История и суть технологии флоатинга



Флоатинг (от англ. to float — «плавать на поверхности, болтаться, как поплавок») — это особая процедура, основанная на технике сенсорной депривации (от лат. deprivatio — «потеря, лишение»). Флоат-камера (или по-другому, "ванна сенсорной депривации") представляет собой закрытую камеру, защищенную от света и звука, с 25 см теплого (температуры кожи человека) концентрированного раствора английской соли (сульфат магния). Плотность раствора позволяет человеку лежать на поверхности так, чтобы его лицо и живот находились выше уровня воды. Раствор настолько плотный, что переворачиваться можно, только приложив определенные усилия. Человек может спать или дремать и не беспокоиться о своей безопасности. Селекторная связь позволяет плавающему общаться с наблюдателем. До и после сеанса необходимо принять душ. Во-первых, чтобы уменьшить загрязнение раствора (который обычно фильтруется и стерилизуется после каждой процедуры), и, во-вторых, чтобы удалить остатки соли с поверхности кожи и волос Температура раствора постоянно поддерживается на уровне 34,8 градусов, таким образом, отсутствует ощущения кожи. Это состояние отчасти напоминает пребывание младенца в утробе матери.

История флоатинга началась в 50-х годах прошлого века, одновременно с первой волной психоделической революции. Тогда, благодаря американскому нейрофизиологу Джону Лилли, техника сенсорной изоляции привлекла к себе большой интерес как научного сообщества, так и "всеформатных" исследователей психики.

   Вопрос, который занимал в то время многих ученых, заключался в том, нужны ли мозгу импульсы внешнего мира для поддержания деятельности сознания. Те, кто придерживался бихевиористких взглядов, утверждали, что мозг - это орган, принципом действия которого является реакция на стимуляцию, и в ее отсутствие он перейдет в пассивное состояние, напоминающее кому. Согласно противоположному мнению, мозг продолжает активно функционировать вне зависимости от взаимодействия с окружающей средой. Для того, чтобы проверить эти гипотезы, профессор Лилли и его коллега Джэй Ширли поставили себе задачу создать экспериментальную среду, в которой воздействия окружающего мира на испытуемого были бы сведены к минимуму.

   В первой созданной ими флоат-камере человек находился полностью под водой, зафиксированный в вертикальном положении. Дыхание осуществлялось через акваланг. Со временем техническое устройство камеры было усовершенствовано. Вместо пресной воды стали использовать соленую, которая позволила человеку оставаться на плаву, расслабленно лежа на спине. Были установлены термостаты и нагреватели воды, позволяющие поддерживать оптимальный температурный режим внутри камеры, а также системы воздухообмена и фильтрации соляного раствора. Таким образом, к началу 70-х годов была закончена разработка флоат-камеры, в которой человек испытывал - помимо невесомости, отсутствия звуков, света, запахов и вибраций - потерю ощущения собственного тела.

   Первым "психодайвером" стал сам Джон Лилли, не испугавшийся глубоко погрузиться в океан собственного бессознательного. На протяжении 50 лет, он провел на себе большое количество самых смелых экспериментов с сенсорной депривацией, в результате чего стал идеологом и методологом флоатинга. Основным объектом его изучения были состояния сознания человека в условиях изоляции и ментальные проекции, возникающие в пустоте камеры. Интересно, что в качестве катализатора изоляционного эффекта ученый использовал не запрещенный тогда ЛСД-25.

   За первые три года исследований Лилли пришел к выводу, что в мозгу существует механизм, способный генерировать внутренние переживания совершенно независимо от внешнего мира. Человек не впадает в беспамятство, мозг не выключается. Наоборот, в условиях изоляции ум становится очень активным и творческим, конструируя новые переживания из накопленных впечатлений и воспоминаний. Это был ответ на изначальный вопрос о том, что происходит с мозгом в полной физической изоляции, но на этом Лилли не остановился.

   Одним из основных открытий, сделанных им в последующие годы, стало то, что всякий опыт человеческого восприятия включен в функциональные программы - алгоритмы поведения, обслуживающие выживание и развитие вида. Отсутствие глубинного соответствия между человеком и программой его реализации нередко становится причиной серьезного внутреннего конфликта. Выходом из этого экзистенциального кризиса может стать волевой акт самоопределения, когда человек разотождествляется с неприсущей ему моделью восприятия и создает новый, актуальный для него путь самореализации.

