ЧАСТЬ II . ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА СРЕДНИХ ВЕКОВ 14 страница



Клан крупного вельможи выступал в Японии как своеобразная политическая единица. Главы феодальных домов были обязаны отдавать детей на службу в качестве телохранителей или других служителей при дворе. Впоследствии эти должности становились наследственными и могли совмещаться в связи с общей нехваткой чиновников.

В разряд «подлых» людей входили, например, специальная группа работников, обслуживающих погребения, члены «казенных дворов», казенные и частные холопы и рабы. Последних было немного. Источниками рабства были: порабощение преступников и членов их семей, самопродажа или продажа по воле родителей, заложничество за долги и военный плен. Особо ценились рабы-земледельцы, на них давался земельный надел, и их не облагали налогами. Закон 830 г. фактически уравнял рабов со свободными крестьянами в праве пользования наделом и в обязанностях исполнять повинности в пользу казны.

Рабы (нухи), по свидетельству источников, как и в Китае, обладали некоторыми правами. Их можно было продавать и наследовать, но они могли вступать в брак и иметь собственность.

Особую категорию «подлого люда» составляли работники т.н. казенных дворов. Они строго учитывались в особых списках, как и урожай с обрабатываемых ими казенных полей. За членами казенных дворов по закону закреплялись некоторые права: один день в декаду им давался для отдыха, женщинам после родов предоставлялась более легкая работа. Они обеспечивались одеждой, обувью. Чиновники не могли их использовать в своих личных нуждах.

Положение потомственных холопов (кэдин) отличалось местной спецификой, но в отличие от рабов они не могли продаваться, хотя беглого холопа и возвращали хозяину. Государственный (казенный) «подлый люд» по достижении 60 лет освобождался от личной зависимости.

Сословно-классовая структура в последующие века приобретала все более четкое выражение, формируясь не только под воздействием развивающихся феодальных, вассально-ленных отношений, но и кардинальных политических изменений в стране.

Установление в XII в. первого сёгуната, правления военно-феодальной олигархии, привело к делению феодалов на 1) высшую привилегированную группу, 2) непосредственных вассалов сёгуна (гокенин), 3) вассалов других феодальных владельцев, храмов и монастырей (хигокенин).

Вне сословия класса феодалов находился простой народ: крестьяне, ремесленники, торговцы. Главной формой феодальной эксплуатации крестьян стала подушная рента в виде натурального оброка, уплачиваемого рисом, поглощающая от 40 до 60% урожая крестьянина.

Важные социальные сдвиги в Японии, начиная с XIII—XV вв., стали происходить под влиянием развития торгового оборота, расцвета городов. В городах складывались первые объединения ремесленников и торговцев (дзя), часть которых получила некоторую самостоятельность, выходя непосредственно на рынок. В среде феодалов самураи за долги теряли земельные владения, переводились на полное обеспечение своих господ. Большая часть пахотной земли сосредоточилась в руках крупных владетельных князей «даймё» («большое имя»), охватывая отдельные провинции и даже группы провинций.

Наиболее законченные формы приобрела сословно-классовая структура японского общества в период третьего сёгуната, когда она была скреплена законом и охранялась сёгунатом. Японское феодальное общество делилось на четыре сословия, официально определявшееся формулой «си-но-ко-сё»: 1) самураи (си), 2) крестьяне (но), 3) ремесленники (ко) и 4) торговцы (сё). На самом дне феодального общества находилась небольшая группа париев («эта»).

Господствующее сословие дворянства представляли, прежде всего, фактический правитель Японии — сёгун, семье которого в начале XVII в. принадлежало около трети территории страны, и около 300 семейств владетельных князей — даймё, располагавших также огромной земельной собственностью. Это сословие делилось на кастовые группы.

Особую часть самурайского сословия составляла придворная аристократия (кугэ), при лишенном фактической власти императоре обладавшая высшими рангами дворянства, но не имевшая, как правило, земельных владений и не занимавшая оплачиваемых должностей. Она была полностью зависима от сёгунской администрации, получая от сёгуна рисовые пайки.

Основную массу господствующего класса составляло служилое дворянство — самураи, входившие в войско сёгуна и военные отряды даймё. За свою службу они получали возможность собирать подати с определенного числа крестьян или получать рисовый паек от своего господина.

Крестьяне, составлявшие 80% населения страны, были неоднородны в социальном и экономическом отношении. Основная масса крестьян - члены общины, входившие в податные пятидворки - владела небольшими участками земли на правах вечного наследственного держания, вела самостоятельное хозяйство. Вне общин были зависимые крестьяне, мелкие арендаторы или дворовые холопы. Подати достигали половины и больше от урожая. Крестьяне несли повинности по ремонту дорог, ирригационных сооружений и пр.

