Багряница (порфира, пурпурная мантия).



Длинная верхняя одежда из дорогой ткани багряного или пурпурного цвета. Принадлежность владык, князей, правящих персон – символ власти. Еще сколотские правители и знать одевались в багряные удлиненные куртки до колен. Пурпурные плащи (мантии, меховые накидки) с палюдаментом, которые подбивались горностаевым мехом и застегивались фибулами на груди, славянские князья позаимствовали в Византии. Мантией в давние времена назывался также женский плащ, который на шее или на плечах скрепляли фибулами.

Байбарак. Женская одежда, платье, которое расходилось колоколом от горловины книзу. Шили из тонкой шерстяной ткани, обшивали тесьмой и бобровым мехом.

Балахон (халамида, хламида). Длинный просторный плащ, который надевали поверх всего для защиты от дождя, снега, пыли. Хламидой называют одежду церковников – рясу.

Гугля. Длинная одежда из белого сукна без рукавов (Буковина); разновидность свиты из белого сукна с капюшоном или еще ритуальная одежда невесты на свадьбе (Гуцульщина).

Гуня (гунька). Гуцульская свита; прямая верхняя одежда из домотканого грубого некрашеного сукна; символ богатства, зажиточности; принадлежность свадебного обряда. В Закарпатье гуня (петек , космата ) – одежда с ворсовой лицевой стороной.

Дымка. Хлопчатая повседневная юбка для домашней работы; домотканая ткань с выбитым рисунком.

Жупан. Стародавняя верхняя, преимущественно мужская, но и женская одежда из дорогой ткани. Крестьяне жупаном (каптаном, сукманом) называли любую теплую суконную одежду, он считался показателем богатства, зажиточной жизни. Жупаны из дорогой ткани, подбитые мехом и украшенные позументом, были распространены среди богатых казаков и польской шляхты.

«На сорочку и шаровары казаки надевали жупан – верхнюю пышную нарядную одежду. Довольно длинный (значительно ниже колен), жупан был стянут в талии, по линии коей сзади вставлялись так называемые «усы» – клинья (от двух и больше), которые создавали фалды. Был он без запбха спереди, до горловины застегивался на густо посаженные пуговицы и шнуровые петли… Воротник был стоячий или шалевый, нередко из другой ткани. Имел вертикальные прорезные карманы, длинные узкие рукава; их завороты («заковраши»), как и отвороты на груди, имели тот же цвет, что и воротник.

Шили жупаны из дорогой, драгоценой ткани – тонкого, легкого сукна или узорчатого шелка, например, из адамашки, которая ввозилась в Европу из Дамаска. На атласном фоне адамашка имела большие вытканные одноцветные узоры: листья, цветы, пейзажи с людьми. На жупане из штофа чередовались блестящие и матовые элементы узоров. Пышно выглядели жупаны из узорчатой парчи. Особенно ценился так называемый альтем‑бас, у коего шелковая основа была переплетена золотой ниткой. Шили также жупаны из шелка и бархата. Последний имел несколько видов, например, «золотой», «рытный». Среди цветов преимущественными были белый, синий, красный, пурпурный («шкарлатный»), оранжевый, густо‑зеленый. На их фоне четко отличался богатый растительный стилизованный орнамент, вписанный в разные медальоны» (Е. Апанович).

Женские жупаны шили с двумя клиньями из тонкой ткани, преимущественно голубого, зеленого или темно‑коричневого цвета. Шов декорировали шнуром, украшали позументом, воротник был отложной и обшивался другой дорогой тканью (бархатом), иногда воротник был из бобрового меха.

Запаска (обгортка, обгортач, горбатка, опинка).

Женская одежда – кусок шерстяной ткани, которым обворачивались поверх сорочки.

 

Украинская мещанка

 

Украинская девушка‑мещанка

 

Украинская крестьянка

 

Украинская крестьянка

 

Украинская девушка‑крестьянка

 

Украинская крестьянка

 

Рис. Т. Калинского (1778–1782). Из книги О. Ригельмана «Летописное повествование о Малой России и ее народе и казаках вообще», М., 1847 г.

 

Запаски поуже надевали сразу две (спереди и сзади) и завязывали их возле пояса. Широкую запаску обматывали так, чтобы концы сходились спереди – их закрывали попередницей. Запаски были разноцветные (черные, синие, красные, белые), у молодиц и девчат – яркие. Заворачивались в запаску так, чтобы было видно подол сорочки с вышивкой. Старшие женщины затыкали нижний конец одной полы запаски за пояс.

Капота (бурнус). Женская одежда, похожая на жупан. Отличается от жупана длинным, широким, округленным смушковым воротником, смушковыми полами и подолом.

Кафтан (кавтан, каптан). Женская одежда, похожая на свиту. Шили из цветного сукна с шалевым воротом и манжетами, с шелковой подкладкой. Воротник, отвороты на рукавах, полы кафтана обшивали парчой.

Кептар (кептарик). Меховой жилет, верхняя одежда без рукавов, украшенный цветным шитьем; принадлежность гуцулов и украинского населения Карпат.

