Б) Растения: зелье, травы, цветы 9 страница



 

Табак

 

Латинское название растения «nicotiana» по имени французского посла в Португалии Джона Никота (Jean Nikot), который в ХVІ в. завез табак во Францию; известно около 60 видов растения. Листья двух видов – табака настоящего и табака‑махорки – известны еще со времен Колумба, который привез их из Америки в 1500 г.

Народные предания повествуют о том, что табак вырос из чрева гулящей молодицы, которую убил собственный отец, или же, что табак был выращен чертями и подброшен человеку, чтобы он себя и свою веру сгубил.

Еще одна легенда рассказывает, что когда мир был создан и освящен Божьим словом, нашелся неудовлетворенный, один из помощников и творений Господа – люцифер. Он подговорил других ангелов и, заслепив им глаза будущим величием, восстал против Господа, за что и был сброшен на землю грешную вместе со своими приспешниками. Летели они ровно сорок дней и сорок ночей, но когда упали на землю, то попали в разные места, потому и появились лешие, водяные и другие духи. Один из них, падая, накололся на острую ветку и ни туда ни сюда не мог сдвинуться, а поскольку был очень ленив, то и висел себе, пока труха с него не посыпалась. Проросла труха зельем, которое назвали табаком. А люди собирают его, курят, нюхают.

В Украине известна чумацкая легенда о происхождении табака (табак укр . – «тютюн »). Однажды в давние времена остановились чумаки на ночлег на холме, поросшем густой травой. Развели огонь ужин готовить. Трава вокруг огня подсохла, запахла неведомым духом, один из чумаков расчихался и говорит: «Ты ба!» Второй не расслышал и спрашивает: «Табак?» Тот на него: «Тютю!». Глуховатый опять переспрашивает: «Тютюн?» Так и начали называть траву – табак, тютюн.

Поверья:

Если табак прилипает к крышке табакерки, будет сильный ливень или град.

Если в сновидении нюхательный табак рассыплешь, поссоришься с родственниками.

 

Тирлич

 

Тирлич‑трава, терлич, горечавка – многолетнее растение с ярко‑синими или желтыми цветами; существует больше десяти ее разновидностей (тирлич желтый, тирлич крещатый (лихоманник), тирлич голубой, тирлич крапинчастый и пр). Используется в народной медицине. На тирличе настаивают спиртные напитки.

В народе тирлич‑трава известна как приворотное зелье, трава‑оберег. Тирлич‑траву собирают под Иванов день на Лысых горах. Соком этой травы нечисть мажет себя, когда собирается лететь на шабаш. Ведьмы с помощью чертей пытаются совсем уничтожить это зелье, чтобы им не пользовался никто, кроме них.

 

Отваром его умываются девушки, чтобы удачно и быстро выйти замуж. Сколько девушка весной отыщет кустов тирлича, столько будет у нее женихов. Срывая траву, девушка приговаривает: «Терлич‑тирлич, хлопцев прикличь!» Легенда рассказывает о том, что в одну девушку до беспамятства влюбился черт. Долго и неотступно ходил за ней в подобии красивого парубка и наконец решил забрать ее к себе. Мать, готовя дочь к свадьбе, украсила ей венок цветами тои и тирлича. Пришел черт, но никак не мог подойти к невесте. Тогда он начал просить девушку снять с себя венок. Девушка, словно не понимая, что от нее хотят, начала снимать по одной вещи и таким образом дотянула до третьих петухов. Тогда черт сказал: «Если бы не тирлич и не тоя, была бы ты, девушка, моя», – и вмиг исчез.

 

Тоя

 

«Тою, одолян и бидрич над Прутом считают в помощь от мора» (Н. Номыс).

 

Трава аконит (нетота, нетоя, ходачки), борец (древнегреческое название «aconitum») – многолетнее травянистое растение семейства лютиковых с синими, голубыми, фиолетовыми или желтыми цветами. Известны: аконит метелочный, аконит джунгарский (каракольский), аконит дубравный (не ядовитый), аконит маленький (низкий), аконит крепкий, аконит пестрый (стройный) – более 300 видов. Все растения смертельно ядовиты.

В народе считали тою охранным средством «от болезней, несчастья, нечистой силы и всякой напасти». Знахари делали отвар из тои от сглаза. Ведьмы пользовались тоей как приворотным зельем.

В народной медицине отвар из сушеной тои был первым средством от эпилепсии («лютого недуга»); он имеет болеутоляющие свойства, его использовали при ревматизме, невралгиях и других заболеваниях. В песенном народном творчестве тоя – символ разлуки.

 

Трой‑зелье

 

В народе трой‑зельем (тройзельем, троянзельем ) называли некоторые виды растений – барвинок, клевер, любку, любисток, васильки. Чаще трой‑зелье – это смесь из трех приворотных растений, которые были символом любви, нежности, верности: «Как родится тройзелье: то любисток для любви, а барвинок для девушек, а василек для запаха» .

