Покаяние -- универсальный и исходный психологический акт



 

Покаяние -- многомерное явление, содержащее одновременно как бы несколько планов или аспектов.

С одной стороны, покаяние есть универсальный религиозный акт, или религиозное действие, которое составляет краеугольный камень во всех мировых религиях. Мы видим наличие покаяния как индивидуального религиозного акта в ведической традиции [477;474а;136-146] в буддизме [напр.260;600], в православии, в католицизме (хотя обрядовая сторона там -- несколько иная) [3;333;352], в иудаизме [633;428-429]; покаяние как акт, в том или ином виде, есть даже в зороастризме [125;542]... В этом смысле, назначение покаяния сводится к восстановлению связи человека с Церковью, укреплению его членства в этом мистическом теле Христовом (коль речь идет о христианстве) и восстановлению утраченной благодати. Последний аспект часто просто незнаком среднему человеку, и эта сторона чаще всего упускается мирскими людьми из внимания. Особенно -- у тех, кто везде подозревает корыстные интересы сословия священнослужителей.            

 

Материалисты, убежденные в реальности лишь чувственно воспринимаемого и умственно выводимого через интеллект, недоумевают: "А с чего, собственно, мне надо каяться? В чем мне надо каяться?" Непревзойденные "мыслители" и борцы за атеистические ценности считают религию "опиумом для народа", а само покаяние -- психическим синдромом, нелепой навязчивой идеей. В общественном сознании до сих пор сильны представления о том, что к религиозному покаянию и молитвам прибегают ущербные люди, и что основной причиной для этого является их неполноценность в каких-то аспектах и качествах жизни социума. 

Но давайте проанализируем, с чего, собственного говоря, может начаться подлинное развитие человека -- его высшей, Божественной, природы -- если он вполне доволен собою, если он не сознает своего духовно-душевного несовершенства?   

Жизнь очень часто может демонстрировать человеку его профессиональную неподготовленность, и обычным результатом здесь имеем повышение его мирской квалификации. И очень часто, когда говорят о несовершенстве, такой человек склонен заявить: "А у меня высшее образование! Мои коллеги по работе могут засвидетельствовать мои высокие профессиональные знания!" Поэтому, в определенной степени, показателем духовных качеств и уровня развития осознанности человека может служить его ответная реакция на призывы к совершенствованию и само то, что он понимает под совершенством. 

Таким образом, наряду с покаянием как внешним религиозным действием, или таинством, существует аспект покаяния как элементарного психологического акта, также множественного по затрагиваемым им аспектам человеческого естества. 

Покаяние, вместе с тем, не тождественно раскаянию. Раскаяние обычно касается того или иного конкретного поступка, единичного действия, совершенного в прошлом. Это раскаяние может рассматриваться и осуществляться с позиций трех гун (универсальных вселенских качеств):

в тамас-гуне (на уровне модуса невежества) человек раскаивается главным образом из-за того, что может ожидать негативных последствий своего проступка в материальном мире: "что теперь скажут сослуживцы?", "как к этому отнесется начальство?", "что будет, если узнает моя жена?"; стественно, что последствия такого раскаяния в плане духовного прогресса -- минимальны; 

в раджас-гуне (на уровне модуса страстности) человек вовлекает в раскаяние больше аспектов, распространяя свой анализ на область невидимого: "ну и воздастся же мне за это на том свете!", "да, подпортил я себе Карму"..; т.е. мы видим все те же эгоцентрические и отчасти эгоистические установки -- что будет со мной, мне, и т.д.; 

в саттва-гуне (на уровне модуса благости) человеку становится не по себе из-за осознаваемого им несоответствия совершенного действия принципам Божественной жизни, свойствам своего высшего "Я"; здесь происходит то самое полезное действие, когда человек начинает естественно отвращаться от греха, как часто говорится в апостольских посланиях; конечно, что для такого уровня самооценки еще надо дорасти, а следующая ступень прогресса -- преодоление ложного стыда, когда человек отождествляется с тем, каким он когда-то был. 

 

Прежде всего, покаяние -- это осознавание своего несовершенства! Но это -- лишь самый первый психологический этап, или низший аспект. Поскольку подлинное покаяние подразумевает многосторонний и беспристрастный самоанализ; оно сопровождается обоснованным (с теологических позиций) пониманием: "почему я должен покаяться". Но именно этот аспект обычно приходит со временем...  

Раскаяние касается отдельного совершенного поступка, процесс покаяния вовлекает в анализ общее состояние человека, рассмотрение всего его падшего низшего-"я". В этом своем аспекте оно никак не зависит от конкретной религиозной принадлежности, а потому может рассматриваться как универсальный психологический акт.    

Даже если мы обратимся к вполне понятной даже материалистам стороне вопроса -- т.е. к данным экстрасенсорики -- можно сделать следующие краткие выводы, касающиеся общего значения покаяния. Это общее значение (а точнее -- лишь та часть, что доступна формально-логическому истолкованию) подразумевает:       

1) очищение ауры;

2) открытие энергетико-информационных и духовных каналов для проникновения Божественного Света (Шакти);  

3) стимулирующие изменения в Каузальном теле; 

4) покаяние как психический акт, ведущий к этическому совершенству.   

 

Духовное значение покаяния не может быть раскрыто полностью в терминах материи [ср.82;91]. Оно постигается на интуитивном уровне и требует пробуждения так называемого "духовного разума" (Буддхи, или Боддхичитты).  

 

Основной объект покаяния -- грехи человека. Само слово "грех" означает одновременно: несовершенство, несовершенные действия; все то, что ведет к торможению духовного прогресса, что препятствует развитию самоосознания человека и его служению Господу, что усиливает (ложное) сознание разъединенности человека с Господом и другими людьми.    

 

Покаяние как религиозный акт имеет также оттенок жертвы Господу. Ибо сказано в Ветхом Завете (Пс 51 {50}:19):  

"Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже."    

 

В православии акт покаяния составляет содержание одного из основных таинств, регулярно проводимых священником. Ниже мы приводим с очень небольшими сокращениями текст православной листовки "Таинство покаяния". Пункты, описывающие действия, считающиеся греховными, приводятся в полном числе и объеме. Читатель обладает возможностью сам, исходя из текста всей нашей книги, определить свой духовный статус и реальный уровень многих других своих душевных качеств.

 

"Для того, чтобы очистить тело от грязи, мы пользуемся водой и мылом. Нам тяжела нечистота телесная. Для того, чтобы очистить душу от духовной грязи, т.е. освободить ее от тяжести и угрызений совести, которые возникают как результат совершенных грехов (неправильной жизни), Христианская Церковь предлагает таинство покаяния. Это духовная баня нашей духовной нечистоты.   

Священнику дана власть от Бога "вязать и решить наши грехи"... Великое облегчение получает всякий, кто сподобляется смыть свои грехи в Таинстве Покаяния и очистить совесть... Ибо никто не знает, что уготовано ему завтра и много ли осталось земного пути. Успеем ли очиститься покаянием? Успеем ли осознать свою греховность? Торопись, христианин. Помни: "ничто нечистое в Царствие Небесное не входит". Многочисленные свидетельства реанимированных больных, вернувшихся "с того света", в наше время говорят о том, что всем нам придется дать ответ за каждую мелочь. 

Верую, Господи, и исповедую... 

Не хулишь ли Бога.  

Имеешь ли страх Божий.  

Печешься ли о своем спасении.  

Носишь ли крест на груди.   

Не осуждаешь ли священников, монашествующих и других духовных лиц.  

Соблюдаешь ли посты. 

Посещаешь ли богослужения в воскресные дни и праздники.  

Не нарушаешь ли данных тобою обетов.   

Любишь ли ближнего как самого себя.  

Помогаешь ли ближнему.   

Не осуждаешь ли ближнего.   

Оказываешь ли ближнему сострадание.  

Посещаешь ли болящих в больницах и на дому.    

Оказываешь ли сострадание бездомным и больным животным и птицам.  

Подаешь ли нищим и убогим от избытка своего.  

Не делаешь ли добрых дел напоказ.  

Не живешь ли чужим трудом, пребывая в лености.  

Бережешь, ценишь ли чужой труд, плоды труда.., время свое и чужое.   

Почитаешь ли старших, родителей. Не оскорбляешь ли.  

