Примечания на полях» и «Семейные хроники» явно написаны в разное время



На 16-й странице «Семейных хроник» сказано «до этого места — вступление к хроникам 19-го года правления под девизом «Цяньлун», что указывает на время создания самого первого варианта «Семейных хроник». Фраза «далее приписано на 2-м году правления под девизом «Даогуан» поясняет, что на 2-м году правления под девизом «Даогуан» была составлена вторая версия хроник. Надпись на обложке о 20-м годе правления под девизом «Тунчжи» указывает, что в 20-м году правления под девизом «Тунчжи» было произведено ещё одно добавление к тексту, всё содержащееся в семейных хрониках относительно периода после 20-го года правления под девизом «Тунчжи» и до Чэнь Синя является, очевидно, третьей добавкой к тексту, сделанной во времена Чэнь Синя. Данная периодизация ни в коем случае не может быть применена к имеющимся в тексте семейных хроник «примечаниям на полях». Раз уж Чэнь Вантин был «создателем искусства рода Чэнь боя без оружия, с мечом и с копьём», и это рассматривалось родом Чэнь как очень важная вещь, то почему же об этом написано не в основном тексте, а в «примечании», да ещё и «на полях»? Ясно, что «примечание на полях» — это не исходный текст, а добавка, сделанная позже другими людьми. Очень многие авторы «суждений» и «разъяснений» жили через много лет, а то и через несколько династий после создания исходного текста, это вполне обычное дело. Нужно понимать, что «примечания на полях» от представителя 9-го поколения Чэнь Вантина и до жившего в начале XX века представителя 16 поколения Чэнь Синя делали три разных человека. Ведь не мог же человек, живший в 19-м году правления под девизом «Цяньлун», написать примечание на полях о человеке, жившем в XX веке? Поэтому суждение Тан Хао, назвавшего 19-й год правления под девизом «Цяньлун» «наиболее достоверным», не может быть принято в самой своей основе, автор «примечаний на полях» к «Семейным хроникам рода Чэнь» явно жил не ранее жившего в XX веке Чэнь Синя.

 

2) «Примечания на полях» явно созданы Чэнь Сэнем

Кто же, в конце-концов, является автором «примечаний на полях» к «Семейным хроникам рода Чэнь»? А тут и гадать нечего, в конце текста «Семейных хроник» ясно написано: «Мои предки были самыми выдающимися и в гражданском и в военном. Суждение Сэня». Автором этого является вручивший Тан Хао «Семейные хроники» Чэнь Сэнь — какие могут быть сомнения?

Некоторые люди могут сказать что иероглифы «Суждение Сэня» вовсе не означают, что «примечания на полях» тоже созданы Чэнь Сэнем, Чэнь Сэнь мог написать лишь финальную часть «примечаний на полях» или вообще приписать лишь последнюю фразу. Ответ: человеку, писавшему «Семейные хроники», не было нужды говорить о кулачном искусстве рода Чэнь в «примечаниях на полях», он мог спокойно вставить эти иероглифы в основной текст — это первое; автор написанного в 19-й год правления под девизом «Цяньлун» «Вступления к хроникам» не мог быть автором примечания на полях о Чэнь Вантине, авторы «дальнейших приписок» от 2-го года правления под девизом «Даогуан» и 20-го года правления под девизом «Тунчжи» также не могли быть авторами примечания на полях о Чэнь Вантине, так как и после 2-го года правления под девизом «Даогуан», и после 20-го года правления под девизом «Тунчжи» все записи о кулачном искусстве тоже идут лишь в примечаниях на полях, поэтому примечания на полях явно написаны нашим современником — это во-вторых; и самое последнее, но в то же время самое важное — из текста «примечаний на полях» ясно видно, что «примечания на полях» прославляютлюдей, принадлежащих именно к линии Чэнь Сэня, не являющихся прямыми родственниками Чэнь Сэня там нет. Это будет рассмотрено далее.

