Политико-правовое учение Огюста Конта
ние причин, мы ограничиваемся познанием законов»; «социальные явления, так же как и все другие, подчинены естественным законам, изменяемым в известных пределах нашей мудрой деятельностью, в особенности, коллективной»; «достаточно познать главные статические и динамические законы общественности, чтобы надлежащим образом систематизировать всю нашу общественную и частную жизнь, достигая улучшения нашей судьбы».
Знание законов, открытых социологией, по мнению Конта, послужит «руководством для полного преобразования Западной Европы».
Конт различал в социологии социальную статику и со циальную динамику (табл. 14).
Таблица 14 Социология как социальная статика и социальная динамика
Социальная статика | Социальная динамика |
Использует метод наблюдения за социальным организмом | |
в статике | в динамике |
Изучает | |
социальную анатомию | социальную физиологию |
Обнаруживает законы | |
социального порядка | социального прогресса |
Выявляет солидарность | |
в пространстве | во времени |
Социальная статика, считал Конт, признает огромное значение семьи для существования социального организма. Семья — это союз, который обусловлен симпатическим инстинктом; школа социальной жизни, в которой индивид учится жить в гармонии с другими; «самое маленькое общество».
Конт отрицательно относился к разводу, который во Франции был установлен Гражданским кодексом в 1804 г.
|
|
Социальная статика, полагал Конт, рассматривает об щество как более широкий союз, нежели семья.
Основой общества как «ассоциации» для Конта являются не только симпатические инстинкты, но прежде всего
282 Глава 19. Проблемы государства и права в социологии...
принцип кооперации, необходимость которого диктуется общественным разделением труда. Кооперация же требует единого правительства, искусственно поддерживающего солидарность общественного тела (социальный консенсус) против «фатальной склонности» к раздробленности идей, чувств и интересов. Поэтому, по мнению Конта, для поддержания порядка в социальном организме требуются две власти: светская, которая обладала бы материальными средствами воздействия, и духовная, которая бы обладала нравственными средствами воздействия. Общество для Конта — это всегда иерархия, где есть правители и управляемые.
Социальная динамика как часть социологии призвана обнаружить законы общественного развития. Конт сформулировал закон социального прогресса — закон трех ста дий. Согласно этому закону умственное развитие человечества (по аналогии с умственным развитием индивида) проходит последовательно три этапа.
|
|
1. Теологический этап продолжался до 1300 г.
На этом этапе люди объясняли все события и действия, происходящие в мире, ссылками на духов, гномов, богов. Человечество вело военный быт. На этом же этапе про изошло разделение властей на духовную и светскую. Конт полагал: «Разделение этих властей в Средние века составляет самый крупный шаг, который до сих пор сделала общая история социального порядка».
Носителями духовной власти выступали жрецы, священники и т.п.; носителями светской власти были военные вожди (Конт указывает на прогрессивный факт независимого осуществления своей власти католической церковью при папе Григории VII от императорской власти).
2. Метафизический этап продолжался с 1300 по 1800 г.
На это время на Западе приходятся Реформация, Про свещение и Революция, которые привели к изменению мыш ления людей. Мышление становится отвлеченным, формальным, а воображаемые духи, гномы и боги вытесняются понятием общих «сущностей», «первопричин» и т.п. В это время духовная власть в обществе принадлежит метафизикам и литераторам, вдохновленным такими отвлеченными понятиями, как «общественный договор»», естест-
_____ 19.1. Политико-правовое учение Огюста Конта 283
|
|
пенные права» и т.п. Светскую власть в это время осуществляют законодатели.
3. На окончательном этапе — научном (позитивном) — постигаются фактические связи наблюдаемых явлений в их сосуществовании и последовательности. Человеческие общества становятся промышленными обществами. Большую роль начинает играть наука. Распространяются идеи социальности и альтруизма.
Конт предполагал, что светская власть отныне будет принадлежать «промышленникам», патрициату, а духовная — «ученым» и жрецам позитивистской церкви.