Молишься ли за наставников, сродников, близких.. (живых и усопших).   

Не изменяешь ли мужу (жене).   

Благословен ли Богом твой брак (совершено ли Таинство Венчания).  

Не убиваешь ли во чреве младенца (аборты и иные средства).  

Не даешь ли таких советов (косвенное убийство во чреве).    

Не оскверняешь ли себя блудными прикосновениями.   

Не принимаешь ли участия в иных извращениях телесных.   

Не услаждаешься ли непристойными изображениями.   

Не распеваешь ли непристойные песни.  

Не участвуешь ли в непристойных танцах.   

Не обольщаешь ли кого непристойным соблазнительным поведением и одеждой. 

Не упиваешься ли вином.  

Не куришь ли.  

Не употребляешь ли наркотические средства.  

Не сквернословишь ли.    

Не рассказываешь ли непристойные анекдоты.  

Не имеешь ли иных вредных привычек.   

Не играешь ли в карты или иные азартные игры.   

Не гадаешь ли на картах или по руке, или иным способом.   

Не ходишь ли за помощью к ворожеям, гадалкам, бабкам, экстрасенсам, астрологам, гипнологам и т.д.    

Не применяешь ли какого колдовства и чародеяния (приемы белой и черной магии, гипноз, спиритизм, лозоходство как разновидность спиритизма и т.п.).   

Находясь в лоне христианской церкви, не обращаешься ли к иным религиям.  

Не проклинаешь ли детей, близких.   

Не гневаешься ли напрасно.   

Не воздаешь ли злом за зло.  

Не лжешь ли.   

Не лжесвидетельствуешь ли.  

Не клевещешь ли.  

Не крадешь ли.   

Не берешь ли чего казенного.    

Не имеешь ли пристрастия к роскоши и вещам.    

Не имеешь ли пристрастия к еде (чревоугодие, тайноядение, лакомство).  

Не празднословишь ли (пустые разговоры).    

Не обижаешь ли кого.   

Не издеваешься ли над слабым и беспомощным.  

Не убиваешь ли напрасно скота, птицы, насекомых.   

Любишь ли врагов своих.   

Молишься ли за нападающих и гонящих тебя.   

Несешь ли терпеливо свой крест и скорби.       

 

Человек склонен ко греху. И если мы воздерживаемся в словах и деле, то в помышлении нам воздерживаться без помощи Божией невозможно. Глубины мысленной грязи бездонны. Именно мысленная нечистота толкает нас на скверные дела и слова. Наши помыслы полностью открыты Господу, святым и ангелам. Если мы не научимся чисто мыслить здесь, на земле, то на небесах наша нечистота обнаружится пред всеми.  

Мы постоянно осуждаем, забывая о том, что творящий суд в той же мере строгости будет спрошен за свои дела. Осуждающий "за глаза" ближнего своего, есть ли у тебя смелость высказать свое недовольство "в глаза" и обличить? Окажешься ли ты прав? Хватит ли у тебя сил устоять перед подобным испытанием, за которое ты осудил? Не берешь ли ты чужие грехи на себя? Помни, осуждающий, Господь одинаково спросит с обоих. С одного спросит за совершенный грех, а с другого -- за дерзость взятых на себя полномочий суда. Дерзающий судить -- ты видишь только как падает ближний твой во грехе. Но ты не видишь, как плачет и сокрушается в покаянии его сердце.    

Двери покаяния открыты для всех, но успеем ли пройти ими.   

Труднее всего осознает свою нечистоту человек горделивый. Таковые не видят своего греха и пребывают в постоянном самообольщении и превозношении ума. Они довольны собою и редко заглядывают в глубину своей совести. Но совесть трудно обмануть. Это голос Самого Бога, обличающий нас.   

Всякому живущему предоставлена свобода воли. Как распорядимся мы ею? Будут ли наши дела и намерения приближать нас к Богу? Наши добрые дела -- с чистым ли сердцем и любовью творили мы их? Господь всегда видит сердце твое, христианин. Что там -- смирение или горделивое превозношение, терпение или раздражение?     

Угодны ли наши дела Богу? Никто не знает. Никто не знает, каков будет окончательный ответ. Никто не знает, какой ангел придет за нами, чтобы повести нас на Высший Суд. Белые или черные крылья будут за его спиной?   

Помни, христианин: разбойник, что висел рядом со Христом на кресте, покаялся со смирением и вошел в рай вслед за Господом. Господь простил и принял его. Иуда же Искариотский был учеником Христовым, но предал Учителя и, не раскаявшись, по гордыни своей пошел во ад. Пути Господни неисповедимы.  

Верь, христианин, Господь укрепляет всякого, приходящего к Нему с покаянием. Господь помогает устоять от греха и не повторять его.   

Прости нас, Господи, мы согрешили гордостью, самомнением, тщеславием славолюбием. Согрешили делом, словом, помышлнием, зрением, слухом, осязанием и всеми своими чувствами. Согрешили леностью, небрежением в исполнении своих обязанностей. Небрежением в молитве. Непочитанием Святых и Матери Божией. Согрешили маловерием и унынием. Прости нас, Господи.    

Согрешили недостойным причащением Святых Христовых Таин, приступая к ним без приготовления, без сокрушения, без страха Божия. Забывая, что Святое Причастие -- это огонь, попаляющий наши грехи. Забывая, что в Таинстве Причащения мы соединяемся с Самим Господом, незримо сошедшим с небес и претворившим хлеб и вино в Тело и Кровь Христову. Помоги нам, Господи со страхом и трепетом приступить к Святому Причастию.    

Перед исповедью и причащением необходимо простить всех обидящих и ненавидящих нас. И только тогда мы можем просить у Господа прощения своих грехов.  

СИМВОЛ ВЕРЫ. ОТЧЕ НАШ. БОГОРОДИЦЕ ДЕВО, РАДУЙСЯ... ИИСУСОВА МОЛИТВА.  

Эти молитвы обязан знать каждый христианин. Знаешь ли ты их? .......  

Без покаяния нам не войти в Небесные Обители. Аминь."    

 

В том факте, что перечисленные в православном "Таинстве покаяния" действия, считающиеся греховными, действительно не ведут к духовному прогрессу, может убедиться представитель любого вероисповедания. Даже, казалось бы, такие назначительные, как: играть в карты, наблюдать непристойные изображения...

Да и сами принципы, которые даны в приведенном тексте, по сути общие для всех религий. В "Обществе Сознания Кришны", чья деятельность основана на разработках Свами Бхактиведанты, однако, не предусмотрено специальное таинство покаяния. Считается [468-481;462;461], что, если человек знимается сознательным служением Господу, он уже не нуждается в покаянии регулярном. Покаяние предписано лишь в случае падения преданного Господа Кришны, или серьезного нарушения им каких-либо принципов, коль они произойдут. Так что делом личной совести каждого остается -- использовать или не использовать акт покаяния в своей повседневной духовной практике. Лично я использую приведенные православные разработки (хотя и не каждый день); и они мне очень помогают.   

 

Следует учитывать, даже на формально-логическом уровне, возможность разной глубины предпринимаемого устремленным к Господу человеком акта покаяния. Приведенный выше текст позволяет прекрасно оценивать духовное качество повседневной активности человека в миру. Он ценен для самоанализа и пересмотра прожитого дня вечером, готовясь ко сну. Последний момент -- регулярная критическая оценка каждого прожитого дня -- очень и очень важен. Неслучайно о нем говорит и махатма Джуал Кхул в своих наставлениях [напр.91]. 

