Совершающие поясной поклон, падающие ниц, повелевающие совершать одобряемое, запрещающие совершать предосудительное, сохраняющие ограничения Аллаха.



Обрадуй же верующих.

Это описание прекрасными качествами верующих, у которых Аллах купил имущество и души

﴿التَّـئِبُونَ﴾ «Кающиеся» – за все грехи и стороннящиеся больших грехов;

﴿الْعَـبِدُونَ﴾ «Поклоняющиеся» – это те, кто регулярно совершают поклонение словами и действиями.

Одно из лучших слов поклонения это восхваление Алллаха, поэтому Аллах сказал:

 ﴿الْحَـمِدُونَ﴾ «Вохсваляющие».

 Также одним из наилучших деяний является пост, т.е. воздержание от удовольствий: еды, питья и совокупления. Аллах описал их как: ﴿السَّـئِحُونَ﴾ «Постящиеся» – Аллах таким же термином описал жён посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в другом аяте: ﴿سَـئِحَـتٍ﴾ Постящиеся (женщины). (66:5)

Поясной поклон и земной поклон являются элементами молитвы:

﴿الرَكِعُونَ السَّـجِدونَ﴾ «Совершающие поясной поклон, падающие ниц».В то же время они приносят пользу творениям Аллаха тем, что указывают на повиновение Аллаху, повелевают им совершение одобряемого, запрещают им совершать предосудительное, зная, что следует совершать, а чего следует предостерегаться. Это и есть сохранение ограничений Аллаха в дозволенном и запретном. Они истинно поклоняются Аллаху и делают наставления людям.         О них Аллах сказал: ﴿وَبَشِّرِ الْمُؤْمِنِينَ﴾ «Обрадуй же верующих».

Аллах сказал:

 

مَا كَانَ لِلنَّبِىِّ وَالَّذِينَ ءَامَنُواْ أَن يَسْتَغْفِرُواْ لِلْمُشْرِكِينَ وَلَوْ كَانُواْ أُوْلِى قُرْبَى مِن بَعْدِ مَا تَبَيَّنَ لَهُمْ أَنَّهُمْ أَصْحَـبُ الْجَحِيمِ

(113) Пророку и верующим не подобает просить прощения для многобожников,

Даже если они являются родственниками, после того, как им стало ясно,

Что они будут обитателями Ада.

وَمَا كَانَ اسْتِغْفَارُ إِبْرَهِيمَ لاًّبِيهِ إِلاَّ عَن مَّوْعِدَةٍ وَعَدَهَآ إِيَّاهُ فَلَمَّا تَبَيَّنَ لَهُ أَنَّهُ عَدُوٌّ لِلَّهِ تَبَرَّأَ مِنْهُ إِنَّ إِبْرَهِيمَ لأَوَّاهٌ حَلِيمٌ

(114) А молитва Ибрахима (Авраама) о прощении для его отца

Была всего лишь исполнением обещания, которое он ему дал.

Когда же ему стало ясно, что его отец является врагом Аллаха, он отрекся от него. Воистину, Ибрахим (Авраам) был смиренным, выдержанным.

Имам Ахмад (5/533) сообщает, что ибн аль-Мусайиб передал со слов его отца, что когда Абу Талиб лежал на смертном одре, и у него сидели Абу Джахль и Абдулла ибн Абу Умайа, к нему зашёл посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и сказал:

«أَيْ عَمِّ، قُلْ لَا إِلَهَ إِلِّا اللهُ كَلِمَةً أُحَاجُّ لَكَ بِهَا عِنْدَ اللهِ عَزَّ وَجَل» «О, дядя, скажи: «нет божества кроме Аллаха» с этим словом я буду ходатайствовать за тебя перед Аллахом Всевышним». Тогда Абу Джахль и ибн Абу Умайя сказали: «О, Абу Талиб, ты отрекаешься от религии Абдуль-Муталлиба?» Тот ответил: «Я на религии Абдуль-Муталлиба». Тогда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему: «لَأَسْتَغْفِرَنَّ لَكَ مَا لَمْ أُنْهَ عَنْك» «Я буду просить за тебя прощения (у Аллаха) пока мне не будет запрещено это делать». И тогда был ниспослан аят: ﴿مَا كَانَ لِلنَّبِىِّ وَالَّذِينَ ءَامَنُواْ أَن يَسْتَغْفِرُواْ لِلْمُشْرِكِينَ وَلَوْ كَانُواْ أُوْلِى قُرْبَى مِن بَعْدِ مَا تَبَيَّنَ لَهُمْ أَنَّهُمْ أَصْحَـبُ الْجَحِيمِ ﴾

«Пророку и верующим не подобает просить прощения для многобожников, даже если они являются родственниками, после того, как им стало ясно, что они будут обитателями Ада».

