Монолитность мышления бесстрашия создала Ленину ореол слева и справа. Даже в болезни не покинуло его твердое мышление... 7 страница
Грех - понятие многомерное, и оно включает в себя сразу несколько смысловых пластов, уровней понимания и точности представлений по данной проблеме.
Грех -- любое действие, которое затрудняет прогресс (духовную) эволюцию --свою и других живых существ. Стоит задать вопрос -- "почему данное действие, как и связанное с ним качество, считается в данной религии греховным?" -- и вы сразу увидите, что на самом деле подразумевается именно эволюция живых существ, а не некие абстрактные принципы, неизвестно для чего расценивающиеся как "грех".
Такое понимание есть не только в эзотерических трактовках христианства [см.напр.74;77]; оно присутствует в учении гаудийа-вайшнавов, т.к. во многих местах Бхагавад-Гиты и Бхагавата-пураны [468-471;480;655] понятие греховности связывается с прохождением Монады через 8 400 000 форм жизни (правда не указывается, что не-человеческие стадии эволюции проходились нами в иных мирах). Понимание греховности как о мешающих возвращению к Господу качествах и действиях человека содержится и в Каббале [633;99;355].
Уже все приведенные выше цитаты недвусмысленно показывают, как учение Живой Этики решает проблемы, связанные со словом "грех".
Если Бога нет, а есть лишь Вечный Принцип, или аморфное "То", следовательно, -- нет и никакого греха! Дерзайте, устремляйтесь ввысь -- и все будет нормально! Но это, конечно, не означает отсутствия делений на "что такое хорошо, и что такое -- плохо". И здесь Агни-Йога дает свои трактовки неправильных действий, на первое место поставив довольно абстрактный принцип, или требование соответствия нуждам эволюции.
|
|
"Борьба против эволюции будет самым отвратительным преступлением... Удивляться нужно, что после миллионов лет существования человечество не хочет понять, что процесс эволюции происходит во всех царствах Природы."(Надземное,300).
Это -- безусловно верная фраза, и тезис этот совпадает со всей Эзотеричской Доктриной [114-116;119;76-77;170;528;91;86;82]. Однако, на практике и этот тезис -- лишь декларация. Ибо из учения Живой Этики следует неоднократно, что эволюцию следует понимать только так, как ее понимает Иерархия, выражающая себя через Е.И. Рерих!
Например, можем убедиться:
"Особый ущерб расширению сознания масс нанес тот, кто противопоставил дух материи. {Это, очевидно, -- злые авторы ортодоксальных Священных Писаний -- Ю.К.}. Конечно, часто можно слышать, что материя есть уплотнение духа. Такое определение легко заслушивается, но грубая очевидность, помимо сущности, крепко стоит на давнишнем подразделении... {т.е. на самом деле "нет ничего кроме движущейся материи"-- см. Энгельс-Ленин! [644-645;319]}
|
|
Каждое условное подразделение наносит вред основе Единства. Осознание силы всеначальной поможет освободиться от ненужных наслоений. Большинство условных названий произошло от самости, желавшей назвать предмет по-своему..." (АУМ,532-533).
В противовес мнениям ортодоксальных религий, Агни-Йога широко провозглашает принципы свободы суждений, нескованности мысли догматами, самые широкие многопрофильные общественные начинания во имя Всеобщего Блага.
Таким образом, и Нагорная проповедь Христа -- тоже условность, а про установления ведических шастр и говорить не приходится!
Теперь настало время привести очередной "перл" верного рериховца -- А. Клизовского. Только, прошу, не падайте!
"...Каждому предоставлено полное право брать из даров Комоса все, что в нем имеется, причем не ставится никаких запретов и ограничений. Поэтому все мировые религии, которые основаны на знании космических законов, не знают никаких запретов, ибо и "да" и "нет" должны исходить из нас самих. "[271, с.211].
Чтобы опровергнуть эти взгляды, приведем здесь несколько цитат из авторитетного православного источника [41,с.61]:
"Люди обычно ищут свободы, чтобы делать "что хочешь". Но это не есть свобода, а власть греха над тобою. Свобода творить блуд, или невоздержанно есть и пьянствовать или злопамятовать... Мы думаем, что истинная свобода в том, чтобы не грешить, чтобы всем сердцем и всею силою любить Бога и ближнего."
