А для неправедных только увеличивает убыток.



 

Всевышний Аллах говорит о Своём Писании, которое Он низвёл Своему посланнику Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует). И это Коран, к которому не подойдёт ложь ни спереди, ни сзади – ниспослание от Мудрого Достохвального. Он также является исцелением и милостью для верующих. Он исцеляет болезни сердец, такие как сомнения, лицемерие, ширк, неуверенность и склонность к заблуждению. Коран исцеляет всё это.

Он также является милостью, посредством которой утверждается вера, мудрость, желание совершить благое и любовь к нему. И это случается только с теми, кто уверовал в него, поверил и последовал. Для таковых он является исцелением и милостью. Но для неверного, несправедливого к самому себе слушание Корана увеличит лишь отдалённость от Корана, и неверие. И тут беда в самом неверном, а не в Коране. Как сказал об этом Аллах:

﴿قُلْ هُوَ لِلَّذِينَ ءَامَنُواْ هُدًى وَشِفَآءٌ وَالَّذِينَ لاَ يُؤْمِنُونَ فِى ءَاذَانِهِمْ وَقْرٌ وَهُوَ عَلَيْهِمْ عَمًى أُوْلَـئِكَ يُنَادَوْنَ مِن مَّكَانٍ بَعِيدٍ﴾

«Скажи: "Он является верным руководством и исцелением для тех, которые уверовали. А уши неверующих поражены глухотой, и они слепы к нему. Это — те, к которым взывают издалека"». (41:44) Аллах также сказал:

﴿وَإِذَا مَآ أُنزِلَتْ سُورَةٌ فَمِنْهُمْ مَّن يَقُولُ أَيُّكُمْ زَادَتْهُ هَـذِهِ إِيمَـناً فَأَمَّا الَّذِينَ ءامَنُواْ فَزَادَتْهُمْ إِيمَـناً

وَهُمْ يَسْتَبْشِرُونَ - وَأَمَّا الَّذِينَ فِى قُلُوبِهِم مَّرَضٌ فَزَادَتْهُمْ رِجْسًا إِلَى رِجْسِهِمْ وَمَاتُواْ وَهُمْ كَـفِرُونَ ﴾

«Когда ниспосылается сура, то среди них находится такой, который говорит: "Чья вера от этого стала сильнее?" Что касается тех, кто уверовал, то их вера от этого усиливается, и они радуются. А что касается тех, чьи сердца поражены недугом, то это добавляет сомнение к их сомнению, и поэтому они умрут неверующими». (9:124-125) также много других подобных аятов.

 

Катада прокомментировал слова Аллаха: ﴿وَنُنَزِّلُ مِنَ الْقُرْءَانِ مَا هُوَ شِفَآءٌ وَرَحْمَةٌ لِّلْمُؤْمِنِينَ﴾

«"И Мы низводим из Корана то, что бывает исцелением и милостью для верующих" – т.е. если его услышит верующий, он извлечёт из него пользу, выучит и вдумается в смысл.

﴿وَلاَ يَزِيدُ الظَّـلِمِينَ إَلاَّ خَسَارًا﴾ " А для неправедных только увеличивает убыток" – т.е. наоборот, такой не извлечёт пользу, невыучит и не вдумается в смысл. Ибо Аллах сделал Коран исцелением и милостью только для верующих».

 

Аллах сказал:

 

وَإِذَآ أَنْعَمْنَا عَلَى الإنْسَـنِ أَعْرَضَ وَنَأَى بِجَانِبِهِ وَإِذَا مَسَّهُ الشَّرُّ كَانَ يَئُوساً

(83) И когда Мы оказали милость человеку, он отворачивается и удаляется;

А когда коснётся его зло, он отчаивается.

قُلْ كُلٌّ يَعْمَلُ عَلَى شَاكِلَتِهِ فَرَبُّكُمْ أَعْلَمُ بِمَنْ هُوَ أَهْدَى سَبِيلاً

(84) Скажи: "Всякий поступает по своему подобию,

и Господь вас лучше знает тех, кто прямее дорогой".

Всевышний Аллах говорит о несовершенстве человека, о его двух состояниях – в благоденствии и в беде, кроме тех, кого уберёг Аллах. Ведь если Аллах наделит человека богатством, здоровьем, победой, хорошим уделом и помощью, тот отворачивается от повиновения Аллаху и удаляется в сторону. Муджахид прокомментировал: «Удаляется от Нас». Я же (ибн Касир) считаю это подобно словам Аллаха:

﴿فَلَمَّا كَشَفْنَا عَنْهُ ضُرَّهُ مَرَّ كَأَن لَّمْ يَدْعُنَآ إِلَى ضُرٍّ مَّسَّهُ﴾

