Общая характеристика государства и права Древней Греции



И Древнего Рима

Возникновение государства в античном мире и полисная система.

Право в государствах античного мира

Возникновение государства в античном мире и полисная система. История цивилизации с присущей ей государственно-правовой организацией человеческой жизни начинается, как было показано в предыдущем разделе, с Древнего Востока. Ее новая и более высокая ступень связана с развитием античного (греко-римского) общества, сформировавшегося на юге Европы в бассейне Средиземного моря. Своего апогея античная цивилизация достигла в I тыс. до н.э. - в начале I тыс. н.э. Именно к этому времени относятся впечатляющие успехи греков и римлян во всех сферах человеческой деятельности: литературе и искусстве, науке и философии, демократической государственности и, конечно, в политико-правовой области.

Ранние очаги цивилизации и первые протогосударства возникли в средиземноморском бассейне еще в III —II тыс. до н.э., причем, не без влияния восточного мира. В последующем, особенно в период «великой колонизации» (VIII—VII вв. до н.э.), с основанием целого ряда греческих поселений (городов) на азиатском побережье, взаимодействие двух цивилизаций стало еще более тесным и глубоким. Через греческие города в Малой Азии - Милет, Эфес и др. осуществлялись торговые, культурные и иные связи Востока и Запада.

Возрастающие политические контакты греков, а позднее римлян с восточными странами позволяли им использовать заморский государственно-правовой опыт, искать более рационалистические подходы к законотворчеству и к политике.

Создание первых протогосударств, а затем и более крупных государственных образований на юге Балканского полуострова и на островах Эгейского моря в III —II тыс. до н.э. было результатом завоевания греками-ахейцами автохтонного населения этого региона (пеласгов, минойцев). Завоевание привело к перемешиванию и к скрещиванию различных культур, языков и народов, что породило высокую крито-микенскую цивилизацию, представленную целым рядом возвышавшихся и приходивших в упадок государств (Кносского, Микенского царства и т. д.).

Монархический характер этих государств, наличие крупного государственно-храмового хозяйства и земельной общины свидетельствовало об их сходстве с типичными восточными монархиями. Крито-микенские традиции еще долго сказывались на последующей государственности греков-ахейцев, для которой было характерно наличие общинного уклада, связанного с царским дворцом, выполнявшим функции верховного хозяйственного организатора.

Одна из важнейших особенностей в образовании государства в Древней Греции состояла в том, что этот процесс шел волнообразно, прерывисто из-за постоянной миграции и перемещения племен. Так, вторжение в XII в. до н.э. в Грецию с севера дорийских племен вновь отбросило весь естественный ход становления государственности назад. Последовавшие за дорийским вторжением «темные века» (XII в. до н.э. — первая половина VIII в. до н.э.), а затем и архаический период вновь вернули эллинов к племенной государственности и протогосударствам.

Сочетание внутреннего и внешнего факторов в процессе генезиса государства в Греции показало, что возникновение государства в Афинах не происходило в «чистом виде», т.е. непосредственно из разложения родового строя и классообразования. Существенное влияние внешнего фактора, в частности этрусского, сказалось на генезисе римского государства.

Особенности процесса становления государственности в античном мире                     (в отличие от стран Востока) во многом предопределялись природно-географическими факторами.

Греция, например, представляла собой горную страну, где было мало плодородных и пригодных для зерновых культур земель, особенно таких, которые требовали бы, как на Востоке, проведения коллективных ирригационных работ.

В античном мире не могла получить распространение и сохраниться земельная община восточного типа, зато в Греции сложились благоприятные условия для развития ремесла, в частности металлообработки.

Уже в III тыс. до н.э. греки широко использовали бронзу, а в I тыс. до н.э. орудия из железа, что способствовало повышению эффективности труда и его индивидуализации.

Широкое развитие обменных, а затем и торговых отношений, особенно морской торговли, способствовало быстрому становлению рыночного хозяйства и росту частной собственности. Усилившаяся социальная дифференциация стала основой острой политической борьбы, в результате которой переход от примитивных государств к высоко развитой государственности проходил более стремительно и с более значимыми социальными последствиями, чем это имело место в других странах древнего мира.

Природные условия повлияли на организацию государственной власти в Греции и в другом отношении. Горные хребты и заливы, которые рассекали морское побережье, где проживала значительная часть греков, оказалисьсущественным препятствием для политического объединения страны и тем более делали невозможным и ненужным централизованное управление.

Таким образом, естественные барьеры предопределили возникновение многочисленных, сравнительно небольших по размеру и достаточно изолированных друг от друга городов-государствполисов. Полисная система была одной из самых значительных, практически уникальных черт государственности, характерных не только для Греции, но и для всего античного мира.

Географическая и политическая замкнутость полиса (в материковой части и на островах) при далеко зашедшем разделении труда делала его зависимым от вывоза ремесленных изделий, от ввоза зерна и рабов, т. е. от общегреческой и международной морской торговли. Море играло огромную роль в жизни античного (прежде всего — греческого) полиса. Оно обеспечивало его связь с внешним миром, с другими полисами, с колониями, с восточными странами и т. д. Море и морская торговля связывали в единую полисную систему все города-государства, создавали открытую общегреческую и средиземноморскую политическую культуру, цивилизацию.

С точки зрения внутренней организации античный полиспредставлял собой закрытое государство, за бортом которого оставались не только рабы, но и чужаки-иностранцы, даже выходцы из других греческих полисов. Для самих же граждан полис являлся своего рода политическим микрокосмосом со своими формами политического устройства, традициями, обычаями, правом и т. д. Полис заменил у древних греков распавшиеся под влиянием частной собственности земельно-общинные коллективы гражданской и политической общиной. Но безусловное преобладание в полисном мире имелиразличные республиканские формы — аристократия, демократия, олигархия, плутократия и т. п.

Развитие греческого общества от патриархальных структур и протогосударств гомеровской эпохи до классического рабства и расцвета античной демократии имеет свои закономерности в развитии политической жизни и в смене самих форм устройства городов-государств. В конце II тыс. до н.э., о чем свидетельствует и гомеровский эпос, в греческом мире наблюдалась сравнительно общая тенденция к усилению власти царя как военачальника, судьи, верховного руководителя дворцового хозяйства и т. д. В методах его правления все более проступали деспотические черты, присущие монархам древности, особенно восточным. Аналогичную картину можно видеть несколькими веками позже в Риме в эпоху царей.

Распад патриархально-общинных связей, на которые опиралась единоличная власть царя (базилевса, рекса), рост оппозиции со стороны аристократических семей, обладающих большими богатствами и общественным влиянием, имели своим результатом практически во всем античном мире уничтожение царской власти, сопровождавшееся в ряде случаев (как было в Риме с Тарквинием Гордым) убийством самого царя.

Ликвидация монархии в античном мирепривела к победе республиканского строя, а также к окончательному утверждению (до эпохи кризиса и разложения рабовладельческого общества) полисной системы организации государства. Но в раннереспубликанский период демократический потенциал, присущий полисной системе, предусматривающей элементы непосредственной демократии (народные собрания и т. д.), не получил полного развития. Простой народ в полисах, не имевший политического опыта и черпавший свои представления о власти из патриархально-религиозного прошлого, уступил бразды правления практически во всех античных полисах родовой, жреческой и новой имущей аристократии.

Именно таковой была государственная власть в Афинах накануне реформ Солона, в ранний период патрицианской республики в Риме и т. д. Дальнейший процесс демократизации политической жизни в античных городах-государствах сопровождался обострением борьбы между аристократией, державшей в своих руках власть и стремившейся законсервировать старые полисные порядки, и народом (демосом), все более осознающим свое гражданское единство. Результатом этой борьбы (эвпатридов и демоса в Афинах, патрициев и плебеев в Риме и т. д.) стала серия законодательных реформ, подрывающих монополию аристократии в государственных органах и создающих основу для развития демократических институтов.

Во многих греческих городах-государствах окончательному утверждению демократического строя предшествовала узурпация власти единоличными правителями-тиранами. Обычно они были выходцами из аристократической среды, но использующими свою власть для подрыва старых аристократических и патриархальных порядков, для защиты интересов широких слоев населения полиса. Режимы личной власти, получившие название тирании, установились в Милете, Эфесе, Коринфе, Афинах, Мегаре и способствовали укреплению частной собственности, ликвидации привилегий аристократии и утверждению демократии как формы государства, в наибольшей степени отражавшей общие интересы гражданской и политической общины.

К VI—V вв. до н.э. на первый план среди нескольких сотен древнегреческих полисов выдвинулись два наиболее крупных и сильных в военном отношении государства-города: Афины и Спарта. Под знаком антагонизма этих двух полисов разворачивалась вся последующая история государственности Древней Греции. В Афинах, где наиболее полное развитие получили частная собственность, рабство, рыночные отношения и где сложилась цельная гражданская община, античная демократия достигла своей вершины и стала огромной созидательной силой.

В противоположность Афинам Спарта вошла в историю как образец аристократического военно-лагерного государства, которое ради подавления огромной массы подневольного населения (илотов) сдерживало развитие частной собственности и пыталось сохранить равенство среди самих спартиатов.

Таким образом, соперничество Афин и Спарты вылилось в своеобразное соревнование двух разных гражданских и политических общин в Греции. Конфронтация «полисных сверхдержав» втянула весь греческий мир в кровопролитную и затяжную Пелопоннесскую войну, результатом которой стало ослабление всей полисной системы и падение демократических институтов. В конечном итоге и Афины, и Спарта оказались добычей Македонской монархии.

