И тогда пробыли бы они после тебя лишь немного.



سُنَّةَ مَن قَدْ أَرْسَلْنَا قَبْلَكَ مِن رُّسُلِنَا وَلاَ تَجِدُ لِسُنَّتِنَا تَحْوِيلاً

(77) По обычаю тех, кого Мы посылали до тебя из Наших пророков;

И не найдёшь ты для Нашего обычая перемены.

 

Есть мнение, что эти аяты ниспосланы о неверных курайшитах, которые хотели изгнать посланника Аллаха из своей среды. В этом аяте Аллах предупредил их, что если они изгонят его, то проживут после этого в Мекке недолго. Так и случилось после того, как пророк

(Да благословит его Аллах и приветствует!) иммигрировал по причине ужесточения их притеснений. Буквально через полтора года Аллах собрал их у Бадра без какой-либо заранее подготовленной встречи. Аллах дал Своему посланнику одержать над ними верх и повергнуть их. Он убил считающихся самыми благородными из них и пленил их потомство. Об этом Аллах сказал: ﴿سُنَّةَ مَن قَدْ أَرْسَلْنَا﴾ «По обычаю тех, кого Мы посылали»…. – до конца аята. Т.е. так Мы обычно поступаем с теми, кто не уверовал в Наших посланников.

С теми, кто притесняет посланника и изгоняют его из своей среды, приходит наказание.

И если бы Мухаммад не был бы посланником Милости, то их застигло бы такое возмездие ещё при жизни, которое не случалось ни с кем до них в этом мире. И об этом Аллах говорит:

﴿وَمَا كَانَ اللَّهُ لِيُعَذِّبَهُمْ وَأَنتَ فِيهِمْ﴾ «Но Аллах не станет подвергать их наказанию,

пока ты находишься среди них». (8:33)

 

Аллах сказал:

 

أَقِمِ الصَّلَوةَ لِدُلُوكِ الشَّمْسِ إِلَى غَسَقِ الَّيْلِ وَقُرْءَانَ الْفَجْرِ إِنَّ قُرْءَانَ الْفَجْرِ كَانَ مَشْهُودًا

(78) Выстаивай молитву при склонении солнца к мраку ночи,

и чтение Корана на заре. Поистине, Коран на заре имеет свидетелей!

وَمِنَ الَّيْلِ فَتَهَجَّدْ بِهِ نَافِلَةً لَّكَ عَسَى أَن يَبْعَثَكَ رَبُّكَ مَقَاماً مَّحْمُودًا

(79) И ночью усердствуй в нем добровольно для себя,

 - может быть пошлёт тебе твой Господь место достохвальное!

Всевышний Аллах повелевает Своему посланнику соблюдать предписанные молитвы в положенное для них время: ﴿أَقِمِ الصَّلَوةَ لِدُلُوكِ الشَّمْسِ﴾ «Выстаивай молитву при склонении солнца». Хушайм передаёт от Мугиры, а тот от Ша’би, а тот от Ибн Аббаса,

что склонение солнца - это состояние его зенита. Это также передал Нафи’ от Ибн Умара,

а также рассказал Малик в своём тафсире от аз-Зухри, от Ибн Умара. Это также мнение Барза аль-Аслами, это также передал Ибн Мас’уд и  Муджахид. Это также мнение

Хасана, ад-Даххака, Абу Джа’фара аль-Бакира и Катады. Его же предпочёл ибн Джарир.

В этот аят входят все пять времён молитв.

 

Слова Аллаха: ﴿لِدُلُوكِ الشَّمْسِ إِلَى غَسَقِ الَّيْلِ﴾ «при склонении солнца к мраку ночи» – т.е.

к тьме ночи или к закату солнца. Возможно подразумеваются молитвы: зухр (обеденная), аср (предвечерняя) и магриб (вечерняя). ﴿وَقُرْءَانَ الْفَجْرِ﴾ «и чтение Корана на заре» – т.е. утренняя молитва. В достоверной сунне приводятся хадисы с уровнем «Мутаватир»[6] с деталями и подробным описанием этих времён. На этом сегодня приверженцы Ислама.

