Б) Растения: зелье, травы, цветы 3 страница



 

Народные названия: дурман вонючий, бодяк, бес‑дерево, диво‑дерево, дурисвет, дурнопьян, дур‑зелье, обман, омана, очмана .

В Крыму выращивают для лечебных нужд дурман индийский.

 

Душица

 

Душица обыкновенная, душанка, душинка ; у украинцев – материнка ; у поляков – мацержанка, у чехов – материна душка; травянистое многолетнее растение семейства губоцветных с мелкими сиренево‑розовыми душистыми цветами – символ материнской любви, заботы о здоровье детей. Собирали душицу трижды до восхода солнца, купали в ней дите, а потом выливали на то место, где сходятся три межи или три дороги. Считалось, что девушка, которая выращивает в огороде душицу, будет талантлива во всем: и в работе, и в пении, и в любви. Девушки брызгали юношей отваром этого зелья в купальскую ночь, чтобы нечисть не пристала. Матери заворачивали пучок сухой душицы в рушник детям в дальнюю дорогу, чтобы помнили о родине, о родной матери.

Душицу как пряность издавна использовали и азербайджанцы («кара гиних»), и грузины («ташава»), и армяне («звирак»), и славяне. Сеченую или перетертую верхнюю часть стебля с листьями и цветами добавляют в супы, соусы, к приготовленному разными способами мясу. Раньше клали в домашний квас, пиво – как ароматизатор и как консервант. В Западной Европе душицу добавляют в блюда из шампиньонов.

 

Евшан‑зелье

 

Опоэтизированная в народе душистая степная полынь – символ тоски по родному краю.

В старинной легенде, пересказанной в Ипатьевской летописи, евшан‑зелье имеет чудесные свойства. В легенде рассказывается, как один юноша, статный и красивый, ушел на охоту. Добычу вблизи селения найти не мог, поднялся высоко в горы. Неудачно оступился, упал с вышины и разбился. Едва живого нашли его люди из другого селения. Пригрели, исцелили. Влюбился юноша в чужеземную красавицу, забыл и кто он такой, и откуда он, и все на свете. Узнали родные, где юноша, обрадовались, послов отправили, чтобы вернуть его домой. Но не захотел юноша возвращаться в свой дом, не помнил он, где родился и кто эти люди, пришедшие к нему. Тяжким ударом это было для его родителей и невесты. Выплакали они все слезы. Но проходил мимо них старый добрый волшебник. Увидел опечаленную девушку, смилостивился над ней и дал траву чудесную – евшан‑зелье.

Пошла девушка одна лесами густыми, полями широкими и таки добралась в чужое село. Очень тяжело было видеть любимого, но все же девушка подошла к нему и подала ему евшан‑зелье.

 

Увидел юноша ту траву, ощутил запах родной и горький, сразу же вспомнил все, поцеловал невесту свою и после слов благодарности отправился в родные края.

«Евшан‑трава исцеляет от забытья, а потому, кто родину свою забудет, она обязательно все напомнит» («Травник»).

 

Ефилия

 

Встречается в диких лесах, полях; вся покрыта длинными волосками. По преданиям, эту траву давали человеку, который не растет, или имеет горб: вместе с плакун‑травой ее нужно пить при луне. Она же помогает при ожогах. Пили ее напаренной, но в определенных дозах, чтобы не отравиться.

 

Жасмин

 

Многолетнее кустовое декоративное растение семейства гортензиевых с душистыми кремово‑белыми цветами. Стебель вырастает иногда до 3–4 м. Ученые называют это растение жасмином ненастоящим, чубушником . В научном мире более известен жасмин желтый (гельземиум ) – вечнозеленая лиана, которая в теплом влажном климате тропиков расцветает желтыми цветами с одурманивающим запахом. Индейцы Северной Америки дали название жасмину желтому – стеклянный гроб, потому что корни этого растения ядовитые (в то же время красивые цветы жасмина желтого – символ любви). Ядом гельземиума индейские воины смазывали стрелы. В определенных дозах растение принимали как наркотик – оно вызывает паралич мышц и прострацию при полном сознании. С середины ХІХ в. благодаря кропотливой работе американских врачей Прете, Гейлема гельземиум начали использовать как обезболивающее и успокоительное средство. И цветы жасмина ненастоящего, и цветы жасмина желтого используются в парфюмерии.

Жасмин (ненастоящий) был завезен в Европу из Востока в начале ХVІІІ в. На Востоке это растение считали фаворитом в растительном мире. В Китае жасмин добавляли в чай, им промывали глаза, из него делали сироп от кашля. В Индии жасмин называли «лунным сиянием любви», девушки украшали его цветами волосы.

Авиценна считал, что жасмин очищает кровь, рекомендовал его при нервных заболеваниях, а также людям пожилого возраста для поддержания жизненного тонуса.

