Гдава 15. Историческая школа права (Густав Гуго... 245



ц.| фон Дессау. В 1792 г. поступил в аспирантуру в универ­ситет г. Галле. С 1792 г. вплоть до своей смерти в 1844 г., занимал должность профессора в Гёттингенском универси­тете, отклонив многочисленные предложения других уни­верситетов Германии.

Основные работы: «Учебник по истории римского права» (1790); «Учебник и хрестоматия классического пан-дектного права» (1790); «Учебник естественного права, или философия позитивного права» (1798); «Учебник по курсу цивилистики» (1823).

Содержание политико-правового учения. Понятие пра­ва Гуго связано с его представлением о сущности человека.

Вслед за Кантом Гуго рассматривал человека как суще­ство со свободной и разумной волей: «Все правовые нормы и все правоотношения могут быть только у разумных, сле­довательно, свободных существ, т.е. у таких, у которых по­мимо естественной необходимости, против которой дей­ствовать физически невозможно, может появиться и другая, против которой действовать физически хотя и воз­можно, но неразумно, неправильно».

Гуго связывает право с деятельностью не только свобод­ных индивидов, но и организованного властью сообщества людей: «Каждое такое сообщество имеет свои собственные правовые нормы и должно их иметь хотя бы уже потому, что сообщества эти суверенны».

При рассмотрении источников права Гуго выделяет:

• право, самобытно развивающееся (обычное право,
преторское право, земское право, городское право, «мнения
авторитетных правоведов»);

• право, создаваемое законодателем (законодательство,
созданное верховной властью, исторически никогда не
было единственным источником права. Так, в римском
праве, до Юстиниана, отдельные институты права возника­
ли независимо от законодательной власти).

Гуго полагал, что язык и нравы народа образуются сами собой, без какого либо вмешательства со стороны Бога, хотя они всегда находятся «в зависимости от места и вре­мени». Право развивается подобно языку и общественным нравам: «Большая часть правовых норм, действующих у данного народа, возникли стихийно, подобно тому, как воз­никли язык и нравы этого народа, или, скорее всего, явля­ясь частью того и другого, возникли в результате привыч­ки». Это право развивается само собой, вне приказов, но всегда сообразно с обстоятельствами.


246 Глава 15. Историческая школа права (Густав Гуго...    

Гуго допускал, что с изменением условий общественной жизни право начинает противоречить справедливости: «Изменение обстоятельств может привести к тому, что право начинает попирать справедливость». Тем не менее он признавал ценность такого права, которое противоречит справедливости, поскольку оно продолжает оставаться опорой внешнего порядка. Гуго полагал, что если рабство утверждено положительным правом, то оно лучше, чем свобода. Рабство по сравнению с идеалом — временнопра-вомерный институт.

В массиве правовых норм, действующих у того или ино­го народа, самобытно развивающееся право занимает больший объем. Гуго отдает предпочтение формам само­бытно развивающегося права и критически оценивает за­коны как источник права. Формам самобытно развивающе­ гося права в высшей степени присущи такие качества, как известность и определенность предписаний.

В отношении же законов, созданных верховной властью, всегда остается сомнение, насколько они будут применять­ся в действительности. В подтверждение, Гуго приводит пример, когда согласно постановлению властей города в Гёттингене переименовывали улицы, жители продолжали пользоваться старыми, привычными названиями.

Законы могут противоречить друг другу, выражать лишь корыстные цели законодателя, требовать особого повода к принятию и большой работы по внесению в них поправок. Кроме того, многие граждане никогда не читают законов. Гуго был противником концепции естественного права, и считал, что естественного права нет, есть лишь право пози­тивное (самобытно развивающееся право и законодатель­ство). Позитивное право само по себе несовершенно, но его ценность состоит в том, что к этому праву привыкли и с его помощью можно добиться определенности в предписании запретов и обязанностей, без чего невозможно обеспечить общественный порядок. Этому праву, утверждал Гуго, «сле­дует подчиняться, каким бы оно ни было, даже если оно очень далеко от высоких требований разума».

Теория договорного происхождения государства также подверглась критике со стороны Гуго по следующим пози­циям:

S миллионы людей не могут договориться о вечном подчинении учреждениям, о которых они еще ничего не знают на момент заключения договора, а также о повинове­нии еще не известным им правителям;


Глава 15. Историческая школа права (Густав Гуго... 247

S договорная теория происхождения государства не обеспечивает стабильности положению верховной власти и отрицает абсолютный характер этой власти, «против ко­торой никто не может иметь юридических притязаний».

