Прибежище в Тройной драгоценности



Я принимаю прибежище в Будде.

Я принимаю прибежище в Дхамме.

Я принимаю прибежище в Сангхе.

 

Пять предписаний

– Я обязуюсь в соответствии с правилами обучения

отказаться от убийства живых существ.

– Я обязуюсь в соответствии с правилами обучения

не брать того, что мне не принадлежит.

– Я обязуюсь в соответствии с правилами обучения

отказаться от любых форм сексуальной активности.

– Я обязуюсь в соответствии с правилами обучения

воздерживаться от лжи и нечестивой речи.

– Я обязуюсь в соответствии с правилами обучения

воздерживаться от опьяняющих веществ, употребление которых

ведет к несдержанности и недостойному поведению.

 

Восемь предписаний

– Я обязуюсь в соответствии с правилами обучения

отказаться от убийства живых существ.

– Я обязуюсь в соответствии с правилами обучения

не брать того, что мне не принадлежит.

– Я обязуюсь в соответствии с правилами обучения

отказаться от любых форм сексуальной активности.

– Я обязуюсь в соответствии с правилами обучения

воздерживаться от лжи и нечестивой речи.

– Я обязуюсь в соответствии с правилами обучения

воздерживаться от опьяняющих веществ, употребление которых,

ведет к несдержанности и недостойному поведению.

– Я обязуюсь в соответствии с правилами обучения

воздерживаться от принятия пищи в неурочное время.

– Я обязуюсь в соответствии с правилами обучения

не танцевать, не петь, не играть на музыкальных инструментах;

отказаться от любых развлечений, от любых украшений,

от пользования духами и косметикой; от ношения драгоценностей.

– Я обязуюсь в соответствии с правилами обучения

не пользоваться высокими и мягкими кроватями.

 

============================

 

ГЛОССАРИЙ ПАЛИЙСКИХ ТЕРМИНОВ

 

Авиджа – неведение, иллюзия. Первое звено в Цепи обусловленного возникновения (патичча самуппада). Наряду с рага и доса одно из трех основных загрязнений ума, которые являются основными причинами всех других загрязнений ума, а следовательно, и страданий. Синоним – моха.

Агрегат – скопление, группа, совокупность.

Адхиттхана – непреклонная решимость. Одна из десяти парами.

Акусала – нездравое, пагубное. Антоним – кусала.

Анапана – дыхание. Анапана-сати – осознавание дыхания.

Ананда – блаженство, наслаждение.

Анатта – не сам, без “я”, без сущности, без вещества. Одно из трех основополагающих свойств всех феноменов. См. лаккхана.

Аничча – непостоянное, мимолетное, изменчивое. Одно из трех основополагающих свойств всех феноменов. См. лаккхана.

Арахант / арахат – достигший освобождения; тот, кто освободился от всех ментальных загрязнений. См. Будда.

Ария – благородный, праведный; тот, кто очистил ум настолько, что смог пережить предельную реальность (ниббану). Существуют четыре уровня ария – от сотапанна (“вступившего в поток”), т.е. того, кто будет перерождаться не более семи раз, и до арахата, т.е. того, кто после этой жизни уже не будет перерождаться.

Ария аттхангика магга – Благородный Восьмеричный Путь. См. магга.

Ария сачча – Благородная истина. См. сачча.

Ассутава / ассутавант – несведущий; тот, кто никогда не слышал об истине, кто не развил даже сута-мая-паньня, и поэтому не может следовать по пути освобождения. Антоним – сутава.

Асубха – нечистое, вызывающее отвращение, некрасивое. Антоним – субха (чистое, красивое).

Ачария – учитель, наставник.

Аятана – сфера, область, особенно шесть сфер восприятия (салаятана), т.е. пяти внешних (физических) чувств и ума, а также соответствующих им объектов:

глаза (чаккху) и объекты зрения (рупа),

уши (сота) и звук (садда),

нос (гхана) и запах (гандха),

язык (дживха) и вкус (раса),

тело (кая) и осязание (пхоттхабба),

ум (намо) и объекты ума, т.е. мысли всех видов (дхамма).

Их также называют шестью способностями. См. индрия.