   Такое "метапрограммирование", то есть способность человека создавать, активно выбирать или трансформировать собственные программы, является важным понятием в концепции Лилли.  И в этом незаменимую помощь может оказать изоляционная камера, которая создает специфические условия, где эта способность может развиваться с большей эффективностью.

Лилли видел две основных группы пользователей флоат-камеры. Первая - это люди с устоявшимся западным подходом к жизни, для которых внешний мир это "настоящая" реальность, тогда как внутренний мир образов и фантазий воспринимается как нечто "нереальное". Если человек всем доволен в таком положении вещей, изоляционная камера может использоваться как уединенное место для размышления и решения насущных проблем. Другая группа пользователей - те, для кого различие между внешними обстоятельствами и внутренними процессами не столь очевидно. Они воспринимают и тот, и другой мир как "реальные". Эти люди могут заниматься самоанализом, медитацией, изучением трансцендентных переживаний и измененными состояниями сознания. Для них флоатинг полезен тем, что он позволяет не только минимизировать взаимодействие с внешним миром и максимально сконцентрироваться на внутреннем путешествии, но и выйти из дуальной модели восприятия.

Основным эффектом флоатинга является, по мнению его изобретателя Джона Лилли, трансформация сознания. Трансформация эта заключается в разотождествлении сознания с Идеей о Себе - ловушкой, мешающей и воспринимать реальность, и действовать в ней аутентично, то есть, реализуя свою подлинную сущность. Именно поэтому флоат-камера называется "Самадхи".


      Так, Лилли провел несколько часов, изолировавшись в кессоне, обычно предназначавшемся для проверки снаряжения водолазов. Это большой резервуар, наполненный водой с высокой концентрацией соли; температура воды близка к температуре человеческого тела. Попав в «кессон» (организм оказывается полностью изолированным от внешнего мира. Испытуемый находится в полной темноте, ничего не слышит и, самое главное, находится почти в состоянии невесомости в жидкости, которую его кожа не может чувствовать, так как температура тела и жидкости почти одинакова(Gerome, 1985). Лилли отметил, что в начале эксперимента происходит подъем внутреннего напряжения, которое становится почти невыносимым и вызывает сильное желание выйти из камеры. Но, когда человек решает все же остаться, у него начинает появляться новое состояние сознания. Внимание испытуемого мало-помалу фиксируется на ощущении легкости, которое вскоре заполнит все его существо. Мысли, сосредоточенные раньше на повседневных заботах, постепенно будут уступать место мечтаниям и фантазиям очень личного характера, эмоциональный заряд которых вскоре доходит до предела. В этот период испытуемый достигает высшей фазы необычных переживаний, когда он будто бы смотрит внутрь самого себя и проецирует наружу свое собственное содержание. Тогда наступает разрыв с пространством и со временем и наводятся мосты между отдаленными местами или между разными периодами. «Дух» перемещается с феноменальной скоростью и оказывается в других местах, с известными или неизвестными испытуемому людьми, где он живет и переживает вместе с ними эпизоды, которые происходят, как кажется, в эти моменты, или же начинает «парить» над городом. Он ощущает себя так, будто может все видеть, все слышать, все чувствовать, будто он — начало чистого сознания

В тот период Лилли ничего не стал публиковать, так как понимал, что официальная наука не примет эти данные. Однако с тех пор Лилли поделился своим опытом с другими исследователями внутреннего мира, в частности с такими известными, как Бейтсон, Иодоровский и Гроф. Около 80 сообщений о переживаниях, которые он услышал непосредственно из их уст, подвели его к тому, чтобы в своем труде «Глубокое Своё», опубликованном в 1977 году, построить карту внутреннего пространства. С тех пор были изучены многие особенности «кессона» (прежде всего, в Стэнфордском институте) с целью понять, каким образом может возникать эта внутренняя реальность.

