Перечень обстоятельств , затрудняющих с точки зрения



 

студентов прекращение курения сверстниками (в процентах)

 

Тип обстоя-

Курящие юно-

Некурящие

Курящие девушки

Некурящие де-

тельства  

ши

юноши

   

вушки

                   
  3 к.   1 к. 3 к. 1 к. 1 к. 3 к. 3 к. 1 к.
                   
1 26,0   10,4 30,0 10,9 20,0 5,1 38,0 8,5
                   
2 11,0   10,4 23,0 9,2 8,0 3,4 15,0 8,5
                   
3 6,0   4,0 7,0 2,5 6,0 8,6 4,0 3,8
                   
4 34,0   33,6 20,0 34,5 47,0 49,6 30,0 46,2
5 23,0   41,6 20,0 42,9 19,0 33,3 13,0 33,0

 


 

Самым сильным обстоятельс-твом, осложняющим отказ от курения, испытуемые отметили «влияние окру-жающих». Чаще всего на это указали студентки. Вторым по значимости по-казателем, осложняющим сверстни-кам отказаться от курения, по мнению испытуемых, является «зависимость от курения». Это отметили, прежде всего, курящие и некурящие юноши и девушки.

 

Очень значительный процент пи-савших «письмо» сверстнику, не смог-ли назвать обстоятельства, мешающих бросить курить (от 5,1% до 38,0%). Можно сделать вывод, что студенты в своем большинстве знают обстоятель-ства, которые мешают сверстникам и им бросить курить. Но эти обстоятель-ства увязываются с причинами физио-логического и внешнего порядка , а не с личными особенностями самих моло-дых людей (слабоволием , неумением психологически грамотно решать лич-ные проблемы и т.п.).

 

Эти данные говорят о том, что в системе воспитательной деятельности необходимо уделять вопросам форми-рования личностных качеств (повыше-


 

 

нию самооценки, умению принимать ответственные решения).

 

Таким образом, студенты в своем большинстве информированы и осоз-нают социально -психологические и физиологические последствия для ор-ганизма и личности процесса курения но уровень информирования и осоз-нания в большинстве своем носит по-верхностный характер. Значительной части молодежи не известны кратков-ременные и долговременные последс-твия курения для организма и лич-ности. Уровень осознания студентами обстоятельств, осложняющих отказ от курения, также носит поверхност-ный характер. Эти обстоятельства не проецируются молодыми ‘людьми на свои личностные особенности. Име-ются некоторые различия в осознании последствий курения и обстоятельств мешающих порвать с этой вредной привычкой, по таким фактора как «курение-некурение», половая прина-длежность.

 

В ходе формирующего эксперимен-та разрабатывался методический инс-трументарий модульного курса по про-филактике курения, реализовывалась

 


 

155


Казанский педагогический журнал 2‘ 2012
   

 


 

программа воспитательной деятель-ности по формированию Здорового об-раза жизни на базе лагеря «Шеланга»


 

реализовывалась модель формирова-ния ЗОЖ студентов, работала «Школа кураторов».

 


 

 

Рис.1. Исходный уровень отношения студентов ЗОЖ в процентах перед началом эксперимента.

 

 

Рис.2. Динамика уровней формирования ЗОЖ

 

студентов в процентах на первом этапе исследования.


 

156


Теория воспитания


 

Используемые на этом этапе дис-куссии задачи, анализ возможностей ЗОЖ, способствовали развитию ис-следуемого феномена. Специфика эта-пов и изменения состава уровневых групп в конце второго этапа определя-лась доминированием определенных компонентов исследуемой функции (личностные проявления как вербаль-ного так и поведенческого характера в соответствии с описанными кри-


 

 

териями исследуемых). Был введен комплексный план воспитательной де-ятельности в КГЭУ; реализовывалась «Стратегия воспитания студентов в университете»), обновлялась концеп-ция воспитания студентов в КГЭУ.

 

Подводя итог всему вышеизло-женному, в результате в конце второго этапа экспериментальной работы при повторном диагностировании состав уровневых групп составил: (см. рис.).

 


 

Рис.3. Динамика уровней формирования ЗОЖ

 

студентов в процентах на втором этапе исследования.


 

 

По сравнению с результатами пре-дыдущего периода отмечается суще-ственное увеличение группы высоко-го уровня, сравнимое с предыдущим этапом уменьшение группы низкого уровня и незначительное уменьше-ние группы среднего уровня, что вы-звано, на наш взгляд качественным переходом на данном этапе студентов из группы низкого в группу среднего уровня, и из группы среднего в группу высокого уровня.


 

Анализ полученных результатов показал, что эмпирический уровень проявляют те студенты, которые не стремится участвовать в жизни оздо-ровительного центра, мероприятиях в условиях группы, университета.

 

Вторую группу составляют сту-денты, проявляющие аналитический уровень сформированности ЗОЖ в процессе досуговой деятельности.

 

Третья группа состоит из сту-дентов, проявивших планирующий

 


157


Казанский педагогический журнал 2‘ 2012
   

 


 

уровень ЗОЖ. Таких студентов оказа-лось 54 из данной серии эксперимен-тов и 75 из них проявили эмпиричес-кий уровень сформированности ЗОЖ. Они не имеют принципиальных раз-личий от испытуемых второй группы, их возможности так остаются не реа-лизованными в ходе воспитательно-образовательного процесса.

 

Таким образом, для студентов – представителей третьей группы эмпи-рического уровня характерно наличие возможности проявления аналитичес-кого уровня, адекватного более млад-шим возрастам с достаточно большим диапазоном колебаний. Такие студен-ты, разумеется, не являются предста-вителями группы эмпириков в полном смысле этого слова. Они доаналитики,


 

ставшие такими в силу обстоятельств, связанных с процессом их обучения образования в вузе.

 

В четвертую группу входят сту-денты, проявляющие рефлексирующий уровень сформированности на неучеб-ном материале. Таких студентов, обла-дающих рефлексирующим уровнем, в данной серии экспериментов было 55. Студенты такого уровня развития сфор-мированности в среднем 10 – 20% от общего числа различных групп их ре-ального обучения экономике. Про таких студентов говорят как о потерявших интерес к учёбе, как о способных, но ленивых, об эрудитах, но непослушных, некоторых из них просто плохо учили, знают о ЗОЖ, но не ведут его.

 


 

 

Рис. 4. Уровневые характеристики компонентов

 

сформированности ЗОЖ студентов.


 

В ходе формирующего экспери-мента в работу центра здоровья вклю-чалась психологическая служба. Был разработан модульный курс и методи-ческий инструментарий к нему по про-филактике и отказу от табакокурения. Цель: формирование установки актив-


 

 

ного неприятия курения, развития и укрепления своего «я », уверенности, способности изменить свое поведение, умение проанализировать свои сла-бые стороны и «возможный комплекс неполноценности» определить способ работы с ним.

 


 

158


  Теория воспитания
   
Сравнительный анализ показал, что ванность ЗОЖ в процесс воспитательной
если в начале эксперимента в экспери- деятельности повысился с 0,3 до 0,6 . В
ментальной группе 32 студента имели контрольной группе до начала экспери-
относительно высокий уровень сформи- мента высокий уровень имели 20 чело-
рованности ЗОЖ, 58 – средний уровень век, 48 – средний и 52 – низкий, то в кон-
и 42 – низкий, то по итогам эксперимен- це эксперимента высокий уровень имели
та уже 56 из них имели соответственно 25 человек, 53 – средний и 42 – низкий.
высокий уровень, 68 – средний и лишь Таким образом, коэффициент повысился
8 – низкий. Таким образом, сформиро- с 0,30 до 0,35.