Проект будущего окончательного государственного строя- социократии. Конт полагал, что позитивная философия с ее главным достижением — социологией — должна стать основанием положительной политики. Конт разработал «План реорганизации социальной жизни» для промышленных обществ, реализация которого приведет к установлению социократии.
Социократия, считал Конт, не будет похожа на «анархическую республику», которую он не принимал, как он не принимал и конституционную монархию во Франции в период с 183Q по 1848 г. — «это тщетное эмпирическое подражание несовершенному политическому строю, преимущественно годному для Англии».
|
|
Социократия Конта — это «позитивистская республика», «западная республика», формула которой будет выглядеть следующим образом: «Любовь как принцип, порядок как основание, прогресс как цель».
Это совершенное государство, которое будет служить всему обществу. Человечество объединится в 500 социократии, каждая размерами не более Бельгии и Голландии. Только в небольших социократиях, полагал Конт, можно достигнуть порядка и прогресса.
«Позитивистская республика» Конта предполагает существование западных индустриальных обществ, в которых есть класс капиталистов («концентрированная сила богатства»); класс пролетариата («рассеянная сила числа»). Эти классы должны соотноситься как 1: 33.
К мелкой буржуазии Конт относился отрицательно и желал ее исчезновения.
284 Глава 19. Проблемы государства и права в социологии...___
Согласно одному из статических законов Конта общество основывается на солидарности людей. При социокра-тии эта солидарность будет обеспечена:
а) признанием каждого человека общественным суще
ством, выполняющим «социальные функции» (в социокра-
тии «каждый гражданин является государственным чинов
ником»);
б) заменой прав обязанностями, чтобы лучше подчи
нить личность общественности: «Слово «право» должно
быть изгнано из политического языка, как слово «случай»
из истинного философского языка»; «в позитивном строе,
не допускающем небесных полномочий, идея права без
возвратно исчезает. Каждый имеет обязанности и отно
сительно всех людей, но никто не имеет права в собст
венном смысле слова»; «единственное право, которым
каждый человек обладает, — это право выполнять свой
долг»;
в) признанием за частной собственностью социальной
значимости. Капиталист, полагал Конт, выполняет «необ
ходимую» социальную функцию, которая состоит в накоп
лении капитала и управлении им. Капиталистическая соб
ственность — это основа деятельности для следующего
поколения собственников: «Это нормальная оценка обла
гораживает владение собственностью, не ограничивая его
справедливой свободы и даже внушая к нему больше ува
жения».
Собственность, по Конту, заслуживает большого уважения, и поэтому институт наследования собственности не вызывает у него никаких сомнений.
Согласно другому статическому социологическому закону Конта, в обществе должно быть правительство, которое искусственно поддерживает солидарность людей. Правительство для Конта — это власть духовная («теоретическая власть», «философская власть») и власть светская («практическая власть») (табл. 15). Духовная власть согласно закону трех стадий общественного развития Конта при социократии должна принадлежать философам, ученым, жрецам позитивистской церкви, а светская власть — патрициату. Каждая из этих властей имеет свою компетенцию, но духовная власть, считал Конт, стоит выше власти светской.
285 |
19.1. Политико-правовое учение Огюста Конта
Таблица 15
Функции | властей |
Духовная власть («теоретическая власть», «философская власть») | |
Светская власть («практическая власть»). | |
При социократии должна принадлежать: | |
философам | патрициату |
«провозглашает неопровержимые правила, в которых рассудок и чувства всегда совместно способствуют изменению деятельности» | нормирует плату за труд промышленных рабочих; вознаграждает труды теоретиков |
Осуществляет: | |
• обязанности культа; • воспитание социальных чувств, начиная с детского возраста; • образовательную деятельность (Конт выступал за единую систему всеобщего образования для всех передовых народностей); • моральное совершенствование капиталистов и пролетариев | • экономические функции; • не выполняет каких-либо судебных, политических и военных функций |
Важнейшая компетенция духовной власти — воспитание в духе общественной солидарности капиталистов («ибо философская власть наложит именно на крупнейших руководителей обязанности, благоприятные для их подчиненных») и пролетариев (истинное счастье для пролетария (самородного философа) — удовлетворение своих интеллектуальных, моральных, социальных потребностей).