Причиной гибели древнегреческой государственности, в частности Афин, ставших идеалом демократического государства, являлось не столько рабство, сколько внутренняя слабость самого полисного устройства государства. Она заключалась в заранее данных территориальных и политических параметрах, т.е. не имелось простора для политического маневра и для дальнейшей поступательной эволюции.

К I в. до н.э. исчерпала себя полисная система в Риме. Республика-город не могла справиться с восстаниями рабов и не в состоянии была обеспечить внутреннее гражданское единство. В этих условиях сохранение республиканской системы, рассчитанной на управление государством-городом, стала анахронизмом. На смену республике, превратившейся к I в. до н.э. в мировую державу, приходит монархия в виде империи.

Влияние полисной системы за долгую историю Римской республики было столь велико, что в течение первых веков (период принципата) императоры, стремящиеся создать централизованную бюрократическую монархию, еще долго не могли освободиться от республиканских полисных институтов.

Укрепление власти поздних римских императоров и принятие христианства подвели окончательную черту под полисными порядками. В самый поздний период Римской империи было окончательно порвано с республиканско-полисной демократией, и все больше проявлялись, особенно в восточной части империи, черты средневековой государственности.

Право в государствах античного мира. Право как один из факторов, скрепляющих гражданское общество и элементы его культуры, в эпоху античности не сразу достигло зрелости и совершенства. На ранних этапах своего развития оно по уровню юридической техники и степени разработанности основных институтов имело немало сходства с правовыми системами стран Востока. Развитие права в античных Греции и Риме осуществлялось в рамках отдельных полисов, и уровень развития демократических институтов в отдельных городах-государствах находил свое отражение в праве.

Утверждение полисной системы в результате активизировало правотворческую деятельность и ее постепенное освобождение от религиозно-мифологической оболочки. На смену неписаным обычаям, толкование которых нередко произвольно осуществлялось светской или греческой аристократией, пришел закон, имевший светский характер и выраженный обычно в письменной форме. Таким образом, право в античном мире являлось авторитетным и обязательным регулятором полисной жизни, лишенным какой-либо мистической или религиозной силы.

Признание законодательства, а не обычая в качестве основной формы правотворчества (Греция), или же его утверждение в качестве одного из важнейших источников права (Рим) сопровождалось кодификацией сложившихся в более архаичную эпоху правовых обычаев.

Такова древнейшая, согласно греческой традиции, кодификация права, проведенная Залевком в Локрах (Италия), а также кодификация Харонда в Катане (Сицилия). Подобные сборники составлялись и в других греческих городах-государствах, в том числе и в Афинах в конце VII в. до н.э. (Законы Драконта).

Начало новой демократической конституции в Афинах, предусматривающей разработанную процедуру принятия законов народным собранием, было заложено реформами Солона и Клисфена в VI в. до н.э. В Риме традиционные правовые обычаи подверглись обработке и были записаны в Законах XII таблиц. В этих законах также предусматривалось правило, согласно которому законом считается решение народного собрания.

Как отмечал Солон, жизнь общества должна регулироваться правом и законами, принятыми при всеобщем согласии. В греческих городах-государствах у граждан с детских лет воспитывалось уважение и даже почтение как к законам, так и к установленным в них полисным порядкам. Сократ, утверждавший, что полисные законы восходят к разумному началу, пропагандировал соблюдение законов всеми афинянами.

В Афинах, где утвердилась демократическая система законодательства, где право в глазах граждан ассоциировалось с разумом и со справедливостью, сложилось своеобразное правовое государство, благами которого не могли, однако, пользоваться рабы и иностранцы.

Еще в большей степени культ права и законопочитание сложились в римском обществе. Безусловное следование республиканским законам было для римлян не только юридической обязанностью, но и делом чести.

Связанность Римского республиканского государства собственными законами и правом в целом отразил выдающийся римский юрист Цицерон, который рассматривал государство не только как выражение общих интересов всех его членов, но и как соединение многих людей, «связанных между собой согласием в вопросах права».

Таким образом, идея правового государства взяла свое начало и в республиканском Риме. Не случайно, что именно в римском обществе, где законы рассматривались издавна как священные, была выработана наиболее совершенная в условиях древнего мира правовая система, имеющая целостный и всеобъемлющий характер.

Римское право впервые в истории выступило в качестве системного, тщательно разработанного, собственно правового образования. Классическое римское право — это вершина в истории права античности и древнего мира в целом. Оно представляет собой одно из величайших достижений античной культуры, влияние которого на последующее развитие европейского права и цивилизации трудно переоценить. Оно приобрело в известной мере вневременной, внеисторический характер.

Римское право лишь со значительными оговорками можно рассматривать как рабовладельческое. На первый взгляд оно может казаться таким, поскольку сформировалось и достигло своего апогея в обществе, в основе которого лежало наиболее развитое во всем античном мире классическое рабство. Но римское право в том виде, в каком оно приобрело мировое значение (прежде всего частное право, закрепляющее интересы индивида, частного собственника), представляет собой порождение рыночных отношений и торгового оборота.

На ранних этапах истории Римского государства, когда в обществе сохранялись многие элементы патриархального быта, а товарно-денежные отношения не получили еще развития, римское право отличалось традиционализмом, формализмом и сложными обрядами, тормозившими экономический оборот. Постепенный процесс превращения Рима из города-республики в гигантскую по тем временам империю имел своим результатом не только рост рабства, но и товарного производства, а, в конечном счете, создание самого сложного за всю историю древнего мира рыночного хозяйства, настоятельно требовавшего адекватной правовой регламентации.

Сила частной собственности и построенного на ней товарного оборота сломала устаревшие и стеснительные правовые формы. На их месте было создано новое и совершенное в технико-юридическом отношении право, способное урегулировать тончайшие рыночные отношения, удовлетворить другие потребности развитого гражданского общества. Именно в таком виде римское право стало универсальной правовой системой, применимой в разных исторических условиях вне зависимости от типа общества, если только в его основе лежит частная собственность и рыночное хозяйство.

Вместе с римским правом в историю цивилизации вошла римская юриспруденция, представляющая огромную культурную ценность. На базе римской юриспруденциизародилась юридическая профессия, а соответственно с нее берет начало и специальное правовое образование.

Литература

Аннерс Э. История европейского права. М., 1994.

Античная демократия в свидетельствах современников / Сост. Л.П. Маринович, Г.А. Кошеленко. М., 1996.

История государства и права зарубежных стран: Учебник / Под. ред. проф.           К.И. Батыра. М., 2003. С. 56-58.

История государства и права зарубежных стран: Учебник / Под общ. ред.             О.И. Жидкова, Н.А. Крашенинниковой. В 2-х ч. Ч. 1. М., 2001. 129-137.

 

Контрольные вопросы

1. Возникновение государственности в античном мире.

2. Основные этапы становления полисной организации в античном мире.

3. Особенности формирования права античного мира.

 

Тема 4. Государственные институты и правовая система

В Древней Греции

Возникновение и развитие государства в Древних Афинах. Основные черты афинского права. Особенности государственной и правовой системы

в Древней Спарте

 

Возникновение и развитие государства в Древних Афинах. Территорию Аттики (область Греции, где впоследствии возникло Афинское государство) населяло в конце II тыс. до н.э. четыре племени, каждое из которых имело свое народное собрание, совет старейшин и выборного вождя — базилевса. Переход к производящей экономике с индивидуализацией труда привел к разделу общинной земли на участки с наследственным семейным владением. Следовательно, и к развитию имущественной дифференциации с постепенным выделением родовой верхушки и обнищанием свободных общинников, многие из которых превратились в фетовбатраков или за долги попали в рабство. Эти процессы ускорялись благодаря развитию ремесла и торговли, чему благоприятствовало приморское положение Афин.

Богатые семьи стали первыми собственниками рабов, в которых обращали военнопленных. К началу I тыс. до н.э. рабовладение было распространено, но эксплуатация рабского труда еще не стала основой общественного производства. Рабы были заняты в домашнем хозяйстве, ремесле, реже на полевых работах. Наряду с ними трудились их хозяева, хотя рабы выполняли наиболее тяжелые работы. Со временем рабский труд стал преобладать, а рабовладельцы, прежде всего крупные, перестали участвовать в производительном труде. Родоплеменная организация власти начала приспосабливаться к обеспечению интересов ее членов, богатеющей верхушки свободных, к эксплуатации рабов.

В народном собрании возросло влияние знатных родов, из их представителей формировался совет старейшин и избирались базилевсы. Первобытное общество превращалось в политическое, называемое военной демократией.

Важную роль сыграли внешние факторы. Предпосылками для объединения племен Аттики под единой властью стали: географические условия, требовавшие приспособления ведения хозяйства к условиям окружающей природной среды; истощение локальных природных ресурсов, усилившихся с переходом к производящей экономике; развитие обмена и связанная с ним интенсификация межплеменных контактов и, как следствие, ослабление кровнородственных связей и ассимиляция родов и племен; необходимость урегулирования и устранения возникающих конфликтов, вышедших за племенные рамки.

Следствием этого и одновременно важным этапом в длительном процессе образования государства в Афинах были реформы, связываемые с именем легендарного героя Тесея. Приписываемые ему реформы — результат постепенных изменений, происходивших в течение ряда веков и завершившихся к VIII в. до н.э. Одной из таких реформ было объединение (синойкизм) племен, населявших Аттику, в единый афинский народ. В результате синойкизма в Афинах был создан Совет, управлявший делами всех четырех племен. Афинский полис стал территориальной формой политической организации общества.