«Когда же Мы избавляем его от напасти, он проходит, словно никогда не взывал к Нам по поводу постигшего его несчастья». (10:12) Также словам Аллаха:

﴿فَلَمَّا نَجَّاـكُمْ إِلَى الْبَرِّ أَعْرَضْتُمْ﴾ «Когда же Он спасёт вас на сушу, вы отворачиваетесь». (17:67)А когда человека постигает зло – т.е. несчастья, беды, катастрофы он:

﴿كَانَ يَئُوساً﴾ «он отчаявшийся» – т.е. теряет надежду, что добро, которое у него было,

 снова вернётся к нему, как сказал об этом Аллах Всевышний:

﴿وَلَئِنْ أَذَقْنَا الإِنْسَـنَ مِنَّا رَحْمَةً ثُمَّ نَزَعْنَاهَا مِنْهُ إِنَّهُ لَيَئُوسٌ كَفُورٌ - وَلَئِنْ أَذَقْنَاهُ نَعْمَآءَ بَعْدَ ضَرَّآءَ مَسَّتْهُ لَيَقُولَنَّ ذَهَبَ السَّيِّئَاتُ عَنِّي إِنَّهُ لَفَرِحٌ فَخُورٌ - إِلاَّ الَّذِينَ صَبَرُواْ وَعَمِلُواْ الصَّـلِحَاتِ أُوْلَـئِكَ لَهُمْ مَّغْفِرَةٌ وَأَجْرٌ كَبِيرٌ ﴾

«Если Мы дадим человеку вкусить милость, а потом отберём это, то он становится отчаявшимся, неблагодарным. Если же Мы дадим ему вкусить милость после постигшей его беды, то он говорит: “Напасти оставили меня в покое”. Он начинает ликовать и хвалиться. И только тем, которые терпели и творили добрые деяния, уготованы прощение и великая награда». (11:9-11)

 

 

Слова Аллаха: ﴿قُلْ كُلٌّ يَعْمَلُ عَلَى شَاكِلَتِهِ﴾ «Скажи: “Всякий поступает по своему подобию”…» Ибн Аббас сказал: «Согласно своим наклонностям». Муджахид сказал: «Согласно своим наклонностям и своей природе». Катада сказал: «Согласно своим намерениям». Ибн Зайд сказал: «Согласно своей религии». И все эти мнения близки по смыслу. И в этом аяте угроза и серьёзное предупреждение многобожникам. Аллах знает лучше. Как сказано в словах Аллаха: ﴿وَقُل لِّلَّذِينَ لاَ يُؤْمِنُونَ اعْمَلُواْ عَلَى مَكَانَتِكُمْ﴾

«Скажи тем, которые не веруют: “Действуйте по своему усмотрению”».

(11:121 до конца аята) Об этом Аллах здесь сказал:

﴿قُلْ كُلٌّ يَعْمَلُ عَلَى شَاكِلَتِهِ فَرَبُّكُمْ أَعْلَمُ بِمَنْ هُوَ أَهْدَى سَبِيلاً ﴾ «Скажи: "Всякий поступает по своему подобию, и Господь вас лучше знает тех, кто прямее дорогой"».

 

Аллах сказал:

 

وَيَسْـَلُونَكَ عَنِ الرُّوحِ قُلِ الرُّوحُ مِنْ أَمْرِ رَبِّى وَمَآ أُوتِيتُم مِّن الْعِلْمِ إِلاَّ قَلِيلاً

(85) Они спрашивают тебя о духе. Скажи: "Дух от повеления Господа моего.

Даровано вам знания только немного".

 

Бухари при тафсире этого аята передаёт, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды,) когда мы вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, опиравшимся на голую пальмовую ветвь, шли через развалины Медины, нам повстречалась группа иудеев. Некоторые из них стали говорить другим: «Спросите его о духе», а некоторые (другие) говорили: «Не спрашивайте его, ибо, что бы он ни сказал, вам это не понравится!» Иные же сказали: «Мы обязательно спросим его!» после чего один из них встал и спросил: «О Абу-ль-Касим, что такое дух?» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) промолчал, а я сказал себе: «Ему ниспосылается откровение», и встал (между ним и иудеями, чтобы они не мешали ему), когда же (ниспослание откровения) ему закончилось, он сказал:

﴿وَيَسْـَلُونَكَ عَنِ الرُّوحِ قُلِ الرُّوحُ مِنْ أَمْرِ رَبِّى﴾ «Они спрашивают тебя о духе. Скажи:

"Дух от повеления Господа моего"». (17:85)  И они стали говорить друг другу:

«Мы же предупреждали: «Не спрашивайте у него!». (Бухари 125, Муслим 2794)

 