Средствами воспитания капиталистов могут быть: убеждение; систематическое порицание; исключение из общества.
Пролетарий должен будет понять, что находится на общественной службе и потому не должен стремиться к богатству (счастье не в этом), к политической карьере (через рабочие клубы будет происходить отвлечение пролетариев от напрасного вмешательства в политику).
При социократии учреждается новая религия — религия Человечества (Великого Существа). Человечество объеди-
287 |
19.1. Политико-правовое учение Огюста Конта |
класса капиталистов и класса пролетариев, эти мыслители предложили разные программы действий по прогрессивному преобразованию западных промышленных обществ: Таблица 16 Взгляды |
К. Маркса |
О. Конта |
Отношения между классами: |
Возможность консенсуса: |
Отношение к власти: |
Отношение к частной собственности: |
Огюст Конт оказал огромное влияние на современников. Видный французский мыслитель XX столетия Раймон Арон (1905-1983) назвал его «философом в социологии, социологом в философии». Взгляды Конта оказали влияние на английского социолога Герберта Спенсера — теоретика военных и промышленных обществ и на немецкого правоведа Карла Бергбо-ма — представителя школы юридического позитивизма. Особенно заметным было влияние позитивистов в Бразилии. В 1891 г. в Рио-де -Жанейро был открыт позитивист- |
286 Глава 19. Проблемы государства и права в социологии...___
няет в себе, по Конту, все поколения людей: прошлые, настоящие и будущие. Не все люди входят в состав Великого Существа: человеческие паразиты, живущие только за счет других, а не для других, исключены из него, но зато включены полезные животные.
Вводятся статические празднества, воплощающие идею порядка:
• апрель — это месяц детей;
• июнь — это месяц прислуги; и т.д.
Вводятся также динамические празднества, воплощающие идею истории. Эти празднества предусматриваются новым позитивистским календарем.
В году — 13 месяцев: каждый месяц и каждый день посвящены знаменитым историческим личностям:
S 2-й месяц — месяц Гомера, посвящен древней поэзии;
v^ 11-й месяц — месяц Декарта, посвящен современной философии; и т.д.
При социократии, считал Конт, будет достигнута гармония общественной и частной жизни на основе позитивных начал.
Надежды на осуществление своего плана по созданию социократии Конт связывал с сильной единоличной властью — автократией, поэтому он и обращался к Николаю I, к Решид-паше — визирю Османской империи, стороннику европейской цивилизации. Конт одобрил бонапартистский переворот 1852 г., который покончил с «анархистской республикой» и установил «единственно истинную французскую диктатуру».
Результатом обращения Конта к пролетариату стало образование парижского «Общества пролетариев-позитивистов», которое в 1870 г. было принято на правах секции в Интернационал.
Концепция социократии О. Конта — это теоретическая альтернатива теории «научного социализма» К. Маркса (табл. 16). Маркс так отзывался о Конте: «Конт известен парижским рабочим как пророк режима империи (личной диктатуры) — в политике, капиталистического господства — в политэкономии, иерархии — во всех сферах человеческой деятельности, даже в сфере науки, и как автор нового катехизиса с новым папой и новыми святыми вместо старых».
На основе одного и того же исходного положения, согласно которому индустриальное общество состоит из
в отношениях между классами не хватает консенсуса
для установления консенсуса в обществе достаточно моральных средств
нужно упорядочить пользование общественной и частной властью, в чьих бы руках она не находилась. (Философская власть наложит ограничения на руководителей крупных предприятий)
необходимо сохранить частную собственность на средства производства и институт наследования имущества
существуют антагонистические (непримиримые) противоречия между классами
консенсус невозможен — неизбежна мировая насильственная революция
в ходе революции пролетариат становится правящим классом, завоевывает государственную власть и устанавливает контроль над фабриками и заводами
необходимо обобществить частную собственность на средства производства и отменить право наследования
288 Глава 19. Проблемы государства и права в социологии... ский храм для отправления культа Человечества. Позитивисты способствовали отмене рабства, а в 1889 г. произвели переворот, заменивший империю республикой. Девиз Конта «Ordem e Progresso» начертан на зеленом фоне флага Бразилии.
