ЧАСТЬ II . ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА СРЕДНИХ ВЕКОВ 1 страница



Тема 6. Особенности средневекового государства и права

В Европе

 

Общая характеристика феодального общественного строя и пути его                                         формирования. Особенности феодального государства и его формы.

Феодальное право

Общая характеристика феодального общественного строя и пути его формирования. Феодализм - общественный строй, который утвердился и существовал на территории Европы в V - XVII вв. Феодализм считается универсальной общественно - экономической формацией, через которую прошли все народы, однако в наиболее очищенном классическом виде он проявился в Европе.

Основные черты европейского феодализма:

1. Аграрный тип экономики.

2. В основе общественного строя ‑ крупное феодальное землевладение, которое носило привилегированный характер.

3. Основными социальными группами являлись феодалы - землевладельцы и зависимые крестьяне – производители. Последние имели собственное хозяйство, но находились в зависимости от землевладельцев и являлись держателями господской земли, а также выплачивали земельную ренту.

4. Сословность общества, которая проявлялась в делении на благородных и неблагородных, мирян и служителей церкви, а также горожан. Сословная принадлежность возникала от рождения и определяла статус человека в обществе. В праве закреплялся принцип сословного первенства, многочисленные сословные ограничения, привилегии, монополии.

5. Иерархия феодалов - вассально-сеньориальная лестница, в которую входило благородное, (служивое) сословие, но при этом нижестоящие вассалы подчинялись вышестоящим. Главой вассально-сеньориальной лестницы являлся глава государства (император, король, князь). Нижестоящие вассалы были связаны с вышестоящими присягой верности, обязанностью военной службы и правом держания земли.

Феодальный строй формировался, как правило, в течение длительного времени, в нем долго сохранялись значительные пережитки рабовладельческого строя.

Выделяют два основных пути формирования феодальных отношений:

синтезный путь - феодальные отношения формировались на базе разложения рабовладельческого уклада (Италия, Южная Франция, Испания). Характерен ускоренный путь формирования феодального строя, сохранение рабовладельческого уклада;

бессинтезный (чистый) путь - феодальный строй сформировался на основе разложения родовых (общинных) отношений (Северная и Восточная Европа). Характеризуется длительным сохранением общины.

Главными факторами, способствовавшими развитию феодальных отношений, были:

во-первых, падение Западной Римской империи, образование на ее территории многочисленных варварских королевств;

во-вторых, христианизация европейских королевств (V – VIII вв.)

Особенности феодального государства и его формы. Особенностями феодального государства в Европе являлись: преобладание монархической формы правления; политическая и правовая автономия городов; сочетание публично-правовых и частно-правовых начал в управлении (на определенном этапе развития государство делегировало ряд властных полномочий крупным землевладельцам на местах, следствием чего стал сильнейший территориальный сепаратизм); связь между религией и государством; слабость государственного начала компенсировалась развитым сельским самоуправлением, основу которого составляла соседская община, выполнявшая административные, судебные, хозяйственные функции; основным политическим конфликтом феодального общества был конфликт между государством и римско-католической церковью, поскольку последняя претендовала на суверенитет в государстве[4].

Формы феодального государства:

1. Раннефеодальное (варварское) государство утвердилось в европейских государствах в V - IX вв. и обладало рядом признаков: а) сильная королевская власть; б) преобладание родовых, общинных форм организации; в) феодальные отношения находились в стадии формирования; г) основную роль в управлении играла сельская община, выполнявшая судебные, административные, хозяйственные функции; д) примитивный государственный аппарат, отсутствие постоянной, регулярной связи между центром и регионами; ж) делегирование государственных полномочий на местах крупным землевладельцам.

В раннефеодальных монархиях начинает активно развиваться таможенное дело. В V веке натуральное хозяйство переходит в денежное. Деньги становятся конечной целью хозяйственной деятельности. Возникает система таможен, стоявших на страже накопительства.

Так, в этот период на Рейне было 64 таможенные заставы, на Эльбе – 35, а на Дунае, в Нижней Австрии – 77[5]. Там, где реку можно было перейти вброд, феодалы строили мосты и брали плату за проезд и проход по этим местам. Иногда через реку перетягивали канат, чтобы брать плату с купеческих судов за проход по реке под мостом. Средневековые замки строились феодалами под предлогом защиты таможен, но основной их целью было вымогательство.