Территориальная организация общества настоятельно требовала централизованного управления. Ранее достаточно монолитное родоплеменное общество оказалось в сложном положении: еще сохранялись межродовые и межплеменные распри, но уже возникали новые острые конфликты в связи с усиливающейся имущественной дифференциацией в Аттике. Эти конфликты создавали почву для формирования новых механизмов власти. Возникла необходимость в политической (государственной) власти, стоящей над обществом и способной стать, с одной стороны, средством соглашения и примирения, с другой — силой подчинения и порабощения. Начало этому было положено закреплением не только социального, но и политического неравенства между свободными, их разделением (также приписываемым Тесею) на эвпатридов — благородных, геоморов — земледельцев и демиургов — ремесленников.

К эвпатридам, родоплеменной верхушке, перешло исключительное право на занятие общественных должностей, что вело к дальнейшему отделению публичной власти от населения.

Геоморы и демиурги вместе с торговцами и бедняками, составлявшими большинство свободных, постепенно отстранялись от непосредственного активного управления общественными делами. За ними сохранилось лишь право участвовать в народном собрании, роль которого в это время значительно упала.

Вместе с тем положение мелких землевладельцев становилось все более тяжелым. Они разорялись и вынуждены были закладывать за долги земли. Наряду с залогом земли возникала и долговая кабала, по условиям которой неисправный должник мог быть продан в рабство за границу.

Архонты и ареопаг. Эвпатриды, опираясь на свое богатство и исключительное право на занятие общественных должностей, постепенно ограничивают власть базилевса, связанную с традициями родовой демократии. Его функции переходят к новым, выборным из эвпатридов должностным лицам — архонтам. Сначала должность архонта была пожизненной, затем ее ограничили десятилетним сроком. С VII в. до н.э. стали избираться девять архонтов сроком на один год. Коллегия архонтов не только восприняла военные, жреческие и судебные функции базилевса, но и со временем взяла в свои руки все руководство страной.

Тогда же, в VIII в. до н.э., возник еще один новый орган публичного управления — ареопаг. Заменив совет старейшин, ареопаг избирал и контролировал архонтов, а также народное собрание, и осуществлял высшую судебную власть. В состав ареопага входили все бывшие и действующие архонты, т.е. представители эвпатридов.

Аттическое общество превращалось в политическое общество — общество, находящееся под властью, выделившейся из него и стоящей над ним. Былому синкретизму (нерасчлененности) общества и власти приходит конец.

Одновременно развивался другой процесс, характерный для возникновения государства, — территориальное деление населения. В VII в. до н.э. страна была разделена на округа — навкрарии, жители которых, независимо от племенной принадлежности, были обязаны на свои средства построить и снарядить военный корабль, а также поставить для него экипаж.

Реформы Солона и Клисфена. К VI в. до н.э. в Афинах сложилась крайне сложная обстановка. Развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему социальному расслоению свободного населения. В среде эвпатридов и геоморов выделяются богатые землевладельцы, некоторая часть эвпатридов беднеет, а геоморов — превращается в батраков, обрабатывающих чужую землю, получая за это 1/6 часть урожая, или попадает в долговую кабалу, теряет свободу и продается в рабство за границу. Растет экономическая роль богатой торгово-ремесленной верхушки горожан, по-прежнему отстраненной от власти. Растет и число бедняков-фетов. Все неустойчивее становится положение средних и мелких землевладельцев и ремесленников. В результате, в среде свободных возникает целый комплекс противоречий — между богатыми и обедневшими эвпатридами, все еще удерживающими власть, и богачами из землевладельцев, торговцев и ремесленников, стремящимися к власти и использующими недовольство бедноты, средних и мелких собственников.

Для смягчения этих противоречий и сплочения всех свободных в единый господствующий класс требовались глубокие социальные и политические преобразования. Начало им положил Солон, избранный архонтом в 594 году до н.э. Хотя Солон был эвпатридом, он разбогател на торговле и пользовался доверием среди широких слоев населения. Главной целью реформ Солона было примирение интересов различных враждующих группировок свободных. Поэтому они носили компромиссный характер.

Реформы Солона явились важным этапом в образовании государства в Афинах, и их результаты можно сравнить с политической революцией. Прежде всего, Солон:

1) провел сисахфию — долговую реформу, в сущности - прямое вмешательство в отношения собственности. Задолженность бедняков была аннулирована. Афиняне, попавшие в рабство за долги, освобождались, а проданные за долги за границу, — выкупались. Долговое рабство в Афинах отменялось; 

2) установил максимальный размер земельного владения;          

3) разрешил свободную куплю-продажу земли и дробление земельных владений в интересах богатых афинян;

4) провел цензовую реформу, направленную на уничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения привилегиями богатства. Солон закрепилделение граждан на четыре разряда по имущественному признаку;

Самые богатые граждане были отнесены к первому разряду, менее богатые — ко второму и т.д. Каждый разряд имел определенные политические права: общественные должности могли занимать только граждане первых трех разрядов, а должность архонта (и, следовательно, члена ареопага) только граждане первого разряда. Бедняки, входившие в низший, четвертый разряд, этого права по-прежнему были лишены. Но они могли участвовать в народном собрании, роль которого увеличивалась. Собрание стало вырабатывать законы, избирать должностных лиц и принимать от них отчеты.

5) создал новый судебный органгелиэю, в которую мог быть избран любой афинский гражданин независимо от его имущественного положения, что явилось уступкой беднякам;

6) учредил новый орган управления Совет четырехсот, избиравшийся из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени, где еще сохранялись родовые традиции и влияние эвпатридов.

Реформы нанесли удар по родовой организации власти и привилегиям родоплеменной аристократии. Они были важным этапом формирования политической организации в Афинах. Но компромиссный характер реформ помешал разрешению острых противоречий. Реформы вызвали недовольство родовой аристократии и не удовлетворили полностью демос. Борьба между ними продолжалась и привела через некоторое время к установлению тирании Лисистрата, а затем его сыновей (560—527 гг. до н.э.), которые закрепили успехи демоса в борьбе с аристократией и упрочили политический строй, созданный Солоном.

Существовавшие органы управления продолжали функционировать, но теперь уже под контролем захватившего власть тирана. Тираном в Афинах считался незаконный правитель, не обязательно устанавливающий жестокий режим. Лисистрат облегчил положение мелких землевладельцев, предоставив им кредит. Активная внешняя политика и создание военного флота привлекли на его сторону афинских торговцев. Большой размах строительства общественных сооружений, украшавших город, давал средства существования бедноте. Немаловажную роль играло и соблюдение действовавших в Афинах законов.

Однако эти мероприятия требовали все возрастающих денежных средств, пополнение которых возлагалось на богатых афинян, что вызвало их недовольство. При поддержке Спарты, опасавшейся усиления Афин, тирания была свергнута. Предпринятая вслед за этим попытка аристократии захватить власть закончилась неудачей. Опираясь на бедноту, богатая торгово-ремесленная верхушка афинских рабовладельцев, возглавленная Клисфеном, изгнала спартиатов и закрепила свою победу новыми реформами.

Реформы Клисфена, проведенные в 509 году до н.э., ликвидировали в Афинах остатки родового строя. Они включали:

1) уничтожение старого деления населения на четыре племени;

Аттика была разделена на 10 территориальных фил, каждая из которых включала три находящиеся в разных местах территории (триттии) — городскую, прибрежную и земледельческую. Они делились, в свою очередь, на демы. Такая структура фил подрывала политические позиции земельной аристократии, так как на первых двух территориях преобладали торгово-ремесленные слои рабовладельцев.

Крестьянство было освобождено от влияния древних родовых традиций, на которых основывался авторитет знати, доступ к участию в политической позиции получили и те, кто не входил в местную племенную организацию. На смену кровнородственному пришел территориальный принцип деления населения.

2) упразднение Совета четырехсот и на основе вновь созданной территориальной организации населения учреждение Совета пятисот;

Совет пятисот формировался из представителей 10 фил по 50 человек от каждой и руководил политической жизнью Афин в период между созывами народного собрания, осуществляя исполнение его решений.

3) создание коллегии десяти стратегов;

Коллегия десяти стратегов также комплектовалась с учетом территориальной организации населения: по одному представителю от каждой филы. Первоначально стратеги имели лишь военные функции, но позднее они оттеснили на второй план архонтов и стали высшими должностными лицами Афинского государства.

4) введение в практику народных собраний особой процедуры, получившей название остракизма.

Ежегодно созывалось народное собрание, определявшее голосованием, нет ли среди сограждан лиц, опасных для государства. Если такие лица назывались, собрание созывалось вторично, и каждый его участник писал на остраконе (глиняном черепке) имя того, кто, по его мнению, был опасен. Осужденный большинством голосов удалялся за пределы Аттики сроком на 10 лет. Остракизм, направленный вначале против родовой аристократии, использовался впоследствии в политической борьбе между различными группировками, существовавшими в афинском обществе.

Реформы Клисфена завершили длительный процесс становления государства в Древних Афинах.

Зародившаяся после Тесея дифференциация властных функций привела к организации органов их осуществления. В результате постепенно возник специальный и постоянно действовавший аппарат осуществления политической власти. Параллельно шел процесс приобретения этим аппаратом монополии власти над обществом. Монополизация права на осуществление властных функций становилась легитимным правом на использование принуждения. Политическая власть начала осуществляться в форме государственной власти, стала государственной властью, а аппарат ее осуществления — государственным аппаратом.В результате в Афинах возникло рабовладельческое государство в форме демократической республики.

