Представления господина Т. Сальвини 1 страница



Немирович-Данченко В. И. Рецензии. Очерки. Статьи. Интервью. Заметки: 1877 – 1942 / Сост., вст. ст., комм. Л. М. Фрейдкиной. М.: ВТО, 1980. 375 с.

Л. М. Фрейдкина . Вера в могущество Театра............................................................... 5  Читать

Рецензии. Очерки. Статьи. Интервью. Заметки: 1877 – 1942

Наши провинциальные театры.......................................................................... 55  Читать

Сцена и кулисы. «Бесприданница», драма А. Н. Островского Бенефисы гг. Музиля и Садовского.................................................................................. 57  Читать

Сцена и кулисы. [«На пороге к делу»]............................................................... 60  Читать

Драматический театр. Разбор комедии «Дикарка».......................................... 63  Читать

Драматический театр. Бенефис режиссера … г‑на Черневского..................... 69  Читать

«Горе от ума» на сцене Малого театра.............................................................. 71  Читать

Драматический театр. Инспектор репертуарной части................................ 73  Читать

Драматический театр. О наших «любителях».................................................. 76  Читать

Драматический театр. По поводу постановки в Малом театре комедии И. С. Тургенева «Месяц в деревне»................................................................ 82  Читать

Театр и музыка. [Бенефис г‑на Андреева-Бурлака].......................................... 89  Читать

Драматический театр. «Царь Борис» . … Борис по Пушкину и по Толстому. 91  Читать

Драматический театр. Гастроли г‑жи Сары Бернар....................................... 95  Читать

Театр и музыка. [«На хуторе», соч. П. П. Гнедича]....................................... 101  Читать

Драматический театр. Новая комедия Островского «Таланты и поклонники»................................................................................................... 102  Читать

«Гамлет» на Пушкинской сцене...................................................................... 105  Читать

Малый театр. «Отжитое время», драма А. В. Сухово-Кобылина................ 106  Читать

Представления господина Т. Сальвини. «Отелло», 7 апреля; «Гамлет», 9 апреля.......................................................................................................... 109  Читать

Драматический театр. Г‑н Сальвини в «Отелло» и «Гамлете». [Росси и Сальвини]....................................................................................................... 111  Читать

Спектакль с участием П. А. Стрепетовой. «Каширская старина», 7 мая.. 116  Читать

Спектакль с участием П. А. Стрепетовой. «На бойком месте», 9 мая....... 118  Читать

Спектакль с участием г‑жи Стрепетовой. «Мария Стюарт», 12 мая......... 120  Читать

Спектакль с участием П. А. Стрепетовой. «Василиса Мелентьева», 16 мая 121 Читать

Открытое письмо в редакцию газеты «Театр и жизнь». По поводу «Юлия Цезаря» у мейнингенцев................................................................................ 123  Читать

Театр и музыка [«Медведь» А. П. Чехова]....................................................... 126  Читать

«Татьяна Репина» комедия А. С. Суворина. Бенефис г‑жи Никулиной...... 127  Читать

«Федра» на сцене Малого театра..................................................................... 133  Читать

Интересный спектакль [«Плоды просвещения в Обществе литературы и искусства]...................................................................................................... 136  Читать

Режиссерский отдел. «Новое дело», комедия… Вл. И. Немировича-Данченко 138 Читать

На современный вкус [«Кармен» с участием А. Борги и Н. Фигнера]........ 143  Читать

Из вокальной астрономии [Таманьо в «Отелло»]......................................... 146  Читать

Из вокальной астрономии [Гастроли итальянских певцов]......................... 148  Читать

В последний раз [Сезон итальянской оперы]................................................. 150  Читать

Воспоминание об артисте Адамяне................................................................. 152  Читать

Театральный альбом. Артисты и критики...................................................... 154  Читать

Честь.................................................................................................................... 156  Читать

Старое по-новому.............................................................................................. 158  Читать

Старое по-новому (Окончание)........................................................................ 161  Читать

Гамлет................................................................................................................. 163  Читать

Бодрые песни..................................................................................................... 166  Читать

«Дуэль» А. П. Чехова........................................................................................ 167  Читать

Закулисная драма............................................................................................... 169  Читать

Дневник журналиста......................................................................................... 171  Читать

Лед тронулся...................................................................................................... 173  Читать

Дневник журналиста......................................................................................... 174  Читать

Дневник журналиста [«Бабье царство» А. П. Чехова].................................. 176  Читать

Театр и школа..................................................................................................... 177  Читать

Московский общедоступный театр................................................................. 210  Читать

«Когда мы, мертвые, пробуждаемся».............................................................. 213  Читать

Тайны сценического обаяния Гоголя.............................................................. 227  Читать

Вл. И. Немирович-Данченко об А. В. Неждановой...................................... 232  Читать

[Композитор Илья Сац]..................................................................................... 233  Читать

О постановке «Карамазовых».......................................................................... 234  Читать

Искусство театра................................................................................................ 235  Читать

Люнье-По............................................................................................................ 242  Читать

[В громаде задач…]........................................................................................... 245  Читать

