ЧАСТЬ II . ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА СРЕДНИХ ВЕКОВ 3 страница



Показателем возросшей мощи государства явилось провозглашение Карла императором, в руках которого сосредоточилась значительная власть. Но это не означало превращения императора в абсолютного монарха. Глава государства фактически должен был делить свою власть со знатью, без согласия которой не принималось ни одного решения. Крупнейшие светские и духовные феодалы входили в состав постоянно действующего совета при императоре. Почти ежегодно созывался съезд всей знати (так называемое «Великое поле»).

Относительное усиление центральной власти повлекло за собой формирование органов государственного управления. Их особенностями были: 1) должностные лица, возглавлявшие хозяйственное управление владений феодалов, одновременно осуществляли административно-судебную власть над проживавшим там населением. Неразделение хозяйственных и государственных функций управления являло важнейший принцип феодальной государственности этой эпохи - политическая власть была «атрибутом земельной собственности»; 2) вознаграждением за службу являлись земельные пожалования, а также право удерживать в свою пользу часть сборов с населения; 3) отсутствовало разграничение между отдельными сферами государственного управления. Должностные лица, как правило, совмещали функции военные, финансовые, судебные и т.д. Лишь в системе центрального управления наметилось некоторое размежевание компетенции. Но и там специальный аппарат отсутствовал.

Центральные органы государственного управления. Высшие должностные лица – министериалы первоначально были главными управляющими королевским хозяйством. Затем они фактически возглавили государственное управление и суд, а со временем стали собственниками больших латифундий.

К числу наиболее важных министериалов относились следующие: майордом - наследственные обладатели этой должности упразднили ее после того, как сами заняли королевский трон; пфальграф - первоначально наблюдал за королевскими слугами, а потом возглавил дворцовый суд; тезаурарии – «хранитель сокровищ» руководил учетом материальных ценностей, поступавших в распоряжение короля. Фактически был государственным казначеем, т.к. государственная казна отождествлялась с личным имуществом монарха; маршал - некогда «старший по королевской конюшне», начальник конного войска, нередко под его командованием велись военные действия; архикапеллан - духовник короля, старший среди дворцового духовенства, непременный участник королевского совета.

Местные органы государственного управления. Традиционное самоуправление свободных франков было постепенно заменено системой назначаемых из центра должностных лиц - уполномоченных короля. Территория страны была разделена на округа - паги. Управление округом вручалось графу, который имел в своем распоряжении военный отряд и командовал ополчением паги. Округа делились на сотни. Меровинги заменили выборные лица, возглавлявшие сотни, назначаемыми - центариями на Севере и викариями на Юге. Они подчинялись графу и почти повторяли его власть в пределах сотни.

Общины (марки) франков, входившие в состав сотни, сохраняли самоуправление. На границах страны были созданы более крупные территориальные объединения - герцогства, состоявшие из нескольких округов. Герцоги, управлявшие ими, были, прежде всего, командирами местного ополчения и ведали обороной границ. В остальном они имели те же правомочия, что и графы. 

В исконно германских землях (восточные области Франкского государства) герцогская власть имела несколько иной характер. Она уходила своими корнями во времена племенных вождей, потомки которых стали герцогами франкских королей.

В начале VII в. обозначилась важная тенденция: уполномоченные короля, прежде всего герцоги и графы, стали крупнейшими местными землевладельцами. В эдикте короля Хлотаря Второго (614 г.) был установлен порядок, согласно которому графом мог стать лишь землевладелец соответствующей паги. Должности герцога и графа стали рассматриваться как почетные наследственные титулы, превратившись в привилегию отдельных семей. Одновременно усиливались иммунитетные права отдельных сеньоров. 

Суд. Высшая судебная власть принадлежала монарху, который осуществлял ее совместно с представителями знати. Ведению королевского совета подлежали наиболее опасные правонарушения

Основными судебными учреждениями страны, где рассматривалась подавляющая часть дел, были «суды сотни». Сохраняя старую форму суда, сеньоры стремились использовать в своих интересах то уважение, которое суд имел у народа. Судебная власть сосредоточивалась в руках феодалов. Первоначально граф, центарий или викарий только созывали мальберг ‑ собрание свободных людей сотни, выбиравших из своей среды судей ‑ рахинбургов

Суд проходил под руководством выборного председателя ‑ тунгина. В состав суда выбирались, как правило, состоятельные, пользующиеся уважением люди. Но на судебном заседании должны были присутствовать все свободные и полноправные жители (взрослые мужчины) сотни. Уполномоченные  короля лишь следили за правильностью судопроизводства. 

