Политические взгляды О. Конта учения Огюста Конта(1798-1858)



Литература: Курс позитивной философии - сформировал понятие позитивизма и с точки зрения позитивной философии это практическая деятельность людей. Основные идеи:

1. выделяет три состояния познания и мышления в истории человеческого общества: а) теологическое, где действуют силы божественные.

б) метафизическое, сущностные силы. в) позитивное, механические силы. Сводил на нет влияние естественного права и естественного Z.

2. порядок и прогресс - главная формула эволюции развития общества; цель: наличие социальной солидарности в общественном взаимодействии.

3. оптимальные формы правления - социократия (проявление большинства) 4. цели политического переустройства - ликвидация среднего класса, создание социального союза, патрициата (богатых и пролетариата) 5. источником социального развития выступают три вещи:

а) раса б) климат в) собственно политическая деятельность.

Политико-правовое учение марксизма.

Марксизм возник в 40-х годах XIX в.Карл Маркс и Фридрих Енгелс, анализируя существующий общественный строй, его противоречия и недостатки, стремились выяснить условия и указать пути реального освобождения трудящихся от всякой эксплуатации, от всех форм социального угнетения и неравенства. Они поставили перед собой задачу наметить контуры строя, который сможет устранить отчуждение труженика от собственности и власти, наиболее рационально организует общественную жизнь, создаст условия для всестороннего и гармоничного развития личности. Внимание прежде всего и главным образом к указанным проблемам предопределяла обращение к вопросам государства права, законодательства, политики. В результате возникла марксистская историко-материалистическая концепция государства и права.

Специфика марксистского подхода к изучению государства и права состоит прежде всего в том, что анализ явлений политической и правовой жизни проводился, в первую очередь, как органических составных частей классовой общественно-исторической формации, отказываясь от того, чтобы видеть в политико-юридических институтах феномены религиозного, психологического, этнического, этического порядка. Этот подход базируется на идее зависимости государства и права прежде всего от уровня общественного разделения труда, классовой структуры и соотношения классовых сил в государстве.

Учение марксизма определенной степени является совместным произведением К. Маркса и Ф. Енгелса, по крайней мере, программное произведение марксизма "Манифест коммунистической партии" они создали вместе. Это дает основание анализировать их творчество как целостное учение.

Карл Маркс (Marx), 1818-1883 - автор трудов: "Капитал" (первый том - 1864р; второй и третий том - позже), "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта", "Гражданская война во Франции", "Критика Готской программы" .Фридрих Енгелс (Engels), 1820-1895 - автор работ: "Положение рабочего класса в Англии", "Анти-Дюринг", "Роль насилия в истории", "О разложение феодализма и возникновение национальных государств", "Происхождение семьи, частной собственности и государства "," Развитие социализма от утопии к науке ".

Совместно ими написаны: "Манифест коммунистической партии", "Святое семейство, или критика немецкой критической критики", "Немецкая идеология".

"Манифест коммунистической партии" написан в декабре 1847 - январе 1848 и впервые напечатан отдельным изданием в Лондоне 1848 английском, французском, немецком, итальянском, фламандском и датском языках. В этой работе изложены основы марксизма, дан анализ тогдашнего общества и его проблем и указаны направления решения этих проблем.

Анализируя прошлое человечества, авторы "Манифеста" писали: "История всех обществ, существовавших до этого времени, была историей борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, коротко говоря, угнетатель и угнетенный находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную - то скрытую, то явную борьбу, - которая всегда заканчивалась революционным переустройством всего общества или общим гибелью классов, которые вели между собой борьбу ". И, характеризуя современное им общество, они продолжают: "Современное буржуазное общество, которое вышло из недр погибшего феодального общества, не уничтожило классовых противоречий. Оно только поставило новые классы, новые условия угнетения и новые формы борьбы на место старых. Однако наша эпоха - эпоха буржуазии - отличается тем, что она упростила классовые противоречия: общество все более и более раскалывается на два больших враждебных лагеря, на два больших класса, которые стоят друг против друга, - буржуазию и пролетариат ". Исходя из это авторы утверждают, что "современная государственная власть - это только комитет, управляющий общими делами всего класса буржуазии". А буржуазию, несмотря на свою принадлежность к ней, К. Маркс и Ф. Енгелс презирали и характеризовали очень остро, подчеркивая, в частности, что "личное достоинство человека превратила она (буржуазия - Т.А.) в меновую стоимость и поставила на место бесчисленных дарованных и приобретенных свобод одну бессовестно свободу торговли. Словом, эксплуатацию, прикрытую религиозными и политическими иллюзиями, она заменила эксплуатацией открытой, бесстыдной, прямой, черствой. Буржуазия лишила священного ореола все роды деятельности, которые до тех пор считались почетными и на которые смотрели с благоговейным трепетом. Врача, юриста, священника, поэта, человека науки она превратила в своих платных наемных работников. Буржуазия сорвала с семейных отношений их трогательно сентиментальный покров и свела их к чисто денежным отношениям ". Насколько реакционной есть буржуазия, столь же прогрессивным и передовым классом является пролетариат, который "представляет собой действительно революционный класс". Чтобы обосновать крайней мере собственную роль в рабочем движении, авторы "Манифеста" отмечают, что "в периоды, когда классовая борьба приближается к развязке, процесс разложения внутри господствующего класса, внутри всего старого общества приобретает столь бурного, столь резкий характер, что небольшая часть господствующего класса отрекается от него и присоединяется к революционному классу, которому принадлежит будущее. Вот почему, как прежде часть дворянства переходила к буржуазии, так теперь часть буржуазии переходит к пролетариату, а именно: часть буржуа-идеологов, которые возвысились до теоретического понимания всего ходу исторического движения ". Далее, характеризуя пролетариат, Маркс и Енгелс подчеркивали принципиальное отличие между пролетария и другими классами общества, отмечая, в частности, что "у пролетария нема собственности; его отношения с женой и детьми не имеют уже ничего общего (выделено автором - Т.А.) с буржуазными семейными отношениями; современная промышленная труд ... стерла с него всякий национальный характер.Законы, мораль, религия - все это для него не более как буржуазные предрассудки, за которыми скрываются буржуазные интересы "и поэтому" в пролетариев нет ничего своего, что надо было бы им охранять, они должны разрушить все, что до сих пор оберегало и обеспечивало частную собственность ".

