Международное общество Сознания Кришны



Первоначальная проповедь кришнаизма на Западе была осуществлена Преманандой Бхарати (1857—1914), который в 1902 г. прибыл в Нью-Йорк, где в последующие пять лет выпускал периодический журнал и основал небольшую организацию. В 1904 г. он опубликовал в Нью-Йорке книгу под названием «Sri Krishna: The Lord of Love» («Шри Кришна: Господь любви»), с которой были знакомы Лев Толстой и Махатма Ганди.

Международное общество сознания Кришны (International Society for Krishna Consciousness, ISKCON, ИСККОН, МОСК) международная неоиндуистская религиозная организация вишнуитского толка, основанная бенгальским монахом Бхактиведантой Свами Прабхупадой (1896-1977) в 1966 г. в Нью-Йорке. Проповедь его имеет огромный успех, Прабхупада открывает много храмов и ашрамов – поселений-коммун, где весь образ жизни подчинен новому культу. Учение изложено в книге «Бхагавад-Гита как она есть», «Шримад Бхагаватам» и ряде других работ.

Вайшнавизм (вишнуизм) — одно из двух главных направлений индуизма наряду с шиваизмом. Хотя обе эти традиции произошли от одного корня, каждая из них имеет собственное представление о сущем, и, соответственно, собственный объект поклонения. Главная черта вайшнавизма — это почитание Вишну в качестве верховного личностного Бога. Последователи гаудия-вайшнавизма (Бенгалия), в отличие от других родственных течений, признают верховной ипостасью бога не Вишну, а Кришну, считая Вишну одним из воплощений Кришны. Кришнаиты часто называют Кришну Верховной Личностью Бога, понятием, введённым в употребление Прабхупадой в своих книгах. Кришнаиты почитают Радху как вечную возлюбленную Кришны, как его женскую ипостась, и поклоняются им как божественной чете Радха-Кришне — богу в его мужской и женской ипостасях.

Одним из важных аспектов вайшнавской философии является вера в вечность души и её вечную индивидуальность: душа, после достижения освобождения, не растворяется в безличном Брахмане, как учат монистические школы индуизма, а возвращается в духовный мир в общество Радхи, Кришны и их вечных спутников.

Согласно учению Прабхупады единственным абсолютным богом является Кришна, вечный и несотворимый. Кришна пребывает в запредельном мире на планете Кришналока, но в то же время, благодаря своим энергиям – находится в каждой точке мироздания. Все остальные божества (как ведические, так и других религий) – менее совершенные воплощения Кришны. Иисус Христос рассматривается как одна из инкарнаций Кришны.

Человек характеризуется дуализмом души и тела. Злоупотребив своей свободой, душа попадает в материальный мир, где оказывается под властью трех состояний – невежества, страсти, благости; забывая о своей божественной сущности, душа попадает во власть кармы – причинно-следственной связи. Освобождение души от материального мира возможно лишь путем развития в себе Сознания Кришны. Чтобы разорвать цепь бесконечных перевоплощений, необходимо избавиться от материального мира и слиться с Кришной.

Материальный мир может стать духовным, сохранив свои материальные характеристики. Материальные ценности превращаются в духовные путем использования их в служении Кришне, то есть – при передаче большей части своих доходов обществу Сознания Кришны.

Самый совершенный способ почитания Кришны – посвящение ему всего себя, жизнь, сходная с монашеской: долгие ежедневные богослужения, достижение религиозного экстаза с помощью многочасовой медитации и коллективного пения мантр («очищение ума») «Харе Кришна» (1728 раз в день) в сопровождении музыкальных инструментов и ритмических танцевальных движений (согласно кришнаитскому богословию, звуковые вибрации, вызываемые повторением имён бога, постепенно пробуждают в человеке чистое сознание бога, или «сознание Кришны» и помогают человеку достичь высшего совершенства жизни — чистой любви к Кришне); вегетерианство, половое воздержание. Ежедневно изображению Кришны приносятся жертвоприношения: вода, цветы и пища, которую затем едят кришнаиты, очищаясь, таким образом, от грехов и соединяясь с Кришной.

