ЧАСТЬ II . ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА СРЕДНИХ ВЕКОВ 12 страница



В наши дни наиболее крупным протестантским течением остается лютеранство. Лютеранские евангелические церкви существуют во многих странах мира. В Европе они наиболее влиятельны в скандинавских странах и Германии. В странах Азии лютеран мало, значительнее их присутствие наблюдается в Америке. Общее число лютеран к концу ХХ в. составляет примерно 80 млн.

В первой половине XVI в. реформаторское движение стало бурно распространяться за пределами Германии. Лютеранство утвердилось в Австрии, в скандинавских странах, в Прибалтике. Отдельные лютеранские общины появились в Польше, Венгрии, Франции.

Одной из причин быстрого распространения этого учения являлась идея Лютера о двух царствах. Лютер четко разграничил религиозную и общественную жизнь. Содержание первой составляет вера, христианская проповедь, деятельность церкви; второй – мирская деятельность, государство и разум.

В это же время в Швейцарии возникли новые разновидности протестантизма – цвинглианство и кальвинизм.

Реформация в Швейцарии, вождями которой были Цвингли (1484 – 1531 гг.) и Кальвин (1509 – 1564 гг.), более последовательно, чем лютеранство, выразила буржуазную сущность преобразовательного движения.

Цвинглианство, в частности, более решительно порвало с обрядовой стороной католицизма, отказавшись от признания особой магической силы – благодати за последними двумя сохраненными лютеранством таинствами – крещением и причащением. Причащение рассматривалось как простой обряд, совершаемый в память о смерти Иисуса Христа, в котором хлеб и вино являются лишь символами его тела и крови.

В организации цвинглианской церкви, в отличие от лютеранской, был последовательно проведен республиканский принцип: каждая община самостоятельна и сама избирала своего священника.

Гораздо большее распространение получил кальвинизм. Жан Кальвин родился в семье епископского секретаря города Нуайона на севере Франции. После окончания Буржского университета по специальности «юрист», Кальвин занимался преподавательской и литературной деятельностью. Несколько лет жил в Париже, и в 1534 г. перешел в протестантизм. В связи с гонениями на протестантов в 1536 г. переехал в Женеву.

В этом же году в Базеле вышла его основная работа «Наставление в христианской вере», в которой содержались главные положения кальвинизма. Учение Кальвина было направлено, с одной стороны, против католицизма, с другой – против течений народной реформации, представителей которых он обвинял в полном безбожии. Исключительным авторитетом Кальвин признавал «священное писание» и не допускал вмешательства человека в дела религии.

Одним из основополагающих догматов кальвинизма является учение об «абсолютном предопределении»: еще до «сотворения мира» бог предопределил судьбы людей, одним уготован рай, другим – ад, и никакие усилия людей, никакие добрые дела не могут изменить то, что предначертано всевышним.

С самого начала кальвинизму были свойственны мелочная регламентация личной и общественной жизни верующих, нетерпимость ко всякому проявлению инакомыслия, пресекаемого самыми жесткими мерами.

В 1538 г. кальвинистские правила жизни были возведены в ранг закона, запрещающего роскошь, увеселения, игры, пение, музыку и т.д. С 1541 г. Кальвин становится духовным и светским диктатором Женевы. Недаром Женеву тогда называли «протестантским Римом», а Кальвина «женевским папой».

Кальвинизм радикально реформировал христианский культ и церковную организацию. Почти все внешние атрибуты католического культа (иконы, облечения, свечи и т.д) были отброшены. Основное место в богослужении заняли чтение и комментирование Библии, пение псалмов. Церковная иерархия была ликвидирована. Руководящую роль в кальвинистских общинах стали играть старшины (пресвитеры) и проповедники. Пресвитеры и проповедники составляли консисторию, которая ведала религиозной жизнью общины. Догматические вопросы входили в ведение особых собраний проповедников – конгрегаций, превратившихся впоследствии в местные и общенациональные съезды представителей общин.

В настоящее время кальвинизм представлен верующими, общая численность которых достигает около 50 млн. чел. В последнее время наблюдается тенденция к объединению различных кальвинистских групп.

В кальвинистско-реформаторской форме протестантизм утвердился в Англии. В отличие от других стран, где Реформация началась с народного движения, в Англии ее инициатором была королевская власть.

Генрих VIII в 1532 г. прекратил выплаты римской церкви. В 1533 г. король издал закон о независимости Англии от папы в церковных делах. Верховенство папы в английской церкви перешло к королю. Узаконил этот переход власти в 1534 г. английский парламент, который объявил главой английской церкви Генриха VIII. В Англии были закрыты все монастыри, а их имущество конфисковано в пользу королевской власти. Но при этом было объявлено о сохранении католических догматов и обрядов. В этом кроется другая особенность реформаторского движения в Англии – ее половинчатость, что проявлялось в лавировании между католицизмом и протестантизмом.