Уже в "Манифесте коммунистической партии" подчеркнуто принципиальное различие между коммунизмом и другими течениями и направлениями общественно-политической мысли, которые обосновывали ставили своей целью защиту интересов трудящихся или устранения социальной несправедливости. Ключевым в этом аспекте является национальный вопрос. Коммунисты всегда принципиально враждебно относились к национальным проблемам, национальных потребностей и, как указано в "Манифесте", "в борьбе пролетариев различных наций они выделяют и отстаивают общие, независимые от национальности интересы всего пролетариата". Более того, по мнению создателей марксизма, "рабочие не имеют отечества". Вместе с тем авторы "Манифеста" были убеждены, что "коммунисты на практике есть самая решительная часть рабочих партий всех стран, которая всегда побуждает к движению вперед, а в теоретическом аспекте они имеют перед остальной массой пролетариата то преимущество, что понимают условия, ход и общие результаты пролетарского движения ".

Важным элементом марксистского учения является так называемое материалистическое понимание истории, суть которого заключается в зависимости общественного сознания от общественного бытия. Маркс пишет: "В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли независимые, отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуре общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями или - что является только юридическим выражением этого - с отношениями собственности, внутри которых они пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. В общих чертах азиатский, античный, феодальный и современный - буржуазный - способы производства можно обозначить, как прогрессивные эпохи экономической общественной формации ". Признавая экономические отношения определяющими в развитии общества, основоположники марксизма подчеркивали, что основной задачей коммунистов является уничтожение старых отношений собственности, то есть "уничтожение частной собственности". Собственно на этих принципах базируется и марксистское понимание сущности и роли права. Обращаясь к возможным оппонентов такого подхода, авторы "Манифеста" отмечают: "Не спорьте с нами, оценивая при этом отмена частной собственности с точки зрения ваших буржуазных представлений о свободе, образование, право и т.д. Ваши идеи сами являются продукт буржуазных производственных отношений и буржуазных отношений собственности, так же, как ваше право есть только возвышенная в закон воля вашего классу, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса ".

Относительно путей дальнейшего общественного развития, то, по мнению создателей марксизма, следующим этапом должна стать пролетарская революция, результатом которой станет "превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии". А дальше "пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии, шаг за шагом, весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т.е. пролетариата, организованного как господствующий класс". Создатели марксизма отмечали, что "это может, конечно, произойти сначала лишь при помощи деспотического вмешательства в право собственности и в буржуазные производственные отношения, т.е. с помощью мероприятий, которые экономически кажутся недостаточными и несостоятельными, но которые в ходе движения перерастают самих себя и неизбежны как средство для переворота во всем способе производства. " К таким мероприятиям относятся: "1) Экспроприация земельной собственности и возврата земельной ренты на покрытие государственных расходов. 2) Высокий прогрессивный налог. 3) Отмена права наследования. 4) Конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников. 5) Централизация кредита в руках государства через национальный банк с государственным капиталом и с исключительной монополией. 6) Централизация всего транспорта в руках государства. 7) Увеличение числа государственных фабрик, орудий производства, расчистка под вспашку и улучшение земель по общему плану. 8) Одинаковая обязательность труда для всех, образование промышленных армий, в особенности для земледелия. 9) Соединение земледелия с промышленностью, содействие постепенному устранению различий между городом и деревней. 10) Общественное и бесплатное воспитание всех детей. Устранение фабричного труда детей в ее современных формах. Соединение воспитания с материальным производством и т.д. ". Внедрение этих мер возможно только после получения власти, и в "Манифесте" подчеркнуто, что коммунисты "открыто заявляют, что их цели могут быть достижении только насильственным ниспровержения всего существующего общественного строя". В конечном итоге, "когда в ходе развития исчезнут классовые различия и все производство сосредоточится в руках ассоциации индивидов, тогда публичная власть потеряет свой политический характер. Политическая власть в собственном смысле слова - это организованное насилие одного класса для подавления другого ... На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех ".