Промежуточные городские средние слои составляли ремесленники и торговцы, жизнь и деятельность которых строго регламентировалась сёгуном.

В XVIII в. в Японии зародилось мануфактурное производство, находившееся под контролем торгово-ростовщического капитала.

Государственный строй. Реформы Тайка, имевшие для Японии VII в. значение политической революции, знаменовали утверждение раннефеодального государства во главе с наследственным монархом. В результате «переворота Тайка» было создано единое японское государство во главе с императором, принцем правящей династии, опиравшимся на поддержку могущественного клана Фудзивара, который поставлял впоследствии не только наследственных регентов-соправителей императоров, но и императриц.

По примеру Китая создавалась и внутренняя структура светского Государственного совета, во главе которого стоял «старший министр» или канцлер, являвшийся наставником императора в делах управления. Непосредственные управленческие функции в светском Государственном совете осуществляли два высших министра: левый (старший) и правый (младший), опиравшиеся в свою очередь на «старших советников», участвовавших в обсуждении всех дел и дававших рекомендации «по большим делам», и младших советников, дававших рекомендации по «малым делам». Именно они следили за ходом текущих дел, отвечали за них перед Государственным советом. Государственный совет имел под своим началом восемь министерств, которые следили за чистотой обычаев и нравов, назначали расследования по моральным нарушениям, докладывая о них императору. В его подчинении был штат разъездных цензоров-контролеров. Решения цензората могли быть приостановлены Государственным советом.

Особое положение буддийского духовенства в Японии, находившегося под высшим государственным надзором, регламентировал Закон VII «Тайхо Ёро рё». Он запрещал клирикам владеть домами, садами, торговать и заниматься ростовщичеством, принимать в качестве подарков рабов, скот, оружие. Эти запрещения не могли сдержать роста земельной собственности буддийских монастырей и храмов.

В XII в. в Японии установилась новая форма правлениясёгунат, своеобразная форма феодальной военной диктатуры, при которой власть, как в центре, так и в определенной мере на местах сосредоточивалась в руках сёгуна — «великого полководца».

Установление первого сёгуната Минамото (1192—1333 гг.), опиравшегося на новый военно-бюрократический аппарат (бакуфу), знаменовало начало второго периода развития феодального государства в Японии, периода его военно-политического объединения.

Характерной чертой сёгуната было сохранение императора как номинального главы государства, обладающего некоторыми представительными функциями. Императорский двор превратился с этого времени в центр феодальной оппозиции, что и стало одной из многих причин новых вспышек междоусобной борьбы. В правительственном механизме сёгуната были предусмотрены органы, осуществлявшие жесткий контроль над деятельностью императорского двора.

Центральная власть не была достаточно укреплена, что породило в конце XII — начале XIII в. установление особой разновидности сёгуната — сиккэната (сиккэн—правитель) в 1199 г. Это было связано с установлением буддийского регентства при малолетнем сёгуне. Впоследствии этот пост стал также наследственным

Черты абсолютистского правления сёгунат приобрел лишь в XVII — XVIII вв., когда произошло ужесточение методов правления, создалось его разветвленный полицейский аппарат. Изясу, правитель третьего токугавского сёгуната, военным путем объединил страну. Конфисковав владения многих феодалов и буддийских монастырей, он стал крупнейшим землевладельцем.

Укрепление позиций третьего сёгуната привело к устранению политического влияния императора. В токугавском сёгунате была введена новая должность сеси-дая — наместника сёгуна в императорской столице. На основе закона 1615 г. даже религиозные функции императорского двора были поставлены под контроль сёгуна, который вмешивался в назначение всех высших придворных должностей. Сосредоточивая в центре всю полноту властных полномочий, сёгун опирался на военно-полицейский аппарат, многочисленный и разветвленный.

Одним из средств укрепления власти сёгуна в это время была система заложничества, окончательно закрепленная законом в 1635 г. Согласно закону все даймё должны были попеременно проживать в доме сёгуна, а возвращаясь в свои владения, оставлять в Эдо (столице сёгуната) свои семьи. Система заложничества распространялась и на сыновей императора.

Ближайшим помощником сёгуна был его первый советник (тайро), выполнявший в случае необходимости обязанности регента. Он назначался при чрезвычайных обстоятельствах. Кроме того, при сёгуне существовал круг старших советников (редзю), составлявших непосредственно правительство (бакуфу), исполнявших свои обязанности посменно в течение месяца.