Для тех, кто более твердо настроен преодолеть свою животную природу и уже имеет веру в Бога, будет полезно также ознакомиться с примерным текстом покаяния, который когда-то дал один православный Духовник безымянному Страннику [см.40,с.206-211]:   

 

" ИСПОВЕДЬ ВНУТРЕННЕГО ЧЕЛОВЕКА, ВЕДУЩАЯ КО СМИРЕНИЮ  

 

Внимательно обращаю взор мой на самого себя и наблюдая ход внутреннего моего состояния, я опытно убедился, что я не люблю Бога, не имею любви к ближнему, не верю ничему религиозному и исполнен гордостью и сластолюбием. Все это я действительно нахожу в себе посредством подробного рассматривания моих чувств и поступков, как то:       

1) Я не люблю Бога. Ибо если бы я любил Его, то непрестанно размышлял о Нем с сердечным удовольствием; каждая мысль о Боге доставляла бы мне отрадное наслаждение. Напротив, я гораздо чаще и гораздо охотнее размышляю о житейском, а помышление о Боге составляет труд и сухость. Если бы я любил Его, то собеседование с Ним чрез молитву питало бы меня, наслаждало и влекло к непрерывному общению с Ним; но, напротив, я не токмо не наслаждаюсь молитвою, но при занятии ею чувствую труд, борюсь с неохотою, расслабляюсь леностью и готов с охотою чем-нибудь маловажным заняться, чтобы только сократить или престать от молитвы. В пустых занятиях время мое летит неприметно, а при занятии Богом, при поставлении себя в Его присутствие, каждый час мне кажется годом. Кто кого любит, тот в проложение дня беспристанно о нем мыслит, воображает его, заботится о нем и при всех занятиях любимый друг его не выходит из его мыслей; а я в продолжение дня едва ли отделяю и один час, чтобы глубоко погрузиться в размышление о Боге и воспламенить себя в Его любви, а двадцать три часа охотно приношу ревностные жертвы страстным моим идолам!... В беседах о предметах суетных, о предметах низких для духа, я бодр, я чувствую удовольствие, а при рассуждении о Боге я сух, скучлив и ленив. Если же я невольно бываю увлечен другими к беседе божественной, то стараюсь скорее переходить к беседе, льстящей страстям моим. Неутомимо любопытствую о новостях, о гражданских постановлениях, о политических происшествиях; алчно ищу удовлетворения моей любознательности в науках светских, в художествах, в приобретениях, а поучение в Законе Господнем, познании о Боге, о религии не делает на меня впечатления, не питает души моей, и я сие почитаю не токмо несущественным занятием христианина, но как бы сторонним и побочным предметом, коим я должен заниматься разве только в свободное время, на досуге. Кратко сказать, если любовь к Богу познается по исполнению Его заповедей: "аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите", говорит Иисус Христос, а я заповедей Его не токмо не соблюдаю, но даже и мало стараюсь о сем, то по самой чистой истине следует заключить, что я не люблю Бога... Сие утверждает и Василий Великий, говоря: "доказательством, что человек не любит Бога и Христа Его есть то, что он не соблюдает заповедей Его" (Нрав.прав.3).       

2) Я не имею любви к ближнему. Ибо не только не могу решиться для блага ближнего положить душу свою (по Евангелию), но даже и не пожертвую моей честью, благом и спокойствием для блага ближнего. Если бы я любил его по Евангельской заповеди, как самого себя, то несчастье его поражало бы и меня, благополучие его приводило бы и меня в восхищение. А, напротив, я выслушиваю любопытнее несчастные повести о ближнем, не сокрушаюсь, а бываю равнодушным или, что еще преступнее, -- нахожу как бы удовольствие в оном и худые поступки брата моего не покрываю любовию, но с осуждением их разглашаю. Благосостояние, честь и счастье его не восхищают меня, как собственные, а совершенно, как бы все чуждое, не производят во мне радостного чувства, но еще тонко возбуждают во мне как бы зависть или презрение.    

3) Я не верю ничему религиозному. Ни бессмертию, ни Евангелию. если бы я был твердо убежден и несомненно верил, что за гробом есть жизнь вечная с возмездием за дела земные, то я непрестанно размышлял бы об этом; самая мысль о бессмертии ужасала бы меня, и я провождал бы жизнь сию как пришелец, готовящийся вступить в свое отечество. Напротив, я и не думаю о вечности и конец настоящей жизни почитаю как бы пределом моего существования. Тайная мысль гнездится во мне: а кто знает, что будет по смерти? Если и говорю, что верю бессмертию, то это говорю только по разуму, а сердце мое далече отстоит от твердого убеждения в оном, что открыто свидетельствуют поступки мои и постоянная забота о благоустройстве чувственной жизни. Когда бы святое Евангелие, как слово Божие, было с верою принято в мое сердце, я бы беспрестанно занимался оным, изучал бы его, наслаждался бы им и с глубоким благоговением даже взирал бы на него. Премудрость, благость и любовь, в нем сокрытые, приводили бы меня в восхищение, я наслаждался бы поучением в Законе Божием день и ночь, питался бы им, как повседневною пищею, и сердечно влекся бы к исполнению его правил. Ничто земное не сильно было бы отклонить меня от оного. Напротив, если я изредка и читаю или слушаю слово Божие, то и то или по необходимости, или по любознательности и при сем не входя в глубочайшее внимание, чувствую сухость, незанимательность и, как бы обыкновенное чтение, оставляю без всякого плода и охотно готов заменить его чтением светским, в коем нахожу более удовольствия, более новых занимательных предметов.        

4) Я преисполнен гордости и чувственного себялюбия. Все поступки мои сие подтвердждают: видя в себе доброе, желаю поставить его на вид, или превозношусь им пред другими, или внутренне любуюсь собой, хотя и показываю наружное смирение, но приписываю все своим силам и почитаю себя превосходнейшим других или, по крайней мере, не худшим; если замечу в себе порок, стараюсь извинить его, покрыть личиною необходимости или невинности; сержусь на неуважающих меня, почитая их неумеющими ценить людей; дарованиями и тщеславлюсь, неудачи в предприятиях почитаю для себя оскорбительными, ропщу и радуюсь несчастью врагов моих; если и стремлюсь к чему-либо доброму, то имею целью или похвалу, или своекорыстие духовное, или светское утешение. Словом, -- я непрестанно творю из себя собственного кумира, которому совершаю непрерывное служение, ища во всем услаждений чувственных и пищи для сластолюбивых моих страстей и похотений.     

Из всего перечисленного я вижу себя гордым, любодейным, неверующим, нелюбящим Бога и ненавидящим ближнего. Какое состояние может быть греховнее? Состояние духов тьмы лучше моего положения: они хотя не любят Бога, ненавидят человека, живут питаются гордостью, но по крайней мере веруют, трепещут от веры. А я? Может ли быть участь бедственнее той, которая предстоит мне? И за что строже и наказательнее будет определение суда, как не за таковую невнимательность и безрассудную жизнь, которую я сознаю в себе!"  

 

Не правда ли, замечательная схема для самоанализа! В нем -- и Символ Веры, и многие другие истины, равно как и ключи к познанию самого себя, ключи для исправления самого себя, ключи для преобразования и просветления всей своей низшей природы!   

Вы наверное заметили, что в этой схеме внутреннего покаяния сравнительно мало разбора греховных поступков. Оно и неудивительно, так как все внешнее в человеке определяется в первую очередь его внутренним состоянием! Поэтому, следя за своим отношением к религиозным истинам и внешним делам, человек становится в состоянии преодолеть очень тонкие самообманы и иллюзии своего развития, к которым он так склонен. А потому и путь внутреннего анализа оказывается чрезвычайно плодотворным.      

   

 

Заключительное замечание (POST SCRIPTUM):   

 Следует обязательно учитывать один очень важный момент. Существует некоторый фактор самовнушения, значимость которого и подверженность к которому со стороны человека особенно возрастает по мере регулярной практики.

Человек, который по сто раз в день внушает себе --"Я грешник, я грешник, я грешник..." -- имеет реальный шанс стать грешником. Но, если он будет внушать себе: "Я праведник, я праведник, я праведник...", то он действительно склонен стать праведником. Обо всем этом говорят и Бхагаван Шри Сатья-Саи-Баба, и Свами Вивекананда и Шри Рамана Махарши...  

Почему это так? -- Да потому, что внутренняя трансцендентная природа человека -- действительно Божественная. Тезис о единстве Атмы и Параматмы, высшего человеческого "Я" (Пуруши) и Личностного (логоического) аспекта Господа, проходит сквозь все древнейшие учения. Так, он утверждается и в Ветхом (Пс 82 {81}:6), и в Новом Завете, когда Иисус напомнил: "...не написано ли в законе вашем: "Я сказал: вы боги"? " (Ин 10:34).  

Это осознается и на подсознательном уровне. Попробуйте кому-то сказать: "Привет, грешник!" -- и человек обидится; даже если он многократно сам в этом убеждался.     

И внушение: "я праведник, я праведник, я праведник..." -- оно обращено, таким образом к внутреннему, или высшему, "Я" человека.  