Г. Гуго был сторонником «чистой» правовой науки, он не только создал методологическую основу, но и разрабо­тал программные положения исторического правоведения, которые впоследствии были развиты Фридрихом Карлом Савиньи.

Савиньи Фридрих Карл (1779-1861) — профессор Бер­линского университета.

Биография. Родился 21 февраля 1779 г. во Франкфурте-на-Майне в семье, принадлежащей к старинному дворянско­му роду. В 1795 г. поступил в университет г. Марбурга, затем некоторое время учился в Гёттингене. Защитив дис­сертацию на тему «О совокупности преступлений», Сави­ньи получил должность доцента кафедры уголовного права в Марбургском университете. После 1800 г. главной сфе­рой его интересов стали цивилистика и римское право, ко­торым посвящены его основные труды. В 1810 г. по пригла­шению В. Гумбольда Савиньи возглавил юридический факультет, вновь созданного Берлинского университета. С 1842 по 1848 г. он занимал пост министра юстиции Прус­сии, принимая участие в создании проектов Единого гер­манского вексельного устава и прусского Уголовного ко­декса, оказавших значительное влияние на последующее развитие германского законодательства.

Основные работы: «Право владения» (1803); «О при­звании нашего времени к законодательству и правоведе­нию» (1814); «История римского права в Средние века» (1815-1831); «Система современного римского права» (1840-1849).

Содержание политико-правового учения. Источни­ком развития права Савиньи считал «характер народа», или «народный дух» (Volksgeist). Право — это всегда исто­рическое проявление безличного народного духа, который не зависит от какого-либо произвола. Право — это органи­ческий продукт тайных внутренних сил народа.

Первоначально право возникает в сознании народа как «природное право». Это право всегда имеет национальную специфику подобно языку и политическому устройству любого народа. Являясь простым по содержанию, это пра-


248 Глава 15. Историческая школа права (Густав Гуго...________

во реализуется при помощи наглядных символических действий, которые выступают основанием возникновения и прекращения правоотношений.

С развитием народной культуры усложняется и право, оно начинает обособленно жить в сознании юристов — так появляется научное право. Юристы выступают не творца­ми права, а лишь выразителями народного духа. Они выра­батывают юридические понятия, обобщая то, что уже воз­никло на практике.

Последний этап в развитии права — это стадия законода­ тельства. На этом этапе юристы подготавливают законопро­екты, облекая в форму статей закона то, что уже произведено народным духом. Савиньи критиковал поспешное принятие правителями законов: «Задача правителей... признавать пра­во, существующее независимо от них. Живущее в народе право есть единственно-разумное. Ставя на место его свой произвол, они поступают вопреки своему призванию»; «стремление одним ударом сверху улучшить наше юридичес­кое состояние... проявление несчастного направления... жела­ющего всем управлять и управлять все более и более».

Историческая школа и кодификация права. Как отмечалось выше, Савиньи с сомнением воспринимал надежды профес­сора Гейдельбергского университета Ю. Тибо создать каче­ственный гражданский кодекс для Германии. Он писал: «Тибо полагает, что создание предлагаемого свода законов можно закончить через два, три, четыре года и что это будет не просто вспомогательный материал, а солидное произведе­ние, достойное того, чтобы его, как святыню, могли унаследо­вать грядущие поколения, и что в будущем достаточно будет внести в него лишь незначительные исправления».

Савиньи считал, что немцы «не доросли до создания свода законов». В раздробленной Германии Савиньи не видел единообразно подготовленных юристов, подобных римским юристам времен Папиниана, которые смогли бы разработать этот кодекс: «Следовательно, свод законов должен создаваться не коллегиально, а одним автором, если мы не хотим, чтобы этот свод законов был чисто меха­ническим соединением, чем-то мертворожденным и, следо­вательно, абсолютно непригодным».

В зарубежной юридической литературе Савиньи часто называют «королем германского правоведения XIX в.». Его учение об абстрактных обязательствах и двусторонних до-


Глава 15. Исто рическая школа права (Густав Гуго... 249

говорах стало ядром германского обязательственного пра­ва. Многие из его идей не потеряли своей актуальности и в настоящее время.

Пророчеству Савиньи об особых путях кодификации гражданского права в Германии суждено было сбыться — первый единый германский Гражданский кодекс 1896 г. стал результатом не форсированных законодательных про­цессов, а длительных научных разработок в сфере нового римского права.