В последующем посланцы короля ‑ миссии - получили право вместо рахинбургов назначать членов суда - скабинов. Обязанность свободных людей присутствовать на суде была отменена. Развитие феодализма привело к радикальному расширению сеньорами своих прав в области суда над крестьянами, живущими в их владениях. Приобрели черты иммунитета и судебные правомочия должностных лиц, а также высших иерархов церкви.

Войско. Структура войска эволюционировала от дружинной организации, сочетавшейся с народным ополчением свободных крестьян-франков, к феодальному рыцарскому ополчению. Военная реформа Карла Мартелла дала Каролингам сравнительно большое, хорошо вооруженное конное рыцарское войско, состоявшее из держателей бенефициев. В начале IX в. Франкское государство охватывало территорию почти всей Западной Европы и не имело на своих границах противника, равного ему по силам.

Однако уже тогда оно несло в себе элементы приближающегося упадка и распада. Созданное путем завоеваний, оно представляло собой конгломерат народностей, ничем, кроме военной силы, не связанных: экономика франкского общества носила натуральный характер, и стабильные хозяйственные связи между отдельными районами отсутствовали. Франкское государство завершало свой путь развития от раннефеодальной монархии к государственности периода феодальной раздробленности.

В 843 г. раскол государства был юридически закреплен в договоре, заключенном в Вердене внуками Карла Великого. Правопреемниками империи стали три королевства: западнофранкское, восточнофранкское и срединное (будущие Франция, Германия и отчасти Италия).

Право франков. Наиболее полное представление о раннефеодальном праве дают т.н. «варварские правды», в которых были записаны правовые обычаи, устоявшиеся образцы судебных решений германцев. Одна из самых древних — Салическая правда, составленная в правление Хлодвига в конце V — начале VI в. Рипуарская правда — судебник другого франкского племени в своей основной части сложился в VI в., но известен и в редакции VIII в.

«Варварские правды» — судебники, руководства для судей, построенные на обычноправовой основе. Они не являлись сборниками систематически изложенных правовых норм, характеризовались неполнотой, фрагментарностью, бессистемностью. Зафиксировать все многообразие обычаев было невозможно, т.к. они записывались в форме конкретных юридических казусов, взятых непосредственно из жизни. Для «варварских правд» также характерно подробное описание различных процедур и ритуальных действий. Нарушение требований, относящихся к детально разработанной процедуре, могло свести на нет действие самой нормы права. Совершались процедуры обязательно публично: например, вызов в суд ответчика при свидетелях, клятва в суде в присутствии соприсяжников и др.В публичности заключались своеобразные гарантии соблюдения правовой нормы, выполнения сделки и пр.

С укреплением королевской власти появились королевские повеления, распоряжения, которые сначала дополняли правды, а впоследствии оформлялись отдельно. К ним относились, например, капитулярии франкских королей.

Первый капитулярий был написан при Хлодвиге, особенно часто они издавались при Каролингах. Законодательство Каролингов, а также влияние католической церкви привели в VIII—IX вв. к постепенному утверждению нового территориального принципа раннефеодального права германцев.

К источникам раннефеодального права можно отнести также и иммунитетные грамоты, выдаваемые королями крупным феодалам, формулы-грамоты, устанавливающие образцы документов, с помощью которых оформлялись разного рода сделки: дарение, купля-продажа и пр.

Основными источником права оставались обычаи, являющиеся продуктом народного (общинного) творчества, которые основывались на таких понятиях, как честь, клятва, возмездие, примирение (и его цена), коллективная ответственность и пр.

Наряду с так называемым «народным правом», очень рано стала вносить свою лепту в развитие права германцев церковь. Начиная с первых веков, она накопила огромное количество церковных законов (канонов), постановлений церковных соборов и синодов, декретов и решений отдельных епископов, действовавших в пределах регионов их влияния. Церковь выпустила большое число «уложений о наказаниях» с перечнем грехов и наказаний за них, которые описывались не столько как действия, сколько как образ мысли, побуждение.

Взаимодействие и взаимовлияние «народного права» и церковного привело к существенным изменениям обоих. С помощью Библии церковь внедряла в обычное право германцев «Десять заповедей» христиан и другие нравственные принципы. В XI в. церковь узаконила отпущение грехов и сделала колдовство, ведовство, в которое верили германцы, как и святотатство, грехами. Христианство признало клятву как одно из важнейших средств доказывания в суде и в церкви. С 1215 г. священнослужителям было запрещено участие в поединках при разрешении споров.