По-видимому, первостепенную роль здесь играет отсутствие эффекта гравитации, потому что испытуемый, будучи погружен в воду, сохраняет более 90% энергии, которую в обычных условиях тратит на преодоление собственной тяжести, чтобы поддерживать тело в равновесии; и эта энергия может быть направлена на внутреннюю деятельность.

Кроме того, расслабление, вызванное состоянием невесомости, ведет к гармонизации различных частей мозга. Как показывает электроэнцефалограмма, правое полушарие — «интуитивное» и обычно находящееся под доминирующим влиянием левого, более «рационального» полушария — начинает функционировать в том же ритме, что и левое. Это восстановленное равновесие между высшими отделами мозга приводит к большей гармонии между корой и двумя другими отделами — рептильным и эмоциональным мозгом.

Со своей стороны ретикулярная формация, освобожденная от функции отбора внешних сигналов, допускает теперь проникновение наверх множества внутренних сообщений, полностью игнорируемых в повседневной жизни. Кора головного мозга начинает прислушиваться к биению сердца, к циркуляции крови в сосудах или же к функционированию внутренних органов, которые обычно автоматически контролируются рептильным мозгом..

Гипотезы Джона Лилли :

1. Каждый вид обладает рецепторами и мозгом, позволяющими организму улавливать сигналы, наиболее полезные для приспособления данного вида к окружающей его среде. Таким образом, у каждого вида свое восприятие действительности.

2.Наши органы чувств ограничены в своей способности реагировать на стимулы, поэтому они могут улавливать лишь ограниченное количество сообщений из окружающей среды.

3. Стимулы, исходящие из внешней среды, непрерывно интерпретируются в соответствии с установившимися с детства категориями образов.В случае новой или неполной информации наш мозг действует путем выдвижениягипотез.

4. Наше восприятие организовано таким образом, что любой объект мы видим как фигуру, выделяющуюся на каком-то фоне. Кроме того, наш мозг склонен заполнять пробелы в воспринимаемом материале, так что отдельные фрагменты дополняются до простого и законченного контура. Организация восприятия осуществляется также путем группировки элементов по признакам их близости, сходства, непрерывности и симметрии.

5. Наше восприятие мира стабильно иконстантно:мы сохраняем за предметами их размеры, форму и цвет независимо от того, на каком расстоянии они от нас находятся и под каким углом мы на них смотрим.

6. Благодаря бинокулярному зрению наш мозг обеспечивает нам трехмерное видение мира. Однако на расстоянии больше 15 метров мы можем оценивать глубину и взаимоположение объектов только помонокулярным признакам,связанным с линейной и воздушной перспективой, а также с параллаксом и с частичным закрытием одних предметов другими.

7. Мозг испытывает информационную перегрузку, если он не может осуществить выбор среди слишком большого количества сигналов. Этого чаще всего удается избежать благодаря таким механизмам, как сенсорная адаптация на уровне рецепторов ипривыкание на уровне ретикулярной формации.

8. Внимание состоит в реакции ориентирования на какой-то стимул или объект. Чем больше в объекте новизны, чем он сложнее и интереснее, чем сильнее стимул и чем чаще он повторяется, тем легче он может привлечь к себе внимание. Однако важную роль играют также наши потребности, интересы и ожидания.

9. В головном мозгу действует фильтр, который лимитирует нашу способность улавливать сигналы, приходящие из разных источников.

10. Прежде чем поступить в мозг, сигнал должен превысить физиологический порог на уровне рецепторов, а затем —порог восприятия,или порог осознанного узнавания. Между этими двумя порогами, видимо, существует подпороговая зона, где сигналы обрабатываются без участия нашего сознания.

11. Перцептивная защита состоит в повышении порога восприятия для поступающих извне сигналов, эмоциональный заряд которого труднопереносим.

12. Возможно подпороговое восприятие информации, которая обрабатывается в подпороговой зоне. Она, видимо, улавливается и может вызывать реакции на уровне организма без сознательной оценки соответствующих сигналов.

13. Индивидуум, находящийся в условиях сенсорной изоляции, оказывается лицом к лицу со своим внутренним миром и представляющими его образами; этот мир находит свое выражение в форме разнообразных иллюзий и галлюцинаций.

 

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 201; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!