Учение Вл.С.Соловьева



Владимир Сергеевич Соловьёв (1853—1900) – русский философ, богослов, поэт, публицист, литературный критик; стоял у истоков так называемого русского «духовного возрождения» начала XX в. Оказал влияние на религиозную философию Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, С. Н. и Е. Н. Трубецких, П. А. Флоренского, С. Л. Франка.

Упомянутое «духовное возрождение» нельзя назвать ничем иным как потерей определенной частью русской интеллигенции этого периода православного миропонимания, ухода в мистицизм и оккультизм, что весьма ярко проявилось в творчестве Вл.Соловьева.

В основе религиозно-философского творчества Вл.Соловьева лежит стремление к «универсальному всеединству», достижению «цельной жизни» на основе «цельного знания» и «цельного творчества». Путь к этому он видел в универсальном синтезе философии, науки и религии – опыта, знания и веры; он решительно выступал против моральной нейтральности науки.

Преображение человека и человечества Вл.Соловьев, вопреки христианской традиции, понимал магически-натуралистически, призывая к «теургическому деланию» - к участию человека в осуществлении Божественного Промысла, к превращению мирского царства в царство Божие.

Непосредственно с идеей объединения стоит и учение Вл.Соловьева о праве. Причем задача права – не соделать Царство Божие на земле, а чтобы не превратить жизнь людей в ад. Цель права – уравновешивать два нравственных интереса: личную свободу и общее благо. Прогресс государства состоит в том, чтобы «как можно меньше стеснять внутренний нравственный мир человека и как можно вернее и шире обеспечивать внешние условия для достойного существования и совершенствования людей».

Важнейшей идеей религиозной философии Вл. Соловьёва была идея Софии – Души Мира, мистического космического существа, объединяющего Бога с земным миром. София представляет собой вечную женственность в Боге и, одновременно, замысел Бога о мире. Этот образ встречается в Библии, но Вл.Соловьёву он был якобы открыт в мистическом видении. Реализация Софии возможна трояким способом: в теософии формируется представление о ней, в теургии она обретается, а в теократии она воплощается.

Теософия — дословно божественная мудрость, богопознание путем мистического восприятия, через непосредственное общение с божеством в состоянии экстаза; по Вл.Соловьеву она представляет собой синтез научных открытий и откровений христианской религии в рамках «цельного знания». Вл.Соловьёв признает идею эволюции, но считает её попыткой преодоления грехопадения через прорыв к Богу. Эволюция проходит пять этапов или «царств»: минеральное, растительное, животное, человеческое и Божие.

Теурги́я — дословно боготворчество (зародилось в рамках неоплатонизма), магическое «искусство» достижения богоподобного состояния, совершаемое посредством инвокации или эвокации одного или нескольких богов, с целью воссоединения с божественным, достижения гнозиса и возвышения теурга (мага, занимающегося теургией).

Необходимое разъяснение: инвокация – особый призыв, который обращён к богам, духам, энергиям стихий, тотемным животным или предкам для помощи в колдовской работе; эвокация – название манипуляций, включающих вызов тех или иных сущностей и энергий (в этом смысле близок, а иногда синонимичен, термину «инвокация»); в древнем Риме эвокацией называли процедуру призыва богов враждебного города с целью наслать на него проклятие – в этом смысле эвокация отличается от инвокации насильственным характером, т.е. при эвокации дух призывается помимо его воли.

Таким образом, теургия – это магическое «искусство» воздействия на божеств, духов, демонов при помощи определенных церемониалов и по самой своей сути несовместимое с христианством. В российской философии начала XX в. термин теургия был вновь определён Н.А.Бердяевым: «Теургия – искусство, творящее иной мир, иное бытие, иную жизнь, красоту как сущее. Теургия преодолевает трагедию творчества, направляет творческую энергию на жизнь новую… Теургия есть действие человека совместно с Богом, — богодейство, богочеловеческое творчество».

В рамках эстетики символизма Вл. Соловьёвым было развито мистико-религиозное понятие «свободной теургии» как качественное и активное преображения творчества с помощью божественных сил для созидания положительного, истинного единства — высшей формы Красоты. Первым адептом теургии по его мнению был царь Соломон.