Содержание этого аята указывает на то, что он был ниспослан в Медине, когда иудеи спросили об этом посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!), хотя сама сура вся мекканская. Ответом на это может быть то, что она была ниспослана в Медине второй раз, или же посланнику Аллаха было дано откровение, что он ответит им уже заранее ниспосланным аятом. Ибн Джарир передаёт, что Икрима сказал: «Обладатели Писания спросили у посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) о духе, и тогда Аллах ниспослал: ﴿وَيَسْـَلُونَكَ عَنِ الرُّوحِ﴾ «Они спрашивают тебя о духе». Они также сказали ему: «Ты говоришь, что нам даровано мало знания, но нам дарована Тора, и она есть мудрость: ﴿وَمَن يُؤْتَ الْحِكْمَةَ فَقَدْ أُوتِىَ خَيْرًا كَثِيرًا﴾ «а тот, кому дарована мудрость,

награждён великим благом». (2:269) и тогда был ниспослан аят:

﴿وَلَوْ أَنَّمَا فِى الاٌّرْضِ مِن شَجَرَةٍ أَقْلاَمٌ وَالْبَحْرُ يَمُدُّهُ مِن بَعْدِهِ سَبْعَةُ أَبْحُرٍ﴾

Если бы все деревья земли стали письменными тростями, а за морем чернил находилось еще семь морей…. (31:27) Затем он сказал: «То данное вам знание, которое спасёт вас от ада большое и благое, но это знание также очень малое перед Аллахом».

 

Аль-Ауфи передаёт, что ибн Аббас прокомментировал слова Аллаха:

﴿وَيَسْـَلُونَكَ عَنِ الرُّوحِ﴾ «Они спрашивают тебя о духе» – это было ниспослано когда иудеи спросили у посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!): «Расскажи нам о душе, как может быть душа подвержена мучению в теле, ведь о душе знает только Аллах».

И до этого не было ниспослано ничего по поводу души. И тогда пришёл Джибриль и сказал ему: ﴿وَيَسْـَلُونَكَ عَنِ الرُّوحِ قُلِ الرُّوحُ مِنْ أَمْرِ رَبِّى﴾ «Они спрашивают тебя о духе. Скажи:

"Дух от повеления Господа моего"». И так же пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал им. Тогда они спросили:  «Кто сказал тебе об этом?» Он ответил:

«جَاءَنِي بِهِ جِبْرِيلُ مِنْ عِنْدِ الله» «Ко мне пришёл Джибриль от Аллаха». Они сказали: «Клянёмся Аллахом, никто не мог сказать тебе этого, кроме нашего врага (т.е. Джибриля)». И тогда Аллах ниспослал: ﴿قُلْ مَن كَانَ عَدُوًّا لِّجِبْرِيلَ فَإِنَّهُ نَزَّلَهُ عَلَى قَلْبِكَ بِإِذْنِ اللَّهِ مُصَدِّقًا لِّمَا بَيْنَ يَدَيْهِ﴾

«Скажи: “Кто является врагом Джибрилу (Гавриилу)?” Он низвел его (Коран) на твое сердце с соизволения Аллаха в подтверждение правдивости того, что было прежде». (2:97) Один из учёных – Сухейли упомянул разногласия по поводу «духа». Он привёл мнения, что дух (рух) это душа (нафс), и другие мнения. Он также пришёл к выводу, что душа – это тонкая материя в теле человека, как жидкий газ в теле человека, сравнимый с водой, текущей по капиллярам дерева. Он также пришёл к выводу, что дух вдыхается ангелом зародышу в утробе и дух становится душой, когда воссоединяется с телом.

И она, в зависимости от поведения, заслуживает порицания или похвалы. Она либо

«душа спокойная» (89:27), либо «душа приказывающая зло» (12:53) Он также сказал:

«Так же, как вода является источником жизни дерева, и оно приобретает по его причине своё название. Например, когда вода соединяется с виноградником, её выжимают, она уже не называется водой, а соком или вином. И его могут назвать водой лишь как метафору.

То же самое относительно названия духа (рух) душой (нафс). Дух может называться душой только после соединения с телом. Душа же это союз духа и тела. И дух является основным элементом души. Таким образом, душа является духом, но не наоборот».

И это имеет смысл. Аллах знает лучше.

Я же (ибн Касир) говорю, что по поводу природы духа и его положений много было сказано людьми и написано много книг. Наилучшим мнением по поводу духа можно считать мнение Хафиза ибн Мандах в одноименной книге «Рух», о которой мы слышали.

 

Аллах Всевышний сказал:

 

وَلَئِن شِئْنَا لَنَذْهَبَنَّ بِالَّذِى أَوْحَيْنَا إِلَيْكَ ثُمَّ لاَ تَجِدُ لَكَ بِهِ عَلَيْنَا وَكِيلاً

(86) Если бы Мы пожелали, Мы, конечно, унесли бы то, что открыли тебе,


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 245; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!