ЯН ЛУЧАНЬ ТРИЖДЫ ПОСЕЩАЕТ ЧЭНЬЦЗЯГОУ



Как всем известно, создатель янского тайцзицюань Ян Лучань изучил тайцзицюань у Чэнь Чансина из Чэньцзягоу, однако насчёт самого процесса обучения имеется очень много различных версий.

Первым делом укажем на то, что Тан Хао и Гу Люсинь ради этого исследовали серию неполных текстов. Они говорят, что семье Ян Лучаня не на что было жить, и в десятилетнем возрасте он был продан в Чэньцзягоу в качестве слуги до 30-летнего возраста, там он приглянулся Чансину, который и обучил его. Но позвольте, от Юнняни до Чэньцзягоу порядка пятисот ли,  если семье не на что было жить — мог ли кто-то из них наняться туда слугой? В работе Ли Ию «Небольшое введение в тайцзицюань» ясно написано: «С южной заставы нашей области некий Ян учению отдался сосредоточенно и целеустремлённо,  за десять слишком лет  полностью постиг суть мастерства». Если словам Ли Ию, жившего в одно время с Ян Луча-нем, можно доверять, то можно ли так же доверять словам Тана и Гу, живших сто лет спустя? Господин Гу ещё полагал: «В тексте Ли слова «учению отдался» скрывают тот факт, что Ян был низкого происхождения, потому потомки придумали историю о том, как Ян Лучань трижды посещал Чэньцзягоу, всего потратил 16 лет на полное изучение боевого искусства, а бродячие учителя впоследствии долго дурачили учеников этой историей». Но в тексте Ли сказано «десять с лишком лет», потомки говорят про 16 лет — так кто же «придумывает истории»? Если Ян действительно был продан в качестве слуги до 30-летнего возраста, то слова про «десять с лишком лет» из текста Ли, как раз и покрывают 30 лет — как тут одурачить тогдашних жителей? К тому же господин Ли писал введение в собственное направление тайцзицюань, а вовсе не восхвалял господина Яна. Если речь идёт о том, что господин Ян с трудом попал в ученики — к чему было скрывать, что он низкого происхождения?

Гу Люсинь ещё пишет: «Когда в 1930 году Чэнфу — внук Лучаня — стал начальником учебной части в Институте гошу провинции Чжэцзян, Центральный институт гошу обратился к нему с письмом, с просьбой об описании жизни деда, в ответном письме он написал: «Господин Лучань с детства у господина Чэнь Чансина изучал боевое искусство, тогда ему было примерно десять лет, следовал учителю свыше тридцати лет».». Вот странно! Когда Ян Лучань был жив — посторонний человек Ли Ию скрывал его низкое происхождение и изменил историю, а пятьдесят-шестьдесят лет спустя внук Ян Лучаня не скрывает его низкого происхождения, и пишет, что тот 30 лет пробыл слугой. Однако Ян Чэнфу в 1933 году в предисловии к «Полной книге по форме и применению тайцзицюань» ясно написал, что его дед «тайком учился у учителя Чэнь Чансина», «скрепя сердце выносил всё свыше десяти лет». Как мог учитель Ян в течение трёх лет выдать две разные версии? В 1930 году учитель Чжао Бинь некоторое время в Ханчжоу общался с Ян Чэнфу, к тому времени история о том, что Лучань трижды посещал Чэньцзягоу, уже была частью семейной традиции — откуда же взялось «свыше тридцати лет» в ответном письме? Когда Ян Лучань был жив — Ли Ию написал «десять с лишком лет», внук Лучаня пишет про «свыше десяти лет», а Тан и Гу в «Исследовании» — про «свыше тридцати лет». Имеющий мозги пусть рассудит сам.

Кроме того, Тан и Гу пишут, что «хозяином» Ян Лучаня был ожидающий назначения член Академии Ханьлинь18 Чэнь Дэху: «Когда Ян Лучаню было уже за 40, хозяин Чэнь Дэху скончался, его жена из рода Чжэн с Лучанем была одного возраста, она затворилась в женских покоях и, чтобы избежать кривотолков, сожгла его долговое обязательство и отправила домой». Также говорится о том, что когда господин Ян вернулся на родину, то по-прежнему жил в открытой Чэнь Дэху в Юнняни аптеке «Тайхэтан», где и преподавал

 

18 Со времён династии Мин, человек, получивший на государственных экзаменах степень цзиньши, направлялся на службу в Академию Ханьлинь, откуда он мог быть назначен на высшую государственную должность — прим. перев.

