Делайте пожертвования на пути Аллаха и не обрекайте себя на погибель.



“Речь идет не о сражении, а об оставлении пожертвований на пути Аллаха”.

Ибн ‘Аббас также сказал: “Погибель – это наказание Аллаха”.

Этот аят (2:195) содержит повеление Аллаха жертвовать средства на разные благие цели

и виды поклонения, особенно расходование средств для сражения с врагами,

а также для усиления позиций мусульман против их противников.

Этот аят также сообщает, что оставление расходования средств ведёт к погибели и

разрушению тех, кому эти средства положены. Затем аят завершается повелением творить добро на путях приближения к Аллаху: ﴿وَأَحْسِنُواْ إِنَّ اللَّهَ يُحِبُّ الْمُحْسِنِينَ﴾

И творите добро, поскольку Аллах любит творящих добро.

 

Всевышний Аллах говорит:

 

وَأَتِمُّواْ الْحَجَّ وَالْعُمْرَةَ لِلَّهِ فَإِنْ أُحْصِرْتُمْ فَمَا اسْتَيْسَرَ مِنَ الْهَدْىِ وَلاَ تَحْلِقُواْ رُءُوسَكُمْ حَتَّى يَبْلُغَ الْهَدْىُ مَحِلَّهُ

 فَمَن كَانَ مِنكُم مَّرِيضًا أَوْ بِهِ أَذًى مِّن رَّأْسِهِ فَفِدْيَةٌ مِّن صِيَامٍ أَوْ صَدَقَةٍ أَوْ نُسُكٍ فَإِذَآ أَمِنتُمْ

فَمَن تَمَتَّعَ بِالْعُمْرَةِ إِلَى الْحَجِّ فَمَا اسْتَيْسَرَ مِنَ الْهَدْىِ فَمَن لَّمْ يَجِدْ فَصِيَامُ ثَلَـثَةِ أَيَّامٍ فِي الْحَجِّ وَسَبْعَةٍ إِذَا رَجَعْتُمْ

 تِلْكَ عَشَرَةٌ كَامِلَة ذَلِكَ لِمَن لَّمْ يَكُنْ أَهْلُهُ حَاضِرِى الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ وَاتَّقُواْ اللَّهَ وَاعْلَمُواْ أَنَّ اللَّهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ ٌ

Завершайте хадж и малое паломничество во имя Аллаха. Если вы будете

Задержаны, то принесите в жертву то, что сможете. Не брейте ваши головы,

Пока жертвенные животные не достигнут места заклания. А если кто из вас болен

Или из-за головы своей испытывает страдания, то он должен в качестве искупления поститься, или раздать милостыню, или принести жертву. Если же вы находитесь в безопасности, то всякий, кто совершает малое паломничество и прерываемый хадж, должен принести в жертву то, что сможет. Если же он не сможет сделать этого,

То он должен поститься три дня во время хаджа и семь дней после его окончания – всего десять дней. Это распространяется на тех, чья семья не живет в Заповедной мечети. Бойтесь же Аллаха и знайте, что Аллах суров в наказании.

 

После того, как Всевышний Аллах перечислил правила поста и упомянул о джихаде,

начал разъяснять совершение обрядов паломничества.Он повелел завершать Хадж и Умру (малое паломничество), доводя каждое его действие до совершенства после того, как их начали совершать. По этой причине Аллах сказал: ﴿فَإِنْ أُحْصِرْتُمْ﴾ Если вы будете задержаны

– т.е. если ваш путь к Дому будет затруднён,или что-то препятствует вам в завершение Хаджа и Умры. Исходя из этого учёные единогласно решили, что начатый Хадж и Умру обязательно следует завершать, даже если Хадж или Умра совершаются

как желательные виды поклонения, а не обязательные.

Об этом мы упомянули подробнее в книге «аль-Ахкам аль-Мустакса».

Аль-Макхуль считает, что завершением Хаджа следует считать начинание его с Миката[103].

