Становление летописания ( XII в.)



- Создание Нестором «Повести временных лет» (1113).

Древнейшей из дошедших до нас летописей (погодных записей важнейших событий общерусской и местной истории) является «Повесть временных лет», написанная около 1113 г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором во время правления Святополка Изяславича. Новая редакция «ПВЛ» (1116-1118) была составлена во время правления Владимира Мономаха игуменом Выдубицкого монастыря Сильвестром.

По мнению петербургских учёных А. В. Малинова и А. В. Прохоренко (А. В. Малинов, А. В. Прохоренко. «Философия истории в России». СПб. 2010.) в ней развивается представление о русском народе как народе историческом. Аргументами Нестора являются указание на происхождение славян от третьего сына Ноя Иафета и христианский характер русской культуры, у истоков которой стоял апостол Андрей, крестивший славян. Русская история рассматривается автором летописи как часть всемирной истории. В летописи развивается и теория «казней божьих», объясняющая несчастья и зло в истории. В соответствии с этой теорией, все происходящее в истории является следствием действия божественной силы. Неурожаи, набеги степняков и другие бедствия -   наказание за грехи и предзнаменование «последних времен». Вместе с тем, по убеждению автора летописи, не Бог является источником зла. Зло зависит от действий людей. Цель насылаемого божеством наказания людям - привести человечество к спасению. Знание прошлого должно способствовать нравственному совершенствованию людей, а страдания, переносимые народом в истории - это мученичество, укрепляющее православную веру. «Повесть временных лет» также отвечала на вопрос о начале русской истории, связывая её с образованием государства, отождествляемое летописцем с призванием варягов - Рюрика и его братьев.

Древнерусская литература периода вторжения на Русь монголо-татар.

Своеобразным итогом развития древнерусской литературы в домонгольский период (XIII в.) стали: «Слово о погибели Русской земли»; «Повесть о разорении Рязани Батыем» и др.

Древнерусская архитектура и живопись.

     - Влияние христианизации Руси на становление и развитие монументального каменного зодчества и живописи. Решающее влияние в ранний этап храмового зодчества (конец X - XI вв.) византийских архитектурных традиций, и в частности, «крестово-купольного» стиля

    - Первые образцы каменного храмового зодчества на Руси в X - XI вв. (Десятинная церковь (или точнее, церковь Успения Богородицы) в Киеве (989-996); Софийский собор в Киеве (1037-1041); Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1031-1036); Софийские соборы в Новгороде (1045-1050) и Полоцке (1060).

 

                                      Софийский собор в Киеве

(На рубеже XVII-XVIII вв. собор был перестроен в стиле украинского барокко)

Софийский собор в Новгороде

Софийский собор в Полоцке

             (ВXVIII в. собор был перестроен в стиле виленского барокко)


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 219; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!