Логическое основание политико-правового учения.



Марсилий Падуанский испытал на себе огромное влияние Аристотеля; будучи католиком, ссылался на христианские священные книги: «Только учение Моисеево и евангель­ское, т.е. христианское, содержит в себе истину».

В отличие от Фомы Аквинского Марсилий был сторон­ником доктрины двойной истины: есть «земная истина», которая постигается разумом, а есть «истина небесная», ко­торая постигается откровением и верой. Эти истины неза­висимы и могут противоречить друг другу, «земная исти­на» — низшая по отношению к «истине небесной».

Основная работа: «Защитник мира» («Defensor pads») (1324).В «Защитнике мира» Марсилий выступил против притязаний католической церкви на светскую власть. Он считал, что попытки католической церкви вме­шиваться в дела светской власти сеют раздоры в европей­ских государствах, поэтому священнослужители — глав­ные враги мира. Книга была осуждена католической церковью.

Содержание политике-правового учения. Политиче­ская теория охватывает следующие проблемы.

1. Государство и церковь.

Вслед за Аристотелем Марсилий понимает государство как совершенное сообщество (communitatis perfecta) лю­дей, которое самодостаточно; основано на разуме и опыте


Политико-правовое учение Марсилия Падуанского 67

людей; существует для того, чтобы «жить и жить хорошо». Марсилий отвергает учение о божественном происхожде­нии государства, а библейское повествование об установле­нии у евреев общественного порядка через Моисея самим Богом, считает лишь недоказуемым предметом веры.

Марсилий выступает за подчинение церкви государству. Он против притязаний папства на юрисдикцию в светской сфере и считает, что церковь должна находиться под конт­ролем самих верующих, а не только под контролем духовен­ства и папы. Это должно выражаться в праве верующих:

S выбирать церковных сановников, включая папу;

S определять случаи отлучения священнослужителей от церкви;

S утверждать на церковном соборе соответствующие статьи церковного устава.

Марсилий лишает духовенство религиозной прерогати­вы быть посредником между Богом и людьми. Духовенство должно быть только наставником верующих и совершать церковные таинства.

Как отмечает английский историк философии Ф.Ч. Ко-плстон, «Марсилий был протестантом прежде возникнове­ния протестантизма».

2. Законодательная и исполнительная власти государ­ ства.

Законодательная власть всегда должна принадлежать народу: «Законодатель — первая действующая причина, при­сущая закону, — сам народ, коллектив граждан (universitas), или его часть наиболее важная (valentior pars), выражаю­щий свой выбор и свою волю относительно всего касающе­гося гражданских деяний, невыполнение которых грозит вполне земным наказанием».

Почему народ или его представители должны устанавли­вать законы? Марсилий выдвигает следующие аргументы:

• S народ лучше повинуется тем законам, которые сам ус­тановил;

■ S эти законы всем известны;

S каждый может заметить упущение при создании этих законов.

Марсилий был сторонником выборности народом выс­шей исполнительной власти. Выборность главы этой влас­ти предпочтительнее, нежели передача власти по наслед­ству: «...Мы назвали избрание самым совершенным и превосходным из способов установления господства».


68 Глава 4. Политико-правовая мысль эпохи Средневековья

Идея выборности народом главы исполнительной власти исходила из практики управления итальянских городских республик и порядка избрания императора Священной Рим­ской империи.

Правовая теория. Марсилий признает многозначность термина «закон» (табл. 7). Он - сторонник понимания за­кона «в строгом смысле этого слова».

Марсилий понимает закон как закон государства. За­кон — это наставительное и принудительное «правило», которое:

■ S «существует во всех communitatis perfecta»;

^ подкрепляется санкцией, которая имеет «принуди­тельную силу благодаря наказанию или поощрению»;

S имеет «конечную цель» — обеспечить «гражданскую справедливость», т.е. земную справедливость, выявляя то, что «справедливо или несправедливо, полезно или вредно»;

S устанавливается светским законодателем.