 

3) «Примечания на полях» не могут служить основой для утверждений о том, что тайцзицюань создано Чэнь Вантином

Вернёмся на шаг назад и покажем, что если даже считать «примечания на полях» истинными, то всё равно они не могут служить основой для утверждений о том, что тайцзицюань создано Чэнь Вантином, ибо в тексте «Семейных хроник» и примечаний на полях нигде неттрёхиероглифного сочетания «тайцзицюань». Чэнь Вантин создал лишь «искусство рода Чэнь боя без оружия, с мечом и с копьём», в тексте «Семейных хроник рода Чэнь» о Чэнь Вантине сказано, что «в свободное время создавал кулачное искусство» также без использования иероглифов «тайцзицюань». Что же такое «искусство рода Чэнь боя без оружия, с мечом и с копьём»? Из передаваемых внутри семьи Чэнь трактатов «Книга зала Лянъи» и «Книга зала Вэньсю» чётко видно, что изначальный облик кулачного искусства рода Чэнь формировали пять комплексов «паочуй», затем первый комплекс был изменён в «тайцзицюань» или «тринадцать форм». В настоящее время второй комплекс тайцзицюань семьи Чэнь по-прежнему называется «паочуй», а четвёртый и пятый комплексы «паочуй» утеряны.

Чэньсэневские примечания на полях весьма осторожны, там хоть и имеется преувеличенное внимание, но туда не вписаны иероглифы «тайцзицюань», также не написано о том, что род Чэнь является первооткрывателем тайцзицюань. Тан Хао же пошёл кружным путём, на основании того, что Чэнь Чансин занимался тайцзицюань, заключив, что «примечания на полях» говорят именно о тайцзицюань, и заявил, что Чэнь Вантин создал именно тайцзицюань, а ясное описание в Чэневской «Книге зала Вэньсю» комплексов «паочуй» с первого по пятый выдал за то, что в созданных Чэнь Вантином «тринадцати формах» или «тайцзицюань» было пять комплексов (в «Книге зала Вэньсю» вообще нет иероглифов тайцзицюань, в «Книге зала Лянъи» есть лишь головной комплекс и название «Тринадцать форм, или Тайцзицюань»). Вряд ли допустимо столь халатное отношение к исследованиям.

 

4) Преувеличенное внимание к собственной ветви в чэньсэневских «примечаниях на полях»

Кем был Чэнь Сэнь? Сын Чэнь Цзишэна, кузен Чэнь Синя. Чэнь Синь был стар и не имел потомков, в качестве наследника выбрал старшего сына Чэнь Сэня — Чуньюаня, потому именно Чуньюань и сохранил принадлежащую кисти Чэнь Синя рукопись «Иллюстрированного разъяснения тайцзицюань семьи Чэнь».

Семейные хроники рода Чэнь начинаются с основателя Чэнь Бу и завершаются представителем 16 поколения Чэнь Синем. В них имеется 26 примечаний на полях, касающихся 24 человек, от представителя 9 поколения Чэнь Вантина до представляющих 16 поколение Чэнь Синя с братьями. Если расположить «Примечания на полях» по ветвям родословного древа начиная с 9 поколения, то получим следующие пять больших ветвей (сами примечания на полях приведены в скобках):

В 9-м поколении Вантин  (создатель искусства рода Чэнь боя без оружия, с мечом и с копьём) — в 11-м поколении внук Гуанъинь  (мастер кулачного искусства, может преподавать) — в 12-м поколении племянник Гуанъиня Цзяди  (мастер кулачного искусства, может преподавать).

В 9-м поколении Воду —  в 13-м поколении праправнуки Бинжэнь  и Бинван  (мастера кулачного искусства, могут преподавать) — в 14-м поколении сын Бинвана Чансин  (кулачный учитель) — в 15-м поколении сын Чансина Гэнъюнь  (мастер кулачного искусства).

В 9-м поколении Воцзян —  в 12-м поколении правнук Цзися  (мастер кулачного искусства, может преподавать).

