Глава 6. Политико-правовая мысль...
Биография. Выходец из Литвы. Служил в отрядах польско-литовских войск. В 1539 г. перешел на службу к московскому царю Ивану Грозному. Пострадал от боярского произвола.
Логическое основание политического учения: эмпиризм, согласно которому политические представления формируются на основе осмысления исторического и собственного опыта столкновения с боярским произволом.
Основные работы: «Сказание о Магомет-султане» (1549); «Сказание о царе Константине» (1549).
Содержание политико-правового учения. Пересветов критиковал покоренную турками Византию — «греческое царство», которое долгое время было оплотом православия. Константинополь, по мнению Пересветова, ослабили бояре, потому он и пал под натиском турок. Боярское войско плохо воюет. Бояре «казны свои наполнили златом и серебром», поэтому «казна царева» оскудела. Пересветов проводил аналогию между Россией и Византией: «вельможи русского царя сами богатеют и ленивеют, а царство оскужают».
Идеальным государством И.С. Пересветову представлялось турецкое государство, а идеалом правителя — турецкий султан Магомет. Пересветов указывает на следующие положительные качества Магомет-султана: грозный царь; не слушает бояр; дает должности по заслугам; написал судебник (Пересветов делает вывод: турецкое государство основано на «правде», так как судебник — это предсказуемость вынесения судебных решений, а не полнейший произвол); считается с советами «верной Думы»; ввел военные трибуналы, в которых воинов судят сами командиры (оптимизация военного правосудия: быстрое и беспошлинное рассмотрение дел в суде).
|
|
Итак, для Пересветова идеальная форма государствен ного правления — сословно-представительная монархия.
Для осуществления своего идеала государства в России И.С. Пересветов предлагал провести три реформы: финансовую, военную, судебную.
Финансовая реформа.
• Цель: создание общегосударственной казны.
• Средство: передача функции сбора доходов из рук на
местников в руки чиновников, которые находятся на цар
ском (государственном) жалованье; реализация на практи
ке принципа подконтрольности действий этих чиновников
вышестоящими чиновниками: «по приказу ли царскому со
бирают».
_____ 6.3. Политико-правовое учение Ивана Пересвет ова 101
Военная реформа.
• Цель: поднять боеспособность армии.
• Средство: заменить боярское ополчение, которое вою
ет плохо, на регулярную армию; солдатам платить жалова
нье из государственной казны.
Судебная реформа.
• Цель: искоренение «беззакония» и «неправды».
• Средство: вывести суд из-под юрисдикции наместни
ков — бояр-временщиков, пренебрегающих законом. Судьи
должны опираться только на закон, перед которым все рав
ны; получать высокое жалованье из казны. Судебная по
шлина должна идти в государственную казну, «чтобы су
дьи не искушались и неправды не судили». Необходимо
ввести надзор за судьями: если они будут судить «не по
правде, а по мзде», то наказывать.
|
|
И.С. Пересветов критикует кабальное холопство: j с религиозной точки зрения: «Бог не велел друг друга порабощать. Бог сотворил человека самовластным и повелел ему быть самому себе владыкой, а не рабом. Мы же берем человека в работу и записываем его навеки»;
• S с военной точки зрения: «В котором царстве люди порабощены, и в том царстве люди не храбры и к бою против недруга не смелы...».
* * *
И.С. Пересветов вслед за Макиавелли и Боденом разработал концепцию «сильного» государства, указав на необходимость проведения в России трех государственных реформ (финансовой, военной, судебной). Он также признавал необходимость в государстве писаных законов, на основе которых должно осуществляться управление подданными. Впервые в русской политико-правовой мысли Пересветов высказал идею юридизации понятия государства (вслед за Цицероном).
|
|
Принципу знатности и древности рода И.С. Пересветов противопоставил принцип меритократии — личных заслуг при замещении государственных должностей: каждому по
делам его.
В настоящее время принцип меритократии — один из общепризнанных способов замещения государственных должностей. Этот принцип имеет ряд преимуществ по сравнению с другими способами замещения государственных должностей: жребий, выборы, очередность, непотизм, партийная
102
Глава 6. Политико-правовая мысль...
6.4. Политическое учение А. Курбского
103
преданность. К недостаткам этого принципа относятся дефицит профессионально подготовленных сотрудников, отчуждение профессионалов-управляющих от населения.