|
|
Удивительно, что творцы Живой Этики, столь тонко знающие тайные стороны невидимой жизни земного мира (т.е. оккультисты высшего разряда) не принимают в расчет одной важной истины, четко прослеживаемой "консервативными" православными подвижниками:
"Знай, что все страсти и все падшие духи находятся в ближайшем сродстве и союзе между собою. Это сродство, этот союз - грех. Если ты подчинился одной страсти: то чрез подчинение этой одной страсти ты подчинился и всем прочим страстям. Если ты попустил пленить тебя одному духу злобы, собеседованием с влагаемыми им (в тебя) помыслами и увлечением этими помыслами или мечтаниями: то ты поступил в рабство ко всем духам. По побеждении твоем, они будут передавать тебя друг другу как пленника...** // ** Сноска: Мейбл Коллинз [275] не читала, конечно, работ Игнатия Брянчанинова, но полностью подтверждает это положение в своей работе по древнеегипетскому эзотеризму, причем в образной и многоаспектной форме. - Прим.Ю.К. /// Замечай за собою, и увидишь, что, допустив себе в чем-то победиться произвольно, вслед за тем, в совсем ином... будешь побеждаться невольно; дотоле, доколе тщательным покаянием не восстановишь своей свободы," - пишет епископ Игнатий Брянчанинов [128,с.212].
|
|
Вместо преодоления страстей и животных импульсов низшего-"я", как это предполагает любая подлинная духовная практика (т.е. все мировые религии включительно), Агни-Йога акцентирует свое внимание на борьбе с происками "темных". То есть "брань внутренняя" чаще всего заменяется бранью внешней!
"Весь мир делится на черных и на белых. Одни служат сознательно, другие по свойству природы и третьи представляют студенистую массу, не пригодную ни к чему." (Иерархия,109).
Гуманизмом от этой фразы так и веет! О логических несуразностях я уже не говорю -- о них пойдет речь ниже, в разделе психиатрии (см.2.6). Остановлюсь лишь на центральной этической проблеме, как она понимается Агни-Йогой.
Она подразумевает деление людей на "белых" и "черных", т.е. представителей Добра и Зла, и призывает бороться со вторыми [269-271]. Как пишет В.В. Антонов [56,с.282], "на практике этот принцип, естественно, заменяется делением людей на своих и чужих. Причем, ведь никто не считает себя представителями лагеря "зла". Поэтому, "белое братство" -- это, конечно же, мы. Ну а "черные" -- это те, кто не такие, как мы...
Объективно получается, что как раз те, кто одержим идеей поиска "врагов" и борьбы с ними, и являются представителями лагеря "зла" (если уж говорить в этих терминах)."
Вот такой этический парадокс мы видим в учении Живой Этики!
2.4. Внешняя обрядность и внутренняя Церковность
Православный о.Павел Флоренский писал в начале 20-го века:
"Живой религиозный опыт... Только опираясь на непосредственный опыт можно обозреть и оценить духовные сокровища Церкви... Подвижники церковные живы для живых и мертвы для мертвых. Для потемневшей души лики угодников темнеют, для параличной -- тела их застывают в жуткой неподвижности. Разве не известно, что кликуши и бесноватые боятся их? Но ясные очи по-прежнему видят лики угодников сияющими, "как лицо ангела". Для очищенного сердца они по-старому приветливы, как встарь вопиют и взывают к имеющим уши слышать. Я спрашиваю себя: почему чистая непосредственность народа невольно тянется к этим праведникам? Почему в них находит себе народ и утешение в немой скорби, и радость прощения, и красоту небесного празднества? Не обольщаюсь я. Знаю я, что зажег я себе не более, как лучинку или копеечную свечку желтого воску. Но и это, дрожащее в непривычных руках, пламешко мириадами отбесков заискрилось в сокровищнице св. Церкви. Многими веками, изо дня в день собиралось сюда сокровище, самоцветный камень за камнем, золотая крупинка за крупинкою, червонец за червонцем... Как лучшие жемчужины ссыпались сюда слезы чистых сердец. Небо, как и земля, многими веками делало тут свои вклады. Затаеннейшие чаяния, сокровенные порывы к бого-уподоблению, лазурные, после бури наступающие минуты ангельской чистоты, радости бого-общения и святые муки острого раскаяния, благоухание молитвы и тихая тоска по небу, вечное искание и вечное обретение, бездонно-глубокие прозрения в вечность и детская умиленность души, благоговение и любовь -- любовь без конца... Текли века, это все пребывало и накапливалось.
И каждое мое духовное усилие, каждый вздох, слетающий с кончика губ, устремляет на помощь мне весь запас накопленной благодатной энергии. Невидимые руки носят меня по цветущим лугам духовного мира. Загораясь тьмами тем и леодрами леодров, сверкающих, искрящихся, радужно-играющих взглядов, переливаясь воронами воронов светозарных брызог, сокровища Церкви приводят в благоговейный трепет бедную мою душу. Неисчислимы. несметны, несказуемы богатства церковные..
Ведь, ЦЕРКОВНОСТЬ -- вот имя тому пристанищу, где усмире тревога сердца, где усмиряются притязания рассудка, где великий покой нисходит в разум... Самая эта неопределимость церковности, ее неуловимость для логических терминов, ее несказанность не доказывает ли, что церковность -- это ЖИЗНЬ, особая, новая жизнь, данная человекам, но, подобно всякой жизни, недоступная рассудку? [569,с.3-4].
