Типичные и оригинальные подходы к раскрытию тем сочинений



Применительно к итоговому сочинению трудно говорить об оригинальных подходах к раскрытию тем, так как жанр сочинения-рассуждения и ряд требований к нему (объем, композиция) делают его предельно формализованным, подталкивают выпускников к использованию штампов, ни в коей мере не способствуют творческому подходу. То же можно сказать и о формулировках самих тем. Например, в таких темах, как «Считаете ли вы синонимами понятия «отзывчивость» и «милосердие»?», «Согласны ли вы с утверждением писателя К. Льюиса «Главный враг любви – равнодушие, а не ненависть»?», «Какие поступки человека говорят о его отзывчивости?» и других, предлагается порассуждать о некоторых моральных абстракциях, достаточно далеких от современных реалий и духовного мира школьников, и найти образное соответствие этим абстракциям в произведениях художественной литературы. Мы убеждены, что сам ход «от абстракции к образу» является порочным, так как игнорируется эстетическая природа литературы как искусства слова, а сама литература превращается в собрание иллюстраций на моральные темы. Кроме того, стилистика формулировок возвращает нас к эстетике классицизма и сентиментализма, то есть, в сущности, в XVIII век. Именно в рамках этих двух больших стилей воспитательная функция искусства зачастую рассматривалась как основная.

Один из авторов аналитического отчета об итоговых сочинениях за прошлый год остроумно замечает, что оригинальность в раскрытии тем встречается в сочинениях обучающихся, которые неверно поняли свою задачу и подменили жанр сочинения-рассуждения жанром письма другу, стихотворным текстом и т.д. То есть в предлагаемой итоговым сочинением эстетике оригинальность с неизбежностью становится ошибкой.

 Рассмотрим крайне слабое сочинение, написанное на тему, провоцирующую размышления как раз о типичном и оригинальном (все ошибки сохранены).

Тема «Надо ли хранить верность традициям?»

 Надо ли хранить верность традициям? Я считаю когда возникает выбор между верностью и изменой. Верность положительная черта характера а измена противоположно верности. Понятие верность во многих литературных произведениях дает характеристику многим героям, перед которым встает выбор.

Например, Петр Гринев остается верен долгу и своему государству, несмотря на смертельную опасность. Даже его семпатия к Пугачеву неменяет положение дел Швабрина который, спасая свою жизнь, предает свою страну, честь офицера, предает людей которые защищали крепость в мести с ним бок о бок. Когда Пугачев захватывает Белогорскую крепость, у людей появляется выбор служить долгу и чести или сдаться злодею. Большая часть жителей встречает Пугачева с хлебом и солью. В то время как отважные люди, такие как комендант крепости (отец Маши) Иван Кузьмич и (мать Маши) Василиса Егоровна. Они отказываются присягнуть тем самым обрикая себя на гибель. Маша Миронова символ верности и любви. В сложной жизненой ситуаций, когда оказывается перед выбором выйти замуж за Швабрина или ждать своего любимого человека Петра Гринева. Она выберает любовь. Маша остается верна Гриневу до самого конца произведения. Несмотря на все опасности она отстаевает честь любимого перед императрицей и добивается помилованием.

 Гринев остается верен своим принципам, чести, истина, которую ему открыл отец. Даже страх смерти не способен повлиять на его решение.

 Несмотря на то, что Пугачев представлен в романе как захватчик но по большой части отрицательный персонаж, тем не мением он обладает и положительными качествами. Это верность своему слову. За все произведение он ниразу не нарушел данные обещания и до последнего верит в свои идеалы. Хоть их и осуждают большое количество людей.

Таким образом, верность традициям в любви делает ее настоящей, крепкой преносящие счастье и радость, наполняемое жизнь смыслом. А традиция каким она причинами не была объяснения это всегда, предательство, чувство доверия, любви.

Имено об этом писали литературные классики в своих произведениях будто подчеркивая мысль о том, что счастье человека всегда нуждается в традициях.

