Приложение 6. Не заслужившие упоминания в истории события, связанные с происхождением тайцзицюань семьи Ян



 

(авторы: Чжао Бинь, Чжао Юбинь, Лу Диминь)

Отрывок из книги «Тайцзицюань семьи Ян — истинная передача»

 

Откуда и когда пошло тайцзицюань? Каков был ход событий? Занимающимся этим стилем нужно это знать. Потому-то полно устных историй, громоздящих ошибку на ошибке. Ныне можно провести систематическое исследование на основе материалов, передававшихся в семье Ян и ряда других. Очень удачно, что детальными познаниями относительно части, относящейся к семье Ян, обладают учитель Чжао Бинь и муж его младшей сестры Фу Чжунвэнь. Сегодняшнее исследование позволит избавить последующие поколения от нагромождений фальши.

 

ТАЙЦЗИЦЮАНЬ ДО ДИНАСТИИ СУН

 

Китайское ушу имеет долгую историю. Это же верно и про тайцзицюань. Однако из-за того, что стили передавались в тайне, обучение велось от сердца к сердцу, информация передавалась из уст в уста, то трудно обнаружить упоминания о них в документах. Изучение документов позволяет установить, что до династии Сун были следующие истории о создании стилей или направлений тайцзи:

Рассказ о стиле, созданном Лао-цзы

В рифмованных правилах сказано: «Великий предел — это изначальное, исток Неба и Земли. Лао-цзюнь создал учение, Фу-цзы получил истинную передачу. Нефритовый Император — верховный владыка — сидит на циновке для сидения. Истинные воины императора располагаются по обеим сторонам. Три мира внутри и снаружи — сотни миллионов духов и святых. Традиция и кулачное искусство — обучаясь станешь как духи и святые». Здесь «Лао-цзюнь» — это Лао-цзы, живший в V веке до нашей эры, в эпоху «Вёсен и Осеней». «Фу-цзы» — это Фу Си, прозванный «Господин — Зачинатель Текстов», основной последователь Лао-цзы.

Тайцзицюань рода Чэн

Зачинатель-Хань Гунъюэ, живший при династии Лян (502–557) в эпоху Южных и Северных династий. От него передачу получил Чэн Линей, начальник округа Шэчжоу, обучал этому солдат. Пять веков спустя передачу получил Чэн Би. Би был искусен в законах Перемен, и изменил название на «малые девять небес», было там пятнадцать форм. Имеются тексты «Пять хроник использования наработки», «Рифмованые правила о собирании четырех характеров к истоку».

 

Наработка Великого предела рода Сун

Создана Сюй Сюаньпином, жившим при династии Тан. Сюй также был родом из Шэчжоу, бежал на гору Яншань. Рост имел семь чи шесть цуней, усы свисали до пупка, волосы были длиною до пят, двигался как несущийся конь. «Каждый день приносил в город хворост на продажу, продав хворост, покупал вина и вечером возвращался. Где был его дом — никто не знал». Ли Бо1 искал его — и не встретил, лишь в стихах описал. Сюй передал «тайцзи 37 форм», ранее называвшийся «семерка трех поколений»2 и «длинный кулак». Преемником традиции в 14-м поколении был живший при династии Мин Сун Юаньцяо. Из письменных документов имеется дошедшая до наших дней книга «О ветвях и происхождении наработки Великого предела, передававшейся в семье Сун». Также имеются «Восьмииероглифные рифмованые правила» и «Пять глав необходимых речений». В начале периода Китайской республики3 хранителем этой традиции был Сун Шумин.

Наработка Великого предела рода Юй

Создана Л и Даоцзы, жившим при династии Тан. Ли был из Аньцина, жил в храме Наньянгун в горах Удан. Не потреблял приготовленной на огне пищи, ел лишь отруби, люди называли его «Отрубевый Ли». Передававшееся от него тайцзи называли «кулак прежденебесного» и «длинный кулак». Род Юй воспринял его науку. При династии Сун были Юй Цинхуй и Юй Ичэн, при династии Мин — Юй Ляньчжоу и Юй Дайян. Передается речение «Истинный смысл тайцзицюань».

