А кто не судит по тому , что низвел Аллах , то это - неверные .



Аль-Бара ибн Азиб, Хузейфа ибн аль-Йаман,

ибн Аббас, аль-Хасан аль-Басри и другие сказали, что этот аят был ниспослан по поводу обладателей Писания . Аль-Хасан аль-Басри добавил, что он адресован также и нам.

 

 Ибн Джарир сообщает, Алькама и Масрук спросили у ибн Мас’уда по поводу

взятки (Сухт) , и он ответил : « Она запрещена » Они спросили по поводу

решения (хукм) относительно этого , и он ответил : « Это неверие ».

А затем он прочитал : ﴿وَمَن لَّمْ يَحْكُم بِمَآ أَنزَلَ اللَّهُ فَأُوْلَـئِكَ هُمُ الْكَـافِرُونَ﴾

А кто не судит по тому , что низвел Аллах , то это – неверные

 Ас-Судди сказал по поводу аята:

﴿وَمَن لَّمْ يَحْكُم بِمَآ أَنزَلَ اللَّهُ فَأُوْلَـئِكَ هُمُ الْكَـافِرُونَ﴾

А кто не судит по тому ,  что низвел Аллах , то это – неверные

  кто не правит согласно тому , что ниспослал Аллах и избегает

 ( правления по законам Аллаха ) умышлено , зная об этом , то он из неверных .

Али ибн Абу Тальха сообщает,

 что ибн Аббас сказал по поводу аята: ﴿وَمَن لَّمْ يَحْكُم بِمَآ أَنزَلَ اللَّهُ فَأُوْلَـئِكَ هُمُ الْكَـافِرُونَ﴾

А кто не судит по тому , что низвел Аллах , то это – неверные

– « Кто отрицал то , что ниспослал Аллах , тот стал неверным ,

а кто признал их ( но не правил по ним ), тот беззаконник и нечестивец ».

Ибн Джарир сообщает,  что этот аят был ниспослан по поводу обладателей

Писания или тех , кто отрицает закон Аллаха , который Он ниспослал в Своём Писании .

Ибн Таус сказал: « Это не подобно неверию в Аллаха , ангелов , писания и пророков ».

 Ата сказал:

« Это неверие меньше неверия , беззаконие меньше беззакония , и нечестие меньше нечестия ».

 Ибн Абу Хатим сообщает, что ибн Аббас также сказал по поводу аята:

 ﴿وَمَن لَّمْ يَحْكُم بِمَآ أَنزَلَ اللَّهُ فَأُوْلَـئِكَ هُمُ الْكَافِرُونَ﴾

А кто не судит по тому , что низвел Аллах , то это – неверные

– это не то неверие , которое вы подразумеваете [60] ».

( Это повествование передал аль-Хаким в «аль-Мустадрике».

Он сказал, что оно достоверное по условиям двух шейхов, но сами они не передали его.)

 

Аллах сказал далее:

وَكَتَبْنَا عَلَيْهِمْ فِيهَآ أَنَّ النَّفْسَ بِالنَّفْسِ وَالْعَيْنَ بِالْعَيْنِ وَالأَنْفَ بِالأَنْفِ وَالأُذُنَ بِالأُذُنِ

 وَالسِّنَّ بِالسِّنِّ وَالْجُرُوحَ قِصَاصٌ فَمَن تَصَدَّقَ بِهِ فَهُوَ كَفَّارَةٌ لَّهُ وَمَن لَّمْ يَحْكُم بِمَآ أنزَلَ اللَّهُ فَأُوْلَـئِكَ هُمُ الظَّـلِمُونَ

(45) Мы предписали им в нем : душа – за душу , глаз – за глаз , нос – за нос ,

Ухо – за ухо , зуб – за зуб , а за раны – возмездие . Но если кто - нибудь пожертвует этим , то это станет для него искуплением . Те же , которые не принимают решений

В соответствии с тем , что ниспослал Аллах , являются беззаконниками .

Это также порицание в адрес иудеев. Ведь у них в Торе написано: « Душа за душу »,

а они нарушали этот закон Торы умышлено. Они убивают человека из племени Курайза за человека из племени Надир, но не убивают надирита за куразита, а берут за него выкуп.

Они также нарушали закон Торы относительно побития камнями женатого прелюбодея,

 и заменили это наказание на бичевание, и публичный позор. Поэтому Аллах сказал ранее: ﴿وَمَن لَّمْ يَحْكُم بِمَآ أَنزَلَ اللَّهُ فَأُوْلَـئِكَ هُمُ الْكَـافِرُونَ﴾ А кто не судит по тому , что низвел Аллах ,

то это – неверные – ведь они отвергли законы Аллаха умышлено и заносчиво.

Аллах сказал здесь: ﴿فَأُوْلَـئِكَ هُمُ الظَّـالِمُونَ﴾ Являются беззаконниками

– они не встали на сторону угнетённого, против угнетателя, в том деле,

в котором Аллах повелел проявлять справедливость и равенство между всеми людьми. 