Кирея (керея). Вид плаща; длинная суконная одежда без рукавов с меховым отворотом, иногда и с воротником; одежда казацкой старшины (полковников, гетмана), которую носили поверх жупана; признак высшего социального статуса.

Кобеняк. Мужской плащ с отворотом (бородицею, каптуром, коменяком, кобой, потому – кобеняк); длинная и широкая верхняя одежда, которую зимой надевали поверх кожуха (тулупа). В кобе были прорези для глаз и для рта, она защищали лицо от ветра, мороза, дождя. Разновидность кобеняка или другие названия: свита с кобеняком, каптан, кирея, опанча, опашень, сиряк (сирячина) – из серого сукна, чуйка.

Кожух (тулуп). Длинная верхняя мужская и женская одежда из овечьей шкуры, не покрытая сукном, подшитая мехом до середины. Кожух известен с давних времен, упоминание об этой одежде есть в «Слове о полку Игореве», в летописных памятниках ХІІ в. Показатель благосостояния, богатства. На кожух усаживали детей, молодых на свадьбе, роженицу после родов – чтобы обеспечить достаток в семье. Кожухи белого цвета украшались вышивкой и аппликацией. Запорожские казаки носили еще кожушки, которые в холодную пору были удобными в конном походе и в бою: безрукавки с овечьей или телячьей шкуры, короткие (до пояса), с рукавами. Легкий кожух из дубленых шкур – дубленка. Покрытая сверху сукном шуба из овечьей шкуры – кожушанка.

 

Корзно (мятль, луда, скут, плащ). Верхняя мужская одежда, которая застегивалась спереди под шеей. Княжий плащ, преимущественно из красного сукна. Носили накинутым на левое плечо. На правом плече соединяли концы фибулой, жестянкой‑застежкой, пряжкой или завязывали. На одной из первых христианских икон начала ХІІІ в., которая хранится в Киевском музее российского искусства, изображены первые святые мученики за веру православную, сыновья киевского князя Владимира Святославича князья Борис и Глеб в княжьих одеждах: дорогих плащах‑корзно поверх кафтанов и в красных сафьяновых сапогах, украшенных жемчугами. Теплый плащ князя и знати подбивался горностаем и застегивался на груди. Плащи украшали золотом‑серебром, вышивкой.

Корсетка (керсетка, кирсетка, безрукавка, гестка). Широко распространенная мужская и женская нагрудная короткая безрукавная одежда. Шились из сукна, шелка, бархата; теплые – из меха. Украшались вышивкой, аппликациями и т. п.

Кунтуш. Верхняя мужская распашная одежда, которую носили воины в ХVІ–ХVІІІ вв. Кунтуши были длинными, зауженными в талии, расширенными книзу двумя клиньями («усами»). Длинные рукава разрезались от локтя или от плеча: в прорези просовывались руки, а рукава откидывались за спину (иногда связывались за спиной). Кунтуш подчеркивал статус хозяина (зажиточность, старшинство) – изготавливался из дорогих тканей с узорами, подбивался дорогим мехом, украшался золотым шнуром, галунами, позолотой, драгоценными камнями, горностаем. Такие же откидные рукава с прорезями у верхнего мужского убранства из сукна – черкески (черкаски, бурки ). На смену кунтушу носили дорогие плащи, подбитые мехом, которые закреплялись на плечах аграфой. Высшие слои (у казаков – гетман, кошевой, полковники) во время торжественных событий, чтобы отличаться от старшин в дорогих кунтушах, надевали ферези – шубы без рукавов, украшенные драгоценностями, мехами, золотыми застежками. Кунтуш был также и женским праздничным убранством. Женщины под кунтуш не надевали жупан. Женский кунтуш шился из дорогих материалов (алтабаса, бархата), с двумя парами рукавов (одни фальшивые), с отложным меховым воротником и меховой подкладкой. В талии кунтуш стягивался и застегивался, празднично украшался.

 

Курта (куртина). Прабабушка нынешней куртки – стародавняя мужская и женская одежда. Шилась приталенной из серого сукна, китайки. Принадлежность чумаков, казаков‑запорожцев, гайдамаков, крестьян.

Лейбик. Мужская верхняя одежда без рукавов – жилет . Лейбиком называли также женскую ватную верхнюю одежду.

Малёванка (крашанка, крашенка). Расписанная домашним способом юбка из домотканого полотна.

Платье. Словом «платье» называли вообще одежду зажиточных женщин (ХІV в.). Позже платье – женская одежда, которую надевали через голову и в котором верхняя часть (лиф, кофта) сшита, соединена с нижней частью (юбкой, исподницей). Платье было с рукавами, с отложным воротником или с большим разрезом на шее.

Плахта. Распашная женская домотканая одежда. Изготовлялась из двух сшитых до половины кусков крепкой пестрой (шахматный орнамент) ткани. С давних времен известно поясное убранство из одного или двух кусков ткани из шерсти или полотна. Перед одеванием плахту сгибали вдвое и заворачивались в нее. Шов получался сзади, несшитое ложилось на бока и вольно сходилось спереди, где закрывалось фартуком (попередницей). Праздничные и свадебные плахты расшивались шелком.