В народных песнях, преданиях растет трой‑зелье за морем, и достать его очень тяжело. Юноша, чтобы привезти тройзелье любимой, должен пройти испытания: разгадать три загадки, перейти три реки, проехать три дороги, обуздать трех коней и т. п. Своему владельцу трой‑зелье отдает целебные свойства, помогает и защищает от разных болезней, приносит любовь.

 

Тыква

 

Тыква обыкновенная (столовая) (укр . «гарбуз ») – однолетнее травянистое вьющееся пищевое и кормовое растение семейства тыквенных с большими круглыми или овальными плодами. На Востоке тыква из‑за ее больших размеров и за ее употребление животными в пищу называли «ослиным огурцом», «огурцом ослов».

Тыква – символ отказа. Девушка, отказывая парню, за которого ее сватали, подносит ему тыкву («гарбуз»). Этот обычай известен в Украине. Тыквенная каша, запеченная тыква имеют успокаивающие свойства, сдерживают половое влечение, что было подмечено в народе, потому и вручали тыкву нежеланному жениху.

Тыкву выращивали издавна, ее плоды были довольно часто в меню в печеном либо вареном виде. Вареную в меду тыкву подавали на десерт в Древнем Риме. В Италии тыквой начиняли печеных фазанов. В Украине хозяйки из тыквы готовят вкусные оладьи.

В народной медицине используют мякиш плода и плодоножки (хвостики). Настоянным отваром из тыквенных хвостиков лечили зубную боль, гнойные раны, применяли при сердечных и почечных заболеваниях; мякиш употребляли как мочегонное, желчегонное и слабительное средство. Тыквенными семечками выводили глисты.

 

Тысячелистник

 

Тысячелистник обыкновенный, белоголовник, деревий, деревань, кривавник, кровник, серпник, серпорез – многолетнее травянистое растение семейства астровых; полевое растение, цветущее душистым белым цветом.

Известны тысячелистник благородный, тысячелистник паннонский, тысячелистник сжатый, тысячелистник хрящеватый, тысячелистник целолистый, тысячелистник щетинистый.

 

Зелье хорошо известно в народной медицине. Листьями этого растения останавливают кровь, лечат раны. Отвар употребляют при болях в желудке, при кашле, легочных болезнях, лихорадке; дают роженице после родов, чтобы остановить кровотечение и снять жар; добавляют в детскую купель. Чаще тысячелистник применяют в смеси с другими лекарственными растениями.

 

Тюльпан

 

Самые древние упоминания об этом цветке в литературных памятниках Персии, где он был известен как «дульбаш», или «тюрбан», – чалма. Известен он был и у древних греков. На Востоке тюльпан – символ утонченности и элегантности. В садах турецких султанов выращивали большое количество тюльпанов разных цветов. В Западную Европу тюльпан попал из Турции. При королевских дворах Западной Европы создавали коллекции, выводили новые сорта, в честь которых устраивали пышные празднества, садовникам дарили богатые подарки.

Одна из легенд повествует о том, что в тюльпане было спрятано счастье. Но никто не мог его взять, ибо не знали тайну раскрытия бутона. Когда же мимо цветка проходила женщина с малышом и малыш с веселым смехом подошел к тюльпану – бутон сам раскрылся. С тех пор цветок дарит людям счастье.

 

Укроп

 

Укроп душистый, коприй – однолетнее травянистое растение семейства селеровых (зонтичных). Об укропе упоминается в египетских папирусах 1536 г. до н. э., где его рекомендуют использовать для снятия головной боли.

Славяне издавна укроп употребляли как пряную приправу к пище; в народной медицине отвар из укропа рекомендовали при вздутии живота.

В народном представлении запах этого огородного растения отгоняет ведьм, предотвращает чары. Укропом очищали помещения от всякой нечисти, а организм – от напасти.

 

Улика‑трава

 

«Сама она красно‑вишневая, глава у нее кувшинками, а расцветет – как желтый шелк, листья лапками» («Травник»).

В народе известно поверье, что когда разлучаются муж с женой по причине прошедшей любви, то улику‑траву нужно растолочь и давать с напитком, приговаривая при этом: «Как ты, трава, приклонила главу свою до земли, пусть и они приклонят меж себя главы свои всей душой и сердцем, душой и мыслью навек, до гробовой доски!» И то гда опять расцветет их любовь, и будут они жить друг с другом до конца дней своих в мире и согласии.