В древней легенде Клеопатра искусила Марка Антония, натираясь перед встречами с ним жасминовым маслом.

 

Живокость

 

Живокост, гавьез, шпорник, дельфиниум – трава влажных лугов с желтым, иногда синим цветом. Известно около 400 видов однолетних и многолетних растений. Название растение получило из‑за своих свойств исцеления переломов и укрепления костей (добавляли в купель младенцам, чтобы кости были крепкими). Греческое название «дельфиниум» от греческого слова «delphinos» из‑за схожести бутона цветка с верхней частью тела особого вида дельфина – «морской свиньи».

 

В народной медицине для изготовления лекарств используют корни растения.

 

Живучка

 

«Живучка имеет тайную силу, силу жизни. Где б ее не посадили, она везде вырастет, везде свои корни пустит» («Травник»). Сажали живучку на крышах, чтобы уберегла от грома и молнии.

Живучка ползучая (горлянка, девичья краса ), латинское название «ajuga» – многолетнее травянистое растение семейства губоцветных с ползучим корневищем, ползучими побегами и голубыми, иногда розовыми или белыми цветами; известно около 40 видов.

В народной медицине траву живучку используют как кровоостанавливающее, потогонное, противовоспалительное и антисептическое средство при разных болезнях.

 

Забей‑круча

 

«О забей‑круче есть такой ответ со времен борьбы казаков с татарами. Когда‑то бились казаки с татарами, и татары начали их побеждать. Видят казаки, что ничего не сделают, и бросились наутек, а атаман казачий разозлился, ударил себя копьем в темя и, как сноп, свалился с коня. Где не взялся снежный вихрь, поднял всех неверных казаков вверх, разорвал их в клочья, перемешал с черноземом и разметал кости где‑то там далеко, «по татарве». Из их костей и проросла забей‑круча. А что на чужбине не сладко было, то смилостивился Господь и засеял забей‑кручу по всей Украине. Старые же люди говорят, что если бы все парубки вместе забей‑кручу за пояс заткнули, то все те казаки опять бы ожили» (Георгий Булашев).

Это растение считалось воплощением печали по родному краю, страданий праведных, а еще – кары Божьей, справедливой.

 

Загадка

 

Девушки рвали эту траву в ночь на Ивана Купала, затыкали под стреху – если наутро цветы не завянут, то сбудутся мечты об удачливом, богатом женихе. Потому еще название этого зелья – богатенка .

«…В Сиверском крае, над Десной, девчата рвут против Ивановой ночи траву загадку, а тверцы и новгородцы называют ее богатенкой» (М. Максимович).

 

Заячьи ушки

 

Сокирки полевые, рогатые волошки, живокост полевой – ядовитый бурьян (особенно семена) до 60 см высотой. В народной медицине используют от головной боли, цистита, заболеваний глаз, зубной боли, при легочных заболеваниях, гипертонии, заболеваниях кожи, как кровоостанавливающее средство. Оберег полей и нив от заговоров.

 

Заячья капуста

 

Заячья капуста большая, расходник, очиток, очиток едкий (древнегреческое название «sedum») – многолетнее травянистое растение семейства толстолистых. Трава, лечебные свойства которой помогают против малярии, бронхита, выводят лишаи, заживляют раны.

«На Полесье при глубоком сухом кашле, бронхитах дают пить настойку травы расходника, собранного в пору цветения» (З. Болтарович).

 

Зверобой

 

Зверобой обыкновенный – многолетнее травянистое растение семейства зверобойных. Известен еще зверобой вытянутый. Трава с густым соцветием желтого цвета. В народе известно много названий: биждеревок, Иваново зелье, Иванов цвет, иванок, святостоянское зелье, божья кровь, заячья кровь, стокровица, кровавник, слезы Богородицы, диравец, пожарница, перелесник . Древнее название в «Голубиной книге» – прозорник. Зелье в народном представлении является лекарством от ста недуг: «Как без муки хлеб не испечешь, так без зверобоя зелье не приготовишь» . Зверобой широко применяли в народной медицине против многих болезней; на нем настаивали водку.

 

Земляника

 

Земляника лесная – многолетнее вечнозеленое травянистое растение семейства розовых. Землянику называют ягодой вечной молодости. Благодаря натуральной аскорбиновой кислоте, которой много в этих ягодах, земляника является хорошим антидепрессантом. Ягоды придают коже нежный матово‑розовый оттенок. В то же время эти ягоды – сильный аллерген, потому употреблять их нужно осторожно.

Земляника – природное мочегонное средство. В народной медицине ягоды употребляли при заболеваниях почек, печени, при болях в суставах; ягоды и отвар из листьев нормализируют обмен веществ и давление, предотвращают бессонницу.