 

 

Рис. 5. Динамика изменения уровней сформированности здорового образа жизни студентов в процессе воспитательной деятельности в КГЭУ в экспериментальной группе.


 

 

Успешное решение поставленных задач подтвердило эффективность ор-ганизационно-педагогических усло-вий, разработанных и апробированных способов формирования здорового образа жизни студентов в процессе


 

воспитательной деятельности, а так же засвидетельствовало, что формиро-вание здорового образа жизни влияет на повышение личностно-профессио-нального роста будущих специалистов энергетического профиля в целом.

 


 

159


Казанский педагогический журнал 2‘ 2012
   

 

 

Рис. 6. Динамика изменения уровней сформированности здорового образа жизни студентов в процессе воспитательной деятельности.

 

Литература : тивности образовательно-воспитательной  

1. Мухаметзянов И . Ш. Здоровьесбе-

деятельности профессионального учебно-  
го заведения // Казанский педагогический  
регающая информационно-коммуникаци- журнал. 2011. №5-6. С.129-134.  
онная образовательная среда // Казанский 3. Грязнов А . Н ., Чеверикина Е . А .,  
педагогический журнал. 2010. №3. С.121- Асылова З . Р . Становление личности в про-  
123. фессиональном образовании: психолого-  
2. Боговарова В . А ., Масленникова В . Ш .

медицинский аспект. Казань: Изд-во «Пе-

 

Социальное и психологическое здоровье

 

чать-Сервис-ХХI век». 2009. С.152.

 

будущего специалиста как фактор эффек-

 
   

 


 

160


Теория воспитания

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДИНАМИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ (РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ)

 

К . А . Климин

 

В статье рассматриваются цели и задачи подготовительного этапа экс - периментальной работы , его методическое обеспечение и начальные результа - ты диагностики экспериментальных групп по характеристикам формирования гражданско - патриотических ценностей в студенческой среде .

Ключевые слова : формирование ,гражданственность ,патриотизм ,цен - ность , эксперимент .

 

Determination of the dynamics of formationcivic and patriotic values among students(results of experimental work). The article deals with the aims and objectivesof the preparatory phase of the experimental work, the methodological support and diagnostic initial results of experimental groups on the characteristics of the formation of civic and patriotic values among the students.

 

Keywords:formation, citizenship, patriotism, value, experiment.


 

Проблема контроля и оценки ре-зультатов воспитания, особенно рабо-ты по гражданско-патриотическому воспитанию в образовательной среде, нуждается в более высокой степени на-учной разработки, дальнейшем разви-тии, особенно в контексте осмысления новых явлений и процессов, происхо-дящих в педагогической науке, имею-щихся сложностей и нерешенных воп-росов в практической деятельности по формированию гражданско-патриоти-ческих ценностей.

 

Гражданско-патриотические цен-ности – это чувства гражданина-патри-ота, отражающие отношение человека к Родине, выражающиеся в уважении к истории, традициям, культуре своего народа, в чувстве долга и ответствен-ности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадле-жит, это чувства, обуславливающие гражданско-патриотическую позицию человека. Так, основными гражданско-


 

 

патриотическими ценностями явля-ются преданность и любовь к Родине, народу; историческое и культурное на-следие родного края; социально значи-мая деятельность; гражданские права

и свободы; гражданский долг и честь, вера и преданность своему Отечеству.

Формирование гражданско-пат-риотических ценностей – это процесс становления и развития социально зна-чимых позиций гражданственности, который необходим в сфере среднего

 

и высшего профессионального обра-зования. Становление гражданских ценностей в студенческой среде на-прямую влияет на профессиональную компетентность будущих педагогов.

Динамика формирования граж-данско-патриотических ценностей в студенческой среде раскрывается че-рез организацию, реализацию и анализ результатов опытно-эксперименталь-ной работы, цель которой заключается в проверке достоверности теоретичес-

 


161


Казанский педагогический журнал 2‘ 2012
   


 

ких положений о формировании граж-данско-патриотических ценностей; в раскрытии конкретного содержания понятий «формирование гражданско-патриотических ценностей» и «граж-данско-патриотическое воспитание» в условиях высших учебных заведений

 

и педагогических колледжей; в обос-новании необходимости и возмож-ности реализации экспериментальной программы.

Поставленная цель определяет соответствующую организацию экс-периментальной работы и ее методи-ческое обеспечение. Педагогический эксперимент включает в себя следую-щие этапы:

 

• Подготовительный

• Формирующий

• Заключительный

Каждый этап эксперимента на-правлен на решение собственных за-дач, которые одновременно являются промежуточными на пути достижения основной цели.

 

В задачи подготовительного эта-па работы входит: изучение условий, влияющих на формирование граж-данско-патриотических ценностей у студентов; определение состава экс-периментальных групп студентов и преподавателей, их организационная подготовка; подбор диагностических методик для оценки формирования гражданско-патриотических ценнос-тей у студентов; проведение диагнос-тического исследования всех участни-ков экспериментальной программы; определение уровня формирования гражданско-патриотических ценнос-тей на момент начала эксперимента.

 

Одной из задач подготовитель-ного этапа является определение и разработка методического обеспече-ния исследования. Ведущим методом


 

 

опытно-экспериментальной работы был избран педагогический экспери-мент, позволяющий выявить наиболее существенные закономерности изу-чаемого педагогического явления или процесса, гибко и своевременно реаги-ровать на возникающие затруднения, вносить необходимые изменения.

 

Выбор определенных методик как диагностического инструментария по исследуемой проблеме обусловлен не-обходимостью «фиксации» основных параметров, характеризующих форми-рование гражданско-патриотических ценностей у студентов и получение информации об особенностях обра-зовательной и воспитательной среды, важной для формирования изучаемого свойства.

 

Начальная диагностика основа-на на критериях сформированности гражданско-патриотических ценнос-тей, которые вытекают из теоретичес-кой части данной исследовательской работы. При этом основным компонен-там гражданственности и патриотизма соответствуют некоторые обобщенные критерии[1, с. 102].

 

Так, аксиологическому компонен-ту соответствует мотивационно-цен-ностный критерий, который включает мотивы, связанные с преданностью и любовью к своему Отечеству, гордос-тью за свою страну, радением за честь

и достоинство Родины, признанием гражданско-правовых норм, ценнос-тей, принятых в обществе, бережным отношением к истории и культуре своего народа, его обычаям и традици-ям, принятием гражданского долга по защите Родины.

 

Деятельностно-творческий ком-понент представлен деятельностным критерием, который включает осоз-нанное выполнение подростками со-

 


162


Теория воспитания


 

циальных ролей гражданина, патрио-та; овладение умениями эффективного взаимодействия в коллективе; приоб-щение студентов к комплексной ин-теллектуальной , эмоциональной и познавательной деятельности; практи-ческая деятельность, направленная на реализацию гражданской (социальной) активности посредством участия в со-циокультурной деятельности на благо родного края.

 

Когнитивный компонент пред-ставлен познавательным критерием, который включает освоение знаний об основополагающих правовых и политических нормах, гражданских обязанностях , гражданской ответ-ственности и долге, механизмах защи-ты прав человека на практике, особен-ностях исторического и культурного развития края, традициях, о трудовых и боевых подвигах, памятных местах,


 

 

духовно -нравственных святынях; ов-ладение умением углубленного изуче-ния выбранной области исследования, умением анализировать информацию

 

и критически ее оценивать, сопостав-лять различные версии и оценки ис-торических и политических событий, аргументировать свою точку зрения.