 

Попередница (фартук). Женская одежда, которая была необходимым приложением к плахте – закрывала разрез плахты спереди. Кусок ткани, застроченный или украшенный вышивкой снизу, завязывался сзади на стане. Позже функциональное значение – предотвращать загрязнение одежды при домашних и дворовых работах.

Сак. Женская свитка (куртка, полупальпо) вольного кроя; большая сумка для хранения вещей.

Сарафан. Давняя мужская одежда, кафтан особого покроя; известен со времен Киевской Руси.

Сардак (сардат, сердак, сердут, сирдак). Старинная верхняя мужская короткая суконная одежда; известна на Гуцульщине: у бойков – сиряк, на Полесье – латуха.

Свита. Старинная теплая длиннополая верхняя одежда, имела натуральный цвет – седововато‑белый, черный. Эта одежда имела приталенную спину, неразрезанную книзу, от талии вниз спадали четыре или два сшитых клина; спереди пола заходила на полу. На талии были шнуры с кистями; свиты украшались вышивкой, кусками разноцветной шкуры. Похожая на свиту – вотола – из суконной ткани низшего качества. На Поднепровье бытовала издавна верхняя одежда из тонкого белого сукна – чемилит (чемлит ) – летняя свита с воротником и отворотами на рукавах, которые украшались черным бархатом или вышивались цветными нитками. У женского чемлита спинка с обильными складками. В Галиции летнюю свиту – полотнянку – шили из домотканого полотна, она была белого цвета. Полотнянку на праздники зимой надевали поверх кожуха.

Сорочка. Сорочку славяне считали оберегом. Это убранство издавна было и мужской, и женской нательной да и верхней одеждой. Шитый золотом или серебром воротник, подол, вышивка на рукавах и на груди – символичны. Все узоры делались с целью уберечь того, кто наденет сорочку, от беды, притянуть к нему добро. Ромбы, крестики, линии, круги, стилизованные геометрические изображения животных и птиц, цветы – все чистое и светлое, а еще небо, земля, вода, солнце, деревья, зелье в символах переносилось на сорочку. Княжья сорочка – длинная сорочка‑туника из золототканой парчи – диветисий – позаимствована у византийцев после принятия христианства. К ней надевали бармы‑оплечье – воротник‑наплечник, шитый золотом и драгоценностями. Княгини носили верхнюю и нижнюю сорочки. Верхняя – далматинка – цветная, шитая золотыми нитками вокруг шеи, по рукавам и подолу; рукава широкие, собранные в запястье. Летняя верхняя сорочка – летник – была короткой и с короткими рукавами.

 

На вышиванках встречались также изображения Мирового Дерева, или Дерева жизни, как говорили в народе, с солнцем в верхушке, птицами на ветках. Девушки вышивали сорочку жениху.

Первую сорочку младенца хранили до появления внуков. Узоры в семье переходили из поколения в поколение, что символизировало продолжение рода.

Женская и мужская сорочки украинцев имеют разрез спереди, у лемков на Закарпатье – сзади.

Если человек счастлив, удачен, говорят: «Родился в сорочке».

Поверья о сорочке:

Когда невеста шьет жениху сорочку и на ней много узлов, молодому будет долгая жизнь; если без узлов – короткая, не сносит даже той одной сорочки.

Кто надевает сорочку новую, тот должен трижды через нее нож пропустить. (Чтобы злые враждебные взгляды уколоть, отвести.)

Прежде чем надеть сорочку, и взрослые, и дети должны побить ею косяк двери и трижды примолвить: «Сорочка на тело, а лень в дверь».

Женские сорочки следует сушить пазухою наперед, рукавами книзу, чтобы роды были легкими.

Чтобы лицо было чистым и свежим, следует повернуться к солнцу лицом и утереться спиной сорочки.

Коль надел сорочку наизнанку – кто‑то бить будет.

Ткань для сорочек славяне изготавливали сами при помощи прялок, мотовил, веретен, ткалиц. Потом украшали магическими знаками, оберегающими от болезней и несчастий. В вышиванке обязательно была нитка красного цвета, который считался волшебным.

Издавна известны разные виды народной вышивки: гладь – вышивка, в которой стежки плотно прилегают друг к дружке, всплошную покрывая узор; лыштва – вышивка белыми нитками прямой гладью (шитье – узорами, цветы, листочки – с обеих сторон почти одинаковое; со временем лыштва (лиштва) – обшивка нижней части – название подола сорочки); мережка – узор на месте выдернутых ниток (узор с большими дырочками – горлатая мережка, с малыми – слепая мережка). Сорочка с ажурными узорами называлась мережчатая сорочка, или сорочка‑мережка. Мережки имеют много названий по способу шитья или по виду узора: болгарская, ляховка, московская; косая, круглая, крещатая; мотылек, червячок, паучок и пр. Мережки цветными нитками делали также на кожушках; низь – вышивка, когда узор прокладывается красной или черной ниткой снизу, а сама вышивка выполняется другими цветами с лицевой стороны (красная или черная нитка – оберег); крестик – способ вышивания перекрестными стежками (болгарский крестик – перекрещиваются две пары стежков); занизывание – способ вышивания, когда цветная нитка протягивается сквозь полотно постоянно в одном направлении и узор ложится одинаково с обеих сторон ткани. Типы вышивки и узоров на женских и мужских сорочках: «…прямой настил, косой настил, косой настил и крестик, вырезание и стебновка, зерновой вывод и верхоплут, выколка, косичка и зерновой вывод, низинка; виды мережок: ляховка, черниговская бесчесная и т. п.» (Валентина Борисенко).

