Что знает настоящий наркоман, не знает больше никто



 

Парадоксальным может показаться мышление человека, подсевшего на наркоту. Но в нем, и это надо признать, есть своя какая‑то странная домотканая правда.

Сосед глотонул еще пару таблеточек, запил соком, его «повело», но он не заснул, как в прошлый раз, а, понукаемый мной, стал рассказывать о своей жизни. В 16 лет он сбежал из дома, обворовав мать. Огромную сумму денег утащил и уехал жить в Анапу. Там девушки. Одна – супер. Она ему и говорит: «А уменя подружка есть – она скучает». Познакомила с подружкой. А у той – еще подружка. Стали жить вчетвером – супер. Деньги кончились. Вернулся к маме. Она зарабатывает неплохо…

«С тех пор как лето, каждый год на несколько месяцев уезжаю в Анапу».

Я слушаю его, слушаю, а сам пытаюсь понять логику наркомана, не отказывающего себе ни в чем. Осторожно спрашиваю его: «А что толкает на наркоту – хочется, да?»

Он, нисколько не удивившись вопросу, продолжает, вполне плавно: «Вот я тебе расскажу случай. Я взял дорогущую машину у друга, поехал с девушкой и друзьями в Крым. А Наташа моя подсела на сигареты «Кент с ментолом», заметь, не просто на «Кент», а с ментолом. Вот она последнюю сигарету выкуривает и буквально начинает с ума сходить – своими дорогущими туфлями о шины бьет в истерике. Все каблуки ободрала. А уж ночь – море, скалы. Где ей «Кент с ментолом» искать – не знаю. Ну, сажусь я в машину, оставляю Наташу с друзьями в палатке и еду один по шоссе. Прикинь, ночь, чужая дорогущая машина – вот, неровен час остановят трое, вытряхнут из машины – не расплатишься. Еду, еду – доехал до киосков, а там, только обычный «Кент». Тогда я машиной, в ночи, перегораживаю путь туристическому автобусу и у водилы и пассажиров спрашиваю: «Извиняюсь дико, граждане – срочно надо «Кент с ментолом». Может, у кого есть?»

Нет ни у кого. Мне водила говорит: «Ты туда езжай». Еду туда… там есть! И только часа через четыре назад возвращаюсь с «Кентом с ментолом». Она затягивается судорожно, и у нее такая блаженная улыбка появляется на губах… А ты говоришь. Если подсел на что – вынь да положь».

Меж тем соседу таскали каждый день передачки сестра и мать, по очереди. Полные сумки яств. «Да ты попробуй вот эти корзиночки с вареньем – не оторвешься», – напирает сосед. «Нет, нет», – отбиваюсь я, прочитав состав на этикетке, – они дрожжевые, я не ем такие. Мне сосед анекдот рассказывает: «Один узбек другого спрашивает: “Ты крем‑брюле пробовал?” “Нет!” – “Пока не откусишь – не попробуешь!”» За этот анекдот я, так и быть, съедаю «корзиночку». И в самом деле, вроде, вкусно – внутри вишневое варенье с перцем.

Роскошную коробку конфет сосед дарит медсестре, и та приносит ему отобранный при передаче блок сигарет – в больничке курить нельзя. Сосед курит по ночам сигарету за сигаретой, запивает их таблетками и ловит кайф. При этом он кладет телефон на тумбочку (нет бы надел наушники) и слушает молодежное радио. А там все крутят одну дурацкую песню: «Кто‑то на балконе повис… прыгает вверх», – пропаганда суицида, однако. А я уже не знаю, куда деваться от этого дыма и этой «музыки». Сам виноват – пробовал корзиночку – заключил соглашение с дьяволом. Наконец, с соседом мы договариваемся: он будет курить в туалете и будет надевать наушники.

Было и хорошее в моем общении с «настоящим» наркоманом. Сосед научил меня правильно есть яблоки – оказывается, их надо разрезать ножом на четыре части и, удалив сердцевинку, начинать грызть изнутри, двигаясь от центра к кожуре. Кожуру выбрасывать. Да, вижу я теперь, что сосед мой действительно был дока в удовольствиях – по извлечению максимальных удовольствий из материальной действительности.