  

Комментарий эксперта

Разумеется, это сочинение далеко от зачетных требований. И дело даже не в полной беспомощности автора в области письменной речи, а в непонимании самой темы. Она сформулирована как проблемный вопрос. Формально возможны два ответа, один из которых надо выбрать, но выбор предрешен, так что это не более чем имитация проблемного вопроса. Немногие выпускники посмеют рискнуть и заявить, что современность не нуждается в традициях, хотя бы они и думали так. Чтобы убедительно доказывать это сомнительное положение, выпускник нуждается в незаурядном культурном кругозоре и сформированном авангардном вкусе. Ясно, что в нашем примере автор не таков. И, выбрав тему, он хватается не за ее ключевое понятие, которое ему совершенно чуждо и, судя по тексту сочинения, незнакомо, а за понятное слово «верность», используемое, прежде всего, в контексте патриотизма (верность присяге) и частной жизни (верность в любви). Таким образом, он даже не делает попытки раскрыть тему, а из предлагаемых абстракций выбирает ту, которая ему ближе. В остальном, насколько это возможно, он следует всем штампам, свойственным жанру сочинения-рассуждения.

 К сожалению, такой итоговый продукт филологического образования не является исключением, он типичен именно для слабо подготовленных выпускников. Приведем другой образец сочинения, в котором задание выполнено гораздо более успешно.

Тема «Когда измену можно простить?»

 Каждый из нас в жизни сталкивался с таким понятием, как измена, и каждый задавался вопросом: а стоит ли прощать человека? Сразу же приходит на ум знаменитая фраза из рубаи Омара Хайяма: «Кто предал раз, предаст тебя и дважды». Но люди закрывают глаза на все, когда любовь заполняет их душу. Человек, изменяя, вряд ли думает о последствиях. Когда ты словно дышишь человеком, живешь для него, а он тебя предает, возникает непреодолимое чувство разочарования, сопровождаемое адской душевной болью, которое, порой, очень сложно пережить.

Тем не менее довольно часто случается, что люди прощают измену, невзирая на все обстоятельства. Возможно, что чувства между любящими были гораздо сильнее, и это спасло их отношения.

Сразу же вспоминается Анна Каренина из одноименного романа Льва Николаевича Толстого. Героиня произведения – замужняя женщина, которая до беспамятства влюбилась в офицера Вронского и изменила с ним своему супругу. Однако он сумел ее простить и даже был готов вновь принять в семью, так как он отличался своей добродушностью, пониманием и любовью. Но Анна Каренина не пожелала остаться с мужем и уехала от него, а впоследствии родила Вронскому дочь. Когда героиня умерла, Каренин взял на воспитание ее ребенка, даже несмотря на то, что в нем текла не его кровь.

Также вспоминается пьеса Островского «Гроза». Катерина, главная героиня произведения, будучи замужней женщиной, выбирает другого. Как мы видим, ее чувства оказались сильнее супружеского долга – клятвы в верности. Каждую ночь она проводит со своим возлюбленным Борисом, пока Тихон, ее супруг, находится в отъезде. Катерина, несомненно, чувствует свою вину, но все равно продолжает следовать зову своего сердца, которое бьется в унисон с Борисовым. Когда муж возвращается, героиня пьесы не может больше таить в себе то, что ее сердце принадлежит другому. Любовь для Катерины – это основная потребность души. Наверное, поэтому нам не столь важно, кого она любит – Бориса или другого человека. А любит она так, что готова искупит любовь смертью ( с самого начала героиня отдает себе в этом отчет)! Способность Катерины глубоко и сильно любить, жертвуя всем, говорит о ее живой душе, которая смогла сохраниться в омертвелом мире города Калинова. Катерина хочет удержать себя от греха. В суете проводов Тихона она отчаянно пытается предупредить беду, заставить себя любить своего жалкого мужа. Но сердцу не прикажешь, подавить в себе любовь к Борису героиня не может. Да и к тому же, подавить ее – значит отказаться от всего лучшего, что способна подарить жизнь. Естественное чувство побеждает над устоями общества. Об этом говорит ее монолог – страстный гимн любви! Разумеется, никто из героев пьесы не смог ей простить поступок. Не прощает и Катерина себе этого и заканчивает жизнь самоубийством. Тем не менее мы, читатели, прощаем ей эту измену, так как лучше любить и быть счастливым человеком, чем всю жизнь страдать.