Они получили знание о временах молитвы от праведных предшественников,

из поколения в поколение, именно так, как эти времена установлены. Хвала Аллаху.

﴿إِنَّ قُرْءَانَ الْفَجْرِ كَانَ مَشْهُودًا﴾ «Поистине, Коран на заре имеет свидетелей»

Ибн Мас’уд передаёт от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал по поводу аята: ﴿وَقُرْءَانَ الْفَجْرِ إِنَّ قُرْءَانَ الْفَجْرِ كَانَ مَشْهُودًا﴾

«И чтение Корана на заре. Поистине, Коран на заре имеет свидетелей»

«تَشْهَدُهُ مَلَائِكَةُ اللَّيْلِ وَمَلَائِكَةُ النَّهَار» «О нем свидетельствуют ночные и дневные ангелы».

Аль-Бухари передаёт от Абу Хурайры,

что посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал:

«فَضْلُ صَلَاةِ الْجَمِيعِ عَلَى صَلَاةِ الْوَاحِدِ خَمْسٌ وَعِشْرُونَ دَرَجَةً، وَتَجْتَمِعُ مَلَائِكَةُ اللَّيْلِ وَمَلَائِكَةُ النَّهَارِ فِي صَلَاةِ الْفَجْر»

«Преимущество коллективной молитвы над молитвой в одиночку в двадцать пять степеней. Ночные и дневные ангелы собираются на утреннюю молитву».

Абу Хурайра добавил: «Читайте, если хотите: ﴿وَقُرْءَانَ الْفَجْرِ إِنَّ قُرْءَانَ الْفَجْرِ كَانَ مَشْهُودًا﴾

«И чтение Корана на заре. Поистине, Коран на заре имеет свидетелей».

(Бухари 4717)

 

Имам Ахмад передаёт от Ибн Мас’уда, а тот от Абу Хурайры,

что посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал по поводу аята:

﴿وَقُرْءَانَ الْفَجْرِ إِنَّ قُرْءَانَ الْفَجْرِ كَانَ مَشْهُودًا﴾ «И чтение Корана на заре. Поистине, Коран на заре имеет свидетелей»«تَشْهَدُهُ مَلَائِكَةُ اللَّيْلِ وَمَلَائِكَةُ النَّهَار»   «О нем  свидетельствуют ночные и дневные ангелы». (Ахмад 2/474, ан-Насаи в «Кубра» 11293, ибн Маджах 670)

Согласно версии в двух «Сахихах» в одном хадисе

посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал:

«يَتَعَاقَبُونَ فِيكُمْ مَلَائِكَةٌ بِاللَّيْلِ وَمَلَائِكَةٌ بِالنَّهَارِ، وَيَجْتَمِعُونَ فِي صَلَاةِ الصُّبْحِ وَفِي صَلَاةِ الْعَصْرِ، فَيَعْرُجُ الَّذِينَ بَاتُوا فِيكُمْ فَيَسْأَلُهُمْ رَبُّهُمْ وَهُوَ أَعْلَمُ بِكُمْ كَيْفَ تَرَكْتُمْ عِبَادِي؟ فَيَقُولُونَ: أَتَيْنَاهُمْ وَهُمْ يُصَلُّونَ، وَتَرَكْنَاهُمْ وَهُمْ يُصَلُّون»

«Ангелы, пребывающие среди вас ночью, сменяют тех, кто находится среди вас днём,

А встречаются они друг с другом во время утренней и послеполуденной молитв. После этого те (ангелы), которые провели среди вас ночь, возносятся (к небесам), и (Аллах) спрашивает их: “В каком (положении) оставили вы рабов Моих?” — хотя Он и знает (всё о вас) лучше (ангелов), а они отвечают: “Мы покинули их, когда они молились,

И когда мы пришли к ним, они (тоже) молились”».