 

Есть у наших наркоманов правильная сердцевина

 

Меж тем я бы не стал мазать своего соседа черной краской. Он вовсе не являлся, как мне показалось вначале нашего общения, маменькиным сыночком. Я, к своему удивлению, узнал от него, что он успел и в тюряге побывать. «Когда это ты успел, вроде молодой еще?» На эту тему сосед не очень‑то распространялся. Наверное, положительных эмоций в тюрьме, и в самом деле, маловато, неприятно вспоминать плохое, да еще в больнице, где положительных эмоций и так дефицит.

Однако, как выясняется, и в душе наркомана цветут цветы, и ему подвластно ощущение «глубокого удовлетворения». Не все же испытывать «острые удовольствия», от одного, другого, третьего.

Да и поехать ради девушки ночью незнамо куда, искать незнамо что, рисковать машиной и своим существованием – не каждый бы решился. Вероятно, движущим мотивом моего соседа по жизни является все‑таки благородство помыслов. И это уже ни под какие удовольствия не спишешь.

Конечно, внешне его поступки направлены на иное – на поиск удовольствий… Не то что у дерябинцев‑караваевцев, которые коров лечили, а вылечили себя.

Из сказанного я могу сделать один вывод – движет и «благородными» наркоманами, и «спасателями коров» одно глубинное чувство, которое можно было философски охарактеризовать как глубинное человеческое в человеке.

У тех и других прослеживается глубинный интерес к жизни. И этот интерес ведет их по жизни. Конечно, у каждого своя дорожка. Но, может быть, эта индивидуальная дорожка и приведет к общему знаменателю – Океану Разума; не сейчас, так когда‑нибудь, не в этой, так в какой‑нибудь другой жизни.

Среди прочего сосед рассказал мне, что он и свою «собаку съел», вернее даже не собаку, а волка, когда сидел. Погнали их в сопровождении конвойных окопы рыть на полигоне танковом. Рыли они, рыли, а полигон большой. Вот и потерялись, забыло о них начальство. Гроза прошла, рация вышла из строя. Все голодные: и конвоиры, и офицер, и зеки. Заночевали в лесу, а есть хочется. Выл недалеко волк, вот конвоир один и решил его подстрелить из автомата. Как‑то прокрался к опушке леса и в самом деле подстрелил с благословения офицера. Разделали того волка; на костре зажарили и по‑братски разделили между всеми: поровну досталось волчьего мяса и конвоирам, и зекам, и офицеру. Никто не был обделен. Казалось бы, небольшой такой эпизод, а весьма характерный: как до общей беды – все равны. Отыскали их к концу следующего дня. Всыпали всем по первое число: и конвоирам, и зекам, и офицеру. Но был у них в жизни, пусть и краткий, миг единения, когда они почувствовали, что все они, независимо от того, кто где, – люди.

И еще рассказывал мне сосед, как выезжал он на своем авто навороченном из супермаркета, отоварившись, как видит – мадам идет, руки в перстнях, за ней парень везет тележку с продуктами. На последней ступеньке тележка возьми да и перевернись. Апельсины разлетелись, яйца побились, колбаса и рыба под колеса автомобилей угодили. Мадам со всего размаха как своей сумочкой, железом отделанной, саданет по морде парня – раз, другой, третий – все лицо ему раскровила. Наш герой, увидев это, взял и заблокировал своей машиной выезд мадамы как бы в отместку – не надо быть такой злой. Села она в свое авто с парнем, а выехать не может. Двадцать минут сигналила, уговаривала, а этот правдолюбец решил наказать богатую леди за недостойное поведение. Дама позвонила куда‑то, и через двадцать минут явился джип с тремя бандюгами. Берут нашего героя за шиворот: «Ты что хулиганишь?» А он им, правдолюбец, всю правду‑матку рубит: так мол и так – мадама недостойно себя повела – парню рожу раскровила. Как ни странно, главный бандюган, выслушав это, к мадаме подходит и как саданет ее по лицу. Она только утерлась. Справедливость восторжествовала.