Теократия – дословно власть Бога, то, что П.Я.Чаадаев называл «совершенным строем». В основе подобного государства должны лежать духовные принципы, и оно должно иметь не национальный, а вселенский характер. По мысли Вл.Соловьёва, первым шагом к теократии должно было послужить объединение русской монархии с католической церковью. В 1880-е гг. Владимир Соловьев написал и опубликовал ряд работ, в которых пропагандировал идею воссоединения Западной и Восточной Церквей под главенством Римского Папы, за что подвергся критике славянофилов и консерваторов.

Как следствие увлечения теософией, у Вл. Соловьева полностью отсутствовало православное национальное самосознание – идея универсального всеединства подразумевала подчинение Православия католицизму, соединение в «свободную теократию, в рамках которой русский народ должен пойти на самоотречение и признать папу главой вселенской церкви». При этом лучшая часть иудейства войдет в христианскую теократию, где евреям будет принадлежать экономическая, материальная область, ибо нет народа, который был бы более способен к очеловечиванию материальной жизни и природы, чем евреи.

Отношение Соловьева к иудеям было последовательным выражением его «христианского универсализма», предписывающего любить все народы как свой собственный. Отвержение иудеями Иисуса Христа представлялось Соловьеву величайшей трагедией, предопределившей всю будущую историю еврейского народа, однако философ возлагал вину за упорное неприятие иудеями христианства не на иудеев, а на самих христиан.

Взаимные отношения иудейства и христианства в течение многих веков их совместной жизни по мысли Соловьева представляют одно важное обстоятельство. Иудеи всегда и везде смотрели на христианство и поступали относительно него согласно предписаниям своей религии, по своей вере и по своему закону. Иудеи всегда относились к нам по-иудейски; мы же, христиане, напротив, доселе не научились относиться к иудейству по-христиански. Они никогда не нарушали относительно нас своего религиозного закона, мы же постоянно нарушали и нарушаем относительно них заповеди христианской религии. Если иудейский закон дурен, то их упорная верность этому дурному закону есть, конечно, явление печальное. Но если худо быть верным дурному закону, то еще гораздо хуже быть неверным закону хорошему, заповеди, безусловно, совершенной.

 

Вл. Соловьёв — один из заметных русских поэтов 1880—1890-х гг., автор проникнутой его взглядами философской лирики. Считается одним из предтеч русского символизма 1900-х гг., во многом на него ориентировались Андрей Белый, Александр Блок и Вячеслав Иванов. Однако, когда в 1894—1895 гг. Валерий Брюсов выступил со сборниками «Русские символисты», Соловьёв выступил со злыми и меткими пародиями на их стиль. Влияние Соловьева можно также увидеть в творчестве символистов и неоидеалистов поздней советской эпохи.

Вл. Соловьев вдохновил Достоевского на создание образа Алеши Карамазова в романе «Братья Карамазовы». Влияние его книги «Смысл любви», можно проследить в повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната» (1889).

Последний период философского творчества Вл. Соловьева характеризуется крушением веры в исторический прогресс и эсхатологическими мотивами – предчувствием всемирной катастрофы. В книге «Три разговора» и приложенной к ней художественной «Краткой повести об антихристе» (1899) говорится о борьбе со злом и торжестве зла в истории накануне его решительного падения. Многообразные лики зла представлены образом антихриста, добившегося власти над миром, но не сумевшего победить живые силы христианства.

4.3. «Церковь Унификации» (муниты)

Официальное наименование: «Ассоциация Святого Духа за Объединение Мирового Христианства». Основатель, Сан-Мён Мун, родился в 1920 г. в Северной Корее, его родители – протестанты с 1930 г.; в 1935 г. на Пасху, по утверждению Муна, ему явился Христос с поручением завершения дела, которое якобы не удалось выполнить Ему Самому. С этого момента Мун считает себя мессией и спасителем всего человечества. Распространил свое учение сначала в Корее (с 1954), а в 1970-х гг. достиг огромного успеха в США. Неоднократно судим и отбывал наказание за ритуальный секс в своей секте (последнее связано с учением Муна о согрешении Евы с Люцифером и возможности очищения человечества только через физическую связь с самим Муном, который безгрешен). Мун и его очередная жена считаются «Подлинными Родителями», верующие заключают браки по его указанию и на свадебной церемонии пьют вино с добавленными в него кровью и спермой Муна. Вся секта провозглашает себя «Подлинной Семьей».