Несколько старших советников в последние годы токугавского сёгуната составили Государственный совет, нечто вроде узкого «кабинета министров». За каждым из членов совета закреплялся определенный круг управленческих функций и контроль за одной из пяти коллегий бакуфу: внутренних дел, иностранной, военной, военно-морской и финансов. Особое правительственное управление ведало чеканкой монет, ему же принадлежал контроль за рудниками. Младшие советники ведали гвардией сёгуна, охраной дворца, полицейским аппаратом, следили за его вассалами.

Местное управление. С введением в Японии в 645 г. надельной системы было связано территориальное деление страны на провинции (купи), а с 646 г. — на уезды, во главе с назначаемыми из местной родовой аристократии губернаторами. Также в уезды направлялись царские контролеры. Уездная администрация, кроме того, ведала местными территориальными военными отрядами. В ведении уездных начальников, писцов, квартальных и сельских старост был сбор налогов, контроль за исполнением крестьянами общественных работ, судебные и полицейские функции.

Низшей административной единицей было село во главе с сельским старостой, назначаемым из местных жителей. Каждое село должно было состоять из 50 дворов. Была введена в это время и система деревенских пятидворок — объединений пяти соседних крестьянских дворов, связанных круговой порукой по выполнению всех обязанностей перед государством.

С утверждением сёгуната во все провинции назначались военные губернаторы, или протекторы (сюго), которые находились там наряду с правителями областей, назначаемыми императором. В их обязанность входил контроль за выполнением повинностей в пользу центрального правительства, подавление мятежей, преследование политических противников сёгуна, охрана провинций. В распоряжении сюго был местный гарнизон.

В частновладельческие поместья посылались специальные уполномоченные правительства, главной обязанностью которых был контроль над доходами поместья, за внесением феодалами всех налогов, и военное преследование смутьянов.

Особое место в государственном аппарате токугавской Японии занимали органы сыска, специальные полицейские инспектора мэцкэ («прикрепленный глаз»), осуществлявшие негласный полицейский надзор за всем населением страны, от чиновников до крестьян.

Передвижение в стране было регламентировано строгой системой пропусков. Без предварительного разрешения бакуфу дай-мё не имели права строить замки, жениться. Для надзора за крестьянами и, прежде всего, сбора с них налогов во все владения Токугавы на основе закона 1644 г. стали назначаться дайканы, которым подчинялись старосты деревень.

В городах помимо назначавшихся градоначальников, которым принадлежала широкая административная, полицейская и судебная власть, существовали советы крупных торговцев, но система городского самоуправления не получила сколько-нибудь заметного развития в Японии.

Армия. До введения территориального деления армия Японии состояла из родовых дружин. Вместе с надельной системой в Японии была введена обязательная воинская повинность. Армейские части были территориальными, но формировались и содержались в провинциях и уездах. Из одного двора брали одного новобранца. Сыновья и внуки обладателей рангов пользовались льготами, освобождались от службы в армии.

Армия строилась по десятичной системе, во главе с полусотниками, сотниками, двухсотниками, которые могли быть незнатного происхождения, но храбрыми воинами. Начиная с тысячников для назначения требовался уже соответствующий ранг. Армейская часть более 20 человек могла направляться в поход только по приказу императора.

С междоусобными войнами, крестьянскими восстаниями было связано формирование особого военно-феодального слоя самураев — профессиональных воинов, вассалов крупных феодалов. Особое мировоззрение японских самураев, особый «кодекс чести» строился на ярко выраженном презрении к крестьянскому труду, на конфуцианских принципах покорности и беспрекословного подчинения приказу. Нарушение кодекса чести влекло для самурая самоубийство — харакири. Самурайское войско состояло в основном из конницы. С введением огнестрельного оружия конница постепенно ликвидировалась, и ее место заняла пехота.

Крестьянские ополченские формирования продолжали существовать вплоть до XVI в. В связи с массовыми крестьянскими восстаниями правящие круги поняли нежелательность дальнейшего сохранения оружия у крестьян. Указом 1591 г. крестьянам запрещалось становиться воинами, а самураям — заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью.

Основные черты права средневековой Японии. Источники права. Для раннесредневекового права Японии было характерно распространение норм обычного права, действовавших в общинах и в сословных группах. Становление писаного права происходило под влиянием религиозно-правовой идеологии, норм китайского права. Первые записи правовых норм в Конституции Сётоку-тайси 604 г. носили характер наставлений, моральных заветов правителей своим чиновникам.