Протестантская церковь в Англии, полностью подчинённая королю, называлась англиканской. В 1571 г. парламентом был принят англиканский «символ веры», в котором подтверждалось, что король имеет верховную власть в церкви, хотя он не имеет права проповедовать слово божье и совершать таинства.

Англиканская церковь приняла протестантские догматы об оправдании верой и о «священном писании» как единственном источнике веры. Она отвергала учение католицизма об индульгенциях, о почитании икон и мощей. В тоже время признавался, хотя и с оговорками, католический догмат о спасающей силе церкви. Были сохранены литургия и ряд других характерных для католицизма обрядов, остался неприкосновенным епископат.

Англиканская церковь в результате длительной борьбы с католицизмом окончательно утвердилась в 1562 г. при королеве Елизавете I, во времена правления которой появилось немало сторонников очищения англиканской церкви от остатков католичества – их называли пуританами (лат. пурус – «чистый»).

Самые решительные из пуритан требовали создания независимых общин. Елизавета преследовала пуритан столь же свирепо, как и католиков.

Англиканская церковь является в настоящее время государственной религией в Англии. Всего в мире насчитывается более 30 млн. верующих-англичан. Главой церкви является английская королева. Епископов через премьер-министра назначает королева. Первым священнослужителем является архиепископ Кентерберийский. Внешняя обрядовая сторона католицизма в англиканской церкви почти не изменилась. Главное место в богослужении сохранилось за литургией, которая отличается сложной обрядностью и торжественностью.

Другой разновидностью протестантизма является баптизм. Предшественниками современного баптизма были одни из сторонников Томаса Мюнцера. Это движение называло себя анабаптистами (перекрещенцами). Они участвовали в великой крестьянской войне 1525 г., которая закончилась поражением и гибелью Томаса Мюнцера.

В 1533 г. в Мюнстере победили сторонники Реформации, анабаптисты, стекавшиеся в Мюнстер из всей Германии и даже Нидерландов, стали ядром Мюнстерской коммуны. Они принимали активное участие в обороне города от вооруженных сил изгнанного оттуда епископа. В феврале 1534 г. анабаптисты, опиравшиеся на плебейские массы Мюнстера, получили большинство в городском совете и фактически захватили власть в городе. Во главе их стояли прибывшие из Нидерландов булочник Ян Матис и портной Ян Бокелзон. Они объявили Томаса Мюнцера лжепророком, требовали насильственного свержения существующего строя, католической церкви, введение общности имущества.

Мюнстер был объявлен анабаптистами «Новым Иерусалимом», т.е. центром «царства божия». Город был отлично укреплен, осажденные его героически защищали. В обстановке осады анабаптисты провели в городе реформы. Орудия производства оставались в руках мастеров, которые были обязаны подчиняться городской общине в деле организации производства и выполнения заказов. Община распоряжалась раздачей земельных участков для обработки. Золото, серебро и драгоценности подлежали конфискации в общую пользу. Деньги были упразднены. Потребление было организовано на уравнительных началах. Все эти меры, не выходившие за рамки уравнительства, проводившиеся непоследовательно, диктовались военной обстановкой. Программы устройства будущего общества у анабаптистов не было. После 14-месячной обороны Мюнстер пал. В результате разгрома Мюнстерской коммуны анабаптизм в Германии исчез.

Возрождение баптизма произошло в Англии XVII в. Баптисты не признавали христианского крещения, вновь крестили своих сторонников. Первая баптистская община была основана в Англии в 1633 г. Сначала отношение к баптистам было терпимое, но вскоре борьбу с ними начал Кромвель. В 1689 г. баптисты получили в Англии свободу проповеди, но больших успехов добиться не сумели.

По своему вероучению баптизм во многом смыкается с другими протестанскими организациями. Разделяя общехристианские догматы о троице, божественном происхождении Христа, баптисты вместе с тем отрицают роль церкви как посредницы между богом и людьми. Подобно кальвинистам, они верят в предопределение, но этот принцип у них не доведен до крайности. В их вероучении видны элементы, признающие свободу воли человека.

Значительно упрощен у баптистов культ. Они отказались от почитания икон, креста, веры в святых. Богослужение заменено у них молитвенными собраниями. Крещение производится над взрослыми людьми и считается не таинством, а обрядом, символизирующим посвящение человека в лоно церкви.