Бала – сила, мощь. Пять источников силы ума: вера (саддха), усилие (вирия), осознавание (сати), сосредоточение (самадхи), мудрость (паньня). В менее развитой форме они называются “пять способностей”. См. индрия.

Боджханга – фактор просветления, т.е. качество, которое помогает достичь просветления. Семь факторов просветления это – осознавание (сати), глубокое изучение Дхаммы (Дхамма-вичая), усилие (вирия), блаженство (пити), спокойствие (пассаддхи), сосредоточение (самадхи), невозмутимость (упеккха).

Бодхи – просветление.

Бодхисатта – букв. “просветленный”. Тот, кто стремится стать Буддой. Так называли Сиддхаттху Готаму до того, как он достиг полного просветления. Санскр. бодхисаттва.

Брахма – обитатель высших сфер; так в индуизме называют высшее из всех существ, традиционно считающееся всемогущим Богом-творцом. Однако, по описанию Будды, он, как и все существа, подвержен распаду и смерти.

Брахма-вихара – природа Брахмы, следовательно, возвышенное или божественное состояние ума, в котором проявляются четыре качества чистоты: бескорыстная любовь (метта), сострадание (каруна), сорадование или способность радоваться счастью других (мудита), невозмутимость по отношению ко всему, с чем приходится сталкиваться (упеккха). Развитие этих четырех качеств происходит путем постоянной практики медитации.

Брахмана – букв. чистый человек. Традиционно в Индии так называют тех, кто принадлежит к касте жрецов. Такой человек считает, что бог (Брахма), “спасет” его или поможет достичь освобождения; в этом он отличается от самана. Будда описывал истинного брахмана как человека, который очистил ум, т.е. стал арахатом.

Брахмачария – безбрачие; чистая, праведная жизнь.

Будда – просветленный человек; тот, кто открыл путь к просветлению, практиковал его и благодаря собственным усилиям достиг конечной цели. Есть два типа Будд:

1) паччека-будда – “одинокий” или “молчаливый” Будда, тот, кто не способен учить пути, который он открыл для других;

2) самма-самбудда – “полный” или “абсолютный” Будда, тот, кто способен учить других.

Бхава – (процесс) становления Бхава-чакка – Колесо обусловленного возникновения. См. чакка.

Бхавана – развитие ума, медитация. Два раздела бхаваны: развитие спокойствия (саматха-бхавана), соответствующее сосредоточению ума (самадхи), и развитие прозрения (випассана-бхавана), соответствующее мудрости (паньня). Развитие самадхи приводит к состоянию джханы; развитие випассаны приводит к освобождению. См. джхана, паньня, самадхи, випассана.

Бхавана-мая-паньня – мудрость, возникшая как результат пережитого на личном опыте. См. паньня.

Бхавату сабба мангала – Пусть все существа будут счастливы! Традиционная форма выражения доброжелательности. (Дословно: “Пусть будет всеобщее счастье”!)

Бханга – растворение. Важная стадия в практике випассаны: переживание растворения тела, кажущегося плотным; оно превращается в тонкие вибрации, которые непрерывно возникают и исчезают.

Бхикку – (буддийский) монах; тот, кто медитирует. Форма женского рода – бхиккуни, т.е. монахиня.

Вайя / вьяйя – прекращение, угасание. Вайя-дхамма – феномен прекращения.

Ведана – чувство / ощущение. Одна из пяти групп составляющих (кхандх). Будда выделял в ней ментальный и физический аспекты, поэтому ведана является средством, позволяющим исследовать ум и тело в их целостности. Как объяснял Будда в Цепи обусловленного возникновения (патичча самуппада), танкха – т.е. причина страдания – возникает как реакция на ведану. Научившись объективно наблюдать ведану, можно будет избегать каких бы то ни было новых реакций и пережить непосредственно внутри себя реальность непостоянства (аничча). Это переживание существенно важно для развития непривязанности, что ведет к освобождению ума.

Ведананупассана – наблюдение ощущений внутри тела. См. сатипаттхана.

Вивека – непривязанность; различающее понимание.

Виньняна – сознавание, познавание; одна из пяти групп составляющих (кхандх).