 

С целью определения динамики формирования гражданско-патрио-тических ценностей в рамках подго-товительного этапа опытно-экспери-ментальной работы были выявлены экспериментальные группы, отобража-ющие суть воспитательного и образо-вательного процессов педагогического вуза. Первая группа – это субъекты, в состав которой входят представи-тели преподавательского коллектива высшего учебного заведения. Вторая группа – это объекты воспитания, со-стоящая из студентов вуза.

 

Таблица 1.

 


Выборки Характеристики Количество  

Объекты

1-2 курс 60  
     
3-4 курс 60  
     

5 курс

30

 
   
       

Субъекты

Гуманитарные науки 25  
     
Общественные науки 25  
     
Естественные науки 25  
       

 


 

По большинству представленных характеристик экспериментальные группы выборок студентов и их препо-давателей оказались сопоставимыми, что позволяет говорить о соблюдении принципа равенства исходных усло-вий на начало педагогического экспе-римента.

 

Отметим, что студенты и пре-подаватели как объекты и субъекты


 

процесса формирования гражданско-патриотических ценностей были вклю-чены в программу экспериментальной работы соответствующего исследова-ния с согласия и разрешения админис-трации образовательного учреждения (Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой).

 


163


Казанский педагогический журнал 2‘ 2012
   

 

Данные

первоначального диа-

получить распределение по уровням

 

гностического исследования студентов

начальной

сформированности граж-

 

экспериментальной группы как объек-

данско-патриотических ценностей.

 

тов воспитательной работы позволили

   

Таблица 2.

 
             
     

 

   

Уровни

   

Экспериментальная группа

 
             
 

1-2 курс

 

3-4 курс

 

5 курс

 
         
               
Высокий   11%   20%   13%  
               
Средний   36%   32%   51%  
               
Низкий   53%   48%   36%  
               

 


На основании качественного ана-лиза основных показателей сформи-рованности гражданско-патриотичес-ких ценностей у студентов различных курсов обучения были определены и описаны характеристики трех уровней сформированности гражданско-патри-отических ценностей студентов – вы-сокого, среднего и низкого.

Студенты, обладающие высоким уровнем сформированности граждан-ско-патриотических ценностей, отли-чаются высокой познавательной ак-тивностью, успешностью в освоении новых социальных ролей, вхождении

 

в новые социальные ситуации. У этих студентов в структуре личности обще-ственные интересы разумно сочетают-ся с личными желаниями, духовные ценности преобладают над матери-альными. Гражданско-патриотические ценностные ориентации занимают до-минирующие позиции.

Студенты, обладающие средним уровнем сформированности граждан-ско-патриотических ценностей, обла-дают внешним характером мотивации, имея при этом в целом позитивное от-ношение к образовательной и воспита-тельной деятельности, познавательная активность зависит от внешних стиму-лов. Принятие новых социальных от-


 

ношений, освоение гражданских соци-альных ролей у студентов со средним уровнем сформированности граждан-ско-патриотических ценностей прохо-дит достаточно успешно. Соотношение интересов личного характера и обще-ственного является неустойчивым, духовные ценности по степени личной значимости являются сопоставимые с социальными и материальными цен-ностями. Доминирование гражданско-патриотических ценностей на поведен-ческом уровне реализовывается при поддержке и влияния со стороны соци-альных групп. Социальная активность данных студентов достаточно высока, они обладают выдержанной гражданс-ко-патриотической позицией.

 

Студенты, обладающие низким уровнем сформированности граждан-ско -патриотических ценностей, име-ют следующие показатели: низкий уровень познавательной активности, отрицательное отношение к учебе, наличие сложностей в процессе осво-ения новых социальных ролей и новых социальных отношений. В структу-ре личности у студентов отмечается преобладание личных интересов над общественно значимыми, часто пре-обладает ориентация на материальные ценности. Нет устойчивой граждан-

 


 

164


Теория воспитания


 

ской позиции, гражданско-патриоти-ческие ценности не являются личнос-тно значимыми.

 

Результаты поуровнего распреде-ления студентов на начало реализации экспериментальной работы определе-ния и улучшения динамики форми-рования гражданско-патриотических ценностей у будущих педагогов поз-воляет заключить, что большинство студентов экспериментальной выбор-ки характеризуются средним и низким уровнями сформированности граж-данско-патриотических ценностей.


 

 

Преподавательский состав, во-шедший в группу, связанную с экспе-риментальной работой по определению динамики формирования гражданско-патриотических ценностей, отлича-ется преобладанием среднего уровня сформированости гражданско-патри-отических ценностей. Преподаватели трех направлений научной деятель-ности были подвергнуты начальной диагностики как субъекты воспитания воспитательной и образовательной ра-боты вуза.

 

Таблица 3.

 


 

   

Экспериментальная группа

   

Уровни

           
Гуманитарные   Общественные   Естественные  
  науки   науки   науки  
             
Высокий 34%   54%   40%  
             
Средний 33%   32%   51%  
             
Низкий 33%   14%   9%  
             

 


 

Представители общественных наук высказывают более уверенную гражданско-патриотическую позицию

в сравнении с другими преподавателя-ми академии.

 

Можно заключить, что начало ре-ализации экспериментальной работы по определению и улучшению дина-мики формирования гражданско-пат-риотических ценностей у студентов в сфере высшего образования выявляет необходимые результаты и начальная ситуация в экспериментальных груп-пах объектов и субъектов воспитатель-ной работы отражает недостаточный уровень сформированности граждан-ско-патриотических ценностей всех участников педагогического процесса. Данная ситуация подтверждает акту-альность выбранного направления эк-спериментальной работы.


 

Литература :

 

1. Патрушева Е.А. Педагогические условия формирования гражданско – пат-риотических ценностей у подростков в процессе историко-краеведческой деятель-ности // Вестник Института педагогичес-ких исследований/ ЧГАКИ. Челябинск, 2007. Вып. 27.

 

2. Педагогика/ Под ред. П.И. Пидка-систого. М. 2008.

3. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений/ В.А. Слас-тенин, И.Ф. Исаев, А.М. Мищенко, Е.Н. Шиянов. 3-е изд. М., 2000.

 

4. Мухаметзянова Г . В ., Гильманов А . З ., Панченко О . Л ., Коновалова Е . Н . Пат-

риотическое воспитание студентов: резуль-таты исследований и задачи по повышению его эффективности. Казанский педагоги-

ческий журнал. 2010. № 3. С. 133-143.

 


165


Казанский педагогический журнал 2‘ 2012
   

 

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ

 

И ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТАТАРСКОГО

 

ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА

 

Р . Р . Фахрутдинов

 

В статье рассматриваются роль образования в развитии татарского про - светительства и реформаторство значения Казани как волжского универси - тетского центра в конце XVIII – начала XIX вв .

Ключевые слова : просветительство ,реформаторство ,общественнаямысль , научное сообщество .

 

In the article an education role in development of the Tatar enlightenment and a reformation of value of Kazan as Volga university center at the end of XVIII – the beginnings of the XIX centuries are considered.

 

Key words: enlightenment, reformation, public thought, scientific community.


 

Татарская общественная мысль, начало формирования которого прихо-дится на конец XVIII – начало XIX вв., на долгие десятилетия явилась опреде-ляющим в духовном и общественном развитии нации, а затем стало основой стремительного роста самосознания народа и активизации политической жизни. Именно в XIX вв. происходит духовное и экономическое возрожде-ние татарской нации, которое позво-лило татарам в эпоху Нового времени выполнять цивилизаторскую миссию для многих тюркских и мусульманс-ких народов России.

 

Развитию и формированию та-тарского просветительства способс-твовали давние традиции высокого престижа образования и грамотности

 

в татарском обществе. Так, например, профессор К.Ф.Фукс в своей книге


 

 

«Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях» писал: «Казанские татары… гордятся своим происхождением, своими моральны-ми качествами, своей религией, своим домашним бытом, что все составляет их отличительный характер.

