ЧАСТЬ II . ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА СРЕДНИХ ВЕКОВ 11 страница



С этого времени началось противостояние двух церквей. Догматические разногласия сводились к следующим главным вопросам: восточная церковь признавала происхождение святого духа только от бога-отца, а западная – от бога-отца и бога-сына; каждая из церквей оспаривала легитимность соборов, происходивших на территории противника (например, Константинопольский собор 381 г.); обрядовые разногласия сводились к тому, что восточная церковь отрицала необходимость поста в субботу, т.к. это имело место в западной церкви, безбрачие западного духовенства, возведения диаконов прямо в епископы и др.; канонические разногласия выражались в том, что римский папа присвоил себе право быть главой и судьей всей христианской церкви. Учение о главенстве папы сделало его выше вселенских соборов; восточная церковь занимала подчиненное положение по отношению к государственной власти, а западная церковь поставила себя в независимое состояние от светской власти, пытаясь усилить свое влияние на общество и государство.

В середине XI в. папство вытеснило греков из южной Италии. В ответ на это патриарх Михаил Керуларий распорядился, чтобы богослужение в латинских церквах Константинополя велось по греческому образцу. Он закрыл латинские монастыри.

В 1054 г. обе церкви предали друг друга анафеме. Раскол окончательно оформился. Западная церковь со временем получила название католической (вселенской), а за восточной христианской церковью закрепилось название православной, (т. е. правильно славящей Бога).

В первое время после раскола обе церкви предпринимали попытки к объединению. В конце XI в. папа Урбан II призвал верующих к первому крестовому походу, который имел своей целью освобождение «гроба Господня», а одновременно обогащение и рост могущества католической церкви. Многочисленные крестовые походы проходили с 1095 г. по 1270 г. Во время четвертого крестового похода (1202-1204 гг.) крестоносцы штурмом взяли Константинополь, осуществив вооруженное подчинение православной церкви Риму. Образованная Латинская империя существовала недолго, в 1261 г. она пала.

Последствия крестовых походов привели к усилению власти и значения римских первосвященников, как главных инициаторов этих походов, способствовали появлению духовно-рыцарских орденов, защищавших интересы папства, еще больше обострили взаимоотношения между католической и православной церковью.

Попытки воссоединения церквей предпринимались и в последующее время. В 1965 г. папа Павел VI и патриарх Афинагор I сняли взаимные анафемы с обеих церквей, но воссоединения не произошло.

После раскола христианская религия распалась на ряд самостоятельных направлений, из которых самые распространенные – католицизм, православие, а позднее протестантизм. Сохраняя в основном догматы христианства, эти течения отличаются друг от друга своеобразной трактовкой некоторых догматов, отдельными особенностями культа.

Католическая церковь строго централизована, имеет единый центр, единого главу. Центр католицизма и резиденция его главы, папы римского – Ватикан, крохотное государство в центре Рима. Государство Ватикан было создано в 1929 г. Общее число духовенства достигает 0,5 млн. Из 1200 млн. христиан католиков насчитывают 650 млн.

Кроме главного догматического расхождения между католиками и православными (см. выше) существуют и другие разногласия:

Ø Католики верят в существование чистилища (кроме рая и ада), признают непогрешимость в вопросах веры и морали папы римского, являющегося, по их мнению, наместником Христа на земле.

Ø Источником своего вероучения католики считают не только «священное писание» (Библию), но и «святое предание», в которое они, в отличие от православных, включают не только решения первых вселенских, но и последующих соборов, а также суждения пап. При этом правом толкования Библии пользуется только церковь.

Ø Духовенство в католицизме выделяется своим обетом безбрачия и так называемым учением «о божественной благодати», которую распределяют священники. Это обусловливает их привилегированное положение среди верующих католиков.

Ø Своеобразно совершаются в католицизме таинства и обряды, общие для христианства. Таинство крещения производится путем обливания водой или погружения в воду; тогда как в православии – только погружением в воду. Таинство миропомазания в католицизме производится, когда ребенку исполнилось семь-восемь лет, так называемая конфирмация. У православных – вскоре после рождения. Таинство евхаристии (причащения) совершается у католиков на пресном хлебе, у православных – на квасном. Только духовенство у католиков могло причащаться хлебом и вином, миряне – только хлебом.

Ø В католицизме широко почитается богородица и учение о ее телесном вознесении. Культ использует все виды искусства для воздействия на верующих, очень пышный, театрализованный. Развито преклонение перед всевозможными реликвиями, культом мучеников, святых (массовая канонизация проводится и сегодня).