Такое понимание закона позволяет Марсилию сделать следующие выводы.

1. Божественный закон не есть закон в собственном смыс­
ле.
Он сопоставим с предписаниями врача (напомним, что
Марсилий врач). Цель божественного закона — достижение
вечного блаженства. Этот закон определяет различия между
грехами и заслугами перед богом, наказания и награды в по­
тустороннем мире, где судьей является Христос. Поэтому,
по Марсилию, духовенство может только проповедовать
христианское учение, но никак не принуждать; еретик мо­
жет быть наказан только Богом и только на том свете.

Марсилий выступал против церковного суда, инквизици­онных трибуналов. В земной жизни еретика можно изгнать из государства, если его учение вредно для общежития, но сделать это может только светская власть. Священник как «медик душ» имеет единственное право — учить и увеще­вать.

2. Закон церкви не есть закон в собственном смысле, так
как обеспечен только духовными санкциями. Его можно
обеспечить мирскими санкциями согласно воле государ­
ства, но тогда он становится законом государства.

3. Естественный закон не есть закон в собственном смыс­
ле,
это лишь нравственный закон: «...Есть люди, которые на­
зывают "естественным законом" веление справедливого ра­
зума касательно человеческих поступков и естественный


4.2. Политико-правовое учение Марсилия Падуанского 69

закон в этом смысле слова включает и божественный за­кон».

В государстве должно быть верховенство законов, по­скольку «там, где нет верховенства закона, там нет настоя­щего государства»

Монарх, правительство, судьи должны править на осно­ве законов, которые должны быть обнародованы: «...всем государям, а среди них особенно монархам, которые со все­ми их потомками господствуют в порядке наследования, надлежит для того, чтобы их власть была безопаснее и дол­говременнее, править в соответствии с законом, а не пре­небрегая им...».

Закон позволяет:

S осуществить «гражданскую справедливость и общую пользу»;

■ S избежать предвзятости в судейском решении, на ко­торое могут влиять ненависть, алчность, любовь судьи: «Итак, законы необходимы для того, чтобы исключить из гражданских судебных решений или постановлений злой умысел и заблуждения судей».

Таблица 7 Правовые взгляды Марсилия и Фоны Аквинского

Марсилий

Фома Аквинский

Положительный человеческий закон (закон государства):

основан на естественном зако­не, а тот, в свою очередь, явля­ется выражением вечного зако­на, предустановленного Богом

не связан с естественным законом

Естественный человеческий закон:

закон без всяких оговорок

не является законом в строгом смысле слова, это лишь нрав­ственный закон

Закон и справедливость:

нет иной земной справедливос­ти, как выраженной в позитив­ном законе воли всего народа либо значимой его части

позитивный закон может про тиворечить справедливости (естественному человеческому закону). Принудительное при­менение такого позитивного за­кона есть признак тирании


I   t


             
     


70 Глава 4. Политико-правовая мысль эпохи Средневековья

* * *

Марсилий Падуанский выдвинул идею народного суве­ ренитета, смысл которой состоит в том, что монополия на принятие законов должна принадлежать народу. Таким об­разом, Марсилия можно рассматривать как предшествен­ника Ж.-Ж. Руссо, теоретика народного суверенитета.

Тезис Марсилия о подзаконной деятельности исполни­тельной власти признается одним из признаков современ­ной теории правового государства.

Политическая теория Марсилия предвосхитила станов­ление сильного государства, независимого от церкви.

Вопросы для самоконтроля

1. Как понимал закон Фома Аквинский?

2. Как законы у Фомы Аквинского соотносятся между собой?

3. Могут ли, согласно Фоме Аквинскому, существовать не­
погрешимые позитивные законы?

4. В чем Фома Аквинский видел отличие компетенции свет­
ской власти от компетенции власти церковной?

5. Какие элементы государственной власти выделял Фома
Аквинский?

6. Признавал ли Фома Аквинский за народом право на свер­
жение тирана?