Да, не трепетала душа Елены Ивановны от православной Божественной литургии; не принимала она и догмата, что Церковь -- мистическое тело Христово [3;106;650;129;510;223; и мн.др.]. Но, конечно, нельзя за это осуждать ни ее, ни кого другого: просто, это в известной мере показатель достигнутого духовного уровня развития! Да и сведение всего христианского учения лишь к пропаганде нравственности, столь широко распространенное в научно-философских кругах (включая, кстати и самого Л.Н. Толстого [546]) -- лишь индикатор, признак большего влияния рассудочного интеллекта на поведение и само миропонимание человека, нежели высших областей его духовного-"Я".
Да, христианская земная церковь, как мне представляется, действительно несет ряд искажений учения Самого Господа Иисуса Христа, и сам автор этих строк не принимает нескольких догматов христианского богословия (прежде всего - тезис об отсутствии перевоплощений души). Но священник о. Павел Флоренский не обольщался на предмет несметных сокровищ российской Церковности, накапливавшихся веками: Д. Андреев в "Розе Мира" [32] ясно подтверждает существование как Небесной России, так и Небесной Церкви христианской**. // ** Сноска: Кстати, другой российский духовидец [267], который не мог знать о "Розе Мира" подтверждает сам эти трансцендентные истины. -- Прим.Ю.К. ///
Но, несмотря на какие-либо искажения и нередкие факты греховности земных служителей, можно четко сказать:
ЦЕРКОВЬ СВЯТА, а люди могут быть разные!
Кстати, столь яростно осуждаемые Живой Этикой христианские таинства и обряды, на самом деле, предназначены не столько для обогащения церковных служащих, как это утверждают невежды, сколько для восстановления человеком благодати Божией, столь часто утрачиваемой им из-за неразумных и греховных повседневных поступков! [345;128-129;181].
Но, может быть, рериховцы ненавидят лишь православную Церковь? -- Ничуть нет! Отрытая ненависть к священникам всех мировых религий проявляется, например, в следующем заявлении:
"Но не нужно думать, что лишь христианство повинно в искажении учения Христа, что другие народы сохранили в чистоте принятые ими религиозные учения... Всякое религиозное учение обращают в свою выгоду и в порабощение народа {совсем по-ленински: "религия -- опиум для народа"!}...
В Индии, которая является классической страной свободы мысли и свободы веры {заметьте: свобода мысли становится важнее свободы веры!}, эта свобода мысли и веры достигается тем, что всякое, самое абсурдное учение признается правомерным, если оно признает кастовые преимущества браминов... Между тем буддизм признается в Индии неправомерным потому, что Будда выступал против каст и против порабощения народа браминами.
...Брамины в невежественных обществах и селениях не останавливаются ни перед чем. Они внедряют в массы самые ужасные суеверия и пользуются ими для запугивания народа и для своего укрепления...
Точно так же высокое учение Будды, основанное на просветленном человеческом разуме, которое призывало к состраданию, к милосердию, к братству всех людей, к деятельной любви, вообще искажено ламами настолько, что разум и деятельная любовь заменены молитвенными мельницами, которыми человек освобождается за плату, конечно, от необходимости молиться, от необходимости кого-либо любить и что-либо делать..." [269,с.196-198].
Столь грубая ложь, конечно, так и порождает соблазн объявить Господа Будду первым борцом за свободу народа, т.е. неким древним "вождем пролетарской революции"! Что следует из всего этого? - верить можно лишь Махатмам и Рерихам, как единственным истинным передатчикам Их посланий!
Неужели столь просветленные оккультисты и теософы не увидели очень существенный факт трансцендентной реальности: если говорить с позиций оккультного описания деятельности священников во всех религиях, именно священнослужители производят как бы "подключение" обычных людей к тому или иному трансмифу мировых религий, и, через эгрегоры соответствующих Церквей, создают как бы "трубопровод" тонких энергий между человеком и Высшей Реальностью! [см.32;82;86].
Рерихи очень часто ссылаются на буддизм. Но оправданы ли их дифирамбы и ссылки на него? Тоже нет! Сводить тибетский буддизм ("ламаизм") лишь к молитвенным колесам, якобы символизирующим продажность тибетских лам, могут лишь очень недалекие люди! Насколько согласуется с учением Будды содержание Живой Этики, претендующей на знание "эзотерического буддизма"? -- Никак!
Апелляции авторов некоторых "писем махатм", Е.И. и Н.К. Рерих и Е.П.Б. на буддизм в большинстве случаев вызваны крайне поверхностными знаниями буддизма, однако -- они действуют безотказно на еще более темного в вопросах буддима массового российского читателя. Что касается "Эзотерического буддизма" А.П. Синнетта [516]-- то это вообще не буддизм, хотя там и имеется много элементов Эзотерики. Центральная идея в буддизме -- идея Спасения, а ее-то как раз практически нет в целом ряде работ рериховского толка.