Ø У православия нет единого центра управления, как Ватикан. Если константинопольский патриарх и считается вселенским, то это означает, что он «первый среди равных».

Сейчас к православию относятся 15 самостоятельных православных церквей с общей численностью 150 млн. верующих. Самой крупной и наиболее влиятельной из них является Русская православная церковь .

Во главе каждой православной церкви стоит патриарх. Он избирается поместным собором, которому принадлежит высшая власть по всем вопросам веры, церковного управления и церковного суда. Патриарх осуществляет межцерковные связи, контролирует деятельность епархиальных архиереев, награждает титулами и высшими церковными отличиями, осуществляет надзор за всеми учреждениями центрального церковного управления. Ему принадлежит право помилования и смягчения церковных наказаний. Он собирает поместные соборы и председательствует на них.

При патриархе учреждается священный синод, состоящий из постоянных и временных членов. При синоде имеются различные отделы, занимающиеся делами церкви.

В административном отношении православные церкви разделяются на епархии, возглавляемые епархиальными архиереями, назначенными синодом во главе с патриархом. Епархии делятся на округа, возглавляемые благочинными. Последние наблюдают за деятельностью приходского духовенства. Самой низшей организацией православной церкви является приход, возглавляемый избранным на общем собрании верующих церковным советом.

Основу православного вероучения составляет символ веры, утвержденный на первых двух вселенских соборах 325 г. и 381 г. В 12 членах (параграфах) этого символа веры сформулированы представления о боге, его отношении к миру и человеку. Сюда относятся понятия о триединстве Бога, боговоплощении, искуплении, воскресении из мертвых, крещении, загробной жизни и т.д.

Все основные догматы православной церкви объявляются истинными, вечными, сообщенными человеку самим богом. Они объявляются непостижимыми разумом. Основой познания символа веры является вера. Православные церкви уделяют большое значение не только доказательствам непогрешимости всего вероучения, но и требуют знать символ веры наизусть. Главным средством усвоения верующими основных канонов православия является система богослужения.

Недовольство римской церковью и стремление ее к преобразованию усилилось в XI-XV вв. Причинами кризиса римско-католической церкви были злоупотребления папства, падение нравственности в среде духовенства, потеря роли, которую церковь играла в средневековом обществе. Не стало и Франкской империи, правители которой поддерживали Папу Римского. После образования Священной Римской империи на папский престол возводились только ставленники германских императоров.

В этих условиях в католической церкви началось движение за усиление власти Папы. В 1073 г. Папой Римским был избран Григорий VII, человек воинственный и волевой. Между ним и германским императором развернулась ожесточенная борьба за право назначения епископов. Король Генрих IV объявил о лишении Папы Римского власти. В ответ Григорий VIIосвободил подданных Генриха от присяги на верность королю и объявил, что низлагает его с престола. Воспользовавшись этим, крупные феодалы Германии подняли мятеж против короля. Последний был вынужден искать примирения с Папой.

Борьба пап с императорами с переменным успехом длилась более 200 лет. Наивысшего могущества власть Папы была достигнута при Иннокентии III(1198 – 1216 гг.). Он расширил границы Папской области, активно вмешивался в дела европейских стран, в отношения между государствами. Одно время Папа даже возводил на престол и смещал императоров. Его считали высшим судьей в католическом мире. Вассалами Папы Римского признавали себя короли Англии, Польши, некоторых государств Пиренейского полуострова. Он был организатором крестовых походов немецких рыцарей против народов Прибалтики и Руси.

В этот период католическая церковь становится крупнейшим землевладельцем. Ей принадлежало около 1/3 возделанных земель. Епископы и монастыри имели сотни, а порой и тысячи зависимых крестьян. Со всего населения Западной Европы РКЦ взимала десятину – особый налог на содержание духовенства и храмов. Верующие платили священникам также за венчание при вступлении в брак, за крещение младенца, отпевание покойного и другие церковные обряды.

В храмах выставляли вещи, которые объявлялись священными – реликвии: волосы и даже «капли пота» Христа, обломки креста, на котором он был распят, гвозди, которыми его прибивали к кресту, а также мощи – останки тел святых мучеников. За все это также вносилась плата.

По учению РКЦ, грешник и даже преступник могли получить прощение после раскаяния и исповеди, т.е. сообщая о своих грехах священнику. По приказу Папы Римского священники продавали специальные грамоты о прощении грехов – индульгенции («милость»). Индульгенция обещала спасение от адских мук и освобождение грешника от угрызений совести. Торговля индульгенциями приносила папам огромный доход.