Кришнаиты обычно носят традиционную индийскую одежду, а мужчины бреют голову, оставляя косичку на затылке, за которую Кришна поднимет их на духовное небо.

Кришнаизм не имеет корней в традиционной индийской религии и культуре. Вероучение и культовая практика основаны на произвольном толковании индуизма. Одно из существенных отличий – забота о сборе денег на храмы и ашрамы; цель уличных шествий кришнаитов – сбор денег, чего нет в индуизме.

Асоциальная направленность учения кришнаитов очевидна из ряда высказываний Прабхупады: «Чтобы как следует подготовиться к следующей жизни, необходимо оставить свой так называемый дом» (Шримад Бхагаватам, песнь 2, комм. К т.16, гл.1), «привязанность к семье до самого конца жизни – это самая последняя степень деградации человека (Шримад Бхагаватам), «… побочные продукты тела, а именно дети … Человек, который … считает побочные продукты тела своими родственниками, а землю, на которой родился, достойной поклонения, … должен считаться подобным ослу» (Бхагавад-Гита как она есть).

После смерти Прабхупады в 1977 г. МОСК пережило кризисный период и оказалось в центре ряда скандалов, получивших широкое освещение в СМИ (в основном в связи с педофилией и сексуальными извращениями). В США и некоторых других западных странах поднялась волна критики со стороны антикультового движения. «Злоупотребления» со стороны некоторых из гуру, пришедших на смену Прабхупаде, привели к кризису власти и к реформированию института гуру; в 1980-е — 1990-е гг. многие кришнаиты покинули ряды МОСК. Большинство из них не оставило веру в Прабхупаду, а нашло новую среду для религиозной практики.

Сильное влияние на изменение религиозной культуры МОСК и его миссии оказало значительное увеличение в рядах организации удельного числа этнических индусов. За последние два десятилетия МОСК испытало наибольший рост и приобрёло наибольшее число последователей в Индии и в странах Восточной Европы. На сегодняшний день МОСК представляет собой «всемирную конфедерацию» из более 400 храмов, 60 сельскохозяйственных общин, 50 школ и 60 вегетарианских ресторанов.

Деятельность МОСК на территории России началась с визита Прабхупады в СССР в 1971 г. по приглашению посольства Индии (что, учитывая тогдашнюю политическую обстановку в стране, представляется более чем старнным). Уже в конце 1970-х гг. деятельность кришнаитов в СССР начала привлекать внимание КГБ. В 1980 г. тогдашний председатель КГБ Юрий Андропов написал доклад о деятельности Движения сознания Кришны в СССР и представил его ЦК КПСС. В докладе Международное общество сознания Кришны описывалось как «самая радикальная» из всех мистических восточных групп на Западе, с конца 1970-х годов предпринимающая «попытки по распространению своих идей на территории Советского Союза». Андропов, в частности, утверждал: «Международное общество сознания Кришны» стремится путём отрицания коммунистической идеологии и социалистического государства, борьбы с ними увести своих приверженцев от участия в общественно-политической и трудовой деятельности в сторону мистики. В 1981 г. в журнале «Коммунист» появилось высказывание тогдашнего заместителя председателя КГБ Семёна Цвигуна: «существуют три величайшие угрозы советскому образу жизни: западная культура, рок-н-ролл и Харе Кришна».

В 1980-е гг. советские кришнаиты подверглись репрессиям, которые объяснялись политикой государственного преследования религии и верующих в СССР. После полного оправдания всех кришнаитов в судебном порядке, в 1988 г. МОСК было легализовано, став первой новой религиозной организацией в СССР, получившей официальную регистрацию. В 1990-е гг. в российском МОСК наступил «период активной проповеди и массового притока верующих», в основном благодаря активной деятельности кришнаитов по распространению духовной литературы.

Будучи одним из наиболее заметных неоиндуистских факторов в современном западном обществе, МОСК привлекает значительное внимание индологов, историков религии, социологов и психологов, дающих ему как положительную, так и отрицательную оценку. Вместе с тем, МОСК получило похвальные отзывы от лидеров Республики Индия.