Церковь вносила в право германцев нормы римского права, когда затрагивались имущественные отношения, наследственное и процессуальное право, а также в делах, касающихся самих галло-римлян.

Германцы считали церковь носительницей римского права. В Рипуарской правде не случайно было закреплено положение, что «церковь живет по римскому праву» (Ecclesia vivit jury Romano).

Имущественные отношения. В Салической правде еще не было однозначного понятия собственности. К движимым вещам, находившимся в собственности отдельных лиц или семей, применялся термин «свой» (suus) в отличие от термина «чужой» (alienus). Движимое имущество у франков беспрепятственно отчуждалось, передавалось по наследству одному из членов семьи умершего или родственнику со стороны матери или отца.

По-иному закрепляет Салическая правда право на землю, которой владела семья, различая приусадебный участок, пахотную землю и луга, леса. Здесь многократно упоминается огороженный участок, при этом предусматривается значительный штраф за поджог и разрушение изгороди. Наказуема была высоким штрафом (45 — 63 солида) не только кража в пределах дома или двора, но и простое проникновение на территорию виллы после захода солнца. Салическая правда карала сам факт нарушения границы пахотного поля без разрешения хозяина, предусматривая наказание за проезд по чужому полю, за запашку чужого поля, за посев на чужом поле. Если посторонний человек вступал на выделенный участок общинного луга, это не считалось преступлением. Даже если он скосил траву, то терял лишь сено в пользу владельца луга.

Спустя несколько веков частное землевладение получило широкое развитие. В Аламаннской и Баварской правдах имелось прямое текстуальное совпадение содержания начальных, особо значимых титулов 1 и 2, посвященных церкви и церковному землевладению. Эти титулы свидетельствовали о том, что церковь обладала большими участками пахотной земли, лесами, рабами, всемерно поощряя дарение ей имущества «для спасения души».

В самой первой статье этих правд предписывалось: «ни король, ни герцог, ни кто-либо другой не имеет власти запретить ему (человеку) приносить в дар ради спасения души дома, земли, рабов или деньги». Полученная в дар земля навсегда закреплялась за церковью. Баварская правда настоятельно подчеркивала отсутствие впредь у кого-либо права на возвращение своей собственности, подаренной церкви.

Договорные отношения не получили значительного развития у франков в силу мелкокрестьянского натурального хозяйства, слабого развития товарно-денежных отношений.

Волеизъявление осуществлялось путем бросания другому лицу «в полу стебля» или, как известно по другим источникам, передачи двери при продаже дома и пр. Фактический владелец движимой вещи был обязан доказать, что купил или выменял ее, в противном случае он мог быть объявлен вором.

Нарушение договора могло повлечь за собой не только имущественную, но и личную ответственность должника. Должник в случае неисполнения обязательства, как правило, становился рабом кредитора. По некоторым правдам, например по Баварской правде, наряду с должником обращались в рабство его жена и дети.

Подробно рассматривался в Салической правде договор займа. Кредитор мог взыскивать долг непосредственно, минуя судебное заседание. Если должник «не пожелает выплатить по обязательству» после того как кредитор востребует долг, явившись к его дому в сопровождении свидетелей, он призывался кредитором в суд (до трех раз, через неделю). При каждой неявке в суд с должника взыскивался штраф. Долг мог быть взыскан и с помощью графа и рахинбургов путем конфискации соответствующей части имущества должника. В этом случае треть долга шла графу.

Брачно-семейные отношения. Семья у германцев носила патриархальный характер. В семью, возглавляемую отцом, наряду с нисходящими входили боковые родственники, родные и сводные братья, их жены, которых было много, так как они часто сменяли друг друга. Семьи жили под одной крышей вместе с челядью, а в некоторых случаях — и с вооруженной свитой. Но власть отца напоминала скорей строгую пожизненную опеку над женой, дочерью или сыном. Опека над сыном прекращалась по достижении им 12 лет.

Браку предшествовал сговор между семьями жениха и невесты. Согласие родителей прямо требовалось в Капитулярии 1 к Салической правде. Увод чужой невесты влек за собой возмещение ущерба жениху, равному 15 солидам, увод чужой жены грозил штрафом в 200 солидов.

Незамужняя женщина у германцев пользовалась некоторой самостоятельностью. Источники не содержат данных об опеке вдов со стороны старших родичей — мужчин. Но согласно Салической правде она не могла, например, вторично выйти замуж без разрешения суда и уплаты определенной суммы (reipus) родственникам умершего мужа. В противном случае ее мужу грозил штраф 63 солида.