2. Сеньориальная монархия утвердилась в европейских государствах в X - XI вв. и характеризовалась: а) территориальной раздробленностью; б) ослаблением центральной государственной власти и её сосредоточением на местах в руках крупных феодалов - землевладельцев; в) отсутствием единого рынка и единого экономического пространства (вследствие господства натурального хозяйства); г) феодальными войнами и произволом как постоянной политической ситуацией.

В этот период таможенное дело превращается в инструмент регулирования товарообмена, а таможенники приобретают в средневековых государствах высокий статус. Среди городских чиновников они занимали третье место после графа и мэра. Избирались они из числа горожан и отчитывались перед ними о своей деятельности.

3. Сословно - представительная монархия, имевшая место в XII – XV вв. Её основные признаки: а) развитие товарно-денежных отношений, межрегиональных экономических связей, преодоление натурального хозяйства как социально - экономический фон политических процессов; б) развитие городов, заинтересованных в сильной королевской власти; в) постепенное ослабление территориального сепаратизма, укрепление связей центра с регионами, усиление центральной королевской власти; г) ослабление политической власти крупных феодалов на местах; д) возникновение и функционирование сословно - представительных учреждений (германский рейхстаг, английский парламент, французские Генеральные штаты, земский собор в России), которые являлись опорой центральной власти и выполняли законосовещательные функции.

В Средние века получили развитие и таможенные отношения.

В 1497 г. на воротах Нюрнберга было высечено изображение весов, под которыми стоит таможенник. На левую чашу весовщик кладет гири, на правой лежит товар, рядом стоит купец с кошельком и достаёт деньги для уплаты пошлины. Под весами надпись: «Тебе как и другому». Но по мнению Ю.Г.Кисловского, это была лишь внешняя сторона.

В этот период имели распространение негосударственные таможенные образования. В Европе были нередки случаи, когда феодалы заключали друг с другом союзы, чтобы облегчить взимание сборов с въезжающих на их территории торговцев.

Но в целом такие объединения были направлены на ужесточение существовавших режимов, что неблаготворно влияло на торговлю и производство, сдерживая их. В связи с этим был необходим более благоприятный фискальный режим с ликвидацией внутренних таможенных барьеров и созданием в будущем более обширных таможенных территорий.

Выражением указанных тенденций явились договоры между городами в рамках свобод и вольностей, дарованных и признаваемых монархами. Таким образом, общегосударственная таможенная политика вытесняла местную. Большое распространение такие договоры получили в Англии, где в XIII в. появились интермуниципальные торговые договоры, согласно которым граждане одного города, приезжая с торговыми целями в другой город, освобождались от уплаты таможенных пошлин. Договоры между французскими городами для облегчения ввоза товаров получили распространение в XV в.

В этот же период начинают действовать не менее интересные образования: союзы городов, расположенных на территориях разных государств, имевших целью охрану своей торговли – ганзы.[6]

Так, Лондонская ганза, впервые упомянутая в 1240 г., объединила 17 городов Франции и Англии. Кельнская ганза, упоминавшаяся уже в 1157 г., была создана германскими городами, но впоследствии, во второй половине XIII в. она утратила свое значение. Составлявшие её города присоединились к более мощному союзу – Тевтонской (Ливонской) или иначе – Великой немецкой ганзе с центром в Любеке (1267 г.).

Началом Великой немецкой ганзы стал договор о сотрудничестве между гильдиями Любека и Гамбурга, где в качестве основного принципа выступала беспошлинная торговля. Компенсация городской казне поступала в виде налогов с членов местной ганзы, что и позволило отказаться от взимания таможенных сборов. В 1367 г. прошел первый съезд всех представителей ганзы. Наряду с 77 городами, входившими в состав ганзы, её членами также являлись Новгород, Псков и Смоленск.

Сходство ганзейских отношений с таможенными союзами заключается в установлении особого торгово-таможенного режима, который не применялся к городам, не являвшимися членами ганзы.

Ганза развивалась за счет восстановления торговых путей, соединявших Северную Европу и Восточное Средиземноморье. Закат ганзейских отношений наступил в конце XVI - начале XVII вв. и был связан с возросшей ролью Британской империи, междоусобными войнами. Открытие новых торговых путей в Индию и Америку привело к распадуВеликой немецкой ганзы.