Секта Муна – огромная финансовая империя с капиталом более 1 млрд долларов; ему принадлежит множество заводов (в том числе – по производству оружия), газеты (в том числе – «Вашингтон таймс»), морские суда и многое другое. В более чем 160-ти странах мира насчитывается до 2-х млн. последователей Муна.

Церковь Объединения имеет множество дочерних организаций: Международный религиозный фонд, Международный фонд образования и другие.

Вероучение мунитов изложено в «Божественном принципе», главном сочинении Муна. Большинство трудов Муна, однако, не переведено с корейского на европейские языки, что затрудняет их исследование. Мун использует христианскую терминологию, переопределяя ее для своего учения, ничего общего с христианством не имеющего. Бог, согласно учению Муна – творец всего сущего, единый, абсолютный, вечный, воплощающий свойства внешнего и внутреннего, мужского и женского начал. Бог не самодостаточен, мир создан им по необходимости, как объект приложения любви, без которого бог не совершенен и не всемогущ.

Мун отрицает Святую Троицу, божественность Христа и его Воскресение, Приснодевство Богородицы, Распятие Христа считает провалом Его миссии.

Адам и Ева создали ложную семью, от которой распространились ложные народы и ложный мир (в этом, собственно, и заключался первородный грех). Поэтому Мун как мессия должен стать «истинным родителем» людей в биологическом смысле.

Иисус Христос был послан, аналогично Муну, возвратить людей к безгреховному состоянию, но оказался не в состоянии исполнить свою миссию вследствие неверия иудеев; крестная смерть и страдания Спасителя не были изначально предопределены. Страданиями на кресте достигнуто лишь духовное, но не физическое спасение, которое должно реализоваться повторным пришествием, но уже в Корею, поскольку только эта страна и ее народ заслуживают принятия мессии, каковым и является Мун.

Цель человека – в достижении личного совершенства, создания идеальной семьи и совершенствовании своего владычества над миром. Реализация этой цели приведет к возникновению идеального мира, «царства божия на земле». Обновление человечества, осуществление идеала единого мира требуют построения инфрастуктуры нового мира, объединяющей все сферы человеческой деятельности.

Налицо слияние с идеями глобалистики и фактическое отрицание христианства. Согласно Муну: «До тех пор пока наша христианская миссия не получила завершения, мы должны цитировать Библию и использовать ее для объяснения «Божественного принципа». Но когда наследие христианской церкви перейдет к нам, мы получим свободу учить без Библии».

Бог не может проявить свою любовь к человеку без глубочайшей веры («индивидуального основания») последнего в Муна – «спасителя мира» и единственного посредника с богом. Необходимы непрерывные искупительные действия – активная работа по сбору средств и вовлечения в секту новых членов. При сборе средств муниты в большинстве случаев не представляются как последователи Муна, но используют названия организаций, входящих в «Движение объединения».

Большинство молодых членов церкви Объединения живет в специальных общежительных центрах, отделенных от «сатанинского мира»; муниту необходимо отказаться от своих привычек и привязанностей, ограничить контакты с семьей и друзьями, если они не разделяют его взглядов; он практически не может уединяться, что препятствует критическому осмыслению учения Муна.

В официальных заявлениях муниты говорят о веротерпимости и необходимости межконфессионального диалога, поиска путей к взаимопониманию. Формально не отвергается ни одна из религий, каждая является неким приготовлением к приходу «истинных родителей». Однако при этом муниты создают ложный образ традиционных религий, пытаясь исключить из любого вероучения все то, что не совмещается с их собственной идеологией.