Как же тогда быть с покаянием? Казалось бы, мы видим еще одно религиозное противоречие! -- Но, нет! Это противоречие лишь на формально-логическом уровне; в многомерной логике религиозного сознания оно имеет очень простой вывод, который сводится к следующему.  

Сам акт покаяния должен быть констатацией факта несовершенства человека в том или ином своем качестве (или многих качествах) в сочетании с устремленностью к Богу и служением Ему. "Сердце чистое сотвори во мне, Боже" (Пс 51 {50}:12). Но покаяние никак не должно иметь характера самовнушения! Покаяние утверждает факты несовершенства человека в прошлом и настоящем, но никак не в будущем!     

И Господь внешний всегда готов прийти человеку (его божественному "Я", или Господу внутреннему) на помощь. И этот факт подтверждается в Библии (Пс 51 {50}:8) : "Вот, Ты возлюбил истину в сердце, и внутрь меня явил мне мудрость (Твою)".      

Ибо нет таких грехов, которые Господь не смог бы простить, если человек искренне раскаивается в них!   

 

Приложение 6  

 

Любовь истинная (Божественная) и фальшивая (земная)  

 

Ниже мы предлагаем сводную таблицу основных характеристик подлинного и мирского проявлений Любви. Видно, что эзотерические знания Герметизма [см.95,с.303-304] полностью совпадают и соответствуют новозаветному христианскиму пониманию, основанному на основной заповеди Христа -- заповеди Любви (см. Мф 22:37; Лк 10:27).

"Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит." (1 Кор 13:4-7)  

"...Бог есть любовь" (1 Ин 4:8)

 

NN Истинная любовь Фальшивая любовь
1 Отдает, не прося ничего взамен Требовательна и нетерпима
2 Самомотивирована Навязчива, основана на страсти
3 Результат процесса Может возникнуть с первого взгляда
4 Требует участия сознания Гипнотична
5 Не допускает манипуляций Манипулирует партнером
6 Ведет к развитию индивида Не допускает развития человека
7 Не зависит от секса Зависит от секса
8 Постоянна и непрерывна Непостоянна, имеет перерывы
9 Может выдержать разлуку Умирает при долгой разлуке
10 Мудрая  Навязчива и невежественна
11 Зрелая Инфантильная
12 Не связывает партнера, желает единственно отдавать Крепится на обещаниях и обязанностях
13 Отличается гибкостью Недалека и ограниченна
14 Не подходит к отношениям утилитарно Зависит от того, насколько "полезен" партнер
15 Несет с собой покой и уверенность Порождает тревогу, неудовольствие, конформизм (приспособленчество)
16 Приносит счастье Доставляет лишь мимолетное  удовольствие и наслаждение или причиняет несчастье
17 Усиливается с течением времени Ослабевает с течением времени
18 Абсолютно искренна; партнеры хорошо знают друг друга Нуждается во лжи, лицемерии и притворстве
19 Общение происходит на нескольких уровнях Общение осуществляется только на одном уровне
20 Гарантирует равенство и свободу индивида Отрицает равенство и свободу личности
21 Не имеет границ     Ограниченна
22 Обновляется и становится более  сильной благодаря внутренним  изменениям Измнения, противоречащие интеллектуальному и эмоциональному программированию, убивают ее
23 Стимулирует развитие индивидуальных способностей Ограничивает развитие и мешает ему или позволяет одному из партнеров развиваться за счет другого
24 Плодотворна продуктивна, интеллигента эмоционально Плодотворна лишь в сфере эмоций и воспроизводства потомства
25 Стремится гарантировать эволюционное развитие каждого Не позволяет каждому из партнеров развиваться полноценно, ограниченна и статична
26 Приводит в действие внутреннюю или магнитную сексуальность Активна лишь физическая сексуальность
27 Руководится принципами толерантности, взаимного уважения и совершенного взаимопонимания Подчинена гордости, ревности, тщеславию, эгоизму, нравственным нормам, предписываемым обществом
28 Имеет собственную оригинальную модель Учитывает социальные и культурные модели
29 Имеет активную, творческую природу, постоянно обновляется Пассивна, подчинена привычке и инерции
30 Партнеры вместе переживают и ошибки, и успехи  Партнеры делятся на "виноватых" и "невинных" 
31 Имеет собственную динамику Программирована и статична
32 Обеспечивает совершенный союз на всех уровнях, сохраняя внутреннее пространство индивида Требует симбиотического слияния
33 Возникает как результат усилия воли и сознательного размышления Плод импровизации
34 Призрак фантазий не смущает ее, ибо она реалистична Воскрешает призраки фантазий, крепится на фантазиях, нереалистична
35 Основана на взаимном сотрудничестве Основана на конкуренции
36 Имеет осознанные нравственные стандарты, основанные на глубокой сознательности Имеет неосознанные,  программированные и поверхностные нравственные устои, ограничена и недолговечна

 

Из перечисленных моментов -- качеств истинной и не-истинной любви -- можно видеть всю фальшивость мирских, расхожих представлений о ней. Вот почему Шри Сатья-Саи [136-146;635;459;655-661], Свами Бхактиведанта [468-481] и другие учителя [напр.621-622;623-626; и мн.др.] рекомендуют вообще не читать разного рода любовные романы, мелодрамы и проч.

Сравнение древних представлений герметизма и других религиозно-эзотерических учений с "трудами" современных психоаналитиков и прочих "специалистов" по семейным отношениям говорит далеко не в пользу последних.

Воистину, мировое невежество просто огромно, включая и тех, кто берется учить, не обладая соответствующими знаниями! 

Но не следует и отчаиваться, если вы в своих отношениях с близкими обнаружили много признаков фальшивой любви: собственное духовное развитие и помощь эволюции других позволит вам преодолеть множество непониманий и даже нелепых упреков. В процессе Садханы успешно сглаживаются множество разного рода противоречий между людьми на внешних уровнях, так что важен, в конечном итоге, -- лишь ваш духовный прогресс.

"Фальшивая любовь, скорее всего, результат невежества, а не отсутствия способности любить," -- резюмирует Джон Бейнс [95,с.305].

Вот что пишет Харикеша Свами по поводу западных методов полового воспитания [585,с.136-137]:  

"Нет нужды говорить, что уровень брахмачарйи в системе ашрамов {монастырских обителей и, одновременно, возрастных этапов жизни человека в ведической Индии -- Ю.К.}-- полная противоположность культуре современной молодежи. Быть молодым сегодня означает самоуверенно и упорно не признавать никаких моральных устоев или правил поведения. Что нужно и что не следует делать -- зависит от побуждений чувств и прихотей ума. В ранние годы обучения ученики получают знания о сексе, противозачаточных средствах и абортах, и в те же ранние годы они свободно практикуются в том, чему их научили. Многие родители уверены, что открытое обсуждение в классе вопросов секса и свободный показ секса средствами информации готовит детей к психологически сбалансированной, свободной от неврозов жизни в зрелом возрасте. В школах, церквях, на улице и дома мальчики и девочки общаются свободно. Общественная пропаганда свободного секса настолько интенсивна, что если кажется, что мальчик или девочка не хотят им заниматься, то даже родители признают в нем или в ней отклонения от общественных норм. Позднее, однако, некоторые люди начинают понимать отвратительные последствия дикой "вседозволенности" как стиля жизни...

В некоторых современных обществах брак утратил свое значение. В Америке и России почти половина всех браков заканчивается разводами, и это число все возрастает. В индустриально развитых нациях брак означает, что, проведя в беспорядочных связях годы, какой-то молодой человек и женщина сохранили свое увлечение друг другом несколько дольше и решили, что стоит попытаться выдать свои отношения за прочные. Они совершают обряд, узаканивающий их отношения, возможно, освятят свою любовь в местной церкви или синагоге и проведут вместе пять-десять лет, а потом, окончательно надоев друг другу и испытывая отвращение к телу и мыслям партнера, разойдутся, чтобы поискать себе других партнеров. Поскольку удовольствие от наслаждения чувств недолговременно и неустойчиво, то и браки, основанные на удовлетворении чувств, так же недолговечны и неустойчивы."    