Таким образом, в результате Реформации от католицизма отделилась группа вновь образованных церквей: лютеранская в Германии, кальвинистская в Швейцарии и англиканская в Англии. Наряду с ними к первоначальным формам протестантизма относятся также цвинглианство в Швейцарии и Южной Германии, пуританизм, анабаптизм, меннонитство, социнианство.

Протестантизм разделяет основные общехристианские представления о бытии Бога, его триединстве, Иисусе Христе, Святом Духе, рае, аде, о божественном откровении, провидении и предопределении, но отвергает идею посредничества церкви и духовенства между верующими и Богом в деле спасения; отказался от догматического различия между священниками и мирянами; отверг институт монашества, культ святых, поклонение мощам, кресту, иконам, дорогостоящие богослужения.

Вероучению всех протестантских направлений присущи три принципа: спасение личной верой; священство всех верующих; исключительный авторитет Библии. Богослужение предельно упрощено и в основном сведено к проповеди, с которой может выступить каждый крещенный верующий, пению духовных гимнов, коллективной и индивидуальной молитве. Из семи таинств признаются только два: крещение и причащение, остальные считают обрядами.

Католическая церковь оказывала посильное сопротивление протестантизму и реформации. Вначале Контрреформациявыражалась в отдельных, плохо согласованных между собой попытках противостояния протестантизму. Реформация застала римско-католическую церковь врасплох. Несмотря на ряд провозглашенных реформ, католицизм не смог пойти на радикальные перемены.

Однако с начала 40-х годов XVI в. в католицизме возобладала идея отказа от любых уступок и послаблений всем новым течениям в римской церкви. Для того чтобы ликвидировать Реформацию, католическая церковь была вынуждена изменить свою внутреннюю структуру, систему власти и управления. В системе средств проведения Контрреформации особую роль играли новые религиозные ордена, инквизиция, книжная цензура, деятельность и постановления Тридентского собора.

Главную роль по охране католицизма взяли на себя инквизиция и книжная цензура. Созданная в XIII в. инквизиция (лат. – «расследование») в 1541 г. была реорганизована. В Риме был создан верховный инквизиционный трибунал с неограниченной властью, распространяющий свое влияние на все католические страны. Основателем и первым руководителем новой инквизиции стал кардинал Караффа. Но не все страны согласились принять новую инквизицию. Во Франции, в Венеции и Флоренции она действовала под контролем светских властей.

Инквизиция приобрела огромное влияние. Она усилила дух авторитарности и нетерпимости католической церкви, подозрительности и беспощадной жестокости к врагам церкви. Казни протестантов стали обычным явлением. На эшафоте погибли утопист Франческо Пуччи, философ Джордано Бруно и др.; Томазо Кампанелла 33 года содержался в тюрьмах; Галилео Галилей вынужден был отречься от своих научных открытий.

Террор инквизиции дополнялся строгой книжной цензурой. В 1543 г. Караффа запретил печатать любые сочинения без дозволения инквизиции. Инквизиторы наблюдали за торговлей книгами и их пересылкой. В 1599 г. в Риме был издан папой «Индекс запрещенных книг», обязательный для всей церкви. По закону преследованию подлежали люди за чтение, хранение, распространение запретных книг или недонесение о них.

Особую роль в борьбе с инакомыслием сыграло «Общество Иисуса», или орден иезуитов (лат. Иезус – «Иисус»), официально утвержденное папской буллой в 1540 г. Основателем и первым генералом ордена иезуитов был испанский дворянин Игнасио Лойола (1491-1556), ярый приверженец папы и католической веры.

В основе общества лежала железная дисциплина, беспрекословное подчинение приказам. Помимо обычных монашеских обетов целомудрия, нестяжательства и послушания, члены ордена связывали себя особой клятвой верности римскому папе. Устав, принятый в 1558 г., требовал от иезуитов по предписанию начальника совершения греха, вплоть до смертного.

Во главе «Общества Иисуса» пожизненно стоял генерал, полновластно управляющий всеми делами ордена. При нем имелся совет с функциями совещательной и контролирующей власти. И генерала, и совет избирало общее собрание, или генеральная конгрегация, которой формально принадлежала высшая власть. Общество строилось по иерархическому принципу, члены его подразделялись на несколько классов. Оно имело прочную организацию на местах. Иезуиты разделили мир на провинции, во главе с провинциалами; несколько провинций входило в ассистенции. Возглавлявшие их ассистенты были членами центрального руководства. Независимость ордена от светских и духовных властей превращала его в автономное религиозно-политическое сообщество в любой стране.