 

… Татары – народ более образо-ванный, нежели некоторые, даже евро-пейские. Татарин, не умеющий читать

и писать, презирается своими земля-ками, и, как гражданин не пользует-ся уважением других» (Фукс.К., 1844.

 

С.42).

Другим фактором, обусловившим формирование просветительства яви-лось социокультурное своеобразие Ка-зани. О синтезе восточной и западной культур, особой исторической и куль-турной роли Казани в истории России писал А.И.Герцен: «Казань некоторым

 


166


История педагогики и образования


 

образом главное место, средоточие губерний, прилегающих к ней с юга

 

и востока… Вообще значение Казани велико: это место встречи и свидания двух миров. И поэтому в ней два на-чала: западное и восточное» (Герцен А.И., 1953.С.19-20).

 

Немаловажное значение сыграло открытие в началеXIX вв. в Казани крупного научного и образователь-ного центра – Университета, который оказал благотворное влияние на сре-ду интересов и ориентиров татарских просветителей и в целом на развитие общественной мысли. Еще в нача-леXIX в. видные представители татар-ской просветительской и обществен-но-политической мысли И.Хальфин, М.Г.Махмудов, Ш.Марджани, К.На-сыри и другие активно работали или сотрудничали с Университетом и час-то привлекались к деятельности казан-ской школы востоковедения. Финский языковед и этнограф К.Матиас, по-сетивший Казань в 1843 г. писал, что «между университетами всего мира едва ли есть хоть один, где бы с таким усердием занимались восточною лите-ратурою, как в Казанском» (Атлас по истории Татарстана и татарского наро-

 

да., 1999. С.43).

Появление в Казани, таким обра-зом, крупного научного центра, при-влечение в Университет передовой демократической российской, и что немаловажно, зарубежной научной интеллигенции способствовали фор-мированию иного, позитивного обще-ственного мнения по отношению к татарскому обществу.

 

Впервые научное сообщество России начинало писать о татарских просветителях и общественных де-ятелях. Так, в своих публикациях А.И.Артемьев, В.В.Владимиров, Н.П.


 

 

Загоскин, Н.Ф.Катанов затрагивали деятельность братьев Хальфиных, М.Б.Махмудова, К .Насыри. Особый научный авторитет имели выдающи-еся татарские просветители и уче-ные Ш.Марджани и Х.Фаизханов. Ш.Марджани был весьма в дру-жеских отношениях с академиками В.В.Радловым и В.Вельяминовым-Зер-новым, проф. И.Ф.Готвальдом. В 1876 году Ш.Марджани был избран в обще-ство археологии, истории и этнографии при Казанском Университете. Высоко оценивала российская интеллигенция научную деятельность Х.Фаизханова – преподавателя Санкт-Петербургского Университета. Известный востоковед В.В.Григорьев писал: «при основатель-ных позициях его в арабском языке и татарской начитанности, и при уме и способностях, данных природою, сде-лало его одним из полезнейших пре-подавателей на факультете, тем более, что при означенных достоинствах отмечался он еще в высшей степени усердием… к работе и желанием при-носить пользу всем, кто бы ни обра-щался к нему по его специальности» (Григорьев Г.Г., 1870. С.267).

Такие изменения в общественном мнении благоприятно отражались на татарском обществе. Идеология про-свещения постепенно охватывает ши-рокий круг религиозных, научных и образовательных проблем националь-ного развития и подготавливает поч-ву для ренессанса нации в конце XIХ

 

– нач. XX вв.

Развитие татарской общественной мысли конца XVIII – первой половины XIX вв. можно интерпретировать как культурно-просветительское и рели-гиозно-реформаторское, при этом если религиозное реформаторство оформ-лялось в основном под влиянием вос-

 


167


Казанский педагогический журнал 2‘ 2012
   

 


 

точных традиций, то культурное про-светительство – благодаря западным и российским.

 

Татарское религиозное реформа-торство конца XVIII-XIX вв. основы-валось на критике традиционализма (идеология которого препятствовала проникновению идеологии Нового времени в среду мусульман), и при-зывала к возврату к раннему Исламу. Другой особенностью этого периода являлись серьезные изменения в об-ществе, связанные с европеизацией России и началом модернизации в духе буржуазных реформ. Реформы обусловили общую направленность социально-экономического развития по капиталистическому пути, что в свою очередь существенно меняло об-щественное сознание. В связи с этим поиски татарских религиозных ре-форматоров конца XVIII – первой по-ловины XIX в. отражали следующую двойственность общественного созна-ния: с одной стороны необходимость модернизации татарского общества, а

 

с другой – сохранение традиционного культурного пласта и ислама. Поэтому


 

не случайно, что в описываемый пери-од движение и принимает форму рели-гиозного реформаторства.

 

К религиозному реформаторству принято относить комплекс идей, при-зывающих к реформе теологической догматики в тех частях, которые тре-бовали слепого следования религиоз-ным авторитетам.

 

Литература :

 

1. Атлас по истории Татарстана и та-тарского народа. – М,. 1999. – 64 с.

2. Герцен А . И.Письмо из провин-ции. Литературное наследство. – М., 1953.

 

– С.19-20.

 

3. Григорьев В . В.Поверья и обрядыказанских татар //Записки Императорско-го русского географического общества по отделению этнографии. – Т.VI – Спб., 1880.

 

– С.247-270

 

4. Фукс К.Казанские татары в ста-тистическом и этнографическом отноше-ниях. – Казань, 1844.

 

5. Фахрутдинов Р . Р ., Фахрутдинов И . Р . Формирование национальной иден-тичности у татар в конце XIX – начале XX вв. // Казанский педагогический журнал, 2010. № 3. С. 162-165.

 


 

ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА В.В.РОЗАНОВА: ЕЛЕЦКИЙ ПЕРИОД

 

О . Н . Поваляева

 

В статье рассматривается отражение особенностей Елецкого края в на - следии В . В . Розанова . Их изучение становится задачей не только теоретической , но и практической . От успешности её решения зависят и результаты педаго - гической деятельности , и сохранение отечественной и региональной культуры , немыслимое без образования , понимаемого не только как трансляция , формаль - ная передача смыслов , но и как их индивидуальное переживание . Только через живое восприятие учеником родной культуры её ценности оказываются спо -


 

168


История педагогики и образования

 

собными реально жить в истории , сохраняют свою действенность для следую - щих поколений .

 

Ключевые слова : родина ,образование ,культурное наследие ,историческоенаследие .

 

Philosophical and pedagogical judgment of creativity of V.V.Rozanov: Yelets period. The article considers the reflection characteristics of the Yelets edge of theinheritance of V.V. Rozanov. Their study is the task not only of theoretical but also practical. From the success of its solution depends on the results of the educational activities and the preservation of national and regional culture unthinkable without education is understood not only as formal transfer of meanings, but also how their individual experience. Only through the perception of the student of the native culture of its values are able to live in history, retain its effectiveness for the following generations.

 

Key words: native land, education, cultural heritage, historical heritage.