Введение надельной системы в VII в., строгое деление общества на ранги привело к появлению законодательных документов, получивших, как и в Китае, название «кодекс». Кодексы содержали нормы, регулировавшие поземельные отношения, обязанности и привилегии различных групп и представителей чиновничества, нормы уголовного (рицу) и административного (рё) права, хотя между ними четкие различия провести в праве Японии крайне трудно. Первым стал кодекс «Тайхо рё», составленный в 701 г. и вступивший в силу в 702 г.

В Своде не было деления права на частное и публичное. Вещные, брачно-семейные, наследственные отношения приобретали в нем публично-правовой характер, регулировались нормами уголовного и административного права.

Большой круг уголовно-правовых норм был включен в Закон XIV «О проверке и аттестации», посвященный организации и деятельности чиновничьего корпуса, преступлениям и проступкам чиновников, наказаний за них. Закон XVII «О воинах и пограничниках» содержал правила об организации вооруженных сил, в т.ч. о воинских преступлениях.

Особое значение для рассмотрения правовой системы Японии этого времени имел Закон XXIX «О тюрьмах», касающийся широкого круга норм уголовно-процессуального права.

Вместе с кодексами среди источников права этого периода было широко представлено текущее нормотворчество императора в виде указов и постановлений. Первые имели более самостоятельный характер, вторые издавались в развитие административных и уголовных законов, как их практическое осмысление. Указы объединялись в сборники. Например, в 927 г. был создан Сборник постановлений годов Энги, вступивший в действие в 967 г. Указы со временем стали все больше оттеснять кодексы на второй план.

Резкие изменения в правовой сфере Японии произошли после установления сёгуната под влиянием развала единого правового пространства. На первый план вышли морально-правовые обыкновения, гири, исходившие из соображений приличия, которые регулировали поведение индивида во всех случаях жизни: отношения отца и сына, мужа и жены, дяди и племянника. А вне семьи — отношения собственника и арендатора, заимодавца и должника, торговца и клиента, старшего чиновника и подчиненного.

В XV—XVI вв. роль общеяпонского права упала. Каждое княжество и сословие руководствовалось своими установлениями, нормами обычного права, которые лишь иногда, главным образом, в виде моральных заповедей, инструкций, поучений, объединялись в сборники.

Одним из крупных сословных нормативных сборников стал Кодекс годов Кемму (1334—1338 гг.), призванный ликвидировать «смуту в стране», обеспечить стабильность политической власти сёгуна.

Законотворчество в Японии оживилось в период третьего сёгуната Токугавы, в период относительного объединения страны в XVII—XVIII вв., но и в это время оно было сугубо адресным, касалось конкретных сословий.

В этих законах строго регламентировалась деятельность императора и крупных феодалов даймё, устанавливалась система сословных статусов отдельных групп населения (самураев, крестьян, ремесленников, торговцев), закреплялись обязанности населения и наказания за их нарушения. Примером такого законодательства может служить Закон восемнадцати статей сёгуна Иэясу 1615 г. В сфере частного права, товарного обмена по-прежнему господствовало местное обычное право.

Лишь в XVIII в. в период третьего сёгуната стали предприниматься попытки вернуться к старым порядкам «правового государства». В 1742 г. во исполнение этих задач был принят Кодекс из 100 статей, положения которого сводились к упорядоченному изложению основного содержания прежних законов, норм обычного права. Кодекс воспринял многие предписания старых кодексов эпох Тайхо и Ёро VIII в.

Имущественные отношения.С VII в. на протяжении столетий в Японии существовало три формы собственности на землю: казенная, общественная и большесемейная.

Государственный фонд надельных земель делился на наделы, которые получали не только свободные, но и холопы, рабы (1/3 надела свободного), а также казенные дворы и казенные рабы, которые, в отличие от всех других надельщиков, не платили налоги в государственную казну.

Земля, находившаяся в распоряжении отдельного двора (приусадебный или садовый участок, распаханная или орошенная целина), переходила во владение трем поколениям семьи. Приусадебные или садовые участки были равными по размерам как у «подлых», так и у «добрых» семей и не зависели от их численности. Семейная собственность всемерно охранялась государством. Запрещался беспричинный раздел двора, самовольный выдел из семьи и пр. Желавший выделиться должен был получить поручительство от пятидворок, что он не был «беглым или обманщиком». В общественной собственности находились леса, горы, пустоши, пастбища, которыми мог пользоваться каждый.


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 279; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!