7. Кому должна принадлежать законодательная власть в го­
сударстве по мнению Марсилия Падуанского?

8. Как Марсилий Падуанский относился к идее выборности
народом высшей исполнительной власти в государстве?

9. Чем отличаются правовые взгляды Марсилия Падуанско­
го от правовых взглядов Фомы Аквинского?

Литература

Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975.

Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. М., 1996.

Коплстон Ф. Ч. Аквинат. Введение в философию великого средневекового мыслителя. Долгопрудный, 1999.

Коплстон Ф. Ч. История средневековой философии. М., 1997.

Марсилий. Защитник мира //Антология мировой правовой мысли: В 5 т. Т 2. С. 604-610. М., 1999.

Свежавски С. Фома Аквинский, прочитанный заново. Сре-тенск,2000.

Тарнас Р. История западного мышления. М., 1995.

Фома Аквинский. О правлении государей // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе XI—XVII вв. Л., 1990.


Глава 5

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ

УЧЕНИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

И РЕФОРМАЦИИ

Если основная тема Средних веков — Град Божий (civitas Dei), то основная тема Возрождения — человек, обожествле­ние человеческого начала в искусстве и государстве. Поэ­тому мировоззренческая основа Возрождения — гуманизм (лат. humanus — человечный). Если в Средние века предме­том восхищения был Бог, которого нельзя увидеть, то в эпо­ху Возрождения — человек и зримый человеческий мир.

Если в Средние века чтили святых, то в эпоху Возрож­дения — людей прославленных, великих.

Если в Средние века гордыня считалась худшим из поро­ков, то в эпоху Возрождения возник культ героев и гениев.

Реформация, поставив перед собой цель обновить на ос­нове Евангелия жизнь каждого христианина, тем самым обращалась к широким массам. Реформация отвергла дог­му католической церкви об обязательном посредничестве духовенства между человеком и Богом. Началом Реформа­ции принято считать выступление в 1517 г. М. Лютера с 95 тезисами против продажи индульгенций.

Факторы, обусловившие Возрождение и Реформацию:

S развитие книгопечатания: к 1500 г. оно было известно в двенадцати странах Европы;

S децентрализация Италии (итальянское Возрождение);

• S децентрализация Германии (Реформация в немецких землях).

Основные направления политико-правовой мысли, сформировавшиеся в эпоху Возрождения и Реформации:

• буржуазные политико-правовые теории (Макиавелли,
Боден);

• теории утопического социализма (Мор, Кампанелла).


72


Глава 5. Политические и правовые учения...


5.1. Политическое учение Никколо Макиавелли


73


 


5.1. Политическое учение Никколо Макиавелли

Никколо Макиавелли (1469—1527) — итальянский поли­тический мыслитель эпохи Возрождения, основатель полити­ческой науки Нового времени. Автор концепции политичес­кой этики — этики главы государства («макиавеллизм»).

Эпоха. Политическая раздробленность Италии, посто­янная угроза нападения со стороны централизованных го­сударств (Испания, Франция). Флоренция — «цветок Тосканы, зеркало Италии», в XV в. этот город символизи­ровал центр образованности — «вторые Афины», центр культуры — воплощение «Золотого века» и центр благо­честия — «Новый Иерусалим». В XVI в. Флоренция усту­пает свою лидирующую роль Риму, становится культур­ной провинцией.

Остро осознавал необходимость объединения Италии великий флорентиец Н. Макиавелли. Его политическое мышление сосредоточилось на государстве как важной со­ставляющей человеческого космоса: «Судьбе было угодно, чтобы я не умел говорить ни о шелке, ни о хлопчатобумаж­ной ткани, ни о наживе, ни о потере, — я должен говорить о государстве».