 

В.В. Розанов жил в Ельце с 1887

лась с великого удивления. […] И я всё

по 1891 г. Здесь он внутренне преодо-

полюбил. […] С этого и началась моя

лел драму своей молодости, связан-

новая жизнь». Эта же тема продолжена

ную с неудачным первым браком и не

и во «Втором коробе» «Опавших лис-

нашедшей приёма у читающей публи-

тьев»: «Да, верно Христово, что «не от

ки первой книгой («О понимании»);

плоти и крови родиться нужно,а«от

здесь он пережил и своеобразное «ду-

духа»: я, собственно, «родился вновь»

ховное обращение», начавшееся после

и, в сущности, просто «родился» – уже

знакомства с Варварой Дмитриевной

35-ти лет – в Ельце, около тепереш-

Бутягиной, ставшей его женой и, безу-

ней жены моей, её матери 55-ти лет и

словно, «главным героем» всего после-

внучки 7 лет. И, собственно, Рудневы-

дующего творчества мыслителя. Мно-

Бутягины (вдова-дочь) были настоя-

го лет спустя В.В. Розанов писал: «До

щими моими «родителями», родите -

встречи с домом «бабушки» (откуда

лями души моей».Из этих искренних

взял вторую жену) я вообще не видел

признаний мыслителя становится по-

в жизни гармонии, благообразия, доб-

нятно, почему он называл Елец своей

роты. […] Мне совершенно было непо- «нравственной родиной».  
нятно, зачем все живут, и зачем я живу,

Через супругу В.В. Розанов ока-

что такое и зачем вообще жизнь? […] И

зался связан родственными узами с

вдруг я встретил этот домик в 4 око- местной священнической традиций,
шечка, подле Введения (церковь, Елец),

восходящей к Иннокентию, архиепис-

где было всё благородно. В первый раз

копу Херсонскому и Таврическому

в жизни я увидел благородных людей

(в миру – Иван Алексеевич Борисов,

и благородную жизнь. И жизнь очень

1800-1857 гг.), Варвара Дмитриевна

бедна, и люди бедны. Но никакой тос-

была его внучатой племянницей; с

ки, черни, даже жалоб не было. […] Я

другой стороны, её дядей по отцу был

был удивлён. Моя «новая философия», архиепископ ярославский Ионафан
уже не «понимания», а «жизни» – нача- (Иван Наумович Руднев).  

 


 

169


Казанский педагогический журнал 2‘ 2012
   

 


 

Строй жизни, характерный для семьи супруги, для её матери, который

 

в произведениях Розанова выступает как идеал подлинно православной жиз-ни, сформировался в среде Елецкого духовенства в продолжение длитель-ного времени, он оказался отражени-ем жизни народа, его многообразного культурного и нравственного опыта. Этот идеал христианской жизни был воспринят В.В. Розановым, осмыслен и художественно преображён в его творчестве, наконец, представлен в его произведениях как выражение дейс-твительного православия (в отличие от «официальной» церкви, с которой от-ношения В.В. Розанова складывались весьма непросто). Можно сказать, что и сам Елец – его люди и памятные мес-та (например, столь часто вспоминав-шаяся В.В. Розановым в Петербурге Введенская церковь, рядом с которым жила семья В.Д. Бутягиной) – вошли в творчество Розанова, получили в нём свой «голос».

 

Исследования многообразных ис-торических связей современного гума-нитарного знания с теми его прообраза-ми и предпосылками, которые уходят

 

в далеко отстоящие от нас десятилетия и века, находятся в центре внимания современной педагогической науки и педагогической практики, поскольку сегодня общепризнано, что система образования призвана обеспечить «ис-торическую преемственность поколе-ний, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, вос-питания бережного отношения к исто-рическому и культурному наследию народов России». Только через осмыс-ление исторического и культурного на-следия формируется понятие Родины, воспринимаемое каждым конкретным человеком, прежде всего, через поня-


 

тие «родного края». В отечественной традиции образования и воспитания (начиная уже с К .Д.Ушинского) отчёт-ливо осознаётся необходимость при-оритетного осмысления собственного культурного наследия, необходимость учитывать самобытность и уникаль-ность различных местностей России, которые и создают неповторимое це-лостное многоголосие отечественной культуры.

 

Исследование творчества В.В. Ро-занова с точки зрения отражения в нём особенностей культуры Елецкого края оказывается весьма сложной задачей. Например, в процессе такого исследо-вания приходится учитывать не толь-ко опыт, приобретённый Розановым за годы жизни в Ельце, но и естественное тяготение его ко всем связанным с на-шим краем культурным феноменам. Подобное тяготение, например, обна-руживается уже в «Легенде о великом инквизиторе Ф.М. Достоевского», где В.В. Розанов настойчиво указывает на то, что прообразом старца Зосимы в «Братьях Карамазовых » стал Тихон За-донский. В.В. Розанов цитирует пись-мо Ф.М. Достоевского к А.Н. Майкову,

в котором великий русский писатель раскрывает «секрет» замысла своего последнего романа, и нам, современ-ным читателям, становится ясно, что понимание православия у Ф.М. Досто-евского, да и у самого В.В. Розанова, восходит к тому образу православного проповедника и мыслителя, который оставил в памяти земляков Тихон За-донский.

 

Пересечение смысловых токов, идущих от этих трёх столь разных личностей – Тихона Задонского, Ф.М. Достоевского и В.В. Розанова, – со-здаёт «объёмное» представление о той культурно-образовательной среде, на-

 


170


История педагогики и образования


 

следниками которой оказываются сов-ременные отечественные педагоги. Её изучение становится задачей не толь-ко теоретической, но и практической. От успешности её решения зависят и результаты педагогической деятель-ности в каждом конкретном случае,

и сохранение отечественной и реги-ональной культуры, немыслимое без образования, понимаемого не только как трансляция, формальная передача смыслов, но и как их индивидуальное переживание. Только через живое вос-приятие учеником родной культуры её ценности оказываются способными реально жить в истории, сохраняют свою действенность для следующих поколений.

 

В связи с пониманием образования как необходимого условия сохранения культурного и исторического наследия отдельных регионов и России в целом в современной педагогике появляется возможность рассматривать ученика как активного субъекта культурной деятельности и осознания собствен-ной истории, поскольку эти процессы инициируются непосредственным со-циокультурным окружением ребёнка. В этом случае осмысление прошлого воспринимается им и как исполнение нравственного долга перед ушедшими

 

и будущими поколениями.

 

Логично предположить, что ста-новление личности ребёнка в процес-се образования облегчается благодаря освоению культурного наследия тер-риторий, уникальных по своей значи-мости для истории и культуры. Такой уникальной территорией, несомненно, является и город Елец с его истори-ческой округой, составляющей важ-нейшую часть историко-культурного наследия Липецкой области.


 

 

Положение об исторической уни-кальности Елецкой земли не вызывает никаких сомнений. Как известно, пер-вое упоминание в летописях о городе Ельце относится к 1146 г. Затем, много столетий спустя, у Н.М. Карамзина в его знаменитом труде «История госу-дарства Российского» мы встречаем следующее запоминающееся высказы-вание: «Сколь привлекательны берега Волхова, Днепра, Дона, когда знаем, что в глубокой древности на них про-исходило! Не только Новгород, Киев, Владимир, но и хижины Ельца, Ко-зельска, Галича делаются любопытны-ми памятниками, и немые предметы

 

– красноречивыми». В этом высказыва-нии Карамзина подчёркивается значи-мость не только общепризнанных ис-торических центров, но и «глубинки», являющейся очень часто действитель-ным основанием исторической жизни нации и источником важнейших изме-нений в общественной жизни.

Временем наиболее интенсивного формирования культурно-образова-тельной среды города и его округи и её самого плодотворного воздействия сегодня принято считать вторую поло-вину XIX века. Однако, пройдя через исторические кризисы и катастрофы прошлого века, она не погибла, доне-ся до нас свои достижения и сокрови-ща. Более того, интерес к истории и культуре родного края, наблюдаемый

 

в последние десятилетия, свидетель-ствует о том, что сложившаяся в XIX веке культурно-образовательная среда Елецкого края продолжает жить и раз-виваться.