19.2. Политико-правовое учение Герберта Спенсера
Спенсер Герберт (1820-1903) — английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма и ведущих идеологов либерализма.
Эпоха. Время длительного царствования (1837-1901) королевы Виктории (1819-1901) было для Англии достаточно благополучным: успехи в науке и экономике, расцвет колониальной империи, просвещение среди широких слоев населения.
Биография. Г. Спенсер родился в семье школьного учителя в г. Дерби. Из-за слабого здоровья не получил систематического образования. Учился в основном дома, сначала под руководством отца и дяди, затем самостоятельно. Позднее Спенсер гордился тем, что благодаря самообразованию стал одним из образованнейших людей своего времени. Дядя Спенсера, священник англиканской церкви, принимал активное участие в демократическом движении чартистов. Под влиянием отца и дяди Спенсер рано увлекся политическими проблемами. Его нонконформистские взгляды с течением времени усиливались и привели к полному разрыву с христианством.
С 17 лет Спенсер работает сначала техником, затем инженером на железной дороге, соединяющей Лондон и Бирмингем. Продолжая самообразование, параллельно с математикой и естественными науками, он начинает изучать философию и политэкономию.
В начале 1840-х гг. Спенсер начинает публиковать статьи в британской периодике, а затем и полностью переходит на занятие журналистикой. В 1842 г. он написал для журнала «Нонконформист» более десятка статей, объединенных общим названием «О надлежащей сфере государственного управления», в которых прослеживаются многие идеи его политико-правовой философии. В 1848-1853 гг., будучи одним из редакторов известного журнала «Эконо-
19.2. Политико-правовое учение Герберта Спенсера 289
мист», Спенсер познакомился с известными философами, учеными, писателями.
В 1853 г., получив наследство от дяди, Спенсер избавился от необходимости зарабатывать на жизнь журналистикой и смог полностью посвятить себя науке. Увлеченный идеей систематизации науки, последующие 50 лет посвятил изучению различных областей философии, социологии, антропологии.
Великие соотечественники — современники Спенсера:
• Чарльз Дарвин (1809-1882) — английский естествоис
пытатель, создатель дарвинизма;
• Томас Гексли (Huxley) (1825-1895)— английский
биолог, соратник Дарвина;
• Джон Стюарт Милль (1806-1873) — философ и эко
номист;
• Джон Тиндаль (Tyndall) (1820-1893)— английский
физик;
• Чарльз Диккенс (1812-1870) — английский писатель;
• Уильям Теккерей (Thackeray) (1811-1863) — англий
ский писатель, автор романа «Ярмарка тщеславия. Роман
без героя» (1848);
• Джордж Элиот (настоящее имя Мэри Анн Эванс)
(1819-1880) — английская писательница. Из философии
позитивизма заимствовала идею постепенной эволюции
общества и «гармонии» классов.
Логическое основание политико-правового учения. Социальные процессы объяснимы законами биологии, ведь общество есть тот же живой организм. Социальные явления по своей природе есть явления биологические.
Основные работы: «Социальная статика» (1851); «Основания психологии» (1855); «Основания социологии» (1877-1896); «Личность и государство» (1884).
Содержание политико-правового учения. Органическая теория происхождения государства. Г. Спенсер предложил рассматривать государство как результат политической эволюции общества как организма, который связан с поли тической интеграцией и политической дифференциацией.
Теория органической эволюции была выдвинута Спенсером до появления учения Дарвина о естественном отборе. Спенсер признал теорию Дарвина частным случаем своей теории, которая, на его взгляд, носит универсальный характер: все в мире развивается от простого к сложному, от гомогенности (однородности) к гетерогенности (разно-
10 М. Н. Марченко
290 Глава 19. Проблемы государства и права в социологии... ___
образию) через структурную и функциональную дифференциацию.