 

Поэтому следует как можно чаще помнить об основной заповеди всех религий:

"Возлюби Господа Бога всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя" (Лк 10:27)

А как же тогда быть с проблемами? -- На это есть обещание Иисуса:

"Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам." (Мф 6:33)

 

Приложение 7   

 

        Практика повторения Святого Имени

                                                        

Нама-садхана -- это духовная практика (садхана), осуществляемая через повторение Святого Имени (нама). Наибольшее значение она имеет в четырех религиозных навлениях: гаудийа-вайшнавов (куда относится и столь известное на Западе движение "Харе-Кришна" -- ИСККОН), православном исихазме, шиваизме и сикхизме. Наиболее детальную разработанность Нама-садхана получила у гаудийа-вайшнавов, однако православные подвижники (особенно на св. горе Афон), работая с Иисусовой молитвой, знают очень много важнейших практических деталей, позволяющих во-много раз усилить достигаемые духовные эффекты.  

Теология Божественного Имени-- целая наука, отдельная отрасль духовных знаний, которую мы никак не имеем возможности здесь описать даже вкратце. Но следует привести ряд основных положений, которые имеют ключевое значение, хотя и без огромного множества уточняющих к ним деталей.  

 

Основной тезис теологической системы Господа Шри Чайтаньи, который нашел свое полное воплощение не только в традициях "классического" индуизма, но и в учении Аватары современности -- Бхагавана Шри Сатья-Саи:  

Господь и Его трансцендентное Имя -- одно и то же; нет разницы между Господом и Его Именем.

В Сатвата-тантре (7.4) четко сформулирован принцип: "намаива парама дайвам", т.е. "Имя Господа есть высшее Божество". Имя Бога - это Шабда-Аватара, т.е. воплощение Бога в Звуке [370]. Поэтому все наши знания об Именах Бога - есть результат высшего Откровения со стороны Господа и Его трансцендентной милости к людям. Все это неоднократно подтверждается и в Бхагавата-пуране (напр.1:1:14;1:2:17) [469-474а].

 

Поскольку Верховный Господь имеет бесчисленное множество Своих энергий, экспансий и форм проявления -- количество Его Имен бесконечно. Это второй основной тезис теологии Божественного Имени. 

Действительно, по свидетельству ведических Писаний (Бхагавад-Гиты, Бхагавата-пураны, Брахма-самхиты и др.), мироздание включает в себя миллионы материальных вселенных с огромным множеством солнечных систем в каждой [468;662-663;470-474а]. Все они, занимая в своей совокупности примерно 1/4 часть Царствия Верховного Господа, имеют свои божества, и Верховный Господь проникает Собою каждую из них. Поэтому Его проявлений -- так же много, как и песчинок на берегу реки, и все эти Божественные проявления имеют свои Имена.  

Даже полубоги имеют множество Своих имен. Например, применительно к Господу Субраманье -- второму сыну Господа Шивы -- используются следующие обращения: Шараванабхава (рожденный в стреловидной траве), Шанмукха (шестиликий), Дэвасенапати (защитник полубогов, предводитель духовного воинства), Сканда (бесстрашный воитель), Картикейа (потомок Криттики - созвездия шести звезд - Плеяд, которыми он бы воспитан)... [147]. Но значимость Имен Верховного Господа несопоставимо больше, и только Он может дать Освобождение. 

 

Третий основной тезис -- всемогущество Святого Имени. "О мой Господь, одно Твое святое имя способно даровать благословение всем живым существам, а у Тебя сотни и миллионы таких имен, как Кришна и Говинда. В эти трансцендентные имена Ты вложил все Свои трансцендентные энергии, и нет даже строгих правил воспевания Твоих имен,"-- восклицает Господь Чайтанья [470,с.37]. Из этого принципа следует множество следствий. В Бхагавата-пуране [цит: по 483,с.60] сказано: "Как огонь превращает траву в пепел, так и Святое Имя Господа, повторяемое осознанно или неосознанно, обращает в пепел все последствия греховных поступков." В Гаруда-пуране утверждается: "Если пропеть Святое Имя Господа даже в беспомощном состоянии или без особого пристрастия, исчезнут все последствия греховной жизни, -- когда лев рычит, все животные убегают в страхе."[там же].

Практика воспевания или устного повторения Святых имен ведет к разрушению материалистических желаний - этих "семян греха" (папа-биджа)** //** Сноска: Учение о мирских желаниях как источниках (зародышах) греха [136-138;144;465;468-481;635;488;675;627-630] полностью совпадает с теорией православного подвижничества, рассматривающего все мирские желания и грехи как нечто внешнее, привносимое в изначально чистое сознание человека [см.41;211-214]. Папа-биджа переводится как "папа" - грех, "биджа"- семя. - Прим. Ю.К. /// и анартх (нечистых помыслов сердца). Когда анартхи исчезают, воспевание Святых имен становится чистым, и тогда Они являют садхаку (духовному аспиранту) все свое великолепие [136;630;480].             

Больше всего указаний об очистительном действии повторения Святых Имен и примеров тому дает Бхагавата-пурана, например (3:7:14): "Просто повторяя и слушая трансцендентное имя, а также повествования, которые описывают форму Личности Бога, Шри Кришны, Его деяния и проч., человек может избавиться от своих бесконечных страданий." Чуть ниже (3:9:15) отмечается особенная значимость произнесения Имени Бога в момент смерти: "Тот, кто расставаясь с жизнью, произносит, пусть неосознанно, Его трансцендентные имена, тотчас освобождается от всех грехов, совершенных им в течение многих жизней, и достигает Его обители."[473].   

 

Четвертый важнейший тезис теологии Божественного Имени состоит в том, что именно в эпоху Кали-юги ("Железного Века", или "эпохи всеобщей разобщенности, вражды и лицемерия") значимость практики повторения Святого Имени наибольшая. Приведем стих из Брихан-нарадийа-пураны:

Харер нама харер нама харер намаива кевалам / Калау насти эва насти эва насти эва гатир анйатха ("В этот век раздоров и лицемерия единственным средством освобождения является воспевание святого имени Господа. Нет иного пути. Нет иного пути. Нет иного пути.") [480, с.221]. 

Об этом свидетельствует и Бхагавата-пурана: "Самореализация, которая достигается в Сатйа-йугу с помощью медитации, в Трета-йугу - с помощью проведения различных жертвоприношений и в Двапара-йугу - поклонением Господу, в Кали-йугу можно достичь повторением Святых Имен" (Ш-Бхагаватам 12.3.52). Этот стих почти дословно повторяет одну из шлок Вишну-пураны ** [480;370]. // ** Сноска: Важно заметить, что именно Вишну-пурана была основным источником для "Тайной Доктрины" Е.П.Блаватской. Однако, во-многом из-за неавторитетного перевода западного ученого, одни из самых важных моментов -- существование личностного аспекта Верховного Господа и значимость повторения Его имен, слушания о Нем для самой духовной практики -- ускользнули из поля ее внимания. А потому и учение "Тайной Доктрины" не обладает всей полнотой и признаками самодостаточности. -- Примеч. Ю.К. ///  

Далее, имеем другое свидетельство все той же Бхагаватам

"Каждый, кто хочет избавиться от всех тревог, должен всегда стремиться слушать повествования о Личности Бога и прославлять Его, верховного повелителя всего сущего, устраняющего все трудности, Сверхдушу всех живых существ" (2.1.5)[472]. 

 

Бхагаван Шри Сатья-Саи-Баба так говорит о Святых Именах [147,с.5-6]:

"Бог вездесущ. Он обитает в сердце каждого, и все имена - это Его имена. Поэтому вы можете называть Его любым именем, которое приносит вам радость. Вы не должны искать недостатки в других именах и формах Бога, также не должны фанатически и слепо поклоняться избранным вами...

Когда вы поете бхаджаны, обращайте внимание на смысл каждого имени и каждой формы Бога, красоту и очарование которых вы воспеваете.

Рама: это имя должно напоминать вам о дхарме {вечном Космическом Законе, или обязанностях - Ю.К.}, праведности, воплощением которой Он был.

Радха: это имя должно напоминать вам о сверхразумной, сверхмирской любви, которую испытывала Она, будучи одной из самых великих Гопи (пастушек, преданных Господу Кришне).  

Кришна: это имя должно напоминать о нежности и дающей поддержку любви, которая привлекает к Нему всех.