 

Фасоль

 

Однолетнее травянистое растение семейства бобовых. Название происходит от греческого слова «phaseolos» – «челн» и объясняется тем, что боб фасоли по форме напоминает челн; известно до 150 видов. Выращивается как пищевое растение. В народе фасоль (как и горох) благодаря своим длинноватым овальным плодам – символ слез. В народной медицине используют стручки при лечении дерматозов, гипертонии, ревматизма, сахарного диабета, отеков.

 

Фенхель

 

Фенхель, или сладкий укроп – многолетнее растение семейства селеровых – известен с древних времен. Родина этого растения – Южная Европа (Средиземноморье). Древние греки, римляне, египтяне, индийцы, китайцы использовали фенхель как пряность и как лекарство. На славянские территории фенхель попал в средние века. Считалось, что это зелье продлевает жизнь, добавляет силы, отгоняет злых духов. Употребляли фенхель от кашля, при легочных болезнях, заболеваниях дыхательных путей. Отвар этого растения очищает организм, выводит шлаки и токсины, способствуют хорошему пищеварению. Компрессы из настойки фенхеля снимают отеки, лечат воспаление век. Листья фенхеля используют в салатах, рыбных и других блюдах.

 

Фиалка

 

Название («viola») было известно еще в Древней Греции и Древнем Риме, встречается в произведениях Вергилия, Плиния и других авторов. Растений семейства фиалковых с фиолетовыми, желтыми, белыми цветами (цвета могут смешиваться); известно около 400 видов: фиалка душистая, фиалка китайбелевая, фиалка полевая, фиалка трехцветная ; фиалка ночная (вечерница); анютины глазки (фиалка Виттрока); (фиалка альпийская (цикламен европейский, дряква) – относится к семейству первоцветов) и др. Народные названия: братки, братики, брат‑и‑сестра, удодов сапог, полуцвет, кукушки, кукушкины черевички, сиротки .

«Относительно травы брат‑и‑сестра, которую заплетают в купальский венок и которой в этот день любит париться в банях великороссийский народ, связав ее в веники с ветками березы, то о ней рассказывают в народе, что в эту траву превратились брат и сестра, которые поженились, не зная о своей родственной связи. Есть об этом и украинская песня, и белорусская» (М. Максимович).

Цветы фиалки – символ радости. Лишь фиолетовые – символ печали, кручины по умершими. В христианской традиции этот цветок – символ покорности и смирения.

С древних времен фиалка почитаема людьми. В одной из легенд фиалки проросли из благодарных слез Адама, который прослезился, когда узнал, что архангел Гавриил принес весть о прощении грехов первому человеку на земле. Фиалку считали символом весеннего возрождения природы.

Другая легенда повествует о том, что жили брат и сестра, остались без родителей, жили бедно и решили пойти по свету, каждый отдельно. Долго так бродили, и, когда спустя какое‑то время случайно встретились, не узнали друг друга. Между тем полюбил брат сестру как девушку, обвенчались они и начали жить как муж и жена. Но со временем грех стал очевиден, узнали они, что родные по крови. Брат сказал сестре: «Идем в поле, посеемся: ты будешь цвести фиалковым цветом, а я – желтым». С тех пор и цветут они вместе, a в народе верят, что этот цветок оберегает от любви близких по крови людей.

Соотносят этот цветок с богиней Ладой. Отвар из кореньев давали жениху и невесте, чтобы жили в согласии. Купель из фиалок оберегает от ссор. По корню ворожили, кто родится, мальчик или девочка. Желтый и синий цвет фиалок символизирует огонь и воду, потому цветок – обязательный участник купальских обрядов. Фиалка в народном представлении отгоняет всякую нечистую силу, оберегает жилище от воров.

В народной медицине фиалку использовали при лечении почти всех известных и неизвестных болезней. Народные поверья передают, что первые три найденных цветка фиалки нужно глотнуть, тогда никакая болезнь не пристанет.

Маленький ароматный цветок с древних времен был символом весны, верности, привязанности, любви, скромности. В день поминовения умерших – День фиалок – древние римляне украшали могилки фиалками. Во время трапез римляне надевали венки из фиалок, считая, что эти цветы «охлаждают» голову, снимают головную боль. В средневековье у многих народов появление первых фиалок была поводом для весенних веселых празднеств.

 

Хмель

 

Многолетнее вьющееся растение, самая большая трава на славянских территориях. Хмель в народе еще: хмелица, хмеленье, винница, гимей . Хмель пробивается из земли ранней весной и, цепляясь маленькими шипами‑крючками за любую опору, тянется к солнцу, при этом вьется только по ходу часовой стрелки. Молодые побеги хмеля, как и спаржу, используют в пищу. Для варения пива берут шишки (соцветья) женских экземпляров хмеля, наполненные желтой пыльцой – лупулином. Шишки хмеля используют при выпекании хлеба. Стебли хмеля – волокно для грубой пряжи и веревок.

