Формы государственного правления



 

Правильные Неправильные

Правление осуществляется в интересах:

(м цего блага блага самих правящих
Монархия Тирания
Аристократия Олигархия
Политая (идеальная) Демократия

Идеальная форма правления государства. Идеальная форма правления — полития. Полития — это смешанная форма правления государства, возникающая из сочетания /тух неправильных форм олигархии и демократии. Оли­гархия усугубляет существующее имущественное неравен­ство, а демократия чрезмерно уравнивает богатых и бед­ных.

«Только там, где в составе населения средние имеют пе­ревес либо над обеими крайностями, либо над одной из них, государственный строй может рассчитывать на устой­чивость; не может быть опасения, что богатые, войдя в со­глашение с бедными, ополчатся на средних...»

Полития — это государство, основой которого является средний класс.

Характеристики политии:

власть принадлежит «воинам, которые вооружаются
за собственный счет»;

• преобладает частная собственность на землю средних
размеров,
хотя есть и государственная собственность на
землю;

• совместные трапезы для обеспечения полисной соли­
дарности;
«лучше, чтобы собственность была частной, а
пользование ею — общим»;

самодостаточное число граждан; необходимо, чтобы
граждане «знали друг друга»;

не входят в состав граждан и не участвуют в законосо­
вещательной и судебной деятельности: женщины, рабы, ре­
месленники, торговцы;


40 Глава 2. Политические... учения в Древней Греции________

• полития — полис с обозримой и легко защищаемой
территорией;

• умеренный климат (в Греции климат не холодный и
не жаркий);

особый характер граждан. Греки обладают и муже­
ством (как северяне) и умом (как азиаты);

соединение сословного деления с возрастным: военное —
юность; законосовещательное — зрелость; жреческое —
старость.

Правовая теория. Для человека естественно и полезно, считал Аристотель, чтобы тело подчинялось душе, а под­верженная аффектам часть души подчинялась разуму. Признание значения разума в человеке заставляет Аристо­теля искать его аналог в общественной жизни. Таковым признается закон: «закон — это уравновешенный разум».

Право — это мерило справедливости, регулирующая нор­ма политического общения.

Общество не может существовать без законов и права: «Че­ловек, живущий вне закона и права, — наихудший из всех...».

Аристотель оправдывает правовое принуждение: «боль­шинство людей повинуется скорее необходимости, чем рассудку, и страху перед наказанием более, чем чести...».

Классификация права. Аристотель различает право по­зитивное и право естественное. Под позитивным правом он понимает изменчивые человеческие постановления, кото­рые могут быть писаными или неписаными (обычаями). Под естественным правом — неизменные веления приро­ды, которые не зависят от воли законодателя: «Естествен­ным правом является любое право, которое действует по­всеместно и не зависит от того, считают ли его люди действующим или нет».

Естественное право предписывает:

S разделение людей на рожденных повелевать и рож­денных повиноваться;

S рабство: «Очевидно, во всяком случае, что одни люди по природе свободны, другие — рабы, и этим последним быть рабами и полезно, и справедливо»;

S господство мужа над женой.

По поводу соотношения естественного и позитивного права Аристотель считал, что естественное право вступает в силу, когда молчит право, установленное людьми.

Создавая проект идеального государства, Аристотель основывался на критике первого проекта идеального го-


 

41

2.4. Учение Полибия о формах государства

•■ударства Платона. Аристотель— критик «коммунизма» Il/iai'ona. Для Аристотеля эгоизм естествен (человек боль­ше заботится о своем благе, чем об общем; любовь к се­мы- - это источник радостей).

Аристотель предложил критерий справедливой формы правления государства— интересы общего блага. Этот критерий можно приложить к любому современному госу­дарству.

Аристотель изменил стиль изложения политических идей: научный трактат Аристотеля пришел на смену диа- погам Платона. Со своими учениками он описал 158 кон­ституций греческих и варварских государств. Современ­ным представлениям о научном стиле изложения проблем политики более соответствуют произведения Аристотеля, нежели Платона. Поэтому Аристотеля чаще всего и назы-IIлют основателем политической науки.

Аристотель ввел в философию термин «категория». Он первым стал употреблять понятие «tabula rasa» (чистая доска): первозданный ум — как «дощечка для письма», пока ничего не написано, ум ничего и не мыслит.

«В основе побед Александра Македонского мы всегда, в конце концов, находим Аристотеля...» (Шарль де Голлъ).

2.4. Учение Полибия о формах государства

Полибий (210—128 до н.э.) — греческий мыслитель, ис­торик, автор «Всеобщей истории».

Эпоха. Утрата греческими полисами независимости; иключение греческих полисов в состав Римской империи.

Биография. Время рождения и смерти установлены на основании косвенных данных. Полибий обращается к фак­там своей биографии лишь в связи с изложением каких-либо событий во «Всеобщей истории». Выходец из Греции, из знатного аристократического рода. Его отец Ликорт был крупным политическим и военным деятелем Ахейского со­юза. Получил типичное для своего происхождения образо­вание. О его образованности свидетельствуют используе­мые им произведения: он цитирует и анализирует Гомера, Гесиода, Еврипида, Гераклита. Полибий был связан много-


42 Глава 2. Политические... учения в Древней Греции

численными узами с людьми, определяющими всю полити­ческую жизнь Ахейской федерации. Его успешная полити­ческая и военная карьера определялась его происхождени­ем, авторитетом его семьи и ее связями.