Кроме того, Папа Римский продавал по высоким ценам церковные должности. Купившие их епископы и аббаты нередко расплачивались за эти должности церковным имуществом.

Таким образом, источники доходов РКЦ в Средние века складывались из церковной десятины, платы за обряды, прикосновение к «святым мощам» и т.п., продажи индульгенций, церковных должностей. Следует отметить, что часть своих доходов РКЦ тратила на благотворительную деятельность, что усиливало ее влияние на верующих.

Средневековые религиозные мыслители утверждали, что каждый человек от рождения принадлежит к определенному сословию.[10]

Первым сословием считалось духовенство. На него возлагалась обязанность молиться, «заступаться перед Богом» за грешников. Духовенство имело ряд привилегий, нередко они освобождались от уплаты налогов королю.

Христианская мораль предписывала каждому человеку «соблюдать свое место в жизни». Всякий протест считался проявлением «дерзости» и «гордыни». Эта мораль требовала выполнения нравственных правил, перечисленных в Библии. Образцом, на кого следует равняться чаще всего считался святой, монах, который отрекся от земных забот и соблазнов.

Таким образом, католическая церковь не только объявляла о своих претензиях на полную власть в обществе, но и старалась реализовать их, пуская в ход свое политическое влияние, военную и финансовую мощь, а также используя слабость центральной власти. Папские послы, сборщики церковных налогов и продавцы индульгенций распространились по всем странам Европы.

Стремление высшего католического духовенства установить политическую гегемонию, подчинить светскую жизнь и государство в целом вызывало недовольство среди государей, ученых, епископов, народа. К папскому престолу выдвигали следующие требования:

Ø отказ папы от светской власти, исключение насилия и произвола;

Ø введение строгой дисциплины в жизни духовенства и улучшения их нравственности;

Ø уничтожение индульгенций, вызывавших особое недовольство. (Папская церковь торговала грамотами об отпущении как прошлых, так и будущих грехов, которые выдавались от имени папы за деньги или какие-либо заслуги перед церковью);

Ø распространение в народе религиозного образования и восстановления благочестия в церкви.

Одна из первых реальных попыток сломить папское могущество связана с Пражским университетом. Профессор богословия этого университета Ян Гус выступил против злоупотреблений римской церкви. Он написал сочинение «О церкви», в котором доказывал, что истинная церковь представляет собой совокупность не только духовенства, но и всех верующих. Обособленность и привилегированное положение духовенства он считал не соответствующим христианскому учению и требовал уравнения всех христиан перед богом. В культе это выражалось в причащении мирян тем же способом, как и духовенства (телом и кровью Христа). Ян Гус выступал за секуляризацию церковных земель. Римский папа в 1413 г. отлучил Яна Гуса от церкви. Затем на Вселенском соборе Яна Гуса обвинили в ереси, в 1415 г. он был сожжен на костре.

Продолжил дело Гуса Ян Жижка. Сторонники Яна Жижки отрицали иерархию духовную и светскую, соблюдали нравственность, выступали против иконопочитания, требовали отменить тайную исповедь. Противостояние с католической церковью переросло в вооруженное столкновение. В 1434 г., потерпев поражение от католических войск, движение Яна Жижки смирилось.

Попытка произвести реформы церкви наблюдались и в самой Италии. В качестве церковного реформатора здесь выступил доминиканский монах Иероним Савонарола. В 1491 г. его избрали настоятелем монастыря Сан-Марко. С приходом нового настоятеля в монастыре произошли серьезные изменения. Савонарола распродал монастырское имущество, искоренил роскошь, обязал всех монахов работать, но одновременно реформатор был ярым врагом светской литературы и гуманизма. В 1497 г. папа Александр VI отлучил Савонаролу от церкви. На следующий год он был повешен и сожжен.

Реформация и контрреформация. Всеобщее возмущение римской церковью в XIV-XV вв. закончилось в XVI в. Реформацией (лат. – «преобразование»). Реформация, приведя к расколу римско-католической церкви и к созданию новых вероучений, проявилась с разной степенью интенсивности почти во всех странах католического мира, сказалась на положении церкви как крупнейшего землевладельца и затронула роль католицизма как идеологии, веками защищавшей средневековой строй.

Реформационные процессы обрели в Европе XVI в. характер широких религиозных и социально-политических движений, выдвигавших требования реформы римской церкви и преобразования порядков, утверждаемых ее учением.