(Бухари 555, Муслим 632)

 

Слова Аллаха: ﴿وَمِنَ الَّيْلِ فَتَهَجَّدْ بِهِ نَافِلَةً لَّكَ﴾ «и ночью усердствуй в нем

добровольно для себя» – после предписанных молитв Аллах повелел выстаивать ночью в молитве.В «Сахихе» Муслима передаётся от Абу Хурайры, что когда посланника Аллаха

(Да благословит его Аллах и приветствует!) спросили, какая молитва наилучшая после предписанных молитв, он ответил: «صَلَاةُ اللَّيْل» «Ночная молитва». (Муслим 1163)

Поэтому Аллах повелел Своему посланнику после предписанных молитв выстаивать ночное бдение, т.к. «тахаджуд» (усердие в молитве) бывает после сна. Это мнение Алькамы,

аль-Асвада, Ибрахима ан-Наха’и и других. И этот смысл известен в арабском языке.

Множество хадисов от Ибн Аббаса, от Аиши (Да будет доволен ими Аллах!)  и других сподвижников, указывает на то, что посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) совершал молитву ночного бдения после сна, как это рассмотрено

в разделах по этой теме, хвала Аллаху. Хасан аль-Басри сказал:

«Это после ночной молитвы (иша), и возможно то, что это после сна».

 

Есть разногласия по поводу слов Аллаха: ﴿نَافِلَةً لَّكَ﴾ «Добровольно для себя» – есть мнение, что молитва ночного бдения (тахаджуд) была обязательной только для посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) , т.к. ему были прощены его ранние и поздние грехи. Для остальных мусульман ночное бдение служит прощением их грехов.

Это мнение Муджахида, и это приводится в «Муснаде» от Абу Умамы аль-Бахили.

﴿عَسَى أَن يَبْعَثَكَ رَبُّكَ مَقَاماً مَّحْمُودًا﴾ «Может быть пошлёт тебе твой Господь место достохвальное» – т.е. делай то, что Я тебе повелел делать, и Мы поднимем тебя в Судный день на место достохвальное (Макъам Махмуд). Там тебя будут восхвалять все творения так же, как их Творец Всевышний и Всемогущий. Ибн Джарир сказал: «Большинство толкователей считает, что «Макъам Махмуд» - это место, где будет стоять Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, для заступничества людей, чтобы Аллах облегчил их очень трудное положение в тот день». И те, кто считает так, передают от Хузейфы,

что он сказал: «Человечество будет собрано на одной арене, где все они будут слышать зов глашатая, и всех их будет видно. Босые нагие, как и были сотворены, никто не будет говорить, кроме как с соизволения Аллаха. Он взовёт: «О, Мухаммад». И Мухаммад ответит:

«لَبَّيْكَ وَسَعْدَيْكَ، وَالْخَيْرُ فِي يَدَيْكَ وَالشَّرُّ لَيْسَ إِلَيْكَ، وَالْمَهدِيُّ مَنْ هَدَيْتَ، وَعَبْدُكَ بَيْنَ يَدَيْكَ،

 وَمِنْكَ وَإِلَيْكَ لَا مَنْجَى وَلَا مَلْجَأَ مِنْكَ إِلَّا إِلَيْكَ، تَبَارَكْتَ وَتَعَالَيْتَ سُبْحَانَكَ رَبَّ الْبَيْت»

«Вот я перед Тобой к Твоим услугам. Всё добро в Твоих руках, а зло не приписано Тебе. На прямом пути тот, кого Ты направил. Раб Твой перед Тобой. От Тебя и к Тебе. Нет спасения и нет убежища от Тебя, кроме как у Тебя. Благословен Ты и Всевышен. Пречист Ты, о, Господь Дома». Это и есть “достохвальное место” (Макъам Махмуд)., упомянутое Аллахом». Ибн Аббас сказал: «Достохвальное место – это место заступничества». Также считали Ибн Абу Наджих, Муджахид и Хасан аль-Басри. Катада сказал: «Он (посланник Аллаха) первый, перед кем разверзнется земля (его могилы), и он – первый заступник». Так учёные считали, что это и есть «достохвальное место», о котором Аллах сказал: ﴿عَسَى أَن يَبْعَثَكَ رَبُّكَ مَقَاماً مَّحْمُودًا﴾ «Может быть,

пошлёт тебе твой Господь место достохвальное (Макам Махмуд)».

