Глава 7. Полное удовлетворение продлевает жизнь



 

Здоровья не бывает вообще… Философия Саши

 

Начав разговор с читателем о здоровье, я тем самым обрек себя на некоторые незапланированные откровения. И в самом деле, здоровья ведь не бывает вообще – оно вполне осязаемо и применительно к конкретному человеку. Добро бы еще «незапланированные» откровения касались моей собственной персоны, это можно было бы расценить, как потребность высказаться. Если речь идет о другом человеке, тем более учителе, то тут надо быть крайне осторожным – как бы не выболтать лишнего. Но, что сделано, то сделано, что написано, то написано.

У кого‑то может возникнуть впечатление, что Караваев был аскетом, а его система здоровья – это скучнейшее перечисление догм, которым должен следовать человек, ведущий здоровый образ жизни. На самом деле это не так. И пусть многие воспринимают систему Караваева как отказ от всего – система таковой не является. Она не требует от человека титанических усилий, которые он не в силах предпринять. Напротив, она требует от человека «не жертвы, а милостыни». Не стоит разом рубить то, что годами копилось в душе.

К чему может привести психический радикализм, направленный на самого себя, иллюстрирует следующий анекдот советских времен. Вызывают работягу в партком и спрашивают: «Если партия прикажет, сможешь отдать жизнь ради коммунистических идеалов?» «Могу!» – «И от всех удовольствий жизни сможешь отказаться?» – «Могу! А зачем мне такая жизнь?»

Все мы, «совки» бывшие, воспитанные в коммунистическом аскетизме, если и привыкли получать удовольствие, то не иначе как оглядываясь по сторонам: а что скажут соседи, а партия? Сладко спать и вкусно есть возбранялось, когда вся страна, напрягая все свои силы, противостояла враждебному окружения капитализма.

«На зарплату не пошикуешь», – говорил наш вполне сознательный народ, когда очередного советского коррупционера отправляли в тюрягу за фарцу или за то, что колбасу домой палками таскал. С теми же, «кто у нас порой честно жить не хочет», вести нам надо было «незримый бой, так назначено судьбой…» и так далее. Что толкало людей нарушать закон? Погоня за удовольствиями. По крайней мере многие «совки» всерьез так думали.

Приехавший из Иссык‑Куля седовласый доморощенный философ Саша так мне разъяснил значение слова «удовольствие». Он противопоставлял это слово другому – «удовлетворение».

Саша, отчаянно жестикулируя, говорил так: «Существует словесная связка «острое удовольствие», а вот «острое удовлетворение» – не скажешь. Вспомним Брежнева, который, поздравляя народ с Новым годом, говорил: «Испытывая глубокое удовлетворение, я должен отметить, что советский народ в этом году добился…» Брежнев же не говорил: «Испытывая глубокое удовольствие…» Его бы могли неправильно понять – что он наркоман».

И в самом деле, теперь я понимаю – Саша был прав: «удовольствие», тем более острое, не имеет никакого отношения к «удовлетворению», тем более глубокому.

 

Чем удовольствие отличается от удовлетворения

 

И в самом деле, если, абстрагируясь от прозы жизни, задаться вопросом: чем же все‑таки удовольствие отличается от удовлетворения?

«Философ» Саша пояснил мне это так: «Мы получаем удовольствие от вкусной еды, от прочитанной книги, от секса, наконец. А вот удовлетворение у нас рождается во глубине нашей души, от жизни нашей. Если нет удовлетворения – хоть под поезд, как Анна Каренина».

«А может человек получать острое удовольствие от наркотиков?» – спрашиваю я доморощенного философа.

«Может! Подсаживается он на это. Может подсаживаться на что угодно – это вопрос правильного воспитания, поскольку детей никто сейчас особо не воспитывает в аскетизме, то они в раннем возрасте получают удовольствие от чего только можно: нюхают, к примеру, клей. Удовольствие сомнительное, но тоже кайф. Дети вообще по своей природе экспериментаторы. Экспериментируют они и с удовольствиями».

Я говорю Саше‑философу: «Однако проблема возникла не вчера и не сегодня. Можно, наступив на горло своим чувствам, отказаться от удовольствий, посчитав их проделками дьявола, и уйти в монастырь. Можно избрать иной путь – “начать воспитывать свои и чужие чувства”».

«Вот‑вот, – радостно подхватывает он. – В принципе этим самым у нас в стране советской и занимались: свои и чужие чувства воспитывали. Однако на деле чувства не воспитывали, а просто отказывались от них как от ненужного буржуазного пережитка – старого хлама, наследия проклятого прошлого. Такие «правильные» люди, как правило, и болеют чаще. Понятное дело почему – на поверку они совсем не правильные, а зомбированные. Хочется собаке Павлова кусочек мясца, а нет – экспериментаторы все не дают, держат у собаки перед носом, ждут пока нужное количество слюны выделится. То же самое и с нами проделывали. Хочешь сладко спать и вкусно есть – стань сначала «настоящим человеком». А зачем «настоящему человеку» такие излишества? Он забудется сном, поглотает вонючую жижу и опять за свое – работать, работать, работать и все на благо Советской Родины».

«Но подожди, – говорю я Саше, – я уже понял, что такое удовольствие и с чем его едят. Ты мне объясни другое – что такое “удовлетворение глубокое”, которым Брежнев, по твоим словам удовлетворялся?»

«Удовлетворение – это и не чувство вовсе, а состояние души. Когда нет удовлетворения от жизни, то ты можешь человека развлекать всячески. Можешь вывалить ему гору всяких удовольствий. А ему все как не в коня корм. Он будет делать вид, что получает наслаждение от удовольствий всяческих. А у самого будут кошки в душе скрести».

«Откуда ты это знаешь? На собственном опыте обжегся?» – это я так, для проформы, Саше возражаю, а сам, конечно, понимаю, что прав философ.

Саша же чувствует, что я внутренне соглашаюсь, и распускает хвост: «Когда же у тебя удовлетворение в душе, тебе никакие трудности нипочем. Плевать тебе на них с высокой колокольни. Тебе и удовольствий не надо. Когда в душе цветут цветы, тогда и жизнь иная».

 


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 212; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!