ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ВО ФРАНЦИИ XVIII в.
В XVIII веке во Франции интенсивно формируется гражданское общество, важнейшим институтом которого становится общественное мнение. Возникла «критическая масса» образованных людей, которые стали подвергать суду разума и справедливости истины, доставшиеся им в наследство от прошлого. Абсолютная монархия, религиозный фанатизм рассматриваются уже как анахронизмы истории. Наступил век Просвещения.
Франция до Великой революции представляла собой сословное общество: на 25 млн человек 400 тыс. приходилось на дворянство, 130 тыс. — на духовенство, остальные составляли так называемое третье сословие. Первые два сословия были привилегированными и не платили налогов (податей), а третье сословие было бесправным, податным.
В это время во Франции формируются два течения политико-правовой мысли:
• просветители (Вольтер, Монтескье, Руссо), их идеал —
царство разума (установление буржуазного правопорядка),
который позволил бы обеспечить свободу индивидам бла
годаря законам, которые должны быть всеобщими. Праву
сословному как сословной привилегии на смену должно
было прийти формальное равенство всех перед законом.
Французские просветители критиковали абсолютную мо
нархию, противопоставляя ей либо конституционную мо
нархию с разделением властей (Вольтер, Монтескье), либо
демократическую республику (Руссо);
• представители коммунистической политико-правовой
мысли (Мелье, Морелли и Бабёф). Для них идеалом был
коммунизм — строй, который соответствует «природе че
ловека» и основан на принципах всеобщей обязательности
труда и общественной собственности.
|
|
Глава 9. Политико-правовая мысль во Франции XVIII в.
9.1. Политико-правовая программа Вольтера
Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) (1694-1778)— французский писатель и философ. Выступил с радикальной критикой суеверий, религиозной нетерпимости, тирании и несправедливости существующих законов.
Эпоха. Век Просвещения. Вольтер так оценил время, в котором он жил: «Одно из огромнейших преимуществ нашего века — множество образованных людей, легко переходящих от шипов математики к цветам поэзии...».
Биография. Родился в семье парижского нотариуса. Еще во время обучения в иезуитском колледже проявил незаурядный литературный талант. В течение некоторого времени из уважения к совету отца Вольтер изучал право, но в дальнейшем ни один другой род занятий, кроме литературного творчества, так и не заинтересовал его. Из-за обличительных стихотворений Вольтер в 1717 г. был заключен в Бастилию, где провел 11 месяцев и завершил работу над трагедией «Эдип», в которой высмеял царей и жрецов. В начале 1726 г., после нового, на этот раз двухнедельного заключения в Бастилию, Вольтер был выслан из Франции и в течение двух лет жил в Англии. Результатом пребывания в Англии стали «Философские письма» (1733). Спустя год эта книга была осуждена парижским парламентом на сожжение как «противная религии, добрым нравам и власти». В 1730-е гг. был написан «Метафизический трактат», в котором впервые системно изложены его философские идеи.
|
|
Всю свою жизнь Вольтер оставался защитником свободы, веротерпимости, справедливости, протестовал против фактов беззакония и судебных ошибок, требовал пересмотра приговоров и восстановления доброго имени людей, пострадавших от религиозного фанатизма судей. В 1762 г. Вольтер добился оправдания Каласа, а в 1764 г. — Сирвена.
Логическое основание политико-правового учения. Мировоззрение Вольтера окончательно сложилось в Англии во времена его изгнания. Английская либеральная политическая система и веротерпимость становятся для мыслителя реальным примером разумного строя.
Основные работы:
• «Философские письма» (на англ. яз. — 1733 г., на фр. яз. - 1734);
1
137
Мы поможем в написании ваших работ! |