ЧАСТЬ II . ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА СРЕДНИХ ВЕКОВ 4 страница



Например, наказывались «скопом» все присутствующие на месте насилия над женщиной, если они были на этом месте и не знали о насилии. Соучастник, покушавшийся на преступление, наказывался, как правило, менее строго, чем исполнитель преступления. Вместе с тем подстрекающий к краже или убийству с помощью подкупа наказывался строже, чем исполнитель преступления.

Одним из обстоятельств, отягчающих преступление, было нарушение общепризнанных понятий чести — нападение на спящего, женщину, ребенка, надругательство над трупом.

В Салической правде проявилась тенденция к почти полной замене штрафами всех старых наказаний родового строя. Штраф должен был предотвратить самосуд, затяжные распри. Салическая правда знала и такой вид наказания, как изгнание из общины или объявление человека вне закона. Такому человеку нельзя было давать пищу и приют, даже жена и родители штрафовались за помощь ему.

Коллективная ответственность рода сохранялась наряду с коллективной ответственностью общины. Капитулярий 1 говорил об этом со ссылкой на «древний обычай».

В «варварских правдах» допускался самосуд. Так, Баварская правда, списавшая, видимо, дословно эту норму с Законов XII таблиц, разрешала убийство вора, «захваченного на месте во время преступления в ночное время».

Смертная казнь через повешение, колесование применялась в качестве наказания в Салической правде в основном к рабам. Она прямо предписывалась лишь в редких случаях за преступления, совершенные свободными, например при поджоге и неявке после вызова на суд без уважительных причин и др.

Тяжесть наказания во всех «варварских правдах» зависела от социального статуса преступника и потерпевшего: свободного или раба, знатного или незнатного, богатого или бедного.

Так, ст. 59 эдикта Теодориха гласила, что соблазнитель свободной девушки, обладающий богатством, принадлежащий к знатному роду, обязан взять ее в жены. Если же соблазнитель не обладает ни богатством, ни знатностью, то он «как осквернитель чести свободный девушки карается смертной казнью».

Сохранявшийся на протяжении долгого времени в качестве основного наказания штраф как плата за обиду трансформировался в простое возмещение ущерба, а также все чаще заменялся или дополнялся смертной казнью, битьем палками, конфискацией имущества, ссылкой, применяемыми и к свободным. Сумма штрафов за оскорбление словом или действием также зависела от социального положения сторон и тяжести оскорбления в понимании германцев.

В Аламаннской и Баварской правдах в качестве субъекта преступного посягательства начал выступать не только король, герцог, их посланцы и пр., но и народ, государство.

Каралось, например, смертной казнью и конфискацией имущества приглашение чужого народа для грабежа или содействие «захвату государства врагом» (Баварская правда). Здесь же говорилось о таких преступлениях, как заговор против герцога, мятеж в войске, призыв «врагов в провинцию» и др. По Аламаннской правде каралось штрафом в 60 солидов в пользу государственной казны даже простое участие в «крикливом сборище».

Определенная часть преступлений в «варварских правдах» относилась к посягательствам на личность. Это, прежде всего, убийство. Размер вергельда зависел не только от социального положения убитого, но и от его возраста, пола.

За убийство свободного франка по Салической правде полагался значительный вергельд, равный 200 сол. Меньшим был вергельд за галло-римлянина, если он не был приближенным короля. Вергельд за убийство франка, находящегося на королевской службе, утраивался. Многократно увеличивался вергельд за жизнь королевского дружинника во время военных походов.

Ужесточались наказания за посягательство на клирика, церковное имущество и пр.

В Баварской правде, помимо прочего, наказание за убийство епископа носило символический характер: взять с убийцы столько золота, «сколь весила бы туника свинцовая, сделанная по фигуре убитого епископа». Если невозможно выполнить это предписание, наказание могло быть заменено конфискацией в пользу церкви «земли, рабов, дома преступника, а также обращением в рабство его самого, его жены и детей».

Во всех «варварских правдах» указывалось на особую охрану жизни, здоровья и чести свободной женщины.

Утроенный вергельд за убийство женщины связывался в Салической правде с ее способностью к деторождению. Если женщина не могла рожать детей, вергельд составлял 200 солидов. Беременность женщины повышала вергельд до 700 солидов.

Девятикратный вергельд следовал в Салической правде за «человекоубийство скопищем» лица, находящегося на королевской службе, в его доме.