Ягоды земляники применяют в косметологии.

 

Золотой корень

 

Золотой корень (радиола розовая ) – многолетнее растение семейства толстолистых. Имеет веретеновидный мясистый корень, ароматное корневище. Корень радиолы в народной медици не используют от головной боли, при простудных и нервных заболеваниях. Народное поверье гласит, что, кто владеет золотым корнем, всю жизнь будет здоровым и счастливым.

 

Золототысячник

 

Золототысячник малый (золототысячник зонтичный, зарка, рута, сердечник, цвенторка, цвинтура, центурия ) – двухлетнее травянистое растение семейства тырличевых.

Траву золототысячника малого и золототысяч‑ника красивого широко используют в народной медицине против многих болезней. В отваре золототысячника купали детей, чтобы «…спокойными были и хорошо спали» .

 

Зубровка

 

Зубровка (укр . «чаполоч ») – многолетняя трава семейства злаковых. На зубровке делали настойки накануне Ивана Купала и пили в ночь на Купала, чтобы нечистая сила не прицепилась. Настойкой девушки омывали грудь и живот, чтобы злые силы не отобрали материнство. В народной медицине настойка из зубровки известна как возбудитель аппетита и средство для улучшения пищеварения. Зелье широко используют для ароматизации спиртных и безалкогольных напитков.

 

Иван‑чай

 

Хамерион (хаменерий ) узколистый – многолетнее травянистое растение семейства онагровых с пурпурными или бледно‑розовыми цветочными гроздьями. Отвар из этого зелья упоминается в фольклоре как молодильная вода, которая оберегает от ведьмовских чар, действий колдуна, разных каверз злой силы. В народной медицине настойки или отвар хамериона применяют от головной боли, при заболеваниях желудка, бессоннице (высушенные перетертые листья заваривают как натуральный чай).

 

Иссоп

 

Гиссоп, синий зверобой – многолетнее растение семейства губоцветных. Его издавна используют в очистительных медицинских растворах и в качестве приправы к разным блюдам. Иссоп упоминается в Библии («Очисти меня иссопом – и чистый буду, омой меня – и стану белее снега» , Псалмы, 51:9).

В Евангелии от Иоанна (19:29) сказано, что после слов Иисуса о жажде «…воины, смочив уксусом губку и положив на иссоп, поднесли к устам Его» . В Библии иссоп в противовес кедру символизирует смирение.

В древности из иссопа готовили отвар от болей в груди; считали, что он улучшает память. Растение имеет антисептические и спазмолитические свойства.

 

Как пряность употребляют молодые листочки верхушек иссопа, собранные перед цветением, а также почки – все в высушенном виде. Им ароматизируют салаты, холодные закуски, супы, жареное мясо. В пищевой промышленности иссопом ароматизируют ликеры.

 

Камыш

 

Камыш, тростник , (укр . «очерет ») – водяное и болотное растение с высоким стеблем и коричневой метелкой на конце.

 

Об этом растении существует много преданий, поверий, легенд. Одна из легенд повествует о том, что камышом завладел дьявол, хоть и посажен он был Господом. Как‑то сатана, встретив Господа, стал просить его отдать в распоряжение нечистой силы овес и гречку в благодарность за то, что он помогал Спасителю творить мир, а ничего своего не имеет. Услышал Господь чертову просьбу и отдал ему эти злаки. Лукавый обрадовался и в хорошем настроении возвращался домой. Тут навстречу ему внезапно выскочил волк и громко крикнул: « А ты чего тут подскакиваешь?» Черт испугался и забыл, какие растения подарил ему Господь. Чтобы не гневить волка, назвал первые растения, которые на ум пришли: « Бог подарил мне камыш и осот!» С тех пор нечистая сила и владеет лишь камышом и осотом, а полезные злаки оставила в покое.

Из камыша делали простые сопелки – камышины. Часто камыш упоминается в фольклоре. Его сравнивают с неуклюжим и неуверенным юношей.

Камышиной в давние времена измеряли покойника, чтобы делать гроб. В народе говорят, что камышом – чертовой травой – заросла дорога в ад.

Загадка:

«Сидит дед: сам под водой, над водой трясет бородой» (камыш).

 

Капуста

 

Растение семейства крестоцветных, которое в свое время было «приручено» человеком, окультурено; известно около 100 видов. Классическое латинское название капусты – «brassika». Только после того как хозяйки научились сажать рассаду капусты, она получила распространение (ХV – ХVІ вв.). Из листьев капусты готовят традиционные блюда. Жареная капуста – одно из двенадцати обязательных постных блюд Рождественской вечери.