Биография. Н. Макиавелли родился во Флоренции. Се­мья Макиавелли принадлежала к знатному роду, но была небогатой: его отец лишился права занимать какой-либо важный пост из-за огромного долга перед городом. Основ­ным доходом семьи была скромная земельная рента. Н. Ма­киавелли не смог получить классического образования. «Блестящее серьезное образование», о котором говорят не­которые его исследователи, — результат упорного самооб­разования. Он начал свою политическую карьеру в 29 лет, став секретарем Флорентийской республики (1498—1512). в 1512 г., после реставрации во Флоренции власти Медичи, республиканское правление было заменено тиранией, а Макиавелли отстранен от должности. Его обвинили в заго­воре против правителей, заключили в тюрьму, подвергли пыткам. Позже Макиавелли был сослан в семейное помес­тье, где и создал свои политические и литературные произ­ведения.

10 декабря 1513 г. из ссылки Макиавелли пишет другу в Рим: «Я возвращаюсь домой и вхожу в свой кабинет; и у дверей я сбрасываю дневную одежду, покрытую грязью и пылью, и облачаюсь в царственное придворное одеяние. И


переодевшись соответствующим образом, я вхожу в древ­ние покои людей античности, где, с любовью встреченный, я вкушаю пищу, которая только мне принадлежит и для которой я создан. И здесь я не испытываю никакой робос­ти, чтобы говорить с ними и расспрашивать их о мотивах их поступков. Они же любезно мне отвечают, и в течение целых четырех часов я не чувствую усталости, забываю обо всех заботах, не боюсь нищеты, меня не пугает смерть — я полностью отдаю себя им».

Макиавелли видел главное зло Италии в притязаниях главы католической церкви на светскую власть. Он считал церковь реакционной силой еще и потому, что она поддер­живает в народе суеверия и предрассудки. В остро сатири­ческом сочинении в стиле Боккаччо «Мандрагора» (1518) Макиавелли вывел образ монаха как олицетворение глупо­сти, лицемерия и зла.

В 1520 г. Макиавелли становится официальным истори­ографом, в 1521 г. — советником кардинала Джулио Меди­чи (впоследствии — папа римский Клемент VII). В 1526 г. Макиавелли участвовал в военной кампании Клемента VII против императора Священной Римской империи Карла V, завершившейся провалом. После изгнания Медичи из Флоренции Макиавелли вновь был лишен всех постов.

Современники. В 1502 г.. Макиавелли познакомился с Леонардо да Винчи (1452—1519), служившим у герцога Че-заре Борджиа в качестве военного инженера и архитектора. По протекции Макиавелли Леонардо получил от город­ских властей престижный заказ на большую фреску «Бит­ва при Ангиари» для Палаццо Веккио.

Логическое основание политического учения: эмпи­ ризм, согласно которому единственный источник получе­ния знания, в частности, о политике — это опыт. Разраба­тывая свое политическое учение, Макиавелли обращается к политическому опыту Древнего Рима, изучая его исто­рию, а также использует свой собственный опыт государ­ственной службы.

Макиавелли отказывается от средневекового теоцентриз-ма, и заменяет его на антропоцентризм. Это означает, что в центре мира у Макиавелли стоит не Бог, а человек. Соответ­ственно, политический универсум у Макиавелли имеет только человеческое измерение и никак не связан с Богом.

Из опыта следует, что в основе политического поведе­ния лежат не каноны христианской морали, а выгода и


74


Глава 5. Политиче ские и правовые учения...


5.1. Политическое учение Никколо Макиавелли


75


 


сила. По теории Макиавелли грандиозные дела творили как раз те князья, которые не считались с обещаниями и действовали хитростью и обманом.

Основные работы: «Принцепс» (1513); «Рассуждения на первые 10 книг Тита Ливия» (1516-1517); «История Флоренции» (1520); «О военном искусстве» (1521).

Содержание политического учения. Н. Макиавелли сравнивал величие Древнего Рима с современной ему Ита­лией. Как образовалась пропасть между возвысившимся до мирового господства Римом и постоянно ожидающей на­шествий Италией?