Известна кришнаитская миссия «Пища жизни» - помощь голодающим. В России такого рода деятельность кришнаиты осуществляют с 1988 г., когда группа добровольцев из разных городов СССР обеспечивала питанием пострадавших от землетрясения в Армении. В 1990-е гг. российское отделение миссии «Пища жизни» раздавало вегетарианскую пищу в горячих точках бывшего СССР (Абхазии и Чечне), а также пострадавшим от землятресения в Нефтегорске. Во время Первой чеченской войны кришнаиты раздали в Чечне примерно миллион порций горячих обедов. Один из кришнаитов-добровольцев погиб в Грозном в результате артобстрела. Деятельность добровольцев «Пищи жизни» в Чечне получила положительную оценку газеты «The New York Times», которая писала, что в Грозном «они имеют ту же репутацию, что мать Тереза в Калькутте: нетрудно найти людей, клянущихся, что кришнаиты — святые».

Однако в России миссия «Пища жизни» подвергается критике религиозными деятелями православия, ислама и иудаизма. Высказывается мнение, что раздаваемая кришнаитами «освящённая» вегетарианская пища - «прасада», является идоложертвенной едой, которой кришнаиты угощают людей для того, чтобы обратить их в свою веру.

В определении Архиерейского собора РПЦ (1994) МОСК приводится в качестве примера «псевдорелигии».

 

 

Аум Синрикё

Секта «Аум Синрикё», ныне известная как «Алеф», неорелигиозная организация, возникшая в Японии и в настоящий момент в США, Канаде, Евросоюзе и ряде других стран причисленная к числу террористических организаций. Религиозная корпорация «Аум Синрикё» имеет центры в Нью-Йорке, Бонне и Шри-Ланке. Основана Сёко Асахарой в 1987 г. и получила «мировую известность» в 1995 г., совершив газовую атаку в Токийском метро.

Термин «Аум Синрикё» восходит к санскритскому слову «аум» (Вселенная); приблизительное значение - «учение истины».

Лидер и основатель культа – Сёко Асахара (настоящее имя — Тидзуо Мацумото), слепой на один глаз, другой видит на 20%, обучался в школе для слепых, где издевался над детьми, видевшими хуже него, и эксплуатировал их беспомощность. Не сумев поступить в университет, практиковал нетрадиционную китайскую медицину. После женитьбы работал в китайской аптеке города Фунабаси префектуры Тиба. За мошенничество при выписке счетов на сумму 6,7 миллиона иен привлекался к судебной ответственности. В 1981 г. открыл свою аптеку в этом же городе, организовал продажу фальшивых лекарств, на чём заработал около 40 миллионов иен. Был арестован и оштрафован на 20 тысяч иен.

Начиная с 1977 г. Асахара начал заниматься йогой и созданием своего учения, позже основал компанию по продаже предметов культа. В 1986 г. его организация приняла облик религиозной. В этом же году Асахара достиг «окончательного спасения», побывав в Гималаях, а его организация имела уже множество отделений по всей Японии, привлекая значительное число молодых студентов из японских элитных университетов, за что получила название «религия для элит». «Аум» становится самой быстрорастущей религиозной группой в японской истории. В результате Асахара приобрел порядка 40 тысяч адептов в Японии, России и ряде других стран. Под контролем секты находилось 37 компаний в разных странах с капиталом более 1 млрд долларов. В это же время возникли трения между «Аум» и жителями ряда деревень, имели место и криминальные происшествия: убийство члена группы, пытавшегося выйти из нее, произошло в феврале 1989 г. Секта занималась незаконными спекуляциями с недвижимостью, подделкой страховых полисов, махинациями в области медицины, рэкетом, похищениями людей и убийствами (несколько человек, считавшихся врагами секты, были зверски убиты по приказу Асахары, а их тела спрятаны). Секта стала центром острой полемики в конце 1980-х гг. в результате обвинений в обмане новичков и удержании членов группы против их воли и принуждении их жертвовать деньги.