 

Абдур-Раззак передаёт, что аз-Зухри сообщил:

 «До нас дошло от Умара, что слово Аллаха: ﴿وَأَتِمُّواْ الْحَجَّ وَالْعُمْرَةَ لِلَّهِ﴾

Завершайте хадж и малое паломничество во имя Аллаха

 – означает, что завершение Хаджа и Умры подразумевает под собой совершение

 их отдельно друг от друга, и совершение Умры не в месяцы Хаджа.

Ведь Всевышний Аллах сказал: ﴿الْحَجُّ أَشْهُرٌ مَّعْلُومَـاتٌ﴾

Хадж совершается в известные месяцы(2:197)»

Ас-Судди сказал: ﴿وَأَتِمُّواْ الْحَجَّ وَالْعُمْرَةَ لِلَّهِ﴾

Завершайте хадж и малое паломничество во имя Аллаха

«т.е. совершайте Хадж и Умру».

Ибн Аббас говорил:  «Кто вознамерился совершить Хадж или Умру в Микате и

вошёл в состояние ихрама, он не может выйти из него, пока не завершит их в день жертвоприношения и не побросает камни в Джамарате и не совершит обход Каабы и бег между холмами Сафа и Марва». Ибн Аббас также сообщил, что завершение Хаджа это

 стояние на Арафате, а завершение Умры это таваф (обход вокруг Каабы).

Аль-Амаш передаёт от Алькамы о слове Аллаха: ﴿وَأَتِمُّواْ الْحَجَّ وَالْعُمْرَةَ لِلَّهِ﴾

Завершайте хадж и малое паломничество во имя Аллаха

 Абдулла ибн Мас’уд коментировал этот аят следующим образом:

 -«Завершаёте Хадж и Умру у Каабы. Умра не должна предшествовать обходу Каабы». Ибрахим сообщил, что он сказал об этом Саиду ибн Джубайру. Тот ответил, что также считал и ибн Аббас. Также передал ас-Саури от Ибрахима и Алькамы.

 

Имам Ахмад передаёт, что Али ибн Умеййа рассказывал:

«Однажды к посланнику Аллаха пришел мужчина, одетый в джуббу (верхняя одежда

 с широкими рукавами — Ред.), с покрашенными в жёлтый цвет бородой и волосами.

 Он сказал: “О посланник Аллаха, я вступил в ихрам для малого паломничества

 в таком виде”. И тогда всевышний Аллах ниспослал: ﴿وَأَتِمُّواْ الْحَجَّ وَالْعُمْرَةَ لِلَّهِ﴾

Завершайте хадж и малое паломничество во имя Аллаха

Посланник Аллах сказал: “Смой с себя краску и сними джуббу,

 а после этого совершай малое паломничество[104]”».

 

Слово Аллаха: ﴿فَإِنْ أُحْصِرْتُمْ فَمَا اسْتَيْسَرَ مِنَ الْهَدْىِ﴾

Если вы будете задержаны, то принесите в жертву то, что сможете.

Комментаторы упоминают, что этот аят был ниспослан на шестом году Хиджры,

 а именно в год Худайбии, когда язычники воспрепятствовали пророку (да благословит

 его Аллах и приветствует) достичь Каабы. Тогда же Аллах ниспослал суру «Победа»

полностью, а также позволил им резать жертвенных животных,

взятых в путь, состоявших из семидесяти верблюдов.

Также Аллах позволил им обрить головы и выходить из состояния ихрама.

Когда же посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) повелел им обрить головы и выйти из ихрама, ни один из них не выполнил приказа в ожидании его отмены. Тогда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сам обрил голову,

 затем также поступили люди. Некоторые просто укоротили волосы, но не стали брить голову, тогда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«رَحِمَ اللهُ الْمُحَلِّقِين» «Да смилуется Аллах над побрившими свои головы».

Тогда люди спросили: «А над укоротившими волосы, о, посланник Аллаха?»

на третий раз посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил:

«И над теми, кто укоротил волосы».

На каждых семь человек пришлось по одному жертвенному верблюду,

а общее количество людей было тысяча четыреста человек. Они остановились в местечке Худайбия за пределами заповедной территории, некоторые комментаторы считают,

что это окраина заповедной территории. Аллах знает лучше. Учёные разошлись во мнении по поводу того, кто был задержан врагом или ещё чем-либо. Только ли задержка врагом может быть уважительной причиной выхода из ихрама, или же болезнь и другие ситуации могут быть причиной выхода из ихрама? Существует два мнения.