Политическую интеграцию Спенсер связывает с «возрастанием общей массы» населения (этот рост мог вначале идти «путем похищения друг у друга женщин», затем через порабощение «отдельных членов побежденных племен, а вскоре... и путем присоединения этих племен целиком, вместе с их территорией и т.п.). Политическая интеграция предполагает консолидацию общества, которая возможна, если есть:
S во-первых, сходство между единицами: «в течение долгого времени политическое согласие кланов и племен... облегчается благодаря этим родственным связям и обусловленному ими сходству»;
S во-вторых, совместное противодействие единиц внешней опасности («сотрудничество на войне есть главная причина социальной интеграции»).
Политическая интеграция общества — это противоречивый процесс, так как в ходе него уничтожаются первоначальные подразделения частей общества: «Прежде всего постепенно исчезают те нетопографические подразделения, которые возникают на почве родственных отношений». Политическую дифференциацию Спенсер считал неизбежной там, где «существуют известная связь и известное постоянство отношений между частями агрегата». Первичная политическая дифференциация происходит внутри семьи: «мужчины и женщины образуют с самых ранних времен два класса: правящий и управляемый».
В дальнейшем политическая дифференциация связана с завоеванием одних обществ другими в условиях появления земледельческого быта: появляется ранговое неравенство («в то время как ранги завоевателей повышаются, ранги завоеванных соответственно понижаются»; «так как государства образовались путем войн и завоеваний, то во главе правительства очутились военные вожди»).
Теория военных и промышленных обществ. Спенсер как социолог выделял два типа человеческих обществ: военные и промышленные, а также сформулировал закон перехода военных обществ в общества промышленные. Теория Спенсера возникла под влиянием идей Огюста Конта, который еще до него предложил различать эти общества.
Тип военного общества Спенсер вывел, используя метод индукции: это обобщение исторически существовавших
19.2. |
Герберта Спенсера J 91
-фсипиА обществ, таких, как египетское, спартанское, римское и общество перуанских инков, а также современных
КОС И ООЩестви цс^апичпл ,.„,.„„, „ ______
'пенсеру — прусского и российского. Военное общество — по общество, которое функционирует по образцу армии: «11ри военном типе общества армия есть мобилизованный народ, а народ — отдыхающая армия; поэтому здесь армия и народ имеют одинаковое строение».
Признаки военного общества
Государственный централизм | Иерархия индивидов | Повсеместное принуждение |
Одним из существенных признаков военного общества является государственный централизм: государственная власть выступает «центром системы, контролирующей всю жизнь»; «все жители подчинены чиновникам»; все подчинено «государственному надзору». Государственная власть стремится контролировать как внешнюю, так и домашнюю жизнь народа. Например, у перуанских инков контроль доходил до требования, чтобы народ обедал и ужинал «при открытых дверях, так, чтобы судьи могли входить свободно (для надзора, все ли идет так, как предписано)».
Другой, существенный признак военного общества — иерархия индивидов, которая обусловливает их юридичес кое неравенство. Положение индивидов определялось принадлежностью к той или иной ступени иерархии. В таком обществе субъективное право того или иного лица являлось лишь несправедливой привилегией по отношению к другим лицам, у которых этих прав не было. Количество привилегий зависело от занимаемого лицом места в общественной иерархии. Общество строилось по образцу армии, где у генерала больше прав, чем у унтер-офицера.
Право на свободу от вмешательства государственной власти в личную жизнь народа не признавалось: «Личность, собственность и труд народа принадлежали всецело государству; народ переселялся из одной местности в другую по указанию власти; люди, не служившие в армии, но жившие под такой же строгой дисциплиной, как и армия, были просто единицей централизованной военной машины и направлялись в течение всей своей жизни к наивозможно большему выполнению воли власти и к наивозможно меньшему действию по своей собственной воле».
ю*
292 Глава 19. Проблемы государства и права в социологии...