Впрочем, стоит спросить, откуда Рерихи, Е.П.Б., А.П.Синнетт могли вообще знать буддизм -- даже ортодоксальное учение, презрительно именованное ими "экзотерическим" -- без личного наставничества Учителей буддизма, находившихся в традициях преемственности и чистой передачи духовных знаний?! Сопоставьте труды рериховского профиля с теми же работами настоящего буддизма [194-196;260;600;308-310;538-541;584;545;601-603] (которых тогда, правда, и не было, ибо обнародование буддизма западному человеку началось лишь с середины 20-го века!) -- и вы поймете, что их трактовки буддизма весьма далеки от подлинных.
Прочитайте, например, о буддизме в изложении православного о. Александра Меня [350] -- и вы найдете там в тысячу раз больше буддизма, чем у Рерихов!
В "Трактате о Космическом Огне" и некоторых других работах А.А.Б. [91;86;83] есть раскрытие ряда тайных ранее аспектов буддизма, но там нет и в помине отвержения основных буддийских постулатов!
Как бы отнесся читатель, если бы он увидел книгу "Основы православия", написанную к примеру каким-нибудь австралийцем на том лишь основании, что он несколько лет был лично знаком с православными? Но у Е. Рерих хватило наглости написать "Основы буддизма", не находясь лично ни в одной из буддийских традиций!
Отличия "буддизма" Рерихов от подлинного сводятся к следующим моментам:
1) Основная идея буддизма (как и любой религии) -- идея Спасения. Буддист-практик, добиваясь просветления для себя лично, посвящает в большинстве случаев добытые благие заслуги всем живым существам, культивирует в себе чувство беспредельного Сострадания ко всем, мучающимся в кругу Сансары. Он не только идет к Нирване, но в помогает ее достичь всем, кому только можно помочь! У Рерихов идея Спасения вообще принимает настолько извращенные формы, что с трудом просматривается в многочисленных нагромождениях и тяжеловесных формулировках. Зато фраза, что "религии являлись главной причиной почти двух третей бедствий, которые преследуют человечество" [напр.440,с.276] -- эта фраза рефреном повторяется, в первую очередь, по отношению к идеям христианского Спасения.
2) Все Йоги, включая буддийские медитативные практики, начинаются с установления спокойствия ума, состояния умственной тишины. Но почти во всех книгах Агни-Йоги и в письмах Е.И. Рерих ключевую роль играют призывы к борьбе. Вечная битва с "темными"имеет, однако, раджасическую природу, т.е. все учение Агни-Йоги, в санскритских терминах, находится в раджас- и тамас-гунах. Покой и безмятежность (не бездеятельность, но безмятежность!) Высших Миров ей незнакомы! Поэтому, если Е. Рерих и говорит когда-либо о Нирване, то последняя больше напоминает склочную атмосферу кухни в большой коммунальной квартире!
3) В буддийских практиках постижение занимающимся природы своего ума -- один из основных методов и задач одновременно; но всего этого нет и в помине в "буддизме" Рерихов. Есть некие утверждения общего характера, так и остающиеся ментальными установками; методов исследования природы ума в практике Агни-"йоги" нет, как, впрочем, нет и самой практики!
4) Культивирование традиционно подразумеваемых во всех буддийских учениях качеств -- Сострадания, Милосердия, Любви и т.д. -- и развитие буддовости, как и развитие и постижение шуньятности ** // ** Сноска: Важно отметить, что сам термин "шунья" (или "шуньята") означает совсем не "пустоту", понимаемую как физический вакуум, но различные градации высшего не-материального трансцендентного пространства. Учение буддизма подразумевает объективное существование 18 видов шуньяты [см.308]. -- Прим.Ю.К. /// на практике чаще всего подменяется борьбой с "темными" и некой абстрактной преданностью Иерархии, "иеровдохновением".
5) Конкретные медитативные практики, поэтапно даваемые и усложняемые буддийскими Учителями [см.напр.640-641;540;354;603], которые и обеспечивают духовный рост и "расширение сознания" (в рериховских терминах), подменяются на некие внутренние побуждения "ввысь"; это напоминает ожидание, что шея жирафа вырастет, если он за время своего земного существования будет все время тянуться к верхним веткам деревьев.
6) Полное отрицание значимости любых буддийских обрядов и конкретных мантрических формул, даваемых при посвящении [см.напр.545-545а], противоречит всем направлениям буддизма, кроме дзэн; однако, и в последней разновидности существуют конкретные практики и мощные многочасовые медитации [531;680;557;1-2;669], чего и в помине нет в рериховском "эзотерическом буддизме".
Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 174; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!