В некоторых местах хозяйки перед тем, как сажать капусту, оголялись, чтобы кочаны были белые и круглые, как ягодицы; на грядке прижимали землю над высаженными семенами коленом, чтобы головки были тугими, как колено.

Кочан капусты – капустная голова – в народе ассоциируется с глупой, пустой головой.

То, что это растение заворачивает свой плод в большое количество листьев, похожих на пеленки, породило в народе отговорку для детей, что их якобы находят в капусте.

В древнегреческой легенде капуста – это слезы царя Ликурга. Фракийский царь Ликург терпеть не мог бога виноделия Диониса. Он коварно напал на веселую компанию Диониса, в стычке погибли вакханки, сопровождавшие бога‑винодела. Дионис отомстил Ликургу, жестоко отстегав его виноградной лозой. Царь плакал от боли, и его слезы превращались в круглые большие, величиной с голову плоды. Их так и назвали: «каптум» – голова. Капу ста у древних греков была символом трезвости, ее употребляли как до, так и после пиршеств. К тому же, в подтверждение легенды, было подмечено, что капуста не растет рядом с виноградной лозой.

Согласно одной из легенд, Александр Македонский приказал своим воинам есть капусту перед боем для поддержания боевого настроения.

Первые упоминания о капусте на Руси встречаются в «Изборнике Святослава» (ХІ в.). В более поздних рукописях дается детальное описание выращивания, использования в питании и лечении. Рецепты использования капусты дают почти все древние «Травники». Незаменимым продуктом была капуста во время постов.

 

Картофель

 

Сначала это привезенное в славянские земли однолетнее (окультуренное) растение семейства пасленовых считали «нечистым» и не знали, что из нее съедобное (были случаи, когда люди получали отравление после съеденной ботвы или цветков). Со временем, когда разобрались, начали называть картофель (укр. «картопля», «бараболя», белорус . – «бульба») вторым хлебом, Божьим даром.

Первое же время в народе считали, что картофель – «чертовы яблоки». Бог сотворил яблоки на деревьях, а чертовы яблоки, которыми нечистый совратил Адама и Еву, пошли под землю, как и сам черт. Еще в ХVІІІ в. духовенство утверждало, что все, кто употребляет картофель в пищу, не увидят Царство Небесное. Картофель в Россию поступал из Пруссии. В слове «картофель» чудилось немецкое «крафт тойфельс» – в переводе «чертова сила». Потом уже народ мудро подметил: «Бог сотворил картофель, чтобы бедным людям было тоже с кого шкуру драть» .

Сажали картофель в женские дни недели – среду и пятницу, которые считались благоприятными. Перед посадкой мужчины не присаживались, не садились – чтобы плоды не гнили в земле.

У этого богатого на витамины и ежедневно употребляемого в пищу во всем мире овоща было довольно много приключений. Дикий картофель еще несколько тысяч лет тому назад был хорошо известен индейцам Южной Америки. Жители Анд высушивали примороженные клубни дикого картофеля («чуньо») и ели их с сушеным мясом.

Первые испанские колонизаторы попробовали картофель в ХVІ в. в Перу (где его называли «папа») и окрестили «трюфелями». В Европу испанцы привезли картофель в ХVІІ в. В то же время Испания была последней европейской страной, где картофель получил распространение как съедобный овощ. Следует сказать, что тогда дикий картофель был мелкий и горьковатый на вкус. Многолетняя работа селекционеров облагородила этот овощ.

Во Франции впервые картофель упоминается в 1600 году. Блюда из него подавали к королевскому столу, король украшал цветами из картофеля одежду, а королева – прическу. Простолюдины научились употреблять картофель в пищу лишь в ХVІІІ в. Силой заставить выращивать заморский овощ власть не смогла. Тогда король преодолел недоверие хитростью. Он приказал охранять картофельные поля. Думая, что охраняют что‑то ценное, крестьяне ночью выкапывали клубни, варили и ели. Таким образом картофель распространился среди населения Франции.

Прусский король Фридрих Вильгельм І в 1651 г. в приказном порядке провозгласил выращивание картофеля национальной обязанностью.

В Англии есть свидетельства о попытках выращивания картофеля от 1589 г. Известно предание об адмирале, который привез заморский овощ и приказал повару приготовить его на обед для приятелей. Повар приготовил не картофель, а ботву. После обеда адмирал приказал сжечь посаженные кусты. Когда же на пепелище нашли запеченный картофель и попробовали – он был признан и реабилитирован.

Некоторое время картофель в Европе выращивали как лечебное растение и продавали в аптеках. Пражский аптекарь и натуралист Антуан Пармантье одним из первых вырастил праматерь нынешнего картофеля, пригласил в гости чиновников из правительства, угостил их и получил землю для выращивания и селекции картофеля. Антуану Пармантье благодарные потомки соорудили памятник.


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 261; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!