Еще одним признаком военного общества является повсеместное принуждение, которым обеспечивается действие объективного права как системы запретов и приказов: «Черта, повсюду характеризующая военное строение, состоит в том, что различные совместные действия единиц совершаются принудительно».
По закону эволюции, который вывел Спенсер, общество военного типа сменяется обществом промышленного типа. Члены этого общества заняты промышленной деятельностью, а не войнами. Вместо права как некоторой привилегии действует право как формальное равенство, т.е. за каждым индивидом признается равная правоспособность и осуществляется принцип равенства всех перед законом. В промышленном обществе государством признаются личные права: «Жизнь, свобода, собственность граждан обеспечены государством, где принимаются во внимание интересы всех».
Отношения между индивидами в таком обществе возникают на основе добровольно заключаемых договоров, а не в силу отдаваемых государственной властью приказов. Объективное право представляет собой только систему запретов: «Члену промышленного общества правительство говорит: «ты не должен делать того-то и того-то», но не говорит: «ты должен делать то-то и то-то».
Концепция правового государства. Спенсер верил в промышленный прогресс и поэтому отдавал предпочтение не военному типу общества, а промышленному. В промышленном же обществе необходимо появление правового государства — государства, признающего неотчуждаемые права человека.
В отличие от Огюста Конта, который отрицал даже саму идею субъективных прав, Спенсер выступил за признание за каждым человеком следующих личных прав:
• право каждого на жизнь, чистый воздух и солнечный
свет (узкие и темные улицы средневековых городов для
Спенсера — это следствие того, что «дома строили без вся
кого соображения с правами других людей пользоваться
солнечным светом»);
• «заниматься своими делами, как ему угодно, каковы
бы ни были его занятия, лишь бы они не нарушали свобо
ды других»;
• иметь собственность {«полная индивидуальная соб
ственность есть спутник промышленного прогресса»);
19.2. Политико-правовое учение Герберта Спенсера 293
• свободно передвигаться;
• пользоваться свободой совести, печати, предпринима
тельской деятельности.
Проект социократии Огюста Конта, в основе которого лежало признание лишь обязанностей за индивидами, Спенсер оценил как проекцию милитаризма на промышленный быт.
Спенсер считал, что права человека не являются созданием государства. В этом вопросе он расходится с Иеремией Бентамом: «Следуя Бентаму, стали утверждать, что государство есть творец права и что нет другого источника права». Напротив, Спенсер считал, что «не законодательство есть источник права, а право есть основа законодательства».
В отличие от Бентама, который верил в возможность реализовать принцип утилитаризма — достижение счастья для миллионов людей, Спенсер не ставил перед государственной властью такого рода задачу. Спенсер как представитель теории либерализма выступал за невмешательство государства в экономическую, социальную и духовную жизнь общества. Напротив, он считал, что все достижения людей в материальной и духовной жизни возникали «путем частной инициативы, а правительственное вмешательство не только не приносило никакой пользы, но даже бывало прямо вредным». Спенсер писал: «Не правительству мы обязаны множеством изобретений, начиная с лопаты и кончая телефоном; переполненные товарами магазины на наших улицах, система розничной торговли, доставляющая все, что необходимо, прямо к вашим дверям, — все это результаты свободной деятельности граждан».
Спенсер предлагал реально оценивать как правительство, так и народ. Правительство представлялось ему лишь простым собранием людей, среди которых лишь «некоторые талантливы, большинство же не выходит из обыкновенного уровня, а многие положительно тупоумны». Однако «несправедливость правительства может существовать при помощи народа, соответственно несправедливого в своих чувствах и действиях».
В отличие от Джона Остина, который считал, что суверенитет государственной власти ничем не ограничен (от этой власти нет легальной защиты для гражданской и политической свободы), Спенсер ограничивал государственную власть неотчуждаемыми правами человека.
■■:-■>-<§
294 Глава 19. Проблемы государства и права в социологии...