Пухта Георг Фридрих (1798-1846) — профессор Бер­линского университета, внес значительный вклад в разви­тие исторической школы права. Пухта был учеником Сави­ньи и развил его идею о праве как продукте исторического развития народа.

Биография. Родился в семье известного судьи Воль-фанга Генриха Пухты. Под влиянием отца стал заниматься юриспруденцией. Преподавал право в ряде немецких уни­верситетов, окончательно связав свою судьбу с Берлин­ским университетом, в котором работал до конца жизни. Был государственным советником и членом комиссии по реформе прусского законодательства.

Основные работы: «Обычное право» (1838); «Учебник пандектов» (1838).

Содержание политике-правового учения. Понятие права у Пухты связано с его представлением о человеке как о существе со свободной волей: «В силу свободы человек — субъект права. Его свобода есть фундамент права, все юри­дические отношения вытекают из нее»; «право есть при­знание свободы, равномерно принадлежащей всем людям, как субъектам воли».

Однако это право, утверждал Пухта, получает настоя­щее признание только в государстве: «Та же сила, которая выдвигает право, образует также государство, без которого право имело бы неполное бытие, временное существова­ние; без него общественная воля, которой обусловливается право, была бы более желанием, чем действительной, силь­ной волей».

Источники права Пухта классифицирует следующим образом:

• невидимые источники права: вначале — это Бог, за­тем — народный дух. «Возникновение права из народного духа представляет собою невидимое явление. Кто бы при­нял на себя труд проследить те пути, которыми убеждение


             
     


250

Глава 15. Историческая школа права (Густав Гуго...

возникает в народе, всходит, растет, развивается и созрева­ет?». Понятие народного духа (Volksgeist) — безличного и самобытного сознания народа стало ключевым понятием в концепции правообразования Пухты;

• видимые источники права — формы выражения на­родного духа (обычное право, законодательное право, на­учное право): «Для нас видимый элемент составляет толь­ко уже возникшее, т.е. право после того, как оно вышло из мрачной мастерской, в которой вырабатывалось, и стало действительным. При своем возникновении оно может принять троякий вид:

1) как непосредственное убеждение членов народа, про­
являющееся в их действиях;

2) как закон;

3) как продукт научной дедукции».

Обычное право нельзя свести лишь к факту повторяемо­сти народом определенных действий, напротив, обычное право — это общенародное убеждение.

Законодательное право — форма права, которая позво­ляет сделать право ясным и единообразным. Однако содер­жание этого права не может быть произвольным: «Предпо­лагается, что законодатель действительно выражает общее убеждение народа, под влиянием которого он должен нахо­диться, — все равно, принимает ли он в свой закон уже ус­тановившееся юридическое воззрение или, согласно истин­ному духу народа, содействует образованию его».

Научное право — форма права, с помощью которой мож­но выявить юридические положения, сокрытые в духе на­ционального права, не проявлявшиеся ни в непосредст­венных убеждениях членов народа и их действиях,, ни в изречениях законодателя, которые, следовательно, стано­вятся ясными только как продукт научной дедукции».

Отличие научного права от других форм Пухта видел в том, что это право не обеспечено каким-либо внешним ав­торитетом. Необходимость обращения судей к научному праву возникает тогда, когда они не могут найти обоснова­ние своего судебного решения в других формах права: «Ча­сто судье приходится обсуждать отношения, о которых не содержат точного постановления ни обычное право, ни за­конодательство».

Научное право, полагал Пухта, «познается по внутрен­ним основаниям; невозможно преподать для этого позна­ния с известной полнотой особенных правил; вся наука должна служить руководством для этой цели. Каждый


Глава 15. Историческая школа права (Густав Гуго... 251

и 1|)ист, каждый судья призван к этому; в этом случае помо-i лгу также юридическая литература».

Будучи сторонником идеи органического развития пра-иа, Пухта тем не менее признавал и субъективные факторы и процессе правообразования. Так, он высоко оценивал де­ятельность правоведов, благодаря которой только и можно объяснить рецепцию римского права. Пухта говорил о рим­ском праве как всемирном праве, способном уживаться с любыми национальными особенностями, о взаимном влия­нии правовых систем разных народов.

* * *

Пухта, как и Савиньи, придавал принципиальное значе­ние правоведению и считал, что правоведение, являясь для народа органом познания права, служит интересам его раз­вития.

Традиции исторической школы права нашли отражение в современных правовых системах (ФРГ, Швейцария), рассматривающих закон и обычай как два источника права одного порядка.

