Политико-правовое учение Ф. Ницше (1844-1900).



Основные произведения: Греческое государство. Воля к власти. Так говорил Заратустра. По ту сторону добра и зла. Происхождение морали

Основные идеи: 1. морфология воли к власти: на место моральных ценностей приходит натурализация морали. 2. основу учения о морфологии составляется гипертрофированная роль личности в истории, эту лично он называет высший аккумуляцией власти (Кромвель, Цезарь). 3. вся соц-полит. история есть история борьбы двух воль: воли сильного и воли слабого.

Учение о государстве: 1. государство является средством возникновения и продолжения того насильственно-социального процесса, в ходе кот. происходит рождение культурной привилегированной личности, господствующей над серой массой.

2. только Г способно сплотить огромные массы, в ходе кот. происходит тоже личное разложение общества, приводящее к образованию новой пирамидальной надстройки (Г сплачивает огромные массы, кот. начинают концент-ть из себя надстройки).

3. Г мудрая организация власти для взаимной защиты интересов. Если его чрезмерно усоверш-ть, то под конец личность им будет ослаблена или даже уничтожена, т.е. будет разрушена его первон. цель.

Г 2 видов: 1.аристократическое: это теплица высокой культуры и сильной породы людей. 2. демократическое: это упадническая форма.

Он является сторонником элитарной формы развития личности, т.е государство не обладает формой самодовлеющего явления. Цель общества в его совершеннейших экземплярах, возникновение которых возможно в обстановке высокой культуры, но отнюдь не совершенного государства.

Структуру общества можно поделить на 3 элемента: 1. гениальны люди (их немного) 2. исполнители идей гениев; вся адм. система, включая юристов.

3. прочая усредненная масса или масса посредственных людей.

«Неправота никогда не закл. в неравных П, оно закл. в претензии на равные П». «Необходимо существование привилегии, преимуществ, т.е. особой позиции человека» Считается, что в основе правовой системы д. лежать идея договорного П: Наш долг это П других на нас, наши права это та доля нашей силы, которая не только признается другими, но и охраняется. «Раса это соц-полит. явление, но не национально этническое». Война также необходима, как раб в обществе. «Инстинкт собственника победит социализм».

Радикалы в России во второй половине 19-первой половине 20 века

Это направление было представлено: 1) рев.-утопическим соц-мом (Герцен, Чернышевский); 2) револ. направление разночинной интел-ции (разночинцы).

Герцен и Чернышевский были родоначальниками соц. идей. Эстафету у них в последствии приняли большевики.

А.И. Герцен. (продвигал идеи русского социализма). Сельская община опора будущего русского социализма. Община – это вековая традиция рус. народа, кот. выдержала все испытания. В общине происходит синтез хоз. и адм. отношений, т.е. экономика и управления соединяются, а это в его представлении зародыш соц. колективизма. Он положительно относится к этому. В общине индивид поглощается миром. Фактически искл. учет чел. инд-сти. Община также требует преобразования на основе западной науки. Без надлежащего образования общины - общинный социализм остается примитивным. Герцен высокую роль отводит науке. Рев. борьба народа завершится обр-ем – Г, личности и свободы, на которых будет базироваться новое социальное общество. Монархия и Республика - формы организации чел. общества. Цель: достижение общего блага.

Н.Г. Чернышевский рассматривает идею общины. (работы: «Эк. деятельность и закон-во», «Критика философии против обществ. владения»). Общинное землевладение гораздо лучше частной собственности сложившееся на западе. Землевладение в общине - высшая форма отношений с землей. На западе незыблемое право част. собст-ти, а в России каждый ухаживает за землей, т.к. именно это способствует общему благосостоянию. Община способствует ускор. развитию России. В пром-ти все предприятия д.перейти в общинную соб-ть всех работающих там. Общинная система эк. отношений создает союз или братство всех людей. Это приводит соглашению и в Г. Но правовая система в России рефор-ться сама в это не сможет – это д. делать народ путем революции.