Был интернирован в Рим в числе 1000 знатных греков (300 осталось в живых). Оказался приближенным ко двору римского патриция Сципиона. Считал наиболее совершен­ным строем — римский, а будущее — за Римом.

Основная работа: «Всеобщая история» в 40 книгах (большая часть написана после 146 г. до н.э., после подчи­нения Эллады римлянам).

Логическое основание политико-правового учения. Историзм. История должна носить всеобщий характер, охватывать события, происходящие одновременно и на Западе, и на Востоке, изложение при этом должно быть синхронным. История должна быть прагматичной, т.е. связанной с военной и политической историей. Сто­ицизм. Разделял идеи стоиков о циклическом развитии мира.

Содержание политического учения. Полибий создал концепцию круговорота форм правления государства (схе­ма 1 и табл. 4).


 

43

2.4. Учение Полибия о формах государства

    Таблица А
 

Формы правления государства

11 исло Правильные Неправильные
и ранящих    
Правление Монархия. Правитель Тирания. Устанавливает-
ОДНОГО получает добровольную ся силой и держится на
  поддержку своих под- страхе перед правителем
  данных  
Правление Аристократия. Управ- Олигархия. Отсутствие
немногих ление на выборной осно- выборности, своекорыс-
  ве справедливыми и ра- тие правителей
  зумными правителями  
Правление Демократия- Преобла- Охлократия. Власть чер-
Оольшинст- дание мнения большин- ни при господстве дема-
па ства. гогов в народном собра-
  Уважение к законам, нии. Власть черни без
  богам, родителям, стар- уважения к законам:
  шим «Нельзя считать демо-
    кратическим устройст-
    вом такое, в котором
    чернь может делать то,
    что хочет и мыслит для
    себя»

 


 



^


Схема 1. Круговорот форм правления государством


А, ' Б.


Итак, круговорот форм правления государства: три пра-иильные и три неправильные формы правления сменяют друг друга.

Любое явление подвержено ржавчине. Любая правиль­ная форма правления государства вырождается. Начиная с тирании, установление каждой следующей формы основы­вается на осмыслении предшествующего исторического опыта. Так, после свержения тирана общество уже не рис­кует вверять власть одному.

В рамках круговорота форм правления Полибий опре­деляет период, необходимый для перехода от одной формы правления к другой, что позволяет предсказать и сам мо­мент перехода:

• жизнь нескольких поколений людей занимает переход
от царской власти к тирании;

• жизнь одного поколения людей занимает переход от
аристократии к олигархии;


 


45

44 Глава 2. Политические... учения в Древней Греции

• жизнь трех поколений людей занимает переход от де­мократии к охлократии (демократия вырождается через три поколения).

Поколение — промежуток времени, отделяющий отца от сына, — вплоть до XX в. его считали равным приблизительно 33 годам; теперь больше склоняются к 25 (Жюлия Д. Фило­софский словарь. М., 2000. С. 328).

Полибий стремился найти такую форму правления го­сударства, которая обеспечивала бы равновесие в государ­стве подобно плавающему кораблю. Для этого необходимо соединить три правильные формы правления в одну. Конк­ретным примером смешанной формы правления для По-либия была Римская республика, в которой сочетались: власть консулов (монархия); власть сената (аристократия); власть народного собрания (демократия).

В отличие от Аристотеля, для которого идеальная фор­ма правления — это смешение двух неправильных (для Ари­стотеля неправильных!) форм правления — олигархии и демократии, для Полибия идеальная форма правления — это смешение трех правильных форм правления государ­ ства: монархии, аристократии, демократии.


2.4. Учение Полибия (> формах государства

Античная литература. Греция: Антология. Ч. 1. М., 1989.

Аристотель. Политика // Соч.: В 4 т. М., 1972.

Псргер А.К. Политическая мысль древнегреческой демокра-iим. М., 1966.

Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985.

Горелов А.А. Древо духовной жизни. М., 1994.

Гуторов В.А. Античная социальная утопия. Л., 1989.

Кассен Б. Эффект софистики. М.; СПб., 2000.

Кечекьян С.Ф. Учение Аристотеля о государстве и праве. М., ММ 7.

Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990.

Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М., 1993.

Мирзаев СБ. Полибий. М., 1986.

Персесянц B. C. Платон. М., 1983.

Иерсесянц B. C. Политические учения Древней Греции. М., М)79.

Платон. Государство // Соч.: В 4 т. Т. 3. М., 1994.

Платон. Законы // Там же.

Полибий. Всеобщая история. СПб., 1994.

Разумович Н.Н. Идеи и институты Древней Греции // Поли­тическая и правовая культура. М., 1989.


Идеала смешанной формы правления государства По­либия последовательно придерживались Марк Туллий Ци­церон, Томас Мор, Никколо Макиавелли.

Греческий историк Полибий взял в качестве нового объекта политического исследования Римское государство.

Вопросы для самоконтроля

1. Смог ли софист Протагор, используя миф, обосновать по­
лисную форму демократии?

2. Каковы взгляды софистов на право?

3. Сколько проектов идеального государства разработал Пла­
тон и что они собой представляют?

4. Как понимал государство Аристотель?

5. Какие критерии классификации форм правления государ­
ства предложил Аристотель?

6. Что такое круговорот форм правления государства в по­
нимании Полибия?

Литература

Анатомия мудрости: 106 философов. Т. 1. Симферополь, 1995. Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии. СПб., 1998.


Глава 3


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 350; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!