Методы посленебесного

Название парно к «кулак прежденебесного». Семнадцать форм, довольно много методов действий локтями. Говорят, что их создал Ху Цзинцзы и передал Сун Чжуншу. Сун был из Аньчжоу. Надпись на столбе гласит: «Небо далеко, земля стара — чувствуешь свободу; у тебя нет сердца — я отдыхаю. Человек не рассчитывает бродить по Небесной реке; осенний ветер дует в флейту трактира». Передавались до династии Мин, когда жил Инь Лихэн.

Все приведенные выше истории невозможно проверить. В книге

 

1 Знаменитый поэт времён династии Тан — прим. перев.

2И «тридцать семь», и «семёрка трёх поколений» по-китайски произносятся довольно похоже — прим. перев.

3 Т. е. в 1910 — 20 гг. — прим. перев.

 

«О ветвях и происхождении наработки Великого предела, передававшейся в семье Сун» говорится: такие представители Наработки Великого предела родов Сун и Юй, а также Методов посленебесного, как Сун Юаньцяо, Юй Ляньчжоу, Юй Дайян, Инь Лихэн, Мо Гушэн (неизвестно, к какому направлению он принадлежал) часто контактировали с такими последователями Чжан Саньфэна, как Чжан Сунси и Чжан Цуйшань. Эти семеро более месяца получали наставление у Чжан Саньфэна в горах Удан. Хотя эти истории и требуют проверки, но можно видеть разные истоки тайцзи, которые подобно мелким горным ручьям постепенно сливаются в единый поток. Зародившееся в древние времена в Китае тайцзицюань, естественно, было еще несовершенным. От зарождения до расцвета прошло много времени, это являлось делом не одного поколения.

 

ЧЖАН САНЬФЭН И ТАЙЦЗИЦЮАНЬ

 

До расцвета тайцзицюань в недавнее время все истории утверждали, что тайцзицюань было создано Чжан Саньфэном с гор Удан.

Говорят, что иероглифы «Саньфэн» происходят из символов восьми триграмм. Триграмма «цянь» изображается тремя сплошными горизонтальными линиями, как и иероглиф «сань» (Н), соответствует ян,  небу, солнцу, жесткому. Триграмма «кунь» изображается тремя разрывными горизонтальными линиями, словно иероглиф «фэн», соответствует инь,  земле, луне, мягкому. Таким образом, имя «Саньфэн» сочетает воедино небо и землю, солнце и луну, инь  и ян,  жесткое и мягкое. Другая версия утверждает, что первоучитель жил в храме Цзиньтайгуань, что в Баоцзи, там было выделявшихся собою три горных пика — отсюда и прозвище «Саньфэн»4;  еще есть версия, что он скрывался от мира в зале Чжэньцзюньдянь, что на горе Цзюгуншань, который находился перед трехглавой вершиной, и причиной для прозвища «Саньфэн» были именно эти три пика. Поэтому часто имя «Саньфэн» пишется через другой иероглиф «фэн», означающий, «горный пик» (Щ),  но на самом деле речь идет об одном и том же человеке.

О том, в какое время жил первоучитель, истории также расходятся во мнениях. Хуан Цзунси — выдающийся историк времен династии Мин (прозванный Личжоу, 1601–1695) в «Надписи на могиле Ван Чжэннаня» написал: «Шаолинь прославился в Поднебесной кулачными храбрецами, но в основном в этом искусстве бьют людей, это там считается высшим. В так называемой внутренней семье покоем покоряют движение,

 

4 «Три горных пика» — прим. перев.