Шива: это имя должно напоминать о высшей жертве выпившего смертельный яд ради благополучия всего мира, о сдержанной грациозности, подчеркиваемой каскадом священной реки Ганг и сиянием полумесяца.

"Помните, каждая песня, пропетая во славу Бога, есть меч, разрубающий узы ленности. Это прекрасный образец общественной деятельности, напоминающей всем людям об их долге по отношению к Всемогущему, который наблюдает за ними."  

 

По поводу имени "Кришна" мы должны также учитывать следующее. Слово "Кришна" имеет несколько значений. Например, в Шандилья-самхите (5.13.5) обясняется значение этого имени: "Слово "криши" означает весь мир, слог "на" -- высшее блаженство". В одной из книг Махабхараты -- Удйога-парве (71.4) -- говорится: "Слово "криш" указывает на всепривлекательный аспект существования Господа, а "на" означает духовное наслаждение. Когда корень "криш" прибавляется к "на" получается Кришна, что указывает на Абсолютную Истину." О благодатных последствиях повторения имени Кришны указывается в Риг-Веде, Сама-Веде [468;470-471], Гаруда-пуране (8.12) и Сатвата-тантре [370,с.30-31]. 

Другие смысловые оттенки слова "Кришна" -- "кришта" (всепривлекательность) и "кришна" (черный). Последний момент связан с неким особым оттенком цвета кожи Господа Кришны как Аватары; Его называют часто "шьяма-сундара", т.е. "прекрасный, чье тело подобно цвету грозового облака". В ведических Писаниях неоднократно отмечается, что основной Аватара эпохи Кали-юги приходит с темным (черным) цветом кожи [468-470;476;480].  

Теперь читатель имеет сам возможность убедиться, что все пасквильные утверждения и "переводы" Харе-Кришна-мантры Серафимом Роузом и священником Родионом [Роуз-все;Род-все] -- суть бессовестное вранье и оскорбление Имени Бога; так что в одном аду с ними я никак оказаться не хочу! 

 

Глупцы, которые не знают этой теологии Божественного Имени, считают, что многократное повторение одного и того же Имени, или мантры, которая Его содержит, означает "зомбирование", "самогипнотическое внушение" и проч. Но вопрос -- "почему Имя Господа следует повторять многократно?" -- нуждается в своем раскрытии.  

Чистому человеку достаточно один раз произнести Имя Господа, и он уже почувствует несравнимый ни с чем духовный эффект. Однако, применительно к большинству людей мы имеем:  

-- нынешнюю загрязненность духовно-энергетических каналов, и эта "зашлаковка"сейчас выражена очень сильно, усугубляясь мясной пищей и токсикантами;  

-- бесчисленное множество греховных поступков (от сравнительно малозначимых до серьезных), совершенных в бесчисленном количестве прошлых жизней;   

-- наличие множества греховных реакций даже после начала практики Нама-садханы.

Так что избранное для практики Имя Господа нуждается в многократном повторении.  

 

Бхагаван Шри Сатья-Саи-Баба [136-139;144;655] дает множество ценнейших указаний относительно производимых в процессе Нама-садханы эффектах очищения и нынешней значимости этого вида практики.  

 

"Когда разнонаправленный ум, устремляющийся во всех направлениях, погружен в размышления об Имени Господа, достигается тот же эффект, что и при прохождении солнечных лучей через увеличительное стекло: рассеянные лучи обретают силу пламени, способного сжечь и поглотить. Так же и волны буддхи и чувства манаса обретают однонаправленность, проходя через собирающую линзу Атмы: они проявляются в виде Божественного великолепия, способного испепелить зло и осветить радость."[136,с.6].

Далее Он отмечает следующее [Там же,с.27-30]:   

"В какую бы сложную ситуацию не попал человек, если он направит свою мысль к Имени Господа, Он освободит его. Кроме того, человек безошибочно узнает то Имя и форму, посредством которых он помнит Господа . И в этом нет сомнения. В садханах йоги, пранайамы и тапы**//** Сноска: Имеется ввиду соответственно "классическая" йога, дыхательные упражнения по накачке энергии и аскетическое рвение (усмирение плоти). - Прим. Ю.К. // на каждом шагу расставлены ловушки, и они небезопасны. А в садхане джапы и дхйаны или смараны **//**Сноска: То есть безостановочного повторения мантры (Имени), медитации на Бога и памятовании о Боге соответственно. - Прим. Ю.К./// нет и намека на ловушку или какую-либо другую опасность. Первые три вида садханы различаются в соответствии с кастами и религиями. В нама-садхане (садхане Имени) нет даже и намека на такие различия. Индусы, мусульмане и христиане различаются во многом, но общим для них является прославление Имени Всевышнего Все они берут Имя только одного Гопода, хотя языки, на котором они Его называют, разные. Но нет более плодотворных и более универсальных духовных дисциплин, чем джапа, дхйана и смарана... 

В наше время многие адепты отказываются от практики Имени и занимаются йогой и пранайамой. Этот путь чреват опасностями. Правильно идти по пути йоги и пранайамы трудно. Даже если правильно следовать по этому курсу, то все равно очень трудно сохранить и защитить добытые результаты. Если человек поствит сеть на берегу, а сам пойдет в воду и будет ходить там ощупью, найдет ли он рыбу в своих сетях? Отказываться от нама-смараны и веры в этот путь так же глупо, как и ловить рыбу вышеописанным способом. Если в качестве прибежища и поддержки взять Имя, то не сегодня, завтра вы придете к Его осознанию. Если знаешь имя вещи, то можно легко добыть эту вещь, но если не знаешь ее имени, то, будь она тут же перед вами, вы не узнаете ее. Поэтому повторяйте Имя постоянно без всяких колебаний.Посредством повторения Имени развивается према**//**Cноска: Према - чистая любовь к Господу, дающая человеку непреходящую радость и экстатическое состояние. - Прим. Ю.К./// , а достигнув премы, можно практиковать дхйану Господа. Если према укоренилась в вас, то Господь - а Он состоит из премы - становится вашим. Есть много путей постижения Господа, но этот путь - самый легкий...    

...В век Кали-юги нет более эффективного средства спасения, нежели Имя. Из всех Юг самой подходящей для такой практики является Кали-юга. Имя, джапа и дхйана вытягивают зло из человечества, они охраняют и защищают человеческую природу. Следовательно, результаты дхйаны значительно превосходят достижения, которые с великим трудом достигаются посредством йоги, йаджны или пранайамы."        

 

Практика Нама-садханы даже предпочительнее, чем постоянная медитация только на образе Господа [136,с.27-31]: "Господь и Его Имя - одно и то же, но в Образе нет той сладости, которой обладает Имя. Когда вспоминаешь имя цветка "роза", в памяти возникает ее свежесть, нежность лепестков, насыщенность цвета, а ее колючки и трудности, которые пришлось преодолеть, чтобы достать цветок, забываются. И наоборот, если рассматривать объект и принимать во внимание растение, листья и ветви, то самое важное, красивое и привлекательное - сам цветок - уходит на второй план, а обсуждается только "растение"... Как только упомянуто слово "манго", вспоминается несравненная сладость, а если держишь в руке сам плод, то начинаешь размышлять, сладкий он или кислый, затем обращаешь внимание на кожуру, мякоть, сок, орех, семя и т.д. Когда же повторяется имя, детали забываются и вспоминается только сладость. В этом разница между формой Господа и Его Именем. В Его Имени заключен чистый смысл сладости. Если вспоминается форма, то может возникнуть благоговейный страх и почитание, иногда могут прийти на память некоторые детали, вызывающие чувство боязни. И еще раз обратите внимание на то, почему надо больше стремиться к Имени, чем к форме. Именно посредством Имени заслуживается "Рука Господа". Чтобы приобрести любую вещь, нужны средства. Вещи можно приобрести за драгоценности. Из этого следует, что драгоценности важней, нежели приобретенные за них предметы (блага). Располагая драгоценностями, можно в любое время приобрести любую вещь. Так и здесь, если драгоценности, называемые Именем, настойчиво накапливаются посредством дхйаны, можно будет легко прийти к познанию Господа...

Соответственно, ваша задача состоит в том чтобы взрастить саженец под названием Имя. Занимаясь этой практикой, не сомневайтесь в ней и не проверяйте, действительно ли она обладает приписываемыми ей достоинствами. Саженец обязательно станет взрослым деревом и даст ожидаемые плоды. Вы дождетесь их."