Восстанавливая связь с нашим культурным наследием, мы оказыва-емся сегодня способными видеть те его черты, которые сохранялись неиз-менными на протяжении десятилетий

 


171


Казанский педагогический журнал 2‘ 2012
   


 

и даже столетий. Тем самым обнару-живается некое «вертикальное», вне-временное измерение и всей отечест-венной культуры, и культуры нашего края, собравшей, кажется, на протя-жении XIX-XX вв. столько талантов, сколько могло бы украсить духовную жизнь целого народа. В связи с при-сутствием вневременных характе-ристик в творчестве многих русских писателей, поэтов, художников, харак-теристик, являющихся неотъемлемы-ми от национальной культуры, можно говорить о появлении в ней «верти-кально ориентированной», «метафизи-ческой» составляющей.

 

Эта связь творчества и его осмыс-ления «с точки зрения вечности» – по существу, философского осмысления

– проявляется у каждого из наших ве-ликих земляков. Например, всё твор-чество М.М. Пришвина, которое мы в ходе нашего исследования постоянно должны будем иметь ввиду уже прос-то потому, что его ранняя встреча с В.В. Розановым наложила отпечаток на всю его судьбу и мотивы духовных поисков, оказывается продолжением традиции «цельного знания», столь широко представленной в истории русской философии. Обладание целос-тным знанием М.М. Пришвин называ-ет нашим «национальным духовным заданием». «Может быть, всякое ис-кусство является ступенькой по лест-нице: за верхней ступенькой искусство вовсе не нужно».

 

Стремление к границам доступ-ного для человека познания, высшему знанию, столь характерное для В.В. Розанова, И.А. Бунина, М.М. При-швина открывает в каждом из них, по существу, религиозных мыслителей,

– в том значении этого определения, что религиозная, «вертикально ори-


 

 

ентированная », составляющая жизни человеческой души привлекает их са-мое пристальное внимание. Связь «ду-ховного наследия» с религиозностью, столь характерная для русской культу-ры, получает в творчестве каждого из упомянутых авторов своё объяснение

 

и продолжение, в связи с чем, напри-мер, исследование практически любой составляющей розановского творчест-ва предполагает и учёт его религиоз-ных взглядов.

 

Не случайно и то, что автор и со-ставитель цитируемой книги Ю. Се-ливёрстов, размышляя именно над творческим наследием М.М. Пришви-на, замечает, что «искомое единство»

 

– как «в познании мира», так и в «осу-ществлении общественной правды на земле» – таится в «выношенном русским народом историческом миро-воззрении, утраченном нами сейчас, а может быть и хранимом где-то в тайниках души народной. Это миро-воззрение – наше российское древнее православие». Несмотря на все перипе-тии русской истории последнего века, «сама идея Церкви Христовой» «сияет по-прежнему перед глазами как не-приступная вершина». Ю. Селивёр-стов полагает, что хотя бы частично трагическая история России объясня-ется тем, что богатейшее духовное на-следие русского православия не стало в XIX в. центральной темой форми-рующейся русской философии. Имен-но на недостаточность рассудочного, рефлектирующего осмысления наци-онального духовного наследия указы-вает Ю. Селивёрстов, когда пишет, что «православие не успело облечься в стройную систему мысли. Только пе-ред самой революцией – в конце XIX и начале XX веков – русские мыслители, с положительной или отрицательной

 


172


История педагогики и образования


 

стороны, но они начали подходить к этой труднейшей задаче». И в списке тех, кого он называет исполнителями этой «труднейшей задачи», снова не случайно появляются имена тех, чья судьба оказалась связанной с Елецким краем, – В.В. Розанова и С.Н. Булгако-ва. Однако наиболее значимым мысли-телем, многообразный вклад которого

 

в общенациональное духовное насле-дие должен стать предметом рассмот-рения в современной педагогической науке, является, на наш взгляд, именно В.В. Розанов.

 

Литература :

 

1. Розанов В . В . Опавшие листья.Ко-роб первый// Розанов В.В. Уединённое/ Сост., вступ. статья, коммент., библиогр. А.Н. Николюкина. М.: Политиздат, 1990.

С. 141.

 

2. Розанов В . В . Опавшие листья.Ко-роб второй и последний// Розанов В.В. Уе-динённое/ Сост., вступ. статья, коммент., библиогр. А.Н. Николюкина. М.: Политиз-

дат, 1990. С. 297.

 

3. Розанов В . В . Полное собрание«опавших листьев». Кн. 2. Смертное/ Под ред. В.Г. Сукача. М.: Русский путь, 2004. С. 106 и далее.

 

4. Национальная доктрина образова-ния в Российской Федерации. М, 2000.

С. 2.

 

5. Розанов В . В . Розанов В . В . Собраниесочинений. Легенда о Великом инквизито-ре Ф.М. Достоевского. Литературные очер-ки. О писательстве и писателях/ Под общ. ред. А.Н. Николюкина. М.: Республика, 1996. С. 7. «Почем мы знаем, может быть, именно Тихон-то и составляет наш русский


 

 

положительный тип,который ищет нашалитература», – пишет Ф.М. Достоевский, – «я ничего не создам, а только выставлю действительного Тихона, которого я при - нял в свое сердце давно с восторгом . Но ясочту, если удастся, и это для себя важным подвигом» (там же, с. 11).

 

6. Пряхин Д . А . Уникальность истори-ко-культурной территории как фактор об-разовательного процесса в регионе. Дис… канд.пед.наук. Елец, 2000.С. 7.

 

7. Карамзин Н . М . История государс-тва Российского. Предисловие. М., 1998.

 

8. Пришвин М . М.О В.В.Розанове//В.В.Розанов: proetcontra. Личность и твор-чество Василия Розанова в оценке русских мыслителей и исследователей. Антоло-гия/ Сост., вступ. статья и примечания В.А.Фатеева. СПб.: РХГИ, 1995. Кн. I. С. 102-131. Запись в «Дневнике», относящая-ся к 1908 г.: «Страна обетованная, которая есть тоска моей души и спасающая и унич-тожающая меня, – я чувствую – живёт це-ликом в Розанове, и другого более близкого мне человека в этом чувстве я не знаю. Не-даром он похвалил меня ещё в гимназии, когда я удрал в «Америку»…» (Там же, с. 103).

 

9. Цит. по: Из русской думы/ Сост., авт. портретов и текста «От сложителя» ху-дож. Ю. Селивёрстов; вст. ст. В.Н. Ганиче-ва и В.Г. Распутина. М.: Роман-газета, 1995,

т. II. С. 178.

 

10. Из русской думы/ Сост., авт. пор-третов и текста «От сложителя» худож. Ю. Селивёрстов; вст. ст. В.Н. Ганичева и В.Г. Распутина. М.: Роман-газета, 1995, т. II. С. 180.

 

11. Там же.

 

12. Там же.

 

13. Там же.

 

14. Там же С.181

 


 

 

173


Казанский педагогический журнал 2‘ 2012
   

 

ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ

 

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

 

Досбенбетова А . Ш .

 

Формирование экономической культуры школьников в учебно - воспитатель - ном процессе современной школы будет протекать более эффективно при усло - вии соответствующей подготовки учителей . Результаты исследования показа - ли , что уровень экономической подготовки учителей к реализации этих задач не соответствует предъявляемым требованиям .

Отмечены определенные трудности в теории и практике экономической подготовки студентов педагогических вузов . С целью преодоления данного про - тиворечия автором статьи разработана и апробирована программа спецкурса по подготовке и повышению квалификации учителей с учетом этнорегиональ - ных особенностей Казахстана .

 

Ключевые слова : экономическая культура ,экономическое образование ,эко - номическое воспитание , содержание образования , этнорегиональные особен - ности , подготовка учителя , программа спецкурса .

