Глава 2. Политические... учения в Древней Греции
Основные работы: «Антилогии», «О государстве». Эти работы не сохранились, но о них известно по преданиям.
Содержание политического учения. Протагор излагает свое политическое учение в форме мифа. Об этом мы узнаем из диалога Платона «Протагор». Участники диалога Протагор и Сократ ищут ответ на вопрос: можно ли овладеть искусством управления государством-полисом? В ходе дискуссии Протагор не только обосновывает возможность научиться государственному управлению, но и доказывает заданность демократии как формы полисного правления. Протагор сообщает, что согласно мифу в какой-то момент времени в недрах земли началась лепка живых родов, включая и человеческий род. Греческие боги Прометей и Эпиметей должны были наделить представителей всех живых родов средствами для выживания на поверхности земли. В качестве таких средств люди первоначально получили в дар от Прометея огонь и кузнечное ремесло. Однако вскоре стало понятно, что этих средств людям недостаточно для того, чтобы жить в обществе. Стоило им собраться вместе, они сразу начинали «обижать друг друга», расселяться и гибнуть. Зевс, обеспокоенный тем, как бы не погиб весь человеческий род, поручает Гермесу наделить людей чувствами стыда и правды, которые стали бы «украшением городов». Гермес уточнил у Зевса: каким образом следует дать людям стыд и правду — каждому или только некоторым? На что Зевс ответил: «Всем, пусть все будут к ним причастны; не бывать государствам, если только немногие будут этим владеть, как владеют обычно искусствами. И закон положи им от меня, чтобы всякого, кто не может быть причастным к стыду и правде, убивать как язву общества».
|
|
Отсюда Протагор делает заключение, что «всякому подобает быть причастным» к таким добродетелям, которые позволят каждому человеку понять, что такое полисная справедливость, а «иначе не бывать государствам». Иными словами, каждый человек может быть полноправным участником принятия решений в условиях непосредственной демократии. Опираясь на миф, Протагор обосновал полисную демократию как заданную людям форму правления.
Правовые взгляды софистов. Правовые взгляды софистов не были единообразны. Можно выделить три группы софистов, различающихся своим отношением к позитивному праву и к праву естественному (табл. 1):
2.1. Политические и правовые взгляды софистов 27
1) софисты, которые признавали исключительную цен
ность позитивного права — права, которое создается людьми;
2) софисты, противопоставлявшие позитивное право
праву естественному, существующему по природе. Таким
образом вводились два источника права — человеческое со
глашение и природа;
|
|
3) софисты, у которых критика позитивного права сопро
вождалась объяснением социального назначения этого права.
Правовые взгляды софистов
Группа | Софисты | Правовые взгляды |
1 | Протагор | «Законы — изобретение славных древних законодателей»; «преступающего законы государство наказывает»; «справедливое или несправедливое происходит не из природы, а из права» |
Горгий | Писаные законы — «стражи справедливости» | |
2 | Гиппий | «Закон же — тиран над людьми — принуждает ко многому, что противно природе»; «а разве можно... придавать серьезное значение законам и повиновению, когда сами творцы их часто отменяют и переделывают» |
Антифонт | «По природе мы во всем рождены подобными, и варвары, и эллины»; «многое из справедливого по закону враждебно настроено по адресу природы. Ведь законы изданы для глаз, чтобы смотрели, куда должно, и не смотрели, куда не должно. И для уст, чтобы говорили должное и не говорили не должного. И для рук, чтобы делали должное и не делали не должного. И для разума, чтобы стремился к должному и избегал не должного» | |
Алкидам и Ликофрон (Горгиева школа) | «Природа никого не создала рабом» |
28 Глава 2. Политические... учения в Древней Греции__________
|
|
Окончание табл. 1
Группа | Софисты | Правовые взгляды |
3 | Калликл | «Законы как раз и устанавливают слабосильные, а их большинство. Ради себя и собственной выгоды устанавливают они законы» |
Фрасимах | «Устанавливает же законы всякая власть в свою пользу: демократия — демократические законы, тирания — тиранические, также и в остальных случаях. Установив законы, объявляют их справедливыми для подвластных — это и есть как раз то, что полезно властям, а преступающего их карают как нарушителя законов и справедливости... во всех государствах справедливостью считается одно и то же, а именно то, что пригодно существующей власти» |
Значение правовых взглядов софистов заключается в том, что они:
• первыми предложили деление права на естественное
(«физис») и позитивное, условное («номос»);
• выступили основоположниками современной теории
прав человека, опираясь на естественно-правовую теорию.
С позиций естественного права софисты обосновали пра
вовую аксиому — равенство людей (по Гиппию, все люди
«родственники, свойственники и сограждане — по приро
де, а не по закону»), чем подвергли сомнению незыбле
мость закона, разделившего всех людей на рабов и свобод
ных;
|
|
• благодаря различению права на позитивное и есте
ственное нашли критерий критики позитивного права;
• объяснили факт разнообразия законов тем, что они мо
гут быть случайнъши приспособлениями к обстоятельствам
места и времени и могут зависеть от произвола (всякий вли
ятельный политик может способствовать их изменению).
29
Мы поможем в написании ваших работ! |