Випассана – самонаблюдение, прозрение, целиком и полностью очищающее ум; особенно постижение природы непостоянства, страдания и отсутствия “я” в психофизической структуре. Випассана-бхавана – систематическое развитие прозрения посредством медитативной техники наблюдения реальности себя через наблюдение ощущений внутри тела.

Готама – родовое имя исторического Будды (санскр. Гаутама).

Дана – милосердие, щедрость, пожертвование. Одна из десяти парами.

Джати – рождение, существование.

Джхана – состояние погруженности ума, состояние транса. Существует восемь таких состояний, которые можно достичь путем практики самадхи, или самадхи-бхаваны (см. бхавана). Взращивание их приносит спокойствие и блаженство, однако не устраняет глубоко укоренившиеся загрязнения ума.

Доса – отвращение. Наряду с рага и моха одно из трех основных загрязнений ума.

Дуккха – страдание, неудовлетворенность. Одно из трех основополагающих свойств всех феноменов (см. лаккхана). Первая благородная истина (см. сачча).

Дхамма – феномен; объект ума; природа чего-то; естественный закон; закон освобождения, т.е. учение просветленного. Дхамманупассана – наблюдение содержимого ума. См. сатипаттхана (санскр. дхарма).

Дхату – стихия (см. маха-бхуттани), естественное состояние, свойство.

Индрия – способность. Используется здесь, когда речь идет о шести сферах восприятия (см. аятана) и пяти источниках силы ума (см. бала).

Калапа / атта-калапа – мельчайшая неделимая частица материи, состоит из элементов четырех стихий с их характерными свойствами. См. маха-бхутани.

Кальяна-митта – букв. “друг, желающий добра”, следовательно, тот, кто ведет человека к освобождению, т.е. духовный наставник.

Камма – действие; в особенности – действие, совершаемое нами, которое повлияет на наше будущее. См. санкхара (санскр. карма).

Кая – тело. Каянупассана – созерцание тела. См. сатипаттхана.

Килеса – загрязнения ума, негативность, нечистота ума. Анусая килеса – скрытые, латентные загрязнения, дремлющие глубоко в подсознании.

Кусала – благое, полезное. Антоним – акусала.

Кхандха – скопление, группа, совокупность (агрегат). Человеческое существо состоит из пяти групп: материя (рупа), сознание (виньняна), распознавание (саньня), чувство / ощущение (ведана), реакция (санкхара).

Лаккхана – признак, отличительный знак, характеристика. Три характеристики (ти‑лаккхана): аничча, дуккха, анатта. Первые две относятся ко всем обусловленным феноменам. Третья же относится ко всем феноменам – как обусловленным, так и необусловленным.

Лобха – влечение. Синоним – рага.

Лока – 1) макрокосм, т.е. Вселенная, мир, план бытия; 2) микрокосм, т.е. психофизическая структура. Лока-дхамма – превратности судьбы, спады и подъемы, с которыми всем нам приходится сталкиваться в жизни. Это приобретение и потеря, победа и поражение, похвала и осуждение, удовольствие и боль.

Магга – путь. Ария аттхангика магга – Благородный Восьмеричный Путь, ведущий к освобождению от страдания. Делится на три стадии или три вида практики:

I. шила – нравственность, чистота речевых и физических действий:

1. самма-вача – правильная речь;
2. самма-камманта – правильные действия;
3. самма- аджива – правильный образ жизни;

II. самадхи – сосредоточение, контроль за собственным умом:

4. самма ваяма – правильное усилие;
5. самма сати – правильное осознавание;
6. самма самадхи – правильное сосредоточение;

III. паньня – мудрость, прозрение, полностью очищающее ум:

7. самма санкаппа – правильная мысль;
8. самма диттхи – правильное понимание.

Магга – это четвертая из Четырех Благородных Истин. См. сачча.

Мангала – благоденствие, блаженство, счастье.

Мара – смерть; темная сила, демон.

Маха-бхутани – четыре стихии, из которых состоит материя:

патхави-дхату – стихия земли (вес);

апо-дхату – стихия воды (сцепление);

теджо-дхату – стихия огня (температура);

вайо-дхату – стихия воздуха (движение).