Я говорю соседу: «Ну, ты и экстремал, защитник праведных и обездоленных. Я бы никогда в чужую склоку не полез». Сосед со мной вроде и соглашается, вздыхает: «Все мне говорят, что я в каждой бочке затычка, а ничего не могу с собой сделать. Таким уродился. Из‑за своей такой склонности и в тюрягу попал».

Да, есть все‑таки и у наших наркоманов правильная «сердцевина», которая выведет их в люди не в этой, так следующей жизни .

 

Грех не выпить за компанию?

 

Как в свое время уверял нас в университете маститый профессор, специалист по мозгу: страсти человеческие во многом запрограммированы и наследуются. Однако, как мы знаем, профессора во многом ошибаются. А во‑вторых – что именно запрограммировано? Питье? Нейроморфолог приводил в доказательство своей правоты данные, что одна и та же извилина, ее характерный изгиб, может встречаться у деда, отца и внука. Мол, в науке есть такое понятие, как наследственный алкоголизм. Это как‑то оправдывает алкоголиков и наркоманов. Мол, что с них возьмешь – их пристрастие и поведение запрограммировано генами.

Меж тем, если мы внимательно попытаемся разобраться с этим утверждением профессора, то поймем, что тот ведет речь о мозге, о его структурах, о генетическом аппарате – иными словами – о телесном. А душа? Такого термина в науке нет. Душу человеческую горе‑ученые оставили за бортом и не рассматривают в качестве объективного показателя, влияющего на жизнь человека. А зря!

Караваев выступал категорически против такого подхода. Он говорил: «Наследственность существует, бесспорно; плохая или хорошая – это другой вопрос. Воспитание тоже существует, и это бесспорно; хорошее или плохое – другой вопрос. Но, помимо этого, существует и воля, и желание, и устремления индивида, которые мы можем обозначить как душевную потребность человека. Как же мы смеем сбрасывать со счетов это главное обстоятельство?»

Если человек решил бросить пить, и он тверд в своем решении, то удача на его стороне.

Большое значение здесь имеет и так называемое программирующее воздействие социальной среды. Если все вокруг пьют, то грех не попробовать. Вот недавно датчане провели исследование. Они якобы у 30 % людей обнаружили удивительный ген, который назвали «пить за компанию». Носители этого гена не могут отказать себе в выпивке, когда их собеседник, не побуждая их к тому сам, исполнился намерением выпить. Датские ученые провели серию экспериментов. Нанятый актер приглашал своего собеседника в бар и ненавязчиво спрашивал его, что он будет пить: сок или пиво. При этом он подчеркивал, что сам предпочитает пить пиво. Тех, кто не отставал от актера и тоже хотел выпить пива, объявляли носителями коварного гена «пить за компанию». Сцена снималась скрытой камерой. По сравнению с контрольной группой актеры раскрутили на пиво значительное количество народа.

Однако в Дании сильна питейная традиция. И это вряд ли учли экспериментаторы. Там и школьник простой не считает зазорным нажраться пару раз год, без боязни, что его кто‑то осудит: друзья, родители, воспитатели. Молодые девушки шестнадцати лет пьют в Дании гораздо больше, чем их сверстницы из других стран. И ни у кого из них не возникает чувства вины. Свой эксперимент датчанам надо было проводить не у себя на родине, а, скажем, в России, где укоренилось чувство вины за питие. Какой процент носителей гена «пить за компанию» в России неизвестно, зато известно, что все поутру каются. Это появилось у россиян не сегодня. Об этом сообщают нам, в частности, писатели – представители дореволюционного критического реализма. То ли у Горького, то ли у Короленко есть рассказ о купце, который устраивал жуткие кутежи в «Яре», чуть ли насильно, созывая на них всех окрестных выпивох. Он кутил обычно дня три, а потом каялся: лежал целый день в церкви, распростершись перед иконами. Какой ген программирует такое поведение? Чем не подставной актер для провоцирования пьющей публики? Жалко только, во времена Короленко не было скрытых камер. Да и не нужны они, и так все ясно.