В 9-м поколении Шэнчунь —  в 11-м поколении внук Чжэнжу  (лучший  кулачный учитель) — в 12-м поколении сын Чжэнжу Цзе  (лучший  кулачный боец) — в 13-м поколении сын Цзе Гунжао  (лучший  кулачный учитель; мастер кулачного искусства, может преподавать, большая семья) — в 14-м поколении сыновья Гунжао Юхэн  (мастер кулачного искусства, большая семья),  Юбэнь  (лучший  мастер кулачного искусства, обучил много племянников), племянник Гунжао Сунь  (мастер кулачного искусства, может преподавать) — в 15-м поколении сыновья Юхэна Бошэн, Чжуншэн  и Цзишэн  (у этих троих лучшее  кулачное искусство; волшебные руки; мастер кулачного искусства волшебной непостижимости) — в 16-м поколении сыновья Чжуншэна Мао  (лучший  учитель кулачного искусства), Гуй  (прирождённый военный), Синь  (постиг и гражданское и военное). (Замечание: Чэнь Мао был старшим сыном, наследовал Чжуншэну как сын).

В 9-м поколении Чжиго — в 12-м поколении правнук Цзинбо  (мастер кулачного искусства, может преподавать) — в 13-м поколении племянник Цзинбо Дасин  (боец, может учить, не семья) — в 14-м поколении внучатый племянник Цзинбо Пэн  (мастер кулачного искусства, может преподавать).

Как можно видеть, «Примечания на полях» в «Семейных хрониках рода Чэнь» вовсе не являются отражением реального мастерства в кулачном искусстве рода Чэнь, а лишь прославляют предков Чэнь Сэня. Ярлыки «лучший», «высочайший», «большая семья», «волшебная непостижимость», «волшебные руки» навешаны на прямых предков Чэнь Сэня, в боковых же ветвях — куда входят такие прославленные личности, как Бинван с братом, и даже прославленные отец и сын Чэнь Чансин и Чэнь Гэнъюнь — все отмечены лишь обычными словами «кулачный учитель», «мастер кулачного искусства», ну а принадлежащие к одному с Чэнь Синем поколению Яньси (сын Гэнъюня, отец Чэнь Факэ) и Яньнянь вообще не рассматриваются в хрониках. Разве можно при столь предвзятом подходе вообще проследить историю передачи кулачного искусства рода Чэнь? И кто мог быть автором «примечаний на полях» к «Семейным хроникам рода Чэнь» кроме Чэнь Сэня?

Итак, как уже было рассмотрено ранее, Семейные хроники рода Чэнь скорее всего были составлены в 19-м году правления под девизом «Цяньлун», а на 2-м году правления под девизом «Даогуан», 12-м году правления под девизом «Тунчжи» и в начале XX века к ним были произведены добавления. Человеком, сделавшим третье добавление, был, скорее всего, сам Чэнь Синь, однако он продолжил традицию не записывать в семейные хроники ничего касающегося боевых искусств. Лишь полвека спустя после того, как Ян Лучань отправился в столицу для преподавания боевого искусства, Чэнь Сэнь добавил в семейные хроники комментарии, посвящённые кулачному искусству, которые, естественно, могли быть лишь «на полях». Так как в то время в Чэньцзягоу не было легенды о создании тайцзицюань Чэнь Вантином, то Чэнь Синь в «Иллюстрированном разъяснении тайцзицюань рода Чэнь» лишь пишет, что в роду Чэнь тайцзицюань передавалось из поколения в поколение, но не утверждает, что тайцзицюань было создано родом Чэнь, потому Чэнь Сэнь в «примечаниях на полях» к семейным хроникам не помещает иероглифов «тайцзицюань» и тем более — утверждений о создании тайцзицюань.

В ситуации, когда человек из семьи Чэнь стремился прославить своих предков, но при этом соблюдает осторожность, Тан Хао из чэньсэневских «примечаний на полях» вывел теорию о «наиболее заслуживающем доверия» документе 19-го года правления под девизом «Цяньлун», и на этой основе даровал Чэньцзягоу звание «места создания тайцзицюань», а также легко сотворил легенды о якобы существующих различных касающихся тайцзицюань текстов. Может ли подобное «исследование» для распространяющегося в Китае уже несколько столетий тайцзицюань служить сегодня «драгоценным материалом» и «бесценным источником»?


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 213; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!