По представлению русского правоведа Б.А. Кистяков-ского, спор между Савиньи и Тибо «ознаменовал оконча­тельный упадок идей естественного права» и «привел к торжеству новой "школы права — исторической».

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое «народный дух» в понимании Савиньи?

2. В чем суть критики естественного права с позиции исто­
рической школы права?

3. В чем, на ваш взгляд, заключаются достоинства представле­
ний исторической школы на проблему происхождения права?

4. В чем, на ваш взгляд, заключаются недостатки представле­
ний исторической школы на проблему происхождения права?

5. В чем суть критики договорной теории происхождения го­
сударства представителями исторической школы права?

6. В чем сущность спора Савиньи с Тибо?

Литература

Пухта Г. История римского права. М., 1864.

Пухта Г. Курс римского гражданского права. Т. 1. М., 1874.

Пухта Г. .Энциклопедия права. Ярославль, 1872.

Савиньи Ф. Обязательственное право / Пер. с нем. М., 1876.


Глава 16

ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ

В РОССИИ КОНЦА XVIII -

НАЧАЛА XIX в.

В конце XVIII — начале XIX в. формой правления в России продолжало оставаться самодержавие. Самодержа­вие всегда связано с политическим отчуждением населе­ния, которое не имеет никаких политических прав.

В России в это время существовало крепостное право, которое препятствовало культурному и экономическому развитию русского общества, вело к деградации сословия дворян. Многие передовые мыслители того времени оцени­вали крепостное право как архаизм, как причину отстава­ния России от передовых стран Запада. Политика русских монархов в отношении к крепостному праву носила непос­ледовательный и двойственный характер. С одной сто­роны, Павел I отменил некоторые привилегии дворян и ограничил барщину крестьян тремя днями в неделю, а с другой — роздал в частное владение дворянам 100 тысяч дворцовых и казенных крестьян. Александр I также не смог провести реформу по отмене крепостного права, хотя по его поручению готовились проекты по этому вопросу.

Такое положение дел приводило к росту социальной на­пряженности в России.

Русский историк В.О. Ключевский так оценивал рус­ское общество того времени: «Дворяне страшились кресть­ян, крестьянство злобилось на дворянство, то и другое не питало ни малейшего доверия к правительству, а прави­тельство боялось обоих».

В этот период в России сформировались два направле­ния политико-правовой мысли: либеральное (М.М. Спе­ранский, декабристы) и охранительное (Н.М. Карамзин).


16.1. Политико-правовые проекты М.М. Сперанского 253

16.1. Политико-правовые проекты М.М. Сперанского

Сперанский Михаил Михайлович (1772-1839) — рус­ский политический мыслитель и государственный деятель, автор проектов реформ российского самодержавия.

Эпоха. Время правления императора Александра I. В начале своего правления император выступил с предложе­нием проведения реформ государственного строя империи и крепостного права.

Биография. Родился в деревне Черкутино Владимир­ской губернии в семье священнослужителя Третьякова. По окончании Владимиро- Суздальской духовной семинарии был назван Сперанским (лат. «speranto» — надежда) и на­правлен в числе лучших учеников в Санкт-Петербургскую духовную семинарию в качестве преподавателя. С 1797 г. — на государственной службе. Возглавлял департамент ми­нистерства внутренних дел. С 1807 г. — статс-секретарь Александра I. В 1809 г. по поручению императора составил план государственных преобразований — «Введение к Уло­жению государственных законов». В 1812 г. Сперанский был смещен с поста секретаря Государственного совета и выслан в Нижний Новгород, затем — в Пермь. Был пензен­ским губернатором, генерал-губернатором Сибири. Воз­вращен в столицу в 1826 г., назначен членом Государствен­ного совета, а также членом Верховного уголовного суда над декабристами. В 1826 г. возглавил II отделение импе­раторской канцелярии. Занимался систематизацией рос­сийского законодательства, руководил изданием «Свода законов» и «Полного собрания законов Российской импе­рии».

Логическое основание политике -правового учения. Идеи французских просветителей (Монтескье, Руссо) и представителей немецкой классической философии (Кант), исторической школы права (Савиньи), английского либера­лизма (Бентам) нашли свое отражение в политико-право­вых взглядах Сперанского.

Основная работа: «Введение к уложению государ­ственных законов» (1809).

Содержание политико-правового учения. М.М. Спе­ранский — представитель русского либерализма. Поэтому основу его политико-правовых взглядов, которые нашли


 



 


254   Глава 16. Политико-правовая мысль в России...