Важным местом в сорочке считалась вставка под рукавом – клинок, «ластовица», «ласточка». Клинком утирались от злых очей, бабка‑повитуха вытирала им роженицу – вероятно на том куске полотна была соль от пота, а соль – оберег.

Белая сорочка свидетельствовала о счастье, здоровье, добром характере хозяина, а грязная была признаком скорби, беды.

Первую сорочку, которую надевали первенцу‑младенцу, потом хоть на один день надевали на всех детей, которые рождались в семье, чтобы они любили друг друга, возвращались в родной дом, признавали родство, продолжали род, берегли его.

Когда ехали в поле сеять, надевали новую сорочку. После работы снимали и до конца работ не ходили в ней, чтобы пшеницу сорняки не забили. Мужская вышитая сорочка с воротником‑стойкой – гуцулка .

О сорочке в одежде запорожских казаков: «Шилась из белого полотна, с низкостоящим или отложным воротником, разрезом на груди. На плечах и спине вшивались прямоугольные вставки («полики»). Сорочка, особенно праздничная, щедро украшалась вышивкой и мережкой (воротник, чехлы, пазушка, все швы). Вышивали преимущественно красными, черными, синими и белыми нитками, крестиком или гладью, растительным или геометрическим орнаментом. К воротнику пришивались ленты – узенькие полоски (каемки) шелковой или шерстяной ткани, которые завязывались бантиком. Сорочки надевались непосредственно на тело и заправлялись в шаровары. У казацкой старшины сорочки были из тонкого полотна, вышитые шелком, серебром или золотом» (Е. Апанович).

Футерка (футерко). Женская верхняя одежда, шуба из зеленого сукна с длинными рукавами‑обманками, подбитая дорогим мехом (белки, со боля, куницы, лисицы), которую накидывали на плечи поверх другой теплой одежды зимой. Воротник завязывали цветными тороками.

Халат. Длиннополая верхняя мужская одежда из покупных тканей (Поднепровье).

Чемерка (чумарка). Старинная мужская верхняя одежда зажиточных слоев населения. Шилась в талию с фалдами сзади.

Чуга (чуганя). Одежда карпатских лемков, домотканый прямоспинный плащ из коричневого сукна с длинным воротником. Рукава зашиты снизу, закинуты назад, используются как сумки (у лемков «тайстры»). У верховинцев Галиции – плащ (свита) из мохнатого сукна без рукавов и воротника. В центральных регионах – чугай (чугаина ) – верхняя одежда, разновидность свиты. На Буковине подобная одежда с нормальными рукавами и небольшим воротником – свадебная манта (мента).

Штаны (брюки). Преимущественно мужская одежда с длинными (иногда короткими) штанинами, которая закрывает нижнюю часть туловища и ноги. Первые штаны были из шкур животных (давнее общеславянское название – гачи), потом из мешковины, полотна – научились делать из конопли, льна. Для удобства на охоте и в бою мужчины заправляли штаны в обувь. Со временем начали носить широкие штаны – шаровары , удобные для верховой езды. Шаровары (шаравары, шальвары ) позаимствовали на Востоке. Для шитья тратили достаточно много сукна либо плисовой или шелковой ткани красного или синего цвета. «Штаны носят широкие – сто локтей материи идет на каждые» (Ибн‑Даст, арабский путешественник). Между штанинами в середину шаровар вшивалась четырехугольная вставка – мотня, которая могла свисать до земли. В рубец на поясе втягивалась веревка, которой стягивался и густо собирался верхний край. Глубокие карманы у шаровар были с обеих сторон. Шаровары заправлялись (с напуском) в короткие сапоги или не заправлялись, а просто напускались поверх сапог.

 

Украинский шляхтич

 

Украинский казак

 

Казак‑помощник

 

Украинский писарь

 

Украинский мещанин

 

Украинский косарь

 

Рис. Т. Калинского (1778–1782). Из книги О. Ригельмана «Летописное повествование о Малой России и ее народе и казаках вообще», М., 1847 г.

 

Шушун. Старинная верхняя праздничная женская одежда. Шушун (шушон, шошон , кофту, платье) шили из привозных тканей свободным кроем, расширенным книзу.

Юбка ( укр. «спидниця»). Женская одежда, покрывающая фигуру от талии книзу. Скорее всего, позаимствованная с Востока. Юбка пришла на смену плахте и запаске в ХVІІ в. Юбки шили из разной ткани, в разных регионах они имели разные названия: фартук, андарак, саян (Полесье), летник (Волынь), шорц (Галиция). Праздничные юбки шили из дорогой ткани (шелка, бархата). Поверх юбки повязывали фартук, который изначально был лишь украшением одежды. Нижний край юбки или платья – пелена (пивка).