 

Главное для практики Нама-садханы -- это вера (шраддха). Этот принцип имеет основное значение для успешности практики [136-146;468-481;630;461-463]. "Тот, кто прибегает под кров Святого Имени с неотступной верой, достигает полного совершенства," -- свидетельствует Шрила Бхактивинода Тхакур [630,с.15]. 

 

Православные воззрения относительно практики повторения Святых Имен, на самом деле, не противоречат "индийским" -- ни в богословских аспектах теории, ни в практических. Так, начиная с Ветхого Завета, мы находим многочисленные имена-эпитеты Верховного Господа: Всемогущий (Быт 17:1;28:3;35:11;48:3; Исх 6:3); Творец (Екк 12:1; Ис 40:28); Господь, Бог вечный (Быт 21:33); Господь, Бог неба (Быт 24:7); Всевышний (Числ 24:16; 2 Цар 22:14); Живый (Втор 5:26); Бог всякой благодати (1 Петр 5:10); Бог надежды (Рим 15:13); Благословенный (Мк 14:61; 1 Тим 1:11) и т.д. и т.д. Так что тезис о бесконечности имен Господа в христианской теологии практически совпадает** // ** Сноска: Примечательно здесь, что санскритский эпитет Господа -- Парамасумангалам [см.472]-- буквально и переводится как "Всеблагой". И Иисус, когда один из последователей, обратился к Нему, назвав "благой", сказал: "Никто не благ, как только один Бог" (Мф 19:17). -- Прим. Ю.К. /// .  

Что же касается ветхозаветного запрета на повторение имени иных богов (см. Исх 23:13), то он, несомненно связан с двумя моментами: 

-- с тем, что Бог Авраама, Исаака и Иакова (Исх 3:6,15;4:5; Мф 22:32; Мк 12:26; Деян 3:13) был водителем древних евреев (прасемитов), покровительствовавший именно им, т.к. именно из прасемитов (пятой под-Расы Четвертой, или Атлантической, Коренной Расы) возникла Пятая, т.е. Арийская Раса; этот полубог -- Иегова -- был тогда типичным Расовым богом [170;110];  

-- обращение к "именам иных богов" не нужно тем, кто находится в рамках христианской церкви, т.к. христианское вероучение обладает признаками самодостаточности. 

Тезис о единстве Господа с Его именем тоже содержится в православном учении. "Молитва всемогуща по причине действующего в ней всемогущего Бога", - пишет святитель Игнатий Брянчанинов, имея ввиду прежде всего - Иисусову молитву [129,с.99]. Однако, Шрила Прабхупада [480], говоря о мантре ОМ (АУМ), прибавляет, что она -- это Сам Господь (или Его звуковой аналог), и это же относится к имени "Кришна", что в целом дает более расширенные представления. Что же касается Господа Иисуса Христа, то, с позиций Эзотерической Доктрины [79-80;82;513;424], Он -- представитель нашей планетарной Иерархии, а не космической; хотя Он безусловно един с Отцом (напр. Ин 14:6-11). 

Говоря о сравнительной значимости различных Имен Бога, Свами Бхактиведанта [471,с.457] пишет: "В писаниях также говорится, что тысяча имен Вишну равнозначна одному имени Рамы, а три имени Господа Рамы равнозначны одному имени Кришны." То есть: значимость имен полубогов и представителей космических Иерархий -- значительно меньше, чем Имени Верховной Божественной Личности. ** // ** Сноска: "Самое плохое в поклонении полубогам то, что оно порождает откровенно пантеистические представления, которые приводят к плачевному результату: возникновение множества религиозных сект, мешающих утверждению в обществе принципов "Бхагаватам"," -- пишет Свами Бхактиведанта [470,с.210]. Поклоняться Верховной Божественной Личности -- благоприятно и по отношению ко всем полубогам; ибо все полубоги, даже ужасная Кали (Бхайрави-Кали) сознательно служат Господу (в отличие от демонов, ведущих богоборческую деятельность). Но не оказывать почтения полубогам -- значит не учитывать сам факт наличия Иерархий, а следовательно, это значит полное невежество. -- Прим. Ю.К. ///      Но, если мы будем применять этот принцип по отношению к Иисусову Имени, -- можно впасть в ошибку. Ибо оценивать в словесных выражениях трансцендентные эффекты от повторения Святых Имен значит то же, что описывать явления Духа в терминах материи. А последнее -- принципиально невозможно, согласно также учению Эзотерической Доктрины [82].  

Имя Аватары можно уподобить своего рода "входной двери" в Царствие Небесное, и основной евангельский тезис, имеющий универсальное значение, состоит в приходе к Отцу посредством веры в Сына.   

Как свидетельствует "Трактат о Космическом Огне" махатмы Джуал Кхула [82], христианство имеет особенную роль в космической эволюции Земли. Ибо у нашего Солнечного Логоса, в состав Которого планетарная земная Иерархия входит кеак составная часть, есть, хотя и в несоизмеримо больших масштабах, много общего с ... личной биографией Иисуса Христа. Все дело в том, что наш Солнечный Логос, на нынешнем витке спирали Его логоического развития, готовится получить четвертое космическое Посвящение (как некогда Иисус -- четвертое планетарное Посвящение); и в данный период наш Солнечный Логос есть наиболее полное выражение Космического Христа. Именно Его самораспятие, самоотреченное отвержение всего низшего и грубоматериального отражается на нашем земном плане как острые планетарные коллизии и противостояния... Об этом, кстати, намекала и Е.П. Блаватская [108;110-111] и Анни Безант [74].  

 

"Да святится Имя Твое..." -- слова из Господней молитвы ("Отче наш...") (Мф 6:9). Многие псалмы из ветхозаветной Псалтири обращены именно к Имени Господа, воспевают почести Имени Бога.

"И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется" (Деян 2:21).

"Имя Иисуса -- начало без начала. До сотворения солнца и огня оно существовало вечно и будет существовать во веки веков. Все, что Бог сотворил ради спасения мира, сокрыто в имени Иисусовом," -- утверждала св. Бернардина из Сиены (1380-1444). "Именно так украшаем мы светлицы сердец наших -- святым и благим именем Иисуса Христа, как лампадой. Очистим сердца наши от безнравственности, очистим и приукрасим их... Солнце не может сиять без света, так и сердце нельзя очистить от пятен темных мыслей без взывания в молитве к имени Иисусову... Камни образуют фундамент дома, но фундамент святости и его крыша -- это святое имя Господа нашего Иисуса Христа. Имя Иисусово надо повторять снова и снова в сердце своем, подобно тому, как небо озаряется светом..," -- вторит ей св. Иезекий из Батоса (5 в.) [483,с.57-58].    

Примечательно, что сами христианские воззрения содержат ту же самую идею "разверток" из трансцендентного в земное, или "сверток", что и ведические представления [468-481], включая Эзотерическую Доктрину [напр.80;82;91]. Ибо тот же православный Странник утверждал, что, если "свернуть" Евангелие, изложив его вкратце, получится Иисусова молитва [40]. И Якоб Беме (1574-1624) подтвердил: "В сладчайшем имени Иисуса Христа содержится все мироздание" [цит.по:483,с.58].   

Другой просто поразительный момент -- сверхчувственное прозрение того же св. Иезекия из Батоса относительно значимости повторения Имени Иисусова в момент смерти: "Истинно блажен тот, кто непрерывно повторяет в сердце своем имя Иисусово и кто в момент смерти соединил ум с молитвой Иисусовой, как тело с воздухом и как пламя с воском."[см.483,с.57]. Что можно увидеть в этой фразе, сравнительно малопонятной для непосвященных? -- Не только сходность ее с ведическим принципом умирания со Святым Именем на устах (который мы отметили выше), но и с буддийскими данными об оккультных механизмах явления смерти.   

Ибо последние свидетельствуют [см.302], что во время смерти грубые "протоэлементы" Тонкого тела начинают действительно поэтапно "растворяться" в своих более тонких аналогах-"светоматрицах". Умирание со Святым Именем на устах вводит умирающего подвижника в состояние так называемого Ясного Света (причем в этом состоянии углубленного самососредоточения между остановкой сердца и деятельности мозга и полной физической смертью буддийские святые могут проводить по 5 дней и более, пребывая в Ясном Свете и делая самую труднопостижимую медитативную работу). Но это, конечно, особый вопрос, который мы здесь рассматривать не можем; хотя бы потому, что ведическое "умирание" может подразумевать немедленное "улетание" в тонком теле, по Шишумаре (Галактической Оси) даже за пределы самой материальной вселенной. 