Часть того, что предлагал Пересветов, было реализовано в реформах Ивана IV (поместной, приказной, финансовой, военной) и в Судебнике 1550 г.
Однако, несмотря на большое практическое значение, проекты Пересветова «не получили той известности, какой пользовались теории Филофея и его преемников» (А.С. Лап-по-Данилевский).
6.4. Политическое учение А. Курбского
Курбский Андрей Михайлович (1528-1583) — представитель боярской оппозиции, автор тираноборческих идей.
|
|
Эпоха. Правление Ивана Грозного, рассматривающего свою власть как власть, данную ему Богом: «Я родился и вырос по Божьей воле для владения государством». Никаких ограничений своей власти Иван Грозный не признавал и считал, что бояре и вельможи провоцируют возникновение в государстве междоусобиц. Признавая за собой право произвольно казнить или миловать кого угодно, Иван Грозный оправдывал царскую опалу и казни бояр-изменников: «таких собак везде казнят».
Биография. A.M. Курбский происходил из рода смо-ленско-ярославских князей. До опричнины он был близок к Ивану Грозному и входил в Избранную раду. В 1564 г. бежал за границу к литовцам, ссылаясь на феодальное право «отъезда» и поступил на службу к польско-литовскому королю. В Литве Курбский состоял на службе у короля Сигизмунда II Августа. Выучил греческий и латинский языки, что позволило ему перевести на русский язык произведения Иоанна Златоуста и Цицерона. Здесь же им были написаны послания, адресованные Ивану Грозному, и «История о Великом князе Московском».
Логическое основание политико-правового учения. А.М. Курбский в своих работах ссылался не только на Священное Писание, но и на труды Аврелия Августина, Цицерона, Иоанна Златоуста и др. Опыт, который приобрел Курбский, находясь на государственной службе у Ивана Грозного, также повлиял на его политические и правовые идеалы.
Основные работы: послания к Ивану Грозному (1564-1579); «История о великом князе Московском» (1573).
Содержание политико-правового учения. А.М. Курбский осуждал произвол и злодеяния Ивана Грозного, называя его «безбожным и беззаконным» правителем. Курбский предвещал, ссылаясь на слова библейского царя Давида, что «не долго проживут перед Богом те, которые созидают престол беззакония». Еще более достойны гибели те, которые «опустошают свою землю и губят подданных целыми родами, не щадя и грудных младенцев».
Курбский осуждал также сложившуюся систему доносов и клеветы на невинных людей, «неправедные» и «мздо-имные» суды, а также взяточничество «царевых приспешников». Он критиковал установившуюся в то время практику заочного осуждения людей на основании оговора: «Где о таком суде слыхали под солнцем, чтобы осуждали, не выслушав ответов?».
Осуждение не только самого подозреваемого в крамоле, но и его родственников представлялось Курбскому верхом произвола: «Не токмо без суда осуждают, но и до трех поколений от отца и от матери влекомых осуждают и казнят». Вопиющими фактами государственного произвола Курбский считал казни одних людей другими: «А ты простых людей заставляешь самих руки кровавить и резать человеков».
A.M. Курбский в ходе полемики с Иваном Грозным заявлял, что сущность государственной власти исходит от Бога, а ее использование требует особого умения для справедливого управления державою на благо всех подданных: «Царь же, хотя и поставлен Богом на царство, умения им управлять не получил, поэтому нужно прислушиваться к советам не только своих помощников, но и подданных, так как духовная истина дается не по богатству внешнему и по силе царства, но по правости душевной...».
Идеальной формой государственного правления Курбский считал ограниченную монархию: монарх правит вместе с Избранной радой и не посягает на боярские вольности, включая право «отъезда».
Избранная рада должна включать советников, которые были бы «сведущи в военных и земских делах». Курбский, обосновывая значение советников для государя, ссылался на то, что именно так «вещал мудрый Соломон».
Кроме того, неограниченная власть, по мнению Курбского, разрушает человеческую душу: «Пока царь любит Совет и советников, он сохраняет душу свою, если же не возлюбит сего, то может пропасть, так как управлять следует,
104
Глава 6. Политико-правовая мысль
не склоняясь к естественным бессловесным влечениям, а совместным советам и рассуждениям».
* * *
Вслед за Цицероном A.M. Курбский полагал, что нет государства, если: законы не действуют; отсутствует справедливое правосудие; не соблюдаются старые обычаи.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что А.М. Курбский — радикальный идеолог тираноборчества в России.