Причины политического упадка Италии:

христианская религия, которая ориентировала людей
на потусторонний мир, сделав их чуждыми государству,
что и привело к ослаблению государства;

папство, которое имело престол в Риме, владея частью
Италии и препятствуя ее объединению.

Понятие государства. Макиавелли вводит в политичес­кую лексику новый политический термин — Stato (лат. status), которым он обозначает общее понятие государства, независимо от его конкретных форм. Stato, т.е. государ­ство, — это политическое состояние, которое предполагает наличие отношений господства-подчинения. Наряду с уже известными к XVI в. политическими терминами «респуб­лика», «княжество», «королевство», «власть», «империя», «город», «правление», «тирания», «монархия» Макиавелли ввел новый политический термин, которым и сегодня обо­значают общее понятие государства.

Государство — это дело рук человеческих. Форма прав­ления государства представляет собой результат борьбы двух сил: народа и знати. Борьба народа и знати — вот ис­точник развития государства: «Народ и знать есть в каж­дом городе, и чувства их всегда различны, а происходит это оттого, что народ не хочет, чтобы знатные им распоряжа­лись и угнетали его, а знатные хотят распоряжаться и угне­тать народ; эти два разных стремления приводят в городе к одному из трех последствий: к единовластию, свободе или произволу какой-нибудь партии».

Классификации форм правления государства. Вслед за Аристотелем Макиавелли называет три правильные фор­мы правления (монархия, аристократия, демократия) и три неправильные (тирания, олигархия, распущенность).


Новация Макиавелли заключалась в следующем выводе: все государства есть либо республики, либо единовластные по форме правления государства. К XIX в. эта классифика­ция государств на республики и монархии станет в науке о государстве преобладающей.

Концепция политической этики главы государства (кон­ цепция «макиавеллизма»). Макиавелли разрабатывает кон­цепцию политической этики принцепса (единоличного главы государства), направленную на объединение Италии и превращение ее в сильное государство.

В работе «Принцепс» Макиавелли как естествоиспыта­тель формулирует ряд политических принципов, свобод­ных от каких-либо моральных запретов, которые позволят принцепсу действовать эффективно на политическом по- прище и добиться осуществления поставленной цели:

 • овладевая государством, необходимо все жестокости
 совершать сразу, чтобы не пришлось каждый день их по-
 вторять;

 • обиды нужно наносить разом, тогда меньше чувству-
 ешь их в отдельности;

 • все благодеяния надо делать понемногу, чтобы они
 лучше запоминались;

 • принцепс должен иметь одновременно природу льва и
 лисицы: быть львом, чтобы устрашать волков, и быть лиси­
цей, чтобы распознать западню;

 • принцепс не может и не должен быть верным данному
 им слову, если такая честность обращается против него. При
 этом всегда можно найти оправдание. Макиавелли ссылает-
 ся на папу римского Александра VI, который всех обманы-
 вал, не держал слова, но тем не менее многого добился;

 • принцепс не обязательно должен обладать всеми доб-
 родетелями — гораздо важнее казаться, что ими обладаешь;

 • принцепс не должен трогать имущество подданных и
 задевать их честь, тогда подданные будут довольны жиз-
 ныо, а принцепсу придется бороться лишь с честолюбием
немногих;

• принцепс должен передавать другим дела, вызывающие
недовольство подданных, а милости оказывать самому;

• каждый поступок принцепса должен подтверждать
 молву о нем как о великом и выдающемся человеке;

• принцепс должен рассчитывать не на любовь своих
 подданных, а на их страх, но не на их ненависть;

• чтобы судить об уме принцепса, надо видеть его окру­
жение.


76


Глава 5. Политические и правовые учения...


5.2. Политическое учение Жана Бодена


77


 


Контрреформация, развернувшаяся в Италии во второй половине XVI в., задушила не только Реформацию, но и светскую культуру Ренессанса. Действовавший с 1559 г. «Индекс запрещенных книг» наложил запрет на многие из­вестные произведения литературы: «Декамерон» Боккач-чо, сочинения Валы, Аретино. Все сочинения Макиавелли были включены в «Индекс». О сочинении «Принцепс» («Государь») еще ранее (1546) говорилось, что оно написа­но «рукой Сатаны».