1) Ибн Аби Хатим передаёт, что ибн Аббас сказал:

«Задержка может быть только врагом. У того же, кого постигла болезнь, ранение,

 или он сбился с пути, нет причины для задержки, ибо  Всевышний Аллах сказал : ( فَإِذَآ أَمِنتُمْ )

Если же вы находитесь в безопасностипри безопасности не может быть задержки».

Так считали: ибн Умар, Таус, аз-Зухри, Зайд ибн Аслам и др.

2) Причин задержки может быть больше, чем задержка врагом.

3)  Задержка может быть по болезни, при блуждании в пути и т.п.

Имам Ахмад передаёт от Худжаджа ибн Амра аль-Ансари:

«مَنْ كُسِرَ أَوْ عَرِجَ فَقَدْ حَلَّ وَعَلَيْهِ حَجَّةٌ أُخْرَى» «Если паломник сломал ногу или стал хромым,

 то он освобождается от ихрама и должен возместить хадж на следующий год».

 Икрима спросил об этом Ибн ‘Аббаса и Абу Хурейру, да будет доволен ими Всевышний Аллах, и оба они подтвердили достоверность этого.Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, причем ат-Тирмизи назвал его хорошим.

 

 Также: ибн Масуд, ибн аз-Зубайр, Илькама, Саи д ибн Мусаиб,

Урва ибн аз-Зубайр, Муджахи, ан-Нахаи, Ата и Мукатиль ибн Хаййан, считали,

что задержка может быть по причине врага, болезни или перелома.

Ас-Саури сказал, что задержка может быть из-за любой неприятности.

 

В двух Сахихах приводится хадис от Аиши (да будет доволен ею Аллах),

 что она подошла к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)

С Дуба’а бинь Зубайр ибн Абдуль-Мутталиб и та сказала:«О, посланник Аллаха, я хочу совершить Хадж, но я больна», Он ответил: «Совершай Хадж и сделай оговорку:

 «моё место (выхода из ихрама) там, где Ты (о, Аллах) меня задержал[105]».

Слово Аллаха: ﴿فَمَا اسْتَيْسَرَ مِنَ الْهَدْىِ﴾ то принесите в жертву то, что сможете.

Имам Малик передаёт, что Али ибн Абу Талиб считал, что речь идёт об овцах.

Ибн Аббас говорил: «Жертвенные животные могут быть из восьми

 (дозволенных к употреблению) пар: из верблюдов, коров, коз и овец».

 

Хишам ибн Урва передаёт мнение отца по поводу аята: ﴿فَمَا اسْتَيْسَرَ مِنَ الْهَدْىِ﴾

то принесите в жертву то, что сможете – здесь дозволенны животные

в зависимости от цены (т.е. можно резать более дешёвых среди всех перечисленных видов).

Это доказывает то, что при задержке следует резать именно овцу, ибо  Аллах обязал резать то, что доступно (по цене) из жертвенных животных (верблюдов, коров, коз и овец).

Так считает ибн Аббас – интерпретатор Корана, сын дяди пророка

(да благословит его Аллах и приветствует).

Также приводится в двух Сахихах от Аиши, да будет доволен ею Аллах,

что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)

 как то заклал овец, как жертвенных животных.

Слово Всевышнего Аллаха: ﴿وَلاَ تَحْلِقُواْ رُءُوسَكُمْ حَتَّى يَبْلُغَ الْهَدْىُ مَحِلَّهُ﴾

Не брейте ваши головы, пока жертвенные животные не достигнут места закланияявляется продолжением аята: ﴿وَأَتِمُّواْ الْحَجَّ وَالْعُمْرَةَ لِلَّهِ﴾

Завершайте хадж и малое паломничество во имя Аллаха,

 и это не продолжение слов: ﴿فَإِنْ أُحْصِرْتُمْ فَمَا اسْتَيْسَرَ مِنَ الْهَدْىِ﴾


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 294; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!