Афинское государство в V—IV вв. до н.э. В первую половину V в. до н.э. Афины превратились в одно из ведущих государств греческого мира. Этому способствовали победа греческих государств в греко-персидских войнах, интенсивное экономическое развитие Афин и укрепление в них демократического строя. Образованный в ходе греко-персидских войн союз греческих государств был первоначально возглавлен Спартой. К 70-м гг., когда военные действия были перенесены на море, руководство союзом перешло к Афинам. В 478 г. до н.э. был образован Делосский морской союз (симмахия), возглавляемый Афинами. В союз входило 140-160 греческих государств, снаряжавших военные корабли и делавших взносы (форос) в союзную казну. Командование флотом было поручено Афинам.

Со временем, постройка флота перешла к Афинам, туда же была переведена с Делоса казна союза, а форос превратился в налог, собираемый с союзников и находившийся в бесконтрольном распоряжении Афин. Недовольство союзников подавлялось силой, на их территории стали создаваться афинские поселения (клерухии), превратившиеся практически в военные гарнизоны, во многие союзные государства направлялись афинские должностные лица; к афинским судам перешло рассмотрение некоторых дел граждан союзных государств, а Совет пятисот стал решать дела союза.

Гегемония Афин в союзе превратила его в могущественную Афинскую архэ — державу, беспощадно эксплуатировавшую союзников, обогащавшуюся за их счет и силой удерживавшую их в союзе.

Изменение внешнеполитического положения Афин, их обогащение повлекли за собой изменения в социально-политических отношениях. Эфиальт почти полностью лишил ареопаг политической власти, передав его основные функции народному собранию, Совету пятисот и гелиэе. За ареопагом сохранились лишь некоторые судебные и религиозные функции.

С именем Перикла связан расцвет афинской демократии. При нем потеряла значение цензовая реформа Солона, поскольку возможность замещения государственных должностей была признана за всеми полноправными гражданами. Для приобщения к активной политической жизни малоимущих граждан вводилось вознаграждение за исполнение государственных должностей.

На смену патриархальному рабству пришло классическое, античное рабовладение. Рабы как простые орудия труда превращались в основную производительную силу. Государственные рабы эксплуатировались преимущественно в рудниках и каменоломнях, частные рабы — на полях, в ремесленных мастерских или сдавались внаем. Численность рабов значительно возросла и примерно в четыре раза превышала число свободных афинян. Росли противоречия между бесправными рабами и рабовладельцами. Обострились они между афинскими гражданами и метеками (поселившимися в Афинах иностранцами), число которых росло и достигло половины численности афинян. Метеки, занимавшиеся торговлей и ремеслом, были существенно ограничены в имущественных правах, полностью лишены права участвовать в политической жизни.

Важную роль в расцвете афинской демократии сыграли реформы Эфиальта и Перикла, проведенные в середине V в. до н.э. Афинская демократия в период своего расцвета характеризовалась:

1) политической формой совместного господства свободных (рабовладельцев, бедноты, люмпенов) над рабами;

2) формой господства рабовладельцев над неимущими согражданами;

3) формой, в которой развивались противоречия между свободными — рабовладельцами, с одной стороны, и мелкими производителями и люмпенами — с другой.

Эти характерные черты афинской демократии отразились на ее государственном строе. По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивающей защиту их интересов и повиновение огромной массы рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни. Она окончательно сложилась в V в. до н.э. и просуществовала (с некоторыми перерывами) до тридцатых годов IV в. до н.э.

Основными органами Афинского государства являлись: народное собрание, Совет пятисот, гелиэя. Они направляли и контролировали деятельность должностных лиц.

Народное собрание— верховный орган власти Афин. Оно собиралось сначала десять, а позднее - сорок раз в год. При особых обстоятельствах (неожиданное нападение врага, стихийное бедствие) могло быть созвано чрезвычайное «собрание ужаса и смятения». Компетенция народного собрания была обширной: оно принимало законы, издавало постановления по частным вопросам (псефизмы), избирало должностных лиц и производило проверку их деятельности, решало вопросы войны и мира, обсуждало продовольственное положение страны и т.д. Специальные собрания посвящались рассмотрению просьб граждан и решению вопроса об изгнании отдельных лиц в порядке остракизма из пределов государства.

В работе народного собрания могли участвовать только полноправные афинские граждане, достигшие 20-летнего возраста. Женщины и метеки в народное собрание не допускались. Редко участвовали в его деятельности крестьяне, занятые в своих хозяйствах. Начиная с IV в. до н.э., за посещение собрания полагалось вознаграждение. Для решения даже самых важных вопросов требовалось присутствие всего 6000 человек, то есть примерно 1/5 всех полноправных афинян.

Повестка дня каждого собрания определялась заранее. Одно из собраний каждого месяца считалось главным. Оно проверяло деятельность должностных лиц, обсуждало продовольственное положение и др. Главное собрание шестого месяца, кроме того, решало вопрос об остракизме, обвинениях должностных лиц. На трех других собраниях месяца рассматривались жалобы граждан, религиозные, административные и другие вопросы. Выступать в народном собрании и вносить проекты новых законов формально мог каждый участник. Практически же с речами выступали главным образом профессиональные ораторы — демагоги, защищавшие интересы отдельных групп свободных. Законопроекты предварительно вывешивались для всеобщего обозрения и поступали на обсуждение народного собрания после их рассмотрения в Совете пятисот, который по каждому законопроекту давал заключение. Голосование по законопроекту производилось поднятием руки.

Важным средством обеспечения стабильности законодательства было право любого участника собрания, сославшись на незаконность предложенного законопроекта, потребовать снятия его с обсуждения или голосования под угрозой привлечения автора к суду. Кроме того, председатель народного собрания мог не ставить на голосование те предложения, которые, с его точки зрения, являлись незаконными. Принятый народным собранием законопроект становился законом только в том случае, если он не отвергался затем гелиэей.

В Совет пятисот (буле) входило по 50 человек от каждой из десяти территориальных фил. Члены совета (булевты) избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. К компетенции Совета относились вопросы управления: осуществление дипломатических сношений с другими государствами, управление финансами, надзор за арсеналами, доками, флотом, регулирование торговли, контроль за должностными лицами. Последние имели право выступать в Совете и вносить на его рассмотрение свои предложения. Важнейшей функцией Совета было предварительное обсуждение вопросов, поступавших на рассмотрение народного собрания, что позволяло Совету направлять деятельность последнего.

Для ведения текущих дел Совет был разделен на 10 комиссий (пританий), состоящих из 50 представителей одной филы. Комиссии по очереди выполняли обязанности Совета, ежедневно избирая по жребию нового председателя Совета, который во время работы народного собрания являлся и его председателем. В IV в. до н.э. этот порядок был изменен: председатель стал избираться перед каждым заседанием Совета (собрания). По окончании срока службы каждый член Совета пятисот отчитывался в своей деятельности и мог быть привлечен к ответственности.

Гелиэя была высшим судебным органом государства и состояла из 5000 судей и 1000 запасных: по 600 человек от каждой из 10 территориальных фил. Члены гелиэи избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. В составе гелиэи функционировали 10 коллегий, в каждой из которых было по 500 судей и 100 запасных. В целях предотвращения возможных злоупотреблений коллегиям было неизвестно, когда их призовут к исполнению обязанностей. Это решалось жеребьевкой в день суда.

Гелиэя была судом первой инстанции по делам о государственных преступлениях и о злоупотреблениях должностных лиц и апелляционной инстанцией по делам, рассмотренным другими судами. Она также осуществляла некоторые контрольные функции и обладала важным правом отвергать законопроекты, принятые народным собранием.

Таким образом, законодательный процесс Древних Афин имел следующие стадии:

1) внесение законопроекта в народное собрание в порядке законодательной инициативы, которой обладал каждый полноправный афинский гражданин;

2) предварительное рассмотрение законопроекта Советом пятисот и дача по нему заключения для народного собрания;

3) принятие законопроекта народным собранием;

4) принятый законопроект мог быть отвергнут гелиэей.

Важную роль в управлении Афинским государством играли должностные лица. Основные принципы замещения должностей — выборность, срочность, возмездность, подотчетность и коллегиальность.

Выборы должностных лиц осуществлялись ежегодно или открытым голосованием в народном собрании, или по жребию. Перед вступлением в должность все избранные подвергались особой проверкедокимасии, во время которой выяснялись их право на занятие должности, политическая благонадежность и необходимые личные качества. Нельзя было занимать должность (кроме военных) дважды или две должности одновременно. Исполнение должностей оплачивалось (исключение составляли только стратеги). После истечения срока должностные лица представляли отчеты о своей деятельности Совету пятисот и гелиэе. В период расцвета Афинского государства подавляющее большинство должностей было коллегиальным.

Главными должностными лицами в Афинах были стратеги и архонты.

Коллегия стратегов состояла из десяти членов, избираемых народным собранием из числа женатых и имевших недвижимость граждан. Стратеги к V в. до н.э. получили важные полномочия: распоряжение средствами, отпущенными на содержание армии и флота; организация сбора чрезвычайных военных налогов; руководство доставкой продовольствия в Афины (в мирное время граждане не платили постоянных налогов, последние собирались только с метеков). В области дипломатических сношений они принимали капитуляцию противника, заключали перемирие. Кроме того, вели следствие и председательствовали в судах по делам о воинских преступлениях. Наконец, стратеги имели право требовать созыва внеочередных заседаний Совета пятисот или народного собрания и принятия неотложных мер. Иногда из стратегов выделялся автократор, командовавший армией, а в чрезвычайных обстоятельствах получавший всю власть в государстве.