Юпка. Старинная женская нагрудная одежда, безрукавка из привозных тканей. Юпки были разные: прилегающие к фигуре, прямые, расширенные, с вышивкой, аппликациями, с большим воротником. Чем больше у юпки складок («усов»), тем богаче считалась ее хозяйка. Праздничные юпки шились в виде длинной корсетки из красной или зеленой байки. Юпкой называли короткополый приталенный мужской кафтан из тонкого домашнего сукна.

 

Писанки

 

Ученые, сравнив орнамент на найденных в археологических раскопках посудинах и на писанках, доказали, что обычай расписывать яйцо имел место еще в дохристианские времена. То есть писанка – важный предмет еще языческого культа. Яйцо издавна символизировало зарождение жизни, писанка – солнце и пробуждение жизни. С древних времен писанка выполняла роль оберега. В Киеве и Новгороде археологи нашли керамические писанки с камешками в средине – чтобы при тарахтении отгонять злые силы. В народном сознании писанка защищает от всего злого и враждебного, приносит добро и достаток. Писанки дарили друг другу влюбленные; хозяева клали писанки в зерно, закапывали их в землю на ниве, чтобы урожай был щедрым; хозяйки клали или подвешивали писанки в красном углу возле божницы; с писанками приходили на могилы в знак почитания предков и с просьбой о заступничестве.

 

Госпожа из украинского старшинского рода

 

Благородная украинская госпожа

 

Знатная украинская госпожа

 

Девушка благородного украинского рода

 

Благородная украинская госпожа

 

Благородная госпожа украинского старшинского рода

 

Рис. Т. Калинского (1778–1782). Из книги О. Ригельмана «Летописное повествование о Малой России и ее народе и казаках вообще», М., 1847 г.

 

Позже обычай крашения писанок был приурочен к Пасхальным праздникам. Согласно традиции, перед Пасхой в Чистый четверг готовили к празднику писанки. Брали яйца от молодых кур, обязательно оплодотворенные. Писанками считаются яйца, на которые наносился символический орнамент. Распространенными были и продолжают оставаться символы солнца (небесного огня) – круги, восьмиугольные звезды, кресты, рога оленя, олени, кони; символы воды – косые линии, зигзаги, волнистые росписи, рыбы. Популярным является символическое изображение Мирового Дерева, богини Берегини. В писанке насчитывается более ста орнаментов. Символичны цвета писанки. Красный цвет – радость жизни, любовь к ближнему; желтый – небесный огонь, солнце, месяц, звезды, урожай; голубой – небо, вода, дождь, здоровье; зеленый – растительность, весна; коричневый (до темного) – земля; черный – почитание предков. Яйцо, которое расписывали произвольным рисунком, называется малеванка ; яйцо, которое писали техникой резьбы (выцарапывали рисунок на крашеной скорлупе) – дряпанка , шкрябанка ; яйцо одноцветное с крестом или кругом – галунка . В мире есть два памятника писанке: в канадском городе Вергевил (высотой с трехэтажный дом) и в Украине на острове Хортица (высотой до трех метров). В городе Коломыя (Ивано‑Франковская область) находится музей писанки и писанкарства.

 

Подкова

 

Металлическая пластина, выгнутая кузнецом в форме конского копыта. Коней подковывали на все четыре копыта, чтобы они не вредили ноги, не разъезжались на мокром и скользком – берегли таким образом и животное, и всадника. Потерять подкову считалось плохой приметой; найти подкову – на счастье. Найденную подкову прибивали в доме к порогу или косяку дверей; в торговых заведениях – на удачную торговлю. У гуцулов вожак пастухов перед выгоном скота на полонину бросал в живой огонь подкову, произнося заговор – на удачу. Согласно поверьям, подкова охраняет дом от напастей и болезней, а жильцов – от грома и града.

 

Пояс

 

Длинная полоска из шкуры, материи или вязанная для подпоясывания одежды, необходимое приложение, а также украшение к убранству. В народных верованиях был также оберегом, имел охранную силу.

У казаков кроме основного назначения – подпоясывать одежду и быть украшением – он выполнял вспомогательные функции: к поясу крепилась сабля, сумка; за пояс втыкали пистоли, булаву, пернач. Модными у запорожцев были длинные шелковые пояса (до 7 метров), которые обвивали в талии много раз. Оба конца с кистями должны свисать с одной стороны – «по‑казацки». Основные цвета поясов – красный и зеленый. Вышитые серебром и золотом пояса покупались или добывались в Турции или в Персии, были дорогим украшением.

«Со второй четверти ХVІІІ в. в Слуцке, Станиславе и других городах Галиции наладили местное производство поясов. Пояса украинских мастеров с оригинальным орнаментом: утонченно вплетенными цветами, двумя бутонами, окруженными листьями, – были настоящим произведением искусства. По углам пояса ткалось имя мастера, иногда лишь его инициалы или место изготовления. Эти изделия называли «слуцкими», они расходились по всей Европе» (Е. Апанович).

