ЧАСТЬ II . ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА СРЕДНИХ ВЕКОВ 10 страница



Наибольшим объемом прав в империи обладали т.н. имперские и вольные города, которые нередко объединялись в союзы, проводившие свою собственную политику, не всегда совпадавшую с интересами центральной и княжеской власти.

Имперские города — непосредственные вассалы императора — получили большую часть императорских регалий (высший суд, чеканка монеты, войско). С XV в. имперские города (Любен, Бремен, Гамбург, Аугсбург, Нюренберг и др.) имели постоянное представительство в рейхстаге.

Что касается семи вольных городов Германии, к которым относились наиболее старые епископские города (Майнц, Кельн, Трир, Вормс и т.д.), то они получили привилегии и от германского императора, и от владеющих ими духовных князей. Эти города были освобождены от налога и поставки войска и являлись центрами епархии, церковно-светского управления епархией и княжеством. В XII—XV вв. они пользовались самоуправлением, в них избирались бургомистры и члены городского совета, которые решали местные вопросы, уголовные и гражданские дела.

В XIV в. отдельные княжества-государства трансформировались в сословно-представительные монархии, отличавшиеся известным многообразием форм. В большинстве государств сформировалось три замкнутых курии — духовенства, рыцарей и горожан.

Собрания этих земских чинов внутри княжеств назывались ландтагами. Ландтаги несколько ограничивали власть князей внутри княжества и по структуре больше напоминали сословно-представительные учреждения Франции, чем рейхстаг. Их согласие обязательно испрашивалось при решении финансовых вопросов. Но в этом случае князь всегда мог получить нужное решение при помощи двух сословий, свободных от уплаты налогов, но принимавших участие в расходовании этих средств, — высшего духовенства и рыцарства.

В XVI—XVIII вв. после религиозных войн количество самостоятельных государственных образований в Германии еще больше возросло (их стало более 300), утвердился т.н. княжеский абсолютизм.Он отличался от централизованных абсолютных монархий Запада (как и сословно-представительных монархий) тем, что сложился не в рамках всей империи, которая оставалась децентрализованной,а в пределах отдельных княжеских владений.

Абсолютизм утвердился ранее всего в Баварии (в первой трети XVII в.), которая отличалась экономической отсталостью, что указывало на его регрессивный характер. Княжеский абсолютизм не сыграл никакой позитивной роли, надолго закрепив состояние экономической и политической раздробленности Германии.

Наиболее крупными абсолютистскими государствами империи были Пруссия и Австрия, между которыми уже начиналось соперничество за политическое верховенство в империи.

Бранденбургско-Прусское государство было создано в начале XVII в. на землях бывшего Тевтонского ордена. Окончательное оформление этого государства произошло в 1701 г., когда бранденбургский курфюрст добился титула короля Пруссии. Глава государства — король Пруссии — входил в имперскую коллегию курфюрстов.

Высшим органом государственного управления был Тайный совет при короле. Ему подчинялись первоначально три директории: финансовая, военных дел и королевских доменов. Особое значение приобрела директория военных дел, которая ведала организацией и вооружением созданной в 1655 г. постоянной армии. Прусская армия была одной из самых больших в Европе и славилась своей муштрой и палочной дисциплиной.

Основными тенденциями развития государственного строя Пруссии в XVIII в. были: централизация и милитаризация государственного аппарата; возвышение военно-управленческих органов над гражданскими.

Значительная часть полномочий Тайного совета перешла к Генеральному военному комиссариату. Произошло слияние всех директорий в единый военно-финансовый орган во главе с президентом — королем.

На местах земские советники (ландраты), назначавшиеся королем по рекомендации дворянских собраний, попали под жесткий контроль центральной власти и были наделены широкими военно-полицейскими полномочиями. Было ликвидировано городское самоуправление. Городские советы были заменены коллегиями магистратов, назначавшиеся королем. На весь государственный аппарат были распространены воинские звания, военная субординация и дисциплина.

По своему политическому режиму Прусская монархия может быть охарактеризована как военно-полицейское государство. В нем получили широчайшее развитие произвол властей, цензура и мелочная регламентация не только государственной, но и частной жизни подданных.

Австрия в отличие от Пруссии не представляла собой централизованного государства. Она была многонациональной страной. Здесь господствовало католическое вероисповедание. С XV в. короли Австрии становились германскими императорами и Австрия считалась их домениальным владением.