 

нарушат — воспользуешься и набросишься, этим отличается от шаолиня, который именуют внешней семьей, впервые это направление проявил живший при династии Сун Чжан Саньфэн. Саньфэн был киноварным человеком с гор Удан, император Хуй-цзун зазывал его. Однажды в пути во сне божество передало ему кулачное искусство, очнувшись, он одним гвоздем убил свыше ста бандитов…» Ван Чжэннань — первый знаменитый учитель «кулака внутренней семьи». Сын Хуан Цзунси — Хуан Байцзя — учился у Чжэннаня и написал работу «Кулачные методы внутренней семьи». Согласно этому документу, Чжан Саньфэн жил при династии Северная Сун в годы правления императора Хуй-цзуна. История об обучении во сне — суеверие. Так как Хуан Цзунси был серьезным историком, ко всему подходил очень тщательно, то, учитывая, что в феодальные времена официальная история вообще не уделяла внимания боевым искусствам, нельзя не сказать, что его работа является важнейшим документом по истории ушу. Некоторые люди на основании рассказа о передачи искусства божеством во сне отрицают право работы Хуана называться документом и не признают Чжан Саньфэна за создателя стиля. Но сравним с историей о том, как Хун Сюцюань — основатель государства тайпинов — тяжело заболел, и когда он свыше сорока дней пролежал в горячке, то узрел Небесный трон, получил Небесное повеление, после чего стал распространять Божий завет: должны ли мы отрицать само существование государства тайпинов?

Согласно «Истории династии Мин» и многочисленным авторам, человек по имени Саньфэн жил в период с конца династии Сун до начала династии Мин. Более конкретно, пишется, что он родился в округе Ичжоу, что в Ляояне, в день начальной девятки четвертого месяца года дин-вэй  правления основателя монгольской династии Юань (7-й год правления под девизом «Чунью» династии Южная Сун, 1247 год по современному летоисчислению). Звали его Тун, прозвище имел Цзюньши, также его называли Цюаньи. В пятилетнем возрасте заболел и пошел к удивительным людям совершенствоваться в Дао, в двенадцатилетнем возрасте стал изучать конфуцианство. Стал распорядителем жертвоприношений на горе Чжуншань. В свободное от службы время посещал гору Гэхуншань, и придя к выводу, что «во дворце запустение — не могу ли я стать как малек в реке?» оставил службу и отправился странствовать, побывал местах, где когда-то были царства Янь и Чжао, достиг Цзи и Лу, пришел в Хань и Вэй и в итоге поселился в Баоцзи. В 67-летнем возрасте окончательно обосновался на горе Наньшань, повстречал святого человека Холуна, получил передачу Великого Пути.

Потом отправился в горы Удан, девять лет совершенствовал дух, достиг Великого Достижения. Странствовал меж облаками Сян и дождями Ба, то скрываясь, то вновь проявляясь. Так как был неряшлив, то люди называли его «Неряшливый даос». При династии Мин на 17-ом году правления под девизом «Хунъу» император Тай-цзу5 зазывал его, но он отказался и не пришел. На 5-м году правления под девизом «Юнлэ» император Чэн-цзу6 отправил на его поиски Ху Ина, поиски продлились несколько лет, но также окончились неудачей.

Таким образом, получается, что было два Чжан Саньфэна: один жил при династии Северная Сун, и один — в начале династии Мин. Некоторые утверждают, что тот Чжан Саньфэн, который жил в начале династии Мин — это на самом деле фальшивый образ, заимствованный при династии Мин в годы правления под девизом «Юнлэ»7 в политических целях. При династии Мин на 4-м году правления под девизом «Цзяньвэнь» (1403) бойцы армии «красных повязок» под командованием властителя уезда Янь8 в ходе «борьбы за преодоление трудностей»9 взяли Нанкин, правивший император исчез. Властитель уезда Янь провозгласил себя новым императором, началось правления под девизом «Юнлэ». Опасаясь, что прежний император сбежал и сможет поднять восстание, новый император отправил специальных людей на его поиски за моря и внутрь страны. В документах сказано, что Ху Ин воспользовался именем Чжан Саньфэна в качестве прикрытия, а на самом деле искал сбежавшего императора. Так как имя Чжан Саньфэна было широко известно, то это было хорошим прикрытием, но так как император полагал, что такого человека на самом деле не существует, то можно было не опасаться преждевременного прекращения поисков. Историки же ради заполнения картины «передвинули» Чжан Саньфэна с династии Сун на династии Юань и Мин.