Орден иезуитов не был монашеским в традиционном понимании. Его члены были освобождены от соблюдения правил монастырской жизни, от некоторых монашеских обетов. Внешне иезуиты напоминали светских ученых, а не монахов. Активная светская деятельность, высшее положение в обществе были целями членов ордена. Это позволяло находиться им в центре политической и общественной жизни, имея огромные возможности оказывать на нее решающее влияние, как того требовали интересы католической церкви.

Главными средствами иезуитов были воспитание и дипломатия. Их система обучения была рассчитана на молодежь из верхов общества, но ради популярности создавались сиротские приюты.

В сложной обстановке иезуиты были ловкими политиками. Во всех социальных кругах они поражали своей эрудицией, страстными проповедями, трезвым и расчетливым советом и другими разнообразными способностями. При дворах королей они были духовниками и наставниками, в моменты социальных потрясений они не гнушались даже самой черной работы.

Успехи Реформации показали, что католическая церковь должна сама провести некоторые внутренние реформы и перестроить свою организацию, если она желает сохранить свою роль в католическом мире. Для папства речь шла только о некоторых половинчатых реформах, не затрагивающих основных догматических и организационных принципов католической церкви.

Подобные перемены мог объяснить церковный собор, подготовка к которому продолжалась около десяти лет. Собор начал свою работу в декабре 1545 г. в североитальянском городе Тренто (Триденте). Тридентский собор работал 18 лет, призван был сгруппировать всех сторонников католической церкви. Его решениями римская церковь выразила свое отношение к протестантизму, осудив новые учения.

В Тренто взяло верх консервативное направление. Этому способствовали огромное влияние иезуитов на выработку основных решений, деятельность папских легатов, председательствовавших на соборе. Принятием мелких поправок, наспех составленных декретов о чистилище, индульгенциях, почитании святых, мощей и церковных образов собор закончил деятельность в 1563 г.

В 1564 г. Пий IV утвердил его постановления, закрепив за Святым престолом право их толкования. Победа католической церкви состояла в том, что все решения собора были поставлены в полную зависимость от папы, власть которого признавалась высшей и непререкаемой.

Таким образом, в Средние века христианство переживало важные процессы, связанные с утверждением и укреплением его позиций в жизни феодального государства и общества. Особенно это ярко проявилось в Западной Европе, где важную общественно-политическую роль играла римская католическая церковь. Этот период характерен также активизацией внутрирелигиозных оппозиционных движений, что привело к расколу.

 

Литература

Аннерс Э. История европейского права. М., 1994.

Гараджа В. И. Религоведение. М., 1995.

Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. М., 2002.

История государства и права зарубежных стран / Под ред. О. А. Жидкова и Н. А. Крашенинниковой. В 2-х т. Т.1. М., 2002.

Кулаков А. Е. Религии мира. М., 1996.

Радугин А. А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: Курс лекций. М., 2004.

Решетников Ф. М. Правовые системы стран мира: справочник. М., 1993.

Церковное право // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: Учебное пособие / Сост. В. Н. Садиков. М., 2002.

Чайковский А. Е., Капочкина Н. А., Кудрявцев М. С. История религий: Учебное пособие. Н. Новгород, 2001.

 

Контрольные вопросы

 

1. Христианские источники о государстве.

2. Социальная концепция римско-католической церкви в средневековой Европе.

3. Борьба церкви за контроль над светской властью.

4. Система и функционирование церковных судов в средние века.

5. Христианская церковь в Византии, её влияние на государственную и правовую систему.

 

 

Тема 12. Средневековое государство и право стран Востока: Исламский мир и Арабский Халифат, Индия, Китай, Япония

 

Арабский халифат: возникновение, развитие, особенности

государства и мусульманской правой системы. Государство и право Китая и Индии в средние века. Особенности государства и права

средневековой Японии

 

Арабский халифат: возникновение, развитие, особенности государства и мусульманской правой системы. В VII в. у арабских племен, расселенных по Ара­вийскому полуострову, началось разложение родоплеменного строя, усилилась имущественная и социальная дифференциация, розни между племенами. Главы племен (шейхи), племенные старейшины (сайды) захватили оазисы (лучшие земли), в городах появились богатые купцы-ростовщики.

В обстановке социального кризиса появилось и распространилось по Аравии новое религиозное учение ‑ ислам, провозглашавшее необходимость установления нового порядка путем проведения религиозной войны (хаджа). Провозвестником, «пророком» ислама явился Мухаммед (умер в 632 г.). Ислам получил значительную поддержку среди простых людей, а вскоре и среди представителей родоплеменных и торговых родов, понявших, что новое учение вовсе не противоречит их интересам.


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 181; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!