По словам Асахары, ему было необходимо «демонстрировать свою харизму» для привлечения аудитории. С этой целью он часто путешествовал за границу и знакомился с разными известными учителями йоги и буддийскими религиозными деятелями (Далай-лама XIV, Калу Ринпоче – лама тибетской школы Кагью, Кхамтрул Ринпоче – бывший генеральный секретарь Совета по культурным и религиозным делам Правительства Тибета в изгнании). Однако, ввиду того, что адепты «Аум Синрикё» во многих документах именовали себя «буддистской общиной», буддистское духовенство в лице Джампа Тинлея, духовного представителя Далай-ламы в России, Калмыкии, Бурятии и Монголии, заявило о том, что «эта секта на сто процентов не принадлежит к буддийской традиции». Российские буддисты также считают Асахару «уклонившимся от истинного учения Будды».

Асахарой была разработана псевдорелигиозная система, якобы «содержащая в себе сущность всех религий»: элементы йоги, тантрического буддизма, христианства, даосизма, псевдонауки и апокалиптизма (записи Нострадамуса), а также элементы «теории заговора» масонов. Христианскую церковь Асахара считает одним из масонских учреждений.

Культ имеет тайный, эзотерический характер, главные истины тщательно скрываются от посторонних и от непосвященных адептов культа. Существует так называемый «внутренний круг» адептов-монахов. Разработаны 20 ступеней посвящения. Для перехода на следующий уровень необходимо набрать, безвозмездно трудясь на Асахару, определённое количество баллов или внести значительную сумму наличными. Для деятельности организации характерно использование наркотических веществ и психоэнергетических средств (аудиокассеты) в процессе установления и поддержания контроля сознания адептов.

Члены секты, отдававшие своему гуру все сбережения, должны были платить за каждый новый курс, приближающий их к познанию «Верховной Истины Аум» и к конечному просветлению. Особых денег стоила возможность испить воды, в которой искупался гуру, или принять в себя каплю его крови или спермы.

Ежедневная практика – ритуалы, составной частью которых являлось ношение на голове шлемов с подключенными к голове электродами (не снимая по много суток), обязательная к приему «сыворотка истины». Одновременно сам Асахара якобы берет на себя греховную карму учеников — те грехи, которые они совершили и в этой жизни, и в своих прошлых воплощениях. Одна из процедур («Садо Тантра») включает сексуальные сношения Асахары с молодыми женщинами-адептами.

Широко использовались научно-фантастические романы, особенно трилогия «Основание» Айзека Азимова, приводившаяся как пример «описания того, что на самом деле происходит, когда духовно развитые учёные вынуждены уйти под землю в век варварства для того, чтобы готовить себя к тому моменту… когда они смогут выйти и будут воссоздавать цивилизацию».

Секта построена по строго централизованному принципу. В структуре реализуется абсолютное подчинение нижестоящих адептов вышестоящим. Существует глубокая конспирация, режим секретности внутри культа и тотальная слежка среди адептов. Чтобы вступить в секту, требуется заполнить весьма подробную анкету и заплатить солидное «пожертвование». Каждый новый адепт культа заносится в компьютерный каталог, ему присваивается личный номер и, после инициации, новое имя. Только получившие членский номер сектанты могут начинать путь духовного совершенствования. Причем, оставление дома, в соответствии с учением, ускоряет продвижение в религиозных занятиях и рекомендуется, прежде всего, молодым последователям учения. В случае оставления дома Аум Синрике, как одну из процедур, требует высшее пожертвование: «Я оставляю все мое имущество Аум и оно не будет возвращено, даже если я покину Аум». Желательно, чтобы «имущество, которым можно распорядиться, было максимально обращено в наличные».

В 1992 г. Асахара издал книгу, в которой объявляет себя «Христом» — японским абсолютно просветленным наставником и «Агнцем Божьим». Он заявлял, что его миссией является взять на себя грехи всего мира. Асахара говорил, что он может передать своим последователям духовную силу и в конечном счёте унести их грехи и плохую карму. Он также видел злой умысел во всем, что распространяют евреи, масоны и соперничающие с его учением другие японские религии. В конечном счёте Асахара обрисовал пророчество дня страшного суда, который включает в себя Третью мировую войну. По Асахаре, финальный конфликт достигнет своей кульминации в ядерном Армагеддоне. Человечество прекратит свое существование за исключением нескольких избранных — тех, кто сумеет достигнуть Аум. Миссия Аум не только в том, что распространять по миру спасение, но также в том, чтобы пережить этот «конец времен». Асахара предсказывал, что Армагеддон случится в 1997 г. Асахара постоянно делал нападки на евреев и британскую королевскую семью как на главных виновников в заговорах. Он называл США Зверем Апокалипсиса, предсказывая, что Америка со временем нападет на Японию.

