ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА



( XV - XVI вв.)

После победы русских войск над полчищами Золотой Орды (1380 г. — Куликовская битва) началось объединение русских земель вокруг Москвы, что привело к появлению Московского государства. Начало процесса объединения связывают с присоединением Суздальско-Нижегородского княжества в 1392 г. В XVI в. процесс объединения заверша­ется с присоединением Рязанского великого княжества (1517-1521).

Собиранием земель вокруг Москвы занимались: Васи­лий I (1389-1425), Василий II (1425-1462), Иван III (1462-1505), Василий IV( 1505-1533), Иван IV Грозный (1533-1584) и др.

В результате процесса объединения возникло самоназ­вание русского государства — царство. Иван III использо­вал это название и стал считать Московское царство «Тре­тьим Римом». Внутренняя политика Московского царства была направлена, прежде всего, на становление государ­ственного аппарата: в 1450 г. — введена должность казен­ного дъяка; в 1467 г. — должность подъячего; приблизи­тельно в 1492 г. появляется первое ведомство — Казенный двор; 1497 — принят Судебник Ивана III.

Внешняя политика Московского царства вначале носила личный характер, затем — семейно-династический и лишь при Иване IV приобретает профессиональный характер: в 1549 г. организован Посольский приказ.

К концу XV в. определились границы Московского цар­ства с Литвой и Польшей. На юге и востоке четкой грани­цы еще не было.


Возникла потребность в изучении латинского (ранее презираемого в Москве «папежского») языка «для пись­менных сношений» с Западной Европой. В 1469 г. были ус­тановлены первые дипломатические отношения с папским престолом: Иван III и папа Иннокентий VIII обменялись посланиями.

Процесс образования Московского государства получил отражение в русской политико-правовой мысли XVI в.

Основные темы русского политико-правового дискурса XVI века:

1) историческое назначение образовавшегося Москов­
ского государства (Филофей);

2) соотношение светской и духовной власти (Иосиф Во-
лоцкий, Нил Сорский);

3) государство как профессиональное управление на ос­
нове законов (Иван Пересветов);

4) тираноборчество (Андрей Курбский).

6.1. Политическое учение Филофея

Филофей (XVI в.) — русский православный монах, ав­тор теории «Москва -Третий Рим».

Эпоха. 1439 г. — заключена флорентийская уния между православной и католической церквями на условии при­знания главенства папского престола (эта уния не была признана Москвой); 1453 г. — захват турками Константи­нополя (падение Византийской империи).

Биография. О Филофее известно лишь то, что он был выходцем из псковской знати, монахом Псковского монас­тыря (старец Елеазарова монастыря).

Логическое основание политического учения: религи­ озный провиденциализм, который основан на Священном Писании. Согласно религиозному провиденциализму все, что случается в мире, происходит по воле Бога и во благо человечества, поэтому история человечества для Фило­фея — это история возникновения, развития и упадка ми­ровых царств в соответствии с Божьей волей.

Основные работы: послания великому князю Василию III, царю Ивану IV Грозному и др. в этих посланиях Фило­фей «Божьей милостью сильным пишет правду».

Содержание политического учения. Филофей — автор концепции «Москва — Третий Рим». Он рассматривал ис-


96


Глава 6. Политико-правовая мысль...


6.2. Политические учения Иосифа Волоцкого...     97


 


торию человечества как смену одного мирового царства другим.

Первое мировое царство для Филофея — Древний Рим, погибший по причине ереси.

В IV в. распространилась ересь Аполлинариева, епископа из Сирии. Аполлинарий считал, что совершенный человек и совершенное божество не могут соединяться в одном лице, поэтому Христос, как обыкновенный человек, был греховен.

Второе мировое царство, пришедшее на смену перво­му, — Византийская империя. Это царство, как считал Фи­лофей, погибло по причине заключения Флорентийской унии. Византию наказал Бог. Третье мировое царство, ко­торое пришло на смену второму, — Московское царство, ставшее в этот момент времени единственным православ­ным государством. Этому государству стоять до скончания мира, так как оно избрано божественным Провидением для защиты православной религии: «Все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать».

Сущность государственной власти, по Филофею, заклю­чается в том, что государственная власть установлена Бо­гом: «сердце царево в руке Божьей»; царь — это наместник Бога на земле и его слуга.

Соотношение церкви и государства. Церковь — это одно из государственных ведомств: царь назначает епископов, ведет борьбу с ересями. Объем власти церкви существенно ограничен: духовные владыки имеют лишь право «гово­рить правду» царям.

Легитимация повиновения подданных государю. Поддан­ные обязаны повиноваться царю как наместнику Бога на земле. Если при этом они будут напрасно наказаны царем, то могут лишь выразить свою печаль «горьким стенанием».

Таким образом, Филофей — представитель религиозной политической мысли. Его концепция государства носит ре­лигиозный характер. Одним из первых русских мыслите­лей Филофей осмысливает Московское царство как новое образование на политической карте того времени. Он дока­зывал, что волей Бога Московскому государству предоп­ределена историческая роль: оно должно стать центром раз­личных царств православного Востока, а московский царь


призван Богом защищать православные традиции. Концеп­ция Филофея «Москва — Третий Рим» получила широкую известность в XVI в. и перешла в XVII в. Тем не менее по­зднее появились другие концепции происхождения русско­го государства. По словам историка А.С. Лаппо-Данилевско­го, это были уже учения «о более самостоятельном значении православного московского царства, развитого в известных сказаниях о том, что Русь приняла православие от апостола Андрея, а не из Византии, что московские государи сами происходят от царского корня, а именно от Пруса, брата римского кесаря Августа и т.д.; эти политические фикции были также использованы царем Иваном Грозным и пере­шли в некоторые официальные акты позднейшего времени».