В Салической правде подробно перечислялись различные виды телесных повреждений, побоев, оскорблений словом или действием. Штрафы за нанесение телесных повреждений варьировались от 9 до 200 солидов; 200 солидов следовало за кастрацию человека; 100 солидов полагалось за ряд увечий, нанесенных одновременно, и за повреждение языка, лишившее человека способности говорить. Баварская правда, свидетельствующая о крайней жестокости нравов германцев, включала выбитые зубы, сломанные пальцы, раны на голове, оторванные губы, носы и уши. Здесь же содержался призыв не приносить «вред чужеземцу» (которые, видимо, были главными жертвами этих преступлений), ибо «всеобщий мир необходим для всех».

При всех имущественных преступлениях наряду со штрафом требовалось возмещение стоимости украденного и других убытков. О простом возмещении убытков речь шла, в частности, при убийстве или избиении раба. При нанесении телесных повреждений свободному, наряду со штрафом, преступник должен был возместить расходы на лечение.

Вместе с тем в Салической правде устанавливались наказания и в общей форме, в зависимости от стоимости похищенного имущества или от того, была кража простая или квалифицированная.

Квалифицирующим признаком при краже была, например, принадлежность вещи королю. Так, кража королевского быка удваивала сумму штрафа в 45 солидов по сравнению с кражей быка у простого франка.

В титулах «варварских правд» о преступлениях против собственности содержался ряд статей, касавшихся краж различных домашних животных, воровства в поле, саду. Салической правде были известны и такие преступления, как кража свободных людей, кража рабов, которая приравнивалась к краже коня или упряжного животного, поджог дома, амбара, риги, разрушение чужого дома, поломка изгороди, самовольное использование чужой вещи.

В Салической правде различались способы совершения и последствия кражи: со взломом, подделкой ключей или без, одного или нескольких животных. Учитывалось, оставались ли у хозяина другие животные, их возраст и пол, была ли свинья супоросая или нет. Не случайно за Салической правдой закрепилось название «свиной кодекс».

Особую группу составляли преступления против нравственности. По Салической правде к ним относились «насилие над свободной девушкой», караемое штрафом, сожительство с ней «по ее доброй воле», караемое большим штрафом. Раб, «причинивший насилие чужой рабыне», после которого наступила ее смерть, кастрировался или уплачивал штраф.

Характерно, что прелюбодеяние с девушкой возмещалось в Аламаннской правде меньшим штрафом (40 солидам), чем с замужней женщиной (80 солидам).

Судопроизводство.Судебный процесс носил обвинительно-состязательный характер. Отыскание украденной вещи, вызов в суд ответчика, свидетелей было обязанностью самого потерпевшего.

Салическая правда предписывала штраф за неявку ответчика и свидетеля в суд без уважительных причин. К числу уважительных причин относились королевская служба, болезнь, смерть родственников, пожар в доме.

К свидетелю предъявлялся ряд требований. Так, раб не мог свидетельствовать против свободного, не мог быть свидетелем тот, кто ранее был изобличен ложных показаниях (Аламаннская правда). По Баварской правде свидетель должен был быть равного состояния с тем, против кого свидетельствовал. Если шел спор о земле, он должен был быть из той же общины и иметь хотя бы небольшое (в 6 солидов) состояние. Лжесвидетельство сурово наказывались, так же как отказ свидетеля говорить в суде то, что он знал по делу. Такие свидетели объявлялись вне закона и штрафовались.

Институт соприсяжничества уходил корнями в родовое прошлое франков. Соприсяжники — родственники, соседи, друзья, которые должны были защищать, оказывать поддержку в суде одной из сторон путем свидетельства ее правоты, исходя при этом не из знаний обстоятельств дела, а из присущих якобы ответчику, обвиняемому и другим честности, добронравия. Соприсяжники определяли сумму похищенного, если кража отрицалась. По Баварской правде соприсяжники клялись на алтаре над раскрытым Евангелием, в присутствии наместника церкви.

Также существовал институт компургации (помощи в клятве), когда обвиняемый очищал себя от обвинения, а заступники обвиняемого поддерживали его, клялись той же клятвой, принимая на себя тем самым все права и обязанности последнего.

Салическая правда знала ордалии («божий суд») с помощью котелка с кипящей водой, в которую опускалась рука обвиняемого. Обожженная и плохо заживавшая рука была свидетельством его виновности.

От испытания котелком можно было откупиться, причем сумма выкупа зависела от суммы предполагаемого штрафа в случае проигранного дела, но была значительно ниже, чем сам штраф. Возможность «выкупа руки от котелка» была социальной привилегией богатого преступника.