В 1990 г. Асахара предпринял неудачную попытку создать политическую партию «Синри-то» - «Партия высшей истины», заявляя, что станет премьер-министром. Почти все финансовые аферы Асахары провалились, на выборах в парламент он и 24 других члена «Аум» потерпели сокрушительное поражение. Однако Асахара создает собственное «теневое правительство» - в 1992 г. «министр толкования» «Аум» Киохиде Хаякава опубликовал трактат «Законы гражданской утопии», где описывает «объявление войны» японской конституции и гражданским институтам страны. В то же самое время Хаякава начал осуществлять «дружественные визиты» в Россию, с целью обзавестись военными изделиями, включая АК-47 и военные вертолеты Ми-17, и, как сообщают, пытался приобрести компоненты для ядерной бомбы. Секта поддерживалась высшими чинами российского правительства как «миролюбивая буддийская организация» [78].

Воспользовавшись покровительством высших российских политических кругов того времени, секта готовила своих боевиков на базе российского спецназа, а также приобрела рецепт изготовления нервно-паралитического газа зарина и боевой вертолет, предназначенный для распыления газа над Токио. В России было открыто множество подставных фирм, через которые сектанты действуют и в настоящее время. Существует сайт в Интернете – «Аум». Эксперты считают, что «Аум» имел целевое финансирование своей деятельности в России. По оценкам лидеров Аум Синрикё, в январе 1994 г. число их адептов в Москве составляло 35000 человек, а в целом по РФ — немногим менее 50 000 человек. Эксперты из Комитета по спасению молодёжи утверждают, что и после запрещения её деятельности по решению суда в апреле 1995 г. секта Аум Синрике продолжает активно действовать, при этом реально в РФ сегодня от 50 до 100 тысяч её адептов.

В РФ культ действовал с лета 1992 г. Его появление сопровождалось мощнейшей рекламной кампанией: в первые месяцы своей деятельности секта заплатила около миллиона долларов США, обеспечив себе ежедневную часовую программу на радиостанции «Маяк» и получасовую еженедельную передачу на канале «2×2». В Японии даже частные каналы не транслировали проповеди учителей секты, а в России такие передачи в свое время были ежедневными. Также из России осуществлялась трансляция религиозной радиопередачи, в том числе на территорию Японии.

В том же 1992 г. Аум Синрике была зарегистрирована Министерством юстиции с центром в Москве. С того времени стали проводиться с периодичностью в 1-2 месяца массовые инициации с интенсивной медитацией на стадионе «Олимпийский» и в других местах. Просуществовав два года, российское отделение провело ряд масштабных мероприятий, среди которых – музыкальный концерт в спортивном комплексе «Олимпийский». Интересно, что Сёко Асахара известен и как композитор. Его музыка исполнялась, в том числе, российским симфоническим оркестром «Кирэн», выступавшим в спорткомплексе «Олимпийский» в 1990-х гг.

Сёко Асахара несколько раз приезжал в Россию и встречался с рядом политических и религиозных деятелей. Следует отметить, что сведения о противоправных действиях членов Аум не были известны вплоть до 1995 г. Уклоняясь от критики, большинство встречавшихся с Сёко Асахарой или тем или иным образом оказавших содействие этой группе впоследствии сослались на «недостаточную информированность».

Практическая идея реализации учения Аум заключалась в осуществлении «конца света» (после неудавшейся попытки политического решения): выморить химическим или бактериологическим оружием центральную часть Японии, после чего «великий гуру» должен был занять императорский трон и установить власть «Аум Синрикё» над Японией, а затем и над всем миром. Секта активно готовилась к решительным действиям и даже создала теневое правительство для скорого прихода к власти.

Штаб-квартира секты находилась у подножия Фудзиямы, где велись эксперименты с бактериями – распространителями сибирской язвы, ботулизма и других эпидемических болезней. Бактерии распыляли около японского парламента, императорского дворца и американской военной базы в Йокосука (из-за недостатка научной и практической подготовки исполнителей возбудители болезней погибали, не успев причинить вреда).

