Центры практики медитации Випассаны в традиции У Ба Кхина – С.Н.Гоенки



====================================


КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ

Namo tassa bhagavato arahato
samm±-sambuddhassa

Почтение освобожденному, победившему все,
полностью просветленному благодаря собственным усилиям.

ДЕНЬ 1-Й

Первые трудности — цель этого вида медитации — почему отправной точкой медитации выбрано дыхание — природа ума — причина трудностей и как с ними справляться — каких опасностей следует избегать.

 

В первый день вы испытали множество трудностей и неудобств, отчасти потому что непривычно весь день сидеть и пытаться медитировать, но главным образом это связано с той медитацией, которую вы начали практиковать: вы начали осознавать дыхание, ничего кроме дыхания.

Было бы гораздо проще и быстрее сконцентрировать ум, не испытывая всех этих неудобств, если бы наряду с осознаванием дыхания можно было повторять слово, мантру, имя бога или мысленно представить образ божества. Но от вас требуется лишь наблюдать дыхание в его естественном проявлении, не контролируя его, не произнося слов и не создавая образов.

Здесь не разрешается произносить слова и визуализировать образы, так как конечная цель медитации – не сосредоточение ума. Сосредоточение ума – это только средство, ступень на пути к высшей цели: очищению ума, искоренению всех умственных загрязнений, всего, что в нем есть отрицательного, и тем самым к освобождению от всех страданий и полному просветлению.

Всякий раз, когда в уме появляются такие эмоции, как гнев, ненависть, страсть или страх, человек чувствует себя несчастным. Если происходит что-то нежелательное, возникает напряжение и начинают завязываться внутренние узлы. Если же не происходит желаемое, то вновь возникает внутреннее напряжение. На протяжении всей жизни повторяется один и тот же процесс. И продолжается это до тех пор, пока вся ментальная и физическая структура человека не превращается в гордиев узел. Но удержать это напряжение внутри себя невозможно – оно начинает распространяться на всех тех, с кем человек входит в контакт. Разумеется, это далеко не лучший способ существования.

Вы пришли на этот медитативный курс, чтобы научиться искусству жить: как жить в мире и гармонии со всеми, как жить счастливо изо дня в день, стремясь достичь высочайшего счастья, совершенной чистоты ума, полного бескорыстной любви, сострадания, радости от успехов других, внутреннего равновесия и невозмутимости.

Чтобы научиться искусству жить в гармонии, сначала нужно найти причину дисгармонии. Причина всегда внутри, именно поэтому надо исследовать собственную природу. Данная техника помогает сделать это. Она дает возможность исследовать собственную ментальную и физическую структуру, к которой мы так сильно привязаны, что в конечном счете и ведет к появлению напряжения и страданий. Понять свою собственную природу, ментальную и физическую, необходимо на собственном опыте. Только тогда можно познать то, что находится за пределами ума и материи. Следовательно, это – техника постижения истины, познания себя, исследования реальности того, что мы называем “я”. Ее можно также назвать техникой богопознания, поскольку Бог есть ни что иное, как истина, любовь, чистота.

Прямой опыт переживания реальности – самый существенный. “Познание себя” начинается с поверхностного уровня, явного, грубого, и идет глубже, к более тонкому и, наконец, к самым тончайшим проявлениям реальности ума и материи. Пережив и познав это, можно идти дальше и дальше, к переживанию и познанию конечной реальности, которая лежит за пределами ума и материи.

Отправной точкой в этом путешествии является дыхание. Использование же любого другого объект, будь то слово или образ, который мы создаем в своем воображении, может лишь порождать еще больше иллюзий, но это не поможет нам познать свою истинную природу. Чтобы познать тонкую суть нашей природы, необходимо начать с видимой, явной реальности. Именно такой реальностью и является наше дыхание. Но если используется слово или образ божества, техника становится сектантской. Слово и форма, как правило, ассоциируются с той или иной культурой или религией и для некоторых людей могут оказаться неприемлемыми. Но страдание является всеобщим, всеобъемлющим, поэтому и лекарство от этой болезни не может быть сектантским – оно должно быть универсальным. Осознавание дыхания соответствует этому требованию. Дыхание является тем, что присуще всем людям, поэтому и наблюдение дыхания может быть приемлемо для каждого. Каждый шаг на пути должен быть абсолютно свободен от сектантства.

Дыхание – это инструмент, который помогает исследовать себя, постигать истину о самих себе. На самом деле на уровне переживаний мы так мало знаем о своем теле. Мы знаем лишь о его внешних проявлениях и о тех частях и функциях тела, которые мы можем контролировать. Но мы практически ничего не знаем о наших внутренних органах, функционирующих вне нашего контроля. Мы ничего не знаем о клетках, из которых состоит наше тело, о клетках, которые все время меняются. Во всем теле постоянно происходят бесчисленные биохимические и электромагнитные реакции, но мы плохо осознаем эти процессы.

