Государственная Третьяковская галерея)



      - Постепенное вытеснение в XII в. трудоёмкой в изготовлении мозаики фреской.

    - Оформление особенностей в монументальной живописи отдельных культурных центров Руси (XII-начало XIII вв.) Формирование специфических черт новгородского стиля монументальной живописи (церковь Святого Георгия в Ладоге (Старой Ладоге), Благовещения в Аркажах, Спаса на Нередице и др.) Совершенствование монументальной живописи владимиро-суздальской школы в домонгольский период (фрагменты фресок Дмитриевского и Успенского соборов во Владимире, церкви Бориса и Глеба в селе Кидекше (рядом с Суздалем).

   - Становление и развитие станковой живописи - иконописи на Руси. Формирование под влиянием византийской школы русского иконографического канона.

В иконописи Руси домонгольского периода доминировал византийский стиль, образцом которого считается икона византийского мастера «Владимирская Богоматерь» (начало XII в.). Близкой ей по стилю является «Боголюбская богоматерь» ( XII в.) владимиро-суздальской школы. К этой школе относится икона «Дмитрий Солунский» (конец XII в.), «Спас Нерукотворный» (середина XII в.). Большая часть сохранившихся икон этого периода – новгородские, в связи с тем, что Новгород меньше всего пострадал от нашествия Батыя. К ним относятся две иконы Святого Георгия, «Благовещение Устюжное», икона архангела Михаила, известная под названием «Ангел Златые власы» (XII в.) и др. В начале XIII в. неизвестный ярославский мастер создал икону большого художественного значения «Богоматерь Великая Панагия», что означает «Всесвятая».

Владимирская икона Божией Матери

Государственная Третьяковская галерея)

   - Становление в домонгольский период книжной миниатюры как одного из видов живописи («Остромирово Евангелие», «Изборник» князя Святослава» (1073), «Мстиславово Евангелие» (около 1115).

Материальная культура. Прикладное искусство.

   - Развитие на Руси металлообработки (XI-XII вв.)  Совершенствование оружейного дела (изготовление различных видов холодного оружия, щитов, колчанов, шлемов, кольчуг и т.д.).

   - Развитие гончарного ремесла (изготовление посуды, выделка кирпичей, черепицы, изразцов, игрушек и других видов изделий из глины).

   - Становление ювелирного искусства (X-XII вв.) (ковка, чеканка, позолота, зернь, скань, эмаль, чернь, изготовление украшений из стекла).

Зернь – техника изготовления ювелирных украшений, когда мелкие серебряные или золотые шарики напаиваются на орнамент;

Скань – вид ювелирной техники изготовления украшений из тонкой золотой или серебряной гладкой или свитой проволоки;

Эмаль – прочное стеклообразное покрытие, применяемое для изготовления украшений методом его нанесения и закрепления обжигом на металлический предмет.

   - Развитие кожевенного дела. Изготовление кожаной обуви, шапок, оружейных ремней, конской сбруи, сёдел, перемётных сум, рукавиц и т. д.

    - Совершенствование обработки древесины. Изготовление инструментов, деревянное строительство; мастерство изготовления одежды.

Народный фольклор.

   - Развитие народного фольклора как неотъемлемой части русской культуры.

Примерами устного народного творчества этого периода являются: обрядовый фольклор (свадебные песни, похоронные плачи-причитания, праздничные обряды, заговоры, заклинания, сказки, пословицы, поговорки, загадки); народные предания (предание о Кие, Щеке и Хориве и основании Киева, предание о князе Олеге).

  - Особое место в народном фольклоре народных былин. Богатырские былины.

