Характерные черты древнерусской духовной культуры в дохристианский и раннехристианский период.



      - Значительное присутствие родовых представлений и ценностей как характерная черта древнерусской духовной культуры.

Широчайший круг понятий в нашем языке (народ, родина, природа, порода, урожай и т.д.) имеет корнем слово «род» и хранит признаки благоговейного и любовного почитания Рода.

На-родом славянин называл то, что народилось, собралось в роде и представляет его наличную совокупность.

Съ-родием – единство людей одного корня (сродников).

Не-родом – того, кто не радеет об общем благе рода, беспечного или небрежного человека.

У-родом – физически неполноценного или безумного человека, лишенного способности продолжить род.

От-родом (отродьем) – отщепенца, нарушавшего принципы родовой жизни.

Со светлыми божествами славянин чувствовал родственную связь, считал их своими предками и верил, что они посылают дары плодородия, успеха, здоровья. Нечистая сила же, по русскому поверью, не знает семьи, ни к чему не питает теплого родственного чувства. Она уродлива и представляет собой отродье, скитающееся по свету без корней на земле, без домашнего очага и пристанища. 

Влияние родовых культурных традиций на формирование древнерусской государственности.

Сильное влияние родовых воззрений сказалось на формировании древнерусской государственности. Прежде всего, это проявилось в том, что руководители ряда славянских и финских племен призвали на службу целый род князей-правителей. Родовой быт наших древних предков привел к организации государственной власти по своему образу и подобию, сделав ее достоянием семейства Рюрика. Ни за кем, кроме членов этого семейства, не признавалось права на власть.

Понятие «души» в древнерусской духовной культуре в дохристианский период.

Еще до принятия христианства руссы верили в бессмертие человеческой души. Но их взгляды на духовную жизнь были в дохристианский период весьма смутными. Душа представлялась наподобие тонких природных стихий. Согласно другим представлениям душа понималась как воздушное существо, подобное дуновению ветра. Русский язык это ясно выражает в словесной связи: душа, воздух, дуть, дышать, дух. Разлучаясь с телом в смертный час, душа, как думали предки, вылетает вместе с последним вздохом человека.

Культ земли в древнерусской культурной традиции.

Большую роль в духовной жизни славянства языческой Руси играло почитание земли– кормилицы рода человеческого, подательницы жизненных сил и здоровья. Понятие «земля» в русском сознании изначально оказывается и навсегда остается связанным с представлением о матери, как о самом близком, родном, своем и в то же время священном для человека. Мать-земля в древнерусском сознании – это не страна, не почва, не территория, распространяющаяся вокруг, а сокровенная основа индивидуального и родового человеческого бытия. Исследователи древнерусской языковой культуры отмечают, что «земля» – обычно своя, родная, единственная, в то время как «страны», «страна» – нечто далекое, чуждое, странное, лежащее вне своего, родного. Среди обычаев русского крестьянина древние молитвы матери-земле сохранились даже после принятия христианства. Вполне вероятно, что особое почитание земли, сочетаясь с восхищением земным простором, способствовало зарождению первого своеобразного представления о единстве Руси. В связи с этим важно подчеркнуть, что при крайне слабом развитии идеи частной собственности на землю в Древнерусском государстве, отсутствии ярко выраженного фактора завоевания при оформлении территории государства (как это произошло при насильственном захвате германскими варварами территории Западной Римской империи), доминирующем влиянии общинного начала, Русская земля воспринималась в виде коллективной собственности князей, крестьян и горожан, которой все они в меру своего положения должны были служить и охранять её.

Основные направления развития культурного творчества на Руси после принятия   христианства (988).

Развитие православной духовности и философско-христианской мысли. Становление письменности и древнерусской литературы.

  - Создание князем Владимиром при церквях в Киеве, Новгороде, Ростове (по совету греческого духовенства) групп воспитанников из детей видных семейств для обучения и воспитания в христианском духе.

  - Учреждение при Ярославе Мудром княжеских мастерских по переписке книг и переводу текстов с греческого языка на русский.

- Распространение на Руси грамотности при князе Ярославе с помощью создаваемых школ.

В 1023 г. на Руси открывается первая школа.


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 225; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!