 

Хмель – символ гульбы, отваги и удали. С хмелем сравнивают разгульного казака, молодого парня, который вокруг девицы вьется. Хмель обладает наркотическими свойствами. В песнях он носит название «буйное зелье». В песнях ярый хмель знаменует радость, гостеприимство, семейное счастье. Хмель – символ плодородия: перед венчанием мать обсыпала невесту хмелем. Согласно поверьям, тот, кто носит при себе сухой хмель, никогда болеть не будет и от порчи убережется. Утром в Страстной четверг девушки умываются настойкой хмеля, приговаривая при этом: «Как хмель люди любят, пусть и меня бы так любили!»

В народной медицине шишки хмеля применяются довольно широко – при заболеваниях почек, желчного пузыря, печени, болях желудка и как успокаивающее средство.

Присказка:

С хмелем нужно с умом жить .

 

Хрен

 

Многолетнее травянистое растение семейства капустных, с утолщенным корнем, который

употребляется в пищу как острая, горькая приправа.

Об этом огородном растении говорят, что до Спасителя оно было очень ядовитым. Спаситель благословил хрен, уничтожил этим всю его ядовитость и велел христианам есть хрен безбоязненно. Люди готовят из него приправу, но она такая едкая, что от нее слезы выступают. Особенно ели хрен со свекольным квасом в понедельник первой недели Великого поста (жилавый понедельник), чтобы укрепиться на весь пост.

Хрен, освященный на Пасху, оберегает от болезней и прибавляет здоровья. Хрен в народной медицине применяют при ревматизме, простуде, головных болях: его нюхают, кладут тертым как горчичники на спину и затылок, делают припарки на ноги.

 

Царь‑зелье

 

Чар‑зелье, зелен‑зелья, драголюб – в народном представлении волшебные приворотные травы, которые собирали на Симона Зилота, на Ивана Купала.

В песнях рассказывается, что растет оно «в глубокой долине, на высокой могиле», а над ним «седая кукушка кует». Когда трава будет уже «в сено скошена и зеленая дубрава опустошена», тогда останется одно «царь‑зелье». Девушки его пропалывают, пока не имеют милого; в другом случае милый‑чернобровый будет бить свою девушку:

 

Осталось царь‑зельечко:

«Прополи меня, моя девушка!»

«Ой, рада я прополоть,

Да стоит милый на воротах:

Держит кии тоненькие,

На мои плечи беленькие».

 

 

Чабрец

 

Чебрец (чебрик ), тимьян – полукустарниковое медоносное растение семейства губоцветных с розоватыми, иногда белыми ароматными цветами. Известны: чабрец боровой (ползучий), чабрец двувидный (диморфный), чабрец обыкновенный, чабрец Каллье, чабрец Маршаллов.

 

Растение с древности используется в народных обрядах и в народной медицине. На Зеленые святки чабрецом клечали хату, окуривали усадьбу на достаток и благополучие. Напитком из чабреца девушки поили полюбившихся им парней. Знахари лечили этим зельем желтуху, кручину по покойным родственникам, сглаз; применяли в свадебных чарах; рекомендовали брать в дальнюю дорогу, чтобы вернуться домой (потому к чабрецу прикладывали в народе название евшан‑зелье). Польские девушки вплетали чабрец в купальские венки как оберег.

Чабрец издавна использовали при лечении верхних дыхательных путей. В лекарских справочниках ХVІІ–ХVІІІ вв. это растение называют стимулятором мозговой деятельности. В 1887 г. был доказан бактерицидный эффект тимьянового масла (тимола) против бациллы сибирской язвы; в 1889 г. – против тифа, в 1921–1922 гг. – против дифтерии, туберкулеза, стафилококка. Во время Первой мировой войны тимьяновое масло использовали для заживления ран и дезинфекции инструментов.

«На Западной Бойковщине настойку чабреца рекомендуют при болях в области сердца,

используют при лечении желтухи. В последнем случае придерживались определенных обрядов: рвать его нужно до восхода солнца на Купала и обязательно освятить в церкви. На Полесье считают, что чабрец хорошо успокаивает нервную систему… Считают, что окуривание чабрецом на праздник обеспечивает семье достаток»

(З. Болтарович).

Свежие и сушеные листья чабреца используют в кулинарии и косметологии.

 

Череда

 

Череда трехраздельная (прицепа, собачий репейник, чернобривец болотный ) – однолетнее травянистое растение семей ства сложноцветных с красноватым стеблем и мелкими желтыми цветами в буро‑желтых корзинках, иногда до 90 см в высоту. Растет возле водоемов и в низинных лугах. Широко используется в народной медицине как противозолотушное средство. Отваром череды лечат болезни печени, селезенки, кожные заболевания; свежие листья прикладывают к ранам, язвам. Известны еще череда поникшая и череда лучистая.


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 248; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!