Я же (Ибн Касир)  говорю, что у посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) в судный день будут достоинства, которые не будет разделять с ним никто,

 и не сравнится в них с ним никто. Он первый, перед кем разверзнется земля, и он будет воскрешён верхом на коне со знаменем, под которым будут собраны все, начиная с Адама. Он также будет обладать водоёмом, о котором приводится не один хадис в разных местах. Он также обладатель высочайшего заступничества перед Аллахом. Далее будет рассмотрена тема о суде над творениями, когда люди попросят заступничества у Адама, затем у Нуха, затем у Ибрахима, затем у Мусы, затем у Исы, и каждый из них ответит: «Я не имею на это права». Затем придут к Мухаммаду(Да благословит его Аллах и приветствует!), и он скажет:

«أَنَا لَهَا أَنَا لَهَا» «Я обладаю таким правом, я обладаю таким правом». Мы рассмотрим всё это в разделе по этой теме по воле Аллаха. И он также будет ходатайствовать за тех, кто должен войти в Ад, но они (по причине его заступничества) избегут его. Он первый из пророков, чью общину рассудят. И он первый, кто пройдёт со своей общиной по мосту «Сырат». И он будет первым заступником в раю, как приводится об этом в хадисе от Муслима (196)[7]. В хадисе о Роге говорится, что никто из верующих не войдёт в Рай без его заступничества. И он первый, кто войдёт туда со своей общиной из всех остальных общин. Он тот, кто будет ходатайствовать о возвышении степеней в Раю тех, чьи деяния не достигли этого уровня. И он будет обладать «аль-Василя» - самой высшей степенью в раю, достойной только его. И когда Аллах позволит ходатайствовать за грешников, ангелы, пророки и просто верующие станут ходатайствовать, и пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) заступится за стольких людей, что количество их известно только Аллаху. Никто не сможет ходатайствовать как он, и никто не сравнится с ним в этом. И я изложил об этом вкратце в книге «Сира» в главе об особенностях пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!). Хвала Аллаху. Сейчас же мы приведём хадисы по поводу «Достохвального места»

(аль-Макам аль-Махмуд) с помощью Аллаха. Бухари передаёт, что Ибн Умар сказал:

«Поистине, в День воскресения люди будут стоять на коленях, и (члены) каждой общины будут следовать за своим пророком со словами “О такой-то, заступись,

о такой-то, заступись!”, (и так будет продолжаться) до тех пор, пока право заступничества не будет предоставлено пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и в этот День Аллах приведёт его к месту достохвальному /

аль-макам aль-махмуд/». (Бухари 4718)Ибн Джарир передаёт от Ибн Умара,

что посланник Аллаха(Да благословит его Аллах и приветствует!). сказал:

«إِنَّ الشَّمْسَ لَتَدْنُو حَتَّى يَبْلُغَ الْعَرَقُ نِصْفَ الْأُذُنِ، فَبَيْنَمَا هُمْ كَذَلِكَ اسْتَغَاثُوا بِآدَمَ فَيَقُولُ: لَسْتُ بِصَاحِبِ ذَلِكَ، ثُمَّ بِمُوسَى فَيَقُولُ كَذَلِكَ، ثُمَّ بِمُحَمَّدٍفَيَشْفَعُ بَيْنَ الْخَلْقِ فَيَمْشِي حَتَّى يَأْخُذَ بِحَلَقَةِ بَابِ الْجَنَّةِ، فَيَوْمَئِذٍ يَبْعَثُهُ اللهُ مَقَامًا مَحْمُودًا»

«Поистине, в День воскресения солнце приблизится (к земле) настолько, что пот (зальёт людей) до середины ушей, и, оказавшись в таком положении, они обратятся за помощью (сначала) к Адаму, потом — к Мусе, а потом — к Мухаммаду, и он станет ходатайствовать за людей до тех пор, пока не возьмёт за кольцо врат рая, в этот день Аллах дарует ему достохвальное место (аль-Макам аль-Махмуд».

Также хадис передал Бухари (1475), с добавлением в тексте:

«فَيَوْمَئِذٍ يَبْعَثُهُ اللهُ مَقَامًا مَحْمُودًا، يَحْمَدُهُ أَهْلُ الْجَمْعِ كُلُّهُم»

«В этот день Аллах дарует ему достохвальное место (аль-Макам аль-Махмуд),


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 219; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!