4. Абсолютная монархия, утвердившаяся в европейских государствах в XV – XVII вв. в условиях разложения феодальных отношений и формирования буржуазного уклада, имела следующие признаки: а) концентрация законодательной, исполнительной, судебной, военной, а иногда и духовной власти в руках монарха - главы государства; б) ограничение политического, экономического влияния, а также произвола церкви, над которой установился государственный контроль; в) формирование централизованного бюрократического аппарата, постоянной армии, налоговой системы, государственных границ; г) усиление роли общегосударственного (королевского) права; д) отмирание сословно - представительных учреждений; е) ограничение правовой автономии городов.

В чистом, классическом виде абсолютизм сложился во Франции и Испании. В других европейских государствах абсолютная монархия имела местные особенности так, например, в Англии укрепление королевской власти проходило при сохранении парламента и местного самоуправления. В Германии абсолютизм утвердился лишь в отдельных государствах и княжествах, притом, что власть императора Священной Римской Империи германской нации оставалась.

На определенном этапе своего развития выделился такой вариант абсолютной монархии, как просвещенный абсолютизм (Франция, Пруссия, Австрия, Россия). Концепция просвещенного абсолютизма предполагала развитие культуры, науки, просвещения. Для социально-экономической сферы этого периода было характерно проведение политики меркантилизма в сочетании протекционизмом.

Политика меркантилизма была направлена на накопление денежных средств за счет активной торговли, особенно внешней, активное вмешательство государства в экономику, в том числе через государственную монополию на тот или иной вид деятельности (например, горная, соляная промышленность, внешняя торговля и др.).

Политика национального протекционизма (покровительства) заключалась в поощрении развития отечественной промышленности и торговли путем, в том числе, установления высоких таможенных ставок для иностранных товаров с целью воспрепятствования их проникновению на внутренний рынок.

Экономическое развитие западноевропейских стран способствовало расширению торговых отношений, накоплению капиталов, переходу от монетаризма к меркантилизму, а в XVI-XVII вв. – и к протекционизму, обеспечиваемому, в том числе, таможенными методами.

Так, «Навигационный акт» (1651 г.), изданный Оливером Кромвелем (1599 – 1658 гг.), ограничил возможность кого-либо, кроме англичан, вести морскую торговлю в стране, что было продиктовано необходимостью закрепить морское господство Англии на международных торговых путях. Основная цель – сломить голландскую морскую торговлю. Этот акт стал поворотной точкой во внешней торговле Англии. Документ закрепил в стране протекционизм и действовал в Англии около двухсот лет, до того, как в 1850 г. был полностью отменен за ненадобностью.

Во Франции протекционизм был введен в 1667 г., в Пруссии – в конце XVII века, в России и Австрии – в начале XVIII в.

Забегая вперед, необходимо отметить, что идеи протекционизма были близки французскому императору Наполеону. Их также развивал министр финансов в американском правительстве Дж. Вашингтона Александр Гамильтон (1754-1804), реализуя их на практике через таможенное дело.

В связи с расширением экономических связей между городами и государствами в таможенной политике проявилась необходимость выработать общую пошлинную систему. Так начали складываться элементы таможенного права.

В XV-XVII вв. в связи с промышленным переворотом в странах Европы, в первую очередь в Англии, где политика меркантилизма тесно смыкалась с политикой протекционизма, в таможенном деле возникли новые явления, связанные с влиянием таможенных тарифов на поощрение вывоза товаров за пределы государства, прежде всего, в колонии, и запрещение ввоза аналогичных товаров из других стран. Происходило сближение таможенного дела не только с торговлей, но и с производством. Таможенный тариф способствовал развитию промышленности, защищал её от конкуренции извне.

С появлением протекционизма таможенное дело превратилось из чисто фискального еще и в политический инструмент. Взаимовлияние таможенного дела на внешнюю политику и решение политических вопросов, а также внешней и внутренней политики на таможенное дело обусловило этот процесс. Таможенная политика, являясь составной частью внутренней и внешней политики государства, определяла стратегию таможенного дела, формировала таможенный механизм регулирования, который находил своё отражение в соответствующих законодательных и нормативных актах.[7]

Таким образом, таможенное дело становится важным средством государственной политики.

Феодальное право представляло собой особую историческую правовую систему, которая по сравнению с древневосточным и римским правом обладала ярко выраженными особенностями:

1. Партикуляризм права (разобщенность права). Каждое феодальное государство имело свое право, которое в свою очередь, было неоднородным и включало несколько правовых подсистем (королевское право, феодальное право, местное право, городское право). Отсутствовало представление о единстве права. Зачастую нормы права противоречили друг другу.

