Методика работы с учебным фильмом
Учебные фильмы широко используются в методике преподавания иностранных языков. Их использование обусловлено необходимостью учитывать основные учебные стратегии и стили, присущие учащимся (с ведущей слуховой, зрительной или моторной памятью), а также возможностью воздействовать при обучении на несколько анализаторов учащихся одновременно. Кроме того учебные фильмы обеспечивают реальные ситуации и контекст употребления языковых единиц, подкрепленные зрительной опорой.
Работа с диафильмом включает три этапа: преддемонстрационный, демонстрационный и последемонстрационный.
Преддемонстрационный этап. 1) снимаются языковые трудности восприятия текста к диафильму и понимания его содержания, вводятся и закрепляются новые слова, повторяется необходимый грамматический материал. 2) снимаются возможные трудности понимания содержания диафильма посредством предварительного показа отдельных кадров с воспроизведением соответствующего текста.
Демонстрационный этап Демонстрация сюжета целиком со звуковым сопровождением предполагает выделение, так называемых «смысловых вех», правильное интонационное членение предложения, эмоциональную окрашенность фраз, логическое выделение и подчеркивание главного во фразах. Количество демонстраций диафильма определяется в зависимости от уровня подготовки обучаемых.
Последемонстрационный этап. Проверять понимание сюжета диафильма следует при помощи вопросно-ответных упражнений в два этапа: на первом осуществляется частичная проверка, а на втором – полная проверка. Затем следует пересказ обучаемыми сюжета диафильма по кадрам от имени одного из персонажей и пересказ сюжета диафильма в виде законченного рассказа в другой временной форме. Эта работа выполняется без опоры на зрительный ряд.
|
|
К диафильму или серии диапозитивов (слайдфильму) обучаемые могут составить диалоги, нарисовать или сконструировать в виде описания свои, дополнительные кадры, уточняющие содержание диафильма, предложив к ним собственный текст. Можно использовать и покадровое расширение уже имеющегося текста.
Работа с диафильмом может быть завершена озвучиванием диафильма обучаемыми по ролям, серией монологических высказываний по его содержанию, устными и письменными сочинениями по теме диафильма.
Методика работы с кинокольцовкой и кинофрагментом.
Основное назначение кинокольцовок (небольших кинолент, склеенных в кольцо, которые после помещения в специальную кассету можно показывать беспрерывно) – активизация речемыслительной деятельности обучаемых в процессе овладения языковым материалом посредством моделирования соответствующих речевых ситуаций.
|
|
В ныне действующем УМК разработаны три типа кинокольцовок:
1. Ситуативно-иллюстративные кинокольцовки, наглядно представляющие образовывание формы определенного языкового явления.
Перед их просмотром преподаватель должен:
- сформулировать целевое задание на осмысление формы языкового явления;
- дать возможность просмотреть запись два или три раза;
- организовать усвоение формы изучаемого явления, то есть обеспечить
а) произнесение речевых образцов учащимися непосредственно после их демонстрации в специально предусмотренных на кинокольцовке паузах;
б) повторение речевых образцов при выключенном звуке с опорой лищь на зрительную наглядность;
в) подстановку изменяемых элементов речевого образца;
г) трансформацию исходного речевого образца в вопросительную и отрицательную формы.
2. Ситуативно-обобщающие кинокольцовки, иилюстрирующие особенности употребления языковых явлений.
3. Ситуативно-дифференцирующие кинокольцовки на употребление двух языковых явлений.
Работа с кинокольцовками второго и третьего типов предполагает прохождение следующих этапов.
1. Постановка целевого задания, направляющего внимание обучаемых на понимание общего содержания кинокольцовки.
|
|
2. Первичный просмотр кинокольцовки и контроль понимания основного содержания.
3. Постановка учителем задачи, направленной на осознание специфики употребления языкового явления.
4. вторичный просмотр кинокольцовки и контроль понимания.
5.Повторение речевых образцов кинокольцовки в процессе повторной демонстрации.
6. Драматизированное воспроизведение текста кинокольцовки.
7. Составление ситуаций по аналогии, ориентированных на употребление в них грамматических структур.
8. Припоминание обучаемыми различных ситуаций, в которых может быть использована та или иная грамматическая структура. Ситуации могут называться и описываться на родном языке, если уровень языковой подготовки учащихся низкий.
9. Драматизация речевой ситуации кинокольцовки с изменением содержащихся в ней структур: замена действующих лиц, места и времени действия, перенос в новую ситуацию и тему.
Включение в УМК кинофрагментов предназначено для развития навыков и умений аудирования, Основные этапы работы с данным видом ТСО следующие.
1. Выполнение упражнений на снятие языковых трудностей аудирования, в том числе введение и семантизация новых слов, отработка сложных словосочетаний и грамматических структур.
|
|
2. Выполнение тренировочных аудитивных упражнений, обеспечивающих понимание текста кинофрагмента:
а) на развитие языковой догадки и понимание произвожных и интернациональных слов;
б) на развитие аудитивной памяти и внимания;
в) на слуховую дифференциацию языковых явлений в речевом потоке;
г) на аудирование определенных фрагментов текста к кинофрагменту;
д) на предвосхищение основного содержания по отдельным элементам текста и визуальным опорам.
3. Вступительная беседа преподавателя о предстоящим просмотре кинофрагмента и постановка целевого задания на просмотр. Постановка предварительных вопросов по содержанию кинофрагмента, верные-неверные утверждения, проблемные вопросы и т.д.
4. Первичный просмотр кинофрагмента и выполнение преддемонстрационных заданий.
5. Диалог между преподавателем и обучаемыми по содержанию кинофрагмента.
6. Дополнительные задания, обеспечивающие детальное понимание содержания кинофрагмента и вторичный его просмотр.
7. Проверка детального понимания обучаемыми кинофрагмента (вопросы, верные-неверные утверждения, выбор правильного ответа из нескольких предложенных, составление плана просмотренного).
8. Беседа по просмотренному кинофрагменту: пересказ содержания (краткий, полный, выборочный), выражение оценочного отношения к просмотренному кинофрагменту; драматизация эпизодов кинофрагмента, трансформация текста кинофрагмента за счет введения новых обстоятельств или изменения некоторых реплик.
Методика работы с фильмом.
Видео и кинофильмы используются в преподавании иностранного языка для обучения аудированию, создания динамической наглядности в процессе обучения, обеспечения практики иноязычного общения, создания естественных ситуаций общения на занятиях и формирования аудиовизуальной среды изучения иностранного языка.Работа с фильмом также включает три этапа: преддемонстрационный, демонстрационный и последемонстрационный. Их цели и задачи практически не отличаются от соответствующих этапов работы с диафильмом, кинокольцовками и кинофрагментами.
Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 481; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!