Хотя в вышеизложенной «императорской» истории есть некоторые накладки, она ни в коем случае не является ложной. В документах говорится, что Чжан Саньфэн повстречал святого человека Холуна, получил передачу Великого Пути. «Святой человек Холун» — это Цзя Дэшэн, ученик знаменитого даосского учителя Чэнь Чжуаня, который осел на горе

 

5 Чжу Юаньчжан, основатель династии Мин, царствовал с 1368 по 1398 годы, посмертное храмовое имя — Тай-цзу — прим. перев.

6Чжу Ди, четвёртый сын Чжу Юаньчжана — прим. перев.

71403–1424 гг . — прим. перев.

8 То есть Чжу Ди, которому отцом был дарован уезд Янь со столицей в нынешнем Пекине — прим. перев.

9 Так Чжу Д и официально именовал своё восстание против центральной власти  — прим. перев.

 

Хуашань в начальный год династии Северная Сун. В лучший мир Чэнь Чжуань ушел в 989 году (2-й год правления под девизом «Дуаньгун» сунского императора Тай-цзуна). Если поверить истории годов правления под девизом «Юнлэ», согласно которой Чжан Саньфэн родился в 1274 году и в 67-летнем возрасте (1314) на юге повстречал Холуна, то к тому времени Чэнь Чжуань уже 325 лет как скончался. Здесь — явная дыра в истории годов правления под девизом «Юнлэ». Саньфэн, очевидно, был учеником учеников последователей Чэнь Чжуаня, лишь тогда тот мог бы быть жителем времен династии Северная Сун.

Чэнь Чжуань, по прозвищу Тунань, сунским императором Тай-цзу-ном был одарен именем «господин Сыйи». Первоначально жил в горах Удан, позднее переселился на гору Хуашань. Является автором «Схемы беспредельного», высеченной на скальном утесе горы Хуашань. Говорят, что в смутное время Пяти Династий он увидал одну женщину (мать Чжао Куанъиня10), которая, неся на коромысле двух детей, спасалась бегством, и изрек: «Не говорите, что сегодня нет Сына Неба — Сын Неба висит на коромысле». Позднее на горе Хуашань он играл с Чжао Куанъинем в шахматы и Чжао Куанъинь проиграл Чэнь Чжуаню. Сунский Тай-цзун официально пригласил его в наставники, но Чжуань изрек: «Алчные помыслы останавливаются белыми облаками, глубоко уважаю императорские эдикты но обучаю Киноварному не ради фениксовых титулов». Хуашаньский храм Юйцюаньгуань еще называют кумирней Сыйицы. Говорят, что она была построена святым человеком Холуном в честь своего учителя. Чжан Саньфэну после учебы у столь великого учителя было нетрудно стать зачинателем волшебного даосского боевого искусства.

Помимо всех этих преданий, рассказывают еще о Чжан Саньфэне, жившем при династии Южная Сун на горе Цзюгуншань в уезде Туншань провинции Хубэй. Святой человек Чжиюнь имел фамилию Чжан и имя Даоцин, прозвание — Дэйи. Родился в год бин-чэнь  правления под девизом «Шаосин» (1136), скончался в год дин-мао  правления под девизом «Кайси» (1207). Достиг высших достижений как в киноварной наработке, так и в ушу. Это и есть третий Чжан Саньфэн. Однако, согласно ходящим в тех местах упорным слухам, цзюгуншаньский Чжан Саньфэн и уданский Чжан Саньфэн — это один и тот же человек.