Система центральных органов Австрии не была строго упорядоченной и постоянно перестраивалась. Высшим органом власти и управления вместе с монархом был Тайный совет. В дальнейшем он был заменен конференцией, которая стала постоянным учреждением (с начала XVIII в.).

Военными делами ведал придворный Военный совет. В 1760 г. с целью объединения всех отраслей управления был учрежден Государственный совет.

Во главе провинций Австрийской монархии стояли наместники. Они избирались местными сословно-представительными учреждениями и утверждались королем.

В государствах, входивших в состав Австрии, имелись сеймы — сословные собрания. В городах управление находилось в руках выборных городских управ и бургомистров. При королеве Марии Терезии (1740—1780 гг.) важнейшие полномочия сосредоточились в руках королевских чиновников, выборные органы стали подконтрольны правительству.

Во второй половине XVIII в. в Пруссии и Австрии проводилась политика т.н. просвещенного абсолютизма. Были предприняты определенные буржуазные преобразования, рекламируемые как плод содружества государей с французскими просветителями. По своей сути эта политика являлась попыткой приспособить общество и государство к ряду требований, выдвигаемых растущей буржуазией, не затрагивая при этом наиболее существенных интересов дворянства и устоев крепостничества.

Феодальное право Германии . Право средневековой Германии характеризовалось партикуляризмом, т. е. множественностью правовых систем:

1. Каноническое право регулировало вопросы церковной организации и брачно-семейные отношения. Источники - священные книги христиан, постановления соборов, папские декреталии и т д.

2. «Имперское» право регулировало устройство королевской власти. Источники - указы императора.

3 «Ленное» право регулировало отношения между феодалами по поводу передачи и использования феода (лена). Основные источники - обычаи.

4. Земское право - право отдельных немецких земель. Основные источники – обычаи.

5. «Дворовое» право - право, действовавшее при дворе господина и распространявшееся на его крепостных. Основные источники - обычаи.

6. Городское право охватывало городское население. Основные источники - обычаи, решения го­родских судов, королевские грамоты, статуты го­родских органов власти.

В XIII-XIV вв. были составлены сборники обычаев разных правовых систем («Саксонское зерцало», «Швабское зерцало», «Франкское зерцало», «Зерцало немецких людей»). «Саксонское зерцало» (1220 г.), собравшее нормы земского и ленного права, делило все дворянское сословие на «семь военных щитов» (см. выше).

Имущественные отношения. Право собственности на землю делили сеньор и вассал. Принимая на себя обязательства, вытекающие из феодального до­говора, сопровождавшегося торжественным ритуалом инвеституры, вассал получал поместье (феод, лен). Стать ленником можно было и по давности владения. Вассал мог передать лен своим подчиненным (субвассалам). Согласно «Саксонскому зерцалу» феоды не могли оставаться без хозяина «более года и дня». Различали судебные и городские лены. Держателям первых предоставлялись полномочия королевских су­дебных инстанций. Обладатели городского лена не несли военную службу своему сеньору, но должны были «пребывать в городе для защиты его от врагов».

Постепенно из городского права выделилось торговое право или право купцов. С самого начала оно носило национальный характер. В странах Балтии вопросы морской перевозки и торговли регулировались законами Висби (около 1350 г.). Торговое право получило развитие в североитальянских землях Германской империи. Источником германского торгового права стали международные торговые договоры с другими городами, их союзами и иностранными монархами для предоставления режима наибольшего благоприятствования в торговле.

Фридрих II (1212 – 1250 гг.) юридически закрепил за имперскими князьями ряд высших государственных полномочий, в т.ч. и в таможенной сфере. Им было предоставлено право взимания пошлин при пересечении границ их владений. В последующем «Золотая булла» (1356 г.) закрепила такое право за курфюрстами[9].

В семейном правегосподствовал патриархальный брак с опекой со стороны мужа. Процедура заключения брака и статус супругов регулировался нормами канонического права.

Наследственное право долгое время сохраняло пережитки общинных отношений. В разделе семейного имущества участвовал и умерший. первоначально его доля шла на совершение погребального обряда, а позже стала переходить церкви за упокой души. В сельской местности женщины были отстранены от наследования, а в городах они довольно рано получили равные с мужчинами права наследования. 