[«Три сестры»].................................................................................................... 245  Читать

[Театральные мечтания].................................................................................... 248  Читать

Садовская умерла, да здравствует искусство Садовской!............................. 249  Читать

О репертуаре...................................................................................................... 250  Читать

Дух твой с нами! Памяти Н. С. Бутовой....................................................... 254  Читать

О Леониде Андрееве......................................................................................... 256  Читать

[Музыкант сцены].............................................................................................. 261  Читать

Шарлатаны......................................................................................................... 261  Читать

[К 100‑летнему юбилею А. Н. Островского].................................................. 265  Читать

М. Горький и Художественный театр............................................................. 265  Читать

«Лизистрата». К открытию МХАТ.................................................................. 269  Читать

[Н. Е. Эфрос]...................................................................................................... 270  Читать

[Сандро Моисси]................................................................................................ 271  Читать

М. Н. Ермолова.................................................................................................. 272  Читать

Формы театра Ибсена........................................................................................ 273  Читать

[К 55‑летию литературной деятельности В. А. Гиляровского].................... 276  Читать

Нужны опыты.................................................................................................... 277  Читать

Новая постановка МХАТ. Вл. И. Немирович-Данченко о «Блокаде».......... 277  Читать

[О Станиславском]............................................................................................ 278  Читать

«Толстовское» в Художественном театре....................................................... 283  Читать

[Достоевский… величайший драматург]........................................................ 286  Читать

В. А. Симов........................................................................................................ 289  Читать

Щедрин в Художественном театре. Из воспоминаний.................................. 292  Читать

[И. С. Тургенев]................................................................................................. 296  Читать

Люди театра не забудут Луначарского............................................................ 297  Читать

Заметки по поводу постановки «Грозы» А. Н. Островского....................... 298  Читать

За культуру сценического слова...................................................................... 304  Читать

Освобожденное творчество.............................................................................. 306  Читать

Простота героических чувств.......................................................................... 307  Читать

Через 30 лет........................................................................................................ 308  Читать

О драматургии А. Е. Корнейчука.................................................................... 310  Читать

[Об Островском]................................................................................................ 311  Читать

Мы потеряли ближайшего друга..................................................................... 313  Читать

«Любовь Яровая»............................................................................................... 313  Читать

«Анна Каренина» на сцене МХАТ.................................................................. 317  Читать

[О рукописи Вс. Вишневского «Мы — русский народ»]............................. 320  Читать

Гастроли МХАТ в Париже во время Всемирной выставки 1937 года........ 321  Читать

Театр мужественной простоты ( фрагмент).................................................... 324  Читать

К. А. Тренев........................................................................................................ 325  Читать

О Борисе Щукине.............................................................................................. 325  Читать

[О гротеске]........................................................................................................ 325  Читать

[О Шекспире]..................................................................................................... 326  Читать

О театре романтическом и реалистическом................................................... 328  Читать

Фрагменты.......................................................................................................... 333  Читать

В. В. Лужский.................................................................................................... 336  Читать

Об артисте Климове.......................................................................................... 340  Читать

Лицо нашего театра........................................................................................... 342  Читать

Кого мы защищаем? Кого и что в Отечественной войне спасаем?............. 352  Читать

Комментарии............................................................................................................... 355  Читать

Указатель имен............................................................................................................ 368  Читать

{5} Вера в могущество Театра

I

С любезной помощью И. Ф. Масанова удалось расшифровать псевдонимы Вл. Немировича-Данченко (Вл., Кикс, Инкогнито, Гобой, Д.).

Потревоженные газеты и журналы, выходившие в конце прошлого века, раскрыли доселе неизвестное.

Автором рецензий, театральных фельетонов, еженедельных обозрений был студент Московского университета. (Печатался и после, когда, оставив физико-математический факультет, избрал манивший его путь драматурга, беллетриста, режиссера.)

Открывает книгу очерк о провинциальных театрах безвестного Вл. Н.‑Д. («Русская газета», 1877). Заключает — статья народного артиста СССР для Всеславянского антифашистского комитета: «Кого мы защищаем? Кого и что в Отечественной войне спасаем?». Думается, уже одна временная протяженность (шестьдесят пять лет!) сулит интересное.

… Когда накануне войны заходила речь о переиздании его пьес, романов, повестей, Владимир Иванович волновался. Критическая самооценка, самолюбие обострялись. «Самолюбие — чертов дар!» Хотя в противовес чертову дару, природа, не скупясь, одарила его умом, талантом, энергией, — он был самолюбив. К себе требователен. Будут ли его труды дороги современному читателю? Разве что «Драма за сценой» или «Губернаторская ревизия», нравившаяся А. П. Чехову? «Новое дело»? «Цена жизни», исполнявшаяся не только в России, но и за рубежом[1]?

К отбору театральных рецензий Немирович-Данченко, вероятно, отнесся бы еще строже. (Мы считались с этим, составляя настоящий сборник.)

Собранные, точнее, отобранные статьи разнообразны по жанру. Вначале — оценки премьер в «Русском курьере», «Будильнике», «Русских ведомостях», «Новостях дня».