На этом пути все то, чего мы о себе не знали, должно быть познано. И в этом нам поможет дыхание. Оно является как бы мостом от известного к неизвестному, поскольку дыхание – это функция нашего тела, оно может быть осознанным или неосознанным, контролируемым или естественным. Мы начинаем с осознанного, контролируемого дыхания и движемся к осознаванию естественного, нормального дыхания. И так мы движемся к постижению более тонких уровней своей природы. Каждый шаг – это шаг в реальное; с каждым днем мы проникаем все глубже и глубже, постигая истину о себе, своем теле и уме на все более глубоком уровне.

Сегодня вас просят наблюдать только физическую функцию дыхания, но в то же время каждый из вас будет наблюдать ум, так как природа дыхания тесно связана с состоянием ума. Как только какое-либо загрязнение появляется в уме, дыхание изменяется, оно становится более учащенным, более тяжелым. Но когда загрязнение уходит, дыхание вновь становится спокойным и ровным. Так дыхание помогает исследовать реальность не только физического тела, но и ума.

Одна особенность ума, которую вы начали исследовать сегодня, – это его привычка блуждать, перескакивая с одного объекта на другой. Ум не желает сосредоточиваться на дыхании или на каком-то другом объекте внимания. Вместо этого он все время убегает.

Если ум блуждает, то где он блуждает? Как показала практика, ум блуждает или в прошлом, или в будущем. И это привычная модель поведения ума. Он не хочет пребывать в настоящем. Помнить о прошлом, думать о будущем важно, но лишь в том случае, если есть связь с настоящим. Из-за этой прочно укоренившейся привычки ум постоянно ускользает, не желая пребывать в настоящем, он все время убегает в прошлое или будущее, которое для нас недосягаемо. Именно поэтому этот дикий ум становится столь возбужденным, столь унылым. Техника, которую вы изучаете здесь, называется искусством жить. Но жить в действительности можно лишь в настоящем. Поэтому первый шаг – это научиться жить в настоящем моменте, удерживая ум в реальности: на дыхании, которое входит в ноздри и выходит из ноздрей. Это и есть реальность настоящего момента, хотя и несколько искусственная. Когда же ум успокаивается, мы просто принимаем этот факт. Мы знаем, что блуждание – это привычное поведение ума. Когда мы понимаем, что ум ускользает, мы вновь и вновь возвращаем его к осознаванию дыхания.

Вы очень легко заметите склонность ума блуждать, погружаясь в мысли о прошлом или будущем. Каковы же эти мысли? Сегодня вы сами заметили, что мысли порой возникают без всякой последовательности. Им нет начала и нет конца. Подобное поведение ума, как правило, считается признаком безумия. Однако только теперь вы замечаете, что, подобно сумасшедшему, запутались в дебрях неведения, иллюзий, заблуждений – моха (moha). Но даже тогда, когда в мыслях есть некая последовательность, их объектом может быть что-то приятное или неприятное. Если приятное, то возникает реакция приятия, из которой развивается влечение, цепляние – рага (raga). Если же это неприятное, то возникнет реакция неприятия, ведущая к отвращению, ненависти – доса (dosa). Ум постоянно наполнен неведением, влечением и отвращением. Все остальные загрязнения основаны именно на этих трех, каждое их которых делает человека несчастным.

Цель этой техники – очистить ум, освободить его от страданий путем последовательного искорения всех внутренних отрицательностей. Это операция, которую вы проводите на глубинном уровне собственного подсознания, чтобы освободиться от всех глубоко укоренившихся комплексов. Даже на начальном этапе эта техника очищает ум: наблюдая дыхание, мы не только концентрируем ум, но и очищаем его. Может быть, сегодня ваш ум был сконцентрирован на дыхании всего лишь несколько мгновений, но каждое такое мгновение обладает огромной силой и меняет привычное поведение ума. В такие мгновения вы осознаете реальность настоящего момента, осознаете каждый свой вдох, каждый свой выдох, не предаваясь иллюзиям. По отношению к дыханию нельзя чувствовать ни влечения, ни отвращение: вы просто наблюдаете, не реагируя. В такие мгновения ум свободен от трех основных загрязнений – значит, он чист. И эти мгновения чистоты ума на сознательном уровне оказывают сильное влияние на старые загрязнения ума, накопленные на уровне подсознания. Вследствие контакта этих позитивных и негативных сил происходит взрыв. Некоторые загрязнения, скрытые в недрах подсознательного, поднимаются на уровень сознательного и проявляются в виде ментального или физического дискомфорта.

Когда это происходит, возникает опасность: вы ощущаете столь сильное волнение, что создаете себе лишь дополнительные трудности. Однако было бы правильнее понять: то, что на первый взгляд кажется проблемой, на самом деле свидетельствует об успехе медитации, свидетельствует о том, что техника начала работать. Операция на подсознании началась, и гной из глубокой раны начал выходить на поверхность. Хотя процесс и неприятен, но это единственный способ избавиться от гноя, избавиться от загрязнений. И если работать правильно, то все эти трудности начнут постепенно исчезать. Завтра будет немного легче, а послезавтра еще легче. И постепенно, понемногу все проблемы начнут уходить, если вы работаете правильно.

Никто не сделает эту работу за вас. Вы должны работать сами. Сами должны исследовать свою внутреннюю реальность. Сами должны работать ради собственного освобождения.

 


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 170; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!