Таким образом, подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод, что измену можно простить, но лишь в том случае, если ты действительно любишь этого человека и хочешь остаться с ним. Однако каждый сам для себя решает, может ли он простить измену или нет.

 

Комментарий эксперта

Тема даже не камуфлируется под проблемный вопрос. Учебная задача поставлена предельно ясно: найти такие литературные примеры, которые несут идеи прощения и любви. Выпускница аккуратно выполняет задание, почти не делая ошибок (редкие пропущенные и лишние запятые, стилистические нарушения и речевые промахи вроде «адской душевной боли», «добродушности», «чувство побеждает над устоями» не в счет). Она раскрывает содержание понятия «измена», приводит уместную цитату из Хайяма, обрисовывает случаи, в которых измена может выглядеть простительной, а затем переходит к традиционным двум примерам из художественной литературы. Существенно упрощая коллизии «Анны Карениной», она трактует это сюжет в несколько «сериальном» духе; «Грозу» автор сочинения понимает более тонко, хотя в излишней категоричности («Разумеется, никто из героев пьесы не смог ей простить поступок») чувствуется ограниченность интерпретации драмы, неумение учесть все нюансы сложного текста. Мягкий вывод оставляет пространство для других мнений.

 Перед нами почти идеальное сочинение, соответствующее всем требованиям, сформулированным методистами. При этом оно удручающе стандартно. Особенно это заметно по языку, полному штампов. Выражения «любовь заполняет душу», «до беспамятства влюбилась», «следовать зову своего сердца» и так далее, вплоть до оборота «подводя итоги вышесказанному», свидетельствуют о подчинении хорошо обученной одиннадцатиклассницы стандартизирующей системе подготовки к выпускному сочинению. И есть еще одна типичная черта, которая объединяет абсолютно провальное сочинение, приведенное выше, с этим – вполне успешным. Это первостепенный для обоих авторов вопрос личного счастья. Собственно, незамысловатая, но такая понятная мечта о безоблачном личном счастье, которая одна по-настоящему и вдохновляет выпускников, заставляет их рассматривать любой художественный текст под этим углом, упрощать проблематику произведений, интерпретировать их со своей точки зрения. И это то, что не навязывается им жанром, а в каком-то смысле противостоит ему.

 

Выводы по разделу 6

 В представленном массиве однообразных сочинений говорить об оригинальных подходах к раскрытию темы достаточно трудно. Выделяются, конечно, совсем беспомощные работы. Например, автор не справляется с темой из-за отсутствия необходимых учебных навыков, то есть он не в состоянии понять заданного ему вопроса, не может выстроить рассуждения, не знает текста произведений, – но в таком случае нельзя говорить об оригинальности. Те же работы, в которых авторы используют в качестве аргументов собственный жизненный опыт или исторические факты, обращаются к поэтическим произведениям или пытаются отталкиваться от текста, из наблюдения над которым вырастает тезис, кажутся оригинальными только на фоне основной массы, но, в сущности, являются также вполне рядовыми.

 Вывод, который следует из этого, может быть таким: для того чтобы ожидать по-настоящему оригинальных работ, мы должны предложить выпускникам гораздо большую свободу в выборе жанра и структуры сочинения, иначе формулировать темы и перестать делать попытки предельно формализовать проверку. Любая формализация неизбежно ведет к выхолащиванию из сочинений личностного компонента, к натаскиванию на определенный результат, в котором нет места оригинальности.

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 486; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!