2. Связь права и религии. Феодальное право, было связано с религиозными нормами, имело религиозное обоснование. На ранних этапах феодальное право испытывало влияние как со стороны языческой, так и со стороны христианской религии. В зрелом виде феодальное право защищало христианскую (католическую) форму вероисповедания, отличалось нетерпимостью. Самыми тяжкими уголовными преступлениями являлись религиозные (отступление от истинной веры, богохульство). Феодальное право - это религиозная правовая система.

3. Феодальное право по сравнению с римским правом являлось примитивным, неразработанным с точки зрения юридической техники. Примитивность феодального права проявлялась в бессистемности норм, отсутствии представления об отраслях, институтах, пробелах и коллизиях в праве.

4. Основным принципом феодального права была сословность, проявлявшаяся в юридическом неравенстве отдельных социальных групп (благородные - неблагородные, свободные - зависимые).

Источниками феодального права были обычаи, судебные прецеденты, церковные и светские нормативно-правовые акты, издаваемые королем, кодификации, римское право, городские судебники. Их краткая характеристика:

Обычаи, сложившиеся в конкретной местности или феодальной курии, были основными и наиболее распространенными источниками права в период V – XVIII вв. Они могли быть писаными и не писаными, регулировать отношения между благородными (ленное право) и неблагородными (маноральное право).

Одним из вариантов обычного права были судебники, представлявшие собой систематизацию местных обычаев, включавшие нормы гражданского, семейного, наследственного, уголовного права.

Примером ранних судебников являлись многочисленные варварские правды, которые содержали обычаи, сложившиеся у европейских народов в период становления раннефеодальной государственности (Салическая правда, Лангобардская правда, Остготская правда, англо-саксонские правды и др.).

В XIII в. в период укрепления королевской власти проявилась вторая волна систематизации местных обычаев, которая производилась по инициа­тиве королей. Появились такие судебники, как Саксонское зерцало, Шваб­ское зерцало, Кутюмы.

Судебный прецедент, начиная с XII в., стал в Англии основным источником права. С этого времени здесь стали записывать в особые книги - свитки тяжб - судебные решения, вступившие в силу. Сложилось правило, в соот­ветствии с которым судебные решения, вынесенные вышестоящим судом и занесенные должным образом в свитки тяжб, имели силу закона для всех нижестоящих судов, когда они рассматривали аналогичное дело. Совокуп­ность прецедентов в своей основе составила общее право Англии, которое отличалось строгой формальностью.

Было выработано 39 так называемых приказов, под которые судьи подводили все возможные варианты исковых притязаний. Когда это не удавалось, отказывали в иске.

Поэтому в начале XV в. в Англии возникли суды справедливости. Первым из них был суд Лорда - канцлера. Суд справедливости не был связан не только нормами общего права, но и никакими нормами права вообще. Решения Лорда - канцлера имели значение прецедента, но для судов справедливости. Так возникли две системы прецедентного права.

Юридическая доктрина - трактаты известных английских юристов по вопросам права - один из юридических источников в Англии.

Авторитетом пользовались трактат Г. Брактона «О законах и обычаях Англии» ( XIII в.), Институции Э.Кока ( XVII в.).

Королевское право получило своё развитие,начиная с XIV в., в связи с оживлением правотворчества главы госу­дарства. Нормы и правила содержались в актах королевской власти (ордонансах, прокламациях).

В Англии юридическая доктрина осуждала единоличное правотворче­ство короля. Издаваемые им прокламации имели значение подзаконных ак­тов. Высшей юридической силой обладали статуты - акты парламента, получившие санкцию короля.

С XVII в. появились систематические собрания законов, действие которых распространялись на всю страну.

Например: Большой ордонанс (Франция, 1670 г.), «Каролина» (Священная римская империя германской нации, 1532 г.), Прусское земское уложение (1794 г.).

Церковные кодексы, в которых содержались нормы канонического (церковного) права выделялись как источники права, так как римско-католическая церковь и ее глава являлись субъектами правотворчества.

Первый кодекс канонического права был составлен в XII в. монахом Грацианом. Он представлял собой системное уложение институтов, регулировавших положение церкви, ее служителей, имущества, семейные, брачные отношения. Источниками канонического права официально считались, кроме кодекса Грациана, Библия и Священное предание, а также труды великих отцов церкви, постановления церковных соборов, распоряжения папы Римского.


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 197; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!