Махаяна – букв. “большая колесница”. Направление буддизма, развившееся в Индии через несколько столетий после Будды и распространившееся на Север – в Тибет, Китай, Вьетнам, Монголию, Корею, а также в Японию.

Метта – чистая, бескорыстная любовь и доброта. Одно из качеств чистого ума (см. Брахма-вихара); одна из парами. Метта-бхавана – взращивание метты путем постоянной медитативной практики.

Моха – неведение, заблуждение. Синоним – авиджа. Наряду с рагой и досой одно из трех основных загрязнений ума.

Нама – ум. Нама-рупа – ум и материя, психофизический комплекс ум-тело. Нама-рупа-виччхеда – отделение ума от тела в момент смерти или во время переживания ниббаны.

Ниббана – угасание; свобода от страдания; предельная реальность; необусловленное (санскр. нирвана).

Ниварана – препятствие, преграда. Пять препятствий духовного развития: влечение (камаччханда), отвращение (вьяпада), умственная или физическая лень (тхина-миддха), возбуждение (удхачча-куккучча), сомнение (вичикиччха).

Ниродха – прекращение, искоренение. Часто употребляется как синоним ниббаны. Ниродха-сачча – истина о прекращении страданий; третья из Четырех Благородных Истин. См. сачча.

Оларика – грубое, неприятное. Антоним – сукхума.

Пали – строка, текст; тексты учения Будды, а стало быть, и язык этих текстов. Исторические, лингвистические и археологические данные указывают на то, что пали был языком, на котором действительно говорили в Сев. Индии во времена Будды или около того. Позже тексты были переведены на санскрит, бывший исключительно литературным языком.

Паньня – мудрость. Третий из видов работы над собой, с помощью которых осваивается Благородный Восьмеричный путь (см. магга). Есть три вида мудрости: “приобретенная мудрость”, т.е. мудрость, обретенная в результате того, что услышано от других (сута-мая-паньня), мудрость, обретенная путем интеллектуальных размышлений (чинта-мая-паньня), и мудрость, развивающаяся из прямого, личного опыта переживания (бхавана-мая-паньня). Из всех трех видов только с помощью последнего можно полностью очистить ум; эта мудрость взращивается путем практики випассаны-бхаваны. Мудрость – один из пяти источников силы ума (см. бала), один из семи факторов просветления (см. боджханга) и одна из десяти парами.

Парами / парамита – совершенство, добродетель; здравые качества ума, которые помогают преодолевать эгоизм, и тем самым ведут к освобождению. Десять парами – это щедрость (дана), нравственность (шила), самоотречение (неккхамма), мудрость (паньня), усилие (вирия), терпимость (кханти), правдивость (сачча), непреклонная решимость (адхиттхана), чистая, бескорыстная любовь (метта), невозмутимость, равностность ума (упеккха).

Патичча самуппада – Цепь Обусловленных Возникновений; причинно-следственная связь. Процесс, начинающийся с неведения, вследствие чего человек жизнь за жизнью продолжает пребывать в мире страдания.

Пуджа – почесть, уважение, религиозный ритуал или церемония. Будда говорил, что единственно правильная пуджа в его честь – это сама практика его учения, от первых шагов и до конечной цели.

Пунна – добродетель; заслуживающее похвалы действие, совершая которое человек обретает счастье сейчас и в будущем. Для мирян пунна состоит в том, чтобы давать пожертвования (дана), жить праведной жизнью (шила) и практиковать медитацию (бхавана).

Рага – влечение. Наряду с доса и моха одно из трех основных загрязнений ума. Синоним – лобха.

Ратана – драгоценность, жемчужина. Ти-ратана – Тройная Драгоценность: Будда, Дхамма и Сангха.

Рупа – 1) материя; 2) видимые объекты. См. аятана, кхандха.

Садху – хорошо сделано; хорошо сказано. Выражение согласия или одобрения.