Обобщая вышесказанное, можно считать, что Чжан Саньфэн скорее всего жил при династии Северная Сун. Создатель тайцзицюань Чжан Саньфэн и знаменитый даос Чжан Саньфэн — это один и тот же человек.

 

10 Основателя династии Сун, сунского Тай-цзуна  — прим. перев.

 

Некоторые считают, что Чжан Саньфэн создал «нэйцзяцюань», а не «тайцзицюань». Однако в документах Хуан Цзунси и его сын Хуан Байцзя разъясняют, что термин «нэйцзя» используется как антоним к термину «вайцзя». Это большое направление, еще говорят «уданцюань», «уданпай». Конкретные же называния стилей, приемов, направлений менялись в довольно широких пределах. Создатель «Секретного исследования Удана» даос Цяньсюань (Янь Цзякан) записал, что Чжан Саньфэн в разное время создал уцзицюань из 12 форм, тайхэцюань из 8 форм, и тайцзицюань из 16 форм. Позднее три вида кулачного искусства были сплавлены в один, обычно называемый тайцзицюань из 36 форм. Этот стиль в даосских кругах постепенно разросся до 108 форм, называемых «тайцзицюань Саньфэна» или «уданское тайцзицюань». Также существует уданское тайцзицюань из 108 форм и 8 дорожек, передающееся отуданского даоса Сюй Бэньшаня. В рифмованых правилах этого направления сказано: «Уданский кулак имеет исток, уданские даосы передавали изначально: Чжан Сунси, Хуан Вайцзя,  уданский даос Сюй Бэньшань», «Уданское направление  передается среди кровных родственников, первым делом проталкивали уданский нэйцзяцюань», «тайцзицюань, форм 13», «13 общих форм — Великий Предел в полной сохранности». Можно видеть, что упоминаемый у Хуан Байцзя «нэйцзяцюань» при последующем ветвлении в горах Удан стал называться «тайцзицюань», «нэйцзяцюань» или «13 форм». Согласно хроникам тайцзицюань семьи Ли, создатель тайцзи семьи Ли Ли Жуйдун преемствовал передававшееся по линии Ян Лучань Ван Ланьтин «передаваемое среди кровных родственников в Удане тайцзицюань направления самосовершенствования», а по линии Гань Фэнчи Гань Даньжань — «уданскую кровнородственную наработку Великого Предела золотой жабы». Ну а Гань Фэнчи получил передачу от Чжан Сунси и Хуан Байцзя. «Нэйцзяцюань» Чжана и Хуана у Гань Фэнчи стал называться «тайцзигун» — видим, что «нэйцзяцюань» и «тайцзицюань» словно идут по одной колее. Поэтому утверждать, что Чжан Саньфэн создал «нэйцзяцюань», а не «тайцзицюань» — глупо.

Проводимые в последние годы исследования по истории ушу позволили обнаружить немало материалов, дающих еще больше свидетельств в пользу версии о создании тайцзицюань Чжан Са-ньфэном. Что же касается упомянутых выше стилей тайцзицюань семей Чэн, Сун и Юй, то их истоки лежат еще дальше. Господин У Тунань считает, что Чжан Саньфэн является не первым человеком, проявившим тайцзицюань, а человеком, собравшим его достижения и приведшим к возрождению. Также следует указать, что исходные положения тайцзицюань происходят из даосских теорий. А они, в свою очередь, выкристаллизовались из исконно китайской традиционной философии и долговременной практики народного труда. Невозможно преуменьшить взаимосвязь тайцзицюань с даосизмом, особенно сравнивая с историей о создании шаолиньцюань первоучителем Дамо. У первых наличествуют очевидные взаимосвязи, шаолиньцюань — тоже создание китайского народа, с первоучителем Дамо нет никакой связи. Невозможно сказать, что появилось раньше, а что — позже.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 264; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!