 

– Не желаете ли коки? – Спасибо, мы поколемся!

 

О программирующем значении социальной среды говорят и исторические факты: помнится, Петр, наш царь, велел батогами бить тех, кто не шел в кабак и отказывался от пития. Если так стоит вопрос, то в самом деле «грех не выпить».

А взять наркотики – «команды» их употреблять не было в советское время, а кололись и нюхали их кто? Правильно – диссиденты, которые желали показать, что они с этим строем не имеют ничего общего. Да и достать наркоту в советское‑то время было проблематично. А теперь, когда налажен сбыт, то, естественно, предложение рождает спрос. А довершает дело пропаганда: ребята, вы ни в коем случае не ходите в ту черную комнату и не смотрите, что там; ни в коем случае… Из чувства противоречия молодежь и ломанулась.

Дело тут не столько даже в России, поотставшей за годы советской власти от употребления наркотиков по западному образцу. Дело в другом: в мировой наркополитике. Вот, к примеру, недавно и вовсе всплыли неприглядные факты.

Исследовательницей Конни Браам были «раскопаны» в архивах и опубликованы сенсационные данные. Вот о чем вещала она недавно на радио «Свобода». Оказывается, во время первой мировой войны в Амстердаме процветала фабрика, изготовляющая из привозных боливийских листочков коки кокаин. Фабрика была основана Колониальным банком и поначалу производила чай, кофе из привозного сырья, потом почти полностью переключилась на производство кокаина. Им снабжали все воюющие армии Германии и Антанты. Возникает вопрос: как в центре Европы такое могло быть? А вот так! Конечно, не без директивы высоколобых европейских сановников. Браам намекает, что к этому делу были причастны представители монарших домов Европы. Нидерланды тогда соблюдали нейтралитет и были идеальным местом для производства и распространения кокаина. Дела шли настолько успешно, что фабрика не без помощи чиновников разбила на Яве огромные плантации привозной боливийской коки. И вскорости яванская кока затмила боливийскую, и спрос на последнюю упал.

Кокаин идеологически подавался как средство, снимающее усталость, сонливость, боль, перебивающее аппетит и посему незаменимое для идеального солдата. Такой солдат легко поддается внушению, теряет страх перед противником. Так как вдыхать порошок через нос было не очень удобно в условиях фронта, компания переключилась на выпуск таблеток из кокаина. На баночках писали: «Для идеального солдата» и какой‑нибудь патриотический лозунг в зависимости от той страны, в какую направлялась партия. Дело дошло до того, что и в фешенебельных отелях Великобритании продавали таблетки из кокаина для господ, ведущих богемный образ жизни. Формально фабрика обслуживала окулистов и дантистов. Однако фабрика отгружала несколько тонн в год готового продукта.

После войны в Европе появилась масса кокаинозависимых людей – бывших солдат. В одной больнице в Берлине состояло на учете аж 10000 пациентов. Зигмунд Фрейд воспел кокаин в своем известном произведении «Ювет кока». Во время второй мировой войны фабрика переключилась на изготовление эфедрина, из растения эфедры; его синтетический аналог известен сегодня как амфетамин. Американцы хотели использовать продукцию фабрики для своих нужд, однако Голландию захватили немцы, и продукция фабрики пошла на обслуживание солдат Третьего Рейха…

Как ни крути, а наркотики кому‑то выгодны. Только кому? Помнится, один российский чиновник сообщал гражданам по радио – уже по «Радио России», что в Сибири есть города, где чуть ли не половина мужского населения сидит на игле. «Даже расследовалось специально – уж не диверсия ли это, – доверительно сообщил чиновник гражданам России, – выяснили: нет, не диверсия, так получилось…»

 


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 159; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!