Видные теоретики Реформации создали учения, отвечавшие новым веяниям общественного развития XVI-XVII вв. Основной критике было подвергнуто учение католической церкви «о греховности» земного существования человека. Для того чтобы привить простым людям сознание их полного ничтожества и примирить со своим положением, римская церковь пускала в ход догму об изначальной «греховности» земного существования человека.

Церковь объявляла каждого человека не способным «спасти свою душу». «Спасением» и «оправданием» всего земного мира ведает, согласно католическому учению, только папская церковь, наделенная особым правом распределять в мире «божественную благодать» через совершаемые ею таинства (крещение, покаяние, причащение и др.).

Реформация отвергла догму римской церкви об обязательном посредничестве духовенства между человеком и богом. Центральным местом новых учений времен Реформации стала доктрина о непосредственной связи человека с богом, об «оправдании верой», т.е. «спасении» человека не с помощью строгого выполнения обрядов, а на основе внутреннего божьего дара – веры.

Смысл учений об «оправдании верой» заключался в отрицании привилегированного положения духовенства, в отказе от церковной иерархии и главенства папы. Это позволило осуществить требование «дешевой» церкви, выдвигавшееся бюргерством.

Идеи Реформации укрепляли позиции светской власти и формирующихся национальных государств в борьбе против претензий римского папы.

С выводом об «оправдании верой» идеологи Реформации связывали свое второе основное положение, принципиально отличавшееся от католического учения – признания «священного писания» единственным авторитетом в области религиозной истины. Это влекло за собой отказ признания «священного предания» (решений римских пап и церковных соборов) и открывало возможность для более свободной и рациональной трактовки вопросов религии.

В результате Реформации во многих странах Европы появилась новая протестантская церковь. Началось реформационное движение, а вместе с ним создание протестантизма в Германии. Во главе его встал августинский монах Мартин Лютер (1483-1546 гг.).

В конце октября 1517 г. Лютер выступил с 95 тезисами против индульгенций. Слова и действия Лютера получили широкую поддержку немецкого общества и дали мощный стимул к борьбе против католической церкви. В тезисах Лютера наметились основы его учения. Главное место в этом учении занимала концепция «трёх только»: человек спасается только верой; он обретает ее только через милость Божию, а не вследствие личных заслуг; единственным авторитетом в делах веры является только «священное писание».

Новая религия – лютеранство – превратилась в знамя общественной оппозиции, ее главные выводы воспринимались массами, как основание не только для церковных, но и социально-политических перемен.

Если Лютер был духовным вождем умеренного бюргерско-реформаторского крыла Реформации, революционный крестьянско-плебейский лагерь возглавил Томас Мюнцер (ок. 1490-1525 гг.). Он принадлежал к числу образованнейших людей своего времени.

В самом начале своей проповеднической деятельности Мюнцер был яростным сторонником учения Лютера. Лютер направил его проповедником в города Ютеборг, Цвиккау. Постепенно наметился отход Мюнцера от лютеранства. С 1524 г. Мюнцер принимал участие в крестьянской войне в Германии. Он разработал программу, основные положения которой были изложены в «Статейном письме».

Это идея создания «Христианского объединения», которое поможет народу освободиться без кровопролития, только братским увещеванием и объединением; вступить в «Христианское объединение» предлагается не только угнетенным, но и господам. Тем, кто откажется участвовать в «Христианском объединении», грозит «светское отлучение»: никто с ними не будет общаться ни на работе, ни в часы досуга.

Идеи Мюнцера были предельно сжаты: князья обязаны снести свои замки, отказаться от титулов, чтить только одного Бога. За это им отдавали все имущество духовенства, находившееся в их владениях, и возвращали заложенные имения. Мюнцер призывал искать на земле рай, требовал установить в земной жизни «царство божие». Лютеровскую формулу «оправдание верой» Мюнцер использовал для обоснования необходимости активных действий, которые приведут к равенству «сынов божьих». В 1525 г. князья сумели разгромить восставших в битве у Мюльхаузена. Победители многих казнили, в том числе и Томаса Мюнцера.

До 1526 г. реформацию в Германии возглавляли богословы, а затем князья. Документом, выразившим основы лютеранства, к которому примкнули светские иерархи, стало «Аугсбургское вероисповедование».

В 1555 г. лютеранам было предоставлено право свободы в делах веры, но только для князей. В основу религиозного мира был положен принцип: «Чья страна, того и вера». Князья с этого момента определяли религию своих подданных. В 1608 г. германские князья заключили протестантскую унию. Окончательно закрепило равноправие католиков и протестантов соглашение 1648 г.


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 189; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!