Одной из основ марксистской теории является идея необходимости диктатуры одного класса для любого классового общества, в том числе и для общества, в котором господствующее положение займет пролетариат. Важность этой идеи акцентировали внимание создатели марксизма. Маркс подчеркивал, что она является сердцевиной его учение об обществе, отмечая, что "классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата". Эта идея непременно присутствует во всем творчестве Маркса и Енгелса, они обращались к ней на протяжении всей своей теоретической и практической деятельности. Идея революционной диктатуры пролетариата является неотъемлемой определяющим признаком марксистского учения о государстве и праве. Маркс утверждал, что, "пока существуют другие классы, а в особенности класс капиталистический, пока пролетариат с ним борется (ибо с приходом пролетариата к власти еще не исчезают его враги, не исчезает старая организация общества), он должен применять средства насилия ..." . С приходом пролетариата к власти радикально меняются условия, влияющие на выбор тех или иных конкретных способов продолжения и углубления революционного процесса, который осуществляется в борьбе классов. Примером диктатуры рабочего класса для Маркса и Енгелса была Парижская коммуна (1871), которую они чрезвычайно высоко оценили, как систему "управление народом посредством самого народа". По их мнению, Коммуна является примером не парламентарной, а рабочей корпорации, одновременно "и законодательной и исполняющей закон". Таким образом, был отвергнут принцип распределения власти. Эта идея объединения в одном органе как законодательной, так и исполнительной власти стала основой большевистской концепции Советов.

Для марксизма, как и для социализма, характерно, что, остро и решительно критикуя существующие государство и право, они пытались определить их будущее. В исторической эпохе, которая начнется после свержения власти буржуазии и установления диктатуры пролетариата, Маркс различал три периода: 1) переход от капитализма к первой стадии коммунистического общества - социализму; 2) первую (низшую) фазу коммунистического общества; 3) высшую фазу коммунизма. В политическом аспекте переход от капитализма к социализму характеризуется тем, что государство данного периода должна быть орудием диктатуры пролетариата, его социальной власти и решать задачи, обусловленные длительной классовой борьбой, сопротивлением свергнутых классов, искоренением частной собственности, строительством социалистического общества. Иная ситуация наблюдается на первой стадии коммунистической формации, то есть при социализме. Здесь средства производства уже не является частной собственностью, то есть принадлежат всему обществу, больше нет эксплуататорских классов и поэтому классово-политическое насилие (т.е. угнетение какого класса) уже ненужное. Однако государство и, соответственно, право на этой стадии сохраняются, хотя это очень специфическая государство, поскольку она лишена той определяющей, по мнению создателей марксизма, признаки, какова организованное насилие, то есть это государство коммунистического общества. И на третьей, высшей стадии коммунизма предусматривается полное отмирание государства. Енгелс по этому поводу писал: "Государство существует не извечно. Были общества, которые обходились без нее, которые понятия не имели о государстве и государственной власти. На определенном уровне экономического развития, который непременно был связан с разделением общества на классы, государство стало в силу этого разделения необходимостью. Мы приближаемся теперь быстрыми шагами к такому уровню развития производства, на котором существование этих классов не только перестало быть необходимостью, но становится прямой помехой производству. Классы исчезнут так же неизбежно, как неизбежно они в прошлом возникли. С исчезновением классов исчезнет, неизбежно, государство. Общество, которое по-новому организует производство на основе свободной и равной ассоциации производителей, отправит всю государственную машину туда, где ей будет тогда настоящее место: в музей древностей, рядом с веретеном и с бронзовым топором ". В "Критике Готской программы" Маркс утверждал, что достижение высшей фазы коммунизма возможно вслед за тем, как производство достигнет несравненно более высокого, чем при социализме степени зрелости, "после того, как исчезнет угнетающе человека подчинение его разделения труда; когда исчезнет, вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством к жизни, а сама станет первой жизненной потребностью; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы ". Тогда можно будет преодолеть "узкие горизонты буржуазного права", то есть отвергнуть принцип эквивалентности, на котором базировались социальные, в том числе и правовые, отношения, и стремление членов коммунистического общества будут удовлетворяться за их потребностями. Сегодня эти выводы и прогнозы далеко не всем и не во всем кажутся реалистичными. Однако, как бы ни менялись подходы и оценки тех или иных аспектов взглядов Маркса и Енгелса на государство, право, закон, одно несомненно - эти взгляды, марксистская концепция в целом навсегда вошли в историю всемирной политической и правовой мысли, составляют ее основательный пласт. Эта теория сыграла и продолжает играть значительную социальную роль, без учета марксизма трудно понять развитие политической и духовной жизни, политических и правовых учений во второй половине XIX и в XX в.


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 301; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!