Они несправедливо нарушили этот закон и попрали права друг друга.

 

Имам Абу Наср ибн Ас-Саббаг приводит в своей книге « аш - Шамиль »

единогласие всех учёных ( Иджма ) о том, что этот аят (5:45) указывает на то,

 что мужчину можно убивать за убийство женщины.

 

Ан-Насаи приводит в своём сборнике хадис, в котором сообщается, что посланник Аллаха ( да благословит его Аллах и приветствует ) написал письмо Амру ибн Хазму :

 «أَنَّ الرَّجُلَ يُقْتَلُ بِالْمَرْأَة» « Мужчину убивают за женщину ».

 В другом хадисе посланник Аллаха ( да благословит его Аллах и приветствует ) сказал:

«الْمُسْلِمُونَ تَتَكَافَأُ دِمَاؤُهُم» « Жизни мусульман равноценны ».

 Это мнение большинства учёных,  однако, Абу Ханифа считал, что по общему смысла текста аята (5:45) можно убивать мусульманина за убийство неверного, и свободного человека за убийство раба.  Но большинство учёных не разделяет это мнение,

потому как в двух Сахихах приводится хадис от Али, в котором посланник Аллаха,

да благословит его Аллах и приветствует, сказал: « Мусульманина не убивают за неверного ».

 

Мнение ибн ас-Саббага о том, что аят (5:45) служит доводом в этом вопросе,

хадис переданный имамом Ахмадом от Анаса ибн Малика ( да будет доволен им Аллах ),

 в котором сообщается, что Анас, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал,

что его тетя по отцовской линии по имени ар - Рубеййи ‘ бинт ан - Надр сломала передний

зуб молодой девушке . Родственники ар - Рубеййи ‘ бинт ан - Надр попросили родственников девушки простить ее , но они отказались сделать это . Тогда они предложили им

материальную компенсацию , но они отказались от денег и отправились к Посланнику Аллаха , мир ему и благословение Аллаха, с требованием отомстить за сломанный зуб .

Анас ибн ан - Надр , да будет доволен им Всевышний Аллах , сказал : « О Посланник Аллаха ! Неужели они сломают зуб ар - Рубеййи ‘? Клянусь Тем , кто отправил тебя с истиной ,

они не сломают ее зуб !» Посланник Аллаха , мир ему и благословение Аллаха , сказал :

« О Анас ! Аллах предписал вершить возмездие ». Тут родственники девушки согласились простить виновную , и тогда Посланник Аллаха , мир ему и благословение Аллаха , сказал :

«إن من عباد الله من لو أقسم على الله لأبره» « Воистину , среди рабов Аллаха есть такие ,

  которые заклинают Аллаха , и Он соглашается с ними ».
(Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и текст хадиса принадлежит аль-Бухари.)

Аллах сказал: ﴿وَالْجُرُوحَ قِصَاصٌ﴾ А за раны – возмездие.

Али ибн Абу Тальха сообщает, что ибн Аббас сказал:

« Душу следует убивать за душу , выкалывать глаз за глаз , отрезать нос за нос ,

вырывать зуб за зуб , а раны наносятся на раны . В этом равны все свободные

мусульмане между собой – мужчины и женщины , если преднамеренно было

совершено преднамеренное убийство или посягательство меньшего масштаба .

Рабы также равны в этом вопросе между собой – мужчины и женщины ,

т . е . в вопросе преднамеренного убийства или посягательства меньшего ».

 (Это же повествование приводит ибн Абу Хатим.)

 

Передают, что ‘Амр ибн Шу‘ейб рассказывал со слов своего отца и деда,

что один мужчина пронзил копьем колено другому мужчине .

Тот пришел к Пророку , мир ему и благословение Аллаха , и сказал : « Отомсти за меня !»

Он , мир ему и благословение Аллаха , ответил : «حَتَّى تَبْرَأ» « Когда поправишься ».

Спустя некоторое время он опять пришелк нему и сказал : « Отомсти за меня !» Он разрешил ему отомстить обидчику , но спустя некоторое время он опять пришел к нему и сказал :

« О, Посланник Аллаха ! Я остался хромым ». Он, мир ему и благословение Аллаха, сказал :

 «قَدْ نَهَيْتُكَ فَعَصَيْتَنِي، فَأَبْعَدكَ اللهُ وَبَطَلَ عَرَجُك»« Я запретил тебе , но ты ослушался меня ,

  и Аллах отдалил тебя и твоя хромота уже не имеет смысла ( т . е . за неё

не полагается компенсация )». Затем Посланник Аллаха , мир ему и благословение Аллаха ,

запретил мстить за нанесенные увечья до того , как пострадавший исцелится .
(Этот хадис передали Ахмад и ад-Даракутни, причем последний назвал его отосланным.)

 

Слово Аллаха: ﴿فَمَن تَصَدَّقَ بِهِ فَهُوَ كَفَّارَةٌ لَّهُ﴾


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 298; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!