Самадхи – сосредоточение, контроль за собственным умом. Второй из трех видов работы над собой, с помощью которых осваивается Благородный Восьмеричный Путь (см. магга). Когда самадхи взращивается как самоцель, оно ведет к достижению состояния погруженности ума (джхана), а не полного освобождения ума. Три типа самадхи:
1. кханика самадхи – кратковременное сосредоточение, сосредоточение, достигаемое от момента к моменту;
2. упачара самадхи – “близость”, сосредоточение на уровне, приближающемся к стадии погруженности;
3. аппана самадхи – достижение сосредоточения, состояние погруженности ума (джхана).
Разумеется, достижение кханика самадхи – важный этап подготовки перед началом практики випассаны.

Самана – отшельник, странник, монах. Тот, кто оставил мирскую жизнь. В то время как брахамана полагается на то, что бог “спасет” или освободит его, самана стремится достичь освобождения собственными силами. Следовательно, этот термин можно употреблять по отношению к Будде и его последователям, которые вели монашескую жизнь, но так называют и отшельников, не являющихся последователями Будды. Самана Готама (“Готама-отшельник”) – именно так обращались к Будде те, кто считали себя его последователями.

Саматха – покой, спокойствие. Саматха-бхавана – развитие спокойствия; имеет параллели со словом самадхи. См. бхавана.

Сампаджана – тот, кто обладает сампаджаньней. См. след.

Сампаджаньня – понимание всеобщности феномена ум-материя, т.е. постижение природы непостоянства на уровне ощущений.

Самудая – возникновение, начало. Самудая-дхамма – феномен возникновения. Самудая-сачча – истина о происхождении страдания, вторая из Четырех Благородных Истин.

Сангха – сообщество; община ариев, т.е. тех, кто пережил ниббану; община буддийских монахов и монахинь; член ария-сангхи, бхиккху-сангхи или бхиккхуни-сангхи.

Санкхара – ментальное образование; волевая деятельность; реакция ума; обусловленность ума. Одна из пяти групп составляющих (кхандх), а также второе звено в Цепи Обусловленного Возникновения (патичча самуппада). Санкхара – это камма, т.е. действие, которое в будущем дает результаты и тем самым действительно определяет будущую жизнь (санскр. самскара).

Санкхарупеккха – букв. невозмутимость по отношению к санкхарам. Стадия в практике випассаны, следующая за переживанием бханги, на которой старые загрязнения, дремлющие в глубинах бессознательного, поднимаются на поверхность ума и проявляются в виде физических ощущений. Сохраняя невозмутимость (упеккха) по отношению к этим ощущениям, медитирующий не создает новых санкхар, тем самым появляется возможность для искоренения старых. Таким образом, этот процесс ведет к искоренению всех санкхар.

Сансара –кругрождения и смерти; мир страдания, мир обусловленности.

Саньня – (от самьютта-ньяна – обусловленное знание) восприятие, распознавание. Одна из пяти групп составляющих (кхандх). Как правило, оно обусловлено нашими прошлыми санкхарами, а потому передает искаженный образ реальности. В практике випассаны саньня развивается в паньня, т.е. в понимание реальности такой, как она есть. Саньня становится аничча-саньня, дуккха-саньня, анатта-саньня, асубха-саньня, т.е. распознаванием непостоянства, страдания, отсутствия “я” и иллюзорности физической красоты.

Сарана – убежище, прибежище, защита. Ти-сарана – Тройное прибежище, т.е. прибежище в Будде, Дхамме и Сангхе.

Сати – осознавание. Составная часть Благородного Восьмеричного Пути (см. магга), а также один из пяти источников силы ума (см. бала) и один из семи факторов просветления (см. боджханга). Анапана-сати – осознавание дыхания.

Сатипаттхана – развитие осознанности. Есть четыре взаимозависимых аспекта сатипаттханы:
1. наблюдение тела (каянупассана);
2. наблюдение ощущений, возникающих в теле (ведананупассана);
3. наблюдение ума (читтанупассана);
4. наблюдение содержимого ума (дхамманупассана).
Все четыре присутствуют при наблюдении ощущений, поскольку ощущения прямо связаны как с телом, так и с умом. Маха-Сатипаттхана суттанта (Дигха Никая, 22) – это основной источник, где излагаются теоретические основы практики випассаны-бхаваны.

Сато – осознающий. Сато сампаджано; осознающий с пониманием непостоянства природы психофизической структуры во всей ее целостности с помощью наблюдения ощущений.