Уголовное право.По поручению Карла V было составлено общее для всей империи уголовно-судебное уложение «Каролина» и в 1532 г. это уложение стало действующим источником права. В нем определялись общие положения уголовного права (покушение, соучастие, формы вины и др.), различные виды преступлений (государственные, против рели­гии, морали и нравственности, личности, против собственности и правосудия). Степень виновности определялась наличием умысла или неосторожности. Значительное число преступле­ний наказывалось смертной казнью (с указанием вида: колесованием, сожжением и т. д.), применялись телес­ные наказания (вырывание языка, отсечение руки).

«Каролина» предусматривала уголовную ответственность за покушение к совершению преступления, пособничество и соучастие.

Судопроизводство. «Каролина» закрепила смешанный тип уголовного процесса с преобладанием следственных (инквизиционных) методов. Обвинение предъявлялось судьей от лица государства. Следствие не было ограничено сроками, широко применялись допросы под пытками. Процесс состоял из трех частей: дознание, общее и специальное расследование.

 

Литература

 

Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. М., 2002.

Золотая булла (1356 г.) // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: Учебное пособие / Сост. В. Н. Садиков. М., 2002.

История государства и права зарубежных стран / Под ред. О. А. Жидкова и Н. А. Крашенинниковой. В 2-х т. Т. 1. М., 2002.

История государства и права зарубежных стран: Учеб. / Под ред. проф. К. И. Батыра. М., 2003.

Каролина // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: Учебное пособие / Сост. В. Н. Садиков. М., 2002.

Колесницкий Н.Ф. «Священная римская империя»: притязания и действительность. М., 1977.

Саксонское зерцало // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: Учебное пособие / Сост. В. Н. Садиков. М., 2002.

 

Контрольные вопросы

 

1. Развитие государственности в средневековой Германии.

2. «Золотая булла» и её историческое значение.

3. Особенности сословно-представительной монархии в Германии.

4. Реформация и её правовые последствия для Германии.

5. Специфические черты абсолютизма в Германии.

6. Особенности таможенных отношений в средневековой Германии.

Тема 11. Роль христианства и римско-католической церкви в

Средневековом государстве и праве

 

Христианство и его роль в феодальной Европе. Римская католическая церковь и православие. Реформация и контрреформация

 

Христианство и его роль в феодальной Европе. Римская католическая церковь и православие. В своих официальных документах Западная и Восточная церкви именуют себя вселенскими. До XI в. существовала единая христианская вселенская церковь. Но первой политической предпосылкой раскола был раздел в 395 г. Римской империи на Восточную и Западную. Это обстоятельство предопределило претензии каждой из сторон на единоличное руководство церковью. Развитие восточных и западных областей некогда единого государства пошло различными путями, что отразилось в западном и восточном христианстве.

В западных областях становление феодальных отношений совершалось стремительными темпами. Учитывая быстро меняющуюся обстановку, западная церковь вносила поправки в своё вероучение и обряды, в толкование постановлений вселенских соборов и христианских догматов. Феодализация восточных частей бывшей Римской империи шла значительно медленнее. Застойность общественной жизни обусловила консерватизм церковной жизни православия.

Так, под влиянием вполне конкретных исторических обстоятельств сформировались две характерные особенности восточного и западного христианства. У западной церкви – гибкость, быстрая приспособляемость; у восточной – консерватизм, тяготение к традиции, к обычаям, овеянным и освященным стариной.

Особенности западной христианской церкви формировались в условиях феодальной политической раздробленности. Христианская церковь оказалась как бы духовным стержнем раздробленного на ряд самостоятельных государств мира. В этой обстановке западное духовенство сумело создать собственную международную церковную организацию с единым центром в Риме, с единым главой – римским епископом.

Возвышению римского епископа способствовал целый ряд факторов. Один из них – перенос столицы империи из Рима в Константинополь. На первых порах это ослабило авторитет римского иерарха, но вскоре в Риме оценили выгоду, которую можно извлечь из новой обстановки. Западная церковь избавилась от повседневной опеки со стороны императорской власти. Очень выгодным для западного духовенства оказалось выполнение некоторых государственных функций, например, сбор налогов римским иерархом. Постепенно западная церковь приобрела все большее экономическое и политическое влияние. И по мере роста ее влияния, рос и авторитет ее главы.