Никколо Макиавелли стоит у истоков политической на­уки нового времени. Его сторонниками были Ж.-Ж. Руссо, М.А. Бакунин; а противниками — Т. Кампанелла, Ж. Бо-ден, Вольтер.

Макиавелли оказал огромное влияние на итальянскую политическую мысль (Г. Моска, В. Парето и др.). Б. Муссо­лини, находясь под впечатлением работы Макиавелли «Принцепс», рассматривал себя как нового принцепса.

В политике сложилось понятие «макиавеллизм», в осно­ве которого лежит идея, что для достижения выбранной цели все средства допустимы. Однако итальянский иссле­дователь Луиджи Руссо предложил иное толкование этой идеи: «Правильные средства в конечном счете оправдыва­ют цель».

5.2. Политическое учение Жана Бодена

Жан Боден (1530-1596) — французский правовед, вы­дающийся политический мыслитель.

Эпоха. Во второй половине XVI в. во Франции разгоре­лись религиозные войны между католиками и гугенотами, следствием которых стали убийства французских королей Генриха III и Генриха IV религиозными фанатиками. Для мыслителей того времени альтернативой религиозному и политическому хаосу могло быть только «сильное» госу­дарство без какого-либо разделения властей. Именно такой точки зрения придерживался Жан Боден, разрабатывая те­орию государственного суверенитета. Бодену принадлежит научное первенство в создании этой теории.

Биография. Жан Боден родился в семье, принадлежа­щей к среднему сословию. Еще в молодости Боден созна-


тельно выбрал путь практикующего юриста, так как счи­тал, что таким образом можно послужить людям и в то же время лучше понять право. Боден закончил факультет пра­ва Тулузского университета, некоторое время преподавал там римское право. Затем он стал заниматься адвокатской практикой в Париже. С 1575 по 1580 г. Боден — судья, рас­сматривающий дела по обвинению в колдовстве. В 1576 г. был депутатом третьего сословия на Генеральных штатах в Блуа, с 1587 г. — королевским прокуром в Лане (эту долж­ность Боден получил по наследству от брата своей жены). Умер от чумы в Лане.

Основные работы: «Метод легкого познания истории» (1566); «Шесть книг о республике» (1576).

Логическое основание политико-правового учения. По­литическое и правовое мышление Бодена сформировалось под влиянием теоцентризма; историзма; рационализма.

Лучшему познанию права, полагал Боден, должно слу­жить знание юридической практики: «Тот, кто думает, что познал право вне юридической практики, в действительно­сти глубоко ошибается'— и уподобляется тому, кто, истяза-ясь гимнастикой и физическими упражнениями, мнит себя равным воину, познавшему пыл сражения и утомление во­енной битвой».

Содержание политике-правового учения. После Бога, по мнению Бодена, именно государство представляет для людей огромную ценность. Поэтому он в своих работах воздает «благодарность государству, которому,-после бес­смертного Бога, мы обязаны всем».

Боден уделяет пристальное внимание институту госу­дарства (для обозначения понятия государства им исполь­зуется латинский термин «res publica» и его французский аналог «une Republique», но не современный французский термин «Etat»).

Боден ставил перед собой цель осмыслить государство иначе, чем его предшественники (Аристотель, Полибий, Цицерон и др.) и современники (Макиавелли, Мор и др.). Он упрекал Аристотеля и Цицерона за то, что они не пред­ложили детального описания верховной власти, без ко­торой невозможно представить себе государство. Боден оспаривает исключительное значение и такого признака государства, как «согласие в вопросах права», на котором настаивал Цицерон: « ...Глупо утверждать, что империя ту­рок, которая включала народы, проживающие вместе, но не


     
 


78

Глава 5. Политические и правовые учения...