выражение в его проектах государственных преобразова­ний, составляют понятия свободы: личной и политической. Под политической свободой Сперанский понимал зак­репленную законом возможность: «участия всех государ­ственных классов... в действии законодательной, судебной и исполнительной власти».

Политическая свобода должна быть ограничена цензами: S имущественным, т.е. должна быть предоставлена лишь лицам, которые имеют недвижимость, а не «народу рабочему», слугам, ремесленникам, которые не обладают достаточным «разумом» для участия в законодательной де­ятельности;

S культурным.

Противоположностью политической свободы выступает политическое рабство, когда воля одного лица является за­коном для всех.

Под гражданской свободой Сперанский понимал воз­можность обладать личными и имущественными правами: S собственности; ■ S заключения договоров;

S на уплату налогов, установленных только согласно за­кону;

S подвергнуться уголовному наказанию только по ре­шению суда.

Все эти права должны быть закреплены законом. Так, Сперанский, рассуждая о праве заключать договоры куп­ли-продажи, писал следующее: «Но какую достоверность имело бы сие право, если бы закон политический не опре­делил вообще, что всякая собственность есть неприкосно­венна...».

Под гражданским рабством Сперанский понимал такое положение дел, когда одному классу населения приходится «в повинностях личных и вещественных зависеть от воли другого». Он считал, что гражданская свобода может быть реализована только тогда, когда есть свобода политичес­кая: «Никакая свобода не может родить в государстве сво­боды гражданской, не установив свободы политической».

В России того времени, по мнению Сперанского, не было политической свободы, а свобода гражданская носила ограниченный характер: «Я нахожу в России два класса: рабов самодержца и рабов землевладельцев. Первые назы­ваются свободными только по отношению ко вторым. В России нет истинно свободных людей, не считая нищих бродяг и философов».


16.1. Политико-правовые проекты М.М. Сперанского 255

Будущее российское общество представлялось Сперан­скому сословным.

Первое сословие составят дворяне, которые будут обла­дать всеми политическими и гражданскими свободами, а также исключительным правом владеть населенными не­движимыми имениями с возложением на них обязанности законно управлять ими.

Второе сословие составят люди среднего достатка, кото­рые будут иметь гражданские свободы, а их политические свободы будут ограничены имущественным цензом.

Третье сословие составит народ рабочий: поместные крестьяне, мастеровые, домашние слуги. Это сословие бу­дет иметь только гражданские свободы.

Программа государственных преобразований М.М. Спе­ранского включала проведение следующих реформ:

• крепостного права;

• государственного правления;

• законодательства.

Реформа крепостного права должна быть проведена в два этапа. Вначале следует законодательно. ограничить власть помещиков над крепостными крестьянами, опреде­лив размер крестьянских повинностей и разрешив кресть­янам приобретать недвижимость в собственность. Затем нужно вернуть крестьянам древнее право перехода: «Во второй эпохе, которая, конечно, не может быть близка... возвратится крестьянам и древнее право свободного пере­хода от одного помещика к другому...».

Сперанский не считал правильным быстрый переход ко второму этапу реформы крепостного права, поскольку «участь крестьянина, отправляющего повинность по закону и имеющего в возмездие свой участок земли, несравненно вы­годнее, нежели положение бобылей, каковы суть все рабочие люди в Англии, во Франции и Соединенных Штатах».

Реформа государственного правления. Анализируя поли­тическую историю государств Запада, Сперанский выявил закономерность, согласно которой все государства в своем развитии проходят три ступени:

первая ступень — феодальная раздробленность госу­дарств Запада;

вторая ступень — «феодальное самодержавие» госу­дарств Запада;

третья ступень — конституционное правление.

Сперанский утверждал, что первым государством, кото­рое перешло на третью ступень, была Англия, а после нее


256   Глава 16. Политико-правовая мысль в России...

на эту ступень перешли Швейцария, Голландия, Швеция, Венгрия, США, Франция. Россию он относил к государ­ствам, находящимся на второй ступени политического раз­вития. Сперанский надеялся, что переход на третью ступень будет нереволюционным, поскольку российский император сам октроирует (подарит) Конституцию народу.

Сперанский предлагал построить новое здание российс­кой монархии «на столпах разума и законов». Основой по­строения такой монархии для Сперанского могла быть только теория разделения властей: «Нельзя основать прав­ление на законе, если одна державная власть будет и со­ставлять закон, и исполнять его. Поэтому следовало бы прежде всего отделить друг от друга законодательную, ис­полнительную и судебную части, сосредоточив их в разных независимых одно от другого государственных органах».

