Монолитность мышления бесстрашия создала Ленину ореол слева и справа. Даже в болезни не покинуло его твердое мышление... 12 страница



Без сомнения, Рерихи знали о медитации (хотя и не были посвящены в сложные виды, например, буддийских практик). Но эти небольшие сверкающие зерна Истины буквально потонули в беспредельности туманных намеков и абстрактных лозунгов, где главное перемешано со второстепенным, принципиальные моменты -- с частностями! 

Сергей Ключников справедливо отмечает, что "вокруг отношений Агни-йоги к медитации сформировался достаточно устойчивый миф, основанный на невнимательном изучении рериховского наследия. Его суть состоит в том, что Агни-йога отрицает медитацию, что медитация вредна и бесполезна." [272,с.66;273]. 

 

Другой интересный момент -- провозвестия не индивидуальной, но общечеловеческой значимости. Например, в таких провозвестиях Живой Этики можно увидеть и отдаленное отражение важного аспекта плана Логоса -- одухотворение всей планеты не путем приобретения тоталитарной власти той или иной из существующих конфессий, но через превращение всего населения земного шара в Единую Церковь! Этот тезис впервые был сформулирован не у Ф. Достоевского, как считал Даниил Андреев [см.32], но еще в 1798-1800 гг. Ф. Шлейермахером [611]., а затем продолжается также у Николая Федорова, с его "философией общего дела" [511-512]; Сергея Булгакова [134] и Н.Бердяева [101]...  

Что будет, если дать мировую власть хотя бы одной из нынешних религиозных западных конфессий? -- Жуткие картины все-кальвинистского мира рисует гуманист современности -- Стефан Цвейг [594]; я же все это могу с полной ответственностью отнести и к все-православному миру, или все-кришнаитскому... Введение инквизиции и института цензуры на предмет соответствия взглядов -- будет тогда лишь некоторыми из последствий! 

Поэтому есть основания усомниться в целом ряде рассуждений В. Соловьева, которые представляются слишком умозрительными [см.521-522]!

 

 

Критерии духовного прогресса. Радостная улыбка, бодрое самочувствие, веселое настроение -- это, конечно, хорошо. Но важно задать себе вопрос: действительно ли это критерии духовного развития, а не временные эффекты душевной удовлетворенности? Разница здесь, на самом деле, огромная, и духовный прогресс отличается от чувственной удовлетворенности Материей, как, например, отличается настоящий автомобиль от его модели, даже большой по размерам.

Другая аналогия -- почтовый ящик: понятно, что письмо может дойти по назначению лишь в том случае, если его опустить в настоящий почтовый ящик, все остальные, даже очень похожие, отношения к почте не имеют!

 

Существуют ли объективные, а не субъективные, критерии успешности духовной практики? - Да! Возможны многие иллюзии и самообманы в процессе Садханы, если не опираться на четкие показатели или ориентиры, данные в Священных Писаниях. Нагорная проповедь Христа (Мф 5:3-10; Лк 6:20-26), глава о брахманах Дхаммапады (26: 383-423) [218] Будды - не единственные места Писаний, где описываются признаки духовного человека, даже в пределах соответственно христианства и буддизма. 

Ведические Писания - здесь имеют все же первичное значение, и Бхагавад -Гита оказывается первичным текстом, по сравнению даже с Ветхим Заветом [86;80].

В 16-й главе Бхагавад-Гиты (16:1-3) перечисляются именно те качества, которые должны быть развиты в процессе духовной практики (Садханы): 

"Бесстрашие, очищение своего существования, развитие духовного знания, благотворительность, самообладание, принесение жертв, изучение Вед, аскетизм, простота, неприменение насилия, правдивость, свобода от гнева, самоотречение, спокойствие, нежелание искать несовершенства в других, сострадание ко всем живым существам, свобода от алчности, доброта, скромность, стойкая решимость, энергичность, всепрощение, сила духа, чистота и свобода от зависти и от стремления к славе - все эти трансцендентальные качества... присущи праведным людям, наделенным божественной природой." [468]. 

 

Наоборот, "гордость, высокомерие, тщеславие, гнев, грубость и невежество - эти качества присущи тем, кто обладает демонической природой..." (16:4). Далее Господь Кришна поясняет (16:5-20) : "Трансцендентные качества ведут к Освобождению, тогда как демонические сковывают... В этом мире существует да вида сотворенных существ. Одни называются божественными, а другие - демоническими... послушай о свойствах демонических.

Демоны не знают, что следует делать, и что - не следует. В них нет ни чистоты, ни достойного поведения, ни правды. Они говорят, что мир нереален, что у него нет основания, нет Бога, управляющего им. Они говорят, что мир возник из плотского желания, и что ему нет другой причины, кроме вожделения.** // ** Сноска: Данные слова Бхагавад-Гиты, конечно, подразумевают атеистические воззрения (в индийских философских школах -- это учение чарваков)[см.430-431;598]. Внешняя их созвучность некоторым буддийским тезисам не должна вводить в смущение, т.к. внутреннее содержание буддийской доктрины иное. -- Прим. Ю.К. /// Следуя таким заключениям, демоны, потерявшие себя и не имеющие разума, занимаются ужасной, вредной деятельностью, направленной на разрушение мира. Находя отраду в ненасытном вожделении и поглощенные тщеславием, гордостью и ложным престижем, демоны, пребывающие таким образом в иллюзии, всегда привлекаются нечистой деятельностью, притягиваются преходящим.

Они считают, что удовлетворять чувства - первая необходимость человеческой цивилизации. Таким образом, до конца жизни их тревоги неизмеримы. Опутанные сетью сотен тысяч желаний и поглощенные вожделением и гневом, они добывают деньги неправедными путями во имя удовлетворения чувств.

Демон думает: "Сегодня у меня есть столько денег, а будет еще больше, таковы мои планы. Теперь мне принадлежит столько-то, и мое богатство будет возрастать все больше и больше. Он мой враг, и я убил его. И другие мои враги также будут убиты. Я господин всего окружающего, я - наслаждающийся. Я совершенен, могуществен и счастлив..."    


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 167; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!