Пояс с навязанными на нем узелками считался оберегом от нечистой силы. Если предполагали опасность колдовства, такой пояс носили и днем, и ночью, снимали лишь в бане.

Крайка – женский пояс из грубой шерстяной цветной пряжи.

Очкур – кожаный пояс (ремень ) или веревка (шнур), которым стягивали штаны или шаровары. Согласно народным представлениям, можно поймать ведьму, накинув ей на шею освященной очкур.

Черес – старинный широкий пояс, пошитый из шкуры таким образом, что между сложенными ремнями были пустоты для денег, драгоценностей и других вещей.

Заговор на одевание нового пояса: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь. Заговорю тело белое и скреплю крепче стали и булата, крепче меди и уклада, крепче железа немецкого, крепче тугого лука и каленой стрелы, и подпояшу себя своим заговоренным поясом и замкну на тридевять замков, тридевять ключей. Кину ключ в Океан‑море, чтобы взяла их щука; как щуку в море не поймать, так и раба Божьего такого‑то не отомкнуть. А кто ключи достанет, тот и отомкнет. Аминь…»

 

Причёска

 

Мужчины издавна подстригали волосы ровно над глазами, подстригали и подбривали над ушами и на затылке; иногда оставляли падающими на плечи. Позже представители зажиточных слоев населения (дворяне, казацкая старшина, мещане) оставляли волосы на макушке. У воинов с давних времен известна прическа – чуб (персидское «чоб» – кисть, пасмо), позже у запорожских казаков – оселедец . О такой прическе у кочевых племен упоминают древние греческие и римские историки. Византиец Лев Диакон свидетельствует, что кисть (султан) имел на голове киевский князь Святослав.

 

Писанкарство было распространено у всех славянских народов от Одера до Урала. Признание писанкарства как уникального искусства впервые прозвучало в сообщении антрополога Федора Вовка в 1874 г. на ІІ археологическом съезде в Киеве.

 

Слобожанщина

 

Южная Украина

 

Подляшье

Спираль на писанке – символ вечности, очень древнее изображение.

 

Тернопольщина

 

Холмщина

 

Гуцульщина

 

Мотив восьмиугольной звезды – символ счастья. В старину верили, что у каждого человека есть своя звезда, которая появляется при рождении и гаснет после смерти.

 

Западное Подолье

 

Кубань

 

Прикарпатье

Изображенная на яйце рыба – символ высоких идеалов христианства. Этот символ – издавна, еще с языческих времен.

 

Киевщина

 

Полтавщина

 

Центральная Галиция

Символ солнца – очень старый солярный мотив. Солнце изображали в виде круга, цветка, спирали, свастики.

 

Лемкивщина

 

Южная Буковина

 

Побужье

Яйцо, на котором изображен полевой цветок, дарили молодице, готовящейся к материнству.

 

Гуцульщина

 

Ивано‑Франковщина

 

Бойковщина

По языческой традиции, олени – символ развития, достатка. Рога оленя – воплощение солнечных лучей. В раннем христианстве рог считался символом поиска пути к Богу и взаимопомощи

 

Полтавщина

 

Галиция

 

Покутье

Изображения на писанках птиц – старая традиция. Птицы приносят пожелания и просьбы Богу, они – вестники небесные.

 

Кубань

 

Львовщина

 

Волынь

Чаще всего используемые цвета на писанках – белый, желтый, красный и черный. Яйцо, расписанное с нарушением законов писанкарства, называлось не писанкой, а малеванкой. Фантастические узоры на яйце не запрещались, но считалось, что такое яйцо не имеет магической силы.

 

Замужние женщины любого социального статуса заплетали волосы в косы и обязательно покрывали его разнообразными сложными или простыми головными уборами. Распускали волосы только во время траура – по‑украински жалубы. Незамужние женщины волосы не прятали. Сызмальства они научены были следить за волосами. Заплетали одну или две косы, носили опущенными за спину или уложенными венком на голове. Иногда девушки заплетали волосы в тоненькие мелкие косички – «дрибушки». Способы заплетания волос были разнообразные, было их много. Дополняла убранство головы девушки полотняная вышитая повязка или цветная лента на лбу – ежедневный головной убор. К ней сзади могли прикреплять еще ленты; над висками под нее подтыкали цветы.

 

Рог

 

Рог – твердый костяной нарост, суженный до окончания, – грозное оружие на голове некоторых млекопитающих. Рога прирученных и диких животных издавна использовались славянами в хозяйственных целях. Рог был также музыкальным инструментом. В то же время рог – символ силы, могущества, достатка, продолжения рода в мифологии многих народов. Идолы языческих богов изображались с рогом в руке; свадебный каравай – рогатый; золотые рожки молодого месяца предвещают богатство тому, кто первым тот месяц увидит. С рогами представляли нечисть (черта) потому, что она не слабая, имеет силу против рода человеческого, которой нужно противостоять.

 

Рушник

 

«Уже в очень древние времена рушники, которые составляют и до сих пор основную массу предметов вышитых, развешивали на деревья, когда исполняли религиозные обряды, и это были святые приношения, знак обожествления, жертва…» (Григорий Павлуцкий).

