Принципы Йамы-Нийамы и восемь ступеней совершенства в Йоге



 

В приведенной выше (см. раздел 2.1) таблице йог Аштанга-йога занимает особое положение. Она базируется на знаменитой Йога-сутре Патанджали [632;631], который всесторонне систематизировал разнообразные аспекты йогической практики. В значительной степени именно эта Аштанга-йога является в практическом плане звеном, объединяющим все разнообразие путей Йоги.

Ценнейшее свойство этой системы - систематизация разнообразного йогического опыта, огромного числа эмпирических свойств и всевозможных деталей практики в цепочку из восьми этапов, которые естественно следуют один за другим, где каждый, являясь результатом предшествующего, обусловливает последующий: йама --- нийама --- асана --- пранайама ---пратйахара --- дхарана --- дхйана --- самадхи .

Этот восьмеричный путь йоги Патанджали (не-тождественный буддийскому "восьмеричному пути"!), описывается вкратце следующей схемой [631-632;427;136;144;488;491-498;629;430-431;268;256;598;595;222;234]: 

1. ЯМА (ЙАМА) - воздержание, ограничение, контроль межличностных отношений. Определяется и состоит из принципов :

-- АХИМСА - воздержание от нанесение вреда любому живому существу на деле или в мыслях;

-- САТЬЯ -правдивость в словах и мыслях;

-- АСТЕЙА (АСТЕЯМ)-не требование чужого добра,"не укради";

-- БРАХМАЧАРЬЯ - контроль за плотскими желаниями и сексуальной активностью;

-- АПАРИГРАХА - отклонение даров и других незаслуженных материальных благ, нестяжательство;

2. НИЯМА (НИЙАМА) -культура, внутренняя дисциплина, внутриличностный контроль. Определяется и состоит из следующих принципов :

-- ШАУЧА (ШАОЧА) - очищение, включающее в себя

     а) БАХЬЯ - внешнее очищение и

     б) АБХЬЯНТАРА - внутреннее очищение (очищение ума посредством воспитания хороших эмоций и чувств [таких как дружелюбие, доброжелательность, бодрость] ради того, чтобы сделать добро другим людям );

-- САНТОША - удовлетворенность, привычка довольствоваться тем, что приходит без излишних усилий, нетребовательность к материальным благам;

-- ТАПАС - аскетический образ жизни, умерщвление плоти, состоящее в выработке привычек переносить холод, голод и т.д.;

-- СВАДХЬЯЯ - регулярное чтение духовной литературы, изучение основ учения, постижение высших духовных истин;

-- ИШВАРА-ПРАНИДХАНА (ИШВАРА-ПРАНИДХА) - размышления о Боге, других высших силах, смирение перед объективностью законов бытия.

3. АСАНА - практика "правильных положений тела",которая осуществляется согласно учению Хатха-йоги.

4. ПРАНАЯМА (ПРАНАЙАМА) - зарядка энергией благодаря контолю за дыханием; выполнение дыхательных упражнений Хатха-йоги.

5. ПРАТЬЯХАРА - выключение чувств, уведение чувств под контроль бодрствующего сознания, несвязывание мыслей с внешним миром, отрешенность.

6. ДХАРАНА - концентрация, внимание, искусство сосредотачивать мысли и силы.

7. ДХЬЯНА - медитация, длительное размышление о предметах, явлениях или самой истине; лучший объект для дхьяны - Господь в разных Его формах и проявлениях.

8. САМАДХИ - созерцание, экстаз, озарение, постижение, просветление.

 

Эти восемь этапов называются также лестницей йоганг ("средств достижения"). Последовательная практика всех восьми ступеней называется Йогангонуштханой, причем бахиранга-садхана (внешнее стремление) сменяется затем антаранга-садханой (внутренним стремлением) и вершиной здесь является, далее, антаратма-садхана (сокровенное внутреннее стремление) [Айенг-все].    

Почему мы подчеркнули выше, что эта последовательность йоганг - естественная последовательность этапов любой практики? - Да потому, что логическая завершенность одного из них неизбежно ведет к следующему. Попробуйте, например, совершенствовать Йаму, - и вы неизбежно увидите, что еще большее поле для деятельности состоит в Нийаме, а от Асаны - логически следует перейти к Пранайаме. Далее, отрешенность от временных мирских объектов (Пратьяхара) позволяет полноценно осуществлять Дхйану, или медитацию, а та, неизбежным образом, переходит в Самадхи, когда практикующий выходит за пределы пространственно-временных ограничений, сливаясь с Вечностью.

Последниетри йоганги составляют вместе так называему Самайаму (Самъяму, в ином написании), т.е. собственно духовно-медитативное прозрение той или иной проблемы.     

 

Однако: 1. Говоря об Аштанга-йоге как воистину универсальной схеме или модели развития человека, следует отметить один важный момент. Если сам Патанджали (Йога-сутра 1:2) определяет йогу как "читта-вритти-ниродху"(т.е. "удержание мыслительной субстанции от возмущений, или видоизменений, внешними или внутренними факторами") [631-632], это положение нельзя рассматривать как конечную цель Йоги, но лишь как отправной момент, или исходную точку развития. На это одинаково указывали многие авторитеты [631;136;144;671;488;261-264;616]: не остановка ума является целью, но преобразование ума и всех тонких тел человека, их просветление. В православии удержание Ментального тела в равновесном состоянии/ называется "умным деланием", "трезвением" и т.д. [41;128-129;47а;47б;211;214].     

2. Данная последовательность йоганг никак не может рассматриваться как единственная адекватной схема для описания многомерного процесса духовного развития. Например, существуют и иные критерии -- полнота реализации жизни Христовой (если говорить в христианских терминах) [см.3;415;129;242а;242б;242в]; подход с позиций степени реализации благодати или Духа Святого [41;230;573]; и т.д.

На вопрос об обязательности прохождения восьми йоганг, Бхагаван Шри Сатья-Саи-Баба ответил так [144,с.186]: 

 "Все они, как и Хатха-йога и тому подобное, похожи на экзамены. Вы обучаетесь и сдаете экзамены, а затем вы чувствуете себя уверенными и гордыми. Это похоже на учебу в колледже. Есть 8 основных ступеней, и вы трудитесь и достигаете каждой из них. Но они нужны лишь в том случае, если вы посещаете колледж. Для того, кто полностью предал себя Богу и чье средце наполнено любовью к Богу, эти занятия в колледже не нужны. Они не имеют никакого значения и не являются необходимыми... "

 

 

Приложение 5          

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 187; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!