Зарин, и VX-газы были использованы в нескольких убийствах (и попытках убийств) в 1994—1995 гг. Ночью 27 июня 1994 г. секта осуществила первое в мире применение химического оружия при террористической атаке против населения, когда члены секты выпустили зарин в японском городе Мацумото. В результате погибло 7 человек и более двумстам нанесен ущерб. Тем не менее, расследование полиции было сосредоточено только на невиновном местном жителе и не смогло привлечь секту к ответственности.

Однако полиция планировала начать захват зданий секты по всей Японии в марте 1995 г. Но 20 марта 1995 г. 10 участников «Аум Синрикё» совершили газовую атаку в токийском метро с помощью отравляющего газа зарин. В результате 12 человек погибли, несколько десятков серьёзно отравились, около 1000 имели временные проблемы со зрением. Всего же действие газа почувствовали несколько десятков тысяч человек.

Руководство секты было арестовано, имущество конфисковано. Судебные процессы ведутся до сих пор. Представители культа активно готовились к «концу света»: после взрыва в Токийском метро полиция вышла на завод по производству боевых отравляющих веществ и бактериологического оружия. Найдена технологическая документация по обогащению урана. Асахарой был выстроен подземный бункер и составлены списки мирового правительства из 20 министров.

Высокая вероятность террористических акций со стороны адептов культа сохраняется. Характерно, что в январе 2002 г. во Владивостоке четыре боевика Аум Синрикё приговорены к различным срокам отбывания наказания в колониях строгого режима, с конфискацией имущества. Один из членов организации признан невменяемым и ему назначено принудительное лечение в психиатрической больнице. При задержании сотрудниками ФСБ у боевиков были обнаружены оружие с боеприпасами и взрывчатые вещества, предназначенные для проведения террористических актов в трех японских городах – Токио, Саппоро и Аомори.

В результате самого длительного в истории Японии судебного процесса, суд признал Асахару виновным по 13 из 17 обвинений, и в 2004 г. приговорил его к смертной казни. Сам Сёко Асахара отказался от дачи показаний и в ходе процесса сохранял молчание, отказываясь также от общения с родственниками и последователями. 15 сентября 2006 г. Верховный суд Японии отклонил последнюю апелляцию, однако до настоящего времени приговор в исполнение не приведён.

Решение суда до сих пор вызывает споры среди либерально ориентированной части общества: выдвигается тезис, что судебный процесс над Сёко Асахарой является воскрешением эпохи «Охоты на ведьм». В этом отношении показательными являются книги адвокатов Сёко Асахары – Ясуды Ёсихиро «Право на жизнь» и Ватанабэ Осаму «Думаете, казните Асахару и жить станет легче?».

Аум Синрикё быстро оправилась от потрясений и вновь начала расти и распространяться, сменив название на Алеф. К концу 1997 г. секта располагала 26 центрами в Японии, где проживало не менее 500 человек; около 5 тысяч членов секты проживало самостоятельно. Финансовая мощь секты возрождалась очень быстро. Алеф пересмотрела ряд своих религиозных доктрин, в том числе были изъяты из обращения т. н. «учения ваджраяны», принесла извинения семьям жертв по поводу совершённого и основала специальный компенсационный фонд для выплат пострадавшим в инцидентах, связанных с деятельностью Аум Синрикё. Руководителем группы в настоящее время является Фумихиро Дзёю. Однако часть последователей, возражавших против «курса на сокрытие гуру», формально отделилась от сторонников Дзёю. В настоящее время две эти группы существуют отдельно друг от друга. Ряд высших функционеров старой организации сохраняют нейтралитет, не принимая ту или иную точку зрения.

Вслед за формальным закрытием Аум Синрикё были предприняты шаги по изменению некоторых аспектов, касающихся общества и властей. Некоторые из наиболее противоречивых частей доктрины были убраны, в то время как базовые, главные аспекты остались нетронутыми. По этой причине представленная информация о религиозной доктрине, является по большей части актуальной и для новой организации Алеф.


Дата добавления: 2015-12-20; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!