 

На счет Абу Талиба также был ниспослан аят: ﴿إِنَّكَ لاَ تَهْدِى مَنْ أَحْبَبْتَ وَلَـكِنَّ اللَّهَ يَهْدِى مَن يَشَآءُ﴾

«Воистину, ты не сможешь наставить на прямой путь тех, кого возлюбил. Только Аллах наставляет на прямой путь тех, кого пожелает». (28:56) (Бухари 1360, Муслим 24)

Ибн Джарир сообщает, что Сулейман ибн Бурайда передал со слов своего отца, что когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) прибыл в Мекку, он пришёл к одной могиле, сел возле неё, стал говорить, а потом встал со слезами на глазах. Мы сказали: «О, посланник Аллаха, мы видели то, что ты делал». Он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «إِنِّي اسْتَأْذَنْتُ رَبِّي فِي زِيَارَةِ قَبْرِ أُمِّي فَأَذِنَ لِي، وَاسْتَأْذَنْتُهُ فِي الْاسْتِغْفَارِ لَهَا فَلَمْ يَأْذَنْ لِي» «Я попросил у моего Господа дозволения посетить могилу моей матери, и Он разрешил мне, я попросил у Него разрешения просить за неё прощения, и Он не разрешил мне это». Мы не видели, чтобы он когда-либо так плакал как в тот день».

Аль-Ауфи передаёт, что ибн Аббас прокомментировал слова Аллаха:

﴿مَا كَانَ لِلنَّبِىِّ وَالَّذِينَ ءَامَنُواْ أَن يَسْتَغْفِرُواْ لِلْمُشْرِكِينَ﴾ «Пророку и верующим не подобает просить прощения для многобожников»посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) пожелал попросить прощения за своего отца, но Аллах запретил ему это. Тогда он  сказал: «إِنَّ إِبْرَاهِيمَ خَلِيلَ اللهِ صلى الله عليه وسلّم قَدِ اسْتَغْفَرَ لِأَبِيه» «Поистине Ибрахим был любимцем Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и он просил прощения за своего отца».  И тогда Аллах ниспослал: ﴿وَمَا كَانَ اسْتِغْفَارُ إِبْرَهِيمَ لاًّبِيهِ إِلاَّ عَن مَّوْعِدَةٍ وَعَدَهَآ إِيَّاهُ﴾ «А молитва Ибрахима (Авраама) о прощении для его отца была всего лишь исполнением обещания, которое он ему дал». Али ибн Абу Тальха передаёт, что ибн Аббас прокомментировал этот аят:

«Они просили за своих умерших родственников многобожников, пока не был ниспослан этот аят. Когда им стало, запрещено это делать они перестали, но продолжали просить прощения за живых родственников многобожников до их смерти. А затем Аллах ниспослал этот аят:

﴿وَمَا كَانَ اسْتِغْفَارُ إِبْرَهِيمَ لاًّبِيهِ﴾ «А молитва Ибрахима (Авраама) о прощении для его отца была всего лишь…»

Далее Аллах говорит: ﴿فَلَمَّا تَبَيَّنَ لَهُ أَنَّهُ عَدُوٌّ لِلَّهِ تَبَرَّأَ مِنْهُ﴾ «Когда же ему стало ясно, что его отец является врагом Аллаха, он отрекся от него» – Ибрахим (мир ему) продолжал просить прощения за своего отца пока тот не умер, но потом когда ему стало ясно, что его отец враг Аллаха, он отрекся от него. В другом повествовании, как только отец Ибрахима умер, ему стало ясно, что он был врагом Аллаха. Также считали ад-Даххак, Катада, Муджахид и другие.

Убайд ибн Умайр и Саид ибн Джубайр сказали: «Ибрахим отречётся от своего отца в Судный день, когда увидит его. На его лице будет пыль и усталость. Он скажет: «О, Ибрахим, я не слушался тебя при жизни, но я буду слушаться тебя сейчас». Тогда Ибрахим скажет: «О, Господь мой, разве Ты не обещал мне, что не опозоришь меня в День Воскрешения? И какой позор может быть хуже моего отдалённого отца?» Тогда ему будет сказано: «Повернись назад». Он посмотрит и увидет своего отца в образе окровавленной гиены, которую за задние лапы потащут и бросят в Ад».

 

Слово Аллаха: ﴿إِنَّ إِبْرَهِيمَ لأَوَّاهٌ حَلِيمٌ﴾ «Воистину, Ибрахим (Авраам) был смиренным, выдержанным» – т.е. постоянно в мольбе согласно ибн Мас’уду. Несколько комментаторов передали это от ибн Мас’уда.

Есть мнение, что слово أ وَّاهٌ «смиренный» означает, что он постоянно стоял смиренно в мольбе. Или же «милосердный» или «уверовавший без сомнений» и т.п.

 

Аллах сказал далее:

وَمَا كَانَ اللَّهُ لِيُضِلَّ قَوْماً بَعْدَ إِذْ هَدَاهُمْ حَتَّى يُبَيِّنَ لَهُم مَّا يَتَّقُونَ إِنَّ اللَّهَ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمٌ

(115) Аллах не вводит в заблуждение людей, после того как Он указал им прямой путь, пока Он не разъяснит им, чего они должны опасаться.


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 248; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!