 

кулачное искусство. Если так посмотреть, то Ян Лучаню было уже за 40, и он являлся холостым рабом без собственного дома. Однако как объяснить то, что три его сына были рождены до того, как Лучаню исполнилось 40? В состоящей из сотен тысяч иероглифов книге Чэнь Синя «Иллюстрированное разъяснение тайцзицюань семьи Чэнь» Ян Фукуй (т. е. Лучань) чётко упоминается один раз, когда говорится, что Чэнь Чансин «поведения был прямого и серьёзного, прозывали его «Чэнь — Таблица предков», учениками исключительно богат, Ян Фукуй из них самый прославленный». Откуда Тан и Гу выкопали историю о целомудренной жене Чэнь Дэху, которая «сожгла расписку и отослала раба»?

Некоторые люди рассказывают, что Ян Лучань страдал кала-азаром19, и отправился в Чэньцзягоу, чтобы тренироваться ради изгнания болезни. Эта история также не согласуется с реальностью. В то время основной целью занятий тайцзицюань было совершенствование в боевом искусстве. Имя Чансина было прославлено вовсе не исцелениями. Когда Ян Лучань, овладев мастерством, отправился в столицу, то его имя гремело именно благодаря боевому мастерству. Оздоровительный характер тайцзи стал известен людям позднее и не сразу.

Согласно передаваемому в семье Ян, Лучань зарабатывал на жизнь тем, что копал каменный уголь, а в промежутках помогал раскладывать зерно. Таким образом, деньги на пропитание у него имелись. Среди юнняньских жителей боевые искусства были в большой чести, и Лучань с детства был хорош в боевых искусствах. Каждый раз, когда он видел высокое мастерство, он хотел ему научиться. Про аптеку «Тайхэтан» в уезде Юннянь говорили, что её открыл род Чэнь из Чэньцзягоу. Однажды в аптеку пришёл какой-то человек и начал скандалить, дело дошло до драки, но владелец аптеки чуть двинул рукой — и противник отлетел на чжан.  Лучань был поражен, и искренне попросил о науке. Тогда-то он и узнал, что Чэнь Чансин из Чэньцзягоу является мастером этого искусства, и отправился в дальнюю дорогу.

Как уже было сказано ранее, в Чэньцзягоу из поколения в поколение передавался паочуй,  а тайцзицюань — это то, что Цзян Фа передал Чэнь Чансину. Чэнь Чансин телом был могуч, принадлежал к таким людям, кого называют «человек с прямой поясницей», люди прозвали его «господин Таблица предков». Некоторые люди считают, что «господин Таблица предков» — это восхваление Чэнь Чансина, на самом же деле это порицание его закрепощённости и негибкости. Говорят, что когда Цзян Фа

 

19Лихорадка «дум-дум», передающееся москитами инфекционное заболевание — прим. перев.

 

возвращался на родину навестить мать, то путь его пролёг через Чэньцзягоу, и когда он увидел, как чители Чэньцзягоу практикуют паочуй  с его быстрыми и жёсткими движениями, то расхохотался охрипшим голосом, но почувствовал неуместность своего поведения, развернулся и ушел. Чансин помчался за ним, вытянул руку и схватил за плечо, но Цзян повернул голову — и Чэнь Чансин отлетел более, чем на чжан.  Встав, он поклонился, искренне прося о науке. Цзян условился, что вернётся через три года и посмотрит на него, а пока приказал каждый день по утрам собирать камни, а по вечерам ломать ветви деревьев, чтобы убрать закрепощённость ног и поясницы (см. У Тунань «Исследование тайцзицюань»). Изученное Чэнь Чансином тайцзицюань не было передаваемой внутри семьи вещью, потому и не было правил касательно преподавания его не принадлежащим к семье людям. Лучань прибыл в Чэньцзягоу попроситься в ученики, и не был отвергнут учителем.  Что же касается истории о том, как Ян Лучань прикинулся немым нищим, сменил имя на «Лу Сы», и тёмными ночами тайком изучал кулачное искусство, то это выдумка сочинителей рассказов. Ну а насчёт написанной на основе фильма «Святой нищий» повести «Ян-тайцзист рискуя жизнью украдкой изучает кулачное искусство», то хотя история о тайном изучении кулачного искусства и нарисована с оттенком традиционности, но то, что вместо учителя Ян Лучаня шифу  Чэнь Чансина выписан Чэнь Цинпин, не потверждается историческими фактами.