 

Немало упоминаний о могуществе Имени Господа и обращений "во имя Иисусово" содержится также в Книге Мормона (напр. Мос 6:2; 2 Неф 27:25; Морм 9:24,29,37; Ефер 3:14; 4:15,18).   

 

Греческое "Добротолюбие" [210-214] собрало в себе подробнейшие наставления по практике Иисусовой молитвы. Многочисленные практические указания там бесценны. Однако, важно учитывать, что они предназначены прежде всего для монашествующих. Поскольку "всякое лекарство должно применяться по своему точному назначению" [128-129], для мирян наибольшую ценность представляют собой "Откровенные рассказы странника духовному своему отцу" [40]: они читаются намного легче и оказывают огромнейший психологический эффект, позволяя рассеять многие нелепые заблуждения. 

 

В заключение этого сверхкраткого обзора мы покажем, что и сами буддийские методы работы с мантрами здесь очень близки. Так, например, в "Вопросах Субаху" сказано [600,с.331]: 

" Пожар, охватывая летом лес, легко растительность сжигает. --

Так же под ветром нравственности пламя мантр

Усердья жаром все грехи сжигает.    

Как снег, согретый солнечным лучом, сияния его не терпит -- тает,    

Так снег грехов, согретый силой мантр,       

Под солнцем нравственности исчезает.    

Как светоч, занесенный в мрак кромешный, рассеивает всюду темноту,   

Так светоч мантр рассеивает тьму грехов,

Накопленных в теченье тысяч жизней."** 

//** Сноска: Эти слова едва ли не буквально повторяют процитированные чуть выше отрывки из Бхагавата-пураны! -- Прим. Ю.К. ///        

При этом даже не существенно, как утверждают буддийские наставники [напр.308-309;260;584;545-545а], знает ли практикующий перевод повторяемых им мантр, или нет. Тексты буддийских мантр составлены таким образом, что просветляющий эффект от тонких вибраций читаемых слогов существует независимо от степени понимания их учеником** // ** Сноска: Однако, мы должны учитывать, что акцентация имперсональных аспектов Господа в буддизме во-многом противоречит как некоторым положениям ведической науки, так и практике Нама-садханы. Поэтому для достижения значимых духовных эффектов требуется фактор передачи теоретического учения и практики мантры по линии преемственности, от Учителя непосредственно. Об этом писала даже Е.П. Блаватская [111]. -- Прим. Ю.К. ///

 

Мантры для джапы. Выше мы не раз отмечали те мантры, которые можно использовать для джапы. Справедливо и то обстоятельство, что для джапы можно использовать практически любую, даже довольно длинную формулу, если она не рекомендована специально для иных узких целей (например, для предложения пищи Богу).

Для тех, кто считает наиболее целесообразным для себя индуизм как религиозную среду, мы приводим здесь следующие наиболее часто употребляемые в Индии формулы:  

1) ОМ (АУМ)  

2) ОМ НАМАХ(А) ЩИВАЙА   

3) ОМ ШРИ РАМ ДЖАЙА РАМ ДЖАЙА САИ РАМ

4) ОМ ШРИ САИ РАМ 

5) ОМ ШРИ КРИШНАЙА НАМАХ(А)   

6) ОМ ШРИ РАДХЕ-КРИШНАЙА НАМАХ(А)  

7) Маха-мантра (Харе-Кришна-мантра)

8) иной вариант Маха-мантры [см.494]

ХАРЕ РАМА ХАРЕ РАМА РАМА РАМА ХАРЕ ХАРЕ \   

ХАРЕ КРИШНА ХАРЕ КРИШНА КРИШНА КРИШНА ХАРЕ ХАРЕ

9) РАМА    

10) ШРИ РАМА  

11) СИТА - РАМА  

12) Мритьюмджайа-маха-мантра [напр.685] :

             ОМ ТРЪЯМБАКАМ ЙАДЖАМАХЕ

             СУГАНДХИМ ПУЩТИ ВАРДХАНАМ

              УРВАРУКАМИВА БАНДХАНАН    

              МРИТЙОР МУКШИЙА МАМРИТАТ  

13) все виды Гайатри; основная, до сих пор действующая, по свидетельству Шри Сатья-Саи-Бабы [144] формула Гайатри:

       АУМ БХУР БХУВАХ СВАХА

       ТАТ САВИТУР ВАРЕНЙАМ 

       БХАРГО ДЭВАСЙА ДХИМАХИ 

       ДХИЙО ЙО НАХ ПРАЧОДАЙАТ 

14) ОМ ШРИ ГАНЕЩАЙА НАМАХА  

Увы, но надо упомянуть о наличии множества досадных опечаток в этой формуле, встречающихся в современной литературе [напр.495;494].

 

В буддизме наиболее универсальными мантрами для джапы считаются:

1)   ( ОМ НАМО ГУРУБЭ)   

  ОМ НАМО БУДД'АЙА  

      ОМ НАМО Д'АРМАЙА  

      ОМ НАМО САНГ'АЙA 

Это - знаменитая, так называемая "молитва Прибежища" или обращение к "Трем Драгоценностям". Она может быть приблизительно переведена как "Ом, приношу почтительные поклоны Будде, Его учению, монашеской общине"

2) ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ (Ом мани пеме хунг -- в тибетском произношении) 

Знаменитая мантра, примерно переводимая как "О, Драгоценность, сокрытая в Лотосе (моего сердца), имеющая Божественную природу; Ты -- во мне, и я -- в Тебе!" 

3)            ОМ ГАТЭ ГАТЭ ПАРАГАТЭ 

                ПАРАСАМГАТЭ БОДД'И СВАХА ! 

 

Она означает: "По ту сторону, дальше, за великий Предел, за пределы этого Предела, к Твоей обители! ". Эта мантра, согласно известной Хридайа-сутре, была поведана самим Буддой Авалокитешварой подвижнику Шарипутре. Она резюмирует символ Спасения.

4) ОМ МУНИ МУНИ МАХАМУНИЙЕ ШАКЙАМУНИЙЕ СВАХА ! 

 

Перевод: "Благодарение (Слава) Ему - подвижнику, великому подвижнику из рода Шакьев ! " 

Это - также одна из основных мантр, имеющая и несколько сокращенный вариант: "ОМ МУНИ МУНИ МАХАМУНИЙЕ СВАХА". В ней - обращение к Всепробужденному, великому Будде. Повторение этой мантры и ее медитативное осмысление ведет занимающегося в Нирвану. 

 

5) ОМ ОМ ОМ САРВА БУДДХА ДАКИНИЙЕ ВАДЖРА-ВАРНАНИЕ ВАДЖРА ВАЙРОЧАНИЙЕ ХУМ ХУМ ХУМ П'АТ П'АТ П'АТ СВАХА 

 

Это - древнейшая мантрическая формула Ваджра-йогини. Троекратное ОМ, ХУМ и ПХАТ соответствуют трем главным формам Ваджра-йогини на трех различных уровнях переживания. В качестве Сарва Будда-Дакини она воплощает побудительную силу всех Будд, которая влечет существа к реализации "буддовости" (т.е. потенциальной Пробужденности и выявлению, самоосознанию внутренней божественной природы каждого человека). 

Есть множество иных мантрических формул, даваемых тем или иным буддийским Наставником. Считается обязательным посвящение в каждую мантру перед началом самой практики.

Отсутствие непосредственно произносимых в буддийских мантрических формулах того или иного Святого Имени не должно смущать: каждая мантра, а то и отдельные слоги мантры, связываются с конкретным Буддой.

 

 

Православные традиции связывают особый метод духовного развития с повторением Иисусовой молитвы. Она существует в трех вариантах:

"Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!"

"Господи Иисусе Христе, помилуй мя!"

"Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешного!"

"Господи Иисусе Христе, слава Тебе!" 

Подробные наставления по практике православного молитводелания изложены в специальных книгах -- [см.40;211;214;385].

 

Ю. Каптен  

  


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 157; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!