Критика теории государственного социализма («научно го социализма» К. Маркса и Ф. Энгельса). Спенсер допускал возможность социального переворота, в результате которого установится государственный социализм: «социализм неизбежен, но будет величайшим несчастьем, которое когда-либо переживал мир, и кончит самой резкой формой военного деспотизма».
Государство при социализме приобретет новые черты: «создастся государство, в котором ни один человек не будет иметь возможности делать то, что ему нравится, но всякий обязан делать то, что ему прикажут».
Как представитель теории либерализма Спенсер отрицательно относился к идее централизованного управления трудом при социализме с помощью государства. Для него осуществление этой идеи на практике — это движение назад, к военному обществу: «Такой социалистический строй вполне соответствует устройству армии. Делай свое дело и получай паек».
Спенсер предполагал, что при социализме появится новый, более могущественный, чем ранее, государственный аппарат, что приведет к увеличению статусных различий между управляющими и управляемыми. Он считал, что, «владея по доверию от общины всей землей, капиталом, средствами передвижения, имея в своем распоряжении войско и полицию, это всемогущее и организованное чиновничество, состоящее из людей, отличающихся таким же агрессивным эгоизмом, как и управляемые, но не подчиненных, как они, контролю высшей власти, обязательно начнет извлекать выгоды из своего положения за счет управляемых».
Правовое учение. В очерке «Грехи законодателей», который был опубликован в сборнике «Личность против государства» (1884), Спенсер обратился к исследованию роли^р законодателей в общественной жизни и их грехов, явившихся результатом «не их личных амбиций или классовых интересов, а следствием отсутствия тех знаний, без которых законодатель не имеет морального права приступать к работе».
Спенсер не разделял общепринятых иллюзий, что государство через своих выборных законодателей «способно решить все проблемы». Напротив, он считал, что «преклонение перед всемогуществом законодательной власти менее простительно, чем преклонение перед идолом».
19.2. Политико-правовое учение Герберта Спенсера . 295
< 'иенсер предложил изменить представление о «плохом i.i коне как о чем-то абстрактном» и отнестись к нему как к ( рсдству влияния на человеческие жизни и увидеть, «сколь-n(i страданий, болезней и даже смертей он принес». Он сравни к ает последствия непрофессионализма врачей и аптекарей для больных с последствиями непрофессионализма ллконодателей для своего народа. Зло, которое могут принести непрофессиональные законодатели, перевешивает зло ирачей и аптекарей: «Достаточно лишь одного взгляда на историю, чтобы убедиться, насколько бедствия, причиненные 1 ювежественными законодателями, многочисленнее тех, что произошли из-за невежественных врачей».
Спенсер указывает на следующие опасности, которые могут подстерегать непрофессионального законодателя:
1) не всегда принятый закон достигает цели, сформули
рованной законодателем: «Век за веком издавались законы
против ростовщичества, ухудшавшие положение должни
ка, тогда как имели цель его улучшить»;
2) не всегда удается предусмотреть косвенные (прежде
всего негативные) последствия принятого закона:
■ S законы о ростовщичестве «препятствовали эффективному использованию свободного капитала и накладывали намелкихсобственников бесчисленное количество обязанностей»;
S принятые в Англии в 1327 г. статуты о рабочих, которыми устанавливалась заработная плата, «мешали развитию промышленности и увеличивали страдания населения до тех пор, пока 60 лет назад парламент не отменил право чиновников устанавливать заработную плату»;
3) принятые законы могут противоречить существую
щим законам, что не дает возможности индивидам само
стоятельно и однозначным образом уяснить свои права:
■ S английский парламент ежегодно добавляет «к множеству старых законов сотни новых, им противоречащих»;
S частные лица, для того чтобы разобраться в этой «законодательной кутерьме», должны за отдельную плату обращаться к юристам.
Спенсер представлял общество как сложный агрегат, управлять которым посредством законов — не простое дело. Его смущала самонадеянность неподготовленных законодателей, не обладающих специальными знаниями: «Ни в одном деле нет такого поразительного несоответствия между сложностью задачи и неподготовленностью
296 Глава 19. Проблемы государства и права в социологии...
