Ведь кого хочет Аллах искусить , для того ты ничем не будешь властен у Аллаха .



Это - те ,  сердца которых Аллах не пожелал очистить.

Для них в ближайшем мире - позор , для них в последней жизни - великое наказание ! Они постоянно слушают ложь , пожирают запретное .  

Слово سُّحْت «запретное» по мнению ибн Мас’уда и других означает взятки .

Т.е. при наличии таких качеств как может Аллах очистить их сердца?

И как может принять их мольбы?

 

 Затем Аллах сказал Своему пророку:

﴿فَإِن جَآءُوكَ﴾ Если они придут к тебе – обращаются к тебе за судом.

﴿فَاحْكُمْ بَيْنَهُمْ أَوْ أَعْرِضْ عَنْهُمْ وَإِن تُعْرِضْ عَنْهُمْ فَلَن يَضُرُّوكَ شَيْئاً﴾

То рассуди между ними или отвернись от них .

А если отвернешься от них , то они ни в чем не повредят тебе

- поэтому тебе не следует быть судьёй между ними, ибо они, обращаясь к тебе,

лишь хотят, чтобы твоё решение совпало с их мнениями.

Ибн Аббас, Муджахид, Икрима, аль-Хасан, Катада, ас-Судди, Зайд ибн Аслам,

 Ата аль-Хурасани и другие комментаторы считают, что этот аят был отменён аятом:

﴿وَأَنِ احْكُم بَيْنَهُمْ بِمَآ أَنزَلَ اللَّهُ﴾ Суди между ними согласно тому , что ниспослал Аллах . (5:49)

﴿وَإِنْ حَكَمْتَ فَاحْكُم بَيْنَهُم بِالْقِسْطِ﴾ А если станешь судить , то суди их по справедливости

– на основе истины и справедливости, даже если они сами являются беззаконниками, вышедшими с пути истины. ﴿إِنَّ اللَّهَ يُحِبُّ الْمُقْسِطِينَ﴾ Поистине , Аллах любит справедливых !

 

Затем Всевышний Аллах опровергает их ложные мнения и меркантильные цели в том,

что они сначала считали, что их писание неизменно и им приказано придерживаться его,

но затем они перестали следовать законам писания и стали обращаться к другим законам, т.к. стали считать, что их книга утеряла свою достоверность. Аллах сказал об этом:

﴿وَكَيْفَ يُحَكِّمُونَكَ وَعِندَهُمُ التَّوْرَاةُ فِيهَا حُكْمُ اللَّهِ ثُمَّ يَتَوَلَّوْنَ مِن بَعْدِ ذلِكَ وَمَآ أُوْلَـئِكَ بِالْمُؤْمِنِينَ ﴾

Но как они поставят тебя судьей , когда у них Тора , в которой суд Аллаха ?

Потом они отворачиваются после этого , - не являются эти верующими !

Затем Он восхвалил Тору, которую Он ниспослал Своему рабу и посланнику

Мусе ибн Имрану ( мир ему ). В частности Он сказал:

﴿إِنَّآ أَنزَلْنَا التَّوْرَاةَ فِيهَا هُدًى وَنُورٌ يَحْكُمُ بِهَا النَّبِيُّونَ الَّذِينَ أَسْلَمُواْ لِلَّذِينَ هَادُواْ﴾

Мы низвели Тору , в которой руководство и свет ;

Судят по ней пророки , которые предались , тех , кто исповедует иудейство

 – не выходят из-под сени её закона, не заменяют их и не искажают.

﴿وَالرَّبَّانِيُّونَ وَالأَحْبَارُ﴾ И раввины и книжники

 – раввины - это набожные богословы среди них, а книжники - просто богословы.

﴿بِمَا اسْتُحْفِظُواْ مِن كِتَـابِ اللَّهِ﴾ Сообразно с тем , что им дано на хранение из писания Аллаха – то, что им было поручено не скрывать ничего  и действовать в соответствии с Писанием

﴿وَكَانُواْ عَلَيْهِ شُهَدَآءَ فَلاَ تَخْشَوُا النَّاسَ وَاخْشَوْنِ ﴾ и они - об этом свидетели (исповедники).

Не бойтесь же людей , а бойтесь Меня ! – не страшитесь их, а страшитесь Меня.

 Здесь есть два мнения по поводу смысла этого аята, которые мы разберём позже.

 

Причины ниспослания этого аята

Имам Ахмад сообщает, что ибн Аббас сказал:

« Поистине Всевышний Аллах ниспослал : ﴿وَمَن لَّمْ يَحْكُم بِمَآ أَنزَلَ اللَّهُ فَأُوْلَـئِكَ هُمُ الْكَافِرُونَ﴾

А кто не судит по тому , что низвел Аллах , то это – неверные ».

– также : ﴿فَأُوْلَـئِكَ هُمُ الظَّـلِمُونَ﴾ « То они беззаконники»

А также: ﴿فَأُوْلَـئِكَ هُمُ الْفَـسِقُونَ﴾  « То они нечестивцы ».