Сачча – истина. Четыре Благородные Истины (ария-сачча):
1. истина о страдании (дуккха-сачча);
2. истина о причине страдания (саммудая-сачча);
3. истина о прекращении страдания (ниродха-сачча);
4. истина о пути, ведущем к прекращению страдания (магга-сачча).

Сиддхаттха – букв. “выполнивший свою задачу”. Имя исторического Будды, данное ему при рождении (санскр. Сиддхартха).

Сотапанна – тот, кто достиг первой стадии просветления и пережил ниббану. См. ария.

Сукха – удовольствие, счастье. Антоним – дуккха.

Сукхума – тонкое, приятное. Антоним – оларика.

Сута-мая паньня – букв. мудрость, обретенная благодаря тому, что услышано от других. Приобретенная мудрость. См. паньня.

Сутава / сутавант –информированный; тот, кто слышал об истине, кто обрел сута-мая-паньня. Антоним – ассутава.

Сутта – беседа Будды или одного из его ближайших учеников (санскр. сутра).

Танха –букв. “жажда”. Включает как влечение, так и его противоположнось – “отвращение”. Будда назвал танху причиной страдания уже в своей первой беседе – в “Сутте запуска колеса дхаммы” (Дхамма-чаккаппаваттана сутта). Как объяснял Будда в Цепи Обусловленного Возникновения, танха возникает как реакция на ощущения в теле.

Татхагата – букв. “так ушедший” или “так пришедший”. Тот, кто, следуя по пути реальности, достиг конечной цели, т.е. просветленный человек. Этим словом Будда обычно называл самого себя.

Ти-лаккхана –см.лаккхана.

Типитака – букв. “три корзины” (санскр. Трипитака). Три собрания бесед Будды, а именно:
1. Виная-питака – свод правил монашеского поведения;
2. Сутта-питака – свод поучений;
3. Абхидхамма-питака – свод высших учений, т.е. систематическая философская экзегеза (толкование) Дхаммы.

Ти-ратана – см. ратана.

Тхеравада – букв. “учение старейших”. Учение Будды в той форме, в какой оно сохранилось в странах Южной Азии – в Бирме, Шри-Ланке, Тайланде, Лаосе, Камбодже. Общепризнанно, что это древнейшая форма буддийского учения.

Удайя – возникновение. Удайяббайя – возникновение и исчезновение, т.е. непостоянство (также удайя-вьяйя). Основанное на опыте понимание этой реальности достигается путем наблюдения постоянно меняющихся ощущений в своем теле.

Упадана – привязанность, цепляние.

Упеккха – невозмутимость; состояние ума, свободного от влечения, отвращения и неведения. Одно из четырех состояний чистого ума (см. Брахма-вихара), один из семи факторов просветления (см. боджханга) и одна из десяти парами.

Уппада – появление, возникновение. Уппада-вайя – возникновение и исчезновение. Уппада-вайя-дхаммино – обладающий природой возникновения и исчезновения.

Хинаяна – букв. “малая колесница”. Термин, применяемый к буддизму Тхеравады сторонниками некоторых других школ. Носит пренебрежительный оттенок.

Чакка – колесо, Бхава-чакка – Колесо Обусловленного Возникновения (т.е. процесс страдания), то же, что сансара. Дхамма-чакка – колесо Дхаммы (т.е. учение о процессе освобождения). Бхава-чакка соответствует Цепи Обусловленного Возникновения в обычном порядке. Дхамма-чакка соответствует Цепи в обратном порядке, ведущей не к умножению страданий, а к их прекращению.

Чинта-мая-паньня – интеллектуальная мудрость. См. паньня.

Читта – ум. Читтанупассана – наблюдение ума. См. сатипаттхана.

Шила – нравственное поведение; отказ от физических и речевых действий, которые могут причинить вред себе и другим. Первый из трех видов работы над собой, с помощью которых практикуют Благородный Восьмеричный Путь (см. магга). Для мирян практика шилы в повседневной жизни сводится к соблюдению Пяти предписаний.

Ятха-бхута – букв. “как оно есть”. Существующая реальность. Ятха-бхута-ньяна-дассана – мудрость, возникающая из видения истины такой, какая она есть.

 

============================

 


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 209; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!