тех, кто берется за ее решение. Несомненно, что из всех чудовищных заблуждений людей самое чудовищное заключается в том, что для того, чтобы овладеть каким-нибудь несложным ремеслом, например ремеслом сапожника, необходимо долго учиться, а единственное дело, которое не требует никакой подготовки, — это искусство создавать законы для целого народа».
Законодатель должен уметь анализировать причинно-следственные связи, существующие между социальными явлениями: «прежде чем вмешиваться в социальные процессы, их надо тщательно изучить».
Спенсер призывал законодателя рассматривать общество не как «кусок теста, которому повар может придать какую угодно форму: пирога, лепешки или торта», не как «предмет, искусственно созданный», а как продукт органического развития. Спенсер полагал, что общество имеет «свою естественную структуру, в которой все учреждения: правительственные, религиозные, промышленные, торговые и т.д. тесно взаимосвязаны; структуру, которая является в известном смысле органической». Законодатель должен усвоить ряд истин: S необходимо понимать, что законом достигается не только непосредственный эффект, но и отдаленный — изменение природы личности («каждый закон, направленный на изменение человеческого поведения, принуждая, сдерживая или способствуя ему, постепенно воздействует таким образом, что происходит изменение самой природы человека»;
• S необходимо считаться с побудительными мотивами человеческих поступков: «социальная деятельность является суммарным результатом человеческих потребностей, которые каждый удовлетворяет самостоятельно в соответствии со своим прежним жизненным опытом и знаниями, идя тем путем, который кажется ему наиболее простым, т.е. по линии наименьшего сопротивления»; социальное поведение — это результат «человеческих эмоций, направляемых идеями или предков, или живущих»;
S необходимо исходить из того факта, что «социальному развитию значительно больше способствовали индивидуальная активность людей и их добровольная кооперация, чем работа под контролем правительства»;
•/ необходимо знать, что отдельные части социальной организации связаны между собой, поэтому нельзя, воз-
19.2. Политико-правовое учение Герберта Спенсера 297
/iriir тнуя на одну часть, не воздействовать и на другие: «За-мнюдательные акты относятся к таким факторам, которые кроме прямого эффекта ведут еще к бесчисленному количеству побочных результатов».
Исторические типы права. Применяя свою теорию эво-шоции к праву, Спенсер выделил несколько типов права. Первым историческим типом стало обычное право перво-i м»1 тных племен, которое характеризуется значительной неизменностью, воплощает «идеи, чувствования и привычки» предков, передается по каналам внушения, возникает до появления какой-либо политической организации.
К этому праву в дальнейшем присоединяется священное право, которое предполагает существование политической организации общества (есть вождь или король); представляет собой приказы вождей и королей, после того как они стали «выдающимися покойниками», или приказы правителей, при жизни признанными существами божественными; обеспечивается действием религиозных санкций; требует слепого повиновения, а любое неповиновение становится «самым гнусным преступлением» и чрезвычайно сурово наказывается.
Следующий этап в развитии права связан с отделением человеческого права от права священного. Человеческое право — это законы, авторитет которых основан «на уважении к людям, издавшим их, и к поколениям, одобрившим их». В во'енных обществах, основанных на принудительном сотрудничестве, эти законы направлены прежде всего «на регулирование неизменных иерархических отношений, на поддержание неравенства и на усиление власти». Напротив, в промышленных обществах, построенных по принципу добровольного сотрудничества, законы признают «равенство прав всех людей» и имеют целью «согласование индивидуальных интересов».
В XIX веке в России идеи Г. Спенсера были особо популярны в либеральной среде. Собрание его сочинений дважды издавалось в русском переводе.
Спенсер оказал большое влияние на П. Сорокина, который назвал теорию военных и промышленных обществ «гениальной теорией». П. Кропоткин также очень высоко оценил научные достижения Спенсера, признав, что «система Спенсера — первая, которая прямо утвердила верховенство личности. Государство более не главенствует как "цель человеческого развития" (гегелевский стиль)».
Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 343; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!