Ибн Аббас сказал:  « Всевышний Аллах ниспослал эти аяты  о двух группах иудеев ,

одна из которых победила другую в доисламский период . Когда война закончилась ,

они договорились о том , что за каждого убитого из побежденного племени победившее племя должно выплатить пятьдесят васаков ( каждый васак около трёх кг .) фиников ,

а за убитого из племени победителей , поверженное племя должно выплатить сто васаков фиников . Они придерживались этого обычая , пока в Медину не переселился посланник Аллаха ( да благословит его Аллах и приветствует ). И вот однажды люди из поверженного племени убили человека из победившего племени . Могущественное племя запросило у

слабого племени выкуп за убитого в размере ста васаков серебра . Те ответили им :

« Как такое может быть , если у нас одна религия , одни корни и одна родина ? А выкуп за одного составляет половину выкупа за другого ? Раньше мы выплачивали вам несправедливо только из - за страха к вам , а после того как пришёл Мухаммад мы не станем вам давать ту же сумму ». И так они чуть было не дошли до войны , но потом согласились обратиться за судом к Мухаммаду ( да благословит его Аллах и приветствует ). Могущественное племя сказало : « Клянёмся Аллахом , Мухаммад не даст им вдвое больше того , что он даёт вам

за них . Да , вы правы , вы платили нам вдвое больше лишь потому , что мы сильнее вас ,

а вы побеждены нами . Идите же к Мухаммаду и послушайте , что он говорит . Если он вынесет решение , удобное вам , то берите его , а если он вынесет не то , что вы хотели ,

то не принимайте это решение и остерегайтесь его ». Они подослали к пророку

( да благословит его Аллах и приветствует ) людей из лицемеров , дабы узнать его мнение ,

но Аллах оповестил Своего посланника обо всём , что они затеяли и ниспослал откровение : ﴿يأَيُّهَا الرَّسُولُ لاَ يَحْزُنكَ الَّذِينَ يُسَارِعُونَ فِى الْكُفْرِ﴾

О, посланник ! Пусть тебя не печалят те , которые устремляются к неверию

 – до слов : ﴿ الْفَـاسِقُونَ ﴾ « Нечестивцы ». Эти аяты Аллах ниспослал по поводу них ».

(Подобное повествование приводит Абу Дауд.)

 

Ибн Джарир сообщает со слов ибн Аббаса, что аяты из суры « Трапеза »:

﴿فَاحْكُمْ بَيْنَهُمْ أَوْ أَعْرِضْ عَنْهُمْ﴾ То рассуди между ними или отвернись от них .

до слов : ﴿ الْمُقْسِطِينَ ﴾ Справедливых  – были ниспосланы по поводу спора между

Бану ан - Надир и Бану Курайза о выкупе . За убитых из Бану ан - Надир выплачивался выкуп полностью , а Бану Курайза платили лишь половину выкупа . Они обратились к Пророку

( да благословит его Аллах и приветствует ) с просьбой рассудить их по этому вопросу .

От Аллаха по этому поводу пришло это откровение . Пророк решил справедливо :

сделал выкуп одинаковым . Один Аллах знает , что из этого было на самом деле !»

(Этот же хадис рассказал Ахмад, Абу Дауд и ан-Насаи[58].)

 

Ибн Джарир также передаёт со слов ибн Аббаса, что племя Надир было благороднее

племени Курайза , и поэтому за убитого из Надир убивали одного из Курайзы возмездием ,

а за убитого из курайзы Надир выплачивал сто васаков фиников . Когда в Медину

прибыл посланник Аллаха ( да благословит его Аллах и приветствует ), был убит один

из племени Курайза . Те потребовали выдачи убийцы , но людииз племени Надир заявили :

« Между вами и нами посланник Аллаха ! ( т . е . судья )» и тогда был ниспослан аят :

﴿وَإِنْ حَكَمْتَ فَاحْكُم بَيْنَهُم بِالْقِسْطِ﴾ А если станешь судить , то суди их по справедливости ».

(Этот хадис передал Абу Дауд, ан-Насаи, ибн Хиббан и аль-Хаким.)

 

Ибн Аббас сообщает,  что эти аяты были ниспосланы по поводу парочки иудеев ,

совершивших блуд .  Об этом уже приводились хадисы ранее.

 

 Возможно, что причины ниспослания этих аятов происходили одновременно.

И эти аяты были ниспосланы по поводу всех этих событий. Аллах знает лучше[59].

Именно поэтому слово Аллаха далее: ﴿وَكَتَبْنَا عَلَيْهِمْ فِيهَآ أَنَّ النَّفْسَ بِالنَّفْسِ وَالْعَيْنَ بِالْعَيْنِ﴾

Мы предписали им в нем : душа – за душу . (5:45) подтверждает,

что предыдущие аяты были ниспосланы по поводу кровной мести. Аллах знает лучше.

 

Слово Аллаха: ﴿وَمَن لَّمْ يَحْكُم بِمَآ أَنزَلَ اللَّهُ فَأُوْلَـئِكَ هُمُ الْكَافِرُونَ﴾


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 244; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!