 

The training of teachers in realization of tasks of schoolchildren’s economical culture formation. Schoolchildren’s economical culture formation in educationalprocess in modern school will function more effectively if teachers get a proper training. The results of research have shown that the level of teachers’ economical training in these tasks realization don’t accord to the given requirements.

 

The definite difficulties in theory and practice of pedagogical educational establishment students’ economical training are marked here.

 

With the aim of overcoming of these contradictions the author worked out and approbated the program of special course by teachers’ training and qualification improvement taking into account ethno regional peculiarities of Kazakhstan.

 

Key words: economic culture, economic education, economic upbringing, contentof education, ethnoregional features, preparation of the teacher, special course program.

 

В Государственной программе современно образованные, нравствен-
развития казахстанского образования ные, предприимчивые люди, которые
на период до 2020 года указывается, могут самостоятельно принимать ре-
что развивающемуся обществу нужны шение в ситуации выбора, прогнози-

 


174


Образование за рубежом


 

руя их возможные последствия, отли-чаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью и компетентнос-тью [1].

 

Потому формирование экономи-ческой культуры школьников включает знания и базовые навыки экономичес-кой культуры, способные обеспечить активную социальную адаптацию вы-пускников общеобразовательных уч-реждений.

 

Анализ теоретических источни-ков и обобщение материалов опыт-ной работы позволили нам выдвинуть предположение, что формирование экономической культуры школьников

 

в учебно-воспитательном процессе современной школы будет протекать более эффективно при соблюдении ряда педагогических условий.

 

Одним из первоочередных орга-низационно-педагогических условий, очевидно, является подготовка учите -

лей к реализации задач формирования экономической культуры школьников .

 

В условиях рыночной экономики особое значение для педагога приоб-ретают знания новых форм хозяйс-твования; готовность использовать предметное знание в качестве средства экономического обучения, воспита-ния и развития личности учащегося; высокая эрудиция и экономическая культура. Система подготовки и повы-шения квалификации преподаватель-ских кадров должна ориентировать учителей на овладение новыми педа-гогическими технологиями экономи-ческого образования и воспитания, на освоение компьютерной техники, умение вести воспитательную работу, использовать экономические знания в профессиональном самоопределении школьников.


 

 

Мы убеждены в том, что успеш-ное решение этих проблем связано, прежде всего, с пониманием учителя-ми особенностей рыночной экономики

 

и роли в ней экономической культуры личности.

 

Не вызывает сомнений, что фор-мирование экономической культуры школьников может состояться только при условии наличия соответствую-щей подготовки педагогических кад-ров.

 

Подтверждение этому мы нахо-дим в исследовании Т.С.Терюковой, которая рассматривает экономичес-кую культуру как важнейшее условие реализации педагога как личности и профессионала. Это связано с тем, что профессиональная деятельность педа-гога является составляющей экономи-ческой деятельности (в широком по-нимании); она направлена на создание экономических ценностей общества (человеческих ресурсов), повышение уникальности производимого им ин-теллектуального продукта, который зависит от уровня овладения педагога-ми экономической культурой. Говоря языком экономики, педагог делает бу-дущий человеческий ресурс более под-готовленным к вовлечению в социаль-но-экономический процесс. При этом, чем более образованным становится общество, благодаря деятельности учителей и педагогов (эффект положи-тельных экстерналий), тем выше веро-ятность появления более уникальных свойств трудовых ресурсов. От этого, в конечном счете, выигрывает все обще-ство, поскольку экономическая куль-тура педагога становится элементом его профессионально-экономической культуры [2].

 

В экономической сфере повыша-ет ценность педагогического труда и

 


175


Казанский педагогический журнал 2‘ 2012
   

 


 

уникальность производимого им в системе образования трудового ресур-са общества. С точки зрения экономи-ки это главное назначение педагога.

 

В социальной сфере создает осо-бую образовательную микросреду, преодолевает противоречия в различ-ных уровнях экономической культуры учеников.

 

В культурной сфере преумножа-ет культуру общества, расширяет его культурное пространство, участвует в создании новых культурных образцов.

В экономической подготовке бу-дущих учителей необходимо обратить внимание на формирование:

− умений проводить параллели между экономической теорией и реа-лиями профессиональной деятельнос-ти;

 

− формирование экономической культуры как профессионально значи-мого качества, что достигается за счет одновременного развития профессио-нально-педагогических и экономичес-ких знаний, умений и навыков в педа-гогическом вузе;

 

− использование активных мето-дов работы со студентами (совместное обучение, дебаты, деловые игры, пано-рамные уроки).

 

Анализ публикаций позволил нам сделать вывод о том, что социаль-но-экономическую подготовку школь-ников можно улучшить только при ус-ловии владения учителями основами экономических знаний и методикой осуществления экономического обра-зования и воспитания учащихся.

 

Требования времени вносят из-менения в учебно-воспитательный процесс образовательной школы. Приоритетной стала социально-эко-номическая подготовка учащихся. Возникает необходимость развития у


 

них инициативы, самостоятельности, предприимчивости, расчетливости, деловитости. Готовы ли учителя, рабо-тающее в настоящее время в школе, к перестройке своей деятельности?

Результаты проведенного нами констатирующего эксперимента пока-зали, что школьные учителя не имеют достаточной подготовки и нуждаются в специальной учебе.

 

Опрос 312 учителей и классных руководителей общеобразовательных школ Южно-Казахстанского регио-на показал, что 76% из них не смогли раскрыть суть понятия «экономичес-кая культура», в основном сводили ее

 

к экономическому образованию или экономическому воспитанию личнос-ти. Только 24% респондетов считают необходимой межпредметную интег-рацию с экономикой.

 

В результате опроса выявлено, что около 57% классных руководи-телей, не готовы к реализации задач формирования экономической куль-туры школьников, 33% опрошенных лишь эпизодически включают в вос-питательный процесс мероприятия с экономическим содержанием.

 

Педагогам были предложены ан-кеты, в которых затрагивался вопрос о значимости экономических знаний в профессиональной деятельности учи-теля.

 

Полученные результаты показали, что уровень экономической подготов-ки учителей не соответствует предъ-являемым требованиям. Насторажива-ет тот факт, что 78% учителей считают необязательным дополнительные за-нятия по экономике.

Определенную обеспокоенность вызывает отсутствие у 41% опрошен-ных желания улучшить свои знания по экономике. При этом 59% респон-

 


176


Образование за рубежом


 

дентов вообще не задумывались над этим.

 

Очевидно, что учителя-предмет-ники в своем большинстве еще не осознали особой роли своего предмета

 

в экономическом образовании и вос-питании учащихся.

 

Параллельно нами проводился опрос студентов педагогических спе-циальностей вузов, с целью выявления уровня их экономической подготовки. Опрос позволил выявить основные проблемы, трудности формирования экономической подготовленности бу-дущих учителей в процессе профес-сиональной подготовки и констатиро-вать недостаточный уровень интереса к этой проблеме со стороны высшей школы. Экономическая подготовка бу-дущих педагогов ограничивается изу-чением общих основ экономической теории и никаким образом не связана с их профессиональной деятельностью.

 

Вместе с тем положителен тот факт, что студенты понимают необхо-димость экономического образования учащихся – 92 % опрошенных дали положительный ответ на соответству-ющий вопрос.

 

Было опрошено 547 студентов пе-дагогических специальностей вузов Южно-Казахстанской области с целью выявления уровня их подготовленнос-ти к реализации задач формирования экономической культуры школьников. Результаты опроса показали, что:

− методика преподавания специ-альных дисциплин не связана с эконо-мическим образованием школьников.