Разделение законодательной, исполнительной и судеб­ных властей Сперанский предлагал провести на четырех уровнях:

1)волости;

2) округа;

3) губернии;

4) империи.

Высшим органом законодательной власти должна была стать Государственная дума, высшим органом исполни­тельной власти — Правительствующий сенат, высшим ор­ганом судебной власти — Судебный сенат.

Государственная дума должна принимать законы. Одна­ко за императором сохранялись огромные полномочия в законодательном процессе. Император мог наложить абсо­лютное вето на закон, принятый Государственной думой, имел право ее роспуска, а также право отсрочить ее созыв. Выборы депутатов в Государственную думу предполага­лось сделать трехступенчатыми: депутаты волостной думы выбирают депутатов в окружную думу, депутаты окружной думы — депутатов в губернскую думу, а депутаты губерн­ской думы — депутатов в Государственную думу.

Кроме этого при императоре должен быть создан Госу­дарственный совет, назначение которого — соединить выс­шую законодательную, исполнительную и судебную власти. Члены Государственного совета назначались бы императо­ром. Этот орган призван предварительно рассматривать за­конопроекты, которые затем поступали бы к императору, а затем уже передавались бы на обсуждение в Государствен­ную думу.


16.2. Политические и правовые взгляды декабристов 257

Проект конституционной монархии М.М. Сперанского соответствует модели дуалистической монархии, в которой законодательная власть носит двойственный характер.

Реформа законодательства была проведена при непос­редственном участии Сперанского. Он возглавил комиссию по составлению «Полного собрания законов Российской им­перии», в которое вошли расположенные в хронологическом порядке законодательные акты, начиная с Соборного уложе­ния 1649 г. до вступления на престол Николая I (к 1830 г. — 45 томов). Тем самым была осуществлена официальная ин­корпорация законодательных актов. Затем с участием Спе­ранского был подготовлен 15-томный «Свод законов Рос­сийской империи», в который вошло все действующее законодательство. Сперанский сообщал: «Свод есть верное изображение того, что есть в законах, но он ни есть ни до­полнение их, ни толкование».

М.М. Сперанский вошел в историю русской политиче­ской и правовой мысли как автор проектов по реформиро­ванию самодержавия. Он предлагал установить в России конституционную монархию, в которой был бы проведен принцип разделения властей. Такая форма правления госу­дарства позволила бы обеспечить политические и граждан­ские свободы российским подданным. Сперанский первый предложил создать высший законодательный орган в Рос­сии — Государственную думу, однако она появилась в Рос­сии только в 1905 г. В современной России высший орган законодательной власти носит то же название.

16.2. Политические и правовые взгляды декабристов

Эпоха. 14 декабря 1825 г. в Петербурге на Сенатской площади произошло вооруженное выступление, которое было подготовлено тайными обществами. Впоследствии участников этого выступления стали называть декабриста­ми. С этого момента начинается освободительное движе­ние в России.

Декабристы — офицеры, участники Отечественной вой­ны 1812 г., совершившие первое целенаправленное выступ­ление против самодержавно-крепостнического строя. Они

9 М. Н. Марченко


                             
             


16.2. Политические и правовые взгляды декабристов 259

Средства достижения целей. Члены тайных обществ ра­зочаровались в результатах народных революций. Так, Фран­цузская революция, начавшаяся в 1789 г., сменилась яко­бинской диктатурой, которая в свою очередь привела к тирании Наполеона и войнам. Они делали ставку на дворян­скую военную революцию, которая была намечена на 1826 г. Но благоприятные условия для нее сложились к 1825 г.

Таблица 13 Различия в программах «Северного» и «Южного» обществ


«Северное общество» (П.М. Муравьев)


«Южное общество» (П.И. Пестель)


Название программного документа


«Русская Правда»


Методология


Концепции: естественных прав человека, общественного договора, народного суверенитета, разделения властей


Земельный вопрос


действовали на основе разработанных программ переуст­ройства России. Эти программы готовились в недрах тай­ных обществ. Первое тайное общество — «Союз спасе­ния» — было создано в 1816 г. Затем, в 1818 г. оно было преобразовано в «Союз благоденствия». После саморос­пуска «Союза благоденствия» в 1821 г. возникли «Север­ное общество», руководителем которого стал Н.М. Муравь­ев, и «Южное общество», которое возглавил НИ. Пестель. (Различия в программах «Северного» и «Южного» об­ществ представлены в табл. 13.)


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 308; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!