Значение и место древнерусской культуры в процессе формирования и развития великой русской культуры.



     - Создание древнерусской культурой единого культурного фундамента для развития восточного славянства.

     - Оформление единого русского литературного языка.

     - Создание предпосылок для синтеза восточно-христианской и народно-языческой культуры.

      - Превращение Православия в единый духовный фундамент русской культуры и государственности.

Крещение наших славянских предков Владимиром Святым положило начало целой эпохе духовно-культурного формирования русского народа. Подобно равноапостольному князю, преобразившемуся после   приобщения к христианству (распустившему свой многочисленный гарем, воздвигшему храм во имя Успения Пресвятой Богородицы на месте убийства киевскими язычниками христиан Феодора и Иоанна, начавшему оказывать щедрую помощь бедным и убогим и даже остерегавшемуся карать преступников из-за боязни жестокосердия и греха), древнерусское общество с 988 г. стало на путь религиозно-нравственного совершенствования. Особенности крещения страны, обстоятельства исторической жизни и своеобразные душевные качества восточного славянства привели к тому, что служение Православию превратилось на Руси во всенародное дело. Христова вера внутренне сплотила русских людей, сделала Русь самостоятельной культурно-исторической индивидуальностью, противостоящей как католическому Западу, так и нехристианскому Востоку. Если бы Русь, находящаяся на стыке разных религий и цивилизаций, всенародно не утвердилась в Православии – она оказалась бы неизбежно разорвана между разными вероисповеданиями и не состоялась как великая политическая и культурная держава. Начиная свою историю в стране, не защищенной природою, открытой с востока, юга и запада, легко доступной вражеским нападениям, русский народ, по мысли выдающегося историка С.М. Соловьева, восполнил отсутствие ясных физических границ своей страны твердыми духовными границами, в которых стал развивать свою культурную жизнедеятельность.

II. Русская культура в XIV-XVI вв.

Кодификатор ЕГЭ:

Древность и Средневековье
Русские земли и княжества в XII – середине XV в.
Культурное развитие русских земель и княжеств
Российское государство во второй половине XV - XVII вв.
Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV-XVII вв.

Основные термины и понятия

Уния. Автокефалия. Иосифляне. Нестяжатели. Ересь. Стригольники. Жидовствующие. Шатровый стиль.

I. Предпосылки становления и развития великорусской культуры.

   - Складывание в процессе объединения русских земель в Московское государство и борьбы за ликвидацию зависимости русских земель от Орды предпосылок становления  и развития великорусской культуры.

  - Преемственность становления великорусской культуры XIV-XVI вв. по отношению к культурному наследию Киевской Руси.

II. Основные направления развития культурного творчества в XIV-XVI вв.

Литература и устное народное творчество в XIV - XV вв.

    Возрождение летописания на Руси (конец XIII – начале XIV вв.).

Наряду с Новгородом, Псковом, не пострадавшим от нашествия монголо-татар, летописи ведутся в Ростове, Суздале, Рязани и Твери.

Становление и развитие летописания в Москве ( XIV - XV вв.).

   - Становление летописания в Москве (1326), которое постепенно приобретает черты летописания общегосударственного характера.

   - Создание в Москве первого общерусского свода – Троицкой летописи(около 1408 г.).

   - Создание Московского летописного свода (около 1480 г.), в основе которого лежала идея необходимости единства страны, сильной великокняжеской власти и ведущей роли Москвы в объединении русских земель.

Характерные черты русской повествовательно-событийной литературы XIV - XV вв.

   - Присутствие в русской литературе мотивов военно-политического и духовного противостояния Руси и Орды ( «Повесть об убиении князя Михаила Ярославича в Орде» (первая четверть XIV в.); «Задонщина» Софония (конец XIV в.); «Сказание о Мамаевом побоище» (начало XV в.); «Повесть о Московском взятии от царя Тохтамыша и о пленении земли Русской» (конец XIV в.) .

Примером подобных произведений являются образцы тверской литературы XIV в., посвящённые трагической гибели тверского князя в Орде в 1318 г. в период противостояния Москвы и Твери и восстанию тверичей против Чол-хана в 1327 г. («Повесть об убиении князя Михаила Ярославича в Орде» (1319-1320) и «Повесть о Шевкале»). В конце XIV в. вскоре после Куликовской битвы рязанским старцем Софониембыла написана «Задонщина» - повесть о героической битве русских ратников с ордынцами. В раскрытии темы единства Русской земли во имя борьбы с внешней опасностью автор «Задонщины» оказался идейно и художественная близок автору «Слова о полку Игореве». В «Задонщине» сопоставлялись условия поражения князя Игоря Святославича и победы Дмитрия Донского, раскрывалась роль Москвы в объединении русских сил и московского князя Дмитрия Ивановича в обеспечении победы над общим врагом.

В начале XV в. появилось произведение неизвестного автора «Сказание о Мамаевом побоище» как наиболее полное и популярное произведение Куликовского цикла. В произведении переплетались православно – христианские мотивы посредством оценки ратной победы как награды за христианские добродетели и рационалистические политические оценки событий, связанных с великой победой русских над Ордой. В «Сказании» обосновывались идеи о необходимости тесного союза Церкви и великокняжеской власти.

В конце XIV в. была написана повесть «О Московском взятии от царя Тохтамыша и о пленении земли Русской» о тяжёлой участи москвичей, вынужденных обороняться от ордынцев без помощи сбежавших из города князей и бояр.

    - Появление первого светского литературного произведения (в виде записок) «Хождение за три моря», отразившего впечатления русского купца Афанасия Никитина от посещения им Индии (вторая половина XV в.).

«Хождение за три моря» — памятник литературы в форме путевых записей, сделанных тверским купцом Афанасием Никитиным во время его путешествия в индийское государство Бахмани (в конце 60- начале 70-х гг. XV в.) Сочинение Никитина было первым отечественным произведением, описывающим светское торговое путешествие. За время своего путешествия Никитин посетил Кавказ, Персию, Индию и Крым. Однако, большая часть записок была посвящена описанию Индии: её политическому устройству, торговле, сельскому хозяйству, обычаям и традициям. Описание сопровождалось лирическими отступлениями и автобиографическими эпизодами. Своё второе рождение «Хождение за три моря» получило благодаря историку Н. М. Карамзину, который опубликовал его в 1821 г. Он писал: Доселе географы не знали, что честь одного из древнейших, описанных европейских путешествий в Индию принадлежит России Иоаннова века …»

Житийная литература XIV - XV вв.

В первой половине XIV в. митрополитом Киприаном было написано «Житие московского митрополита Петра», в которой проводилась идея о богоизбранности Москвы как центра защиты христианства.

В конце XIV в. Епифаний Премудрый создаёт «Житие Стефана Пермского» и «Житие Сергия Радонежского».


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 251; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!