«Последнюю жертву», «Бесприданницу» он видел еще при жизни А. Н. Островского. Критик приветствовал дебюты Садовских {6} на сцене Малого театра и режиссерский дебют Станиславского в Обществе искусства и литературы; сравнивал Сару Бернар с артистками русской школы — Федотовой, Савиной, Стрепетовой; сопоставлял Росси и Сальвини, отдавая предпочтение тому, у кого «правда — первое условие художественности».

Иной жанр заметок об Ибсене, Гоголе, Салтыкове-Щедрине, Толстом, Достоевском, Горьком, Треневе. Это своего рода послание к публике и актерам. Режиссерское предисловие или послесловие к спектаклям Художественного театра: «На дне», «Братьям Карамазовым», «Анне Карениной», «Любови Яровой».

В жанре литературной зарисовки сделаны лаконичные характеристики Свободина, Ермоловой, Лужского, Симова, Моисси, Щукина, Климова, Саца. Главы мемуаров «Из прошлого»[2], фрагменты незаконченной книги «Мысли о театре» дополнены неопубликованными черновыми набросками о Шекспире, творческом самочувствии актера, гротеске.

Разбросанное в периодической печати, скрытое псевдонимами, извлеченное из архивных сейфов в сочетании с изданным прежде может, в известной мере, заменит книгу, которую так и не удалось завершить самому Владимиру Ивановичу.

Достоинства его театрально-критических работ не равноценны. Значение не одинаково. Написанное в газетной спешке заметно отличается от того, что обдумывалось, вынашивалось годами. Рецензии в «Русском курьере» еще литературно шероховаты. Корреспонденции неопытного Кикса в «Будильнике» (1878), конечно, менее серьезны, чем «Открытое письмо по поводу “Юлия Цезаря” у мейнингенцев» (1885) или похожее на творческое завещание — «Лицо нашего театра» (1942).

… Сборник не претендует на то, чтоб стать образцовой школой литературного мастерства. И все же, очевидно, такая книга (проблемно-эстетическая, историко-познавательная, человечная) насущно необходима.

Поучителен духовный рост начинающего литератора. Переход от критического задора к программной полемике с мейнингенцами, народниками, затем с декадентами, затем с вульгаризацией реализма и романтизма.

«Il faut avoir courage de ses opinions» — «Нужно иметь смелость в своих суждениях», — говорит он, обнаруживая редкостную независимость в поединке с «большинством», с кумирами и общепризнанными авторитетами.

Критик указывает на просчеты мейнингенской труппы, бросая вызов всей Москве, восторгающейся постановкой «Юлия Цезаря».

{7} Высмеивает актерскую игру превосходных итальянских певцов в пору их гастрольных триумфов («опера — не концерт»). Воюет с многочисленными любителями оперетты, не замечающими пошлостей нелепых либретто.

Наперекор вынесенному приговору берет под защиту искусство Сары Бернар.

Спорит с полдюжиной рецензентов, усвоивших шаблон, равнодушных к удивительной новизне Чехова.

Не соглашается с самим властителем дум — Н. К. Михайловским. Замечает устарелость романтических драм Гюго, в то время, когда в России царит культ Гюго, когда почти вся публика состоит из поклонников Гюго.

Заявляет в «Новостях дня», что ему не нравятся «Плоды просвещения» Толстого. (На это надо было решиться. Но «сказал и облегчил свою душу».)

Нападает на систему бенефисов, приносящую урон театральной культуре.

Отделяет бескорыстных служителей сцены от «шарлатанов», оригинальничающих, эпатирующих, создающих шумиху вокруг себя и своих творений.

Упрекает зрителей, отдающих свои симпатии доморощенным подражателям Уайльда, а не «изумительнейшему по чистоте небесной глубины Александру Блоку».

Советует людям, формирующим репертуар, угадывать запросы публики, но не угождать ей. Ибо публика, всегда жаждущая новинок, не всегда разборчива, не всегда права.

Привлекает, поддерживает (в советские годы) Тренева, Булгакова, Вс. Иванова, Афиногенова и отклоняет рукопись Вс. Вишневского: «Пафос искренний, конечно, но все того же звучания, к какому ухо так привыкло в нашей литературе боевых сцен».

Называет Д. Шостаковича молодым гениальным композитором и ставит его оперу «Катерина Измайлова» (1934) Восхищается «прекрасным поэтом Пастернаком»

«Замахивается» на кое-что обветшалое в приемах Шекспира, не страшась обвинений в святотатстве и ереси.

Особенно непримирим к помпезным, так называемым «романтическим» спектаклям с их выспренней зажигательностью, пустозвонством: «Сегодня [20 мая 1940 г.] беру “Литературную газету”. Пишут о спектакле “Фландрия”… Прямо жить не хочется, до того злишься! Пятьдесят пять лет бьюсь с этим и ничего не могу поделать. Вот видите, они там наорали, нафальшивили, надекламировали — и это называется “возрождение романтизма”!»[3]


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 214; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!