Вопросы для самоконтроля
1. Что представляет собой концепция Филофея «Москва —
Третий Рим»?
2. Как обосновывал Филофей необходимость подданных
подчиняться государю?
3. Чем отличалась идеология «нестяжателей» от идеологии
«стяжателей»?
4. Какое отношение к еретикам было у Нила Сорского и
Иосифа Волоцкого?
5. Какую модель государства и почему советовал Пересветов
взять для подражания Ивану Грозному?
6. Сторонником проведения каких реформ в московском го
сударстве выступил Пересветов?
7. В чем заключалась критика Курбского «тирании Грозно
го»?
8. Какова идеальная форма правления государства для Курб
ского?
Литература
Курбский A. M. История о великом князе Московском. СПб., 1913.
Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским, Л., 1979.
Послания Иосифа Волоцкого. М.; Л., 1959.
Послания Нила Сорского // Труды. Отделение древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР. Т. 29. Л., 1974.
Сорский Нил. Предание и Устав. СПБ., 1912.
Сочинения И. Пересветова. М.; Л., 1956.
Срезневский ИМ. Словарь древнерусского языка. Репринт. М, 1989.
Глава 7
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТЕОРИЙ
ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА
В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ XVII в.
XVII век в Западной Европе — это время ранних буржуазных революций. Первой страной, где произошла революция, стала Голландия. В результате национально-освободительной борьбы Голландия освободилась от ига феодальной Испании, которое тормозило развитие капитализма. Вторая революция произошла в Англии («Великий мятеж» 1640-1649 гг. и «Славная революция» 1688—1689 гг.)
XVII век — это время становления юридического (естественно-правового) мировоззрения. Основные компоненты нового мировоззрения — это понятия естественного права, естественных законов, естественных и неотчуждаемых прав человека, понятие договора. При помощи этих понятий рациональным образом, т.е. без ссылки на божественное право, многие философы обосновывали права и обязанности индивидов, и пределы власти государства по отношению к индивидам.
XVII век — это век Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Б. Спинозы — наиболее ярких представителей рационалистической школы естественного права.
7.1. Учение Гуго Гроция о государстве и праве
Гроций Гуго де Гроот (1583-1648) — голландский мыслитель, теоретик договорного происхождения государства и естественного права. Основатель науки международного права.
Эпоха. На годы жизни Гроция приходятся Нидерландская революция (1566-1609), которая освободила страну
106 Глава 7. Возникновение теорий естественного права... от испанских феодалов и Тридцатилетняя война в Западной Европе (1618-1648), которая привела к распаду Священной Римской империи на 355 самостоятельных государств.
Биография. Гуго Гроций родился в голландском городе Дельфте, в 11 лет он стал студентом Лейденского университета, в котором изучал право. В 15 лет получил степень доктора права в Орлеанском университете (Франция). В 1601 г. стал историографом Республики соединенных провинций. За участие в религиозных распрях Гроций был осужден на пожизненное заключение, бежал во Францию, где прожил 11 лет, пользуясь покровительством Людовика XIII . Затем перешел на службу к шведскому королю и был назначен шведским посланником при французском дворе (1634 г.).
Логическое основание политико-правового учения:
рационализм, политические и правовые идеи философов античности (Аристотеля и др.), положения Священного Писания.
Основная работа: «О праве войны и мира» (1625).
Содержание политико-правового учения. Происхож дение государства. Гроций определяет природу человека аксиоматически, как математик. В каждом человеке заложены societatis appetitus — социальные аппетиты, т.е. стремление к общению с себе подобными. Эта аксиома Гроция имеет определенное сходство с аксиомой о природе человека Аристотеля, для которого человек — животное политическое (общественное). При этом Гроций уточняет: людям свойственно «стремление к спокойному и руководимому собственным разумом общению с себе подобными».
На основе этой аксиомы Гроций вырабатывает договор ную теорию происхождения государства, противопоставляя ее теории божественного происхождения государства: «Первоначально люди объединились в государство не по божественному повелению, но добровольно, убедившись на опыте в бессилии отдельных рассеянных семейств против насилия, откуда берет свое происхождение гражданская власть».
Понятие государства. Государство представляется Гро-цию осознанным объединением свободных индивидов: «Государство есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы».
Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 346; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!