«Хата, убранная рушниками, щедро вышитыми красными деревцами с птицами, даже зимой напоминала о лете, цветах, пенье птиц. Кроме хат рушниками в прошлом украшали также обще ственные строения – церкви, сельские управы, школы и пр.» (Л. Орел).

У славян рушники – обереги жилища и его обитателей, символ гостеприимства, добра, достатка. Издавна рушники, украшенные символическими вышивками, вывешивали на покутье, над окнами, над дверью. Они оберегали от нечисти, болезней, всего злого, что могло пробраться в дом. На рушниках традиционно вышивались женщинами символы‑обереги: знаки солнца, месяца, огня (домашнего очага), Мирового Дерева.

Использовались рушники как повседневно в быту: утирач – для утирания лица, рук; стирок – для вытирания посуды и стола; так и с декоративной целью: для украшения икон на покутье – покутник, божник; свадебный рушник – для брачных церемоний; при обрученье для перевязывания сватов – плечевой рушник ; на похоронах – погребальный . Рушниками украшали оконницы, накрывали хлеб, чтобы не черствел.

Почти каждый ритуал знает использование рушника. Появился младенец на свет – его заворачивают в рушник. Вечерю бабке‑повитухе ребенок несет в рушнике. В юности девушка вышивает рушники для свадьбы, для своего будущего любимого. Потом вдвоем они становятся на рушник общей судьбы. Рушниками обвязывают на свадьбе старост. На рушнике подносят хлеб‑соль гостям, старостам.

Рушники дарили и ныне дарят уважаемым лю дям, родным и близким. Рушники, вышитые любимой, женой, мамой, брали с собой в дорогу чумаки и казаки. Рушники были обязательным атрибутом хлеборобских обрядов. Рушником накрывают кошелку с освященной едой на Пасху. Паска обязательно должна стоять под иконами на рушнике. Рушниками накрывали хлеб на столе, паску и писанки, квашню, украшали печь в праздники. На рушниках накрывали обед в поле, поминальные трапезы. Кто отправлялся из дома в дальний путь – обязательно брал с собой вышитый рушник, чтобы оберегал в дороге. И в последний путь человека провожал рушник: гроб в землю опускали на длинных рушниках, приготовленных загодя. Крест, который несли впереди похоронной процессии, тоже обвязывали рушником.

Девушку, которая не научилась вышивать рушники, не принимали в девичье общество. Когда переходили в новый дом, обязательно брали с собой стол, убрус (скатерть) и рушник.

Поверье: «Даже братьям не следует утираться одним рушником, ибо поссорятся: у каждого человека должен быть свой оберег» .

Рушник был атрибутом ворожбы. В ночь на Андрея девушка вывешивала в окно рушник и приговаривала: «Суженый, ряженый, приди к моему окну, утрись моим рушником». Если через некоторое время рушник станет мокрым, девушка должна выйти замуж уже в том же году. Во время эпидемий женщины всего села вместе за одну ночь (один день) изготавливали рушник‑оберег – однодневный рушник. Под тем рушником все проходили через очистительный огонь, переносили в нем детей, больных и немощных, а потом рушник сжигали – он должен был забрать болезнь.

 

Свеча

 

Палочка воска, жира, стеарина с фитилем в средине. Еще в дохристианскую эпоху использовалась как для освещения помещения, так и в обрядах и ритуалах. Свеча сопровождала человека от рождения до смерти. Перед крестинами свечу зажигали, чтобы отогнать напасти и болезни; на свадьбе зажженная свеча – символ жизни и продолжения рода; свеча в руках покойника должна освещать ему путь в мир иной. Небесные звезды сравнивали со свечами: у каждого на небе своя зоря‑свеча, и как погаснет небесная свеча – оборвется чья‑то жизнь земная. Некоторые свечи, согласно народным верованиям, имеют магическую силу. К примеру, страстной свече, которую зажигали во время богослужения в Страстной четверг (последний четверг перед Пасхой), приписывали способность спасать от бед, злых сил, болезней. От нее зажигали новый огонь, ею обкуривали больных, ее зажигали при родах, давали в руки умирающему. Громничная свеча, которую зажигали на Сретение (в давние времена – Громницы), уберегает людей и скот от грома, деревья от мороза; отводит наводнения; помогает преодолеть страх, прибавляет здоровья. Общественную свечу готовили к Храмовому празднику всей громадой (общиной – общинная свеча) в почитание покровителя‑святого. Обряд так и назывался – свеча. Праздник в честь свечи – свадьба (женитьба) свечи – устраивали в ночь на Семена (когда‑то это была новогодняя ночь; церковный новый год и ныне начинается 1 сентября).

Церковь позаимствовала свечу и сделала ее одним из основных ритуальных христианских атрибутов.

