвенные дома строились на средства самих верующих; все люди, работающие там – только добровольные помощники.

В храмах бахаи нет священников, нет ни икон, ни изображений Бога, практически никаких украшений. Молитвы читают или поют сами верующие. Каждый может прийти сюда, чтобы подумать о себе, о людях, о Боге, о нашем мире.

К 1963 г. община бахаи стала настолько велика, чтобы можно было избрать представительный Всемирный Дом Справедливости. В первых выборах принимали участие 56 Национальных Духовных Собраний (прообразов национальных Домов Справедливости). Всемирный Дом Справедливости переизбирается каждые пять лет, Национальные и Местные Духовные Собрания — каждый год.

Ежегодно в мире бахаи избираются 182 Национальных Духовных Собрания. Духовных Собраний (ни местных, ни национального) нет в Иране, где бахаи по-прежнему подвергаются жестоким преследованиям со стороны фундаменталистов.

Центр бахаистских обществ – всемирный Дом Справедливости в Хайфе (Израиль, там же, где и могила Баба). Храмы бахаи находятся на разных континентах – «Лотос» в Дели, в Уилметте (Иллинойс, США), в Панама-сити (Панама), во Франкфурте (Германия), в Сиднее (Австралия), в Кампала (Уганда), в Апиа (Западное Самоа); храм, построенный в 1908 г. в Ашхабаде (первый в мире), серьёзно повреждён землетрясением в 1948 и снесён в 1963 г.

Когда в Туркестане была установлена российская администрация, там, начиная с 1882 г., стали селиться первые бахаи — беженцы из Ирана. Через некоторое время Ашхабад стал настоящим убежищем для бахаи. До революции 1917 г. на территории Российской Империи общины бахаи существовали по крайней мере в четырнадцати городах, в том числе в Ашхабаде, Баку, Бухаре, Москве, Ташкенте и Тбилиси, однако все они были уничтожены в советское время. Начиная с 1991 г. местные общины бахаи начали появляться в некоторых крупных городах России и других государств СНГ. В настоящее время в Российской Федерации существует 43 Местных Духовных Собрания. Централизованная религиозная организация «Община последователей веры бахаи в России» зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ.

Во всем мире в настоящее время численность бахаи составляет свыше 5 млн в 188 странах и на 45 зависимых территориях. Международная Община Бахаи признана ООН в качестве неправительственной организации с консультационным статусом.

 

Холодинамика

Одним из характерных примеров конвергенции псевдохристианских и псевдовосточных направлений «нового религиозного движения» является так называемая «холодинамика» (holodynamics) – синкретичное направление, объединяющее псевдонаучные изыскания западных мыслителей с восточным оккультизмом.

Под «холодинамикой» (греч. holos – целый, весь, а также англ. hologram – голограмма) ее создатели понимают «квантовую теорию мышления, конвергенцию гуманитарных и естественнонаучных теорий и практик ХХ в., обосновывающую единство законов Вселенной и человеческого сознания». Основоположником этого направления является американский психолог Вернон Вульф (Сан-Диего, Калифорния, конец ХХ в.).

Мысль о целостности Вселенной не нова. Еще Платон утверждал, что мир представляет собой единое целое (холон). В 1926 г. южноафриканским философом Я.Смэтсом сформулирован методологический принцип целостности: «целое больше, чем сумма его частей» - холизм. Исходя из идей биологического витализма (лат. vitalis — «жизненный», философское направление, утверждающее наличие в организмах нематериальной сверхъестественной силы, управляющей жизненными явлениями - «жизненной силы») и специальной теории относительности, Смэтс рассматривает целое как центральное понятие философии, синтезирующее в себе объективное и субъективное, материальное и идеальное. Выражением целостности является процесс эволюции, рождающий все новые и новые объекты (целостности) в ходе качественных преобразований мира; высшая форма органической целостности – человеческая личность (сродни анимизму и пантеизму).

Холодинамика утверждает об открытии и выделении так называемого «элемента мышления», «единицы сознания», «мыслеобраза» - «холодайна» (мысль-образ-чувство-устремление). Ядро холодайна составляет устремление – часть кармы человека, несущая в себе всю жизненную энергию. Холодинамическое изменение – осознание проблемы, если возникают желание и решимость ее решить, она начинает решаться - «Изменяя физику мозга, изменяешь Вселенную» (В. Вульф).

Холодайн, в то же время, имеет физическую природу, совмещая волновые и квантовые свойства – форма, цвет и т.п., которые мы познаем через ощущения (получаем информацию). Энергия холодайна представляет собой стремление знать и действовать дальше. С позиций синергетики холодайн – открытая, эволюционирующая система. Основная часть холодайна находится в подсознании, холодинамика, таким образом, предстает как разновидность психоанализа З. Фрейда и К.Г. Юнга. Подсознание – тень, «зверь» по Юнгу, но важно в этом звере увидеть божественное начало.

Поскольку мир эволюционирует вместе с богом, холодайн также может эволюционировать. Добро и зло реально не существуют, но есть лишь внутренние представления человека, познание увеличивает возможность ухода от зла к добру. Мир ни прекрасен, ни ужасен, он – нормален.


Дата добавления: 2015-12-20; просмотров: 10; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!