По словам Муна: «Насколько мне известно, Бог не является сектантом. Его не интересуют мелкие детали доктрины. Мы должны как можно быстрее освободиться от технологических конфликтов, порожденных слепой приверженностью доктринам и обрядам». По мысли мунитов: «Для того, чтобы преодолеть ограничения утвердившихся религий, должна появиться религия, которая может привести все религии к единству. Это – Церковь Объединения». В этом – залог нетерпимости мунитов по отношению к традиционным религиям. «Бог приготовил христианство как второй Израиль, как основание, на которое может прийти второй Мессия. Положить такое основание – задача христианства. Конечная цель христиан всего мира – принять мессию». «В этом надежда христианства – узнать, принять и воспринять Господа Второго Пришествия».

Муниты столь высоко ценят свое предназначение, что полагают себя святее Самого Бога: «Все святые, включая Иисуса, должны уважать вас, потому что даже Иисус не смог сделать то дело, которое вы сейчас делаете» (Мун).

В 1992 г. Мун провозгласил себя «истинным отцом» нового человечества и объявил «эру завершения завета», сменившую «эру Нового Завета».

Некоторые высказывания Муна о себе:

«Из всех святых, когда-либо посланных Богом на землю, я – самый удачливый»; «Считается, что совершенно невозможно когда-либо привести в порядок громадную запутанность человеческой истории, и даже Бог едва ли знал уверенно, где начать свой промысел. Но один-единственный человек раскрыл этот секрет и пережил все, чтобы осуществить Божий промысел».

Центральное место в религиозной практике мунизма занимает церемония «благословения», включающая «церемонию святого вина» и «священное бракосочетание»; понимается как рождение для новой жизни через очищение от первородного греха и одновременное вступление в «благословенный брак». Церемония «святого вина» (обряд изменения родословия) включает употребление специального напитка, содержащего «двадцать один род веществ», а также кровь «истинных отца и матери»; человек, принимающий такое вино, внутренне отказывается от поколений своих предков и становится настоящим мунитом.

«Бракосочетание» проводится одновременно для многих пар, ему предшествует помолвка – подбор пар по фотографиям, жених и невеста могут познакомиться лишь на самой церемонии, или даже после нее.

В России по мнению Муна, «люди готовы и голодны (в духовном плане, А.Е.). Возможность созрела; время действовать <…> Россия – огромная плодоносная земля. Она представляет золотую возможность». Для России опасность секты заключается в попытках захвата политического и экономического правления в стране, в активном внедрении в начальные, средние и высшие учебные заведения. Характерно, что в СССР Мун был в свое время приглашен лично М.С.Горбачевым.

Действия в рамках глобализма обеспечили Муну широкое признание во всем мире. Он известен как организатор международных проектов разного направления, в числе которых: Академия профессоров за мир во всем мире (1968), Международная конвенция за единство наук (1972), Международный фонд помощи и дружбы (1976), Фонд «Вашингтон Таймс» (1982), Фестиваль культуры и спорта (1992), Федерация молодежи за мир во всем мире (1994) и др.

Много внимания Мун отдает проектам в области культуры. В 1974 г. в Сеуле им была основана школа искусств «Маленькие Ангелы». С 1972 г. «доктор» Мун патронирует Нью-йоркский симфонический оркестр. Супруги Мун основали в Вашингтоне Универсальную академию балета, где молодые танцоры изучают русскую школу классического танца под руководством мастеров Петербургского театра оперы и балета.

Мун имеет несколько почетных докторских степеней, полученных им в колледже Риккор, штат Мен (1975); в университете Ла Плата (1984); в колледже Шо Дивинити (1985); в Библейской теологической семинарии (1985); в Веннардском колледже (1985), звание почетного профессора Государственного Педагогического Университета Киргизстана и Института «Верхневолжье» в России (2000). Он является спонсором Университета Бриджпорт и основателем Университета «Сан Мун» в Южной Корее, а также Всемирной университетской федерации (1996).

Однако в Германии с 1995 г. действует запрет на въезд в страну супругов Мун (подтвержден в 2002 г.) – на том основании, что деятельность сторонников Муна, провозгласившего себя наместником бога на земле, представляет опасность для молодежи.

 


Дата добавления: 2015-12-20; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!