С ростом полномочий стратегов падало политическое значение архонтов. После реформ Солона девять архонтов стали избираться жребием из кандидатов, предложенных территориальными филами. Единой коллегией они действовали редко — при решении народным собранием вопроса об остракизме и при проверке должностных лиц. Первым архонтом считался архонт-эпоним, за которым сохранились лишь судебные функции по семейным делам и делам о наследстве. Вторым архонтом был архонт-базилевс, который ведал вопросами религиозного культа и рассматривал в суде дела об уголовных преступлениях. Далее - архонт-полемарх, утративший функции военного командования и занимавшийся делами, связанными с метеками и другими иностранцами (ксенами). Остальные шесть архонтов-фесмофетов руководили отправлением правосудия в афинских судах.

Специальные должностные лица (всего в Афинах их было около 700) управляли государственным имуществом, ведали государственной казной, наблюдали за порядком на улицах и нравственностью граждан, за торговлей на рынке, воспитывали и обучали молодежь, проходившую военную подготовку и т.д. Свои должностные лица были в филах и демах.

Суд. Высшим судебным органом Афин, как отмечалось, была гелиэя. Некоторые судебные функции сохранил ареопаг. Под председательством архонта-базилевса он рассматривал дела об умышленном убийстве. По поручению народного собрания ареопаг мог проводить расследование дел о государственных преступлениях. Дела о неумышленных убийствах рассматривались судом эфетов. Разбой, кража и другие имущественные преступления — коллегией одиннадцати. Гражданско-правовые споры об имуществе подлежали ведению третейского суда диэтетов и (по мелким делам) коллегии сорока. Со времени Перикла были созданы суды по демам. Иногда, когда речь шла об особо тяжком преступлении, в качестве суда выступало само народное собрание.

Афинская армия формировалась на основе всеобщего ополчения свободных граждан в возрасте от 18 до 50 лет. Подлежащие мобилизации возрасты определялись народным собранием. Во время войны каждая фила должна была выдвинуть отряд тяжеловооруженных воинов (гоплитов), отряд легковооруженных и определенное число всадников, сражавшихся, впрочем, в пешем строю. В мирное время все афинские граждане от 18 до 20 лет обязаны были пройти военное обучение. Их нередко привлекали к несению патрульной службы на границах.

Со второй половины V в. до н.э. для охраны государственных границ привлекались постоянные наемные войска. Со времени Пелопоннесской войны они стали использоваться в военных действиях. К IV в. до н.э. в армии и на флоте появились наемники.

Полицейские функции осуществляли рабы — токсоты (около 200 человек). Немаловажную роль играло то, что выполнение полицейских функций представлялось свободному афинянину неправомерным по отношению к согражданам.

Упадок афинской демократии. Формальное равноправие афинских граждан сочеталось с их имущественным неравенством. Наряду с общегосударственным процветанием оно резко возросло к концу V в. до н.э., что и послужило причиной упадка афинской демократии.

Основные черты афинского права. Афинское право представляло собой наиболее развитую в Древней Греции систему права, оказавшую заметное влияние на правовые системы других полисов, особенно входивших в состав Афинского морского союза.

Источники права. Мононорма, существовавшая в родоплеменной организации Аттики, в процессе становления политической власти и государства начала «расщепляться». Основные элементы мононормы (обычаи, религиозные установления, нравственные предписания) приобрели все большую самостоятельность, хотя и остались взаимосвязанными. Часть из них приспособилась к менталитету политически и государственно-организованного общества, что определило их как древнейшие источники права. Они получили новое истолкование (некоторые родоплеменные обычаи стали территориальными правовыми обычаями, появилась правовая фиксация и защищенность культа богов, из нравственной нормы «взял — отдай» возникла долговая кабала). Сначала это соответствовало интересам эвпатридов, закреплялось решениями ареопага и архонтов, а со временем — и большинства свободных, когда с конца VII в. до н.э. основным источником права стала законодательная деятельность верховных органов власти. Но правовые обычаи продолжали играть важную роль.

Обширная законодательная деятельность связывается с именами Драконта и Солона. Законы, приписываемые Драконту, были изданы в 621 году до н.э. Не исключено, что и сам Драконт был мифической личностью. До нас законы Драконта не дошли, но из сообщений древних авторов известно, что они санкционировали ряд религиозных установлений и обычаев, вводя жестокие наказания.

Так, смертной казнью карались не только святотатство и умышленное убийство (неумышленное каралось изгнанием), но и кража овощей, праздность. Характерно, что такой пережиток родового строя, как кровная месть, был запрещен.

Законодательство Солона, относящееся к 594 году до н.э., затрагивало широкий круг вопросов, связанных с организацией государственной власти и регулированием новых гражданско-правовых отношений (долговая реформа, закрепление частной собственности на землю и др.).

Активная законодательная деятельность в Афинах в V—IV вв. до н.э. привела к накоплению большого законодательного материала, порою противоречивого и в целом неупорядоченного. От законов отличались принятые народным собранием псефизмы — постановления, касавшиеся отдельных лиц, но иногда содержавшие и такие же общие правовые нормы, как и законы. Однако основные институты гражданского и уголовного права в Афинах не были разработаны в законодательстве с достаточной полнотой. Многие из них сохранили те или иные пережитки родового строя.

Гражданско-правовые отношения.Право собственности. В афинском праве различалось владение — как фактическое обладание имуществом с его использованием и собственность — как владение с правом распоряжения.

Самого же понятия «права собственности» как абсолютного права лица еще не было. Коллективная собственность господствующего класса имела ограниченное распространение. К ней относились государственные имения и рудники, доходы с которых делились между гражданами, а затем шли на военный флот, храмовое имущество и др. Помимо государственной земли, сдаваемой преимущественно в аренду, существовали общественные земли фил и домов. Имущество, находившееся в частной собственности, делилось на «видимое» (земля, дом, рабы и т.п.) и «невидимое», способное «ускользать» от налогообложения и конфискации (деньги, драгоценности).

Обязательственное право. Основанием возникновения договоров считалось соглашение сторон, не требовавшее особых формальностей. Но наиболее важные договоры заключались, как правило, в письменной форме. В зависимости от характера договора соответствующий документ подписывался или обеими сторонами (договор купли-продажи), или одной обязанной стороной (договор займа).

Среди договоров важное место занимала купля-продажа, получившая большое распространение в связи с широким развитием торговли, как в самой Греции, так и с соседними странами; заем, в том числе у ростовщиков под большие проценты (до 20%); имущественный наем движимости (в том числе и рабов) и недвижимости (особенно домов метеками, не имевшими или имевшими ограниченное право приобретать дома); личный найм и некоторые другие. Был известен и договор товарищества, по которому несколько лиц вносили средства в общее имущество для достижения каких-либо целей (торговые, религиозные и иные товарищества). Доходы и убытки товарищества распределялись между его участниками так, как это было обусловлено договором, или пропорционально сделанному взносу.

Афинское право различало обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда («вольные» и «невольные» обязательства).

Исполнение договора обеспечивалось задатком, поручительством третьих лиц и залогом (до реформ Солона договор займа обеспечивался и самозакладом должника). Если от исполнения договора отказывался покупатель, он терял свой задаток, продавец же был обязан вернуть двойную сумму задатка. При поручительстве материальные гарантии исполнения договора брали на себя третьи лица. Особое значение в истории Афин имел залог земли — ипотека. При ипотеке заложенная земля оставалась во владении и пользовании должника, лишенного, однако, права распоряжаться ею. При неисполнении обязательства должником заложенная земля переходила к кредитору. Заложенные движимые вещи находились во владении кредитора, который мог их продать, если должник не исполнил обязательство.

Обязательства из причинения вреда возникали при нанесении ущерба имуществу (повреждение или истребление имущества, причинение убытков и т.п.). Они влекли за собой возмещение ущерба, а вред, причиненный сознательно, возмещался в двойном размере. Ответственность возникала, если вред был результатом действий подвластных лиц — детей, рабов. Раб мог быть передан потерпевшему в компенсацию за причиненный ущерб. При причинении вреда личности (а в некоторых случаях и имуществу) возникала ответственность за преступление.

Таможенное право.Необходимо отметить, что с развитием торговли, как сухопутной, так и морской, в Причерноморье и Греции взимались пошлины за привозные товары, которые составляли одну десятую их цены. Но со временем афиняне решили, что умеренные пошлины способствуют развитию торговли и могут дать большой доход. И в V в. до н.э. во времена Демосфена привозные пошлины сократились до одной двадцатой или до одной пятидесятой части цены товара.

Союзники Афин имели таможенные льготы, уплачивая пошлины в размере одной сотой цены товара, в то время как города, зависимые от Афин платили одну двадцатую часть цены.

Сбор таможенных пошлин, уплачиваемых золотом и серебром, производился в морских портах и на городских рынках.

Семейное право.Безбрачие в Афинах морально осуждалось. Брак заключался посредством договора между женихом и главой семьи невесты. Жених был обязан уплатить за невесту, приданое же невесте давалось не во всех случаях. Многоженство не допускалось.