Капитулярии знали и другие виды доказывания, например «испытание жребием», при котором наказание наступало в том случае, если обвиняемый «возьмет плохой жребий». К рабам применялись пытки. Раба пытали до тех пор, пока не вырывали у него признание. Выдача раба для «справедливой пытки» была обязанностью его господина. Трехкратное безрезультатное «увещевание» выдать раба переносило его вину и весь штраф на хозяина.

В случае отказа добровольно выполнить решение суда, его выполнение брал на себя граф. Тот, кто препятствовал ему в выполнении решении суда, строго наказывался. Выплата вергельда через суд могла быть отсрочена с помощью поручителей. Для особой убедительности поручительство подтверждалось в судебном заседании четыре раза подряд.

В Баварской правдесумма штрафа за преступления против тех, кто «не имел страха перед Богом и уважения к святым», увеличивалась. Также признавалось право церкви определять тяжесть наказания «по совету священнослужителей», и даже спасать от преследования путем предоставления преступникам права убежища в храме. Однако в это же время священнослужители, в том числе и епископы «подлежали суду короля, герцога или народа», особенно за такие тяжкие преступления, «как убийство, распутство и соглашение с врагом». С этих пор начали прорастать корни тех противоречий, приведших в XI в. к «грегорианской революции», которая освободила клириков от подсудности светским судам.

 

Литература

Аннерс Э. История европейского права. М., 1994.

Всеобщая история государства и права / Под. ред. К. И. Батыра. М., 2003.

Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. М., 2002.

История государства и права зарубежных стран / Под ред. О.А. Жидкова и                Н.А. Крашенинниковой. В 2-х т. Т. 1. М., 2002.

Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов. М., 2002.

Салическая правда // Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учебное пособие /Сост. В.Н.Садиков. М., 2002.

 

Контрольные вопросы

1. Особенности формирования феодального общества и государства франков.

2. Содержание реформы Карла Мартелла.

3. Особенности права франков. Варварские правды.

4. Охарактеризуйте Салическую правду.

 

Тема 8. Феодальное государство и право Франции

 

Особенности становления и основные черты феодального государства

во Франции. Право средневековой Франции

Особенности становления и основные черты феодального государства во Франции. Франция как самостоятельное государство существует со времен раздела Франкской империи в 843 г. и выделения Западно-Франкского королевства, которому достались земли к западу от Рейна. Называться Францией страна стала лишь в Х в.

В средневековье Франция прошла несколько периодов развития:

период феодальной раздробленности – IX – XIII вв.;

период сословно-представительной монархии – XIV – XV вв.;

период абсолютной монархии – XVI – XVIII вв.

Франция в IX - XIII вв. была слабым государством, состоящим из множества феодальных владений. Причем, в XI в. дробление продолжалось также внутри отдельных герцогств и графств.

Два основных класса феодального общества – сеньоры и зависимые крестьяне - в целом сложились к Х в. Сеньоры-бенефициарии добились превращения бенефиция из пожизненного пожалования в наследственную феодальную собственность – феод. Оформилась феодальная иерархия, возглавляемая королем, с характерной для нее системой вассалитета: король – верховный сюзерен; пэры, т.е. равные королю – герцоги и графы - вассалы короля; арьер-вассалы – вассалы и подвассалы разных ступеней; рыцари, шевалье – нижний слой феодалов, не имевший вассалов.

Связь феодалов была основана на феодальном договоре. Вассал присягал на верность сеньору, а сеньор предоставлял ему земельный участок (феод). В феодальном обществе действовало правило иммедиатизации«вассал моего вассала не мой вассал».

Господствующий класс также формировался исходя из развития церковного землевладения, которое быстро росло в результате пожалований короля и других светских феодалов. В рамках католической церкви во Франции сложилась своя сложная иерархия, причем пользование церковным имуществом связывалось с должностью, которую занимало то или иное духовное лицо.

Между светскими и духовными феодалами, а также феодальными землевладельцами разных рангов существовали противоречия, ведшие к вооруженным столкновениям. Но, тем не менее, феодалы представляли собой правящую верхушку средневекового общества во Франции.

В IX—XI вв. произошло окончательное оформление феодально-зависимых крестьян. К ним относилось сельское население, известное еще Франкской империи (свободные общинники, рабы, полусвободные и т.д.).