− методика преподавания эко-номической теории в вузах также ос-тавляет желать лучшего, в качестве известных методов обучения называ-лись только лекции, семинары, само-стоятельные работы, практически не


 

 

используются методы личностно-ори-ентированного и профессионально-ориентированного обучения.

 

− в программе педагогической практики также не содержатся разде-лы и задания по формированию эко-номической культуры школьников на уроках и во внеклассной работе.

 

Помимо этого, в ходе опроса выявлено, что дополнительное эко-номическое образование студентов педагогических специальностей в форме организации спецкурсов в ву-зах Южно-Казахстанской области не практикуется.

 

В теории и практике экономичес-кой подготовки студентов педагоги-ческих вузов сохраняются следующие трудности:

 

− отсутствие научно обоснован-ных требований к экономической подготовке педагога, развитию его личности в системе высшего педагоги-ческого образования;

 

− не ставятся и не реализуют-ся задачи повышения экономической культуры педагога;

 

− использование устаревших ме-тодов преподавания, ориентирован-ных на репродуктивную деятельность студентов;

 

− слабая связь изучаемой теории

 

с практикой, без адаптации к казахс-танским реалиям и культурным тра-дициям;

 

− отсутствие мотивации в изуче-нии экономики у студентов.

Проведенное нами исследование показало, что система подготовки спе-циалистов в вузах до сих пор недоста-точно ориентирована на формирова-ние у них экономической культуры и готовности к проведению такой рабо-ты в школе.

 


177


Казанский педагогический журнал 2‘ 2012
   


 

Основным условием разрешения отмеченных трудностей и противоре-чий выступает повышение эффектив-ности экономического образования и воспитания студентов на этапе про-фессионального обучения в педаго-гических вузах и экономическая под-готовка и переподготовка учителей в системе повышения квалификации.

 

Мы разделяем мнение Т.В.Бо-ровиковой, что «для формирования у школьников устойчивости к негатив-ным явлениям , которое неизбежно несет за собой рыночная экономика, передачи им представлений о культу-ре взаимоотношений в процессе эконо-мической деятельности, о зависимости продуктивности труда от культуры межличностных отношений, учитель должен сам в полной мере обладать со-ответствующими знаниями, навыками

и качественными характеристиками»

 

[3].

 

Проанализировав отношение учи-телей к роли экономической культуры

в своей профессиональной деятельнос-ти, мы считаем необходимым совер-шенствовать экономическую и мето-дическую подготовку учителя.

 

Современная система непрерыв-ного социально-экономического об-разования и воспитания школьников предъявляет принципиально новые требования к подготовке педагогичес-ких кадров.

 

Условия современной экономи-ки Республики Казахстан, развитие конкуренции в социально-культурной сфере предъявляют высокие требо-вания к экономической культуре пе-дагога. Особое значение для педагога приобретают знания новых форм хо-зяйствования; готовность использо-вать предметное знание в качестве средства экономического обучения,


 

 

воспитания и развития личности уча-щегося; высокая эрудиция и экономи-ческая культура.

 

Б.Т.Лихачев отмечает, что шко-ла вступила в рыночные отношения в условиях, когда «с одной стороны , по существу, нет культурных кадров для реализации таких отношений, с другой

 

– дети успели накопить немалый опыт стихийного «рыночного» поведения

– сомнительных действий, манипули-рования. Действия педагогов следует направить на то, чтобы школьники осознавали «суть философии рынка», поняли, что рыночные отношения не исчерпываются лишь покупкой и пере-продажей дефицитных товаров и услуг, а уровнем отношений между людьми в процессе производства, распределения и потребления товаров и услуг» [4].

В исследованиях Т.В.Боровиковой [3], С.Л.Чернер [5], Т.М. Матвеевой [6] сформулированы общие принципы, лежащие в основе теоретической под-готовки учителя к экономическому воспитанию:

 

− подчинение экономической уче бы задаче развития творческой ак-тивности личности и воспитания у нее сознательного отношения к труду;

 

− всеобщность и систематич-ность экономического образования и воспитания на всех ступенях образо-вания подрастающего поколения;

 

− обязательность экономической

 

и методической подготовки при про-хождении профессионального обуче-ния и повышения квалификации каж-дого работника.

 

Анализ публикаций и состояния педагогической практики по данной проблеме позволил нам сделать вывод о том, что социально-экономическую подготовку школьников можно улуч-шить только при условии владения

 


178


Образование за рубежом


 

учителями основами экономических знаний и методикой осуществления экономического образования и воспи-тания учащихся с учетом этнорегио-нальных особенностей Казахстана.

 

С этой целью для учителей-пред-метников и учителей экономики по нашему предложению были организо-ваны курсы в областном ИПК и ППК. Нами был составлен план работы ка-бинета «Инновационные технологии

 

и экономическое образование», про-грамма спецкурса по подготовке и по-вышению квалификации учителей.

 

Программа спецкурса включала комплекс следующих мероприятий:

 

1. Перспективный план-график ежегодной подготовки учителей на курсах ИПК и ППК Южно-Казахстан-ской области.

 

2. «Методика преподавания ос-нов экономической теории» – курс.

 

3. «Учет этнорегиональных осо-бенностей в экономическом образова-нии школьников» – спецсеминар.

 

4. «Интеграция школьных пред-метов с экономикой на основе этноре-гиональных особенностей» – спецсе-минар.

 

5. «Методика формирования эко-номической культуры школьников в процессе внеклассной работы» – спец-семинар.

 

6. Организация областных науч-но-практических семинаров, выезд-ных семинаров, тренингов.

 

7. Экономические олимпиады.

 

8. Конкурс лучших методичес-ких разработок по формированию эко-номической культуры школьников.

В ходе курсовой подготовки по данной программе слушатели знако-мятся и отрабатывают следующие ос-новные вопросы:


 

 

− программы и методики препо-давания экономики с учетом этнореги-ональных особенностей Казахстана;

 

− подход к экономической подго-товке, формирующей деловую актив-ность учащихся в условиях рыночной экономики в Казахстане;

 

− понятие экономической куль-туры, ее функций и содержания;

 

− формы, методы и средства фор-мирования экономической культуры школьников;

 

− комплект деловых игр, отража-ющих специфику местного производс-тва;

 

− набор рыночных ситуаций и задач, связанных с экономикой Казах-стана;

− словарь основных терминов;

 

− диагностика развития эконо-мической готовности и деловой актив-ности учащихся и педагогов;

 

− критерии оценки экономичес-кой и профессиональной готовности личности;

 

− модель личности активного работника рыночного типа; характе-ристики основных экономических и профессиональных качеств и базовых умений, присущих педагогу и специа-листу рыночной экономики.

 

Особое значение в нашем иссле-довании имело педагогическое руко-водство внедрением авторских учебно-методических пособий для учителей – «Учет этнорегиональных особеннос-тей на уроках экономики в школе», «Интеграция школьных предметов с экономикой на основе этнорегиональ-ных особенностей», «Организация внеклассной работы по экономичес-кому воспитанию школьников», Про-грамма «В мире экономики на основе модульной технологии».

 


179


Казанский педагогический журнал 2‘ 2012
   
Так как основным концептуаль- ников, мы посчитали необходимым
ным положением нашего исследования разработать программу спецсемина-
и одним из важнейших условий эф- ра «Учет этнорегиональных особен-
фективности формирования экономи- ностей в экономическом образовании
ческой культуры школьников является школьников» для учителей экономи-
учет этнорегиональных особенностей ки. План-график спецсеминара для
Казахстана в содержании экономичес- учителей экономики представлен в
кого образования и воспитания школь- таблице 1.

 

Таблица 1.

 

План - график спецсеминара для учителей экономики « Учет этнорегиональных

 


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 175; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!