6.2. Политические учения Иосифа Волоцкого и Нила Сорского

Эпоха. В XV веке в Московском государстве треть всех земель принадлежала монастырям. Поэтому проблема секу­ляризации монастырских земель стала особенно актуаль­ной. В 1503 г. состоялся церковный Собор, на котором был выдвинут проект секуляризации монастырских земель.

Появление в России — ереси жидовствующих (конец XV в.): отрицание Троицы; истинный Христос еще не при­шел; Христос, в которого верят христиане, не был сыном Божьим, а был простым человеком, распятым иудеями и истлевшим в гробу; истинная религия — иудейская, данная самим Богом, а не данная простым человеком Христом.

В XV-XVI вв. в ходе обсуждения секуляризации мона­стырских земель сформировалось два течения политичес­ кой мысли: «нестяжатели» (Нил Сорский), «стяжатели» (Иосиф Волоцкий).

Сорский Нил (1433(5)—1508) — православный монах, идеолог «нестяжательства».

Биография. Родился в боярской семье Майковых, стал монахом, странствовал по Востоку, посещая места, связан­ные с Иисусом Христом. Основал на Вологодчине Нилову пустынь — сообщество монахов, живущих в отдельных ке­льях, устроенных в лесных дебрях. Фамилия «Сорский» происходит от названия речки Сорка.

Логическое основание политического учения: христи­анская религия.


4 М.Н.Марченко


98_________ Глава 6. Политико-правовая мысль...

Основные работы: «Предания ученикам»; устные выс­тупления на церковных Соборах.

Содержание политического учения «нестяжате­ лей». Придерживаясь идеалов раннего христианства, Нил Сорский считал, что праведный человек должен бороться со сребролюбием, которое породило в обществе гибельный порок — «стяжание». Поэтому деятельность церкви долж­на быть ограничена духовной сферой и ориентирована на оказание помощи человеку в преодолении страстей. Нил Сорский — сторонник секуляризации земель.

Он считал, что к раскаявшимся еретикам необходимо проявлять милосердие.

Волоцкии Иосиф (1440-1515) — православный монах, идеолог «стяжательства».

Биография. Родился в дворянской семье (в миру — Иван Санин), с восьми лет его жизнь была связана с монас­тырями. И. Волоцкии — основатель Иосифо-Волоколам-ского монастыря, в библиотеке которого были труды древ­негреческих и древнеримских историков и философов. До конца жизни боролся с так называемой «ересью жидов-ствующих». В 1507 г. Иосиф Волоцкии передал свой мона­стырь под покровительство великого князя Василия III .

Логическое основание политического учения: христи­ анская религия; авторитет римского императора Констан­тина, принявшего христианство.

Основная работа: «Просветитель, или обличение ере­си жидовствующих» (1510-1511). В этой работе Иосиф Волоцкии использовал огромное количество цитат из Свя­щенного Писания, написана в форме посланий. Название появилось после смерти Иосифа Волоцкого.

Содержание политического учения «стяжателей». Концепция «стяжательства» основывалась на том, что Иосиф Волоцкии признавал личное нестяжание монахов, но оправдывал богатство монастырей. Он обосновывал это нуждами церкви (нужны ризы, иконы, святые сосуды и т.п.) и благотворительностью (помощь нищим и т.п.).

Иосиф Волоцкии считал, что власть дана от Бога, но но­ситель светской власти — царь. Хотя царь — «божий слу­га», но имеет природу человека и потому подвержен чело­веческим порокам. Царская воля может быть ошибочна, и тогда царь будет уже «не божий человек, но диавол».

Как и Фома Аквинский, Иосиф Волоцкии разграничи­вает сущность государственной власти — нет власти не от


_____ 6.3. Политико-правовое учение Ивана Пересветова  99

Бога и ее использование. Однако неправомерное использо­вание власти Иосиф Волоцкии понимает не как насилие над народом, а как произвольное посягательство царя на церковную собственность, считая что: «церкви богатство — божье богатство».

Иосиф Волоцкии рассматривал ересь (инакомыслие) как преступление не только против церкви, но и против го­сударства. Поэтому государство должно бороться с ересью. К еретикам не должно быть никакого снисхождения (под­вергать их смертной казни!). Казнить следует и тех, кто знал о еретиках, но на них не донес судьям: «Следует не только осуждать, но предавать жестоким казням, и не толь­ко еретиков и вероотступников: знающие про еретиков и вероотступников и не донесшие судьям, хоть и сами право­верны окажутся, смертную казнь примут».

В обоснование необходимости уничтожения еретиков Иосиф Волоцкии приводит исторический аргумент. Он ссылается на первого христианского императора Констан­тина, который установил закон, согласно которому следо­вало предавать насильственной смерти того, кто не верит в святую и животворящую Троицу, а собственность его отда­вать на разграбление.

«Нестяжатели» и «стяжатели» признавали необходи­мость преследования государством еретиков. После Собо­ров 1503-1504 гг. был достигнут компромисс между Ива­ном III и «стяжателями».

6.3. Политико-правовое учение Ивана Пересветова

Пересветов Иван Семенович (XVI в.) — политический мыслитель, автор проектов судебной, военной и финансо­вых реформ XVI в.

Эпоха. XVI век в истории России — время войн с Крымским и Казанским ханствами, Швецией, Ливонским орденом, Литвой, Польшей. Войны привели к нестабиль­ности. Сентябрь 1549 г. — открытие Земского собора из представителей всех сословий, что ознаменовало начало реформ. Встреча Пересветова с Иваном Грозным и переда­ча царю челобитных с проектами государственных преоб­разований.


         
 


100


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 329; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!