Несомненно, Чэнь Чансин очень симпатизировал втайне этой боевой технике. В мире боевых искусств издавна к подбору учеников подходили очень строго. После того, как Ян Лучань впервые посетил Чэньцзягоу, он ещё не был противникам мастерам боевого искусства из Юнняни. После второго визита в Чэньцзягоу он с ними сравнялся. Во время третьего визита он наконец постиг суть тайцзицюань, как говорили деревенские жители — «Почтенный Лу20 получил богатство и вернулся». Говорят, что во время третьего визита Лучаня в Чэньцзягоу Чансин увидел, что он в ритуале строг и в искусстве прилежен, и приказал Лучаню в такой-то день явиться в усадьбу выслушать поучения. Лучань явился в указанное время, Чансин спокойно сидел в кресле, и отдыхал, прикрыв глаза. Словно Лю Бэй ожидающий ЧжугэЛяна21, Лучань почтительно стоял и ждал. Прошло полдня, когда Чансин проснулся и сказал: «Уже поздно, приходи завтра». Через несколько дней Лучаню были переданы все секреты. Через три года Лучаню было сказано:

 

20 Первый иероглиф имени «Лучань» — прим. перев.

21 Сцена из романа «Троецарствие» — прим. перев.

 

«Можешь возвращаться, у тебя уже нет равных противников». Позднее столичные учителя дали ему прозвище «Ян, не имеющий противников», а его искусство развилось в современное тайцзицюань.

Что касается времени кончины Ян Лучаня, то в хрониках рода Ян оно отсутствует. Тан Хао и Гу Люсинь пишут, что он родился в 1799 году и покинул этот мир в 1872. Согласно хранящемуся у потомков Ли Жуйдуна «Предисловию Ван Ланьтина», Ланьтин в год у-чэнь правления под девизом «Тунчжи» (1868) «в Восточных Столичных вратах поклонился первоучителю Ян Лучаню, получал наставления семь лет». С учётом неполного года получаем 13-й год правления под девизом «Тунчжи» (1874). На Предисловии Вана есть подзаголовок: «13-й год правления под девизом «Тунчжи», весна, начальный месяц, первая декада» — значит, он действительно изучал искусство семь лет. В тексте не говорится о смерти учителя — значит, Лучань покинул этот мир не ранее 1874 года. Согласно статье «Цзай'и» в энциклопедии «Цыхай»22, Цзай'и23, князь Дуань, родился в 1856 году. Когда Ван Ланьтин (служивший управляющим в резиденции князя Дуаня24) поклонился Лучаню в Восточных столичных вратах (очевидно, имеются в виду Восточные прямые врата25), то Цзай'и было 12 лет (Лучаню — 69). Видим, что когда Лучань прибыл в резиденцию князя Дуаня, то был уже весьма стар. Это опровергает идею о том, что Ван Ланьтин сделал запись в первый месяц года26. Однако, хотя Ян Лучань и появился в резиденции князя Дуаня весьма поздно, в 1874 году он был ещё жив.

22  «Море слов» — энциклопедия, впервые изданная в 1915 году; по значению для китайской культуры примерно сравнима со словарём Брокгауза и Ефрона для культуры русской — прим. перев.

23  Родственник императорской фамилии, один из ближайших сподвижников императрицы Цыси, был известен своими антииностранными настроениями; во время восстания ихэтуаней был назначен главой Палаты иностранных дел, после поражения восстания вошёл в число тех, на кого свалили всю ответственность за события, и был сослан в Восточный Туркестан — прим. перев.

24 Согласно У Тунаню, здесь идёт ошибка устной передачи: на самом деле имеется в виду не Цзай'и, князь Дуань, а его отец Ицун, великий князь Дунь, который был 5-м сыном императора Мяньнина, правившего под де- визом «Даогуан» (слоги «Дуань» и «Дунь» легко спутать на слух) — прим. перев.

25 Врата городских стен старого Пекина делились на 9 врат внутреннего города и 7 врат внешнего города. Восточные прямые врата относились к 9 вратам внутреннего города — прим. перев.

26 Год по лунному календарю начинается в конце зим ы — прим. перев.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 239; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!