Например, франки приняли христианскую веру в VI в., была введена латинская письменность, открылись школы, строились и украшались храмы. Король охранял богатства христианской церкви, щедро раздавал ей земли, дарил ценные вещи. Церковь, в свою очередь, укрепляла власть короля. Церковные иерархи были его ближайшими советниками, помогали ему составлять королевские указы.

Христианская церковь была сильной централизованной организацией. Храм был практически в каждой деревне, где велись богослужения, священники выступали с проповедями. В условиях массовой безграмотности это был единственный и неоспоримый источник информации. Церковными округами в больших областях управляли епископы и архиепископы. Все они подчинялись Папе Римскому.

Все служители церкви составляли особый слой населения – духовенство. Были созданы специальные поселения для людей, посвятивших себя служению Богу – монастыри. Во Франкском государстве было основано около 250 мужских и женских монастырей. Нередко верующие завещали церкви или монастырю свое имущество, чтобы похоронили их у стены храма и читали молитвы «за упокой души». Постепенно в зависимость от церкви попали целые деревни.

В споре между наследниками короля из династии Меровингов и майордома Карла Мартелла Папа Римский вынес решение в пользу последнего, обладавшего реальной властью в королевстве. В 751 г. Пипин Короткий был провозглашен королем франков.

С другой стороны Папе Римскому в это время угрожали лангобарды («длиннобородые») – германский народ, который в VI в. вытеснил из Италии остготов. По призыву Папы Пипин Короткий дважды совершал походы против лангобардов. Под власть папского престола были переданы города Рим и Равенна с прилегающей к ним областью. Так образовалась государство римских пап – Папская область, существовавшая более 1000 лет (до 1870 г.).

К моменту разделения империи на Западе действовал только один крупный религиозный центр, а на Востоке их было четыре. Во времена Никейского собора было три патриарха - епископы Рима, Александрии и Антиохии. Вскоре звания патриархов добились также епископы Константинополя и Иерусалима. Восточные патриархи нередко враждовали между собой, боролись за первенство, каждый стремился упрочить свое влияние. На Западе у римского епископа не было таких мощных конкурентов.

В условиях феодальной раздробленности Запада христианская церковь долгое время пользовалась относительной самостоятельностью. Играя роль духовного центра феодального мира, она даже боролась за первенство власти церкви над светской властью, добиваясь серьезных успехов.

Восточная церковь также временами пыталась бороться со светской властью, но безуспешно. Сильная императорская власть, дольше сохранившаяся в Византии, определила восточному христианству роль более или менее послушного слуги. Церковь находилась в зависимости от светских государей.

Император Константин и его преемники, укрепляя свою империю, превратили христианскую церковь в государственный институт. Константинопольский патриарх, по существу, был министром по религиозным делам. Характер христианской церкви в Восточной Римской империи как государственного учреждения ярко проявился при созыве вселенских соборов. Они не только собирались императорами, но и проходили под председательством либо самого правителя, либо назначенного им светского чиновника. Так проходили первые шесть вселенских соборов и только на седьмом (Никейский, 787 г.) на председательском месте восседал патриарх.

У константинопольского патриарха было несколько способов сопротивления императорской власти. Иногда он пользовался своим правом обязательного участия в коронации нового императора и мог отказаться его короновать, если не принимались выдвигаемые им условия. У патриарха было и право отлучения от церкви императора-еретика, например, император Лев VI был отлучен в связи с его четвертой женитьбой. Наконец, он мог обратиться за поддержкой к римскому первосвященнику, который не подчинялся власти византийских императоров. Правда, в конце VIII столетия, римский епископ некоторое время находился в подчинении у Византии, но вскоре папа снова вышел из-под влияния константинопольских императоров.

С середины IX в. происходила упорная борьба между папством и патриархией за господство в христианском мире. Главной причиной раскола было стремление к власти константинопольского патриарха Фотия и римского папы Николая I.

В 857 г. император Византии Михаил III низложил патриарха Игнатия и возвел на патриарший престол угодного ему Фотия. Папа Николай I счел это поводом для вмешательства и для укрепления своего влияния над восточной церковью. Он потребовал восстановить Игнатия, а заодно предъявил ряд территориальных претензий (в частности, по отношению к Болгарии). Византийский император не пошел на уступки, и папа объявил Игнатия истинным патриархом, а Фотия – низложенным.


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 207; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!