После замужества женщина находилась и под властью отца, и под властью мужа. Её положение в семье было приниженным. Развод для мужчины был свободен, для женщины весьма затруднен. Власть отца над детьми до Солона была практически неограниченной (он мог продать сына в рабство). Со временем она ослабла, но оставалась значительной. Дети были обязаны повиноваться отцу, он мог лишить сына наследства за неповиновение, а дочь выдать замуж по своему усмотрению.

Уголовное право. Афинское право различало преступления, направленные против государства, и преступления против личных интересов. Однако граница между ними зачастую была условной. И в том и в другом случае обвинение возбуждалось или самим потерпевшим, или гражданами, считавшими себя заинтересованными в привлечении виновного к ответственности.

Наиболее тяжкими преступлениями считались государственная измена, обман народа, внесение противозаконных предложений в народное собрание, оскорбление богов, безбожье, кража храмового имущества. К серьезным преступлениям относились также убийство, телесные повреждения, клевета, оскорбление, плохое обращение детей с престарелыми родителями, измена жены, похищение девушки. Эти деяния могли рассматриваться и как преступления против личности, и как преступления против государственных интересов. Близки к ним были и имущественные преступления (кража, поджог), которые также могли рассматриваться как преступления против государственных интересов (кража в общественном месте) или против личных интересов.

Характер наказания зависел, прежде всего, от тяжести содеянного. При преступлениях против личных интересов речь чаще всего шла о возмещении вреда и штрафе (обычно в двойном размере от ущерба); при преступлении против интересов государства — о наказании как таковом. За наиболее тяжкие преступления (измена, безбожие, умышленное убийство) грозила смертная казнь. Вора-рецидивиста обращали в рабство. Широко были распространены штрафы и конфискация имущества. Телесные наказания применялись только к рабам, ответственность которых за преступления была более суровой, чем у свободных. Широкое распространение получила атимия (бесчестье), лишавшая осужденного политических прав (на участие в народном собрании, занятие государственных должностей). За ложное обвинение в политическом преступлении доносчик (сикофант) мог быть предан суду.

Особенности государственной и правовой системы в Древней Спарте. В IX в. до н.э. в долину реки Эврот вторглись с севера дорийские племена, покорив местное население и превратив его в угнетенное сословие илотов. Жители горных территорий – периэкты - также оказались в зависимом состоянии. Сравнительно небольшая область, захваченная дорийцами, получила название Спарта. В VIII в. до н.э. Спарта расширила свою территорию на запад. Овладев Мессинией, дорийцы превратили ее земли в свою общую собственность.

Становление государственного строя связывают с именем легендарного законодателя Ликурга, которому приписывают издание особого документа - ретры (договора). Этот документ появился в условиях острой борьбы в спартанском обществе. Имущественное неравенство разрушило первобытнообщинные устои и привело к образованию классов и государства. Спарта представляла собой также как и Афины государство-город (полис). Впоследствии Спарта, благодаря своему военному могуществу, объединила ряд городов южной Греции (Пелопоннеса) и образовала Пелопоннесский союз, в состав которого вошли и также богатые города как Коринф, Мегара и др. 

Общественный строй долгое время обладал чертами первобытнообщинного. Сохранялась общинная собственность на землю, производство было слабым, основным занятием было земледелие. На этапе становления спартанское государство приобрело все черты военного лагеря, что объяснялось необходимостью удерживать в повиновении огромную массу порабощенных людей.

Спартиаты (полноправные граждане Спарты) заботились о недопущении раскола по имущественному принципу среди «равных», как они себя называли. Были приняты суровые законы против роскоши, согласно которым крыши всех домов должны делаться одним топором, а двери только одной пилой, без помощи какого-либо другого инструмента.

Ликург запретил спартиатам заниматься торговлей, была введена тяжелая железная монета, которую перевозили на волах. Только спартиаты пользовались политическими правами. Каждый из них был наделен земельным участком вместе с илотами, обрабатывающими эту землю. Все спартиаты должны были участвовать в общественных трапезах (сисситиях). Каждый вносил для этих целей свой взнос натурой и деньгами. Те граждане, которые по своей бедности не могли участвовать в этих совместных трапезах, исключались из числа «равных» и переводились в разряд «опустившихся» (гипомейенов).

Всюду и во всем был единый порядок, строгая дисциплина. Воспитание молодежи было государственным делом. Мальчики в семилетнем возрасте отбирались у семьи и проходили обязательное обучение под руководством педоменов - должностных лиц. В основе обучения было физическое воспитание - Спарте нужны были стойкие, храбрые, выносливые и дисциплинированные воины. Все довольствовались простой пищей, одевались в грубую одежду. С 20 до 60 лет каждый спартиат был военнообязанным. Жениться разрешалось в 30 лет, т.к. в этом возрасте мужчина признавался совершеннолетним и приобретал политические права.

Периэки политическими правами не пользовались, но были свободными людьми. Они могли приобретать собственность, совершать сделки. Главным их занятием были ремесло и торговля. Периэки несли воинскую службу в качестве тяжеловооруженных воинов. 

Илоты отличались от рабов античного мира, т.к. Спарта не знала домашнего рабства, и крепостные илоты жили обособленно на земельных участках, которыми владели спартиаты. Илоты находились в собственности государства, но любой спартиат, во владении которого находился илот, мог его убить, продать, наказать. Илот своей земли не имел. Он работал на участке, предоставленном спартиату государством. Однако илот имел свое хозяйство и орудия труда. Половину собранного урожая илот обязан был отдать своему господину. Последний мог использовать илота в домашнем хозяйстве. А во время боевых действий илоты превращались в легковооруженных воинов и их бросали первыми в бой.

Повиновение илотов спартиаты добивались методами жесткого террора. Самых смелых и сильных илотов убивали во время так называемых критий (массовых убийств). Ежегодно эфоры объявляли войну илотам, как бы подводя под массовые убийства правовую основу. Но илоты достаточно часто поднимали восстания.

Так, в 464 г. до н.э. началось всеобщее выступление илотов против своих господ. Ввиду угрожающих размеров восстания Спарта вынуждена была обратиться за помощью к Афинам.

Государственный строй. Спарта была рабовладельческой аристократической республикой. В ней господствовала небольшая, но сплоченная группа аристократических семей, державшая в своих руках следующие органы власти: два царя; эфоры; совет старейшин - герусия; народное собрание (апелла)

Власть двух царей произошла из власти родоплеменных вождей гомеровской эпохи. Двойная царская власть возникла, вероятно, как результат объединения дорийского и ахейского племен. Со временем реальная власть оказалась у эфоров. Царю, выступавшему в поход, принадлежала в значительной мере власть военного вождя, хотя он находился под наблюдением двух эфоров. Царь был также верховным жрецом и верховным судьей. Позднее царям были оставлены семейные и наследственные дела. Цари были окружены почетом, все должны были вставать перед ними, кроме эфоров.

Неугодные цари могли быть смещены эфорами. Каждые восемь лет эфоры проводили гадание по звездам и под предлогом неблагоприятных для царя расположения звезд могли сместить царей и даже предать их суду.

Эфоры занимали особое положение в спартанском обществе. Фактическое руководство делами государства принадлежало эфорам. Их было пять, их ежегодно избирали в народном собрании. Передача реальной власти эфорам объяснялась тем, что знать Спарты не полагалась на царей, наследственно занимавших трон, предпочитала передавать власть своим прямым ставленникам.

Эфоры выносили решение по большинству голосов. Во главе коллегии эфоров стоял первый эфор, его именем и назывался год. Управление страной было в руках коллегии эфоров, они контролировали деятельность всех должностных лиц. Всякое нарушение дисциплины и установившихся нравов каралось весьма сурово. В своей деятельности эфоры отчитывались только перед преемниками.

Герусия – совет старейшин состоял из 28 виднейших представителей господствующего класса. Оба царя также входили в герусию. Члены герусии (геронты) избирались из знатных особ, достигших 60 летнего возраста, уже свободных от обязанности нести военную службу.

Геронтов избирало народное собрание пожизненно, посредством крика. Герусия предварительно рассматривала все вопросы, выносимые в народное собрание. Она разбирала уголовные дела и, в том числе, государственные. Гражданские дела были подсудны эфорам. 

Народное собрание (апелла) не играло в Спарте сколько-нибудь значительной роли. В народном собрании участвовали граждане с 30-летнего возраста, выступали должностные лица и послы других государств. Голосование производилось криком. Если таким образом определить решение было трудно, то участники собрания расходились в разные стороны.

К ведению народного собрания относилось, прежде всего, избрание геронтов, эфоров, начальников армии и флота. Собрание решало, кому из царей идти в поход, принимало новых граждан и лишало отдельных граждан гражданства. 

В Спарте господствовало неписаное, обычное право. Долгое время сохранялась общинная собственность на землю, продажа земли и домов была запрещена. Со времени Ликурга в Спарте число земельных участков оставалось неизменным, и потому число граждан не должно было превышать 10 тыс. человек. Надел переходил старшему брату, другие братья могли стать полноправными гражданами только в том случае, когда появится земельный участок без владельца. 

Женщина в Спарте занимала сравнительно высокое положение, что можно объяснить остатками матриархата. Она обладала имущественными правами.

Несколько столетий Спарта сохраняла черты военно-земледельческого государства, и перемены здесь наметились лишь в IV-III вв. до н.э. В 196 г. до н.э. Спарта утратила свою политическую самостоятельность, попав со всеми государствами Греции под власть Рима.