Первые образцы былин возникли ещё в дохристианский период, но своего подлинного развития достигли после принятия христианства. Наибольшую известность получили былины о Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Микуле Селяниновиче, новгородские былины о «госте» Садко, сказания о князе Романе и др. Именно богатырские былины дают возможность оценить, насколько духовно развивается древнерусское национальное чувство под влиянием принятия Русью христианства. Княжение Владимира Красное Солнышко, когда князь, приобщив страну к христианству, начал напряженную борьбу со степными кочевниками, стало временем возникновения стержневого циклаотечественных былин. Главными персонажами киевских богатырских сказаний являются могучие христианские воины, защищающие Православную Русь от посягательств иноверцев. Богатыри предстают перед нами в сражениях, чудесных подвигах и на пирах гостеприимного великого князя Киевского. Владимир находится в центре удалого и могучего богатырского народа. Добрый, ласковый, хлебосольный, он приветливо соединяет вокруг себя гостей-витязей, пришедших из разных краев Руси, согревая их своим православным сердечным отношением. «Праздник, пир – составляет колорит Владимировых песен; но этот пир, как и вся жизнь, имеет христианскую основу, – поясняет известный славянофил К.С. Аксаков в своем очерке о богатырских былинах. – Христианство есть главная основа всего Владимирова мира. На этой-то христианской основе является богатырская сила и удаль молодого, могучего народа. – Эти пиры, эта жизнь имеет и общерусское значение; видим здесь всю русскую землю, собранную в единое целое христианскою верою, около великого князя Владимира, просветителя земли русской... Могучий, пирующий хор богатырей в то же время хранит землю русскую от врагов и хищников». Много витязей собирается у Владимира. Они представляют практически все края Русской земли: Ростов Великий – Алеша Попович и Еким Иванович, Галич – Казарин Петрович и Дюк Степанович, Рязань – Добрыня Никитич, Новгород – Ставр-боярин, Киев – Чурила, наконец, Муром – Илья Иванович Муромец. Илья Муромец – самый выдающийся герой сказаний, признанный святым Русской Церковью, мощи которого покоятся в Киево-Печерской лавре. Среди молодых и удалых богатырей только Илья Иванович стар и лишен удали. Выходец из крестьян, он степенен, не кровожаден, не любит убивать и где возможно избегает первым наносить удар. По точному определению К.С. Аксакова – это тихая непобедимая сила, скрывающая в себе крепость духа и олицетворяющая сам русский народ. Вместе с богатырями в былинах присутствуют и калики перехожие – так в Древней Руси называли православных странников, идущих поклониться гробу Господню в Святой Земле (Палестине) и добывающих пропитание милостыней. Калики наделяют Илью Муромца богатырской мощью, а иногда и сами проявляют недюжинную молодецкую стать: Калика-богатырь побивает несметную силушку, а с могучим каликой Иванищем не решается вступить в единоборство даже Илья Иванович. Тот факт, что смиренные паломники не противопоставляются богатырям, а сами нередко оказываются богатырями, исследователь былин В.И. Калугин считает весьма важным проявлением древнерусской точки зрения, приравнивающей духовный подвиг паломничества к подвигу ратному. В создаваемых каликами и устно передаваемых духовных стихах, отражающих народное миросозерцание, святые Божии угодники стоят плечом к плечу с Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем и другими православными воинами как духовные защитники и покровители Русской земли. Этим, в принципе мирным, неагрессивным, чисто оборонительным пафосом защиты веры и Отечества русские богатыри существенно отличаются от героев западных рыцарских хроник, таких как «Песня о Роланде», «Песня о Гильоме Оранжеском» (Франция), «Песня о нибелунгах» (Германия) или «Песня о Сиде» (Испания). В современных былинам произведениях средневекового европейского эпоса наличествуют совершенно чуждые первым идеи завоевания, кровавой мести, борьбы за славу и богатство, насильственного крещения иноверцев, религиозной войны. Былины рисуют нам образ по-христиански смиренного и благочестивого воина, соединяющего в себе телесную мощь и непобедимую силу духа. Таков был древнерусский идеал, рожденный сочетанием православной веры с самоощущением молодого могучего народа.

       - Берестяные грамоты Древней Руси как источники по истории средневекового общества и повседневной жизни восточных славян.

Местом, где впервые были обнаружены берестяные грамоты средневековой Руси, стал Великий Новгород. В этом городе в 30-е гг. XX в. проводила раскопки археологическая экспедиция под руководством А. В. Арциховского. Её участники неоднократно находили обрезанные листы берёзовой коры, а также писа́ла — заострённые металлические или костяные стержни в качестве инструмент для писания на берёзовой бересте. Уже тогда у Арциховского возникла гипотеза о возможности находки грамот, процарапанных на бересте. Но до конца 40-х гг. изыскания экспедиции Арциховского прервала Великая Отечественная война. В 1951 г. долгожданная грамота была найдена. В настоящий момент в Великом Новгороде найдено свыше 1000 грамот различного содержания. Позже берестяные грамоты были найдены в Старой Руссе, Торжке, Смоленске, Пскове, Твери, Москве, Вологде и др. городах. Берёзовая кора как материал для письма получает на Руси распространение не позднее первой четверти XI в. и выходит из широкого употребления в середине XV в. в связи с распространением на Руси бумаги. Благодаря берестяным грамотам изучена родословная боярских родов древнего Новгорода, выявлена политическая роль некоторых деятелей, недостаточно освещённых в летописных источниках, получена информация о землевладении в Новгородской земле, об экономических связях новгородцев с Псковом, Ростовом, Ярославлем, Угличем, Суздалем, Полоцком и городами юга Руси: Киевом, Переславлем, Черниговом и др. Вместе с тем, б ольш ая часть берестяных грамот - частные письма, носящие деловой характер: взыскание долгов, торговля, завещания, расписки по долговым обязательствам, купчие, судебные протоколы. Сравнительно редки, но представляют особый интерес   берестяные грамоты с церковными текстами (молитвы, списки поминаний, заказы на иконы, поучения), литературные и фольклорные произведения (заговоры, школьные шутки, загадки), записи учебного характера (азбуки, школьные упражнения, детские рисунки и каракули). Огромную известность получили обнаруженные в 1956 г. учебные записи и рисунки новгородского мальчика Онфима. Берестяные грамоты, как правило, по содержанию предельно кратки, прагматичны, содержат только самую необходимую для автора и адресата информацию.  В арсенале новгородских находок есть и послания личного характера (например, любовные послания незнатных молодых людей или хозяйственные записки-наказы от жены к мужу), что в целом свидетельствуют о высоком распространении грамотности среди населения.


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 205; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!