Подавляющее большинство крестьян (за исключением крестьян церковных земель, Нормандии, Пикардии) превратились в сервов, правовой статус которых как лично зависимых людей был унаследован от рабства. Сервы рассматривались как простая принадлежность земли. Они платили подушную подать (шеваж), ежегодный оброк, выполняли барщинные работы (обычно три дня в неделю).

Серв не мог жениться без согласия господина, поступать в священнослужители, быть свидетелем в судебном процессе или участвовать в судебном поединке. Объем его повинностей был определен правовыми обычаями. Но серв мог продать свой надел или же просто уйти от сеньора, поскольку во Франции не было общегосударственного сыска беглых крестьян.

Будучи зависимыми крестьянами, вилланы считались лично свободными держателями земли, принадлежащей феодалу. Они уплачивали сеньору оброк (талью), размер которого был меньшим, чем у сервов. До XII в. вилланы уплачивали шеваж, но он рассматривался как оказание чести сеньору, а не как проявление личной зависимости. Как все сельские жители, они получали у сеньора (фактически выкупали) формарьяж — разрешение на женитьбу. С XII в. большая часть вилланов освободилась от этой обязанности, внеся единовременную плату, а также выкупили лежащую на них обязанность уплачивать сеньору специальный взнос (менморт) при наследовании земельных участков.

Все крестьянское население было обязано соблюдать феодальные монополии земельных собственников (баналитеты): печь хлеб в пекарне сеньора, жать виноград в его винодельне и т.д. Освободиться от этого бремени крестьянин мог, только отдавая часть производимой им продукции сеньору. Последний сохранял в отношении зависимых от него крестьян «право первой ночи»[8].

В XI—XII вв. в связи с быстрым ростом городов увеличилась новая прослойка феодального общества, имеющая особый правовой статус, — городское население. С XII в. во Франции началось широкое движение за освобождение городов от власти отдельных сеньоров (кроме королей) и за самоуправление. В конечном счете, города путем вооруженной борьбы или иными средствами (выкупы и т.п.) добились предоставления им специальных хартий вольности.

Правовой статус горожан был связан с конкретной городской ассоциацией, и его не могли получить дворяне, священники, сервы. Но серв, в силу постоянного проживания в городе, приобретал личную свободу. Даже если город оставался под непосредственной юрисдикцией короля или отдельного феодала, обязанности горожан по отношению к сеньору были ограничены и строго фиксированы: устанавливались точные размеры судебных пошлин, штрафов и т.п.

Государственный строй в период феодальной раздробленности.Король был номинальным главой государства, который избирался крупными землевладельцами – вассалами короля и высшими иерархами церкви. Он был главой французского войска, законодательствовал, осуществлял суд. В 987 г. с избранием короля Гуго Капета прекратилась династия Каролингов. При первых Капетингах выборность короля сохранилась, но преемник определялся при его жизни. В XII в. утвердился порядок передачи власти по наследству, положение короля изменилось, некоторые функции реализовывались им более активно.

Так, восстановилась практика издания королем законодательных актов — установлений (etablissement), хотя для этого требовалось согласие крупных феодалов (Большого совета). В XIII в. королевский акт, которому присягнули вассалы, стал обязателен и для отсутствовавших феодалов. Расширилась сфера судебной юрисдикции короля.

В органах центрального управления дворцово-вотчинная система сочеталась с управлением, основанным на вассальных отношениях. Дворцовую систему представляли следующие министериалы:

сенешал – глава королевского двора, командир армии, подписывал государственные документы. Должность сенешала находилась в руках одной из наиболее знатных феодальных семей Франции. Со временем она приобрела значительный вес. По этой причине с 1191 г. была оставлена королем незамещенной и вскоре прекратила свое существование;

коннетабль — глава королевской конницы, помощником которого был маршал, а с XIII в. — королевский адмирал;

королевский казначей ведал государственными архивами и королевской казной. Ему помогал камергер. В XIII в. функции казначея существенно сократились, т.к. казна была передана духовно-рыцарскому ордену тамплиеров;

канцлер - руководитель королевской канцелярии, редактировал королевские акты, представлял их на подпись королю, а затем скреплял печатью. Влияние канцлера на государственные дела было велико, поэтому с усилением королевской власти в XIII в. (Людовик IX) этот пост до 1315 г. не замещался.

Управление, основанное на вассальных отношениях, осуществлялось в виде съезда крупнейших феодалов страны, называвшегося Королевской курией или Великим советом.

Местное управление характеризовалось тем, что власть короля признавалась только в его собственном домене, а в земельных владениях крупных феодалов были свои системы местного управления.


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 195; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!