М.А. Бакунин. (его работы: «Кнутогерманская империя», «Государственность и анархия»). Он выставляет ряд аргументов против некритического восприятия общины. Выделил перечень несовершенств общинного устройства: приниженное состояние женщины в общине; бесправие лица перед миром; общине не предполагает юридич. закрепление прав и обязанностей членов. Он критически относится к идеям Герцена и Чернышевского о преобразовании общины, т.к. община может придать опыт гос-ву бунтарского и раскольнического духа русского крестьянства. Он прежде всего сторонник естественного права Он критически относится к законам Г, т.к. законы – это одна из форм проявления власти государства, следовательно, все законы навязаны и деспотичны. Гос-во и закон враждебны свободе и в результате противоречат естественным законом человеческой природы. Люди подчиняются искусственному позитивному праву, а не естественному, что приводит к алигархии. Свобода – есть отображение человеческого права, а не того что отмерено законами гос-ва. Т.о. его идеи получили названия «Анархизма». Она должна быть завоевана в результате классовой борьбы, т.е. первоначально идея свободы выступает как атрибут класса. В будущем свобода утрачивает классовый характер. Свобода и право – элемент нравственности. Свобода без социализма – это привилегия и несправедливость. Социализм без свободы – это рабство и скотство. Выдвигает идею соц. революции которая состоит из разрушения гос-ва. Соц. революция происходит посредством революц. власти, но народной силы.

П.А. Кропоткин. (историк, государствовед). Рассматривает учение об историческом развитии гос-ва. Считает что го-во своим возникновением обязано появлению земельной собственности и стремлением сохранить её в руках одного класса. В этом заинтересованы не только сами землевладельцы, но и другие соц. группы (судьи, жрецы). Гос-во это общество взаимного страхования, созданного м/у землевладельцем, войном, судьей, священником, чтобы обеспечить каждого из них властью над народом и эксплуатацию бедноты. Таково было происхождения гос-ва и его истории и такова она сейчас. Историческая миссия гос-ва – в поддержке эксплуатации и порабощении человека человеком. Но такое гос-во Кропоткин не поддерживает. Критика гос-ва д.б. направлена на критику его формы присвоении многих в руках немногих.

86. .Н. Чичерин. (работы: «История политических учений», «О народном представительстве», «Курс государственной науки», «Философия права»). Он воспринял идеи европейского права. Гос-во – это союз народа связанного законом в одно юридическое целое, которое управляется верховной властью для общего блага. Он разграничивает гос-во и гражданское общество. Право индивида (частное право), это прерогатива гражд. общества, а не цель гос-ва. Гос-во определяет гражданские права, а не естественные. Естественное право – это область требования правды и справедливости, это мера для положительного законодательства. Суть либерализма – это представление о человеке, как о свободном существе которое в этом качестве вступает в общество. Человек сохраняет свою свободу даже объединяясь с другими людьми принимая на себя взаимные права и обязанности, а также обязанность повиновения верховной власти. Право выступает как развитие идеи и свободы (как у Гегеля). Свобода воплощается во внешней свободе (праве), внутренней свободе (нравственность), общественной свободе (в обществе). Свобода в её субъективном моменте (нравственность, мораль) объективируется в реальности в форме права, семьи, гражд. общества и гос-ва. И право и гос-во – есть форма свободы.

3 вида либерализма: 1) Уличный либерализм – когда нет уважения к чужому мнению к человеческой личности, каждый подвержен своеволью. Каждый из противников либерализма считается подлецом; 2) Аппозиционный – здесь смесь типов человеческих личностей, их характеров. Каждый подвержен своей воле. Эта форма либерализма тоже не совершенна – не несет общей пользы; 3) Охранительный либерализм – примирение начала свободы с началом власти и законов. В этой форме происходит установление баланса прав и обязанностей на основе закона.


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 322; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!