Женщина обладала собственным имуществом, приданым, которое ей предоставлялось не отцом, а мужем в качестве «брачного дара». Женщина не могла ни дарить, ни продавать свое приданое. После ее смерти оно отходило детям. В случае повторного брака часть приданого вдовы передавалась ближайшим родственникам мужа, при их отсутствии — в казну.

Баварская правда не поощряла браки вдов. Если вдова выходила замуж, то лишалась права пользоваться имуществом, полученным ею от первого мужа.

Салическая правда ничего не говорила о разводе, обычное же право германцев допускало свободу развода, не требуя ни согласия родственников, ни других формальных оснований. Более строг в этом отношении эдикт Теодориха, запрещавший «беспричинный развод», строго осуждавший конкубинат, но разрешавший проституцию.

Под влиянием христианской церкви в VII—IX вв. были внесены значительные изменения в брачно-семейное право германцев. Капитулярий 744 г., подтвержденный в 789 г. Карлом Великим, установил нерасторжимость брака, объявленного священным согласно христианским канонам. В VII—IX вв. были изданы первые законодательные акты, устанавливающие обязательность церковного оформления браков, запрещающие повторные браки вдов и пр.

Наследственное право.Германское право не содержало каких-либо норм о наследовании по завещанию. Предполагалось, что собственность умершего принадлежит семье, роду, пережившим родственникам.

В Салической правде в определенной мере восполнял этот пробел институт аффатомии — своеобразный договор дарения, который заключался в пользу третьего лица. Суть аффатомии сводилась к тому, что собственник передавал свое имущество или часть его какому-либо доверенному лицу, которое не приходилось ему родственником, с обязанностью последнего через год передать имущество назначенным наследникам.

Аффатомия совершалась публично в сотенном собрании под председательством тунгина, с соблюдением строгой символической процедуры, которая должна была быть (при передаче имущества наследникам) клятвенно удостоверена «в присутствии короля или в судебном заседании» не менее, чем тремя свидетелями.

С введением христианства имущество умершего стало передаваться церкви «на богоугодные дела и во благо души умершего». Это дарение после смерти (post obiturn), распространенное у франков и англосаксов, не было завещанием, т.к. не могло отзываться, касалось лишь определенной части имущества, и не предусматривало представителя умершего. Позже дар церкви стал общепризнанным. Имущество умершего без завещания оказывалось в руках епископа, который передавал его родственникам, чтобы они сделали все «для спасения души умершего». Так возник институт душеприказчика.

Уголовное право. Большая часть статей в «варварских правдах» посвящена преступлениям и наказаниям. Под деликтом — преступлением в «варварских правдах» понимались обида, вред, причиненный личности или имуществу другого, и нарушение «королевского мира». Соответственно под наказанием понимались возмещение, компенсация за эту обиду или вред. Главная цель компенсации, штрафа у германцев — предотвращение прямых боевых действий, кровной мести, междоусобицы, вражды между дворами, кланами, родами и пр., возникающей вследствие «нарушения чести».

На изменения в понимании преступления и наказания большое влияние оказывала христианская церковь. Она ввела широко трактуемую правовую категорию «оскорбление или неуважение церкви» и требовала «воспитания страха божьего» как цели наказания и пр.

Так, и в Аламаннской, и в Баварской правдах выделялась целая группа преступлений, в том числе и убийство, главным квалифицирующим признаком которых являлось место их совершения в церкви или во дворе церкви. Они относились к вышеназванной категории «оскорбления церкви» и влекли за собой большой штраф не в пользу потерпевшего и его родственников, которые отодвигались на второй план, а в пользу самой церкви.

Баварская правда изобрела под влиянием церкви и такое наказание, как «продолжительная композиция», которая уплачивалась сначала в 12 солидов, затем по 1 солиду «до седьмого рода преступника ежегодно» за нанесение удара беременной женщине, приведшего к выкидышу плода. Мотивировалась «продолжительная композиция» тем, что душа неродившегося ребенка «терпит длительное наказание, так как она была передана в ад при помощи выкидыша, без таинства возрождения».

Обстоятельством, смягчающим вину, было признание того, кто причинил вред. Злой умысел, - вред, причиненный «по вражде или коварству», влекли за собой более высокий штраф. В то же время Салическая правда знала ответственность без вины.


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 161; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!