Таким образом, к VI-V вв. до н.э. среди греческих полисов на первый план выдвинулись Афины и Спарта, как наиболее крупные и сильные в военном отношении города-государства. Под знаком борьбы этих двух полисов развертывалась вся дальнейшая история древнегреческой государственности.

Причинами их гибели стало рабство и слабость самой полисной системы организации власти.

 

Литература

Аннерс Э. История европейского права. М., 1994.

Античная Греция: проблемы развития полиса. М., 1983.

Античная демократия в свидетельствах современников / Сост. Л.П. Маринович, Г.А. Кошеленко. М., 1996.

История государства и права зарубежных стран: Учебник / Под. ред. проф.           К.И. Батыра. М., 2003. С. 59-78.

Разумович Н.Н. Политическая и правовая культура. Идеи и институты Древней Греции. М., 1989.

 

Контрольные вопросы

1. Причины возникновения государств-полисов в Древней Греции.

2. Общее и особенное в развитии государственности Афин и Спарты.

3. Предпосылки становления демократии в Афинах, причины её падения.

4. Основные черты афинского права.

5. Особенности таможенного регулирования внешней торговли в Древних Афинах.

 

 

Тема 5. Государство и право Древнего Рима[3]

 

Формирование и развитие Древнеримского государства.

История Римского права

 

Формирование и развитие Древнеримского государства.В VIII - VII вв. до н. э. территория Италии была заселена множеством общин. Одной из общин был Рим, в котором выделялись 3 племени. Племя состояло из 10 курий, каждая из которых включала 10 родов. Род представлял собой совокупность нескольких семей. Дела рода реша­лись общим собранием и выборным старшиной. Делами всей общины занимались куриатные собрания, со­вет старейшин родов и выборный вождь (рекс).

В VI - V вв. до н. э. население Рима увеличивалось за счет расширения территории римской общины, завоевания новых племен и развития обмена. Пришлое население (плебс) не включалось в состав римского народа (патрициев). Плебеи были лишены многих прав, и, сконцентрировав в своих руках зна­чительные богатства, начали борьбу с исконным на­селением Рима за равенство в правах. Рекс Сервий Тулий провел реформу организации населения в целях укрепления военной мощи римской общины. Он поделил римский народ и плебеев на 5 имущественных разрядов. Плебсу даровались некоторые права римлян. Разряды состояли из более мелких частей - центурий, являвшихся военными подразделениями, политиче­скими и налоговыми единицами. За каждым разрядом было закреплено определенное количество центурий.

Наряду с имущественным, существовало деление населения по территориальным округам, в которые зачислялись все граждане независимо от их имущественного поло­жения. Долгое время сохраняли свое значение курии коренных римских жителей. В начале V в. до н. э. плебеи добились признания своих трибунов, обладавших правом наложить вето на решения римских долж­ностных лиц. Позже плебеи получили право занимать высшие государственные должно­сти, а в III в. до н. э. плебейские собрания были наделены полномочиями по изданию общеобязательных зако­нов.

Властью в республиканском Риме были наделены: сенат, магистраты и народные собрания. Заседания сената назначались высшими магистратами и плебейскими трибунами (должностными лицами государства). До IV-III вв. до н. э. сенат утверждал результаты вы­боров должностных лиц и законы, принятые народны­ми собраниями. После III в. до н. э. он составлял спи­ски кандидатов на государственные должности и пред­варительно рассматривал законопроекты. Сенат изда­вал распоряжения по вопросам общественной безо­пасности, благоустройства и религии, составлял бюд­жеты государственных расходов, вел переговоры с другими государствами, назначал военачальников.

Среди магистратов высшее положение занимали консулы и преторы. Консулы командовали войском, осуществляли верховную административную власть, выбирали сенаторов (до IV в. до н. э). В чрезвычайных ситуациях назначали диктатора, который наделялся неограниченной властью. Преторы направляли дела на судебное разбирательство, в некоторых случаях самостоятельно разрешали споры.

Среди других ма­гистратов нужно назвать: цензоров (осуществляли над­зор за нравами, распределяли граждан по центуриям и округам, с IV в. до н. э. выбирали сенаторов); пле­бейского трибуна (избирался плебейскими собрания­ми); курульного эдила (обеспечивал порядок в Риме, следил за рыночной торговлей); квесторов (расследовали преступления, занимались вопросами государст­венных финансов). Народные собрания действовали на уровне центурий и территориальных округов.

Центуриатные собрания созывались высшими магистра­тами. Эти собрания выбирали высших магистратов, обсуждали предложения магистратов о принятии но­вых законов. Собрания, действовавшие на уровне тер­риториальных округов, выбирали низших магистратов, обсуждали исходящие от претора проекты законов.

Зарождение таможенных отношений в Риме произошло в V в. до н.э., когда царь Анк Марций учредил в Остии порт и назначил пошлину для всех привозимых товаров. Позднее эта пошлина - «порториум», - а также налоги на товары, находившиеся в обращении между Римом, Испанией, Сицилией, Галлией и другими странами, стали главным источником пополнения государственной казны. Пограничные пошлины существовали в Риме наряду с речными, рыночными, мостовыми сборами.

В III в. н.э. в г. Тарифа в провинции Кадис на юге Испании (нынешняя Андалусия) во времена господства Карфагена, была впервые составлена таблица, состоявшая из названия товара, единицы его измерения с указанием величины пошлины (сбора) при провозе через Гибралтарский пролив. Этот перечень товаров систематизировал порядок наложения и величину пошлины, а от названия города, в котором она была впервые составлена, получила наименование «тариф», применяемое и по сей день. В те же времена Карфагена, Ганнибал, используя систему таможенного тарифа, пополнял казну, вел на эти средства войну с Римом, а также освободил часть населения от налогов.

Самым древним из известных нам таможенных законов является т.н. Пальмирский пошлинный тариф. Он был установлен в виде камня с высеченным на нем постановлением Совета города на греческом и арамейском языках на главной площади Пальмиры – древнего города – оазиса (современная территория Сирии) в 137 г. н.э. Документ озаглавлен как «Закон о пошлинах, взыскиваемых на рынке Адрианы – Пальмиры и у источников вод Юлия Цезаря» и содержит перечень пошлин, которыми облагалось все, что ввозилось в древнюю Пальмиру.

Оборотной стороной стремления правителей собирать как можно больше доходов за счет таможенных пошлин стала контрабанда. Чем выше становились пошлины на ввозимые товары, тем больше на рынок проникало контрабандных товаров по более низким ценам. Это вело к ослаблению экономики государств, казна лишалась денежных поступлений. Такое положение было характерно для Карфагена, Древней Греции, Месопотамии и др. По мнению современных исследователей, ослабленная из-за этого экономика государств явилась одной из причин их покорения римлянами.

Рабовладельцы Рима для усмирения взбунтовавшихся рабов (73 г. до н. э. - восстание Спартака) все чаще прибегали к установлению режима диктатуры. Демо­кратические основы организации власти оказывались непригодными для подавления народа и управления огромной территорией. Государство теряет республи­канские черты и становится империей.

Основателем Римской империи стал Октавиан, при­нявший имя Августа. Период империи (I в. до н.э. - V в. н. э.) в истории Древнего Рима делился на две части: принципат и доминат.

Принципат (I в. до н. э. - III в. н. э.) являлся переходным этапом, во время которого еще сохраня­лись многие республиканские учреждения. Во главе Римской империи периода домината стоял принцепс. Он объявлял войну, командовал войсками, за­ключал мир. Глава государства обладал законода­тельной властью, управлял провинциями, осуществ­лял надзор за культами, выполнял функции консу­лов и цензоров. Принцепс являлся верховным пра­вителем Рима, он самостоятельно выбирал преем­ника. Принцепс назначал членов разветвленного административного аппарата и сенаторов. Сенат обладал законодательной властью (утвер­ждал предложения принцепса), управлял государст­венной казной и формально назначал принцепса. Должности магистратов периода республики формально сохранялись, но магистраты были лише­ны многих своих полномочий. Народные собрания также постепенно потеряли былое значение. Власть императора и централизация государства достигли своего апогея в период домината (III-V вв.). Глава Римской империи стал носителем бо­жественной и ничем не ограниченной власти. Сенат, магистраты и народные собрания лишались властных полномочий. При императоре Диоклетиане (284 - 305 гг.) империя распалась на две части. Запад­ная и восточная части постепенно отдалялись друг от друга и стали самостоятельными государст­вами. В 476 г. германец Одоакр изгнал последнего римского императора.

История римского права. Римское право отражало и закрепляло сложившиеся в римском рабовладельческом обществе социально-экономические и политические порядки. В его развитии выделяют следующие этапы:

1. Древнейший период (VI - III вв. до н.э.) – это, замкнутая в пределах полиса, архаичная правовая система с господством традиционных институтов. На этом этапе господствовало квиритское, или цивильное право. Оно распространялось только на римских граждан.

2. Классический период (середина III в. до н.э. – III в. н.э.) – это развитая гражданская система права с высокой юридической техникой. В судебной практике сложилась так называемое претороское право, которое обеспечивало судебную защиту прав не только римских граждан, но и не римлян.

3. Постклассический период (IV – VI вв.) – систематизация и кодификация римского права. Первые кодификации были составлены частными лицами в III – IV вв.: Кодекс Григориана, Кодекс Гермогениана. В последующем получила распространение официальная кодификация.

Римские юристы разграничивали право на две части: публичное и частное. Критерием такого деления по Ульпиану были интересы, защищавшиеся правом. Публичное право обеспечивало интересы Римского государства, а частное право охраняло интересы отдельных лиц.