подчиненные общей системе единого закона, не была госу­дарством, пока народы удерживались в одном государстве при помощи силы и власти».

Боден понимает государство следующим образом: «Го­сударство — это правовое управление семьями и тем, что у них общее, суверенной властью». В этом определении еще нет упоминания о территории как признаке государства (для западных теоретиков государства этот признак приоб­ретет значение, начиная с XIX в.). Государство понимается Боденом как правовое управление, что позволяет ему отли­чать государство от шайки разбойников (в этой части Бо­ден продолжает придерживаться взглядов Цицерона и Ав­релия Августина). Основным элементом государства для Бодена является семья: «Государство не может существо­вать без семьи как город без домов или как дом без фунда­мента».

Вслед за Аристотелем Боден различает три вида соци­альной власти внутри семьи: родительскую; супружескую; господскую. Ослабление власти главы семьи, по Бодену, приводит к деградации государства.

Важнейший признак государства — суверенная власть (четвертый вид социальной власти), под которой Боден по­нимает постоянную, абсолютную и неделимую власть госу­дарства: «Суверенитет есть абсолютная и постоянная власть государства». Именно Бодену принадлежит научное первен­ство в создании теории государственного суверенитета.

Суверенная власть государства, с точки зрения Боде­на, — это власть:

S постоянная, которая отличается от временной, подоб­ной власти диктаторов Древнего Рима;

S абсолютная, не ограниченная никакими условиями, носитель которой может ее передать другому лицу как соб­ственник. Боден допускает лишь три ограничения абсолют­ ной власти: суверен в своей деятельности связан законами Бога, законами естественными и законами человеческими, общими для всех народов. Законами Бога и естественными законами людям предписана частная собственность, поэ­тому суверен не может произвольно облагать налогами граждан без согласия Генеральных штатов. Никто, считает Боден, не имеет право брать чужую собственность без со­гласия ее владельца. Боден был одним из первых мыслите­лей, критически оценивших утопийское государство Тома­са Мора: государство, основанное на отрицании частной


 

79

5.2. Политическое учение Жана Бодена

собственности «было бы прямо противоположно законам Бога и природы»;

■/ единая, т.е. неделимая. Она не может принадлежать одновременно монарху, аристократии и народу. Боден был противником теории смешанной формы государства, кото­рой в разное время придерживались Полибий, Цицерон, Мор, Макиавелли.

Компетенция суверенной власти государства — комп­лекс исключительных прерогатив:

•/ право издавать, отменять и обнародовать законы без согласия граждан (основная прерогатива);

S право объявлять войну и заключать мир;

V право назначать должностных лиц и определять для них служебные обязанности;

■ S правосудие в последней инстанции для всех должност­ных лиц и граждан;

S право помилования в тех случаях, «когда сам закон не предоставляет возможности для помилования и смягчения наказания»;

S чеканка монет;

■ S определение мер и весов;

• S взимание налогов и податей.

Боден обстоятельно исследует проблему форм государ­ства. Вслед за Аристотелем он рассматривает проблему обусловленности форм правления государства различны­ми факторами (климатом, почвой и др.). В XVIII в. эта же проблема будет рассматриваться французским мыслите­лем Ш. Л. Монтескье. Вместе с тем Боден критикует Арис­тотеля, который делил формы правления государства на правильные и неправильные, и предлагает собственную классификацию.

Классификация форм правления государства. В своей классификации форм правления государства Боден ис­пользует критерий принадлежности власти тому или ино­му суверену (табл. 8). Боден выделяет три формы правле­ния: демократию; аристократию; монархию.

В демократии все или большая часть граждан обладают суверенной властью над всеми.

В аристократии меньшая часть граждан обладает суве­ренной властью над всеми. Аристократия для Бодена не есть правление «лучших» в понимании Аристотеля. Боден считает, что коррупция «может появиться в любом госу­дарстве, где нобили или богатые люди сосредоточили в


■ ш т



80


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 733; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!