 

Стяги

 

Стяги, флаги, знамена, прапоры издавна у славян, как и у других народов, были предметами сигнализации, предупреждения, предостережения, распознавательными знаками. Вероятно, что это были длинные жерди с прикрепленными на конце ветками, травой. Крепили также куски шкуры, конские хвосты («челковые стяги»). Позже к деревянной рукоятке начали крепить клиновидные или прямоугольные куски полотна разных цветов, наносили на полотно символы‑обереги, изображение тотемов, божеств, солнца, месяца. Стяги войсковые отряды, дружины возили с собой, перед битвой заносили на холм, чтобы мог видеть и каждый воин, и враг. Цвет стягов – красный, золотой, желтый, голубой. Соединение цветов желтого и голубого, встречающееся у славян, ныне – цвет государственного флага Украины. Такое соединение, кроме известных, имеет еще интересную версию языковедов: древнее уничижительное название «хохол» возникло не только потому, что воины носили чуб (хохол) на голове, а произошло от монгольского перевода слова «хохол» – сине‑желтый. Возможно, монголы так называли племенные объединения славян за цвет их стягов.

 

Талисман

 

Специальный предмет, который охраняет человека от бед либо содействует успеху, достижению цели. При этом он принимает на себя негативные действия от магического удара или предостерегает своего хозяина от неприятных случаев. Чтобы талисман имел нужную силу, его делали из определенного материала и в определенное время, либо искали в природных условиях (например, громовая стрела).

Талисманами (амулетами ) пользовались издавна. Со времен существования предметной магии люди верили в чудесную силу предметов, которые были живыми, имели душу. Считали, что можно разными действиями склонить на свою сторону силу камня, дерева, металла, из которых изготавливали талисман.

Сегодня талисманом называют магически заряженный предмет, наделенный свойствами притягивать жизненные блага или оберегать от болезни, ранений, банкротства, сглаза, колдовства и пр.

Изготавливают и подбирают действенные талисманы люди знающие, посвященные – знахари. Например, чтобы отвести чары и дурной глаз, изготавливают талисман, на котором изображен глаз и направленные в его сторону острия трех ножей; чтобы защитить от злых сплетней, изображают змею, на которую скалятся пять хищных пастей. На обратной стороне талисмана располагают текст, который тоже играет важную роль (угрозы злым силам, просьба к ангелу‑хранителю).

 

Ткани

 

Адамашка (адамашок, едамашка, едамашек) .

Старинная шелковая ткань багряного, иногда голубого или зеленого цвета с узорами растительной символики и изделия из нее. Название происходит от сирийского города Дамаск, где ее производили. Завезена на славянские земли в ХІV – ХV вв. В народном сознании выступала символом богатства, роскоши.

Алтабас (альтембас). Вытканная серебряными нитками парча. Была принадлежностью высших социальных слоев общества.

Бархат.  Ткань из натурального шелка, льна, шерсти с густым коротким ворсом. Известна у славян со времен Киевской Руси (свидетельства «Слова о полку Игореве» и Ипатиевской летописи). У казаков‑запорожцев бархатные шаровары и жупаны были показателем достатка.

Габа. Белое дорогое сукно, которое производилось в Турции.

Газ (газа). Шелк, который производили в палестинском городе Газа (отсюда и название).

Грезет. Шерстяная или шелковая дорогая ткань серого цвета с мелким узором, а также изделия из этой ткани; символ достатка.

Десятинка. Домотканое грубое полотно.

Едваб. Дорогая шелковая ткань, привезенная с Востока, а также одежда из нее; символ богатства.

Кармазин. Дорогое сукно темно‑красного цвета, а также одежда из него (кунтуш); символ богатства.

Кашемир (кашмир, терно). Крашенная в темные цвета тонкая и мягкая шерстяная ткань, из которой изготавливали платки (шали).

Китайка. Красная или синяя шелковая ткань, которую завозили из Китая; шерстяная ткань; в народном представлении времен казатчины символ жалобы.

Крижмо (крижма). Белое полотно, которое крестная мать дарит новорожденному и в которое пеленают ребенка крестные после обряда крестин.

Лудан. Любая блестящая ткань, а также изделия из нее; символ богатства.

Люстрин. Шерстяная или полушерстяная шелковая ткань с глянцем и изделия из нее (юбка, кунтуш); символ достатка.

Парча. Прошитая золотыми или серебряными нитками шелковая ткань, с разнообразными узорами, из которой шили одежду привилегированные слои населения и духовенство.

Пистря. Грубое домотканое полотно из разноцветных (укр. «пистряве» – разноцветное) шерстяных, льняных и других ниток.

Полотно. Белая ткань из льна, конопли, хлопка, шелка. Символ дальной дороги, траура – жалубы; в то же время символ непорочности, оберег от нечистой силы, болезней.

Пурпур (шарлат). Дорогая ткань, которая имела особенный красно‑фиолетовый цвет от краски из морских моллюсков; одежда правителей шилась из этой ткани (багряница).

Рогожа (рогожка). Плотная ткань из лыковых стежек; полотняная ткань из грубых ниток. Имела хозяйственное предназначение; одежда беднейших слоев населения. Символ бедности, нищенства.

Рядно (рядюга, рядовина). Грубое домотканое полотно из льняной или конопляной пряжи и изделия из него: одежда, покрывала, мешки, дорожки; символ бедности.

Сафьян. Материал, изготовленный из козлиных, овечьих, телячьих шкур – мягкая шкура разного цвета – основа для изготовления обуви.


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 247; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!