Рассмотрим развитие римского права в основные периоды его истории.

Римское частное право и судебный процесс древнейшего периода (VI - середина III вв. до н. э.). Квиритское право - главенствующая правовая система этого времени отличалась формализмом, распространялась лишь на ко­ренных жителей Рима и не затрагивала иностранцев. Крупнейшим источником права являлись Законы XII таблиц.

Имущественные отношения по Законам XII таблиц. Право частной собственности уже рассматривалось как абсо­лютная власть собственника над своей вещью. Законы XII таблиц содержали положения об институте общественной соб­ственности, в них были нормы об ограниченном праве пользования чужими вещами, возникающим на осно­вании сервитута. Основаниями приобретения вещных прав служили: договор, приобретательская давность, захват вещи и наследование. Среди форм договора различались: 1) нексум и манципация (особо торжест­венные формы договоров, применявшиеся для приоб­ретения рабов, скота, земли и др.); 2) ин юре цессио (отчуждение вещи путем отказа от права собственно­сти на эту вещь при судоговорении перед претором); 3) стипуляция - устная форма договора займа. Спосо­бами обеспечения обязательств, возникающих из до­говоров, служили поручительство и залог. Кредитор по договору, заключенному в форме нексум, имел право заковать в колодки нерадивого должника. Если долж­ник отказывался исполнить обязательство, он обра­щался в рабство или же предавался смертной казни.

Семейное и наследственное право. В брак могли всту­пить лишь римские граждане. Некоторое время зако­ном не признавались браки патрициев и плебеев. Для заключения брака использовался фиктивный договор покупки жены в форме манципации. Власть мужчины над женщиной устанавливалась и фактом давностного сожительства. Римская семья отличалась патриар­хальным характером. Законы XII таблиц предоставляют римским гражданам возможность составлять завещания. При отсутствии завещания имущество и долги умершего делили его ближайшие родственники.

Уголовное право складывалось из множества законов: Законы XII таблиц, постановления народного собрания. Уголовные правила в этот период были немногочисленны. Наиболее тяжкие наказания полагались за посягательства на общественные интересы. Смертная казнь назначалась за потраву посевов, поджог, ночную кражу. Существовало и такое телесное наказание, как бичевание. Допускалась расправа в виде талиона.

С начала IV века до н.э. появляется понятие должностного преступления, за которое наказывали штрафом либо изгнанием из Рима.

Судопроизводство. Судебный процесс по делам, не затрагиваю­щим государственные интересы был построен на состязательных началах и со­стоял из двух актов: in iure и in iudicio. На стадии in iure стороны в торжественной форме заявляли свои требования и возражения магистрату, а ма­гистрат назначал судью для разрешения спора. Боль­шое значение при этом уделялось соблюдению зара­нее установленных форм. Действия сторон на этой стадии назывались legis actiones. Судебный процесс рассматриваемого периода принято именовать легисакционным. На стадии in iudicio судья рассматривал дело по существу.

Римское частное право классического (середина III в. до н. э. - конец III в.                          н. э.) и постклассического (IV - VI вв.) периодов. В классический период значение источников права приобретают эдикты, издаваемые преторами при вступлении в должность. После утверждения империи основными источниками права стали акты императора и постановления сената. В период принципата на развитие римского права оказала мощное влияние деятельность юристов (Папиниана, Павла, Модестина, Гая и др ). В постклассический период императором Юстинианом был в основном кодифицирован правовой материал.

Правовое положение некоторых категорий населения. Все население делилось на свободных и рабов. Среди свободных различались римские граждане и лица, не обладающие римским граждан­ством. Только римские граждане обладали совокуп­ностью прав участвовать в народном собрании, за­нимать государственные должности, служить в ар­мии, заключать брак по римскому праву, выступать в качестве собственника имущества, участвовать в договорных отношениях и обращаться в суд за за­щитой. Однако существенно ограничивалась право­способность вольноотпущенников. Не обладали римским гражданством латины и перегрины (чужаки). Раб считался имуществом хозяина, кото­рый имел над ним право жизни и смерти. Одной из мягких форм эксплуатации рабов служило выделе­ние рабу пекулия - обособленного имущества гос­подина.

Римское частное право классического пе­риода. Право собственности и обязательственное право.В римском праве существовала следующая классификация вещей: 1) исклю­ченные из круга объектов частной собственности (вода, воздух, дороги, храмы и др.) и не исключенные из круга объектов частной собственности; 2) телесные (земля, человек, золото и т. д.) и бестелесные (право наследования, право пользования, обязательственное право, сервитуты), 3) манципируемые (рабы, домаш­ние животные, земельные участки, сельские сервитуты и др.) и неманципируемые (дикие животные, про­винциальные имения императора, большинство бес­телесных вещей).

Право собственности на вещь в Древнем Риме понималось как абсолютное господство над вещью, выражавшееся в пользовании ею, извлечении из нее доходов и распоряжении. Римляне не включали в содержание права собственности правомочие владе­ния, считая его самостоятельным вещным правом. В классический период на основании решений преторов появились новые способы приобретения права собст­венности, правомочиями собственника были наделе­ны иностранцы, а к объектам права собственности были причислены неманципируемые вещи. Способы приобретения права собственности: манципация (ри­туальный обряд с участием свидетелей и весовщика) и in iure cessio (приобретение вещных прав в присут­ствии должностного лица государства).

Право собст­венности защищалось с помощью виндикационного, негаторного и прогибиторного исков. Предъявляя виндикационный иск, истец требовал изъятия вещи из чу­жого незаконного владения. А негаторные и прогибиторные иски предъявлялись для устранения наруше­ний прав истца на пользование вещью. К вещным пра­вам относились и права на чужие вещи, устанавливае­мые с помощью сервитутов.

Под обязательством понималась правовая связь должника и кредитора, в силу которой должник обязы­вался совершить в пользу кредитора определенные действия. Обязательства возникали из договоров и из правонарушений. Классификация договоров: 1) вер­бальные (заключались путем произнесения заранее установленных словесных формул) и литеральные (заключались путем составления письменных доку­ментов); 2) консенсуальные (порождали правовые по­следствия сразу после того, как стороны приходили к соглашению) и реальные (порождали правовые по­следствия после передачи вещи, являвшейся предме­том договора). Реальными являлись договоры займа, ссуды. В праве сформировались положения, согласно ко­торым должник за нарушение обязательства привле­кался к имущественной ответственности лишь при наличии вины.

Римское право классического периода. Семейное и наследственное право. Брак заключался на основании символической по­купки жены в присутствии не менее пяти свидетелей из римских граждан и весовщика. Жен­щина не обладала самостоятельностью в семье, ее правоспособность была ограничена. В период прин­ципата появилась новая форма брака «без мужней власти». Женщина в таком браке сохраняла относи­тельную личную и имущественную независимость и имела право развестись со своим мужем. Глава се­мьи мог свободно продавать подвластных детей. Дети обретали самостоятельность после смерти отца, в случае утраты им римского гражданства и свободы или в результате эманципации (троекрат­ной продажи).

Наследованием считалась передача собственности и всех прав умершего. Различалось наследование по завещанию и по закону. Завеща­ние совершалось с помощью обряда манципации, в котором участвовали пять свидетелей, весовщик, завещатель, наследник и покупатель наследства, выступавший в роли душеприказчика. Солдаты рим­ской армии могли завещать свое имущество в упро­щенном порядке. При отсутствии завещания имуще­ство умершего принималось в первую очередь его подвластными и эманципированными детьми. В классический период наследниками по закону стали признаваться когнаты (кровные родственники как по отцовской, так и по материнской линии) и пережив­шая мужа жена.

Уголовное право. Среди правонарушений выделя­лись частные деликты (затрагивали интересы отдель­ных лиц) и публичные деликты (затрагивали интересы всего государства). Четкой границы между частными и публичными деликтами не прослеживалось. В класси­ческий период условием ответственности за соверше­ние деликта стала признаваться вина нарушителя.

Судопроизводство по делам, не затрагиваю­щим государственные интересы. На смену легисакционному процессу пришел более удобный и гиб­кий формулярный процесс. Судопроизводство как и прежде состояло из двух стадий: in iure и in iudicio. Од­нако, для его начала истцу следовало изложить в пись­менном виде свои требования. На первой стадии ма­гистрат, признавший эти требования обоснованными, утверждал формулу иска и передавал дело со своими указаниями о его разрешении судье. А вторая стадия заключалась в деятельности судей, которые проверяли факты, изложенные в формуле и выносили решение.

В императорском Риме получил распространение еще один тип процесса - экстраординарный. В рамках экстраординарного процесса уже не выделялись какие-либо стадии, дело от начала и до конца рас­сматривалось императорскими чиновниками.

Подробнее основы римского частного права изучаются в рамках специальной учебной дисциплины.

 

Литература

Дождев Д.В. Римское частное право. М., 2000.

Новицкий И.В. Основы римского гражданского права. М., 2000.

Покровский И.А. История римского права. СПб., 1998.

Черниловский З.М. Римское частное право. М., 2001.

 

Контрольные вопросы

1. Становление древнеримской государственности. Зарождение и эволюция таможенных отношений в Риме.

2. Аристократическая республика в Древнем Риме.

3. Государственный и общественный строй Древнего Рима в период империи.

4. Периодизация истории римского права и его основные источники.

5. Публичное и частное право в Древнем Риме.


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 1323; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!